Закон о реинтеграции донбасса что это такое


История закона о реинтеграции Донбасса. Досье - Биографии и справки

ТАСС-ДОСЬЕ. 18 января 2018 года Верховная рада приняла закон "Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины над временно оккупированными территориями в Донецкой и Луганской областях" (так называемый закон о реинтеграции Донбасса). За документ было подано 280 голосов при 226 необходимых.

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал о законе об реинтеграции Донбасса, а также о предпосылках принятия этого документа.

Конфликт в Донбассе и минские соглашения

После госпереворота на Украине в феврале 2014 года новые власти начали силовую операцию на юго-востоке страны, где жители Донецкой и Луганской областей отказались признавать итоги "евромайдана". Начавшиеся в апреле 2014 года столкновения армии и формирований украинских националистов с отрядами ополчения Донбасса к лету того же года переросли в полномасштабные боевые действия с использованием тяжелой бронетехники и авиации. 11 мая в Донбассе прошли референдумы, на которых за самоопределение региона в Донецкой области проголосовали 89,7%, в Луганской - 96,2%.

12 мая был провозглашен государственный суверенитет Донецкой и Луганской народных республик (ДНР и ЛНР). Киев итоги плебисцитов не признал. Для урегулирования конфликта по инициативе председателя Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) Дидье Буркхальтера была образована контактная группа в составе представителей России, ОБСЕ и Украины.

Благодаря усилиям контактной группы в сентябре 2014 года и в феврале 2015 года был достигнут ряд договоренностей (минские соглашения) о согласовании плана мирного урегулирования и о прекращении огня. Комплекс мер по выполнению минских договоренностей предполагает незамедлительное и всеобъемлющее прекращение огня в Донбассе, отвод тяжелых вооружений, создание зоны безопасности, обсуждение возобновления выплат пособий и пенсий жителям ДНР и ЛНР, а также конституционную реформу на Украине, результатом которой должна стать децентрализация госуправления.

Однако до сих пор план урегулирования конфликта остается нереализованным. Украинская сторона затягивает выполнение политических пунктов минских соглашений, ссылаясь на неурегулированность вопросов безопасности.

По данным ООН, с середины апреля 2014 года в результате вооруженного противостояния на востоке Украины погибли более 10 тыс. человек (украинских военных, гражданских и членов вооруженных групп), более 20 тыс. получили ранения. За время конфликта внутренне перемещенными лицами стали почти 1,6 млн человек. Число лиц, бежавших в соседние страны, в том числе Россию, достигло более 1 млн человек.

Закон об особом статусе Донбасса 2014 года

В третьем пункте минского протокола от 5 сентября 2014 года сказано о том, что Украина должна провести реформу по децентрализации власти, в том числе приняв закон об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей.

16 сентября 2014 года парламент Украины принял закон об особом статусе Донбасса (подписан президентом Петром Порошенко 16 октября 2014 года, вступил в силу 18 октября 2014 года). Согласно документу, неподконтрольным Киеву территориям предоставляется "особый статус" сроком на три года (включая право "свободного пользования русским языком" и создания отрядов "народной милиции"). Власти Украины гарантировали недопущение уголовного и административного преследования и наказания лиц - участников конфликта на востоке страны. Тем же документом предусматривалось проведение выборов в местные органы самоуправления 7 декабря 2014 года.

Однако власти ДНР и ЛНР посчитали большинство положений этого закона неприемлемыми. Они заявили, что принятый документ противоречит итогам прошедших референдумов о независимости ДНР и ЛНР, и назначили выборы глав республик и депутатов местных парламентов на 2 ноября 2014 года. По результатам голосования главой ДНР был избран Александр Захарченко (77,51%), а главой ЛНР - Игорь Плотницкий (63,04%). Официальный Киев итоги выборов не признал.

До 14 марта 2015 года Верховная рада должна была принять постановления с указанием территорий с особым статусом, согласно минскими соглашениям от 12 февраля 2015 года. Перечень районов Донбасса, на которые распространяется особый порядок местного самоуправления, украинский парламент одобрил лишь 17 марта 2015 года, обусловив его вступление в силу проведением там выборов по украинским законам.

Также было принято постановление, которым ДНР и ЛНР признавались "временно оккупированными территориями". Этот статус, согласно документу, должен действовать "до момента вывода всех незаконных вооруженных формирований и военной техники, а также боевиков и наемников с территории Украины и возобновления полного контроля Украины над государственной границей".

Новые законы

Срок действия закона об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей истекал 18 октября 2017 года.

4 октября 2017 года Порошенко внес в Верховную раду два законопроекта - "О создании необходимых условий для мирного урегулирования ситуации в отдельных районах Донецкой и Луганской областей" (о статусе Донбасса) и "Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины над временно оккупированными территориями в Донецкой и Луганской областях" (о реинтеграции Донбасса).

Закон о статусе Донбасса

Закон "О создании необходимых условий для мирного урегулирования ситуации в отдельных районах Донецкой и Луганской областей" был принят Верховной радой 6 октября 2017 года, на следующий день подписан Порошенко и вступил в силу 10 октября 2017 года. В документе говорится о временном (сроком на один год) введении особого порядка местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей. Закон юридически продлевает режим особого статуса для Донбасса, хотя в реальности он так и не начинал действовать из-за позиции Киева, отказывающегося обсуждать политические аспекты минских соглашений (децентрализация власти в стране, проведение местных выборов в неподконтрольных районах и др.).

Кроме того, в документе содержится норма, согласно которой особый статус вступит в силу только после того, как с этих территорий будут выведены "все незаконные вооруженные формирования и военная техника, а также боевики и наемники". Эта оговорка фактически блокирует вступление закона в действие до момента обретения Украиной полного контроля над территорией.

Закон о реинтеграции Донбасса

В законе о реинтеграции Донбасса правовой режим отдельных неподконтрольных Киеву районов Донецкой и Луганской областей определяется как "временно оккупированная территория", а действия России названы "агрессией против Украины". Документом предусматривается создание объединенного оперативного штаба Вооруженных сил Украины для контроля над всеми силовиками и военно-гражданскими администрациями в зоне конфликта.

Президенту Украины предоставляется право задействовать вооруженные силы внутри страны без согласия парламента. В тексте закона также отсутствует ссылка на минские соглашения.

Верховная рада приняла документ в первом чтении 6 октября 2017 года. Дальнейшее рассмотрение законопроекта неоднократно откладывалось. Депутаты вернулись к нему 16 и 17 января 2018 года. Ко второму чтению в документ было внесено около 700 поправок. Большинство из них были отклонены, в том числе поправки о признании ДНР и ЛНР террористическими организациями и о разрыве дипломатических отношений с РФ. В результате депутаты приняли только восемь поправок.

tass.ru

7 вопросов к закону о реинтеграции Донбасса

Народные депутаты от «Оппозиционного блока» 19 января внесли на рассмотрение Верховной рады проект постановления об отмене принятого ранее украинским парламентом закона о реинтеграции Донбасса. Аналитический портал RuBaltic.Ru разобрался, почему законодательная инициатива украинской власти вызвала неоднозначную реакцию на Украине, какие противоречия присутствуют в тексте закона, с какой целью он был принят и есть ли возможность его отменить.

1. Что представляет собой закон о реинтеграции Донбасса?

Официальное название так называемого закона о реинтеграции Донбасса звучит так: «Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины над временно оккупированными территориями в Донецкой и Луганской областях». Однако когда летом 2017 года появились слухи о его подготовке, журналисты, которые не знали, как будет называться законодательная инициатива украинских властей, окрестили будущий документ законом о реинтеграции.

В законе Россия объявляется страной-агрессором, государственные аппараты Донецкой и Луганской народных республик (ЛДНР) названы «оккупационными администрациями» Российской Федерации. Согласно нормам закона Украина перекладывает на Россию ответственность за жизнеобеспечение людей, проживающих на территории ЛДНР; кроме того, РФ объявляется ответственной за всё поврежденное в ходе боевых действий в Донбассе имущество физических и юридических лиц.

Благодаря закону о реинтеграции Донбасса президент Украины Петр Порошенко получил право использовать армию на всей территории страны для отражения «российской агрессии».
Петр Порошенко / Фото: qha.com.ua

Документ юридически положил конец еще одному креативу украинских властей — антитеррористической операции (АТО). Согласно закону, война в Донбассе именуется «мерами по обеспечению национальной безопасности и обороны, сдерживанию и отпору российской вооруженной агрессии». А украинские силовики получат возможность по своему усмотрению ограничивать права и свободы украинских граждан.

2. Каковы последствия признания России агрессором?

Практически никаких, ведь Верховная рада отказалась принять поправки к закону, которые предусматривали разрыв дипломатических отношений с Россией и денонсацию договора о дружбе между Украиной и РФ. Украинские политики создали ситуацию, которая находится за гранью любой международно-правовой логики. 

С одной стороны, нардепы объявляют Россию агрессором, но с другой — отказываются разорвать договор о дружбе. Таким образом, они признали, что Российская Федерация — друг Украины. Депутаты написали в законе, что Россия оккупировала часть украинской территории, однако при этом не только не объявили Москве войну, но даже отказались разрывать дипломатические отношения с ней.

То есть в глазах украинских депутатов Россия — агрессор и друг в одном лице. Это, мягко говоря, не совсем нормально. Ведь друг не может быть агрессором, а агрессор — другом.

Есть в психиатрии такое понятие — когнитивный диссонанс, когда в сознании человека возникают противоречия, которые приводят к ощущению дискомфорта. Это могут быть противоречия между логикой и эмоциональными порывами. Можно привести такой пример: на улице холодно и идет дождь, разум подсказывает человеку, что в такую погоду не надо идти на улицу, если нет необходимости, так как можно заболеть. Но ему всё равно хочется выйти из квартиры и подышать свежим воздухом. Человек чувствует в этом потребность, хотя она и противоречит логике. Нечто подобное произошло и с украинскими политиками. 

В глазах украинских депутатов Россия — агрессор и друг в одном лице / Коллаж RuBaltic.Ru

С одной стороны, они хотят доказать самим себе, гражданам своей страны и даже всему миру, что Россия — оккупант и что Москва виновна во всех провалах «майданной» власти, а с другой — депутаты понимают, что если Украина разорвет дипломатические отношения с РФ, то Киев от этого пострадает куда больше, чем Москва. В России работает около трех миллионов украинских граждан, которых в случае разрыва отношений могут выдворить. Тогда они вернутся на Украину злые на Петра Порошенко и могут стать костяком нового «майдана». Кроме того, «Незалежная» планирует в 2018 году закупать газ в РФ. Поэтому дипломатические отношения с Москвой Киеву необходимы.

Не говоря о том, что объявление войны России для Украины равнозначно самоубийству, так как потенциал украинской армии несопоставим с возможностями Вооруженных сил Российской Федерации.

Действия украинских политиков лишены всякой логики, что отразилось в законе о реинтеграции Донбасса.

3. «Похоронит» ли закон о реинтеграции Донбасса Минские соглашения?

Такая вероятность есть. Дело в том, что согласно Минским соглашениям Украина должна согласовывать с представителями отдельных районов Донецкой и Луганской областей (ОРДЛО) порядок проведения выборов в органы местного самоуправления в Донбассе и конституционную реформу в контексте децентрализации страны. ОРДЛО в документе называются Луганская и Донецкая республики.

Однако по закону о реинтеграции получается, что чиновники ЛДНР являются служащими «оккупационной администрации», значит, делегаты от Украины на переговорах в минской Контактной группе могут отказаться общаться с посланниками из ЛДНР, так как не будут их признавать представителями ОРДЛО.
Фото: nikvesti.com

Такая получается юридическая казуистика. Но дело в том, что в самом тексте Минских соглашений используются очень расплывчатые формулировки, которые дают возможность сторонам по-разному трактовать нормы документа; то есть, формально не отказываясь от «Минска-2», Украина может поставить крест на Минских соглашениях, отказавшись от любых контактов с представителями ЛДНР.

4. Пойдет ли на окончательный срыв минского процесса режим Порошенко?

Сомнительно, что украинская власть намерена сорвать Минские договоренности, так как данный шаг явно не понравится Германии. Официальный представитель правительства ФРГ Штеффен Зайберт заявил, что Минские соглашения остаются рамочными для украинского урегулирования и они неизменны. 

Кроме того, у Порошенко и так сейчас сложные отношения с Западом. Его постоянно критикует заграничная пресса, а Вашингтон и Брюссель требуют от президента создать антикоррупционный суд. 

Думается, в этой ситуации Порошенко не будет портить отношения с канцлером Германии Ангелой Меркель, устраивая «похороны» «Минску‑2». Хотя, как уже говорилось выше, украинские политики не дружат с логикой, поэтому от Петра Алексеевича и его команды можно ожидать чего угодно.

Штеффен Зайберт и Ангела Меркель / Фото: dw.com
Президент Украины получил право использовать армию на всей территории страны?

Да, хоть и в завуалированной форме. В законе о реинтеграции сказано, что в случае, если вооруженная «агрессия» России будет выходить за пределы Крыма и ныне «оккупированных» Донецкой и Луганской областей, для ее остановки разрешено привлекать средства органов сектора безопасности и обороны (армию и спецслужбы) на любой части территории Украины.

Что это означает на практике? Смоделируем ситуацию: в Закарпатье или в Киеве начинается бунт против официальной власти с использованием огнестрельного оружия. Президент объявляет, что, по информации спецслужб, протестующими руководит Москва и это «акт вооруженной агрессии». После чего Порошенко без одобрения парламента получит по закону право использовать против бунтующих людей армию.

5. Согласно закону силовики получают диктаторские полномочия?

Да. В так называемых зонах безопасности, прилегающих к району боевых действий, то есть в районах Донбасса, подконтрольных Украине, военные и представители спецслужб могут ограничивать права граждан по своему желанию. Так, силовики могут применять оружие против лиц, совершивших правонарушение. 

Заметим, даже не преступление, а правонарушение! Военные смогут входить в дома и другие помещения просто так, без ордера суда, как то предусмотрено законами Украины. Силовики получают право изымать у граждан для использования в служебных целях средства связи (мобильные телефоны, планшеты) и транспортные средства.

По факту жители подконтрольной Украине части Донбасса превратятся в бесправных людей.
Фото: news-front.info

6. Способствует ли закон о реинтеграции сближению Украины и Донбасса?

Скорее наоборот, документ еще больше отторгает Донбасс от Украины. Так, по данному закону за работу в государственных органах ЛДНР предусмотрена уголовная ответственность. В документе прописано, что Украина признает лишь два документа ЛДНР — свидетельства о рождении и смерти. 

Но Киев отказывается признавать любые имущественные документы, например договор о купле-продаже, поэтому если человек приобрел квартиру и оформил ее в ДНР, то в случае возвращения украинской власти эта сделка будет признана недействительной. То же самое и с магазином или предприятием.

А так как жизнь в республиках не стоит на месте и собственность переходит от одних владельцев к другим, Киев сам создает прослойку в обществе, которая будет кровно заинтересована, чтобы украинская власть никогда не вернулась в Донбасс.
Фото: ruspioner.ru

Еще Никколо Макиавелли писал, что человек скорее простит смерть отца, чем потерю собственности.

Итак, создается впечатление, что украинская власть на самом деле не хочет, чтобы территории донбасских республик когда-нибудь вернулись в состав Украины.

7. Могут ли отменить закон о реинтеграции?

Теоретически да. Тем более что депутаты от «Оппозиционного блока» зарегистрировали в Верховной раде постановление об отмене закона о реинтеграции. Однако в реальности это маловероятно, ведь за отмену закона должно проголосовать не менее 226 депутатов. Понятно, что украинские политики не для того с такой помпой принимали этот документ, чтобы сразу его отменить. Они просто не смогут объяснить, зачем голосовали за закон, если не хотели, чтобы он вступил в силу.

Фото: zn.ua
Что не менее важно, в случае, если закон о реинтеграции вдруг отменят, это вызовет гнев радикальных националистов. 16 января, когда Верховная рада рассматривала документ, украинские радикалы требовали принять его как можно скорее. Под стенами парламента они сожгли российский флаг и подрались с полицией. Если закон вдруг отменят, то радикалы могут начать новый «майдан», который перерастет в бои в центре Киева. А это точно не нужно ни Порошенко, ни другим представителям власти. Поэтому инициатива «Оппозиционного блока» вряд ли увенчается успехом.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram и присоединяйтесь к нам в Facebook!

www.rubaltic.ru

Реинтеграция Донбасса в 2019-2020 году: что это значит


Официально реинтергация Донбасса началась 18 февраля 2017 г. с того момента, когда Верховная Рада подписала закон. Согласно его содержанию, Россия является агрессором, а жители неподконтрольных Киеву Донецкой и Луганской области — оккупантами. Положительных результатов этот закон не принёс ни жителям «оккупированных» территорий, ни самим украинцам.

Законопроект о реинтеграции Донбасса, внесенный президентом Петром Порошенко, предполагает признание Российской Федерации агрессором

Подробнее об уровне жизни на Украине узнайте на нашем сайте.

Вернуться к оглавлению

Содержание материала

 Что означает фраза «Россия — агрессор», согласно закону о реинтеграции?

С юридической точки зрения, она не означает ничего. Но можно уловить, что Рада перекладывает ответственность за судьбы мирных граждан и всего региона на Кремль.

Согласно законопроекту, Россия выступает агрессором, поднявшим волну насилия на территории Украины. Тогда почему последняя должна платить пенсии, пособия, ремонтировать уничтоженные жилые дома и объекты инфраструктуры? Пусть этим занимается сторона, оккупировавшая территории.

При этом официального объявления войны не было, как и разрыва дипотношений. А самый «лютый враг» Незалежной по итогам 2017 г. стал крупнейшим бизнес-партнёром. Российских товаров украинцы экспортировали на 7,2 млрд, превысив показатели предыдущего года на 140 %.

Еще больше информации о реинтеграции Донбасса узнайте из видео, представленном ниже.

Импортировала Украина на 3,9 млрд, что по сравнению с 2016 г. стало больше на 110 %.

Важно! Значение закона о реинтеграции Донбасса свелось к тому, что Порошенко получил возможность управления армией без согласования своих действий с Радой.

Вернуться к оглавлению

АТО или что-то другое?

С 1 апреля 2017 г., согласно тому же закону, власть на территории, где осуществляются боевые действия, переходит в руки военных.

Из этого можно сделать заключение, что после того, как Рада ни в одном чтении не признала жителей Луганской и Донецкой Народной Республики террористами, Порошенко спохватился, что всё это время он нарушал Конституцию страны. А именно: применял регулярную армию против своего народа.

Теперь же президент Украины отходит от дел, передавая полномочия военным. Вводит на неподвластных ему территориях военный режим со всеми вытекающими последствиями для местного населения.

Вернуться к оглавлению

Как это сказалось на гражданских?

С одной стороны, для жителей Донецкой и Луганской области ничего не изменилось. С другой — теперь военные получили официальное разрешение сверху заниматься всем тем, чем занимались на протяжении четырёх лет:

  • Останавливать и досматривать любой «не понравившийся» автомобиль.
  • Врываться в жилые дома и проводить обыски.
  • Задерживать и уводить в неизвестном направлении граждан, «подозреваемых в связи с оккупантами».
  • Ужесточить пропускной режим на линии соприкосновения и усилить товарную и экономическую блокаду.

Пропускной режим на Донбассе существенно ужесточился

В законе о реинтегрции Донбасса ни слова не упоминалось о том, что планируется ввести режим прекращения огня или отвести тяжелую артиллерию и бронетехнику от жилого сектора.

Узнать подробнее о новых правилах въезда украинцев в Россию можно здесь.

Вернуться к оглавлению

А, может быть, причина реинтеграции — выборы-2019?

Не исключено, что хитроумный план Порошенко заключался в том, что он хотел попытаться ввести на территории всей страны режим чрезвычайного положения. Это могло произойти, если бы отношения с ЛНР и ДНР вновь накалились до предела. В этом случае Порошенко мог попробовать продлить своё президентство.

Ещё более двух лет назад, в период, когда законопроект о реинтеграции Донбасса был в разработке, президент стремительно стал терять позиции. И, если бы выборы были проведены два-три года назад, победила бы на них Юлия Тимошенко.

Но выборы президента страны могут состояться, если в стране всё хорошо, а если в ней объявлено чрезвычайное положение, они отменяются. В этом случае население, структуры и армия должны сплотиться вокруг президента и дать отпор внешнему или внутреннему врагу.

Президентские выборы 2019 года на Украине — седьмые (очередные) выборы президента Украины

Только после победы над «невидимым» противником Пётр Алексеевич должен был объявить о выборах, и на волне эйфории населения, навеянной патриотическими призывами, безоговорочно победить и продолжить «руководить» страной.

Приводить результаты закона о реинтеграции и рассуждать, имел ли он значение для мирного населения, можно долго. Ничем хорошим для людей он не запомнился. Если же верить словам секретаря по национальной безопасности и обороне Александра Турчинова, благодаря закону образовалось больше возможностей использовать вооружённые силы для противостояния агрессии со стороны Кремля.

Вернуться к оглавлению

Глобальные перемены?

В поражении Петра Порошенко на мартовских выборах мало кто сомневается. Даже если не брать в расчёт ненавидящее его население ЛНР и ДНР, которое бомбят и обстреливают на протяжении всего срока его руководства страной.

К тому же, по отзывам многих экспертов, так или иначе связанных с происходящим на востоке страны, уже в 2020 г. неподвластные Киеву районы могут отойти под юрисдикцию России. Ожидать, что они вернутся в состав Украины после всего произошедшего, не стоит.

Но нужны ли эти территории Российской Федерации? Если ситуация с Крымом была понятна: наилучший, с точки зрения туристического бизнеса, субъект за небольшой промежуток времени окупит инвестированные в него и строительство моста деньги. То для чего России Донбасс, который бомбили на протяжении нескольких лет?

Донецкая область является крупнейшим промышленным регионом. До событий на Майдане она обеспечивала почти 20 % промышленного производства, в то время как по соотношению количества населения на неё приходилось всего 10 % жителей страны. Получается, что интерес Кремля в Восточной Украине тоже вполне объясним: угольные шахты и большое количество промышленных предприятий, часть из которых функционирует и сейчас, смогут окупить возможные инвестиции, если произойдёт присоединение.

visasam.ru

Что «закон о реинтеграции Донбасса» означает для ВСУ?

Законодательная регламентация применения ВСУ на собственной территории не означает готовности украинского государства к войне с Россией. Даже для проведения ограниченной войсковой операции в Донбассе Киеву необходимы вооруженные и обученные войска

Верховная Рада Украины 18 января приняла закон о реинтеграции Донбасса, в котором официально признала Российскую Федерацию государством-агрессором, и перечеркнула ранее подписанные минские соглашения. На заседании за принятие нового закона проголосовали 280 народных депутатов при необходимых 226. Таким образом, дан зеленый свет войсковой операции Киева в Донбассе, но все это не гарантирует успех боевых действий.

Вроде бы, права украинского президента расширяются вплоть до возможности введения военного положения в том или ином регионе страны, даже без санкции парламента. Новый закон предписывает президенту руководить всеми силовыми структурами на поле битвы, а минские соглашения и «антитеррористическую операцию» в Донбассе отправляет в утиль. ВСУ становятся лицом к лицу с агрессивной Россией, а вчерашние сограждане – ополченцы непризнанных ДНР и ЛНР – автоматически превращаются в российских оккупантов. И еще один парадокс: Украина бескомпромиссно объявляет Россию агрессором и оккупантом, но не денонсирует Договор о дружбе, дипломатические отношения не разрывает, возобновляет потребление сибирского природного газа. Назвать подобное законотворчество абсурдным – почти ничего не сказать.

Имитация действий

Кому-то очень хочется повоевать в Донбассе чужими руками, и чужими ногами пройтись по минным полям. Киев надеется, что это будут американские морские пехотинцы. Вашингтон предпочитает отдавать партнерский долг деньгами и «Джавелинами». Берлин и Париж впадают в ступор от одной только мысли о войне с Россией.

Пусть на основании нового закона руководство проблемным Донбасским регионом передадут Объединенному оперативному штабу Вооруженных сил Украины, что дальше? Очевидно, реальность в большей степени изменяется конкретными действиями, а не законодательными актами. К огромным человеческим жертвам в войне с Россией (или с российскими добровольцами в Донбассе) явно не готовы ни Вашингтон, ни Брюссель. Объективно не способен вести самостоятельные и дорогостоящие боевые действия Киев. Смелое законотворчество депутатов ВР – лишь имитация, попытка изменить окружающий мир, ничего в нем не меняя.

Вероятно, Петра Порошенко тяготит украинская подпись под минскими соглашениями, действующему президенту просто не по плечу выполнить их. О добровольном возвращении мятежного Донбасса не может быть и речи. Миротворческая операция без участия России невозможна. Украина и ранее игнорировала минские соглашения. И вот мы наблюдаем отчаянную попытку перевести «замороженный конфликт» в горячую фазу – хотя бы по формальным признакам.

Закон о реинтеграции Донбасса официально утверждает, что Россия оккупировала территорию Украины напрямую и посредством наемников, которые занимают руководящие должности в непризнанных республиках Донбасса. И разрешает «вести боевые действия в мирное время». Хлесткие формулировки о применении к нарушителям оружия по собственному усмотрению военнослужащих, и в целом исключительные права «человека с ружьем» необходимы действующей киевской власти для «боев», прежде всего, с конкурентами на политическом олимпе и с низкими рейтингами внутри страны и на Западе.

Подводные камни

Когда американский президент Дональд Трамп выступает за перенос переговоров по Донбассу из Минска в другое место, становится понятнее, откуда ноги растут у украинских законов. И глава МИД Белоруссии Владимир Макей вполне резонно заметил, что переговоры «можно перенести хоть в Антарктиду», это не отразится на их результате. Однако вернемся в мир реальных возможностей.

Весьма вероятно, что через 10 – 20 лет линия соприкосновения враждующих сторон в Донбассе превратится в демилитаризованную зону (наподобие 38-й параллели между КНДР и Южной Кореей), сплошь покрытую минными полями и защитными железобетонными сооружениями. Объединенный оперативный штаб ВСУ будет следить посредством новейших американских БПЛА, чтобы ни одна птица с «оккупированной территории» не перелетела на украинскую землю.

Киевские эскапады относительно «российской агрессии» мир научится воспринимать спокойно, как неизбежное своеобразие политической культуры. Будапешт и Варшава будут по-прежнему выталкивать Киев из конфигурации НАТО.

Украина откажется от возмещения ущерба «жителям неподконтрольных территорий», включая и тех, кто откочевал на подконтрольные Киеву территории. На западноевропейском рынке труда умелые украинские рабочие потеснят поляков и прибалтов. На безотрадном внутриэкономическом поле Украина по-прежнему будет потреблять российский газ, а Договор о дружбе позволит получать скидку в цене. Наследники Петра Порошенко станут еще богаче.

Пройдет время, и люди забудут, как страшный сон, «антитеррористическую операцию» в Донбассе, но никто не вернет родным и близким более 10 тысяч украинцев, погибших в гражданской войне, которая едва не переросла в третью мировую.

Александр Хроленко, РИА Новости Украина

 

Обстрел насосной станции под Ясиноватой — ущерб выясняется

news-front.info

Рада приняла закон о реинтеграции Донбасса, провозгласив регион оккупированным Россией - Международная панорама

КИЕВ, 18 января. /ТАСС/. Украинский парламент в четверг принял закон "Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины над временно оккупированными территориями в Донецкой и Луганской областях", известный как закон о реинтеграции Донбасса. После трех дней обсуждения за него проголосовали 280 депутатов при 226 необходимых.

Ко второму, окончательному, чтению в документ было внесено около 700 поправок. Однако практически все они, за исключением нескольких "технико-юридических", были отклонены. В результате текст остался в том виде, в котором он был одобрен депутатами в первом чтении в октябре 2017 года.

Тогда появление законопроекта оказалось во многом неожиданным для парламентариев, хотя о планах его разработки президент Украины Петр Порошенко объявил еще в начале лета. Однако до момента внесения в Верховную раду, как оказалось, самого текста никто из народных избранников не видел. При этом законопроект был представлен одновременно еще с одним - о продлении на год особого статуса управления для отдельных районов Донецкой и Луганской областей. Эксперты предположили, что президент сделал это специально, дабы успокоить наиболее радикально настроенные элементы в Раде и добиться прежде всего продления истекающего срока действия особого статуса, так того требуют минские соглашения. А отказ от рассмотрения законопроекта во втором чтении до конца 2017 года дал повод предположить, что он вообще будет отложен в долгий ящик, так как ставит под вопрос весь минский процесс.

Закон о реинтеграции

Еще при подготовке к первому чтению в текст документа по инициативе комитета Рады по национальной безопасности и обороне были внесены существенные правки, которые во многом радикализовали законопроект. Во втором чтении депутаты попытались еще более ужесточить формулировки, включив положения о денонсации договора о дружбе с РФ, о разрыве дипломатических отношений и провозглашении республик Донбасса террористическими организациями. Все они были отклонены, но отнюдь не потому, что народные избранники вдруг решили нормализовать отношения с соседом. Денонсация договора с РФ означала бы и отказ от существующих границ, разрыв дипотношений не входит в компетенцию Рады, а присвоение ДНР и ЛНР террористического статуса предусмотрено другим законопроектом, находящимся в парламенте.

Более того, сразу же после голосования в Раде секретарь комитета по национальной безопасности и обороне Иван Винник заявил, что теперь Украина будет настаивать на всех уровнях, в том числе международном, на исключении любых упоминаний провозглашенных Донецкой и Луганской народных республик. "Мы должны прекратить использовать [названия] ДНР и ЛНР, потому что, согласно закону, они теперь называются оккупационными администрациями РФ в оккупированных Донецкой или Луганской областях", - сказал он.

В результате итоговый текст закона о реинтеграции Донбасса провозглашает неподконтрольные Киеву районы "временно оккупированными РФ территориями", действия России квалифицируются как "агрессия против Украины", а президенту предоставляется право на использование вооруженных сил, в том числе для освобождения территорий на востоке страны, без согласия парламента. Для этого создается объединенный оперативный штаб Вооруженных сил Украины (ВСУ) для контроля над всеми силовиками и военно-гражданскими администрациями в зоне конфликта. Более того из текста документа еще в первом чтении были изъяты все упоминания о Минских соглашениях.

Реакция украинских политиков

Президент Петр Порошенко поспешил заявить, что новый закон "прокладывает путь для реинтеграции оккупированных украинских земель политико-дипломатическим путем". "Это ключевой сигнал закона, который приняла Верховная рада по моей инициативе. Это сигнал и для Донбасса, и для Крыма: вы - неотъемлемая часть Украины", - написал он в Twitter.

Представитель президента в Верховной раде Ирина Луценко сообщила, что Украина получила юридическую основу для подготовки к подаче в международные инстанции консолидированной жалобы на Россию как "страну-агрессора".

По мнению лидера партии "Народный фронт" Арсения Яценюка, принятие закона также дает возможность принять решение Совбеза ООН о введении миротворцев в Донбасс "на тех условиях, какие выгодны Украины".

Ранее Киев отклонил предложение Москвы о направлении в Донбасс охранной миссии ООН для обеспечения безопасности наблюдателей ОБСЕ, требуя ввести туда иностранные вооруженные силы, что противоречит минским соглашениям.

Первый замглавы фракции "Батькивщина" Сергей Соболев считает, что закон отвечает на главный вопрос: о возможности использования вооруженных сил в Донбассе. "Впервые мы признаем, что у нас никакая не силовая операция (так называемая АТО - антитеррористическая операция - прим. ТАСС), в связи с чем мы переходим к статусу, который определен ООН как право на самооборону с использованием вооруженных сил страны", - сказал он.

Этой точки зрения придерживается и секретарь Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) Александр Турчинов. Он прямо заявил, что благодаря закону о реинтеграции Донбасса у Киева появилось больше возможностей использования армии на востоке страны, так как в законе Россия "четко и недвусмысленно признана государством-агрессором, а территории отдельных районов Донецкой и Луганской областей оккупированными".

Единственной парламентской партией, открыто выступившей против закона, оказался "Оппозиционный блок". "Этот закон не дает никаких сигналов жителям неподконтрольных [Киеву] территорий о том, что они являются полноценными гражданами Украины. Он не содержит механизмов возвращения территорий и людей, он не отвечает интересам государства, потому что не способствует возвращению территориальной целостности Украины", - заявил лидер партийной фракции в Раде Юрий Бойко.

"Более того, этот законопроект противоречит всем международным соглашениям и договоренностям, которые имеет наша страна. Этим законом "партия войны" хочет просто отделить территории и людей", - уверен он.

Крайне критически отнесся к решению Верховной рады и глава общественного движения "Украинский выбор" Виктор Медведчук. "Парламент, давно ставший заложником остающихся безнаказанными радикалов и политиканов из "партии войны", своими руками ставит крест на попытках мирного урегулирования ситуации в Донбассе", - говорится в его заявлении. По словам политика, изначально декларировалось, что этот закон послужит реинтеграции - вернет Донбасс в правовое поле Украины. "Вместо этого - широчайший, фантастический, бредовый и абсолютно нереализуемый набор мечтаний о насильственном возвращении территорий. Именно территорий - не людей. И заклинание об "агрессоре", которое депутаты употребляют к месту и не к месту, которое не несет никакой содержательной нагрузки, а служит только для того, чтобы "продавливать" дискриминационный по отношению к гражданам Украины закон", - подчеркнул он.

В республиках Донбасса растут опасения

Именно расширенные на законодательном уровне возможности использования президентом Украины вооруженных сил внутри страны и вызывают главные опасения в провозглашенных республиках Донбасса

"Этот закон позволит развязать руки украинской военщине. И все, что они раньше не могли делать, теперь смогут делать на "законных" основаниях. Это полностью нарушает минские договоренности", - заявил журналистам глава ДНР Александр Захарченко. По его мнению, принятием данного документа Киев продемонстрировал нежелание придерживаться мирного урегулирования. "Украина собралась воевать и создает для этого юридическую платформу", - добавил он.

В свою очередь представитель ЛНР в политической подгруппе контактной группы по урегулированию ситуации на востоке Украины Родион Мирошник заявил, что принятие закона отодвигает разрешение конфликта политико-дипломатическим путем на неопределенный срок. Кроме того, по его мнению, он "напрямую противоречит минским соглашениям, подменяя базовые понятия комплекса мер". "Минские соглашения - это международный договор, подписанный представителями Украины и утвержденный резолюцией Совета Безопасности ООН, он содержит обязательства Украины по мирному урегулированию конфликта, и эти обязательства с Киева никто не снимал", - напомнил он.

Силовая реинтеграция

С тем, что новый закон, по сути, разрушает минский процесс, согласны и многие украинские политологи.

"Украина выехала из той колеи, которая была проложена минскими соглашениями по урегулированию конфликта в Донбассе <...>. Теперь эти две политические конструкции (соглашения и закон - прим. ТАСС) будут конкурировать", - заявил в беседе с корреспондентом ТАСС директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник.

"Если в минских соглашениях прописан прямой диалог между Киевом, Донецком и Луганском, и при этом Россия, Германия и Франция выступают гарантами этого диалога, то в законе никаких представителей отдельных районов Донецкой и Луганской областей не существует, а только оккупационная администрация, - пояснил эксперт. - Более того, Россия в законе - уже не гарант, а оккупант, страна-агрессор, которая захватила украинские территории".

"Теперь любой, кто будет вести диалог, например, с Донецком и Луганском, может попасть под уголовную ответственность, - заметил Бортник. - Теперь и никакой амнистии не будет, потому что все, кто сотрудничал с оккупационной администрацией или ответственен за моральный и материальный вред, который нанесен Украине, подлежат уголовной ответственности".

Глава украинской общественной организации "Публичный аудит" Максим Гольдарб обращает также внимание на реальное усиление президентских полномочий. "Никаких шагов по реальному возврату Донбасса этот закон не предусматривает вообще - не для этого писался", - сказал он. - Его реальная цель - продолжение антиконституционной узурпации власти в руках президента".

В частности, отметил эксперт, Порошенко получает право использовать войска по своему усмотрению, без согласия парламента, под предлогом "противодействия агрессору". Теперь глава государства может воспользоваться приобретенным правом без каких-либо оснований. "Под это можно подвести все, что угодно и где угодно, в том числе массовые протесты людей, назвав их "пособничеством агрессору", - предрекает он. При этом власти, согласно закону, не несут теперь "юридической ответственности перед своими гражданами за все происходившее эти годы и происходящее сейчас на востоке страны".

tass.ru

Что о нем нужно знать / НВ

18 января 2018, 12:31

Сюжет

Цей матеріал також доступний українською

Украинские военные в зоне АТО (иллюстративное фото)

Украинский парламент принял законопроект о реинтеграции Донбасса. Один из важнейших моментов в нем - Россия признана страной-агрессором.

О том, как Верховная Рада голосовала за важнейший для всей страны документ и о чем в нем сказано, подробно читайте в материале НВ.

Голосование: Против в основном Оппоблок

В четверг, 18 января, Рада проголосовала 280 голосами (при необходимом минимуме в 226) за законопроект о реинтеграции Донбасса.

Против проголосовали все нардепы из Оппозиционного блока, которые находились в сессионном зале, и несколько внефракционных депутатов.

Единый подход к Крыму и Донбассу

Автором документа является президент Украины Петр Порошенко. В первом чтении парламент проголосовал за этот законопроект еще 6 октября 2017 года и вернулся к его рассмотрению 16 января 2018 года. В этот день под стенами Рады активисты устроили акцию с требованием принять законопроект. Дошло даже до столкновений с правоохранителями. По данным Красного Креста Украины, пострадали 20 человек.

[Gallery]

Столкновения под Радой: в полиции рассказали о итогах потасовки

[/Gallery]

При рассмотрении были внесены 673 поправки. Перед голосованием докладчик, народный депутат Иван Винник (фракция Блок Петра Порошенко) зачитал целый ряд технико-юридических правок. Его коллеги из Самопомочи и Батькивщины жаловались, что из-за этого невозможно понять, что в итоге будет отражено в документе.

Закон теперь должен подписать президент, он вступит в силу на следующий день после публикации в официальной прессе.

Закон о реинтеграции Донбасса: о чем он

Стоит отметить, что представлявший документ Винник зачитал поправки, которые были учтены без рассмотрения, а депутаты поддержали несколько ранее отклоненных поправок. Таким образом окончательный текст документа пока никто не знает, в то же время в целом его основные положения не изменились.

Самое важное в документе:

- Россия признана агрессором. Ответственность за моральный и материальный ущерб, причиненный Украине и ее гражданам, возлагается на Российскую Федерацию. Лица, принимавшие участие в вооруженной агрессии или оккупационной администрации РФ, несут уголовную ответственность;

- временно оккупированными территориями в Донецкой и Луганской областях признаются части территории Украины, которые контролируют вооруженные формирования и оккупационная администрация РФ. Границы оккупированных территорий в этих областях определяются президентом по представлению Министерства обороны, подготовленному на основе предложений Генштаба;

Краткое резюме по закону о Донбассе

- временная оккупация Россией территорий Украины официально признана незаконной и не создающей для РФ никаких территориальных прав;

- Украина признает только два документа, которые выдаются на оккупированной территории: свидетельства о рождении и смерти;

- за гражданами Украины сохраняется право собственности на оккупированных территориях;

- в окончательной версии убрали упоминание о минских соглашениях.

nv.ua

Закон о реинтеграции Донбасса: что он меняет и зачем его приняли

Верховная Рада 280 голосами поддержала законопроект "Об особенностях государственной политики и обеспечении государственного суверенитета Украины над временно оккупированными территориями в Донецкой и Луганской областях". Этот документ больше известен как закон о реинтеграции Донбасса. Его инициатором был президент Петр Порошенко, и первое чтение он прошел еще в октябре 2017 года.

NewsOne.ua выяснил у экспертов, что изменит новый закон , какие поправки хотели, но не смогли в него внести, и может ли он приблизить окончание противостояние на Донбассе?

Руслан Бортник, директор Украинского института анализа и менеджмента политики:

- Вряд ли этот закон приблизит противостояние к развязке. По большому счету, он запретил выполнять Минские соглашения. В них указано, что необходим прямой диалог между Киевом, Донецком и Луганском, а Россия, Германия и Франция выступают посредниками, гарантами диалога. В законе о реинтеграции никаких представителей не существует, есть оккупационные администрации, а регион считается оккупированным Россией.

Есть несколько важных социальных аспектов. Границы оккупированных территорий определяются президентом. Это важный фактор во время выборов. На тех, кто принимал участие в оккупационной администрации, в вооруженной агрессии против Украины, возлагается уголовная ответственность. Это не амнистия, как было записано в Минских соглашениях. Украина снимает с себя ответственность за права человека на неподконтрольных территориях. Будет не АТО, а де-факто будут военные положения без объявления военного положения, которыми будет руководить объединенный оперативный штаб ВСУ, руководителя которого будет назначать президент. Порядок перемещения товаров будет определяться правительством, его отдельным постановлением. Здесь мало что меняется.

В принципе, АТО завершается, и мы переходим к режиму военного положения.

Позитивным моментом этого закона является то, что Украина будет признавать свидетельства о рождении и смерти, выданные на неподконтрольных территориях. Но не остальные документы.

Было 700 поправок. Две наиболее жесткие: разрыв дипломатических связей с Россией и признание "ДНР", "ЛНР" террористическими организациями. Они не прошли, потому что ухудшили бы положение Украины в рамках минских групп и "нормандской четверки". Россия использовала бы это для того, чтобы иллюстрировать выход Украины из Минских соглашений и обвинить в эскалации конфликта.

Олег Жданов, военный эксперт:

- Закон разрешает президенту личным решением, вопреки Конституции, применять вооруженные силы в мирное время внутри страны. Фактически, это была функция Нацгвардии, и президент уже не нуждается в услугах того же Арсена Авакова в вопросе защиты.

Закон не приближает нас к решению конфликта, потому что в нем нет ни слова о самой реинтеграции или деоккупации Донбасса. Там нет ни одного пункта, где было бы изложено, что мы делаем то-то для того, чтобы эти территории вернуть. Слова "агрессор", "Россия" и "оккупированные территории" размыты по тексту так, что не связаны между собой. Фактически этим законом мы не объявили, кто оккупант и на кого возлагаются все проблемы оккупированных территорий.

Фактически мы ввели все нормы военного положения без военного положения. Это нарушение требований закона "Об обороне".

Есть коммерческий вопрос. С созданием объединенного оперативного штаба, который будет подчиняться начальнику Генштаба, а тот - напрямую президенту, он будет давать все разрешения на перемещение грузов и товаров. Есть нюанс: режим оккупированных территорий и торговля - два взаимоисключающих понятия. Если мы придаем территории статус оккупированной, то с ней нельзя торговать, вести финансово-экономическую деятельность. Это все ложится на страну-оккупанта.

Возвращаемся к контрабандным потокам. Теперь президент будет контролировать каждый груз и товар, перемещенный через линию разграничения. А мы знаем, что там товарооборот сумасшедший. Там уже раздаются голоса, что нужно полностью убрать Нацгвардию. Ее действительно уберут из зоны АТО на основании этого закона, и получится, что военные все контролируют. Кто не платит - у того фура будет подорвана или сгорит.

Вместо АТО будет "самооборона". У нас единственный, наверное, конфликт в мире, в который не вмешивается ООН. Потому что идет антитеррористическая операция - это внутренняя операция, которую проводят спецслужбы страны. ООН никогда не полезет во внутренние дела государства. Мы убираем АТО, ставим самооборону. Опять вопрос у дипломатов: что это такое и от кого вы обороняетесь? Пока не прозвучат слова "война" или "вооруженный конфликт", вопрос миротворцев можно не поднимать.

Крым за скобки вывели. Мы его забыли, подарили? ООН в своей Резолюции по Крыму пишет нам, что незаконная аннексия Крыма может быть приравнена к вооруженному конфликту, потому что она осуществлялась с помощью вооруженных сил РФ. То есть ООН тыкает нас носом в вооруженный конфликт. Генсек ООН толкает резолюцию на согласование с главами государств о том, что нужно реформировать ООН. Американцы ждут, что мы признаем вооруженный конфликт с Россией, тогда есть основания переформатировать Совбез ООН хотя бы в плане вето. А мы упорно говорим, что войны нет.

Это мирный план президента. Ни мира, ни войны. Кстати, он начинает все больше проявлять свою настоящую позицию и занимать сторону Кремля. Разговоры о том, что нельзя разрывать Договор о дружбе и сотрудничестве, что Россия не совершала вооруженного нападения на Украину - это разворот в сторону Кремля.

Андрей Еременко, учредитель социологической компании Active Group:

- Многие вещи названы своими именами - это хорошо. Война названа войной. Армия, которая действовала на основании чисто формальных постановлений, теперь будет действовать как положено. Формализовано ручное управление, которое там происходит. Ситуация динамичная, в связи с этим законы не всегда работают и многие вещи приходится принимать в ручном режиме. Теперь это можно делать.

Теперь о влиянии на общество. Оно закон не читало и не прочитает. Но для людей в стране, судя по опросам и фокус-группам, крайне важно, что теперь у нас есть понимание ситуации. Снялись все вопросы о том, почему не вводят военное положение. Понимание ситуации позволит нашему обществу жить проще если не в физическом смысле, то в морально-этическом так точно.

Отчасти снимается вопрос о Минских соглашениях. Насколько я понимаю, закон поможет Украине потом и сейчас разбираться с Россией в судах. Это делать придется. Ущерб посчитают, и он будет в суде.

То, что важно для нас. Подобного рода вещи мы не могли себе позволить говорить в 2014 году. Мы были вынуждены играть в странную игру: не замечаем, что у нас война, у нас не война, а АТО. Теперь Вооруженные силы и дипломатия дошли до такого уровня, когда они могут называть вещи своими именами.

В 2014 году мы считали, что Россия нападет и не оставит от нас камня на камне. Сейчас все понимают, что цена нападения будет на два-три порядка дороже, она будет настолько большой, что Россия себе этого позволить уже не сможет. У нас это понимают, поэтому стали жестче, в том числе и в вопросе миротворцев.

Россия наверняка будет рассказывать, что Украина в одностороннем порядке вышла из Минских соглашений. Весь пророссийский пул начал это говорить. Понятно, что Россия против этого закона. Значит, ей от него больно.

Александр Кочетков, политтехнолог:

- Все, что происходит у нас в стране, в том числе и решения Верховной Рады, противоречивы. В законе есть позитив, который компенсируется негативом.

В чем позитив. На четвертом году войны наш законодательный орган наконец-то нашел в себе силы и большим количеством голосов признать белое белым, а черное – черным. То есть назвать Россию агрессором. Это хорошо, потому что мы долго, кружными путями, но выруливаем на понятную всему миру позицию.

Что плохо. Неудержимые, как Шура Балаганов, президент и его администрация постарались (они в каждый закон стараются это вкладывать) воспользоваться ситуацией и еще чуть-чуть расширить свои полномочия. Теперь право определять, какие территории оккупированы, где вводить военное положение, отдано Генштабу, который находится под контролем и управлением президента.

Этот закон расширяет возможности для наших граждан, как на подконтрольной, так и на оккупированной территориях, подавать на Россию в международные суды. Облегчена ситуация с признание документов о рождении, смерти. Но это половинчатое решение. Мы, слава богу, признаем Россию агрессором, но в то же время продолжаем с ней дружить и сотрудничать, поскольку нет даже намека на разрыв Договора о дружбе и сотрудничестве. Ну, и все прочие договоры, вплоть до взаимодействия спецслужб, у нас продолжают действовать.

Почему поддержала оппозиция? Я склонен полагать, что там подумали: "А завтра мы будем президентами". Им лишние полномочия не помешают.

То есть пиар, конъюнктурные политические устремления. Никакой внутренней мобилизации, очищения и прозрения чиновников, которые поймут, что таки война, все для фронта, все для победы, к сожалению, и близко не произойдет.

Анна Гончаренко


newsone.ua

В чем суть закона о реинтеграции Донбасса и зачем он нужен? | Актуальные вопросы | Вопрос-Ответ

Последнее обновление 18 января 2018 г.

В четверг, 18 января, Верховная Рада приняла закон о реинтеграции Донбасса и признала Российскую Федерацию государством-агрессором. Об этом сообщает «Интерфакс-Украина».

Полное название закона: «Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины на временно оккупированных территориях в Донецкой и Луганской областях». Соответствующий законопроект был внесён на рассмотрение в Раду президентом Украины Петром Порошенко  4 октября 2017 года. На последнем заседании за его принятие проголосовало 280 народных депутатов при 226 необходимых.

Что подразумевает закон?

Документ  закрепляет на законодательном уровне статус России как «страны-агрессора». В отношении Донбасса используется понятие «временно оккупированные территории». Власти Украины обвиняют Россию в вооружённой агрессии против Украины. «Российская Федерация инициировала, организовывала и поддерживала террористическую деятельность в Украине, осуществляет вооруженную агрессию против Украины и временную оккупацию частей ее территории, применяя регулярные соединения и подразделения вооруженных сил и других воинских формирований Российской Федерации», — заявлено в документе.

Закон предполагает расширение полномочий президента и наделяет его правом использовать в Донбассе Вооруженные силы Украины и другие военные структуры, а также даёт возможность введения военного положения — все это за счет отмены понятия «антитеррористической операции» в регионе. Руководство регионом передадут Объединенному оперативному штабу Вооруженных сил Украины.

В окончательный текст закона не были внесены пункты, в которых признавался недействительным Договор о дружбе с Россией, говорилось о разрыве дипломатических отношений с РФ, а также признавались террористическими организациями республики Донбасса.

К чему приведёт принятие законопроекта?

Генеральный директор Центра политической информации, политолог Алексей Мухин считает, что закон о реинтеграции Донбасса — это имитация. «Пётр Порошенко имитирует законодательную активность в отношении Донбасса, потому что ему необходимо подчёркивать и напоминать своим западным партнёрам, что „Россия — агрессор“. Именно эту цель и преследует данный законопроект. Будет он принят или нет — не важно. Важно, что в информационном поле муссируется этот мем. В этой связи правовая ценность этого акта ничтожна, но она показывает, что Украина продолжает идти по пути несоблюдения Минских соглашений, чем оказывает неуважение подписавшим её странам, в том числе Франции и Германии.

Практика показывает, что Франция и Германия слабо реагируют на подобного рода вызовы, пытаясь абстрагироваться от этой так называемой проблемы. Они пытаются переложить эту ответственность на США и Россию. России же остаётся в этой ситуации продолжать настаивать на выполнении Минских соглашений, которые никто не отменял, т. е. не уходить из правового поля», — считает Мухин.

По мнению Главы общественного движения «Украинский выбор» Виктора Медведчука, Украина отвергла Минские соглашения, приняв закон о реинтеграции Донбасса. «Парламент, давно ставший заложником остающихся безнаказанными радикалов и политиканов из «партии войны», своими руками ставит крест на попытках мирного урегулирования ситуации на Донбассе», — цитирует Медведчука ТАСС.  Медведчук заявил, что  закон представляет собой «широчайший, фантастический, бредовый и абсолютно нереализуемый набор мечтаний о насильственном возвращении территорий». 

aif.ru

Закон о реинтеграции Донбасса: что значит для жителей региона

Сегодня Верховная Рада приняла закон об особенностях государственной политики по обеспечению суверенитета Украины над временно оккупированными территориями в Донецкой и Луганской областях, который признает РФ оккупантом и определяет основную цель государственной политики страны.

Военная операция на Донбассе после принятия закона не будет называться АТО, а руководить ею будет ВСУ вместо СБУ. Помимо этого, Россия признается государством-агрессором, оккупация украинских территорий незаконной, а основной целью государственной политики является освобождение оккупированных территорий.

РФ – агрессор. Российская Федерация на законодательном уровне признается агрессором и оккупантом за вторжения на Донбасс и оккупацию Крыма.

Оккупированные территории. Украина против любых актов на определенных временно оккупированных территориях и заявляет, что они не создают правовых последствий.

Выданные на оккупированных территориях документы не являются подлинными. Все документы, которые были выданы на временно оккупированных территориях, считаются недействительными, помимо тех что подтверждают факт рождения или смерти человека.

Оккупация территорий незаконна. Временная оккупация территорий Украины Российской Федерацией является незаконной независимо от того сколько она будет длится.

Донбасс освободят. Украина определяет основной целью государственной политики освобождение оккупированных территорий и установление конституционного строя,а также территориальной целостности.

Больше не АТО. Военная операция в Донбассе после принятия закона будет носит название “меры по обеспечению национальной безопасности и обороны, сдерживания и отпора российской вооруженной агрессии в Донецкой и Луганской областях”.

Военное положение. В случае введения военного положения из-за вооруженной агрессии России прекращаются полномочия областного, районного, сельского, городского и районного в городах советов – формируется соответствующая областная военная администрация.

Единый штаб. Нацгвардия, армия, СБУ, разведка, пограничная служба и управление государственной охраны с этого момента подчиняются Объединенному оперативному штабу ВСУ.

Статус армии. Разрешается использование ВСУ для “сдерживания и отпора российской вооруженной агрессии” в Донецкой и Луганской областях.

Донбасс равен Крыму. Особенности сделок и реализации прав и свобод граждан на Донбассе приравняли к ситуации с Крымом. За основу защиты граждан положили соответствующий закон, который был принят еще весной 2014 года, и относится он к оккупированному полуострову.

Защита прав гражданского населения. Защита прав гражданского населения на временно оккупированных территориях и создание соответствующих условий для жизнедеятельности обязано обеспечить государство-оккупант (Россия).

Торговля с ОРДЛО. В принятом законопроекте отсутствуют разрешения на торговлю с неподконтрольными территориями, а предполагается только перемещение товаров физическими лицами, регулируемое Кабинетом министров.

Участие в вооруженном конфликте. Лица, которые принимали участие в вооруженной агрессии России или которые были привлечены к участию в оккупационной администрации РФ, несут уголовную ответственность за совершенные действия.

Оккупированные области. Границы и список районов, городов, поселков и сел, частей их территорий, временно оккупированных в Донецкой и Луганской областях будет определять глава украинского государства по представлению Министерства обороны.

Правовой статус. Правовым основанием для сдерживания и отпора российской агрессии и восстановления территориальной целостности определяетс законодательство Украины и ст. 51 устава ООН.

Стоит отметить, что секретарь Совета национальной безопасности и обороны Александр Турчинов сообщил, что благодаря закону о реинтеграции Донбасса появилось больше возможностей использования Вооруженных сил в противостоянии агрессии России.

Источник

www.elentur.com.ua

Закон о реинтеграции Донбасса: Краткое резюме по документу

Закон о реинтеграции Донбасса: Краткое резюме по документу

112.ua

С практической точки зрения, документ будет иметь минимальное влияние на реальную жизнь гражданского населения. Однако закон может стать важным аргументом в международных судах для возмещения ущерба, нанесенного Российской Федерацией за три года оккупации украинских территорий

Оригинал на странице Мустафы Найема в Facebook

Законопроект "о деоккупации" приняли: 280 - "За". Российская Федерация официально, на уровне закона признана страной-агрессором, а отдельные районы Донецкой и Луганской областей - временно оккупированными. С практической точки зрения, документ будет иметь минимальное влияние на реальную жизнь гражданского населения, несколько изменит модальность ведения военных действия. Между тем, исторически документ может стать важным аргументом в международных судах для возмещения ущерба, нанесенного Российской Федерацией за три года оккупации украинских территорий.

Новости по теме

Краткое резюме по документу:

Кто определяет границы оккупации

Границы и перечень временно оккупированных населенных пунктов в Донецкой и Луганской областях будут определяться президентом Украины по представлению Министерства обороны и на основе предложений Генштаба ВСУ. Эта норма частично противоречит положениям Конституции, в которой не предусмотрены такие полномочия президента.

С какого момента будет отсчет начала оккупации

Это один из самых спорных моментов документа. В законопроекте не указана точная дата оккупации отдельных территорий Донецкой и Луганской областях. В документе есть только отсылочная норма к закону о Крыме.

Кто несет ответственность за ущерб во время оккупации

Законопроект достаточно однозначно возлагает всю ответственность за моральный и материальный ущерб, причиненный Украине, на Российскую Федерацию. Плохая же новость в том, что в законопроекте не указаны ни период, ни условия причинения такого ущерба, ни территория, на которой это произошло.

При этом лица, принимающие участие в вооруженной агрессии Российской Федерации или вовлеченные в работу оккупационных администраций, несут уголовную ответственность за деяния, нарушающие законодательство Украины и нормы международного гуманитарного права. Мне удалось внести ряд поправок, которые в дальнейшем помогут Украине отстаивать свои интересы в международных судах и избежать обвинений в нарушении позитивных обязательств по отношению к гражданам Украины на оккупированных территориях.

Новости по теме

Про порядок пересечения линии разграничения

Порядок перемещения лиц и товаров на/с оккупированные территории устанавливает Кабинет министров. Но эти нормы могут быть полностью проигнорированы командующим объединенных сил. К сожалению, многие поправки, в том числе мои, предлагавшие определить хотя бы общие рамки перемещения лиц и товаров, были отклонены.

Кто будет главным в зоне АТО

Управление всеми силами и средствами всех военных формирований, в том числе ВСУ, МВД, Нацполиции и т. д. против агрессии Российской Федерации непосредственно в Донецкой и Луганской областях будет осуществлять командующий объединенных сил через Объединенный оперативный штаб ВСУ. Командующий объединенных сил и его полномочия будут определяться президентом Украины. И чисто теоретически это противоречит ст. 106 Конституции, согласно которой полномочия президента Украины могут определяться только Конституцией Украины.

Новости по теме

Что сложно назвать позитивным

Два момента:

1. Беспрецедентные и неявно прописанные полномочия для "всех лиц, которые привлечены к осуществлению мероприятий по "обеспечению национальной безопасности и обороны, отпора и сдерживания вооруженной агрессии Российской Федерации в Донецкой и Луганской областях". В частности они получают право применять оружие и специальные средства, задерживать и заниматься доставкой задержанных в органы Нацполиции, проверять документы у граждан и должностных лиц, а в случае отсутствия документов - задерживать их для установления личности; осуществлять личный досмотр, осмотр вещей, транспортных средств; право временно запрещать или ограничивать движение транспортных средств и пешеходов на улицах и дорогах; право входить в жилые и иные помещения и использовать транспортные средства лиц и т. п.

Такие полномочия понятны в случае войны и для конкретного круга лиц. Но в данном случае, повторюсь, эти полномочия вступают в силу при очень неточно расписанных условиях и для очень широкого круга лиц.

2. В документе прямо указано, что принятием этого закона Верховная Рада формально-юридически одобряет решение президента Украины об использовании Вооруженных сил и других военных формирований для сдерживания и отпора российской вооруженной агрессии в Донецкой и Луганской областях.

Фактически это означает, что законопроект наделяет президента правом единолично, без последующего парламентского контроля решать вопрос о применении Вооруженных сил Украины и других военных формирований, что прямо противоречит п. 33 ст. 85 Конституции Украины.

Мустафа Найем

Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на [email protected]112.ua.

112.ua

Рада рассмотрит закон о реинтеграции Донбасса

Верховная рада рассмотрит в окончательном чтении законопроект о реинтеграции Донбасса, в котором Россия названа «агрессором», а неподконтрольные Киеву территории «оккупированными», передает РИА Новости.

Рассмотрение документа несколько раз откладывалось из-за отсутствия консенсуса по документу как внутри парламента, так и в кругу западных партнеров Киева: в ЕС и США считают, что его принятие осложнит переговоры по урегулированию конфликта.

Спикер Рады Андрей Парубий считает, что обсуждение документа во вторник будет непростым, но в конечном счете закон будет принят. В то же время ряд депутатов не исключает, что все будет зависеть от явки.

Согласно документу, неподконтрольные Киеву территории Донбасса признаются оккупированными, а структуры управления непризнанных республик – оккупационными администрациями. «Законопроект дает президенту право использовать вооруженные силы в регионе в мирное время для реализации мер по обеспечению суверенитета страны. Это позволит узаконить применение армии на востоке без объявления войны, – говорится в публикации.

В документе, по итогам рассмотрения в первом чтении, исключен пункт о приоритетном значении реализации минских соглашений для урегулирования конфликта.

Ко второму чтению депутаты подали около 700 поправок. Наибольший резонанс вызвала правка, обязывающая кабмин разорвать дипотношения с РФ. С такой инициативой выступила пропрезидентская фракция «Блок Петра Порошенко». Однако эту инициативу подвергли критике в парламентской коалиции – разрыв дипломатических отношений находится в компетенции МИД, и Рада не может принимать подобных решений. В итоге принято решение не включать эту поправку в окончательный текст законопроекта.

Лидер общественного движения «Украинский выбор – право народа», Виктор Медведчук считает, что закон о реинтеграции Донбасса «ставит крест» на минских соглашениях и делает все, чтобы регион не вернулся в состав Украины.

Принятие закона, в котором имеет место признание России государством-агрессором, будет означать, что Украина в дальнейшем не сможет рассчитывать на влияние России (как участницы "нормандской четверки") на непризнанные республики в вопросах реализации минских соглашений,

сказал Медведчук.

По его словам, «целью законов о реинтеграции Донбасса является не восстановление территориальной целостности Украины, а ее раскол и продолжение вооруженного конфликта».

В ДНР также считают, что принятие Радой закона по Донбассу негативно скажется на мирном урегулировании, так как «законопроект противоречит минским соглашениям и нарушает ранее утвержденные сторонами механизмы решение конфликта».

Он содержит скорее положения о намерениях развязать полноценные военные действия, и даже в его названии теперь уже звучит не "реинтеграция" Донбасса, как это было в изначальной версии законопроекта, а словосочетание "возобновление суверенитета", что также не свидетельствует о стремлении украинских властей мирно урегулировать ситуацию,

сказала и.о. главы МИД ДНР Наталья Никонорова.

topwar.ru


Смотрите также