Трансфертное ценообразование что это такое


Трансфертное ценообразовании простыми словами | Аккаунтор

Кто должен следовать законодательству о трансфертном ценообразовании?

Все международные группы компаний, как правило, должны следовать законодательству о трансфертном ценообразовании. Почему? Потому что они состоят из нескольких организаций.

Когда такие организации заключают сделки друг с другом, они могут установить любую цену, которую захотят, потому что являются участниками единой группы.

Представим, что международная структура - это семья. Вы можете попросить своего дядю продать вам его старую машину подешевле? Да, потому что вы – одна семья.

То же самое происходит и с большими международными группами компаний: компании группы могут продавать друг другу товары и услуги, игнорируя рыночные цены. И это по сути легкий способ манипулировать налогооблагаемыми доходами, перемещая их в низконалоговые юрисдикции. 

Но, конечно, налоговые органы никогда не одобряли такие практики.

Как соответствовать законодательству о трансфертном ценообразовании?

Информация обо всех сделках с иностранными взаимозависимыми лицами отправляется в налоговые органы. В России уведомление о контролируемых сделках должно быть подано в налоговую инспекцию не позднее 20 мая года, следующего за отчетным.

Цены, применяемые в контролируемых сделках, следует сравнивать с рыночными ценами. Давайте вернемся к нашему простому примеру. Представьте, что вы уговорили вашего дядю продать вам его старую машину за 1000 долларов.

Вашему дяде придется проверить рынок похожих машин, которые продаются и покупаются независимыми по отношению друг к другу лицами. Это можно сделать, если пойти к местному автодилеру, который только что продал 4 подобные машины по следующим ценам:

  1. 1400
  2. 1200
  3. 1100
  4. 1050

Ваш дядя уберет самую высокую и самую низкую цены, а то что останется и будет считаться рыночным интервалом для расчета налогов. В нашем примере, 1100 – нижняя граница интервала рыночных цен, а 1200 – верхняя. На практике, это означает, что ваш дядя должен заплатить налог с суммы 1100, даже не взирая на то, что он продал вам машину всего за 1000.

Вашему дяде придется обосновать все эти расчеты по запросу налоговых органов.

Конечно, это очень простой пример. В реальной жизни мы делаем множество сложных допущений и корректировок, чтобы определить соответствие цены сделки рынку. Поэтому такие задачи лучше оставлять профессионалам.

Что предлагает Аккаунтор?

Аккаунтор поможет вашей компании следовать законодательству о трансфертном ценообразовании.

Мы занимаемся подготовкой документации о трансфертном ценообразовании и созданием политик трансфертного ценообразования для иностранных компаний, работающих в России. Накопленный опыт позволяет нам оказывать качественную поддержку своих клиентам.

Пожалуйста, обращайтесь к нам – мы расскажем вам больше о требованиях законодательства и о наших услугах в сфере трансфертного ценообразования. В том числе мы консультируем компании по подготовке глобальной и национальной документации, а также страновых отчётов в рамках новых требований по трёхуровневой документации для международных групп компаний.

www.accountor.com

Трансфертное ценообразование | Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь

КОНТРОЛЬ ЗА ПРИМЕНЕНИЕМ ТРАНСФЕРТНОГО ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Трансфертные цены – цены отличные от тех, которые имели бы место в сделках, соответствующих рыночным условиям, прибыль, от осуществления которых могла бы быть получена лицами, являющимися сторонами сделки, но вследствие указанного отличия не была получена.

Налоговые органы вправе проверять соответствие цен, примененных плательщиком, уровню рыночных цен с 1 января 2012 года.

С 1 января 2019 года вступила в силу новая редакция Налогового Кодекса Республики Беларусь (глава 11), согласно которой:

Если между сторонами анализируемой сделки устанавливаются коммерческие и (или) финансовые условия, отличные от тех, которые имели бы место в сопоставимых сделках, и это повлекло занижение суммы налога на прибыль (завышение суммы убытка), то для целей налогообложения соответственно:

  • выручка (доход, прибыль) по такой сделке принимается в размере суммы выручки (дохода, прибыли), которая могла бы быть получена плательщиком в анализируемой сделке, но вследствие указанного отличия не была им получена;
  • затраты (расходы) по такой сделке принимаются в размере суммы затрат (расходов), которые должны были быть понесены плательщиком в анализируемой сделке, но вследствие указанного отличия были им понесены в ином размере.

При выявлении занижения суммы налога на прибыль или завышения суммы убытка производится корректировка соответственно налоговой базы налога на прибыль или суммы убытка. При этом плательщик вправе самостоятельно произвести корректировку налоговой базы налога на прибыль или суммы убытка и доплатить налог на прибыль.

www.nalog.gov.by

Методы трансфертного ценообразования. Что такое трансфертное ценообразование? :: BusinessMan.ru

Понятие трансфертного ценообразования появилось еще в начале двадцатого века в условиях формирования рыночных отношений.

История возникновения

С развитием капитализма постепенно вырабатывались общие подходы в определении окончательной стоимости при сделке. В момент, когда общий рост компаний и их выход на международные рынки нашли свое отражение в активном формировании корпораций и холдингов, выработались определенные правила, и появилось такое понятие, как трансфертное ценообразование.

Первой страной, которой еще в середине прошлого века на законодательном уровне удалось закрепить основные положения данного процесса, является США. Многие государства, в том числе и Россия, гораздо позднее закрепили свои нормы трансфертного ценообразования, основываясь на опыте Соединенных Штатов. В нашей стране это понятие получило свое развитие после распада СССР, а именно с появлением рыночных отношений в экономике в девяностых годах двадцатого века.

Что означает трансфертное образование цен

Данное понятие представляет самую оптимальную систему для минимизации налогового бремени. Причем используют ее не только крупные налогоплательщики, но и представители среднего и малого бизнеса.

В условиях рыночных отношений между контрагентами оплата за товары, работы и услуги осуществляется в рамках договоров по рыночным ценам. Но так бывает не всегда. Для оптимизации налогообложения некоторые контрагенты устанавливают свои внутренние (трансфертные) цены, что помогает в значительной степени экономить на налогах.

Любой вид экономической деятельности направлен на получение прибыли, то есть на обогащение. Действуя в рамках закона, компании стремятся получить еще больший размер прибыли за счет сокращения налогового бремени.

Понятие трансфертной цены

Это цена, сформированная по субъективным характеристикам, позволяющая управлять и перераспределять как доходы, так и расходы «связанных» между собой контрагентов. Она может быть использована внутри зависимых компаний, таких как холдинги и корпорации, а также между филиалами и структурными подразделениями внутри фирмы.

Особенности трансфертного образования цен в РФ

Различные схемы "переводного" ценообразования, конечно, не устраивают государство, основной функцией которого является собираемость налогов в бюджет. Поэтому для осуществления должного контроля был принят Федеральный закон (№ 227-ФЗ от 18. 07. 2011 г.), регулирующий данный процесс, который вступил в силу с 1 января 2012 года (редакция от 05. 04. 2013 г.), и раздел V.1 НК РФ. В них раскрывается основное понятие в рамках контролируемых сделок трансфертного ценообразования в РФ.

Взаимозависимые лица предполагают прямое или косвенное участие как физических, так и юридических лиц в составе структуры другой организации (не менее 25%) или управленцев (не менее 50%). Это может быть единственный единоличный исполнительный орган, а также ближайшие родственники, опекуны и подопечные. Операции между взаимозависимыми лицами регулируются ст. 105.3 НК РФ.

Методы трансфертного ценообразования

Для данного процесса в законодательстве РФ предусмотрены следующие способы, прописанные в статьях НК РФ (ст. 105.7-105.13):

  • Метод сопоставимости рыночных цен является традиционным и основывается на валовой прибыли. В силу того, что до сих пор не выработана единая позиция налоговиков и налогоплательщиков о том, какие цены нужно брать в расчет, возникают постоянные споры. Судебная практика по данному вопросу тоже неоднородна. Перед началом использования нужно проанализировать цены внутри компании с аналогичными ценами среди несвязанных лиц.
  • Затратный метод ценообразования осуществляется с учетом затрат. Величина рентабельности должна находиться в пределах определенного интервала, тогда цена со стороны контролирующих органов будет признана рыночной. Если значение установится за пределами минимума, тогда цена будет рассчитана по фактическим затратам при условии рентабельности затрат по наименьшему значению интервала.
  • Метод последующей реализации основывается на сравнении валовой рентабельности с учетом рыночного интервала в результате перепродажи.
  • Метод сопоставимой рентабельности означает сопоставление операционной рентабельности с учетом рыночного интервала.
  • Метод распределения прибыли. Полученная прибыль сопоставляется и распределяется между всеми участниками сделки пропорционально: вкладу в совокупную прибыль, распределению доходности и распределению между сторонами. Допускается комбинирование методов.

Виды компаний, на которые распространяется действие ФЗ № 227

В рамках действующего законодательства можно выделить следующие виды компаний:

  • Организации, имеющие непосредственную связь, то есть взаимозависимые, которые могут повлиять не только на результат, но и на сам процесс деятельности.
  • Организации, осуществляющие сделки, которые приравниваются к взаимозависимым. Сюда относятся формальные посредники, операции на биржах и сделки с нерезидентами.

Цели использования трансфертных цен

Основные цели трансфертного ценообразования – перемещения налогооблагаемой базы с помощью аффилированных лиц в компании, зарегистрированные в зонах с наиболее благоприятным налоговым режимом. Такую процедуру можно осуществить изменением цены сделки.

С развитием производства, появлением крупных налогоплательщиков и выходом их на международный уровень стало актуальным трансфертное ценообразование.

Примеры:

  • Две дочерние компании Х и Y в разных странах осуществляют деятельность. В стране Y действует более благоприятный налоговый климат. Отрегулировав цену в стране Y на увеличение, при реализации товаров в страну X можно занизить сумму налога. В компании Х произойдет явное занижение налогооблагаемой прибыли.
  • Для дочерних компаний Х и Y осуществляют деятельность в разных странах, и в одной из них (Y) на законодательном уровне установлены дополнительные налоги на перевод капитала. Следовательно, прибыль можно перенаправить в страну Х. Для этого нужно увеличить цены в компании Y.

С точки зрения контролирующего органа, цели направлены на следующее:

  • препятствие использованию трансфертных цен для уклонения от уплаты налогов;
  • противодействие их использования в целях вывода денег за пределы страны.

Задачи трансфертных ценообразований

Особенность разработки подобных цен заключается в едином подходе руководящего состава и несколько отличается от обычного образования цены.

Выполняются следующие задачи:

  • Возможность регулировать процесс распределения или перераспределения прибыли между структурными подразделениями компании (дочерние и головные).
  • Сокращение не только налоговых, но и таможенных платежей.
  • Уменьшение рисков компаний.
  • Возможность распределить рынки сбыта и оказывать влияние на международных рынках между своими структурными подразделениями.
  • Способность намеренно занижать часть прибыли в дочерних компаниях, чтобы избежать повышения зарплат сотрудникам в случае отдельных требований.

Данные сделки не распространяются на имущественные права, интеллектуальную деятельность и информацию. Объектом контроля являются товары, работы, услуги. Такие операции существуют в целях оптимизации налогообложения с точки зрения пополнения в бюджет.

Особенности налогообложения

Налогообложение трансфертного ценообразования обладает определенными свойствами. Если в сделке фактическая цена не соответствует параметрам рыночной, то, в соответствии с законодательством РФ, налогоплательщик имеет право самостоятельно определять ее размер. Главное, чтобы подобные расчеты не повлекли за собой занижение налогов или увеличение издержек. Это, естественно, вызовет интерес со стороны проверяющих органов. В случае обнаружения ошибки налогоплательщик должен внести необходимые корректировки, подать уточняющую налоговую декларацию с обязательным приложением пояснения, на основании чего можно идентифицировать определенную сделку.

Трансфертное ценообразование и налоговый контроль

Ежегодно до 20 мая организации обязаны отчитаться в налоговой инспекции, подав соответствующее уведомление, которое должно содержать подробную информацию обо всех сделках, имеющих статус контролируемых. Данное уведомление обязаны подать все участники сделки. Таким образом, осуществляется двойной контроль. Проверяющие органы могут самостоятельно проверить наличие подобных сделок.

Для осуществления контроля со стороны налоговиков достаточно наличия самого факта совершения сделки, подпадающей под статус контролируемой. Главная цель данной проверки – выявить соответствие или несоответствие уровню рыночных цен при осуществлении операции.

Выход на международный рынок

Международное трансфертное ценообразование получило активное развитие в 60-х годах прошлого столетия. Некоторые крупнейшие компании, имеющие статус транснациональных, разработали более тонкий и цивилизованный способ «ограбления» бывших колониальных государств, которые к этому периоду получили свою независимость. Цены на покупку сырья в данных странах были намеренно низкие.

В мировой экономике разработаны общепринятые международные принципы, документы, пособия. Они носят рекомендательный характер и помогают решить многие вопросы в сфере трансфертного ценообразования.

Каждая страна вправе самостоятельно определять контроль и корректировку трансфертных цен. Причем достаточно очевидным становится тот факт, когда процесс проведения корректировки вышеуказанных цен проверяемой компании проводится со стороны контролирующих органов двух стран (на основании сданной отчетности). Если такие процедуры не выполняются, то контролируемая организация оказывается в ситуации двойного налогообложения. По законодательству РФ, компетентные органы могут поступить следующим образом:

  • снять все требования;
  • пойти на риск и прекратить деятельность компании, изъяв уже вложенные инвестиции и отказав новым.

В данной ситуации важным является оказание содействия в процедуре корректировки трансфертной цены между контролирующими органами разных стран. Для любого государства на международной арене приоритетным является доходность собственного бюджета. Поэтому возникает вопрос: насколько готовы страны к сотрудничеству в процессе формирования трансфертного ценообразования?

В последнее время наметилась тенденция вмешательства проверяющих органов в трансфертный процесс. Подобные действия налоговиков провоцируют риски трансфертного ценообразования, которые:

  • увеличивают затраты, связанные с проведением встречной контролирующей функции органов;
  • могут провоцировать риск двойного налогообложения;
  • втянут в судебные разбирательства и издержки;
  • понесут финансовые потери в случае проведения корректировок по инициативе другого государства.

Вообще наметившиеся тенденции внимания со стороны фискальных органов выработали определенные механизмы регулирования, благодаря которым удается не только повысить доходную часть бюджета, но и укрепить налоговую систему в стране.

businessman.ru

Page Not Found (404)



Page Not Found (404)

That page doesn't exist!
Please try one of the following:

  • If you typed the page address into the web address bar, make sure that it is spelled correctly.
  • Visit the pwc.com home page and look for links to the information you want.
  • Or check out our site map.

 

Vervolg uw bezoek op één van onderstaande pagina's:

Lamentablemente no pudimos encontrar la página que buscabas. Quizás estas opciones te ayuden:

К сожалению, запрашиваемая Вами страница не найдена. Возможно, Вам будут полезны следующие ссылки:

Sidan du letar efter kan inte hittas!
Försök med något av följande:

  • Kontrollera adressen och försök igen.
  • Återvänd till föregående sida.
  • Gå till www.pwc.com/se och leta efter relevant information.
  • Leta på vår sitemap.

That page doesn't exist.
Please try one of the following:

Den side findes ikke.
Fortvivl ej... prøv i stedet at:

La page que vous demandez est introuvable.
Essayez l'une des solutions suivantes :

Diese Seite existiert nicht oder ist nicht mehr verfügbar. Bitte versuchen Sie Folgendes:

  • Wenn Sie die Adresse manuell eingegeben haben, prüfen Sie diese auf Tippfehler.
  • Besuchen Sie die Startseite und verwenden Sie die Suchfunktion.

The page you requested could not be found. If you are looking for information around a specific topic then please use the site search function above. Alternatively here is a current site map.

If you want to talk to someone at PwC about a current business issue, or find out more information about a particular topic or about PwC and the services we provide, you can call our main switchboard number on +44 (0) 20 7583 5000

There is an overview of all our UK office locations, including local telephone numbers.

The contact details of many individual service and/or industry specialists are listed on the relevant pages across the site. You can also send us an e-mail with your comments or suggestions

If you're interested in working for PwC, please visit our Careers website

La page que vous demandez est introuvable.
Essayez l'une des solutions suivantes :

www.pwc.ru

www.pwc.ru

Трансфертное ценообразование - это... Что такое Трансфертное ценообразование?

Трансфертное (трансферное) ценообразование (англ. Funds Transfer Pricing, FTP) — реализация товаров или услуг взаимозависимыми лицами по внутрифирменным, отличным от рыночных, ценам. Они позволяют перераспределять общую прибыль группы лиц в пользу лиц, находящихся в государствах с более низкими налогами. Это наиболее простая и распространенная схема международного налогового планирования, имеющего целью минимизацию уплачиваемых налогов. Трансфертные цены являются объектом контроля фискальных органов государства.

История

Первой страной, принявшей специальное законодательство, детально регулирующее вопросы трансфертного ценообразования, стали США (середина 1960-х).

Основным рекомендательно-методическим международным документом в области налогового регулирования трансфертного ценообразования является Руководство Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР) 1995 года «О трансфертном ценообразовании для транснациональных корпораций и налоговых органов» (Transfer pricing guidelines for multinational enterprises and tax administrations).

Трансфертное ценообразование в России

В России с 2012 года действует новое законодательство по трансфертному ценообразованию. Оно регулируется Разделом V.1. Налогового кодекса РФ. Новым разделом законодательства вводятся нормы соответствующие руководству ОЭСР по трансфертному ценообразованию (OECD Transfer Pricing guidelines 2010). До 2012 года регулирование производилось статьями 40 Налогового кодекса РФ («Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения») и статьей 20 Налогового кодекса РФ . Перечень контролируемых налоговыми органами сделок включает также сделки с взаимозависимыми лицами. В этих случаях российские налоговые органы имеют право сравнивать примененные налогоплательщиками цены с рыночными и доначислять налоги.

Ссылки

dic.academic.ru

Трансфертное ценообразование

Трансфертное ценообразование (от англ. Funds Transfer Pricing, сокр. FTP)  - это  механизм реализации всех видов товаров взаимозависимым лицам (обычно в рамках холдингов) по особым, внутрифирменным, не рыночным ценам. Таким образом возможно более рациональное и выгодное перераспределение прибыли группы лиц в пользу тех, кто находится в условиях более низкого налогообложения (как правило, это подразумевает пребывание в других государствах). Такая схема налогового планирования необходима для минимизации расходов, связанных с обязательными налоговыми отчислениями. Трансфертные цены контролируются фискальными органами государства.

Трансфертное ценообразование в виде детально урегулированной системы появилось в середине 60-х в США, затем этот способ ценовой политики распространился и по другим странам мира. В России с начала 2012 года действует особое законодательство, регулирующее трансфертное ценообразование. До 2012 года оно регулировалось Налоговым кодексом.

Выделяют три метода, с помощью которых определяются трансфертные цены:

  • метод неконтролируемой (сопоставимой) цены;
  • метод цен перепродажи;
  • метод «затрат плюс прибыли».

При использовании первого метода устанавливаются цены по прейскуранту. При этом методе налоговые службы вправе доначислить налоги и пени, если цены товаров оказываются ниже или выше более чем на 20% от рыночных на аналогичные товары.

Второй метод используется в случаях, когда накануне продажи проводится передача товаров между сторонами. Таким образом можно уменьшить цену перепродажи  на величину наценки, за счет которой покрываются издержки продавца.

Третий метод применяется в случаях, когда невозможно использовать два предыдущих. При этом для определения рыночной цены учитываются все прямые и косвенные затраты продавца, к ним прибавляют среднюю наценку, свойственную данной сфере деятельности. Такой подход обязательно требует составления плановых калькуляций на все товары (услуги).

Как правило, трансфертное ценообразование применяется по следующим двум причинам:

- если требуется рационально перераспределить финансовые ресурсы внутри холдинга;

- когда существует возможность свести к минимуму дополнительные выплаты и, таким  образом, оптимизировать налогообложение. Однако следует оговориться, что подобная «оптимизация» часто расценивается государством скорее как попытка уклонения от добросовестного выполнения налоговых обязательств. С другой стороны, налогоплательщики имеют полное право использовать подобный инструмент для достижения более выгодных экономических результатов собственной деятельности.

Применение данного вида ценообразования для крупных холдингов и корпораций является весьма выгодным, поскольку позволяет организовывать практически командную структуру в условиях рыночной экономики. Так возможно сконцентрировать прибыль в едином центре, а в дальнейшем перераспределять ее с учетом потребностей входящих в холдинг компаний. Препятствовать перераспределению собственных средств крупных экономических субъектов не рационально. Возможно лишь регулирование этой сферы с целью предотвращения бюджетных потерь.

Так, трансферное ценообразование, по своей сути, представляет довольно неоднозначное явление, что и обусловило пристальное внимание к нему со стороны государства.  В связи с необходимостью совершенствования принципов определения цен, в целях налогообложения, 18 июля 2011 был подписан закон РФ о внесении изменений в ряд законодательных актов. Особенно внимание было уделено именно трансфертным ценам. В Налоговый кодекс РФ была внесена поправка в статью 40, ограничивающая колебание трансфертных цен в пределах +/- 20% от цен, которые предусматривает рыночное ценообразование.

Нормы закона полностью соответствуют международным принципам регулирования сферы ценообразования. В его основу было положено Руководство по образованию трансфертных цен, принятое Комитетом Организации по развитию и экономическому сотрудничеству.

fb.ru

Трансфертное ценообразование на примере ОАО «ММЗ»

В условиях вертикальной экономической интеграции, создания транснациональных и трансконтинентальных корпораций, различного рода совместных фирм и предприятий одной из важнейших задач управления становится определение трансфертных цен.

Под трансфертным ценообразованием понимают процесс установления трансфертной цены («внутренней», отличающейся от рыночной), которая всегда привязана к конкретному товару (услуге) и субъекту, который этот товар (услугу) продает/покупает. Практически в любой организации существует обмен полуфабрикатами (услугами) между отдельными подразделениями. Трансфертное ценообразование как система представляет собой совокупность элементов (центров ответственности) и связей между ними (трансфертная цена). [1]

Использование нерыночных цен связано с рациональной организацией деятельности групп компаний, поскольку нередко крупные холдинги включают в себя компании, разделенные по функциональному признаку. Здесь трансфертное ценообразование порой выступает как результат организации бизнеса, основанного на разделении труда. [2] А так как группы компаний могут использовать трансфертные цены в целях налоговой экономии, для целей налогообложения контролируется соответствие применяемых цен рыночному уровню. Наглядным примером являются металлургические комбинаты и заводы. Процесс производства металлопроката и металлургических изделий очень сложный и капиталоёмкий, требующий огромного количества трудо-, энерго- и материалозатрат. Кроме традиционных полезных ископаемых (руды, угля, огенеупоров, флюсов) требуется ещё много вспомогательного сырья и материалов. В бытность образования основных металлургических заводов и комбинатов, которое происходило в период Советской индустриализации, никто и предположить не мог о такой проблемной процедуре, как трансфертное ценообразование во взаимозависимых обществах. Раньше любое предприятие, производившее какие-либо комплектующие, материалы, оборудование, применяемое в различных секторах народного хозяйства, само цены не устанавливало, так как в рамках тотальной командной экономики был единый тарифный орган, который и устанавливал цены на все виды работ, услуг, товаров. После развала такой мощной державы как Советский союз, предприятия мгновенно перешли в рыночную экономику, при которой цены диктуются рыночной конъюнктурой, себестоимостью понесённых затрат и просто аппетитами владельцев предприятий. Для возможности выживания в условиях жёсткой рыночной конкуренции предприятия, относящиеся к той или иной отрасли стали объединяться в холдинги, что называется «по интересам», более крупные игроки стали поглощать более мелких, образовывать дочерние общества, выводить из своего состава непрофильные активы. Несовершенная налоговая система переходного периода позволяла холдингам создавать центры прибыли в зонах с наименьшими налоговыми преференциями, допуская при производстве компонентов различных стадий передела в металлургической промышленности установление заниженных цен, отличных от рыночных. Таким образом, стоимость готового металлопроката, который передавался для реализации в торговые дома холдингов, зарегистрированных в зонах с пониженными ставками налогообложения, была очень низкой, в России соответственно уплачивались незначительные налоги. Основную надбавку при реализации через оффшоры удавалось вывести из под российского налогообложения. После вступления в законную силу 227-ФЗ юридические лица, подпадающие под определение взаимозависимых, обязаны всю реализацию работ, услуг, товаров между собой производить по ценам, не отличающимся от цен, установленных на рынке.

Рассмотрим производство металлургических изделий на простейшем примере: Конечную металлургическую продукцию, например, лист с полимерным покрытием выпускает крупное предприятие с известным брендом ОАО «ММЗ», для начала производства требуется железная руда, которую добывает одно из дочерних обществ холдинга ООО «Горняк». Из добытой сырой руды без первичного обогащения получить ничего нельзя, поэтому ООО «Горняк» реализует её ООО «Фабрика обогащения и агломерации» («ФОА»), на которой происходят дополнительные переделы сырья, после выполнения которых агломерат реализуется подразделению, входящему в основное производство холдинга. В основных цехах происходит выплавка чугуна, далее чугун как незавершённое производство попадает в сталеплавильный цех, где из него варят сталь, и разливают стальные заготовки, предназначенные для прокатного производства. После производства в листопрокатном цехе стальной рулон ещё не является конечным продуктом, он поступает в цех для нанесения полимерного покрытия. После его нанесения изделие почти готово, но в таком виде оно к конечному потребителю не попадёт, так как требуется провести упаковку данного рулона. Для выполнения указанной процедуры рулон передаётся в ещё одно дочернее общество ЗАО «Упаковка», после чего рулон готов к реализации. Но ЗАО «Упаковка» по видам экономической деятельности не может заниматься оптово-розничной торговлей, поэтому надбавив цену за выполненные работы, передаёт его в ООО «Торговый дом «ММЗ», также являющийся дочерним обществом холдинга.

Во всей цепочке производства, продукт подвергся нескольким стадиям обработки и передавался взаимозависимыми обществами друг другу, то как товар (реализовывался по цене входящей + стоимость произведённого передела), то как незавершённое производство — переходил из одного цеха в другой с последовательной обработкой и всё более становился похожим на конечный продукт, то снова передавался дочерним обществам холдинга для проведения завершающих этапов производства. С точки зрения налогообложения наиболее интересующими во всём этом производстве, являются моменты передачи (реализации) от одного общества другому: от ООО «Горняк» к ООО «ФОА», далее реализация основным цехам ОАО «ММЗ», после прохождения переделов в основных цехах холдинга дальнейшая доработка в ЗАО «Упаковка» и конечная реализация через ООО «ТД «ММЗ». Налоговая контролирует при этом, чтобы стоимость сырья (руды) в момент передачи от ООО «Горняк» к ООО «ФОА» соответствовала уровню рыночных цен на аналогичный вид продукции, также цена должна соответствовать рыночной в момент передачи продукции от ООО «ФОА» в основные цеха «ММЗ» и от них в ЗАО «Упаковка» и «ТД «ММЗ». В общем, при любой передачи продукции от одного взаимозависимого общества к другому, несмотря на разные формы собственности, цена продукции должна соответствовать рыночному уровню цен и налогооблагаемая база не должна быть занижена.

Также все услуги по ремонту, обслуживанию основного и вспомогательного оборудования, выводящиеся на крупных предприятиях в аутсорсинг, если их выполняют взаимозависимые общества (общества в которых доля участия холдингов прямо или косвенно превышает 25 %), должны предоставляться по рыночным ценам. Обоснованность рыночной стоимости должна соответствовать изложенным в законе способам определения рыночных цен.

Представим схему потоков сырья и материалов в металлургическом холдинге на рисунке 1.

Рис.1. Схема потоков сырья и материалов в ОАО «ММЗ»

Таким образом, применение трансфертных цен при внутрифирменной передаче товаров, работ, услуг является очень эффективным механизмом при распределении прибыли между элементами холдинга — материнской компанией и дочерними обществами, распределять рынки сбыта и сферы влияния между различными подразделениям, позволяет не только определить финансовый результат деятельности отдельных центров ответственности, но и формировать их управленческие балансы.

Литература:

1.    www.ippnou.ru [электронный ресурс], Статья «Теория трансфертного ценообразования в современной организации: понятия, модели, проблемы». Пашкус В. Ю./2004г.

2.    Статья: Трансфертное ценообразование и контроль за применением трансфертных цен в России./Юрмашев Р. С.(Аудиторские ведомости,№ 11) /2007 г.

moluch.ru


Смотрите также