Тендер что это такое как работает


Кто такой специалист по тендерам и как им стать? — СКБ Контур

Специалист по тендерам встречается как со стороны заказчика, так и со стороны поставщика. Со стороны заказчика обязательно должен быть контрактный управляющий либо целая контрактная служба с руководителем, причем необязательно отдельное подразделение, это могут быть сотрудники различных подразделений, собранные в одну команду, которые выполняют обязанность сотрудника контрактной службы. Также у заказчика может быть руководитель комиссии, член комиссии (конкурсной, закупочной, аукционной, котировочной).

Если рассматривать ситуацию с точки зрения участника (поставщика), то в этом случае многое определяет факт того, кто в компании занимается продажами в том числе и через участие в тендерах: сотрудник коммерческого отдела, сотрудник отдела продаж, любой сотрудник компании.

В чем разница между специалистами заказчика и специалистами по тендерам поставщика? Для заказчиков законом установлено, что лица, которые занимаются закупками, должны иметь определенный уровень образования (ч. 6. ст. 38 № 44-ФЗ). Заказчик включает в состав комиссии тех, кто прошел профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лиц, обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки (ч. 5. ст. 39 № 44-ФЗ).

В отношении заказчиков применяются два профстандарта, а также ряд других документов:

Законодательная база — это основа знаний специалистов по тендерам. Основополагающий закон — это Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Если даже организация попадает под № 223-ФЗ, но по каким-то причинам не может по нему работать, то она попадает под действие 44-ФЗ. Поэтому № 44-ФЗ должны знать все специалисты по тендерам у любого заказчика.

Помимо этого, важно знать те части Гражданского кодекса, которые относятся к контрактам, договорам. Поскольку любые неправомерные действия заказчика могут быть оспорены и доказаны, важно разбираться и в КоАП. Если тендеры касаются строительных работ, то определенные статьи Градостроительного кодекса тоже не стоит оставлять без внимания. Не лишним будет знание и Трудового кодекса. Определенную роль играет Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», поскольку при закупках нередко возникают спорные ситуации по поводу возможных нарушений, и в этих случаях знание закона особенно важно.

Ресурсы для специалиста по тендерам

Информацию о закупках предоставляют следующие ресурсы:

  • Официальный сайт ЕИС.

Единая информационная система включает огромные объемы информации по закупкам: планы, планы-графики, информацию о закупках, реестр контрактов, реестр недобросовестных поставщиков, реестр жалоб, проверок и их результатов. Кроме того, на сайте можно ознакомиться с типовыми контрактами, нормативно-правовыми актами и другими необходимыми документами.

  • Электронные торговые площадки (таких площадок сейчас 6). Поставщикам нужно разбираться в регламентах таких площадок и даже в интерфейсах, поскольку у каждой площадки свои особенности. Заказчику в этом смысле проще — он вправе выбрать ту площадку, где ему удобнее работать.

Чем полезен этот источник? Благодаря информационной функции можно ознакомиться со списком компаний, работающих на площадке, и получить информацию по конкретным участникам. Кроме того, можно осуществлять поиск покупателей и потребителей интересующих работ и услуг, а также изучать потребности и предложения работ и услуг от организаций, представленных на ресурсе.
Площадка выступает также и как мощный аналитический инструмент, позволяя сравнивать показатели деятельности компаний, выбирать контрагентов с учетом различных критериев.

  • Поисковая система Контур.Закупки. Прежде всего она рассчитана на поставщиков. Они ищут информацию о закупках — это задача поставщика. Подобные площадки позволяют не только производить поиск, но и осуществлять аналитическую работу: какие жалобы были на заказчика, как он платит и т.д.

 

Информацию о заказчиках / участниках дают следующие ресурсы:

Информация заказчика — это важная составляющая работы, так как можно наблюдать, кто из конкурентов выходит на рынок. Реестры.

 

  • Официальные сайты органов исполнительной власти, министерств и ведомств.
  • Справочные системы: Консультант, Гарант, Контур.Норматив.
  • Сообщества и социальные сети.

Какими навыками должен обладать тендерный специалист

Для заказчиков разработаны профстандарты, которые они обязаны применять в отношении своих сотрудников. Речь идет о следующих документах:

Организация-заказчик должна подготовить своего работника таким образом, чтобы он в соответствии со стандартами исполнял свои трудовые функции. У поставщика такой обязанности нет, хотя работник контрактной службы или работник отдела продаж, работая с теми же самыми ресурсами и контрактами, все же должен разбираться в ряде вопросов. Специалист поставщика не обязан касаться вопросов планирования, нормирования, формирования отчетности, но читать соответствующие документы он должен, чтобы понимать, как нормируются закупки у конкретного заказчика, как заказчик формирует план-график. Поиск, анализ, оценка документации, соблюдение регламентов — эти навыки нужны специалисту поставщика.

Повышать профессиональный уровень и квалификацию специалист по тендерам может прежде всего на рабочем месте, накапливая опыт. Однако он может получить и дополнительное образование в учебном центре (очно или дистанционно).

Для получения дополнительного профессионального образования нужно обязательно обладать высшим или средним профессиональным образованием (то есть должен быть документ, подтверждающий его наличие). Либо нужно быть студентом, в настоящее время проходящим обучение.

Как стать специалистом по тендерам: рекомендации экспертов

Станислав Грузин, заместитель директора департамента обучения и правовой экспертизы OTC.RU и эксперт в области проведения закупок в соответствии с 223-ФЗ, 44-ФЗ, советует после изучения двух основополагающих законов начать участвовать в небольших тендерах по 44-ФЗ. Почему? Смотрите в видео:

Олег Бируля, эксперт по тендерам и специалист в области госзакупок, считает, что работа тендерного специалиста объединяет комплекс знаний в области юриспруденции, технологий и менеджмента. Подробнее об этом он рассказывает в видеофрагменте вебинара «Как стать специалистом по тендерам»:

Онлайн-обучение и экспертная поддержка в сфере закупок

Узнать больше

Все самое интересное о бизнесе — на нашем канале в Telegram. Присоединяйтесь!

kontur.ru

Что такое тендер и как в нём участвовать?

Государственные закупки всегда вызывали повышенный интерес у предпринимателей. Каждый бизнесмен прекрасно понимает, что контракт, заключённый с госучреждением, – это гарантированная возможность реализовать товары и услуги своей компании в тех объёмах, которые заявлены заказчиком, а у госучреждений они обычно весьма солидные. Впрочем, повышенный спрос, как известно, рождает не только предложение, но и коррупцию. Редакция Informburo.kz совместно с Министерством финансов и НПП "Атамекен" подготовила материал, в котором расскажет всё о госзакупках: как в них участвовать и что делать, если права участников нарушены.

№1. Что такое тендер?

Тендер (англ. tender – предложение) – конкурентная форма отбора предложений на поставку товаров, оказание услуг или выполнение работ по заранее объявленным в документации условиям, в оговорённые сроки на принципах состязательности, справедливости и эффективности. Контракт заключается с победителем тендера – участником, подавшим предложение, соответствующее требованиям документации, в котором предложены наилучшие условия. Тендеры проводятся как частными компаниями, так и государственными органами в виде госзакупок.

№2. Кто может участвовать в государственных закупках?

Основными субъектами рынка государственных услуг выступают заказчики, организаторы и поставщики.

  • Заказчики – государственные органы, государственные учреждения, а также государственные предприятия. Кроме того, в эту категорию входят юридические лица, 50 и более процентов акций которых принадлежат государству, а также аффилированные с ними юридические лица. Исключение – национальные холдинги, национальные компании и аффилированные с ними юридические лица.
  • Организатор государственных закупок – юридическое лицо либо структурное подразделение, действующее от его имени, осуществляющее организацию и проведение государственных закупок.
  • Поставщик – физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, юридическое лицо, временное объединение юридических лиц, выступающее в качестве контрагента заказчика в заключённом с ним договоре о государственных закупках.

№3. Что представляет собой рынок государственных закупок в Казахстане?

Начиная с 2016 года, практически все госзакупки проводятся только в электронном формате на сайте "Государственные закупки РК". Существует 5 способов проведения госзакупок.

  1. Конкурс – наиболее распространённый способ проведения государственных закупок товаров, работ и услуг, основным критерием которого является возможность устанавливать требования к квалификации и качеству. Процедура конкурса состоит из нескольких этапов: публикации объявления о конкурсе, рассмотрения заявок, заключения договора о государственных закупках с победителем конкурса. Конкурсная процедура предусматривает предварительный отбор квалифицированных поставщиков перед проведением самого конкурса и, соответственно, потенциальные поставщики предоставляют аналогичный набор документов для каждого конкурса с целью подтверждения соответствия квалификационным требованиям и требованиям к соответствующей конкурсной документации.
  2. Аукцион – осуществляется на веб-портале государственных закупок в режиме реального времени и только среди потенциальных поставщиков, которые были признаны аукционной комиссией участниками, с учётом соответствия квалификационным требованиям. Победителем аукциона становится тот участник, который предложит свои товары по самой низкой цене. Аукцион проводится на один лот, при этом предметом аукциона является именно товар. В случае наличия нескольких мест поставок товара допускается указание в лоте нескольких мест поставок товара.
  3. Запрос ценовых предложений – могут применяться только в отношении так называемых однородных товаров, работ и услуг, и только если их годовой объём составляет 4000 МРП (1 МРП – 2 405 тенге). Решающим критерием для автоматического выбора победителя веб-порталом тоже является цена. Способ запроса ценовых предложений не применяется для закупки товаров, работ и услуг, предоставление которых требует получения разрешения или направления уведомления в соответствии.
  4. Закупки из одного источника – способ, который может осуществляться только в случае, если государственные закупки, проведённые, вышеперечисленными способами (конкурс, аукцион, запрос ценовых предложений) признаны несостоявшимися или если применяется один из 54 случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 39 Закона о государственных закупках, для возможности заключения прямого договора о государственных закупках. К примеру, приобретение так называемых финансовых услуг, приобретение ценных бумаг или акций юридического лица, приобретение товаров, работ, услуг в рамках так называемого инвестиционного проекта, финансируемого международной организацией, одной из стран-участниц которой является Казахстан. Если государственные закупки путём запроса ценовых предложений были объявлены недействительными из-за того, что было представлено только одно предложение, цена договора о государственных закупках, осуществляемых способом из одного источника, не должна превышать ценовое предложение единственного участника.
  5. Через товарные биржи – это когда осуществляются только закупки товаров, входящих в перечень, утверждённый государством: например, картофель, сахар и т.д.

№4. Как работать с порталом "Государственные закупки РК"?

Для того чтобы принять участие в государственных закупках, во-первых, необходимо получить электронно-цифровую подпись (ЭЦП) в Центре обслуживания населения, во-вторых, зарегистрироваться на портале. После этого предприниматель, готовый предоставлять свои товары или услуги, на сайте может ознакомиться с объявлениями, которые оставляют госорганы. Найти информацию о проводимых закупках можно в разделах: "Объявления", "Лоты", "Итоги", "Планы закупок", "Договоры", либо с помощью поисковой системы сайта найти свой вид товара или услуг, например, "строительные работы". В объявлениях заказчики указывают требования, которые предъявляют к поставщикам: от материально технической базы до подтверждающих её документов. Кроме того, в объявлениях обязательно указывается точная дата и время проведения тендера, для того чтобы все потенциальные участники на равных условиях могли подготовиться к конкурентной борьбе за госсзакупку.

№5. С какими сложностями чаще всего сталкиваются потенциальные поставщики?

Наиболее актуальными проблемами в НПП "Атамекен" называют: необоснованные отклонения предпринимателей от участия в тендерах и "затачивание" заказчиками технической спецификации под определённых поставщиков. Причины – непрозрачность проведения закупок и отсутствие должного контроля их процесса. Так называемое затачивание считается одним из наиболее распространённых коррупционных преступлений в сфере государственных закупок. Речь идёт о том, что госорган в лице заказчика изначально договаривается с конкретным предпринимателем в лице поставщика о сотрудничестве, в итоге конкурс или аукцион оказываются всего лишь формальностью, так как требования прописываются до мелочей, предоставить которые можно, только если о них знать заранее. Кроме того, имеются коррупционные риски в сфере строительства. Антидемпинговые меры позволяют отдельным поставщикам таких услуг в сфере строительства как проведение технического надзора снижать цены до необоснованно низких – вплоть до 0,1 тенге – и таким образом побеждать в конкурсе с минимальным ценовым предложением. Между тем стоимость услуг технического надзора согласно действующим нормативам составляет до 2% от стоимости строительства. Таким образом, технический надзор не обращает внимание на размер поданной ценовой заявки, поскольку уже на стадии оказания услуг "возвращает упущенное" через заказчика и подрядчика путём сбора дани за каждую подпись, за каждый документ, каждый отчёт.

№6. Как борются с коррупцией в сфере государственных закупок?

С 1 января 2018 года вступили в законную силу поправки в законодательство о государственных закупках, согласно которым в строительной сфере заказчики больше не вправе прописывать детальные требования для поставщиков. Для того чтобы подтвердить свою материально-тоническую базу и трудовую квалификацию, предпринимателям достаточно предоставить лицензию.

№7. Возможно ли обжаловать решение по итогам тендера?

Каждый потенциальный поставщик на сайте госсзакупок может ознакомиться с заявками конкурентов и проверить их на соответствие требованиям заказчика. Если, по его мнению, допущено нарушение, он может подать жалобу. Для удобства пользователей с 2018 года на портале внедрён специальный реестр. Однако подать жалобу необходимо в течение 5 дней после завершения конкурса. Если срок истёк, обжаловать можно будет только в суде.

№8. В каких случаях проведение госзакупок считают несостоявшимся?

Госзакупки могут быть признаны несостоявшимися:

  • если не было подано ни одной заявки;
  • если подано менее двух заявок;
  • если к участию в конкурсе не допущен ни один потенциальный поставщик;
  • если к участию в конкурсе допущен один потенциальный поставщик.

При возникновении таких случаев заказчик может принять одно из решений: провести конкурс повторно, изменить конкурсную документацию или заменить способ госзакупки с "конкурса" на "из одного источника".

№9. Кто не может участвовать в госзакупках в качестве поставщика?

Потенциальный поставщик не вправе участвовать в проводимых государственных закупках, если:

  • близкие родственники, супруги или свойственники первых руководителей потенциального поставщика или уполномоченного представителя данного потенциального поставщика обладают правом принимать решение о выборе поставщика либо являются представителем заказчика или организатора государственных закупок в проводимых государственных закупках;
  • потенциальный поставщик или его работник оказывали заказчику либо организатору государственных закупок экспертные, консультационные или иные услуги по подготовке проводимых государственных закупок, участвовали в качестве проектировщика.
  • руководитель потенциального поставщика, претендующего на участие в государственных закупках, связан с управлением, учреждением, участием в уставном капитале юридических лиц, находящихся в реестре недобросовестных участников государственных закупок;
  • руководитель потенциального поставщика, претендующего на участие в государственных закупках, является физическим лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, включённым в реестр недобросовестных участников государственных закупок;
  • потенциальный поставщик, являющийся физическим лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, претендующий на участие в государственных закупках, является руководителем потенциального поставщика, который включен в реестр недобросовестных участников государственных закупок;
  • потенциальный поставщик состоит в реестре недобросовестных участников государственных закупок;
  • на имущество потенциального поставщика или привлекаемого им субподрядчика, балансовая стоимость которого превышает десять процентов от стоимости соответствующих основных средств, наложен арест;
  • потенциальный поставщик или привлекаемый им субподрядчик имеют неисполненные обязательства по исполнительным документам и включены уполномоченным органом, осуществляющим реализацию государственной политики и государственное регулирование деятельности в сфере обеспечения исполнения исполнительных документов, в Единый реестр должников;
  • деятельность потенциального поставщика или привлекаемого им субподрядчика приостановлена;
  • потенциальный поставщик или привлекаемый им субподрядчик, или их руководитель, учредители включены в перечень организаций и лиц, связанных с финансированием терроризма и экстремизма.

№10. В каких случаях тендеры не проводятся в электронном виде?

Государственные закупки с применением так называемого особого порядка осуществляются в случаях, когда товары и услуги приобретаются для госучреждений, сведения о деятельности которых являются госсекретом или содержат служебную информацию. Речь идёт, в частности, об органах правопорядка и национальной безопасности. Поставщиков товаров и услуг такие заказчики выбирают самостоятельно. Впрочем, у этих поставщиков обязательно должно быть разрешение на работу с такого рода госучреждениями, которое выдаётся КНБ. На практике в поисках необходимых поставщиков заказчики нередко обращаются в Национальную палату предпринимателей "Атамекен" или к компаниям, с которыми ранее уже сотрудничали.

№11. Могут ли в казахстанских госзакупках участвовать иностранные поставщики?

Иностранные компании могут участвовать государственных закупках в Казахстане только при условии, что у них есть представительство на территории нашей страны, которое платит налоги. Зарегистрированным представителям выдаётся электронно-цифровая подпись для подачи заявок на портале госзакупок.