Торы на дальнем востоке что это такое


Дальний Восток и его ТОРы

Около года назад в России началось обсуждение вопроса создания территорий опережающего развития – так называемых ТОРов. Появился проект федерального закона, в котором говорилось о создании ТОРов на Дальнем Востоке и в Прибайкалье. И чем ближе подходил момент начала функционирования территорий опережающего развития, тем больше небылиц относительно сущности и целей ТОРов появлялось в СМИ и Интернете. Дошло до того, что ТОРы были названы чуть ли не проектом по демонтажу России с прицелом на передачу российских земель иностранным государствам и отторжением собственности у россиян с одновременным опустошением целых региональных бюджетов. Конспирологические версии, как известно, быстрее других распространяются по Сети, а потому в стране успел сформироваться круг людей, которые, будучи не знакомыми с законодательной базой этого проекта, реально считают, что от России действительно начнут отхватывать территории Дальнего Востока.

Главной питательной средой для культивации версии о «демонтаже России» является либо недоинформированность (или переинформированность...) тех граждан, которые об этом пишут, либо сознательное искажение фактов о территориях опережающего развития. А потому, чтобы ни первое, ни второе не приводили к странным конспирологическим умозаключениям относительности целей создания ТОРов, необходимо обратиться к первоисточнику, а именно Федеральному закону «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» и внесённым поправкам в этот закон. Закон принят Государственной Думой 23 декабря прошлого года и одобрен Совфедом 25 декабря.

Итак, что же государственные власти понимают под территорией опережающего социально-экономического развития?

Это территория субъектов РФ, расположенных в Дальневосточном федеральном округе, на которой установлены особые правовые режимы и нормы осуществления предпринимательской и иной деятельности.

В чём заключаются отличия ТОР от других российских территорий. Здесь целый перечень:

льготное подключение к объектам инфраструктуры,

действие правил свободной таможенной зоны,

льготные ставки арендной платы,

для упрощения системы администрирования и контроля - наличие на территориях опережающего развития отделений МВД, ФМС, МЧС, ФНС и других ведомств),

использование наиболее эффективных технических регламентов Организации экономического сотрудничества и развития.

А вот пункты, которые, по мнению конспирологов от СМИ, приведут к отторжению ТОРов от Российской Федерации:

налоговые льготы и льготы по страховым выплатам,

специальный льготный режим землепользования,

возможность в льготном порядке привлекать к трудовой деятельности квалифицированный иностранный персонал,

и, наконец, особый (упрощённый) режим государственного контроля.

Якобы эти пункты свидетельствуют о том, что государственные власти России собираются самоустраниться от контроля функционирования ТОРов, которые «обязательно будут заселены иностранцами». Эти иностранцы на льготных условиях якобы приберут к рукам русскую земельку, а так как им обещают налоговые льготы, то ничегошеньки они не будут выплачивать в региональный (и, соответственно, в федеральный) бюджет. В то же время, к примеру, в издании с громким названием «Институт высокого коммунитаризма» утверждается, что российская власть принятием такого закона и вовсе идёт по украинским стопам, - приводятся якобы параллели с украинским предоставлением возможностей добывать сланцевый газ компаниям Shell и Chevron. Сам закон о ТОРах и вовсе назван "законом об отторжении российских территорий".

На самом деле, подозрение о том, что дальневосточные земли собираются «слить» каким-то иностранным государствам под красивой вывеской ТОРов – это эффект слишком уж разыгравшегося воображения авторов ряда отечественных СМИ. Когда власти говорят о том, что Дальний Восток нужно развивать, к дальневосточному экономическому сегменту нужно привлекать инвестиции, то все буквально в один голос заявляют: Да! Правильно! Даёшь! Но как только дело доходит до конкретных предложений и действий, начинаются попытки наковырять в законе каких-то «антинародных» и «антигосударственных» пунктов, способных «оторвать Дальний Восток от России». Однако «антинародного» можно в таком случае наковырять в любом российском законе, начиная с Конституции…

Так в чём, собственно, слабость ТОРов, которую, как выясняется, высокие лбы обнаружили ещё до того, как ТОРы реально начали функционировать? В том, что квалифицированным иностранным гражданам предлагается вести на этих территориях свою профессиональную деятельность? То есть миллионы неквалифицированных гостей из солнечных азиатских республик, трудовая деятельность которых вообще не прописана ни одним крупным законодательным актом, уже в порядке вещей, а попытка пригласить квалифицированных иностранцев для участия в проекте развития Дальнего Востока выглядит «продажей Родины»… Ну, ладно бы так судили люди, которые действительно десятилетия труда отдали Дальнему Востоку, развивали потенциал этого региона и остались в нём, несмотря ни на какие сложности. У таких людей есть полное право говорить о том, что Дальний Восток нужно поднимать исключительно своими руками. Но когда о ТОРах на ДВ, как о слабом звене российской государственности, говорят люди, не представляющие себе, где вообще этот ДВ находится и какие масштабы имеет, то это просто смешно. Если нет желания, чтобы на Дальний Восток приезжали работать квалифицированные иностранцы, то кто ж против? – пусть приезжают те, кто ратует за развитие ДВ силами россиян, при этом находясь за тысячи км от западных окраин Дальневосточного федерального округа.

Но вот ведь незадача – такие не приезжают. Может быть, таких людей подстегнёт решение президента о выделении жителям Дальнего Востока по 1 гектару земли в частное пользование? И это вряд ли. Подстегнёт такое решение тех, кто действительно желает работать и зарабатывать, кто устал от обещаний поддержки и теперь, когда такая поддержка начинает проявляться, реально готов ею воспользоваться во благо своей семьи и развития региона.

Особые экономические условия для бизнеса и производственной деятельности – то, без чего о развитии Дальнего Востока можно забыть вообще. Вот если бы решений о создании таких условий на ДВ не принималось на госуровне, то, глядишь, лет через 35-40 (а то и раньше) иностранные граждане (известной национальности) и без учёта мнения российских властей решили бы воспользоваться опустевшими пространствами по своему усмотрению. А так Дальний Восток при наличии умного администрирования, льготных условий налогообложения, качественно проработанной системы землепользования и недропользования вполне может стать одним из самых привлекательных для инвестиций (и российских, и зарубежных) российских макрорегионов. Может стать… А ведь может и не стать по целому ряду причин: от законодательного бездействия (этот пробел вроде бы заполняется), от саботажа принятых законов (это серьёзная проблема не только в условиях Дальнего Востока, где до Бога высоко, а до царя далеко…), от пресловутой коррупции, которая нередко на корню вырубает самые благие инициативы и, пожалуй, ещё от конспирологии и обструкции в адрес любых решений, когда в этих решениях предлагают обязательно найти то, чего в них нет.

Так что ТОРы вполне могут стимулировать рост Дальнего Востока в экономическом плане, если буквой закона распорядятся не во благо собственного чиновничьего кармана, а во благо развития населения этого гигантского региона с гигантскими потенциалами.

topwar.ru

ТОР и СПВ Дальний восток

Вести бизнес на Дальнем Востоке стало намного проще, поскольку для воплощения в жизнь новых производств в регионе действуют масштабные налоговые, таможенные и административные преференции для бизнеса на Территориях опережающего развития (ТОР) и в Свободном порту Владивосток (СПВ).

Территория опережающего социально-экономического развития – часть территории субъекта Российской Федерации, на которой установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской деятельности. Ключевыми принципами являются масштабные налоговые преференции для бизнеса и поддержка государства в строительстве инфраструктуры.

В настоящее время на Дальнем Востоке определены 13 территорий опережающего развития и 5 субъектов макрорегиона, входящих в Свободный порт Владивосток.

Для управления территориями Постановлением Правительства создана «Корпорация развития Дальнего Востока» (КРДВ), которая действует, как управляющая компания и обеспечивает административное сопровождение инвестиционных проектов по принципу «одного окна».

Стать резидентом СПВ или ТОР может любой индивидуальный предприниматель или коммерческая организация. Для этого необходимо подать заявку на заключение соглашения об осуществлении деятельности на территории свободного порта и ТОР, причем заявку можно заполнить на сайте www.erdc.ru или отправить на [email protected]erdc.ru, при возникновении вопросов специалисты Корпорации развития Дальнего Востока готовы проконсультировать по телефону 8-800-707-55-58.

Подробно о возможностях ведения бизнеса на Территориях опережающего развития и в Свободном порту Владивосток представлено здесь.

expert.ru

Какому инвестору интересны дальневосточные ТОРы — Российская газета

В министерстве по развитию Дальнего Востока подчеркивают: для ускорения экономического роста в макрорегионе требуется сформировать сеть территорий опережающего развития (ТОР). Они рассматриваются как ядро создания инвестиционной инфраструктуры, ключ к условиям для запуска сотен новых проектов. Об успешных и не очень примерах особых режимов регулирования экономической деятельности и льготного налогообложения рассказал "РГ" директор Института экономических исследований ДВО РАН, академик Павел Минакир.

Павел Александрович, идея ТОР вовсе не нова. Уже были различные СЭЗ, существуют и создаются ОЭЗ. Чему нас может научить их история?

Павел Минакир: Начнем с того, что на территории РФ проекты особых экономических зон раз за разом и в разных местах себя дискредитировали. А почему-то в остальном мире вовсе нет. Может, дело не в особых экономических зонах? А в том, что происходит, когда эти идеи попадают на российскую почву. В чем секрет ОЭЗ, функционирующих в мире? Резидент приходит на территорию, потому что именно здесь особо выгодные для него самого условия получения прибыли. А это означает не просто льготы по налогам, доступ к инфраструктурным, коммунальным ресурсам. Кроме этих факторов, для него существуют благоприятные, лучшие, чем на других территориях, возможности производства вполне определенных вещей.
Возьмем, к примеру, китайские ОЭЗ. Да, для каждой из них принимали сумасшедшие льготы и чрезвычайно детальные, продуманные, строго адаптированные к конкретной зоне пакеты законодательных актов. Я вас уверяю, только при всем этом туда никто бы не пошел. Главным было совсем другое.

Получение прибыли?

Павел Минакир: Конечно. Инвесторы видели, что в этих зонах есть возможность малозатратной организации производства трудоемкой продукции на сборочной основе. Для этого были все предпосылки: изобильные и дешевые трудовые ресурсы в соединении с технологиями, которые существовали у инвесторов. И вот эти эксклюзивные условия экспорта продукции, вывоза капитала, прав собственности и регулирования трудовых отношений создавали мощный притягательный стимул по сравнению с тем местом, где инвестор находился. Скажем, японским компаниям производить в Японии становилось дороже и дороже. Китай открыл им совершенно невероятные, перспективные возможности. Стабильность режима, неукоснительное выдерживание общей линии создавало устойчивую платформу для притяжения новых инвесторов, для успешного функционирования зоны.

И чем же, по-вашему, наши зоны уступали китайским?

Павел Минакир: Давайте посмотрим, что делали мы. Объявили свободную экономическую зону в Находке (Приморский край). Написали перечень льгот, которые там будут. А для кого эти льготы? Для каких инвесторов? Что в зоне "Находка", кроме морского порта, могло заинтересовать инвестора? Рабочей силы нет. Внутреннего рынка нет. Ориентироваться на внешний? Но зона в Находке была объявлена в 1991 году - а к этому времени китайские работали уже 12 лет. С ними надо было конкурировать. И делать это вовсе не сравнительными величинами: налог на прибыль, цена воды, срок аренды земли. Главная конкуренция происходит на линии "масштаб производства - стоимость рабочей силы - возможность кадрового наполнения бизнеса - экономический режим - комфортность общего экономического климата". А на это у нас никто никакого внимания почему-то не обращал. Считалось, что если будут некие льготы, то все будет хорошо.

Создание ТОРа - это очень кропотливая, трудоемкая, квалифицированная и, самое главное, длительная работа

И еще один нюанс. Зачем вообще Китай создавал свои ОЭЗ? И не только Китай, но и Южная Корея, Испания, страны Северной Африки. Чтобы получить технологии и капитал, создать рабочие места, отправить от этих зон импульс в окружающую экономику. А для чего создавали зоны мы? Чтобы развить собственную территорию. Например, Магаданской области. Спрашивается - зачем нормальному инвестору, в трезвом уме и ясной памяти, приходить на Колыму? Чтобы ее развить? Оно ему надо? Он здесь будет жить? Да никогда.

Развитие любой области может происходить в результате успешно функционирующих ОЭЗ, ТОР - хоть как назовите - только в том случае, если в этих зонах уже все хорошо. Если они начинают продуцировать волны на окружающую территорию, передавая туда доходы, технологии, обучая персонал, повышая общую культуру производства и жизни.

Мы напрасно возомнили, что в нашу свободную экономическую зону придут, чтобы развивать необъятные территории, которые никак не развиваются… Ну что такого в Магаданской области, в Ванино-Советской Гавани должен делать инвестор, что он не может делать в другом месте, причем гораздо лучше?

Осваивать наши ресурсы?

Павел Минакир: Инвестор рассуждает так: добывайте свои ресурсы, и будем вывозить их туда, где удобнее с ними что-то делать! Ну есть порты в Ванине и Совгавани, есть судостроительные мощности… А причем тут свободная экономическая зона? Верфи существуют в Китае, Южной Корее, Японии - повсюду. Почему инвесторы бросят те районы и придут сюда? Здесь разумно создавать мощности для переработки сырья? Согласен. Но опять же - кто и что будет перерабатывать? Скажем, идет огромный поток угля. И как его перерабатывать? А чтобы, например, строить рыбоконсервные заводы, не надо открывать ОЭЗ. Ведь она создается для привлечения внешних инвесторов. Это ключевой пункт. Надо предложить нечто такое, что действительно зацепит инвестора. И не ставьте ему задач развить эту территорию. Пусть он просто придет и начнет работать.

Что значит конкурентные условия? Существует общий стандарт инвестиционного климата в мире. К нему стремятся все. И в нем нет ничего такого особенного. Бизнесмены говорят: если мы работаем со старыми партнерами год, два, тридцать лет, и нам вдруг предложат на три копейки больше прибыли при условии, что мы переориентируемся на новых, мы этого делать не будем. Ради трех-то копеек. Есть деловая этика, есть обязательства… Поэтому думать, что вы снизите величину какого-то налога и все к вам "ломанутся" - по меньшей мере наивно.

Вы хотите сказать, что ОЭЗ и ТОР на Дальнем Востоке не нужны?

Павел Минакир: Очень нужны. Локальные зоны экономического развития просто необходимы. Именно там будут опорные точки с действительно комфортными условиями - но прежде всего для своего бизнеса, а не для мифического заграничного инвестора. Пусть собственные предприниматели используют все возможности, которые есть здесь - наличие сырья, близость к рынкам АТР.

Но такие ТОР - это очень кропотливая, трудоемкая, квалифицированная и, самое главное, длительная работа. Она не измеряется горизонтом в пять и даже десять лет. При этом нельзя представить, что этих зон будет 16-20. Надо начинать очень постепенно, с малого. Весь Китай для начала создал всего шесть ОЭЗ.

Поэтому половина концепции ТОР правильна: базовые условия должны быть созданы не хуже, чем во всем мире. Это необходимые требования, но абсолютно недостаточные.

rg.ru

Новости: Китайского инвестора заманят на Дальний Восток - Эксперт

Законопроекта «О территориях опережающего социально-экономического развития и иных мерах государственной поддержки регионов Дальнего Востока» давно ожидали многие инвесторы, в том числе зарубежные. Он составлен на основе опыта наиболее успешных аналогичных территорий в странах Азиатско-Тихоокеанского региона - Южной Кореи, Китая и Сингапура. Законопроект предполагает беспрецедентные условия для ведения бизнеса с тем, чтобы переманить глобальные компании из стран АТР на Дальний Восток. Минвостокразвития намерено настаивать именно на такой модели создания ТОР вопреки аналогичному законопроекту, внесенному в начале апреля Минэкономразвития.

Законопроект будут обсуждать всего 13 дней. Его авторы считают, что если правительство и Госдума согласятся с их основными идеями, то это можно будет считать вторым широким шагом к тому, чтобы привести Дальний Восток к прорывному развитию по типу сингапурского чуда. Первым шагом было утверждение в прошлом году экспортно-ориентированной модели развития Дальнего Востока. Она предполагает создание щадящих условий для создания сотен перерабатывающих предприятий наряду с развитием инженерной и социальной инфраструктурой.

Фонд – основа территорий

Локомотивом в софинансировании строительства инфраструктуры, согласно законопроекту, станет Фонд развития Дальнего Востока. Его будут формировать из остатков средств федерального бюджета на начало текущего финансового года, уплачиваемых на территории Дальневосточного федерального округа налога на добавленную стоимость, сборов за пользование объектами водных биологических ресурсов и налога на добычу полезных ископаемых (за исключением дополнительных доходов от налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья). Кроме того, фонд сможет зарабатывать на размещении собственных свободных средств, за счет безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, сэкономленных при реализации госпрограмм, штрафов и пеней и прочих поступлений.

«Без огромных государственных вложений в инфраструктуру на Дальнем Востоке нет смысла вообще организовывать новые производства, - пояснил «Эксперт Online» Игорь Меламед, генеральный директор Центра развития регионов. – Именно поэтому не все свободные экономические зоны удалось реализовать на Дальнем Востоке, им трудно конкурировать с зонами в европейской части России. На Дальнем Востоке среднегодовая температура – 5 градусов, поэтому на 1000 долларов создания добавочной стоимости уходит в 10 раз больше энергии, чем в Сингапуре. Инвестор лишь отчасти может вложиться в инфраструктуру, например, построить железную дорогу. Хотя где-то и не сможет. Жилье построить может тоже частный инвестор, если поймет, что будет спрос при создании нового производства. Но коммунальную инфраструктуру под него должно опять же проложить государство. И вот чтобы не нагружать этим местные органы власти, предполагается создание отдельного фонда».

Строить же инфраструктуры придется много, поскольку предполагается создание ТОР на пустующих землях, в удалении от крупных городов не менее чем на 50 километров. Специалисты Минвостокразвития уже осмотрели около 400 площадок, в список первоочередных внесено 23.

«Сейчас мы активно ведем консультации с заинтересованными потенциальными инвесторами, в том числе по местам расположения ТОР, по определению приоритетных видов экономической деятельности, - пояснил «Эксперт Online» Максим Шерейкин, заместитель министра РФ по развитию Дальнего Востока. - Но предположительно, первые ТОР будут привязаны к крупным городам, это наиболее конкурентоспособные места. В перспективе, думаю, они появятся во всех регионах Дальнего Востока. Предварительный список должен быть готов уже к 1 июля. Дальше все будет зависеть от финансирования. Прорабатывая предварительный список, мы смотрим в том числе, где и какая нужна инфраструктура: проложить дорогу, реконструировать железнодорожную ветку, модернизировать и оборудовать порт. Предположительно, границы ТОР будут составлять от нескольких сотен до нескольких тысяч ГА».

Еще в марте заместитель министра Минвостокразвития Александр Осипов сообщил на заседании правительства, что пилотной моделью ТОР планируется сделать Остров Русский. Здесь предлагается разместить базовые лаборатории, головные кафедры, сконцентрировать исследовательские центры крупных российских холдингов, государственных компаний, оборонных компаний. По сути Русский хотят сделать центром технических внедрений для крупных предприятий, расположенных не только на Дальнем Востоке.

Налоговый рай

Минвостокразвития уже подготовило и законопроект о поправках в Налоговый и Бюджетный кодексы для установления в ТОР льготных налоговых режимов. Резиденты ТОР полностью освобождаются от налога на добавленную стоимость, не будут платить налог на ввозимые для производственных нужд товары – сырье, материалы, работы, услуги. Налог на прибыль, зачисляемый в федеральный бюджет, составит 0 процентов, в региональный – всего 5% в течение десяти налоговых периодов. В течение последующих периодов – не более 10%. Резидентов также освободят от налога на имущество организаций.

Общая сумма страховых взносов составит 7,6%, в том числе 3% в Пенсионный фонд Российской Федерации, 1,5% в Фонд социального страхования Российской Федерации, 1,5% в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и 1,6% в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования. Общая налоговая нагрузка на резидентов ТОР составит 12,2%.

«Выпадающие доходы государственных внебюджетных фондов в связи с применением пониженных тарифов страховых взносов в отношении плательщиков страховых взносов - резидентов территории опережающего социально-экономического развития компенсируются за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования», - говорится в пояснительной записке к законопроекту о внесении изменений в Налоговый и Бюджетный кодексы.

Предполагается, что все эти льготы обеспечат резидентам территорий опережающего социально-экономического развития более конкурентоспособные условия ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности, чем резидентам аналогичных территорий стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

Для получения статуса резидента следует подать заявку в управляющую компанию, которая обязана в случае необходимости предоставить в аренду уже подготовленный земельный участок и недвижимость. Рассмотреть заявку на получение статуса резидента ТОР управляющая компания обязана в течение 15 рабочих дней с даты ее получения. Рассмотрение заявки и оценка бизнес-плана будут делаться на основании критериев и методики оценки, которые установит Минвостокразвития. По результатам рассмотрения заявки УК принимает решение о заключении соглашения об осуществлении деятельности или отказе от его заключения, который можно оспорить в суде. С резидентом будет заключено соглашение, которое можно потом и расторгнуть, если предприниматель не ведет заявленную деятельность или занимается попутно бизнесом, не оговоренным заранее.

«Законопроект направлен на привлечение инвестиций на территорию Дальнего Востока, поэтому все меры поддержки нацелены на создание новых производств. Уже действующие компании не смогут стать резидентами ТОР, если не привлекут дополнительные инвестиции для расширения производства или создания дополнительного производства»,- говорит Максим Шерейкин.

Помимо этого вводятся упрощенные процедуры изъятия земельных участков для нужд ТОР, отчуждения недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка. Будут либерализованы процедуры утверждения и применения требований пожарной безопасности, экологической экспертизы, проектной документации объектов капитального строительства, санитарно-эпидемиологического законодательства. Также упростят и сократят сроки таможенного оформления, регистрации прав, имущества, оформление юридических лиц и трудовых мигрантов и прочие бюрократические процедуры. Например, на одну из сложных процедур – получение экологической экспертизы на промышленный объект отводится всего 45 дней, разрешение на строительство будет выдано всего за 26 дней (в некоторых регионах процедура затягивается до двух лет).

Позднее отдельными постановлениями пропишут особый порядок действий в ТОР МВД, МЧС, Налоговой инспекции, Таможни, Роспотребнадзора и других контролирующих органов. Все проверки надзорных органов (кроме Таможни и ФНС) должны быть совместными и длиться не более 15 дней.

«Такие ограничения для надзорных и контрольных органов – это уже прорыв для России, - пояснил «Эксперт Online» Павел Волков, директор департамента правового обеспечения государственной гражданской службы, государственных и федеральных целевых программ Минвостокразвития. - Это уже обеспечит безбарьерную среду для бизнеса. К тому же перечень не закрыт, мы готовы его дополнять по итогам обсуждения с бизнес-сообществом».

Справка:

На ТОР будет действовать особый правовой режим осуществления предпринимательской деятельности:

  • - особый режим землепользования
  • - установление льготных ставок арендной платы;
  • - налоговые льготы и льготы по страховым платежам;
  • - особый режим государственного контроля (надзора), а также муниципального контроля;
  • - льготное подключение к объектам объектов инфраструктуры ТОР;
  • - предоставление государственных услуг на ТОР;
  • - применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны;
  • - применение технических и санитарных регламентов наиболее развитых стран ОЭСР.

Государство в государстве

ТОР могут создавать на территории одного или нескольких муниципальных образований в пределах одного или нескольких регионов Дальнего Востока. Для этого будут принимать отдельные постановления правительства. В них пропишут перечень видов экономической деятельности, по которым инвесторов будут признавать резидентами ТОРСЭР. В каждом регионе предусмотрены свои отрасли, которые будут стимулировать налоговыми и прочими льготами (например, в Приморье это рыбная ловля, в Амурской области лесопереработка и так далее). Будет оговорен и минимальный объем капитальных вложений резидентов в осуществление соответствующих видов экономической деятельности, применение или не применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны, установленной законодательством Таможенного союза. В постановлении будут описаны границы и максимальные размеры территории опережающего социально экономического развития, срок ее существования.

ТОР существенно отличаются от особых экономических зон тем, что здесь будут действовать как единая промышленно-хозяйственно-бытовая и рекреационная система, включающая в себя даже зоны для туризма и отдыха. Если в ОЭЗ под льготные режимы попадают только предприятия-резиденты, то здесь речь идет об особом правовом порядке для всех объектов, расположенных на территории. По сути, речь идет о создании государства в государстве.

Управлять ТОР будет Минвостокразвития через корпорацию развития Дальнего Востока. Последняя и будет создавать для каждой ТОР управляющие компании и Наблюдательный совет, в который войдут представители резидентов. Управляющая компания (или ее дочерние компании) будет курировать строительство инфраструктуры ТОР и обслуживать их, предоставлять юридические и иные услуги резидентам (бухгалтерские услуги, таможенного брокера).

Кроме того, управляющую компанию наделят почти всеми хозяйственными функциями, которые сейчас исполняют муниципалитеты. Это обеспечение освещения, эксплуатации автомобильных дорог, транспортного обслуживания, электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, услуг связи, обслуживания домов и многие другие, вплоть до благоустройства. В их ведении будут также обеспечение услуг общественного питания, торговли и бытового обслуживания, оказание медицинской помощи в рамках частной системы здравоохранения, строительство жилых помещений и их содержание. По сути речь идет о замене функций администраций поселений, городов и субъектов федерации. Но захотят ли они делиться властью?

«Мы предполагаем, что власти субъектов и местных поселений, напротив, будут заинтересованы в том, управлять ТОР будут не они, управляющие компании, - говорит Павел Волков. - Это им облегчит жизнь и обеспечит наполняемость бюджетов. Потому что в законопроекте не предполагается уменьшение местных налогов, сокращаются только федеральные. Но главы субъектов и поселений могут даже начать конкурировать за создание ТОР, идя инвестициям

навстречу и снижая местные налоги. Конфликтов, думаю, не возникнет, поскольку при создании ТОР будет заключаться соглашение, сторонами которых также будут органы власти регионов и муниципалитетов. Деятельность управляющих компаний будет прозрачна и подлежит обязательному опубликованию».

То, что управляться ТОР должны не чиновниками, а специальными компаниями, в наблюдательном совете которых будут сами инвесторы – принципиальная позиция Минвостокразвития.

«Управляющая компания будет нацелена на привлечение инвестиций, поэтому будет заинтересована в том, чтобы за короткий срок подобрать инвестору земельный участок, заключить договор аренды, обеспечить инфраструктуру и многое другое, вплоть до управления коммунальным хозяйством новой территории, когда она будет застроена, - говорит Максим Терешин. – Но не все ТОР могут включать строительство новых поселений. Например, пилотные ТОР рядом с большими городами неизбежно будут интегрированы с ними. Впрочем, мы еще будем обсуждать вопрос, в каком объеме стоит управляющим компаниям брать на себя функции муниципалитетов».

По словам замминистра, при проектировании функций управляющих компаний Минвостокразвития исходило из опыта стран АТР, где специальные экономические зоны организованы именно так.

«С другой стороны, не хотелось бы превращать ТОР в исключительно коммерческий девелоперский проект, его задача повлиять на развитие окружающих территорий. Будут ли против главы регионов и поселений? А это вопрос к ним, чего они хотят – власти или развития экономики и как следствие – социальной сферы и территории вообще. Ведь привлеченные нами инвестиции будут создавать и денежные потоки, а значит и новый спрос на все, в том числе на квалифицированный персонал, поставщиков, на новое качество социальных услуг», - говорит Максим Терешин.

В режиме конкуренции

В начале апреля Минэкономразвития вынесло на обсуждение свой законопроект о ТОР. Но по нему такие территории можно создавать по всей России. По сути, сейчас существуют два конкурирующих между собой законопроекта.

«Основные идеи нашего законопроекта – создать конкурентные условия с аналогичными площадками в странах АТР. В том числе за счет значительных преференций – это минимальное налогообложение, максимально безбарьерная среда и максимальное участие государства в создании инфраструктуры, - говорит Павел Волков. - Именно этим наш законопроект отличается от того, который подготовило, Минэкономразвития, прописав просто общие определения, что такое ТОР и не наполнив его конкретным содержанием. По сути да, это два конкурирующих законопроекта и мы намерены возражать против варианта Минэкономразвития. Иначе сам бренд российских ТОР ждет та же участь, что бренд свободных экономических зон. Они не достигли своих целей».

«По замыслу ТОР не будут включать в себя действующие поселения, - говорит Павел Волков. - По сути, речь идет о создании новых производств, жилищной и социальной инфраструктуры в чистом поле. Более того, мы заложили в законопроекте возможность управляющих компаний организовывать социальные услуги: медицинские и образовательные. С тем, чтобы, если

большинство ключевого и высококвалифицированного персонала на созданных производствах будут иностранные граждане, то они могли бы получать такие услуги с учетом своих национальных особенностей. Это и школы на их языке, и традиции их медицины, не говоря уже о культурных мероприятиях».

«Сама идея создания новых мощностей с развитием социального комплекса замечательная и она давно обсуждается, - считает Владимир Королев, заместитель директора Института государственного и муниципального управления ВШЭ. И в самом деле, как и в советские времена стоит, чтобы вся страна работала на агитацию и раскрутку новых проектов на Дальнем Востоке. Но главный вопрос, который возникает при огромных вложениях государства в инфраструктуру – зачем и для кого мы это будем делать? При создании инфраструктуры надо преследовать попутную цель связывать эти регионы с европейской частью России. Тогда на это никаких средств не жалко, поскольку мы обеспечиваем континентальную связанность ныне оторванного Дальнего Востока. Если же вложения будут в основном в инфраструктуру, которая будет связывать эти регионы с Азией, то вскоре столкнемся с немалой политической проблемой».

Впрочем, как ранее заявлял министр по развитию Дальнего Востока Александр Галушка, речь следует вести далеко не только о китайских компаниях. ТОР создаются прежде всего ради конкуренции с аналогичными специальными экономическими зонами для привлечения глобальных компаний, офисы и производства которых сейчас расположены в странах Юго-Восточной Азии.

«У китайцев в самом деле огромный потенциал, но они всегда оставляют за собой право принимать решения, - говорит Владимир Королев. - Поэтому в случае с ТОР встанет вопрос политический: будет ли в новых компаниях место россиянам, не привезут ли китайцы своих работников? Если у наших граждан будут вторые-третьи роли, то есть риск подобия некой колонизации. Получается, что мы просто отдадим в аренду наши земли и ресурсы за минимальные налоговые поступления. Боюсь, нам придется с толкнуться с тем, что китайцев потом придется жестко ограничивать. Мы уже сейчас не можем справиться с варварским освоением наших лесов, с браконьерством со стороны граждан Китая».

В законопроекте Минвостокразвития в самом деле предусмотрена выдача приглашений на работу иностранных граждан вне квот, определяемых сейчас правительством.

«Но это вовсе не означает, что мы создаем ворота для неконтролируемой трудовой миграции, - говорит Павел Волков. – Приглашения будут выдаваться в первую очередь высококвалифицированным работникам и в случае, если таковых не нашлось на российском рынке труда. При этом не следует забывать, что у нас создается Агентство по развитию человеческого капитала, будет действовать программа содействия переселению на Дальний Восток россиян. Здесь будут созданы новые профессионально-технические учебные заведения для россиян. Так что ни о какой замене российского персонала гастарбайтерами из Азии речь не идет».

expert.ru

Льготы для резидентов территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР, ТОР)

Государственная дума РФ установила налоговые льготы для резидентов территорий опережающего развития (ТОР) согласно Закону от 21 ноября 2014 года.

Устанавливается, что нулевая ставка по налогу на прибыль организаций, действующих в ТОРах, подлежащая зачислению в федеральный бюджет, будет действовать в течение пяти лет. Что касается регионального бюджета, то ставка в течение первых пяти лет не будет превышать 5%, она также не может быть менее 10% в течение следующих пяти лет.

Устанавливается понижающий коэффициент к ставке налога на добычу полезных ископаемых для участников инвестиционных проектов, он будет действовать 10 лет. Резидент ТОР сможет применять эти ставки, если доходы от его деятельности составляют не меньше 90% всей прибыли.

Устанавливаются и особые требования к резидентам ТОРов, налогоплательщик обязан вести раздельный учет доходов и расходов от деятельности в ТОРах, и доходов и расходов, полученных при осуществлении иной деятельности.

Юрлица, претендующие на налоговые льготы, должны зарегистрироваться на территории опережающего социально-экономического развития, они не могут иметь отдельных подразделений, расположенных за пределами ТОР.

ТОРы призваны способствовать ускоренному развитию субъектов РФ, в первую очередь Дальнего Востока, если этот опыт удастся, этот опыт будет тиражирован на другие территории РФ. Ранее в РФ был принят закон о ТОР, согласно которому такие территории:

первые три года можно будет организовывать только на Дальнем Востоке и в многородах (монопрофильных МО с ухудшенным положением с кадрами - монозависимость от градооборазующего предприятия),

после трех лет (с 2017 года)на территориях других субъектов РФ

Мы можем рассчитать Вам эффект от реализации проекта в ТОСЭР (с учетом льгот резидента и без льгот) для принятия взвешенного решения о необходимости или отсутстии необходимости становиться резидентом ТОСЭР. Обращайтесь к нам!

Согласно закону о льготах, нулевая ставка по налогу на прибыль, подлежащая зачислению в федеральный бюджет (2 процентных пункта из 20%), будет действовать в течение пяти лет. Что касается регионального бюджета, то ставка в течение первых пяти лет будет не выше 5%, она также не может быть менее 10% в течение следующих пяти лет. Определяется, что резидент сможет применять эти ставки, если доходы от его деятельности в ТОР составляют не менее 90% от всех доходов, учитываемых при определении налоговой базы.

Помимо этого, законом устанавливаются правила создания территорий, требования к их управлению. Предполагаются понижающие коэффициенты для НДПИ в течение 10 лет вплоть до обнуления налога.

Также устанавливаются пониженные тарифы страховых взносов. Общая сумма взносов будет сокращена до 7,6% вместо 30%, в том числе 6% в Пенсионный фонд РФ, 1,5% в Фонд социального страхования и 0,1% в Фонд обязательного медицинского страхования.

Предусмотрена возможность создания на этих территориях подразделений федеральных органов исполнительной власти, например, МВД, МЧС, ФНС, ФТС, ФМС и других. 

Федеральный закон о территориях опережающего развития принят Государственной Думой 23 декабря 2014 года и одобрен Советом Федерации 25 декабря 2014 года.

Федеральным законом определяются правовой режим территорий опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации, меры государственной поддержки и порядок осуществления деятельности на таких территориях.

В Федеральном законе под территорией опережающего социально-экономического развития (далее – ТОР) понимается часть территории субъекта Российской Федерации, включая закрытое административно-территориальное образование, на которой в соответствии с решением Правительства Российской Федерации установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятной среды для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного развития экономики и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения. Согласно Федеральному закону ТОР создаётся на 70 лет по решению Правительства Российской Федерации на основании предложения уполномоченного федерального органа, при этом срок её существования может быть продлён по решению Правительства Российской Федерации.

Решение Правительства Российской Федерации о создании ТОР принимается в форме постановления, которым предусматриваются:

Мы можем подготовить Вам технико-экономическое (ТЭО) или финансов-экономическое (ФЭО) обоснование для органов федеральной, региональной, местной власти создания ТОСЭР (с учетом эффекта от ТОСЭР) для принятия властью решения о необходимости реализации проекта комплексного развития территории. Обращайтесь к нам!

  • перечень видов экономической деятельности, при осуществлении которых действует особый правовой режим предпринимательской деятельности;
  • минимальный объём капитальных вложений резидентов ТОР в осуществление соответствующих видов экономической деятельности на этой территории;
  • положение о применении или неприменении на ТОР таможенной процедуры свободной таможенной зоны, установленной таможенным законодательством Таможенного союза;
  • описание местоположения границ ТОР;
  • при необходимости минимальные требования к уровню применяемых резидентами ТОР технологий и методов производства, оборудования для соответствующих видов экономической деятельности.

Федеральным законом определяются:

  • порядок создания и прекращения существования ТОР,
  • порядок управления ТОР,
  • меры по созданию и развитию ТОР,
  • правовое положение резидентов ТОР и особенности осуществления ими деятельности на соответствующей территории,
  • особенности осуществления на ней полномочий органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных органов.

Предусматриваются также особенности осуществления трудовой, медицинской, образовательной и иных видов деятельности, особенности регулирования имущественных, земельных, градостроительных, экологических и иных отношений применительно к ТОР.

Кроме того, устанавливаются особенности создания и функционирования институтов развития Дальнего Востока, отдельные меры государственной поддержки субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, а также особенности создания ТОР в монопрофильных муниципальных образованиях Российской Федерации (моногородах).

Согласно Федеральному закону в течение трёх лет со дня его вступления в силу ТОР могут создаваться на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, а также на территориях моногородов с наиболее сложным социально-экономическим положением, включённых в соответствующий перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации, а по истечении трёх лет – на территориях остальных субъектов Российской Федерации. 

Мы будем рады помочь Вам в решении Ваших вопросов.

Сотрудники компании "Верное решение" оказывают услуги консультационного сопровождения, разрабатывают бизнес-план развития проекта и другую необходимую документацию, консультируют по финансово-экономическим, правовым вопросам. 

Мы предлагаем Вам воспользоваться комплексом услуг Компании:

  • консультационная и информационная поддержка участников государственных конкурсов на присуждение статуса "Приоритетный инвестиционный проект", "Особо значимый проект", соискание государственной поддержки в виде налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки, сопровождение проекта заявителя в конкурсах Республики Татарстан и России,
  • Мы можем разработать Вам бизнес-план проекта - резидента ТОСЭР. Сотрудники имеют необходимый опыт разработки подобных проектов. Обращайтесь к нам!

  • разработка документов и законодательных и нормативно-правовых актов для создания ОЭЗ РУ
  • разработка документов и законодательных и нормативно-правовых актов для создания кластеров и зон благоприятствования
  • разработка концепции развития (стратегии), бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, подготовка пакета документации по проекту
  • проведение исследований рынков (маркетинговых)
  • привлечение инвестиций, партнеров в проект, бизнес

 

По любым возникающим вопросам, пожалуйста, обращайтесь.

Это можно сделать одним из способов:

Отправьте Ваши вопросы или информацию о Вашем проекте, заявку на обратный звонок:

  • с помощью формы "Задать вопрос сотруднику компании" в левой нижней части экрана;
  • при помощи он-лайн формы;
  • письмом на электронный адрес [email protected]

Позвоните нашим сотрудникам по телефонам:

  • в Казани: +7 (843) 278-19-00, 278-18-00, +7 9655-848-224
  • в Набережных Челнах: +7 (8552) 25-01-99, +7 9631-249-303

Приходите к нам на консультацию (требуется предварительная запись):

  • офис в Казани: ул. Островского, 79, офис 212
  • офис в Набережных Челнах: ул. Хасана Туфана, 12 (2/18), офис 1915 

 

Поделиться новостью

 

 

xn----dtbhaacat8bfloi8h.xn--p1ai

Якутск | Отобраны ТОРы и инвестпроекты Дальнего Востока - БезФормата

    Центр

    Белгородская область Брянская область Владимирская область Воронежская область г. Москва Ивановская область Калужская область Костромская область Курская область Липецкая область Московская область Орловская область Рязанская область Смоленская область Тамбовская область Тверская область Тульская область Ярославская область

    Приволжье

    Кировская область Нижегородская область Оренбургская область Пензенская область Пермский край Республика Башкортостан Республика Марий Эл Республика Мордовия Республика Татарстан Самарская область Саратовская область Удмуртская Республика Ульяновская область Чувашская Республика

    Сибирь

    Алтайский край Забайкальский край Иркутская область Кемеровская область Красноярский край Новосибирская область Омская область Республика Алтай Республика Бурятия Республика Тыва Республика Хакасия Томская область

    Урал

    Курганская область Свердловская область Тюменская область Ханты-Мансийский автономный округ Челябинская область Ямало-Ненецкий автономный округ

    Юг

    Астраханская область Волгоградская область г. Севастополь Краснодарский край Республика Адыгея Республика Калмыкия Республика Крым Ростовская область

    Северо-Запад

    Архангельская область Вологодская область г. Санкт-Петербург Калининградская область Ленинградская область Мурманская область Ненецкий автономный округ Новгородская область Псковская область Республика Карелия Республика Коми

    Дальний Восток

    Амурская область Еврейская автономная область

yakutsk.bezformata.com


Смотрите также