Тральщик что это такое


Тральщик — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Траление мин в проливе Дарданеллы, в 1915 году, Британским и Французскими флотами. Схема работы тральщика по тралению мин. Немецкий аппарат поиска мин нем. Pinguin B3. Под корпусом закреплены подрывные заряды.

Тральщик — корабль специального назначения, задачей которого является поиск, обнаружение и уничтожение морских мин и проводка кораблей (судов) через минные заграждения.

Являются основной составляющей минно-тральных сил ВМФ вооружённых сил отдельных государств мира.

В связи с появлением нового вида оружия на вооружении флотов вооружённых сил многих государств — морская мина, потребовались и ответные меры для успешного решения извечной проблемы «меч — щит», и она впервые успешно была решена в Российском императорском флоте. Впервые тральщики применены российским императорским флотом в Порт-Артуре в 1904 году[1].

Появление тральщиков-искателей мин было вызвано усовершенствованием взрывателей мин, отчего снизилась надёжность вытраливания. Поэтому было предложено логическое развитие боевого траления: не пользоваться тралами, а искать и уничтожать мины подрывными зарядами. Основным оружием здесь являются поисковые аппараты или пловцы-минеры. Важнее становятся условия их использования, хотя требования к снижению физических полей искателя мин остаются.

К 2000 году во флотах мира имелось 60 тральщиков, 181 тральщик-искатель мин, одна эскадрилья вертолётов-тральщиков (22÷24 машины)[2][3].

В качестве тральщиков может использоваться и авиационная техника. Так в годы Второй мировой войны ряд самолётов бомбардировочной авиации ВВС Великобритании были переоборудованы для этих целей. Сходным модификациям подверглись в то же время и ряд самолётов ВВС ВС Германии (люфтваффе) Юнкерс Ю 52. Для борьбы с магнитными минами они были оснащены большими токопроводящими кольцами и отдельными двигателями с генераторами для создания мощного магнитного поля. Недостатками таких систем, кроме усложненного пилотирования, было то, что при излишне чувствительных взрывателях мин они могли детонировать прямо под самолётом, который был вынужден лететь над самой поверхностью воды. Кроме того, так могли быть уничтожены мины только на очень небольшой глубине[4]. В настоящее время вертолёты ВМС США MH-53E активно используются в качестве минных тральщиков.

По водоизмещению, мореходности и вооружению тральщики подразделяются:

  • морские (водоизмещение 660 — 1300 тонн) — действуют совместно с флотом в походах;
  • базовые (водоизмещение до 600 тонн) — действуют на закрытых театрах, опираясь на военно-морские базы;
  • рейдовые (водоизмещение до 250 тонн) — расчищают подходы к портам;
  • речные (водоизмещение до 100 тонн).

По принципу действия делятся на собственно тральщики (англ. minesweepers) и тральщики-искатели мин (англ. minehunters).

Основным вооружением собственно тральщиков являются различные типы тралов:

  • контактные — представляющие собой как правило прочные цепи с рядом укреплённых на них ножей и отводителем-заглубителем на конце; с их помощью подрезаются минрепы мин, всплывающие мины расстреливаются;
  • акустические — предназначены для подрыва мин с акустическими взрывателями, имитируют акустическую картину прохождения крупного корабля;
  • электромагнитные (соленоидные) — аналогично акустическим имитируют электромагнитное излучение цели.

В соответствии с этим на тральщик налагаются требования по акустической, электромагнитной малозаметности. Для их удовлетворения применяются меры:

  • Конструктивные. Корпус тральщика выполняется из немагнитных материалов (дерево, пластик), ограничиваются размеры и осадка, устанавливаются размагничивающие устройства, применяется демпфирование и звукоизоляция механизмов, некавитирующие гребные винты.
  • Профилактические. Периодически или перед тралением замеряются физические поля корабля (прежде всего акустическое и магнитное), проводится их снижение.
  • Тактические. Корабль используется в режимах, минимизирующих наведенные поля: малые хода, для снижения шумности и динамического давления, движение по возможности вдоль магнитных линий Земли, и т. д.
  • Н. Г. Кузнецов, «Курсом к победе» — М.: Воениздат, 1972
  • Ф. Б. Мудрак, «На тральных галсах.» — М.: Воениздат, 1980

ru.wikipedia.org

Тральщик - это... Что такое Тральщик?

Тральщик пр.254 советской постройки

Тральщик — корабль специального назначения, задачей которого является поиск, обнаружение и уничтожение морских мин и проводка кораблей (судов) через минные заграждения. Являются основной составляющей минно-тральных сил.

По водоизмещению, мореходности и вооружению делятся на морские тральщики (водоизмещение 660—1300 тонн), базовые (водоизмещение до 600 тонн), рейдовые (водоизмещение до 250 тонн) и речные (до 100 тонн) тральщики.

По принципу действия делятся на собственно тральщики (англ. minesweepers) и тральщики-искатели мин (англ. minehunters).

Основным вооружением собственно тральщиков являются различные типы тралов:

  • контактные — представляющие собой как правило прочные цепи с рядом укреплённых на них ножей и отводителем-заглубителем на конце; с их помощью подрезаются минрепы мин, всплывающие мины расстреливаются;
  • акустические — предназначены для подрыва мин с акустическими взрывателями, имитируют акустическую картину прохождения крупного корабля;
  • электромагнитные (соленоидные) — аналогично акустическим имитируют электромагнитное излучение цели.

В соответствии с этим на тральщик налагаются требования по акустической, электромагнитной малозаметности. Для их удовлетворения применяются меры:

  • Конструктивные. Корпус тральщика выполняется из немагнитных материалов (дерево, пластик), ограничиваются размеры и осадка, устанавливаются размагничивающие устройства, применяется демпфирование и звукоизоляция механизмов, некавитирующие гребные винты.
  • Профилактические. Периодически, или перед тралением, замеряются физические поля корабля (прежде всего акустическое и магнитное), проводится их снижение.
  • Тактические. Корабль используется в режимах, минимизирующих наведенные поля: малые хода, для снижения шумности и динамического давления, движение по возможности вдоль магнитных линий Земли, и т. д.

Впервые тральщики применены российским флотом в Порт-Артуре в 1904 году.[источник не указан 1299 дней]

Немецкий аппарат поиска мин нем. Pinguin B3. Под корпусом закреплены подрывные заряды.

Появление тральщиков-искателей мин было вызвано усовершенствованием взрывателей мин, отчего снизилась надежность вытраливания. Поэтому было предложено логическое развитие боевого траления: не пользоваться тралами, а искать и уничтожать мины подрывными зарядами. Основным оружием здесь являются поисковые аппараты или пловцы-минеры. Важнее становятся условия их использования, хотя требования к снижению физических полей искателя мин остаются.

К 2000 году во флотах мира имелись 60 тральщиков, 181 тральщик-искатель мин, одна эскадрилья вертолетов-тральщиков (22÷24 машины). [1][2]

В качестве тральщиков может использоваться и авиатехника. Так в годы Второй мировой войны ряд самолётов бомбардировочной авиации ВВС Великобритании были переоборудованы для этих целей. Сходным модификациям подверглись в то же время и ряд самолётов ВВС Германии Юнкерс Ю 52. В настоящее время вертолёты ВМС США MH-53E активно используются в качестве минных тральщиков.

См. также

Ссылки

  1. Jane’s Warship Recognition Guide. 2nd ed., Harper Collins, 1999.
  2. World Navies Today [1]

dic.academic.ru

Минный тральщик - это... Что такое Минный тральщик?


Минный тральщик

Тральщик пр.254 советской постройки

Тральщик — корабль специального назначения, задачей которого является поиск, обнаружение и уничтожение морских мин и проводка кораблей (судов) через минные заграждения. Являются основной составляющей минно-тральных сил.

По водоизмещению, мореходности и вооружению делятся на морские тральщики (водоизмещение 660—1300 тонн), базовые (водоизмещение до 600 тонн), рейдовые (водоизмещение до 250 тонн) и речные (до 100 тонн) тральщики.

По принципу действия делятся на собственно тральщики (англ. minesweepers) и тральщики-искатели мин (англ. minehunters).

Основным вооружением собственно тральщиков являются различные типы тралов:

    • контактные — представляющие собой как правило прочные цепи с рядом укреплённых на них ножей и отводителем-заглубителем на конце; с их помощью подрезаются минрепы мин, всплывающие мины расстреливаются;
    • акустические — предназначены для подрыва мин с акустическими взрывателями, имитируют акустическую картину прохождения крупного корабля;
    • электромагнитные (соленоидные) — аналогично акустическим имитируют электромагнитное излучение цели.

В соответствии с этим на тральщик налагаются требования по акустической, электромагнитной малозаметности. Для их удовлетворения применяются меры:

  • Конструктивные. Корпус тральщика выполняется из немагнитных материалов (дерево, пластик), ограничиваются размеры и осадка, устанавливаются размагничивающие устройства, применяется демпфирование и звукоизоляция механизмов, некавитирующие гребные винты.
  • Профилактические. Периодически, или перед тралением, замеряются физические поля корабля (прежде всего акустическое и магнитное), проводится их снижение.
  • Тактические. Корабль используется в режимах, минимизирующих наведенные поля: малые хода, для снижения шумности и динамического давления, движение по возможности вдоль магнитных линий Земли, и т. д.

Впервые тральщики применены российским флотом в Порт-Артуре в 1904 году.

Немецкий аппарат поиска мин нем. Pinguin B3. Под корпусом закреплены подрывные заряды.

Появление тральщиков-искателей мин было вызвано усовершенствованием взрывателей мин, отчего снизилась надежность вытраливания. Поэтому было предложено логическое развитие боевого траления: не пользоваться тралами, а искать и уничтожать мины подрывными зарядами. Основным оружием здесь являются поисковые аппараты или пловцы-минеры. Важнее становятся условия их использования, хотя требования к снижению физических полей искателя мин остаются.

К 2000 году во флотах мира имелись 60 тральщиков, 181 тральщик-искатель мин, одна эскадрилья вертолетов-тральщиков (22÷24 машины). [1][2]

В качестве тральщиков может использоваться и авиатехника. Так в годы Второй мировой войны ряд самолётов бомбардировочной авиации ВВС Великобритании были переоборудованы для этих целей. Сходным модификациям подверглись в то же время и ряд самолётов ВВС Германии Юнкерс Ю 52. В настоящее время вертолёты ВМС США MH-53E активно используются в качестве минных тральщиков.

См. также

Ссылки

  1. Jane’s Warship Recognition Guide. 2nd ed., Harper Collins, 1999.
  2. World Navies Today [1]

Wikimedia Foundation. 2010.

  • Минный трал
  • Мино

Смотреть что такое "Минный тральщик" в других словарях:

  • Вице-адмирал Захарьин (минный тральщик) — «Вице адмирал Захарьин» …   Википедия

  • Тральщик — пр.254 советской постройки Тральщик  корабль специального назначения, задачей которого является поиск, обнаружение и уничтожение …   Википедия

  • Тральщик Тип «Апостол Петр» — Тральщик Тип «Апостол Петр» (2 единицы) 1906 Колесные пароходы с реки Свирь, мобилизованные 21.05.1915 г. Спущены в 1906 г. (Англия/Гренджмут). № 18 Бывший «Апостол Петр». Захвачен в Ревеле немцами 25.02.1918 г. и… …   Военная энциклопедия

  • Минный трал — Современный германский танк тральщик Keiler, созданный на базе среднего танка M48 …   Википедия

  • Ловать (минный заградитель) — У этого термина существуют и другие значения, см. Ловать (значения). «Руно» с 01.8.1914 Транспорт №3 с 21.05.1915 Тральщик №3 с 18.10.1915 «Ловать» с 1922 «Профсоюз» Служба …   Википедия

  • Т-281 Гвардейский тральщик Тихоокеанского флота СССР — (USS Peril (AM 272)) Боевой корабль (USA) Заложен: 1 февраля 1943 Спущен на воду: 25 июля 1943 Прередан флоту: 20 апреля 1944 Исключен из …   Википедия

  • Малый минный заградитель Тип «А» (первая серия) — Малый минный заградитель Тип «А» (первая серия) (5 единиц) Проект корабельного инженера А.С. Арсени. Построены в 1911–14 гг. в мастерских Севастопольского порта. Катер № 1 Вст. в строй 26.02.1914 г. С 15.09.1914 г. –… …   Военная энциклопедия

  • Малый минный заградитель Тип М-1 (вторая серия) — (5 единиц) Постройка Охтенской верфи (В. Крейтон), достройка Ижорского завода. Теплоход № 1 (М 1) Заложен в 1912 г. Спущен в 10.1913 г. Вступил в строй 28.04.1914 г. Захвачен в Гельсингфорсе 13.05.1918 г. финскими белогвардейцами и под… …   Военная энциклопедия

  • Малый минный заградитель Тип М-6 (третья серия) — (4 единицы) Построены на финской верфи в Бьернеборге (Пори). Теплоход № 6 (М 6) Вст. в строй 3.10.1915 г. Захвачен в Гельсингфорсе 24.04.1918 г. финскими белогвардейцами. Вошел в состав финского флота под названием «Миина» (Т 17) …   Военная энциклопедия

  • Императорский флот Японии во Второй мировой войне — Императорский флот Японии к началу Второй мировой войны был одним из сильнейших в мире. У Японии было больше авианосцев (10 авианосцев против 7 у США, причём 4 из последних находились в Атлантике), но она сильно уступала США по другим кораблям… …   Википедия

dic.academic.ru

Сигнальщик (тральщик) — Википедия

«Сигнальщик» — морской тральщик проекта 266 «Аквамарин». Первый корабль на Чёрном море, который в 1992 г. поднял украинский флаг. Корабль построен в 1973 году на Средне-Невском ССЗ (заводской № 918).

Корабль входил в состав 68-й бригады охраны водного района Крымской военно-морской базы.

До 1991 года командиром тральщика был капитан-лейтенант Игорь Тенюх, однако за свои политические взгляды последний был отстранен от должности командира корабля[1].

28 июня 1992 года, экипаж тральщика под командованием капитана 3 ранга Теймура Сулейманова поднял флаг Украины. Понимая, какую реакцию могли вызвать эти действия, перед этим Сулейманов приказал выставить на корабле вооруженную охрану.

Я знал, какие действия могут быть приняты командованием против нас, — вспоминает бывший командир корабля капитан 1 ранга Теймур Сулейманов, — поэтому поставил на охране Государственного флага мичманов А. Накалюжного и Л. Рябового. Была усилена охрана корабля, я запретил доступ посторонних лиц на борт.[2]

Узнав о происшедшем, в тот же день на корабль прибыл командир дивизиона, капитан 2 ранга Михаил Спалек. Опасаясь вооруженного конфликта, он пытался договориться с командой тральщика. Там он находился целую ночь. Зная, что вскоре для выяснения обстоятельств на корабль прибудут военные, он вызвал машину, которая отвезла Т. Сулейманова домой.

Он заявил, что не может спать, потому что в сейфе в моей каюте пистолеты и взрывные патроны, — рассказывает капитан 1 ранга Теймур Сулейманов. — Потом он вызвал машину, которая отвезла меня домой.[2]

29 июня 1992 г. на борт «Сигнальщика», который таким образом остался без своего командира, прибыл командир бригады, который потребовал снять флаг Украины, по воспоминаниям он даже пытался самостоятельно сорвать его с мачты корабля, но мичманы Накалюжный и Рябовой не позволили ему этого сделать, мотивируя свои действия тем, что имеют на то приказ командира корабля.

А в это время командира «Сигнальщика» Сулейманова отвезли на экстренное заседание военного совета флота. Там над офицерами мятежного корабля была учинена жестокая расправа.

Я впервые увидел столько адмиралов и генералов, — говорит капитан 1 ранга Теймур Сулейманов. — Мне зачитали приказ командующего ЧФ о снятии с должности командира корабля и снятия с должности моего заместителя по воспитательной работе капитан-лейтенанта Владимира Лещенко.[2]

Вернувшись на корабль, капитан 3 ранга Т.Сулейманов был вынужден сдать командиру дивизиона корабельные документы, медикаменты, оружие и боеприпасы, которые находились в его каюте. Сулейманов приказал спустить с мачты Государственный флаг Украины, подчинившись приказу командующего ЧФ. Затем он взял спущенный флаг, аккуратно сложил его, и сошел на берег. Через несколько дней офицеров и мичманов тральщика «Сигнальщик» начали снимать с должностей или переводить на другие корабли.

Когда в Севастополь для выяснения обстоятельств прибыла организационная группа Военно-Морских Сил Украины, то она не была допущена на территорию части, в расположении которой находился корабль. Тем не менее, 1 июля вышел приказ министра обороны Украины за № 112[3], о внесении морского тральщика в корабельный состав ВМС Украины, однако экипаж «Сигнальщика» в это время уже был расформирован, а на корабль командование ЧФ перевело другую, благонадежную, команду.

Большая часть старой команды тральщика пришла к организационной группе Военно-Морских Сил Украины, где они были зачислены на украинскую службу. Часть людей вошла в состав экипажа готовящегося к спуску фрегата «Гетман Сагайдачный».

Тральщик, несмотря на приказ министра обороны Украине передан так и не был, а в 1994 г. он был выведен из состава флота[4].

Событие не осталось незамеченным — уже 21 июля из Донузлава в направлении Одессы под украинским флагом вышел СКР-112.

ru.wikipedia.org

Корабли-тральщики. Удар под водой

Корабли-тральщики

Какие же корабли ведут «тихую» войну против неприятельских мин? Пока мы только знаем их общее название — тральщики. Но это название объединяет разные корабли, различающиеся и по виду, и по величине, и до «боевому назначению.

Тральщики не могут выбирать погоду для своей работы, им не дают для этого времени. Почти всегда находятся они в море, часто в непогоду. Поэтому они должны отличаться хорошими мореходными качествами. Тральщик — это корабль с мелкой осадкой, он должен проходить над минами. Ему не нужны большие размеры. Наоборот, чем этот корабль меньше, тем легче им управлять, тем труднее противнику поразить его своим артиллерийским огнем. Поэтому тральщик должен быть по возможности малым кораблем.

Но этому кораблю приходится тащить за собой всю тяжесть снаряженных тралов с затраленными минами и выдерживать заданную скорость хода, не уменьшать ее. Значит, тральщику необходимы мощные машины.

Какие же корабли относятся к классу тральщиков? Прежде всего корабли-проводники больших кораблей флота во время выполнения ими боевых операций. Их называют эскадренными тральщиками. Так же, как и охраняемые ими большие корабли, они не боятся непогоды и не особенно отстают по своей скорости. И в то же время их водоизмещение не больше 400–500 тонн. Эти небольшие суда вооружены скорострельными пушками, автоматическими зенитными орудиями и пулеметами. По своим боевым качествам, водоизмещению, скорости эти корабли очень схожи с небольшими миноносцами. Поэтому часто такие миноносцы, устаревшие, уже не пригодные для своего основного назначения, превращаются в эскадренные тральщики.

Бывает, что тральщикам приходится искать минные заграждения, обследовать фарватер или тралить в районах, отдаленных от своих баз. В таких случаях этим кораблям нужно быть настороже, противник может обнаружить их и уничтожить. Надо быстро сделать свое дело и так же быстро уходить, особенно, если на горизонте появился неприятельский корабль. Такие операции выполняет еще одна категория кораблей-саперов, их называют «быстроходными тральщиками». Но хоть они и называются быстроходными, их скорость все же меньше, чем у эскадренных тральщиков.

Но вот перед тральщиками поставлена задача — надо очистить от мин район близко от своих берегов, вытралить обнаруженные мины или провести корабли сквозь минное заграждение. Тут уж не нужна большая скорость: во время «работы» все равно нельзя итти на быстром ходу, а после выполнения операции уходить на базу недалеко, можно и на небольшой скорости. Поэтому для этой цели применяются тихоходные тральщики, их еще называют базовыми. Такие корабли уж не приходится специально строить. Во время войны базовыми тральщиками служат мелкие торговые корабли водоизмещением от 150 до 400 тонн. Их скорость не больше 12 узлов, а вооружение, хоть и слабое, все же рассчитано на столкновение с такими же малыми судами противника и даже на бой с одиночными самолетами.

Против самих тральщиков также ставятся минные заграждения на небольшой глубине. Чтобы вытралить такое заграждение, нужен тральщик с очень малой осадкой, почти скользящий по воде. Такие тральщики существуют — это моторные катера, работающие с особым «катерным» подсекающим тралом.

Теперь мы познакомились с основными кораблями — участниками минной войны на море, с кораблями-тральщиками. Как же эти корабли сражаются, как они одолевают своего противника — мину?

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

tech.wikireading.ru

Тральщики проекта 254 — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 1 октября 2019; проверки требует 1 правка. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 1 октября 2019; проверки требует 1 правка.
Морские тральщики проекта 254
Морские тральщики проекта 254 типа Т-43
T43 class minesweeper Project 254

Морской тральщик «Дзик» в составе ВМС Польши
Проект
Страна
Изготовители
  • Западное ПКБ (оно же ЦКБ-363)
Операторы
Годы постройки 1948
В строю выведен из состава флота
Основные характеристики
Водоизмещение 500 т (стандартное)
569 т (полное)
Длина 58 м (54 м по КВЛ)
Ширина 8,5 м (8,4 м по КВЛ)
Осадка 2,1 м
Бронирование гомогенное из судостроительной стали Ст.4с (8 мм на рубке)
Двигатели 2 дизеля типа 9Д или 9Д-8, 3 дизель-генератора
Мощность 2000 или 2200 л.с.
Движитель 2 вала и 2 гребных винта
Скорость хода 14 узлов (максимальная)
10 узлов (экономическая)
Дальность плавания 3800 миль (при скорости 10 узлов)
Автономность плавания 7 суток
Экипаж 65 человек (7 офицеров)
Вооружение
Радиолокационное вооружение ГАС «Тамир-10»
РЛС общего обнаружения «Риф»
РЛС госопознавания «Факел-МО/МЗ» или «Нихром» (Square Head, High Pole A)
Артиллерия 2 x 2 37-мм В-11
2 x 2 12,7-мм пулемёты 2М-1
Ракетное вооружение размагничивающее устройство
Противолодочное вооружение 2 x бомбомёты БМБ-1, 10 глубинных бомб ББ-1, 2 бомбосбрасывателя
Минно-торпедное вооружение 10 мин КБ-3 или 16 мин образца 1908/1939 гг.
контактный морской трал МТ-1/МТ-1П, 2 x неконтактный акустический трал БАТ-2
соленоидный электромагнитный трал ТЭМ-52
цепной охранитель ЦОК-1-40
 Медиафайлы на Викискладе

Морские тральщики проекта 254 — морские тральщики, состоявшие на службе в ВМФ СССР и военно-морских силах различных стран. Всего было построено 295 тральщиков данного вида.

В ходе Великой Отечественной войны в ВМФ СССР из тральщиков уцелели только корабли проектов 3, 53, 53-У и 58, которые считались безнадёжно устаревшими по тем временам. Также в Красном флоте были рейдовые тральщики проекта 253-Л и катерные тральщики с неконтактными тралами. Вследствие недостаточно большой эффективности в 1946 году в СССР начались работы по созданию новых тральщиков всех классов, и предпочтительным вариантом считался вариант тральщика, эффективного в борьбе с неконтактными минами. Задачами для морских тральщиков нового поколения считались определение границ минных заграждений и их уничтожение, разведывательное и контрольное траление, прокладка фарватеров в минных полях, проводка за тралами кораблей и судов, а также участие в постановке минных заграждений.

Первым послевоенным морским тральщиком стал корабль проекта 254, изначально проектировавшийся как базовый тральщик. Разработка судна велась с 1943 года в трёх ЦКБ под номерами 51, 17 и 50. Только в 1946 году ТТЗ на его проектирование получило ЦКБ-363, главным конструктором был назначен Г. М. Вераксо, главным наблюдающим от ВМФ стал капитан 1 ранга В. С. Авдеев. В том же году и был завершён проект, который предусматривал поточно-позиционный метод сборки корпуса из насыщенных секций и блоков с применением сварки. Это был первый корабль отечественного ВМФ, выполненный полностью сварным.

Общий вид и структура[править | править код]

Основным материалом корпуса была судостроительная сталь марки Ст.4с; также применялась для накладных листов под компасы маломагнитная сталь марки ЭИ-269. Ходовая рубка выполнялась из гомогенной брони толщиной 8 мм. На всём протяжении корпус набирался по продольной системе набора. Корабли также имели второе дно, форштевень с ледовым усилением, бортовые кили в качестве стабилизаторов качки пассивного типа. Корпус был разделён на десять водонепроницаемых отсеков. Стандартное водоизмещение достигало 500 т, а полное — 569 т.

Оборудование[править | править код]

В целях защиты от неконтактных мин на тральщике было установлено размагничивающее устройство из трёх обмоток — основной, курсовой горизонтальной и курсовой батоксовой, секционированных для обеспечения необходимой регулировки. Оно защищало от магнитных и индукционных мин, а также обеспечивало компенсацию всех составляющих магнитного поля корабля в пределах ± 2000 нТ (±20 мЭ) во всех точках горизонтальной плоскости на глубине до 6 м от КВЛ. Для обнаружения якорных мин корабль имел ГАС активного типа «Тамир-10».

Вооружение[править | править код]

Корабль был вооружён двумя спаренными 37-мм артустановками В-11 открытого типа: одна была на баке, вторая на надстройке в корме. Также у него были две спаренные 12,7-мм пулемётные установки 2М-1, два бомбомёта типа БМБ-1 и два бомбосбрасывателя. Для защиты от кораблей противника и подлодок корабль мог устанавливать мины: 10 мин типа КБ-3 или 16 мин образца 1908/1939 годов при помощи минных путей и скатов. В состав противоминного вооружения входили несколько тралов: контактный типа МТ-1, неконтактные акустические БАТ-2 (две штуки) и соленоидный электромагнитный ТЭМ-52, а также цепной охранитель ЦОК-1-40. Корабль был оснащён типовым на то время радиотехническим оборудованием.

Ходовые качества[править | править код]

Главная энергетическая установка состояла из двух дизелей типа 9Д мощность 2 тысячи л. с. и давала скорость до 14 узлов. При трале МТ-1 скорость снижалась до 8,3 узлов. Экономический ход был при 10 узлах и давал дальность плавания до 3800 миль.

Было построено три модификации: 254-К, 254-М и 254-А. На данные корабли ставились дополнительно артиллерийские установки ЗиФ-17 (класс А), 2М-3 (класс М), а также тралы М-2 (класс К), МТ-1Д и ТЭМ-52М (оба — классы М и А). Корабли классов 254-М и 254-А были немного больше в размерах. Дополнительным радиотехническим вооружением служили РЛС «Линь», «Линь-М», «Тамир-11» и «Рым-К».

Корабли строились на Средне-Невском судостроительном заводе в Ленинграде (№ 363) и в Керчи на судостроительном заводе «Залив» (№ 532). Головной корабль Т-43 был сдан флоту в 1948 году в Ленинграде. Всего до начала 1960-х годов было построено 295 кораблей. Это был самый массовый тральщик в мире. На западе ему было присвоено кодовое обозначение T-43 class (по названию головного корабля). Большинство поставлялось на экспорт, но в основном это были корабли типа 254-К: по два отправились в Алжир, Албанию, Китай, Ирак и Сирию, три ушли в Болгарию, шесть в Индонезию и 7 в Египет (из них в строю пять судов находятся и по сей день: «Gharbeya», «Daqahleya», «Bahareya», «Sinai», «Assuit»). Ещё 12 кораблей строились в Польше, а в Китае было построено по той же лицензии 40 судов.

Вскоре корабли стали постепенно выходить из состава флотов. Много из них было переоборудовано в водолазные или спасательные суда, а затем некоторые превращались в плавучие казармы или учебные суда (20 ещё стали кораблями воздушного наблюдения). Последние тральщики вышли из состава флота ВМС России в конце девяностых годов.

ru.wikipedia.org

Тральщики проекта 12700 — Википедия

Базовые тральщики проекта 12700 «Александрит»

Тральщик «Александр Обухов»
Проект
Страна
Изготовители
Операторы
Предшествующий тип проект 1265
Годы постройки 2011 — н. в.
Годы в строю 2016 — н. в.
Годы в эксплуатации с 2015 года
Запланировано 12
Построено 4
Строится 3
В строю 3
Основные характеристики
Водоизмещение 800 т (стандартное)
890 т (полное)
Длина 61,6 м
Ширина 10,3 м
Осадка 2,68 м
3,1 м (наибольшая с бульбом)
Двигатели дизель 2 × 2500 л.с.,
2 ДГ по 315 КВт,
2 ДГ по 210 КВт
2 х носовых подруливающих устройства ПУ-100Ф
Движитель 2 х винта регулируемого шага
Скорость хода 16,0 узлов
Дальность плавания 1500 миль (на 10 узлах)
Автономность плавания 10 суток
Экипаж 44 человека
Материал корпуса стеклопластик
Вооружение
Радиолокационное вооружение НРЛС «ПАЛ-Н»
Радиоэлектронное вооружение «Рубероид»,
«Анапа»,
«Структура-35»,
ГИСЗ «Алтын-М»
Артиллерия 1 × 14,5 мм
2 х пулемета на установке и стойке 6П59 калибра 12,7 мм
Зенитная артиллерия 1 × 30 мм АК-306
(1500 выстрелов)
Ракетное вооружение ПУ ЗРК 9К38 «Игла 1» (8 ЗУР 9М39),
ПУ ЗРК 9К333 «Верба»
Минно-торпедное вооружение УДМ,
УДМ-2,
УДМ-500,
МТПК-1,
МТПК-2,
МРПК-1,
ПМР-1,
ПМР-2,
ОУКТ-Б,
ПКТ-Б,
трал-имитатор «Желатин»,

1 х ГАС миноискания «Ливадия-М»
 Медиафайлы на Викискладе

Базовые тральщики проекта 12700 шифр «Александрит» — российский проект тральщика, спроектированный в Центральном морском конструкторском бюро «Алмаз» для ВМФ России, относится к новому поколению кораблей противоминной обороны (ПМО). Предназначен для поиска и уничтожения мин в акваториях военно-морских баз на безопасной для корабля дистанции.

Особенностью данного проекта является то, что корпус изначально разрабатывался под возможность строительства на его основе патрульных кораблей или вспомогательных судов различного назначения как для военных, так и для гражданских заказчиков.

Данный проект базового тральщика должен стать основой ВМФ России по противоминной обороне в ближней морской зоне. Тральщики проекта пойдут в серию после прохождения испытаний противоминного комплекса на головном судне проекта «Александр Обухов».

В проекте 12700 предусмотрено формирование противоминного контура с применением новейших высокоэффективных гидроакустических станций, размещаемых как на самом корабле, так и на телеуправляемых и автономных подводных аппаратах для поиска и уничтожения морских мин в прибрежной и морской зоне, интегрированной мостиковой системы, главного командного пункта — автоматизированной системы управления противоминными действиями. Вместе с тем корабль способен использовать и традиционное тральное вооружение.

Тральщики проекта обладают высокой манёвренностью за счёт применения эффективного комплекса различных подруливающих устройств. Много внимания конструкторы уделили комфорту экипажа — на корабле созданы все условия для эффективного выполнения боевых задач и отдыха.

Корабль имеет уникальный, самый большой в мире корпус из монолитного стеклопластика, сформированный методом вакуумной инфузии. Для успешного внедрения этой технологии была произведена закупка современного оборудования и программных продуктов, а также создано опытное производство. ОАО «СНСЗ» — единственный в России завод, владеющий такой технологией и единственный в мире, кто может создавать монолитные корпуса длиной до 80 метров. Достоинством такого «немагнитного» корпуса является более высокая прочность в сравнении со стальными корпусами, что обеспечивает большую живучесть корабля при поиске мин. Срок службы такого корпуса больше, чем у корпуса из маломагнитной стали, а масса корпуса значительно меньше.

На головном корабле противоминной обороны «Александр Обухов» предусматривалось установить французское оборудование системы поиска мин[1].

Головной тральщик, названный «Александр Обухов» (заводской № 521) был заложен 22 сентября 2011 года на «Средне-Невском судостроительном заводе». По первоначальному плану спуск на воду был запланирован на 2012 год. Затем сроки были перенесены на 2013 год, также в 2013 году ожидалось начало серийного строительства кораблей проекта[2]. Позже генеральный директор Средне-Невского судостроительного завода Владимир Середохо заявил в интервью агентству Rambler News Service (RNS), что «сроки сдачи головного корабля противоминной обороны проекта 12700 „Александр Обухов“ были сорваны из-за отказа французских партнёров поставить необходимое оборудование»[1].

26 марта 2014 года БТ «Алексанр Обухов» выведен из достроечного цеха на открытую площадку для подготовки к спуску на воду[3][4]). Спуск состоялся 27 июня 2014 года[5] с ожидаемым сроком ввода в состав Балтийского флота в IV квартале 2015 года[6]. 16 июля 2015 года тральщик совершил переход со Средне-Невского завода в Кронштадт, затем в Балтийск, где 20 июля начались заводские ходовые испытания. Введён в состав флота 9 дек 2016 года.

В марте 2015 года заместитель главкома ВМФ по вооружению контр-адмирал Виктор Бурсук заявил, что по кораблестроительной программе до 2050 года ВМФ России планирует получить около 30 кораблей, представляющих собой различные модификации проекта 12700, в том числе до 2025 года — минимум 10 кораблей[7].

24 апреля 2015 года на «Средне-Невском судостроительном заводе» был заложен второй (первый серийный) тральщик, названный «Георгий Курбатов»[8]. Его строительство было приостановлено до прохождения испытаний противоминного комплекса на ТЩ «Александр Обухов». В июне 2016 года корпус тральщика серьёзно пострадал во время пожара[9].

В ноябре 2016 начались работы по выкладке армирующей композитной ткани в матрицу для третьего серийного корабля[10].

9 декабря 2016 года главнокомандующий ВМФ Владимир Королёв сообщил, что на указанную дату всего законтрактовано 8 кораблей этого проекта (включая переданный флоту «Александр Обухов»), а в долгосрочной перспективе их планируется более 40[11]. Тогда же издание «Фонтанка» сообщило, что введённые против России санкции делают сроки реализации проекта неопределёнными[12].

19 января 2017 года представитель Департамента информации и массовых коммуникаций Минобороны России по ВМФ капитан 1-го ранга Игорь Дыгало проинформировал, что в ближнесрочной перспективе планируется строительство около 20 кораблей противоминной обороны данного проекта[13]. В интервью «Российской Газете» от 19 февраля 2017 главком ВМФ адмирал Владимир Королёв подтвердил ранее озвученные сведения о том, что в обозримой перспективе для ВМФ, помимо «Александра Обухова», будет построено ещё 7 кораблей противоминной обороны подобного типа, а в долгосрочном плане составы флотов должны пополнить, как минимум, 40 кораблей ПМО[14].

25 января 2017 состоялась закладка третьего тральщика (второго серийного) «Иван Антонов»[15].

Помимо «Средне-Невского судостроительного завода» строительство кораблей проекта 12700 запланировано также на Амурском судостроительном заводе (АСЗ). Однако в 2018 году было объявлено, что из-за недостаточности финансирования сроки начала строительства кораблей проекта на АСЗ сдвинутся вправо[16].

27 сентября 2019 года на рабочем совещании по строительству и испытаниям надводных кораблей для ВМФ России генеральный директор Средне-Невского судостроительного завода В.А.Середохо отметил, что сейчас завершился первый этап модернизации производственных мощностей, что позволит заводу выйти на график строительства и передачу флоту до 2 тральщиков проекта 12700 в год, а после второго этапа модернизации и развития производственных мощностей завода позволит уже в ближайшей перспективе выйти на строительство и передаче флоту до 3 тральщиков проекта 12700 в год.

ru.wikipedia.org

Параван — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Спуск паравана

Параван (англ. paravane, от лат. parare — «защищать, предохранять» (парировать) и англ. vane — крыло, лопасть, руль).

Буксируемый подводный аппарат для защиты корабля от якорных контактных мин. Разработаны в 1914—1918 гг.[1] Представляет собой металлический корпус с отводящим крылом, стабилизатором глубины хода и резаком. Устанавливались с обоих бортов корабля. При движении корабля параван отходит в сторону от борта и удерживает на заданной глубине тралящую часть троса. При встрече паравана с миной её минреп отводится по тралящей части от корабля и подсекается резаком. Всплывшие мины уничтожаются.
С развитием неконтактных мин, после Второй мировой войны, сняты с вооружения.

Также параванами называются устройства для растяжения (сепарации) морских сейсмических кос в морской геофизике. При движении корабля сейсмический параван отходит в сторону от борта и удерживает на заданном расстоянии систему кос (регистрирующих плавающих кабелей) в морской 3D-сейсморазведке. По аналогичному принципу работают параваны в рыбопромысловом флоте, для контроля глубины и степени раскрытия трала.

Тральщик проекта 266-М «Параван» |

Также параванами назывались устройства для отвода строп аэростатов заграждения, которым оборудовались самолёты. Устройство представляло собой тросы, натянутые от носа самолёта к концам крыльев. Испытывались и применялись в ходе Второй мировой войны на самолётах Heinkel He-111[2], Junkers Ju.88A-6[3], Ту-2 Параван[4], Пе-2 «Параван»[5]

В железнодорожной и автомобильной технике[править | править код]

Щиток (как правило, прозрачный), устанавливаемый возле боковых окон локомотивов, вагонов или автобусов для защиты машиниста (водителя) и пассажиров от набегающего потока воздуха.[6] На сегодняшний день от использования параванов на автобусах и вагонах практически полностью отказались. На локомотивах используются до сих пор.

Род мебели, состоящей из нескольких шарнирно соединённых рам, обтянутых материей и служащих для предохранения от сквозняков.[7] То же, что и ширма.

Использование пляжного паравана для защиты от ветра на берегу Балтийского моря

Отрезок ткани, высотой от 70 до 90 сантиметров и длиной от 4 до 12 метров, крепящийся на деревянных колышках, устанавливаемых в песчаную поверхность побережья. Служит в целях защиты отдыхающих от ветра и солнца.

  1. ↑ Морская практика, часть IV. Борьба за живучесть и содержание корабля в исправности. Погрузка и выгрузка грузов. «1. ПОНЯТИЕ ОБ УСТРОЙСТВЕ ПАРАВАНА-ОХРАНИТЕЛЯ»
  2. ↑ НАДУВНЫЕ СМЕРТНИКИ. АЭРОСТАТЫ ЗАГРАЖДЕНИЯ. раздел РЕЖУЩАЯ КРОМКА // Мир фантастики, № 95, июль 2011, рубрика Машина Времени
  3. ↑ Юнкерс Ju.88 Архивная копия от 29 августа 2012 на Wayback Machine // Крылья Люфтваффе; © Перевод Андрея Фирсова, 1993
  4. ↑ рис. 115 Самолёт Ту-2 Параван из История конструкций самолётов в СССР до 1938 года. Шавров В. Б. — 1994 — ISBN 5-217-02528-X , стр 180;
  5. А. Н. Пономарёв, Советские авиационные конструкторы — Воениздат, 1990, стр. 231
  6. ↑ Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. — М.: Русский язык, 2000
  7. ↑ Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А. Н., 1910.

ru.wikipedia.org

Рыболовный трал — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 6 ноября 2015; проверки требуют 8 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 6 ноября 2015; проверки требуют 8 правок. У этого термина существуют и другие значения, см. Трал.

Трал — высокопроизводительное буксируемое (тралирующее) сетное отцеживающее орудие лова, широко применяемое в мировом морском промышленном рыболовстве. Представляет собой большой сетный буксируемый рыболовным траулером мешок, сделанный из канатов и сетей (делей). Передняя часть трала (устье) при тралении раскрывается специальными распорными устройствами: по горизонтали — траловыми досками (подвешенными перед крыльями трала), а по вертикали — грузами (подвешенными к нижней подборе), поплавками (подвешенными к верхней подборе) и гидродинамическими щитками[1].

Принципиальная схема ловли рыбы с помощью донного трала

По положению трала в толще воды различают два типа тралов — пелагический, или разноглубинный трал, который буксируется судном у поверхности или в толще воды, и донный трал, нижняя подбора которого тралит по поверхности грунта. Разноглубинным тралом ловят пелагических рыб, донным тралом — донных рыб и других бентических гидробионтов, например лангустов. Положение разноглубинного трала в определённом горизонте пелагиали определяется конструкцией траловых досок, углом их раскрытия и скоростью судна. Для контроля глубины хода трала к нему прикрепляется эхолот, передающий сигналы на мостик судна. Кроме обычных тралов имеются их спаренные модификации, называемые близнецовыми тралами, которые буксируют двумя одинаковыми судами, благодаря чему достигается рабочее положение сетного мешка. Такой способ лова называется близнецовым[1].

Экологические проблемы[править | править код]

Лов донным тралом считается особенно губительным для донных гидробионтов, так как при его использовании уничтожается донная фауна и прикреплённые водоросли-макрофиты. Зачастую для восстановления донной экосистемы требуются от полутора до шести с половиной лет[2].

Траловые доски[править | править код]

Макет донного рыболовного трала, буксируемого судном

Парные (симметричные) металлические устройства, предназначенные для раскрытия устья трала по горизонтали. По сути являются гидродинамическими щитками. Траловые доски (левая и правая) соединяются с траулером посредством длинных стальных тросов — ваеров. С помощью относительно коротких тросов — кабелей — доска соединяется с верхней и нижней подборами трала. В донных и пелагических тралах применяются различные по конструкции траловые доски — донные и разноглубинные. Конструкции траловых досок очень разнообразны. От правильного выбора типа, размера и правильной настройки траловой доски в значительной степени зависит улов трала. В процессе траления, пара траловых досок занимают такое положение в набегающем потоке воды, что создаётся большая гидродинамическая сила, растягивающая устье трала в горизонтальном направлении.

По конструктивным типам доски бывают: прямоугольные, овальные, сферические, V-образные, щелевые, с предкрылкам, с закрылками и т. п. Для определения эксплуатационных характеристик траловых досок (их гидродинамических коэффициентов), их модели испытываются (продуваются) в опытовых бассейнах в гидролотках.

Выборка трала
Начальная стадия Конечная стадия

ru.wikipedia.org

Рейдовые тральщики проекта 253Л — Википедия

Рейдовые тральщики проекта 253Л
Проект
Страна
Изготовители
Операторы
Годы постройки 1943 - 1945
Годы в строю 1943 - 1956
Запланировано 92
Построено 92 (из них 36 по проекту 253Л и 56 по проекту 253ЛП)
Потери 3
Основные характеристики
Водоизмещение 126,7 т (полное, пр. 253Л)
141.3 т (полное, пр. 253ЛП)
Длина 38 м (наибольшая)
Ширина 5,7 м (наибольшая)
Осадка 1,37 м (пр. 253Л)
1,44 м (пр. 253ЛП)
Двигатели 3 × дизель фирмы Superior
Мощность 3 × 230 л. с. (проект 253Л)
3 × 480 л. с. (проект 253ЛП)
Движитель 3 × трехлопастный ВФШ диаметром 0,85 м
Скорость хода 14 узлов (наибольшая)
Дальность плавания 2500 миль на ходу 8,6 узлов
Автономность плавания 1-2 суток
Экипаж 21 человек (пр. 253Л), 25 человек (пр. 253ЛП)
Вооружение
Навигационное вооружение гирокомпас «Гиря» (пр. 253ЛП)
3 × магнитных компаса
лаг ГО III
эхолот НЭЛ-3 (пр. 253ЛП)
Артиллерия 2 × 1 45-мм АУ 21-КМ
Зенитная артиллерия 2 × 1 12,7-мм пулемета ДШК (пр. 253Л)
2 × 2 12,7-мм пулемета «Кольт-Браунинг» (пр. 253ЛП)
Противолодочное вооружение 2 бомбосбрасывателя, 40 глубинных бомб
ГАС Тамир-10 (пр. 253ЛП)

Рейдовые тральщики проекта 253Л — тип рейдовых тральщиков, строившихся для Советского Военно-Морского Флота в 1930-1940-х годах.

В апреле 1942 года ЦКБ-51 было выдано тактико-техническое задание на проектирование «малого тральщика» водоизмещением порядка 100 тонн в двух вариантах: с деревянным и с металлическим корпусами. Технический проект этого корабля, получивший номер 253, был разработан в феврале 1943 года и направлен в Ленинград на предмет оценки возможности его реализации. Конструкторским бюро Балтийского завода проект был упрощен, так как в условиях блокадного города реализация этого проекта оказалась невозможной, упрощенный проект получил обозначение 253Л. Головной корабль строился на Балтийском заводе 4 месяца 20 дней и был сдан в ноябре 1943 года.

В 1944 проект 253Л модернизировали и присвоили ему новый индекс 253ЛП. Изменения представляли собой увеличение водоизмещения, что несло за собой удлинение корпуса и изменение носовых обводов. Благодаря тому, что двигатели были расположены в двух изолированных машинных отделениях, удалось повысить живучесть энергетической установки и корабля в целом. Модернизация также включала в себя замену одноствольных пулеметов на спаренные установки, установку петлевого электромагнитного трала, оснащение тральной лебедки электродвигателем и увеличение боевой автономности.

Первая серия типа МТ-1 составила 36 единиц и строилась с июня 1943 по декабрь 1944 года. Корабли второй серии типа МТ-2 (проект 253ЛП) начали строить в апреле 1944 года и закончили уже после войны, построив всего 56 единиц. Основным отличием МТ-2 от МТ-1 являлось размещение третьего главного двигателя в отдельном отсеке, что несколько увеличило живучесть главной энергетической установки, а также оснащение корабля третьим дизель-генератором. Последнее позволило МТ-2 самостоятельно применять электромагнитный трал. Корабли типа МТ-1 из-за маломощности двух дизель-генераторов могли использовать такой трал только в паре.

Несмотря на активное участие в тральных работах в последний год войны, потери среди этих кораблей были сравнительно невелики. Т-353 подорвался на мине и затонул 8 сентября 1944 года в 6.15 в Нарвском заливе; Т-379 подорвался на мине и затонул 20 октября 1944 года в 23.10 в Таллине; Т-387 28 ноября 1944 года на переходе Таллин — Палдиски был потоплен подводной лодкой U-481.

Все тральщики проектов 253Л и 253ЛП строились на четырех заводах: ССЗ № 190, ССЗ № 189, ССЗ № 370, ССЗ № 363.

ССЗ № 190:

  • проект 253Л: 10 единиц
  • проект 253ЛП: 14 единиц

ССЗ № 189:

  • проект 253Л: 20 единиц
  • проект 253ЛП: 34 единицы

ССЗ № 370:

  • проект 253Л: 6 единиц
  • проект 253ЛП: 6 единиц

ССЗ № 363:

  • проект 253ЛП: 2 единицы

Корпус[править | править код]

Корпус сварной, из стали 3С, форма обводов остроскуловая с упрощёнными обводами. Непотопляемость обеспечивалась делением корпуса 5 (6 на тральщиках проекта 253ЛП) водонепроницаемыми переборками, на 6 (7 на тральщиках проекта 253ЛП) отсеков. На тральщике имелась носовая надстройка с рубкой, открытым мостиком и тамбурами спуска в носовую жилую палубу, рубка была защищена броней толщиной 8 мм.

Деление на отсеки тральщика проекта 253Л:

Деление на отсеки тральщика проекта 253ЛП:

  • 1 – форпик с цепным ящиком;
  • 2 – каюты офицеров, кают-компания и радиорубка;
  • 3 – машинное отделение № 1;
  • 4 - кормовое машинное отделение № 2;
  • 5 – кубрик команды;
  • 6 – тральная кладовая;
  • 7 – ахтерпик (румпельное отделение).

Гибель корабля могла наступить при затоплении двух смежных отсеков.

Энергетическая установка[править | править код]

Главная энергетическая установка[править | править код]

На корабле были установлены три шестицилиндровых дизеля фирмы Superior (3 × 230 л. с. (проект 253Л), 3 × 480 л. с. (проект 253ЛП)), расположенные в одном (пр. 253Л) или двух (пр. 253ЛП) машинных отделениях, также на тральщике имелся вспомогательный котёл. Наибольшая скорость хода - 14 узлов (пр. 253ЛП - 12,6 узлов). Дальность плавания: 3000 миль (при скорости 6,2 узла) или 2500 миль (12 узлов) или 675 миль (скорость хода 12,6 узлов). Винты - бронзовые трехлопастные, диаметром 0,85 м, число лопастей - 3, число движителей - 3. На тральщике имелось два подвесных балансирных руля, рулевая машина ручная.

Электроэнергетическая установка[править | править код]

Основные источники тока - два (три на тральщиках проекта 253ЛП) дизель-генератора мощностью по 15 кВт каждый. На кораблях был принят постоянный ток напряжением 110 В, аварийное освещение в машинных отделениях осуществлялось от аккумуляторных батарей напряжением 12 В.

Корабельные запасы[править | править код]

Нормальный запас топлива - 4,6 т; полный - 10 т. На тральщиках проекта 253ЛП нормальный запас топлива - 5,85 т; полный - 11,7 т. Запас воды составлял 5,5 т (6,1 т на пр.253ЛП).

Экипаж[править | править код]

Экипаж тральщика состоял из 21 человека (25 на тральщике проекта 253ЛП).

Артиллерийское вооружение[править | править код]

Артиллерийское вооружение включало две 45-мм полуавтоматических пушки 21-КМ и либо два 1 × 12,7-мм пулемета ДШК (пр. 253Л), либо 2 × 12,7-мм пулемета «Кольт-Браунинг» (пр. 253ЛП).

Тральное вооружение[править | править код]

Тральное вооружение было весьма разнообразным и могло включать в себя тралы следующих типов:

  • облегчённый трал Шульца ОШТ-1 для траления якорных мин;
  • катерный параванный трал КПТ для траления якорных мин;
  • катерный электромагнитного трал КЭМТ-2 для уничтожения донных магнитных и индукционных мин;
  • петлевой электромагнитный трал ПЭМТ для уничтожения донных магнитных и индукционных мин;
  • буксирный акустический трал БАТ-2.

Штурманское вооружение[править | править код]

На тральщиках имелось следующее штурманское оборудование: гирокомпас «Гиря» (пр. 253ЛП), магнитные компасы - 3 штуки; электромеханический лаг типа ГО III; эхолот НЭЛ-3 (пр. 253ЛП), ручные лоты и другие штурманские приборы.

Польша[править | править код]

Przejęcie przez Polskę trałowców proj. 253Ł, апрель 1946 г.

В 1946 году Польша получила 9 тральщиков (Т-225, -228, -231, -241, -243, -244, -246, -465 и -467, все 1945 года постройки) в обмен на часть польской доли в разделе немецкого флота. Корабли прибыли в Гдыню 31 марта, а уже 5 апреля над ними были подняты государственные флаги. В составе ВМС Польши они получили названия Albatros, Czapla, Jaskółka, Jastrząb, Kania, Kondor, Kormoran, Krogulec i Orlik, соответственно

Корабли, получившие прозвище "утки" (в отличие от довоенных "ласточек") активно использовались при очистке территориальных вод от оставшихся с войны мин.

В 1952 году они прошли модернизацию: заменена часть обшивки корпуса, некоторые шпангоуты и крыльчатые насосы, были сделаны новые фундаменты, вместо двигателей Superior установлены советские 3Д6, пулемёты также заменены на ДШК 2М-1.Стоимость ремонта составляла 450000 злотых, не считая стоимости двигателя.

Тральщики были исключены из списков флота в 1958-1959 годах. Впоследствии, два из них были переоборудованы в учебные противохимический и противопожарный тренажёры ("Jastrząb" в Устке и "Jaskółka" в Гдыне). Четыре других после разоружения, "Krogulec" в 1958 и "Kormoran", "Kania" и "Orlik" в 1959 годах, переданы Центральному отделу морского обучения Лиги содействия армии в Ястарне, где именовались "Mars", "Jowisz", "Jupiter" i "Orion". "Albatros", "Czapla" и "Kondor" в 1958 году были переданы в Мазурскую судоходную компанию.

Тральщик с бортовым номером 729 в качестве экспоната находится на Мемориале героической обороны Одессы

  • Платонов А. В. Энциклопедия советских надводных кораблей, 1941—1945 / А. В. Платонов. — СПб.: ООО «Издательство Полигон», 2002. — 640 с. — 5000 экз. — ISBN 5-89173-178-9.
  • Soroka M., Polskie okręty wojenne 1945-1980, Gdańsk: Wydaw. Morskie, 1986, ISBN 83-215-3249-7, OCLC 835867384.

ru.wikipedia.org

Минный тральщик - это... Что такое Минный тральщик?


Минный тральщик

Тральщик пр.254 советской постройки

Тральщик — корабль специального назначения, задачей которого является поиск, обнаружение и уничтожение морских мин и проводка кораблей (судов) через минные заграждения. Являются основной составляющей минно-тральных сил.

По водоизмещению, мореходности и вооружению делятся на морские тральщики (водоизмещение 660—1300 тонн), базовые (водоизмещение до 600 тонн), рейдовые (водоизмещение до 250 тонн) и речные (до 100 тонн) тральщики.

По принципу действия делятся на собственно тральщики (англ. minesweepers) и тральщики-искатели мин (англ. minehunters).

Основным вооружением собственно тральщиков являются различные типы тралов:

    • контактные — представляющие собой как правило прочные цепи с рядом укреплённых на них ножей и отводителем-заглубителем на конце; с их помощью подрезаются минрепы мин, всплывающие мины расстреливаются;
    • акустические — предназначены для подрыва мин с акустическими взрывателями, имитируют акустическую картину прохождения крупного корабля;
    • электромагнитные (соленоидные) — аналогично акустическим имитируют электромагнитное излучение цели.

В соответствии с этим на тральщик налагаются требования по акустической, электромагнитной малозаметности. Для их удовлетворения применяются меры:

  • Конструктивные. Корпус тральщика выполняется из немагнитных материалов (дерево, пластик), ограничиваются размеры и осадка, устанавливаются размагничивающие устройства, применяется демпфирование и звукоизоляция механизмов, некавитирующие гребные винты.
  • Профилактические. Периодически, или перед тралением, замеряются физические поля корабля (прежде всего акустическое и магнитное), проводится их снижение.
  • Тактические. Корабль используется в режимах, минимизирующих наведенные поля: малые хода, для снижения шумности и динамического давления, движение по возможности вдоль магнитных линий Земли, и т. д.

Впервые тральщики применены российским флотом в Порт-Артуре в 1904 году.

Немецкий аппарат поиска мин нем. Pinguin B3. Под корпусом закреплены подрывные заряды.

Появление тральщиков-искателей мин было вызвано усовершенствованием взрывателей мин, отчего снизилась надежность вытраливания. Поэтому было предложено логическое развитие боевого траления: не пользоваться тралами, а искать и уничтожать мины подрывными зарядами. Основным оружием здесь являются поисковые аппараты или пловцы-минеры. Важнее становятся условия их использования, хотя требования к снижению физических полей искателя мин остаются.

К 2000 году во флотах мира имелись 60 тральщиков, 181 тральщик-искатель мин, одна эскадрилья вертолетов-тральщиков (22÷24 машины). [1][2]

В качестве тральщиков может использоваться и авиатехника. Так в годы Второй мировой войны ряд самолётов бомбардировочной авиации ВВС Великобритании были переоборудованы для этих целей. Сходным модификациям подверглись в то же время и ряд самолётов ВВС Германии Юнкерс Ю 52. В настоящее время вертолёты ВМС США MH-53E активно используются в качестве минных тральщиков.

См. также

Ссылки

  1. Jane’s Warship Recognition Guide. 2nd ed., Harper Collins, 1999.
  2. World Navies Today [1]

Wikimedia Foundation. 2010.

  • Минный трал
  • Мино

Смотреть что такое "Минный тральщик" в других словарях:

  • Вице-адмирал Захарьин (минный тральщик) — «Вице адмирал Захарьин» …   Википедия

  • Тральщик — пр.254 советской постройки Тральщик  корабль специального назначения, задачей которого является поиск, обнаружение и уничтожение …   Википедия

  • Тральщик Тип «Апостол Петр» — Тральщик Тип «Апостол Петр» (2 единицы) 1906 Колесные пароходы с реки Свирь, мобилизованные 21.05.1915 г. Спущены в 1906 г. (Англия/Гренджмут). № 18 Бывший «Апостол Петр». Захвачен в Ревеле немцами 25.02.1918 г. и… …   Военная энциклопедия

  • Минный трал — Современный германский танк тральщик Keiler, созданный на базе среднего танка M48 …   Википедия

  • Ловать (минный заградитель) — У этого термина существуют и другие значения, см. Ловать (значения). «Руно» с 01.8.1914 Транспорт №3 с 21.05.1915 Тральщик №3 с 18.10.1915 «Ловать» с 1922 «Профсоюз» Служба …   Википедия

  • Т-281 Гвардейский тральщик Тихоокеанского флота СССР — (USS Peril (AM 272)) Боевой корабль (USA) Заложен: 1 февраля 1943 Спущен на воду: 25 июля 1943 Прередан флоту: 20 апреля 1944 Исключен из …   Википедия

  • Малый минный заградитель Тип «А» (первая серия) — Малый минный заградитель Тип «А» (первая серия) (5 единиц) Проект корабельного инженера А.С. Арсени. Построены в 1911–14 гг. в мастерских Севастопольского порта. Катер № 1 Вст. в строй 26.02.1914 г. С 15.09.1914 г. –… …   Военная энциклопедия

  • Малый минный заградитель Тип М-1 (вторая серия) — (5 единиц) Постройка Охтенской верфи (В. Крейтон), достройка Ижорского завода. Теплоход № 1 (М 1) Заложен в 1912 г. Спущен в 10.1913 г. Вступил в строй 28.04.1914 г. Захвачен в Гельсингфорсе 13.05.1918 г. финскими белогвардейцами и под… …   Военная энциклопедия

  • Малый минный заградитель Тип М-6 (третья серия) — (4 единицы) Построены на финской верфи в Бьернеборге (Пори). Теплоход № 6 (М 6) Вст. в строй 3.10.1915 г. Захвачен в Гельсингфорсе 24.04.1918 г. финскими белогвардейцами. Вошел в состав финского флота под названием «Миина» (Т 17) …   Военная энциклопедия

  • Императорский флот Японии во Второй мировой войне — Императорский флот Японии к началу Второй мировой войны был одним из сильнейших в мире. У Японии было больше авианосцев (10 авианосцев против 7 у США, причём 4 из последних находились в Атлантике), но она сильно уступала США по другим кораблям… …   Википедия

med.academic.ru


Смотрите также