Танграм что это такое


Танграм — Википедия

Настольная версия танграм Фигурка человека

Танграм (кит.七巧板, пиньинь qī qiǎo bǎn, букв. «семь дощечек мастерства») — головоломка, состоящая из семи плоских фигур, которые складывают определённым образом для получения другой, более сложной, фигуры (изображающей человека, животное, предмет домашнего обихода, букву или цифру и т. д.). Фигура, которую необходимо получить, при этом обычно задаётся в виде силуэта или внешнего контура. При решении головоломки требуется соблюдать два условия: первое — необходимо использовать все семь фигур танграма, и второе — фигуры не должны накладываться друг на друга.

Танграм, возможно, ведёт своё происхождение от яньцзиту (燕几圖) — вида мебели, появившегося во времена империи Сун. Как мебель яньцзиту претерпела некоторые изменения за время правления династии Мин, а в дальнейшем превратилась в набор деревянных фигурок для игры.

Хотя танграм часто считают изобретением глубокой древности (см. Стомахион), первое печатное упоминание о нём встречается в китайской книге, изданной в 1813 году и написанной, очевидно, в правление императора Цзяцина.[1]

Появление танграма на западе относят не ранее чем к началу XIX столетия, когда эти головоломки попали в Америку на китайских и американских судах. Старейший такой экземпляр, подаренный сыну американского судовладельца в 1802 году, сделан из слоновой кости и хранится в шёлковом футляре.[источник не указан 3555 дней]

Слово «танграм» впервые было использовано в 1848 году Томасом Хиллом, в дальнейшем президентом Гарвардского университета, в его брошюре «Головоломки для обучения геометрии».

Писатель и математик Льюис Кэрролл считается энтузиастом танграма. У него хранилась китайская книга с 323 задачами.

У Наполеона во время его изгнания на остров Святой Елены был набор для танграма и книга, содержащая задачи и решения. Фотографии этого набора содержатся в книге Джерри Слокума The Tangram Book.[2]

Книга Сэма Лойда «Восьмая книга Тан» (англ. The Eighth Book Of Tan), вышедшая в 1903 году, содержит вымышленную историю танграма, согласно которой эта головоломка была изобретена 4 тысячи лет назад божеством по имени Тан. Книга включает 700 задач, некоторые из которых неразрешимы.[3]

Размеры приведены относительно большого квадрата, стороны и площадь которого принимают равными 1{\displaystyle \scriptstyle {1}} [4]:

Среди этих семи частей параллелограмм выделяется отсутствием у него зеркальной симметрии (он обладает только вращательной симметрией), так что его зеркальное отражение можно получить, только перевернув его. Это единственная часть танграма, которую требуется перевернуть, чтобы сложить определённые фигуры. При использовании одностороннего набора (в котором переворачивать фигуры запрещено) есть фигуры, которые можно сложить, в то время как их зеркальное отражение — нельзя.

Существует кажущийся парадокс танграма: каждый раз полностью используя весь набор, можно сложить две фигуры, одна из которых кажется подмножеством другой[5]. Один такой случай приписывается Дьюдени: две похожие фигуры изображают монахов, но у одной из них при этом есть нога, а у другой фигуры её нет.[6] Разрешение этого парадокса приводится во многих источниках, в том числе по ссылке[5]. Решение состоит в том, что форма кажущихся одинаковыми частей фигур различается («безногая» фигура длиннее той, у которой есть нога), их площади также различаются ровно на площадь «ноги».

Другой парадокс предлагается Лойдом в «Восьмой книге Тан»:

Седьмая и восьмая фигуры изображают загадочный квадрат, составленный из семи частей. Затем угол квадрата срезали, но при этом всё равно используются те же семь частей.[7]

Оригинальный текст (англ.)

The seventh and eighth figures represent the mysterious square, built with seven pieces: then with a corner clipped off, and still the same seven pieces employed.

Решение данного парадокса не приводится в книге Лойда. Другие неразрешённые задачи из этой книги обсуждаются по ссылке.[8]

  • Парадокс Дьюдени

  • Парадокс Лойда

Ван Футрайн и Сюн Цюаньчжи (熊全治) доказали в 1942 году, что существуют только тринадцать выпуклых конфигураций танграма (таких, что отрезок прямой, проведённый между любыми двумя точками внешнего контура, пройдёт только через точки, заключённые внутри этого контура). [9][10][11]

Книга Рональда Рида «Танграм: 330 задач» (англ. Tangrams: 330 Puzzles) просит читателей присылать любые другие фигуры. Такое условие создаёт множество хотя и с гораздо большим числом элементов, чем множество выпуклых фигур, но всё же конечное.[12]

В ответ было предложено приблизительно 6,13 миллиона возможных конфигураций,[13] в каждой из которых при этом хотя бы одна вершина и хотя бы одна сторона любой части совпадают с вершиной и стороной другой части.

Способствует развитию у детей умения играть по правилам и выполнять инструкции, наглядно-образного мышления, воображения, внимания, понимания цвета, величины и формы, восприятия, комбинаторных способностей.

  1. Chen, Zhongying. Advances in computational mathematics: proceedings of the Guangzhou international symposium (англ.). — New York, N.Y: Marcel Dekker (англ.)русск., 1999. — P. 466. — ISBN 0-8247-1946-8.
  2. Jerry Slocum, Dieter Gebhardt, Jack Botermans, Monica Ma, Xiaohe Ma. The Tangram Book (неопр.). — Sterling Publishing Company (англ.)русск., 2003. — ISBN 1-4027-0413-5.
  3. Costello, Matthew J. The Greatest Puzzles of All Time (неопр.). — New York: Dover Publications, 1996. — ISBN 0-486-29225-8.
  4. ↑ «Tangram» by Enrique Zeleny, Wolfram Demonstrations Project
  5. 1 2 Tangram Paradox, by Barile, Margherita, From MathWorld — A Wolfram Web Resource, created by Eric W. Weisstein.
  6. Dudeney, H. Amusements in Mathematics (неопр.). — New York: Dover Publications, 1958.
  7. Loyd, Sam. The eighth book of Tan - 700 Tangrams by Sam Loyd with an introduction and solutions by Peter Van Note (англ.). — New York: Dover Publications, 1968. — P. 25.
  8. ↑ Unsolved Patterns by Sam Loyd, by Cocchini, Franco, From Tanzzle.com
  9. Fu Traing Wang; Chuan-Chih Hsiung. A Theorem on the Tangram (англ.) // The American Mathematical Monthly : journal. — 1942. — November (vol. 49, no. 9). — P. 596—599. — doi:10.2307/2303340.
  10. Read, Ronald C. Tangrams : 330 Puzzles (неопр.). — New York: Dover Publications, 1965. — С. 53. — ISBN 0-486-21483-4.
  11. А. Панов,. Загадка фигуры № 51 // Квант. — 1982. — № 12. — С. 34—37.
  12. Read, Ronald C. Tangrams : 330 Puzzles (неопр.). — New York: Dover Publications, 1965. — С. 55. — ISBN 0-486-21483-4.
  13. ↑ Cocchini, F. Ten Millions of Tangram Patterns. TangMath.
  • Танграм // Занимательные головоломки. — Де Агостини, 2012. — № 5. — С. 13—16.

ru.wikipedia.org

В мире "ТАНГРАМ". Игрушка на все времена...

Добрый день!

« Мама, давай поиграем!» - просит ребенок с утра до вечера.

«Что бы предложить?» –думает мама.

Предлагаю вспомнить, а тем, кто не знает познакомиться с интересной игрой "ТАНГРАМ" .

Сейчас эту головоломку продают в разных исполнениях – и деревянную, и бумажную, и пластиковую, но можно сделать самим из цветного картона, разрезав квадрат на 7 частей.

ЧТО ТАКОЕ «ТАНГРАМ»?

«Танграм»- это древняя китайская игра-головоломка, состоящая из семи танов (плоских геометрических фигур), полученных разрезанием квадрата на семь частей – два больших (1, 2), два маленьких (3, 4) и один средний треугольник (5), один квадрат (6) и один параллелограмм (7), которые складывают определённым образом для получения другой, более сложной, фигуры.

ПРАВИЛА ИГРЫ

Условия игры:

• В каждую собранную фигуру должны входить все 7 элементов.

• При составлении фигур элементы не должны накладываться друг на друга.

• Элементы фигур должны примыкать один к другому.

Суть игры: сконструировать разнообразные предметные силуэты

Задания головоломки:

1.Необходимо сложить фигуру по контурному рисунку.

2. Необходимо сложить фигуру по рисунку со

сплошной заливкой.

3.Необходимо сложить с наибольшей точностью

силуэтыузнаваемых предметов.

В результате игры получается плоскостное силуэтное изображение. Оно условно, схематично, но образ легко угадывается по основным характерным признакам предмета .

Начните с составления зайца, это самая простая из нижеприведенных фигур.

ЛЕГЕНДЫ ПОЯВЛЕНИЯ «ТАНГРАМ»

Танграм - очень древняя игра – головоломка. Она появилась в Китае более 4000 лет назад. Существует целый ряд версий и гипотез возникновения игры “Танграм”.

Легенда первая: версия про разбитую плитку.

Более 4000 тысяч лет назад у одного человека из рук выпала фарфоровая плитка и разбилась на семь частей. Расстроенный, он в спешке старался ее сложить, но каждый раз получал все новые интересные изображения. Это занятие оказалось настолько увлекательным, что впоследствии квадрат, составленный из семи геометрических фигур, назвали Доской Мудрости.

Легенда вторая: три мудреца придумали «Ши-Чао-Тю».

Появление этой китайской головоломки связано с красивой легендой. Почти две с половиной тысячи лет тому назад у немолодого императора Китая родился долгожданный сын и наследник. Шли годы. Мальчик рос здоровым и сообразительным не по летам.Одно беспокоило старого императора: его сын, будущий властелин огромной страны, не хотел учиться. Мальчику доставляло большее удовольствие целый день забавляться игрушками. Император призвал к себе трех мудрецов, один из которых был известен как математик, другой прославился как художник, а третий был знаменитым философом, и повелел им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ, и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей. Три мудреца придумали "Ши-Чао-Тю"- квадрат, разрезанный на семь частей.

Легенда третья: семь книг Тана.

«В записках покойного профессора Челленора, попавших в руки автора, — утверждал Лойд, — имеются сведения о том, что семь книг о танграмах, каждая из которых насчитывает ровно тысячу фигур, были составлены в Китае более 4000 лет назад. Эти книги ныне стали столь большой редкостью, что за те сорок лет, которые профессор Челленор провел в Китае, ему лишь раз удалось видеть первое издание первого из семи томов (сохранившихся полностью) и несколько разрозненных фрагмента второго тома».Согласно легенде Лойда, Тан был легендарным китайским мудрецом, которому его соотечественники поклонялись как божеству. Фигуры в своих семи книгах он расположил в соответствии с семью стадиями в эволюции Земли. Его танграмы начинаются с символических изображений хаоса и принципа «инь и ян». Затем следуют простейшие формы жизни, по мере продвижения по древу эволюции появляются фигуры рыб, птиц, животных и человека. По пути в различных местах попадаются изображения того, что создано человеком: орудию труда, мебель, одежда и архитектурные сооружения. Лойд часто цитирует высказывания Конфуция, философа по имени Шуфуце, комментатора Ли Хуанчжан и вымышленного профессора Челленора. Ли Хуанчжан упоминается в связи с тем, что по преданию он знал все фигуры из семи книг Тана прежде, чем научился говорить. Встречаются у Лойда и ссылки на «известные» китайские пословицы типа «Только глупец взялся бы написать восьмую книгу Тана».

"ТАНГРАМ" В ЛИТЕРАТУРНЫХ

ПРОИЗВЕДЕНИЯХ

Льюис Кэрролл

Все мы хорошо знаем книгу “Алиса в стране чудес” Л.Кэрролла . Однако это его не единственное произведение. В книге “Модная китайская головоломка” он пишет, что танграм был любимой игрой Наполеона Бонапарта, который, лишившись трона, в изгнании на Острове Святой Елены проводил долгие часы за этой забавой, “упражняя свое терпение и находчивость”.

Эдгар А. По

Одним из поклонников игры был Эдгар А. По. Принадлежавший ему танграм, сделан из слоновой кости и в настоящее время хранится в Нью-Йоркской публичной библиотеке.

Известный писатель и дипломат Роберт Ван Гулик в романе “Убивающие ногтями” построил весь сюжет книги вокруг танграма

ПРИМЕНЕНИЕ «ТАНГРАМ»

Танграм во всех его проявлениях можно встретить начиная от дизайна одежды, заканчивая архитектурой и ландшафтным дизайном. Самое удачное применение танграма, пожалуй в качестве мебели. Вся мебель построенная по принципу танграма очень удобна и функциональна. Каждый раз она может видоизменятся в зависимости от настроения и желания хозяина. Сколько всевозможных вариантов и комбинаций можно составить из этих симпатичных полочек. Сами производители выпустили вместе с инструкцией по сборке несколько страниц с идеями для библиотеки, гостиной, спальни и детской. Самое вкусное применение танграма в шоколаде.

Закончить о танграмах хочется словами М. Гарднера: "Очарование танграма состоит в простоте материала и в кажущейся его непригодности для создания фигурок, обладающих эстетической привлекательностью»

Желаю всем хорошей разрядки от трудных ежедневных проблем , погрузившись в мир «ТАНГРАМ».

www.livemaster.ru

Методический материал к проекту "Загадочный танграм"

МКОУ «Высоковская СШ»

Проект

«Загадочный танграм»

Выполнил обучающийся 5 класса

Горчаков Сергей

Руководитель: Яковская С.А.

2018

Цель:  изучить головоломку «Танграм» и рассмотреть возможности её практического применения. 

Задачи:

- найти, изучить и отобрать информацию по теме;

- изучить историю происхождения традиционной китайской игры-головоломки;

- пробудить у одноклассников интерес к танграму и занимательной математике;

- научиться изготавливать и собирать танграм;

- исследовать применение танграма.

Методы исследования:

- изучение литературы;

- наблюдение;

- обработка полученных данных;

- анализ и обобщение информации по теме.

Введение

Игры-головоломки нравятся и детям, и взрослым: они увлекательны, развивают сообразительность и нестандартность мышления, поднимают самооценку, не требуют специальных знаний. Кроме того, такие игры являются отличной заменой электронным гаджетам, захватившим время и разум современных людей. Пожалуй, одной из самых известных головоломок является танграм – разрезанный на семь частей квадрат.

Головоломки – игрушки на все времена. До появления компьютерных и бурного развития настольных игр, одним из основных развлечений для большинства людей была игра - головоломка. И в наше время очень много людей увлекаются головоломками. Они любимы не только детьми, но и взрослыми. Игра помогает развивать логическое мышление, геометрическую интуицию. Это способ отвлечения от повседневных проблем, в тоже время он направлен на развитие различных мыслительных процессов - сопоставление, обобщение, установление последовательности, определение отношений «целое» - «часть».

Танграм - это, пожалуй, самая популярная игра из серии так называемых «геометрических конструкторов».

Танграм – головоломка, состоящая из семи плоских фигур, которые складывают определённым образом для получения другой, более сложной, фигуры (изображающей человека, животное, предмет домашнего обихода, букву или цифру и т. д.). Фигура, которую необходимо получить, при этом обычно задаётся в виде силуэта или внешнего контура. При решении головоломки требуется соблюдать два условия: первое – необходимо использовать все семь фигур танграма, и второе – фигуры не должны перекрываться между собой.

История происхождения

Происхождение слова «танграм» доподлинно не известно.

Танграм - кит.七巧板, пиньинь qīqiǎobǎn, букв. «семь дощечек мастерства». 

В Китае название Танграм неизвестно, а игра имеет название Ши-Чао-Тю (семь хитроумных фигур).

В Оксфордском словаре английского языка — название Танграм появляется с ссылкой на авторитетного Генри Э.Дьюдени, его версию принял составитель словаря Д.Мюррей. Он обнаружил, что слово танграм впервые встречается в словаре Вебстера издания 1864 г. По мнению в Мюррея, само слово танграм было придумано в середине прошлого столетия неким американцем, образовавшим неологизм из слова Тан, что означает на кантонском диалекте китайский, и распространенного суффикса -грам (как в словах анаграмма или криптограмма).

Иная теория происхождения слова танграм была выдвинута Питером Ван Ноутом в предисловии к новому изданию книги Ллойда: китайские семьи, живущие на лодках, называются танка.

В книге «Китайский философский и математический транграм» (1817 г.) слово транграм трактуется, как старинное английское слово, обозначающие - игрушка головоломка. На первых порах головоломкой пользовались не для развлечения, а для обучения геометрии. Первое изображение танграма (1780) обнаружено на ксилографии японского художника Утомаро, где две девушки складывают фигурки.

Как и значение слова, история появления этой игры дошла до нас лишь в легендах.

Легенда первая: версия про разбитую плитку.

Более 4000 тысяч лет назад у одного человека из рук выпала фарфоровая плитка и разбилась на семь частей. Расстроенный, он в спешке старался ее сложить, но каждый раз получал все новые интересные изображения. Это занятие оказалось настолько увлекательным, что впоследствии квадрат, составленный из семи геометрических фигур, назвали Доской Мудрости. 

Легенда вторая: три мудреца придумали «Ши-Чао-Тю».

Почти две с половиной тысячи лет тому назад у немолодого императора Китая родился долгожданный сын и наследник. Шли годы. Мальчик рос здоровым и сообразительным не по летам. Одно беспокоило старого императора: его сын, будущий властелин огромной страны, не хотел учиться. Мальчику доставляло большее удовольствие целый день забавляться игрушками. Император призвал к себе трех мудрецов, один из которых был известен как математик, другой прославился как художник, а третий был знаменитым философом, и повелел им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ, и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей. Три мудреца придумали "Ши-Чао-Тю"- квадрат, разрезанный на семь частей.

Легенда третья: семь книг Тана.

«В записках покойного профессора Челленора, попавших в руки автора, — утверждал Лойд, — имеются сведения о том, что семь книг о танграмах, каждая из которых насчитывает ровно тысячу фигур, были составлены в Китае более 4000 лет назад. Эти книги ныне стали столь большой редкостью, что за те сорок лет, которые профессор Челленор провел в Китае, ему лишь раз удалось видеть первое издание первого из семи томов (сохранившихся полностью) и несколько разрозненных фрагмента второго тома». Согласно легенде Лойда, Тан был легендарным китайским мудрецом, которому его соотечественники поклонялись как божеству. Фигуры в своих семи книгах он расположил в соответствии с семью стадиями в эволюции Земли. Его танграмы начинаются с символических изображений хаоса и принципа «инь и ян». Затем следуют простейшие формы жизни, по мере продвижения по древу эволюции появляются фигуры рыб, птиц, животных и человека. По пути в различных местах попадаются изображения того, что создано человеком: орудию труда, мебель, одежда и архитектурные сооружения. Лойд часто цитирует высказывания Конфуция, философа по имени Шуфуце, комментатора Ли Хуанчжан и вымышленного профессора Челленора. Ли Хуанчжан упоминается в связи с тем, что по преданию он знал все фигуры из семи книг Тана прежде, чем научился говорить. Встречаются у Лойда и ссылки на «известные» китайские пословицы типа «Только глупец взялся бы написать восьмую книгу Тана».

Яков Исидорович Перельман — российский учёный, популяризатор физики, математики и астрономии, посвятил танграму одну из своих книг «Фигурки-головоломки из 7 кусочков» изданную в 1927 году. С именем этого замечательного человека связано возникновение и развитие особого занимательного жанра научной популяризации основ знаний. Автор более ста книг и брошюр, он обладал редким даром захватывающе интересно рассказывать о сухих научных истинах, возбуждать жгучее любопытство и любознательность – эти первые ступени самостоятельной работы ума. Вот, что он пишет: «Из 7 кусочков разрезанного квадрата можно не только складывать забавные фигурки. Но и почерпнуть некоторые сведения из геометрии». Например, что такое квадрат, четырехугольник, пятиугольник, дать определение равновеликих фигур.

Правила игры

Танграм – одна из удивительных головоломок, которой может увлечься абсолютно любой человек. Для математиков это неиссякаемый источник геометрических соотношений. Учителя не редко используют его, как наглядное пособие. Танграм можно сделать самому, для этого нужны лишь ножницы, бумага и линейка.

Суть игры заключается в конструировании на плоскости разнообразных предметных силуэтов. Многообразие и различная степень сложности геометрических конструкторов позволяет учитывать возрастные особенности, склонности, возможности, уровень подготовки играющего.

Все собираемые фигуры должны иметь одну площадь т.к. собираются из одинаковых элементов.

Правила игры:

В каждую собранную фигуру должны входить все семь элементов.

При составлении фигур элементы не должны налегать друг на друга.

Элементы фигур должны примыкать один к другому.

Начинать нужно с того, чтобы найти место самого большого треугольника.

В результате игры получается плоскостное силуэтное изображение. Оно условно, схематично, но образ легко угадывается по основным характерным признакам предмета: его строению, пропорциональному соотношению частей и форме.

Типы задач, решаемых танграмом:

1.Необходимо  сложить фигуру по контурному рисунку (Приложение 2).

2. Необходимо  сложить фигуру по рисунку сплошной заливкой.

3.Необходимо сложить с наибольшей точностью силуэты узнаваемых предметов.

Затем можно попрактиковаться самостоятельно, создавая свои - простейшие изображения. Тем самым развивается собственная фантазия. Можно не останавливаться лишь на конструктивной части игры. Увлекает перенесение получившихся силуэтов на бумагу. Можно сделать подрисовку, создать и проработать фон, придумать сюжет. А удачные композиции вполне можно использовать для украшения интерьера комнаты или игрового уголка.

Можно составить более сложный двойной или тройной танграма (для этого используются два или три комплекта из семи "танов"). 

Изготовление танграма

Так же танграм можно изготовить из оргстекла, кусочка линолиума и других подручных средств.

Танграм может быть выполнен из разных материалов. Самый простой вариант, который легко сделать в домашних условиях – это картонный танграм (Приложение 1). Но он является непрочным.

Отличным решением будет приобретение или изготовление в домашних условиях деревянного танграма. Долговечный, прочный и экологичный, он наверняка перейдет от нынешних детей к их собственным.

С магнитным танграмом играть очень удобно: можно составлять фигуры на специальном поле, где они не будут никуда съезжать или перекрывать друг друга. Его довольно просто сделать в домашних условиях из специальной пенки и магнитов или специальной магнитной ленты (мягкого магнита).

Пластиковые танграмы достаточно прочные и долговечные. Сделать самостоятельно их тоже можно.

Применение танграма

Танграм может применяться на уроках математики для получения начальных сведений о геометрии. Знакомство с простейшими геометрическими фигурами: квадрат, треугольник, ромб, знакомство с углами. Сравнение фигур по форме, размеру, площади.

Составление из нескольких фигур новой геометрической фигуры: из двух треугольников – ромб, большой треугольник, квадрат, из трёх – треугольник, трапецию, параллелограмм  и т.д.

Играя, мы запоминаем названия геометрических фигур, их свойства, отличительные признаки, обследуем формы зрительным и осязательно-двигательным путем, свободно перемещаем их с целью получения новой фигуры. У нас развивается умение анализировать простые изображения, выделять в них и в окружающих предметах геометрические формы, практически видоизменять фигуры путем разрезания и составлять их из частей.

Использовать "Танграм" можно на уроках математики, а также информатики.

Танграм в литературных произведениях

Все мы хорошо знаем книгу “Алиса в стране чудес” Л.Кэрролла. Однако это его не единственное произведение. В книге “Модная китайская головоломка” Л.Кэрролл пишет, что танграм был любимой игрой Наполеона Бонапарта, который, лишившись трона, в изгнании на Острове Святой Елены проводил долгие часы за этой забавой, “упражняя свое терпение и находчивость”.

Одним из поклонников игры был Эдгар А. По. Принадлежавший ему танграм, сделан из слоновой кости и в настоящее время хранится в Нью-Йоркской публичной библиотеке.

Известный писатель и дипломат Роберт Ван Гулик в романе “Убивающие ногтями” построил весь сюжет книги вокруг танграма.

Применение танграма в жизни

Танграм во всех его проявлениях можно встретить и в жизни, начиная от дизайна одежды, заканчивая архитектурой и ландшафтным дизайном. Самое удачное применение танграма, пожалуй, в качестве мебели.

Вся мебель, построенная по принципу танграма, довольно функциональна. Она может видоизменятся в зависимости от настроения и желания человека. Сколько всевозможных вариантов и комбинаций можно составить из треугольных, квадратных и четырехугольных полок. При покупке такой мебели вместе с инструкцией покупателю выдаются несколько листов с картинками на разные темы, которые можно сложить из этих полок. В гостиной можно повесить полки в виде людей, в детской из этих же полок можно сложить котов, зайцев и птиц, а в столовой или библиотеке — рисунок может быть на строительную тему — дома, замки, храмы.

Есть и столы-танграмы и трансформируемая мягкая мебель и знаменитые настенные полки. Самая известная коллекция мебели в стиле танграм у дизайнеров по интерьерам, конечно, Lago. Сколько всевозможных вариантов и комбинаций можно составить из этих симпатичных полочек. Сами производители выпустили вместе с инструкцией по сборке несколько страниц с идеями для библиотеки, гостиной, спальни и детской.

В детстве детворе, чтобы развивать логику и находчивость, дают играть с фигурками а-ля танграм, и просят сложить из предоставленных геометрических фигур любую другую: домик, корабль, машину, а то и животное или человека. Нечто похожее предлагает делать со своей мебелью Shape&Function  дизайнер Санджин Халилович (Sanjin Halilovic). Его мебель, один из многих так называемых проектов-паззлов, можно превратить и в стол, и в скамейку, и в систему полок, а то и в кушетку или даже диван. Правда, если устроиться на таком диване, вам будет не до отдыха. 
Shape&Function, как и танграм, состоит из блоков в виде геометрических фигур. Так, переставляя, компонуя и складывая их друг с другом, получаются другие предметы мебели, нужные именно здесь и именно сейчас.

Вот правду говорят же: главное не подарок, а внимание. Особенно, когда речь идет об украшениях. Нет, вряд ли кто-нибудь откажется от золота с бриллиантами, но для того, чтобы колечко стало действительно драгоценным, ему вовсе не обязательно быть происхождением из «благородных» металлов. Часто и менее претензионные материалы могут смотреться более оригинально. Что неплохо доказывает свежая коллекция украшений-головоломок TANGRAM от Bandada. Bandada – это молодой испанский бренд, специализирующийся на креативных украшениях На создание свежей коллекции брошек и колец их вдохновила известная китайская головоломка танграм (главное задание игры – из 7 разноцветных плоских фигур, складывая их определённым образом, получить другую фигуру, более сложную – силуэт животного, человека и т.д.).

Сладкое угощение в виде танграма - это возможно. Шоколадная плитка повторяет форму танграма.

Другое направление примения танграм в мире мы находим в современных конструкциях зданий, в которых располагаются различные жилые объекты, офисы и т. д. Так же на основе идеи танграм создаются различные инновационные проекты, одним из которых является проект города на воде, защищенного от землетрясений, котрый создали в дизайнерском бюро Танграм 3Д. после сокрушительных землетрясений в Чили и на Гаити. Этому городу не страшны такие стихийные бедствия, при этом он защищен волнорезами от океанских волн и на его территории может произрастать достаточное для обеспечения жителей количество пищи.

Современные   головоломки  - «складушки»

Самая старинная из сохранившихся русских головоломок этого типа датирована 1820 годом. Она состоит из семи кусочков картона с приложением карточек-заданий, где нарисованы фигуры, которые требуется сложить. Головоломка хранится в крупнейшем в нашей стране Музее игрушек в городе Сергиев Посад (Московская область). В начале ХХ века в Петербурге и, возможно, в Харькове, на заводах немецкого промышленника Ф. Рихтера, подобные головоломки выпускали не из картона, а из неглазурованной керамики. Их отличительная особенность - изображение якоря на коробочке, в которой продавались керамические квадратики и треугольники. Выпускались наборы разных видов: "Проверка терпения", "Долой скуку", "Загадка звезд", "Пифагор", "Сфинкс" и другие. Всего 19 видов.

Что касается современных "складушек", то одна из  лучших, пожалуй,  придумана Геннадием Ярковым,  участником клуба ценителей головоломок "Диоген".

Головоломка Геннадия Яркового(г. Тольятти), победителя конкурса на лучшую головоломку клуба „Диоген“. Из семи элементов можно сложить рекордное количество выпуклых многоугольников — 136. "Складушка" Ярового  выделяется из множества подобных головоломок  количеством трудных задач на построение выпуклых многоугольников. Их можно сложить более сотни, то есть примерно в десять раз больше, чем в  других известных головоломках.

В качестве примеров других современных аналогов игры танграм, можно рассмотреть развивающую головоломку Пифагора, головоломка «Сфинкс», головоломка «Летчик», головоломка Архимеда и др.

К современным видам игры танграм можно отнести компьютерные варианты этой головоломки. Они не менее занимательны и разнообразны.

Заключение

Исследовав практическое применение «Танграма», я пришёл к выводу, что комбинируя на плоскости элементы разрезанного на части квадрата, можно создавать множество новых фигур, как геометрических, так и жанровых - очертания животных, людей, бытовых предметов и т.д. Эта головоломка     развивает умственные и творческие способности, пространственное воображение, комбинаторные способности, логическое мышление, сообразительность, смекалку, а также усидчивость и мелкую моторику, формирует внимательность, упорство в достижении цели, способствует творческому поиску чего – то нового, учится терпению и последовательности. Несмотря на изобилие компьютерных игр механические головоломки, в том числе Танграм, доставляют людям интеллектуальное удовольствие. Переживание успеха, ощущение озарения («Эврика! Я нашёл!) – эти чувства действуют так же, как и на человека, только что покорившего труднодоступную горную вершину.

Вообще, игры - головоломки – это хорошая разрядка от трудных ежедневных проблем и они просто интересны!

Закончить о танграмах можно словами М. Гарднера: «Очарование танграма состоит в простоте материала и в кажущейся его непригодности для создания фигурок, обладающих эстетической привлекательностью».

Список используемой литературы.

1.     И.Ф. Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева:  «Наглядная геометрия, 5-6 класс».

2.  Интернет – ресурсы:

http//www.yandex.ru/

 http//www.rambler.ru/

 http://ru.wikipedia.org/wiki/Танграм

Приложение 1

Изготовление танграма

Для изготовления танграма возьмите плотный картон, начертите на нем квадрат. Затем разлинуйте его так, чтобы получились следующие фигуры: 5 треугольников (2 больших, 1 средний и 2 маленьких), квадрат и параллелограмм — всего 7 фигур. Вы можете воспользоваться шаблоном, представленным ниже.

Отличным решением будет приобретение или изготовление в домашних условиях деревянного танграма. Долговечный, прочный и экологичный, он наверняка перейдет от нынешних детей к их собственным.

Приложение 2


infourok.ru

Что такое танграм? Как сделать танграм своими руками?

Танграм

Это восточная головоломка, которая состоит из 7 плоских фигур, получающихся при разрезании квадрата определённым образом.

Вот названия этих фигур:

  • 2 больших треугольника.

  • 1 средний треугольник.

  • 2 маленьких треугольника.

  • 1 квадрат.

  • 1 параллелограмм.

Цель - сложить эти части друг с другом таким образом, чтобы получилась какая-либо сложная фигура (человек, животное и т.п.).

Обязательно должны быть использованы все 7 фигур танграма, их можно переворачивать как угодно. Фигуры должны примыкать друг к другу и не перекрываться (то есть накладываться друг на друга).

Танграм развивает следующие навыки и качества:

  • Логическое мышление.

  • Усидчивость.

  • Воображение.

  • Комбинаторские способности.

  • Внимательность.

  • Понимание цвета, формы, величины.


Делаем танграм своими руками

Танграм можно сделать из различных материалов - подойдут обычная бумага, цветной картон, фотобумага, пластик, дерево...

Но слишком тонкую бумагу брать не стоит.

Здесь главное - это построить квадрат определённых размеров и разделить его определённым образом на 7 частей.

Я расскажу об одном из самых простых вариантов - танграме из обычной офисной бумаги или фотобумаги.

Чтобы сделать танграм нам понадобятся:

  • 1 лист бумаги / фотобумаги.

  • простой карандаш.

  • ножницы.

  • линейка.

  • цветные карандаши (для раскрашивания фигурок).

Пошаговое описание:

1) Сначала нужно начертить квадрат определённых размеров. Пусть это будет 21 на 21 сантиметр.

2) В квадрате проводим диагональ - тем самым мы разобьём его на 2 больших треугольника.

3) Найдём середины двух сторон у одного из больших треугольников (21 см / 2 = 10,5 см) и соединим их отрезком. Если говорить геометрическими терминами - построим среднюю линию треугольника.

4) У нас получился маленький прямоугольный треугольник, нужно отметить середину его самой большой стороны (гипотенузы).

Теперь проводим большую линию от правого верхнего угла к отмеченной точке (она является частью диагонали нашего квадрата).

Эта линия должна пройти через середину стороны большого треугольника - в результате он разобьётся на 2 маленьких.

5) Находим середину стороны у первого из получившихся треугольников и отмечаем точку.

Эту точку соединяем с вершиной нижнего треугольника. В результате получим квадрат и маленький треугольник.

6) Находим середину у второго большого треугольника и соединяем её с серединой гипотенузы нижнего треугольника.

Получим ещё один маленький треугольник и параллелограмм.

7) Вырезаем получившееся фигуры, и танграм будет готов.

Остаётся раскрасить все фигуры с обеих сторон цветными карандашами или, например, восковыми мелками.

Если вы хотите, чтобы каждая фигура имела свой цвет, то можно обойтись и без раскрашивания. Возьмите соответствующий лист толстого цветного картона и обведите на нём фигурку, а затем вырежете.

**

На данный момент можно найти множество готовых схем (шаблонов) для танграма.

При этом существуют схемы, где все фигурки уже на месте, а есть просто образцы-контуры.

В качестве примера приведу несколько схем, позволяющих собрать животных:

Если вы хотите найти большое количество различных схем, то это можно сделать, например, на этом развивающем сайте.

В частности, на этой странице вышеупомянутого сайта содержатся 60 различных шаблонов животных.

А здесь можно найти схемы животных и некоторых других предметов.

www.bolshoyvopros.ru

Игра танграм для дошкольников: цель, описание и схемы

Содержание статьи

Для развития мышления и воображения ребенка можно использовать различные средства и способы, одним из которых является игра танграм. Работать с такой увлекательной и полезной головоломкой можно начинать в дошкольном возрасте. Детям будет интересно сложить домик, рыбку или котика из простых фигур, а красочные схемы помогут им не допустить ошибку.

Что это такое?

Сама головоломка пришла к нам из древнего Китая, и уже тот факт, что ей более тысячи лет, говорит о том, что она увлекательна и полезна. Слово, несколько непривычное для носителей русского языка, в переводе с китайского означает «семь дощечек мастерства».

Суть игры проста: из семи геометрических фигур на плоскости необходимо построить нечто, заданное схемой. Это может быть фигурка человека или животного, растений, каких-то бытовых предметов, игрушек, а дошкольникам постарше можно предложить построить цифры и буквы.

Состав набора таков:

  • треугольники (их пять) различаются по размеру – больших и малых по два, средний один;
  • параллелограмм;
  • квадрат.

Интересно, что если сложить элементы в определенной последовательности, то получится квадрат. Можно купить готовую головоломку, а еще интереснее – сделать ее самостоятельно из плотного картона, раскрашенного в разные цвета, – так малышу будет проще ориентироваться в схемах.

Свободу творчества ограничивает два простых правила – нельзя накладывать один элемент на другой, а в построении должны быть задействованы они все.

Краткая история методики

Легенда гласит, что впервые использовать танграм начал некий император Китая, которого очень тревожило, что его будущий наследник не проявлял должного интереса к процессу обучения. Тогда монарх призвал на помощь трех мудрецов – математика, художника и философа, которые совместными усилиями и придумали магический квадрат. Благодаря ему можно выполнить огромное количество задач. И капризный принц наконец начал обучаться.

Известно, что даже Наполеон в свое время занимался складыванием фигурок танграм.

О пользе

Упражнения с головоломкой, безусловно, полезны для детей дошкольного возраста, поскольку в ненавязчивой форме развивают у них полезные умения:

  • учат пространственному мышлению;
  • формируют и закрепляют понятия цвета и формы;
  • улучшают внимание, воображение;
  • развивают способность «читать» схему-инструкцию;
  • учат визуально делить целый объект на части;
  • помогают развитию мелкой моторики, поскольку фигурки малыши складывают на столе при помощи пальцев.

Целью таких тренировок становится улучшение мышления ребенка. При этом многообразие схем помогает поддерживать интерес.

Многообразие заданий

Танграм для дошкольников – увлекательное и полезное занятие, к которому можно приступать с 4-5 лет. Сначала малыши знакомятся с новым для себя набором, изучают его элементы, находят по заданию родителей треугольник, показывают, какой из них большой, какой – маленький. Далее взрослые распечатывают схему в полную величину, предлагая крохам наложить элементы на рисунок. Это могут быть домики, животные, птицы, рыбы, елочка, человечек.

Постепенно задания усложняются, детям предлагается схема-подсказка, которая по размеру уже может не соответствовать реальным «габаритам» фигурок, и задание сложить что-либо, например птицу.

Детям, как правило, становится интересно еще и то, что из конкретного числа элементов можно сложить несколько разновидностей пернатых.

Чтобы дошкольникам не было скучно, следует придумать сюжет – например, сочинить сказку про животных, которые хотели бы поселиться в домике. Чтобы каждый из них занял свою «комнату», следует собрать зверя из элементов головоломки. Далее дошкольникам предлагается следующая схема:

Они делают котика, зайца, лошадь, рыбу, утку, собаку. Рядом с домиком мы можем «посадить» ель, чтобы было красиво (ее схема также представлена выше). Наконец, жилище для зверинца выстроил человек – его фигурка также есть на схеме.

Не стоит мучить ребенка многочисленными составлениями зверей, для одного занятия 2-3 вполне достаточно, на следующий день можно продолжить «заселение».

Любителям котиков можно предложить составить этих животных из элементов головоломки по следующим схемам:

Установка дается примерно такая: сегодня день кошек, давай попробуем собрать как можно большее количество различных видов. Или другой вариант: к нам в гости пришла кошка, рассказала много нового о своих родственниках. Давай покажем ей, как мы умеем собирать котиков.

Еще очень интересны домики, которых из элементов танграма можно составить огромное множество:

Вместе с ребенком следует обсудить, какой именно домик он хотел бы построить, например, для своих питомцев, после чего предложить ему поработать. Если что-то не получается, не стоит нервничать и кричать на малыша, такое отношение только уничтожит его стремление к постижению тайн китайской головоломки. Лучше всего помочь, подержать, похвалить за старания, тогда и результат будет очень скоро.

Далее следует усложнить задания, предложив малышу уже более сложные схемы:

При работе с танграмом важно использовать игровой элемент, придумывать сказки и увлекательные сюжеты. В противном случае малыш быстро заскучает и будет заниматься через силу. Поэтому лучше рассказать ему про волшебный квадрат, который по велению доброй волшебницы распался на несколько фрагментов, из них можно создать буквально все. Но волшебнице нужен помощник, поэтому ребенок на время наделяется чудесной силой, а по магической книге (рисункам и схемам) он будет населять вымышленное царство различными жителями, строить там дома, лодки, елки и прочее.

Танграм – замечательная тренировка для ума, которая поможет весело провести время и закрепить полезные навыки. Среди огромного количества схем можно найти те, которые придутся по душе каждому дошкольнику.

razvivashka.online

Танграм своими руками (схемы игры, фигуры)

Танграм - старинная восточная головоломка из фигур, получившихся при разрезании квадрата на 7 частей особым образом: 2 больших треугольника, один средний, 2 маленьких треугольника, квадрат и параллелограмм. В результате складывания этих частей друг с другом получаются плоские фигуры, контуры которых напоминают всевозможные предметы, начиная от человека, животных и заканчивая орудиями труда и предметами обихода. Такого рода головоломки часто называют "геометрическими конструкторами", "головоломками из картона" или "разрезными головоломками".

С танграмом ребенок научится анализировать изображения, выделять в них геометрические фигуры, научится визуально разбивать целый объект на части, и наоборот - составлять из элементов заданную модель, а самое главное - логически мыслить.

Как сделать танграм

Танграм можно сделать из картона или бумаги, распечатав шаблон и разрезав по линиям. Вы можете скачать и распечатать схему  квадрата танграма, кликнув по картинке и выбрав "печать" или "сохранить картинку как...".

Можно и без шаблона. В квадрате чертим диагональ - получается 2 треугольника. Один из них разрезаем пополам на 2 небольших треугольника. Отмечаем на каждой стороне второго большого треугольника середину. Отсекаем по этим отметкам средний треугольник и остальные фигуры. Есть и другие варианты, как расчертить танграм, но когда вы его разрежете на части, они будут абсолютно те же самые.

Более практичный и долговечный танграм можно вырезать из жесткой офисной папки или пластиковой коробки из под DVD. Можно немного усложнить себе задачу, вырезав танграм из кусочков разного фетра, обметав их по краям, или вовсе из фанеры или дерева.

Как играть в танграм

Каждая фигура игры должна складываться из семи частей танграма, и при этом они не должны перекрываться.

Самый легкий вариант для детей дошкольников 4-5 лет - собирать фигуры по расчерченным на элементы схемам (ответам), как мозаику. Немного практики, и ребенок научится составлять фигуры по образцу-контуру и даже придумывать свои фигуры по такому же принципу.

Уровень первый - скачать и распечатать цветной танграм, так легче будет ориентироваться в схеме.

Схемы и фигуры игры танграм

В последнее время танграм частенько используют дизайнеры. Самое удачное применение танграма, пожалуй, в качестве мебели. Есть и столы-танграмы, и трансформируемая мягкая мебель, и корпусная мебель. Вся мебель, построенная по принципу танграма, довольно удобна и функциональна. Она может видоизменятся в зависимости от настроения и желания хозяина. Сколько всевозможных вариантов и комбинаций можно составить из треугольных, квадратных и четырехугольных полок. При покупке такой мебели вместе с инструкцией покупателю выдаются несколько листов с картинками на разные темы, которые можно сложить из этих полок. В гостиной можно повесить полки в виде людей, в детской из этих же полок можно сложить котов, зайцев и птиц, а в столовой или библиотеке - рисунок может быть на строительную тему - дома, замки, храмы.

Вот такой многофункциональный танграм.

7gy.ru

Танграм

Танграм

Танграм - это головоломка, которая представляет из себя квадрат, разрезанный на 7 частей определенным образом. Для дошкольников танграм - отличный урок для подготовки к школе. А в возрасте 5 - 6 лет дети очень любят играть. Им интересны головоломки с картинками.

 Цель игры заключается в том, чтобы собирать из деталей танграма  фигуры людей, животных, птиц, цифр, предметов…

Правила игры танграм:

  • —В собранную фигуру должны входить все семь частей.
  • —Части не должны налегать друг на друга.
  • —Части должны примыкать друг к другу.

Танграм схема

 (распечатать можно в Word, скачать файл кликнув по рисунку мышкой)

Части танграма

Это и есть сам танграм, из его частей получают придуманные картинки. Его можно купить, но легко сделать и своими руками воспользовавшись схемой построения. Рисунок можно распечатать на цветной бумаге на принтере или нарисовать самостоятельно при помощи линейки. Из цветной бумаги вырезать части головоломки. Потом, выложив нужную фигуру приклеить на плотный лист.

Пример схемы  собаки - сделали ученики 1 класса к уроку математики и технологии.

Игра для детей танграм может быть в нескольких уровнях сложности. Начинать лучше с самого простого - выложить фигуру по образцу.

Схема - ракета

Так можно сложить из танграма домик.

 На втором этапе можно предложить детям выложить фигуры по сплошному рисунку.

И третий уровень , наиболее сложный: придумать свои фигуры , похожие на людей, животных, птиц. Предлагаем картинки, придуманные детьми.

Схема танграм - лиса

Заяц и верблюд

Схема - человек

Фигуры - рыбки

Распечатать схему танграм житвотные. 
(лиса, кошка, заяц, верблюд, лошадь, собака)

(При нажатии на изображение скачается файл документа Word в формате docx, который можно распечатать с помощью ворд)

Распечать схему танграм цифры

(При нажатии на изображение скачается файл документа Word в формате docx, который можно распечатать с помощью ворд)

Существуют различные легенды о появлении танграма. Вот одна из них…

Почти две с половиной тысячи лет тому назад у немолодого императора Китая родился долгожданный сын и наследник.   Шли годы. Мальчик рос здоровым и сообразительным не по летам. Одно беспокоило старого императора: его сын, будущий властелин огромной страны, не хотел учиться. Мальчику доставляло большее удовольствие целый день забавляться игрушками.

Император призвал к себе трех мудрецов, один из которых был известен как математик, другой прославился как художник, а третий был знаменитым философом, и повелел им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ, и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей.

Три мудреца придумали «Ши-Чао-Тю» — квадрат, разрезанный на семь частей.

 Из частей танграма можно получить много фигур. Вы можете предложить ребенку сделать, например, транспорт- кораблик, самолет, фигурки - фехтовальщики, петух, пеликан, дерево, свеча.

Смотрите также:

- танграм цифры - схемы, рисунки для детей

ucthat-v-skole.ru

Что такое танграм, как его собрать? :: SYL.ru

Разгадывать головоломки любят и взрослые, и дети. Это занятие увлекательно, к тому же оно прекрасно развивает логику, целеустремленность и усидчивость.

Одной из интереснейших головоломок давно уже признана игра танграм, начинать знакомство с которой полезно уже с дошкольного возраста.

Что такое танграм?

Головоломка включает 7 геометрических фигур (танов): 5 прямоугольных треугольников разного размера, 1 квадрат и 1 параллелограмм. Их получают из большого квадрата, который делят сначала на 2 одинаковых треугольника. Затем из каждого треугольника получают еще по несколько фигур: из первого – 2 больших треугольника, из второго – все остальные фигуры. Размеры фигурок в тантаме могут быть различными, так же, как и материал, из которого сделана головоломка. Можно, например, вырезать детали танграма из картона, в том числе разноцветного, ориентируясь при этом на предложенный ниже рисунок.

Еще лучше – использовать для изготовления танов магнитную ленту – тогда фигуры можно будет собирать прямо на холодильнике или специальной доске. Нужно лишь помнить, что пропорциональное соотношение сторон всех геометрических фигурок непременно должно быть одинаковым – ведь в этом и заключается смысл танграма.

Когда и где появилась головоломка?

Родиной танграма является Китай, что и обусловило название игры: в переводе с китайского тан означает «часть».

Существует несколько версий того, где и когда танграм возник впервые.

По первой – танграм насчитывает уже более 4 тысячелетий, причем появился он совершенно случайно. Упавшая фарфоровая плитка разбилась на 7 частей, и ее владелец попытался собрать осколки воедино. Но ему помешала спешка, и каждый раз он получал все новые фигуры. В результате занятие очень захватило не только его, но и других людей. Так разбившийся фарфоровый квадрат превратился в увлекательную Доску Мудрости.

Другое объяснение того, что такое танграм и как он возник, относит нас на 2,5 тысячи лет назад, во времена правления одного из китайских императоров. Его наследник рос весьма смышленным и сообразительным мальчиком, но никак не хотел учиться. Тогда император призвал к себе математика, философа и художника и дал им задание: придумать нечто такое, что могло бы заинтересовать мальчика. Совместными усилиями они придумали «Ши-Чао-Тю». Разрезанная на 7 частей доска знакомила будущего императора с азами математики, учила его всесторонне, подобно художнику, смотреть на мир, воспитывала у мальчила усидчивость и терпение, свойственные философам.

Согласно третьей легенде, один из китайских мудрецов, которого соотечественники приравнивали к божеству, описал развитие мира от хаоса до современного состояния в 7 книгах. Причем основой каждого тома является описание фигур, собранных в технике танграма из 7 геометрических фигур.

Какой бы ни была предыстория происхождения головоломки танграм, важно то, что с ее помощью можно не только прекрасно провести время, но и по-новому взглянуть на мир.

Смысл танграма

Каковы же правила игры с танами? Они довольно просты и окажутся по силам даже ребенку.

Задача игрока – собрать из танов как можно больше силуэтов животных, людей, окружающих предметов и т. п. Поле для фантазии здесь действительно широкое: ведь вариантов комбинирования предположительно насчитывается более 6 миллионов. Так, например, можно создать два силуэта, различающихся только одной деталью.

Головоломка танграм, как и любая другая игра, требует соблюдения нескольких правил.

  • Все собираемые фигуры должны обязательно включать все 7 танов.
  • Силуэт собирается на плоскости, при этом таны должны примыкать друг к другу либо одной из сторон, либо углом, но ни в коем случае не располагаться внахлест или поверх друг друга.

Соблюдение этих условий может изначально вызвать некоторые сложности, поэтому разумно обучать детей выкладыванию танов постепенно.

Приемы освоения головоломки

Чтобы прояснить ответ на вопрос «как собрать танграм?», можно прибегнуть к следующим приемам.

  • Показать ребенку простую в комбинировании танов фигуру, например, зайца или гуся. На их примере будет легко объяснить суть игры и ее основные правила.
  • Предложить собрать фигуру по готовому образцу с отчетливо прорисованными геометрическими фигурками, используя при этом для большей наглядности разноцветные таны.
  • Нарисовать на бумаге контур будущей фигуры – он станет ориентиром для начинающего игрока.

Наконец, когда придет понимание того, что такое танграм, а азы игры будут усвоены, можно приступать к таким этапам, как расчленение готовой фигуры на таны, а затем и составление фигуры в соответствии с собственным ее видением.

В чем польза головоломки?

Широкие образовательные и воспитательные возможности танграма способствуют тому, что головоломку активно используют в образовательном процессе уже в дошкольных учреждениях. И это вполне оправдано.

  • Складывание фигурок-танов прекрасно развивает моторику рук.
  • Знакомство с танами, их сопоставление и складывание знакомит с начальным курсом геометрии, соотношением целого и части.
  • Раскрашенные в разные цвета фигурки помогают лучше узнать окружающий мир.
  • Комбинация геометрических фигурок, выкладывание силуэтов людей и животных не только развивает воображение, мышление, усидчивость, но и расширяет кругозор, способствует формированию целостного восприятия мира.

Таким образом, при правильном подходе танграм может стать очень действенным образовательным и воспитательным инструментом и в руках специалистов, и в руках родителей.

Танграм в окружающей нас жизни

Понимание того, что такое танграм и каковы его возможности, стало хорошим подспорьем для дизайнеров. Так, например, очень оригинально выглядит полка, составленная из 7 знакомых геометрических фигур. Ее достоинство в том, что детали танграма в такой полочке можно постоянно менять местами. В результате без особых усилий можно внести новизну даже в порядком поднадоевший интерьер.

Стильно смотрится и диван-трансформер, собранный по типу того же танграма. Или компактный кофейный столик, привлекающий внимание необычностью форм.

В общем, танграм – это занимательная головоломка, способная сослужить добрую службу каждому человеку, стремящемуся к самосовершенствованию и познанию собственных возможностей.

www.syl.ru

Что такое танграм и чем он может быть полезен?

Доброго времени суток, дорогие читатели! Есть ли среди вас знатоки, которые могли бы нам объяснить, что такое танграм? Забегая вперёд, сразу дам подсказку, чтобы вспомнили те, кто знал да подзабыл, и заинтересовались те, кто не знал о нём совсем ничего. Это такая китайская головоломка.

Познакомившись с правилами, убедилась, что игра действительно занимающая и интересная. Причём это зарядка для мозга не только для детей, родителям тоже придётся поломать голову над старинной китайской геометрической загадкой.

В чём загадка танграма?

Игра танграм значится как семь дощечек мастерства. И это название неслучайно. Головоломка в действительности состоит из семи геометрических фигур, прозванных танами. Дощечки – это потому что в игре используются плоские фигуры. Получились они из разделённого на части квадрата. Сначала его делят на два больших равных треугольника с углами вершин по 45 градусов, а потом согласно схеме из этих треугольников получается семь танграмовских фигур:

  • два больших треугольника, у которых одна сторона (гипотенуза) получается равной стороне изначального большого шаблона-квадрата;
  • один средних размеров треугольник, у него по схеме катеты длиной по половинке длины стороны квадратного прародителя;
  • два маленьких треугольника с гипотенузами, равными половинкам длины стороны большого квадрата;
  • один параллелограмм с углами в 45 и 135 градусов;
  • один средний квадрат.

Вот вам наглядное изображение с размерами, чтобы попонятнее было:

Сделать игрушку для мозгов можно из обычного картона. У некоторых есть деревянные наборы.

Кто придумал танграм?

На этот вопрос не знает ответа никто. Вот на страничках интернета нашла несколько интересных легенд, которыми окутана тайна появления китайской головоломки.

По первой из них, более 4 тысяч лет тому назад в Китае у одного ремесленника из рук выпала плитка из фарфора и разбилась на 7 осколков – тех самых, про которые мы с вами уже знаем. Человек расстроился и стал пытаться спешно их собрать воедино, однако, раз за разом получал всё новые и новые комбинации. Его неловкость послужила основой для удивительного занятия.

Согласно второй истории из глубин древности, танграм появился для обучения нерадивого сына китайского императора основам математики. Случилось это 2,5 тысячи лет назад. Трое мудрецов были призваны на изобретение такой игры, которая оказалась бы по душе маленькому наследнику.

В результате, художник, философ и математик придумали такую головоломку, которая научила сына императора смотреть на мир пристальным глазом художника, дала основы математики и сделала терпеливым, показав, что сложное всегда состоит из простого.

Есть и третья тайна о семи книгах великого китайского мудреца Тана, в каждой из которых описано по тысяче фигур, собранных из великого квадрата. Что интересно, каждая книга с комбинациями является продолжением последующей, и все вместе они представляют семь стадий развития жизни на Земле, начиная с хаоса, перерождаясь в простейшие формы, затем в образы животных, в творения человека и архитектурные сооружения.

Современная наука связывает появление танграма с 1780 годом. Это первая дата, которая знакомит с фигурками через работу китайского художника. На его полотне люди складывают что-то из танов. До этого времени официальных упоминаний о головоломке ни археологами, ни учёными не нашлось.

Европейцы познакомились с игрой только к началу 19 века, когда она попала с китайскими моряками к американскому судовладельцу в виде презента из слоновой кости. Есть мнение, что название головоломки состоит из двух корней: «тань» — китаец, и «грамм» — буква. Первое время это была вовсе не игрушка для развлечения, а средство обучения геометрии.

Как играть в танграм?

Казалось бы, наипростейшая комбинация, что сложного. Однако, это набор для миллионов вариаций. Вся суть игры – из имеющихся элементов создавать свои образы. Это похоже на конструктор, из которого можно собрать предметы, только в данном случае они будут не объёмными, а на плоскости. Тут есть три основных условия:

  1. каждая собранная фигура должна включать в себя все семь танов;
  2. при конструировании таны располагаются каждый на плоскости, друг на дружку их класть нельзя;
  3. каждый тан должен соседничать хотя бы одной своей стороной либо вершиной с другим таном.

В результате из простых геометрических фигур можно сложить наиболее сложную, например, сделать из танов человечка либо дом, сложить букву либо цифру. Всё зависит от фантазии вашей и вашего ребёнка.

Вообще, такая игрушка у педагогов выступает отличным дидактическим материалом для дошкольников, позволяющим выучить в математике основные геометрические фигуры, дающим понимание величины и формы, части и целого, тренирующим мышление и комбинаторские способности.

Вы только представьте, что история танграмовского творчества насчитывает более 6,13 миллионов различных вариаций, придуманных простыми игроками, от простейших фантастических до наисложнейших, близких к реалиям!

Изюминка головоломки в её парадоксах, когда из всего набора танов иногда получаются две фигуры, и одна при этом – подмножество другой. Вот вам задачка – парадокс, обнаруженный математиком Генри Дьюдени. Сможете собрать двух его монахов, один из которых с ногой, а другой – абсолютно такой же, но безногий?

А вот у парадоксальной, логически необъяснимой комбинации американского шахматиста Сэма Лойда у одного квадрата срезали угол, а частей-то всё так же семь!

Согласитесь, есть над чем призадуматься!

Для детей можно использовать простейшие примеры по принципу мозаики, когда из частей составляется целое. Это помогает дошкольникам освоить навыки присоединения элементов друг к другу, дадут представление о пропорциях. На следующем этапе овладения техникой танграма собираются фигурки по предложенному образцу, что учит анализу и сравнению.

Самым сложным будет процесс игры по контуру, когда нужно зрительно разобрать форму на его составляющие и подобрать нужные таны. Овладевшие основными правилами танграма, они обычно впоследствии сами «лепят» себе образы.

Ну, как, есть среди нас мастера танграма? Сложили монахов и откушенный квадрат? А может у вас родился свой парадокс? Делитесь достижениями в комментариях!

Не забудьте подписаться на новости блога и добавиться в нашу группу «ВКонтакте», что бы наверняка не пропустить ничего важного и интересного)

До новых встреч!

Ваша «ШколаЛа»

shkolala.ru

Танграм - это... Что такое Танграм?

Фигурка человека

Танграм (кит.七巧板, пиньинь qī qiǎo bǎn, букв. «семь дощечек мастерства») — головоломка, состоящая из семи плоских фигур, которые складывают определённым образом для получения другой, более сложной, фигуры (изображающей человека, животное, предмет домашнего обихода, букву или цифру и т. д.). Фигура, которую необходимо получить, при этом обычно задаётся в виде силуэта или внешнего контура. При решении головоломки требуется соблюдать два условия: первое — необходимо использовать все семь фигур танграма, и второе — фигуры не должны перекрываться между собой.

История

Танграм, возможно, ведёт своё происхождение от яньцзиту (燕几圖) — вида мебели, появившегося во времена империи Сун. Как мебель яньцзиту претерпела некоторые изменения за время правления династии Мин, а в дальнейшем превратилась в набор деревянных фигурок для игры.

Хотя танграм часто считают изобретением глубокой древности, первое печатное упоминание о нём встречается в китайской книге, изданной в 1813 году и написанной, очевидно, в правление императора Цзяцина.[1]

Появление танграма на западе относят не ранее чем к началу XIX столетия, когда эти головоломки попали в Америку на китайских и американских судах. Старейший такой экземпляр, подаренный сыну американского судовладельца в 1802 году, сделан из слоновой кости и хранится в шёлковом футляре.[источник не указан 915 дней]

Слово «танграм» впервые было использовано в 1848 году Томасом Хиллом, в дальнейшем президентом Гарвардского университета, в его брошюре «Головоломки для обучения геометрии».

Писатель и математик Льюис Кэрролл считается энтузиастом танграма. У него хранилась китайская книга с 323 задачами.

У Наполеона во время его изгнания на остров Святой Елены был набор для танграма и книга, содержащая задачи и решения. Фотографии этого набора содержатся в книге Джерри Слокума The Tangram Book.[2]

Книга Сэма Лойда «Восьмая книга Тан» (англ. The Eighth Book Of Tan), вышедшая в 1903 году, содержит вымышленную историю танграма, согласно которой эта головоломка была изобретена 4 тысячи лет назад божеством по имени Тан. Книга включает 700 задач, некоторые из которых неразрешимы.[3]

Парадоксы

Парадокс танграма заключается в следующем: каждый раз полностью используя весь набор, можно сложить две фигуры, одна из которых будет подмножеством другой.[4] Один такой случай приписывается Дьюдени: две похожие фигуры изображают монахов, но у одной из них при этом есть нога, а у другой фигуры её нет.[5] Разрешение этого парадокса приводится во многих источниках, в том числе по ссылке.[4]


Другой парадокс предлагается Лойдом в «Восьмой книге Тан»:

Седьмая и восьмая фигуры изображают загадочный квадрат, составленный из семи частей. Затем угол квадрата срезали, но при этом всё равно используются те же семь частей.[6]

Оригинальный текст  (англ.)  

The seventh and eighth figures represent the mysterious square, built with seven pieces: then with a corner clipped off, and still the same seven pieces employed.

Решение данного парадокса не приводится в книге Лойда. Другие неразрешённые задачи из этой книги обсуждаются по ссылке.[7]

  • Парадокс Дьюдени

  • Парадокс Лойда

Подсчёт конфигураций

Ван Футрайн и Сюн Цюаньчжи (熊全治) доказали в 1942 году, что существуют только пятнадцать выпуклых конфигураций танграма (таких, что отрезок прямой, проведённый между любыми двумя точками внешнего контура, пройдёт только через точки, заключённые внутри этого контура; иными словами — без пустот посередине). [8][9][10]

Книга Рональда Рида «Танграм: 330 задач» (англ. Tangrams: 330 Puzzles) просит читателей присылать любые другие фигуры. Такое условие создаёт множество хотя и с гораздо большим числом элементов, чем множество выпуклых фигур, но всё же конечное.[11]

В ответ было предложено приблизительно 6,13 миллиона возможных конфигураций,[12] в каждой из которых при этом хотя бы одна вершина и хотя бы одна сторона любой части совпадают с вершиной и стороной другой части.

Фигуры

Как разрезать квадрат для получения фигур танграма

Размеры приведены относительно большого квадрата, стороны и площадь которого принимают равными [13].

Среди этих семи частей параллелограмм выделяется отсутствием у него зеркальной симметрии (он обладает только вращательной симметрией), так что его зеркальное отражение можно получить, только перевернув его. Это единственная часть танграма, которую требуется перевернуть, чтобы сложить определённые фигуры. При использовании одностороннего набора (в котором переворачивать фигуры запрещено) есть фигуры, которые можно сложить, в то время как их зеркальное отражение — нельзя.

Педагогическое значение танграма

Деревянный набор для танграма

Способствует развитию у детей умения играть по правилам и выполнять инструкции, наглядно-образного мышления, воображения, внимания, понимания цвета, величины и формы, восприятия, комбинаторных способностей.

См. также

Примечания

  1. Chen, Zhongying Advances in computational mathematics: proceedings of the Guangzhou international symposium. — New York, N.Y: Marcel Dekker, 1999. — P. 466. — ISBN 0-8247-1946-8
  2. Jerry Slocum, Dieter Gebhardt, Jack Botermans, Monica Ma, Xiaohe Ma The Tangram Book. — Sterling Publishing Company, 2003. — ISBN 1-4027-0413-5
  3. Costello, Matthew J. The Greatest Puzzles of All Time. — New York: Dover Publications, 1996. — ISBN 0-486-29225-8
  4. 1 2 Tangram Paradox, by Barile, Margherita, From MathWorld - A Wolfram Web Resource, created by Eric W. Weisstein.
  5. Dudeney, H. Amusements in Mathematics. — New York: Dover Publications, 1958.
  6. Loyd, Sam The eighth book of Tan - 700 Tangrams by Sam Loyd with an introduction and solutions by Peter Van Note. — New York: Dover Publications, 1968. — P. 25.
  7. Unsolved Patterns by Sam Loyd, by Cocchini, Franco, From Tanzzle.com
  8. (November 1942) «A Theorem on the Tangram». The American Mathematical Monthly 49 (9): 596–599. DOI:10.2307/2303340. Проверено 2009-02-06.
  9. Read, Ronald C. Tangrams : 330 Puzzles. — New York: Dover Publications, 1965. — P. 53. — ISBN 0-486-21483-4
  10. А. Панов, Загадка фигуры № 51 // Квант. — 1982. — № 12. — С. 34-37.
  11. Read, Ronald C. Tangrams : 330 Puzzles. — New York: Dover Publications, 1965. — P. 55. — ISBN 0-486-21483-4
  12. Cocchini, F. Ten Millions of Tangram Patterns. TangMath.
  13. "Tangram" by Enrique Zeleny, Wolfram Demonstrations Project

Ссылки

dic.academic.ru

Доклад на тему "Танграм"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад с. Иваниха Перелюбского муниципального района

Саратовской области».

Доклад на тему:

«Танграм для дошкольников: древняя игра в современном детском саду»

Выполнила: Воспитатель

Старшей группы

Тимирова Нина

Стаж работы: 5 г.

Образование: Среднее

профессиональное

«Дошкольное образование»

Категория: первая

квалификационная

категория

2018г.

Содержание

Введение------------------------------------------------------------------------ 3

Актуальность-------------------------------------------------------------------3

Что такое танграм--------------------------------------------------------------3

Цели и задачи-------------------------------------------------------------------4

Гипотеза--------------------------------------------------------------------------4

История происхождения------------------------------------------------------4

Правила игры -------------------------------------------------------------------7

Типы задач, решаемых танграмом------------------------------------------9

Изготовление танграма ------------------------------------------------------10

Применение танграма--------------------------------------------------------12

Танграм в литературных произведениях---------------------------------13

Чем полезна игра ребенку? -------------------------------------------------16

Результативность--------------------------------------------------------------18

Заключение---------------------------------------------------------------------19

Список литературы -----------------------------------------------------------20

Приложения:

Приложение №1 Этапы освоения игры «Танграм»

Введение

Я услышала о старинной китайской игре - головоломке танграм. Меня очень заинтересовала  эта игра. И мне захотелось, как можно больше узнать о танграме. Я решила подробно изучить историю возникновения этой головоломки и исследовать возможности этой игры, применение ее в форме игры. Каждый из нас с детства знает, что такое игра. Порой в самой простой игре можно найти необычное и увлекательное. В игре мы обучаемся, уходим от проблем, стремимся к результату (пусть даже маленькому, заметным только для нас). Игры не только занимают досуг, но и обучают. Наш современный мир переполнен техническими новинками. Наш быт модернизирован, роботы-люди научились думать и решать , а порой заменять самих людей. Мир вокруг становится техническим , а душевная теплота уходит постепенно в небытиё . Порой в самом простом можно найти необычное и увлекательное , даже в обыкновенной игре. А вы знаете, что такое секрет, задача , логика? Головоломка – вот это всё и включает в себя одна очень старая игра

Актуальность

Головоломки – игрушки на все времена. До появления компьютерных и бурного развития настольных игр, одним из основных развлечений для большинства людей была игра - головоломка. И в наше время очень много людей увлекаются головоломками. Они любимы не только детьми, но и взрослыми. Игра помогает развивать логическое мышление, геометрическую интуицию. Это способ отвлечения от повседневных проблем, в тоже время он направлен на развитие различных мыслительных процессов - сопоставление, обобщение, установление последовательности, определение отношений «целое» - «часть».

Что такое танграм ?

Танграм - это, пожалуй, самая популярная игра из серии так называемых «геометрических конструкторов».

Танграм – древняя китайская головоломка, состоящая из семи плоских фигур, которые складывают определённым образом для получения другой, более сложной, фигуры (изображающей человека, животное, предмет домашнего обихода, и т. д.). Фигура, которую необходимо получить, при этом обычно задаётся в виде силуэта или внешнего контура. При решении головоломки требуется соблюдать два условия: первое – необходимо использовать все семь фигур танграма, и второе – фигуры не должны перекрываться между собой.

Цель: Учить детей составлять из геометрических фигур животных, птиц, людей, архитектурные строения, транспорт .

Задачи: Строить простейшие фигуры: квадрат, треугольник, прямоугольник , по заданным параметрам. Развитие познавательного интереса мелкой моторики, памяти, внимания , наглядно образного мышления. Воспитание аккуратности, вежливости в индивидуальной и совместной деятельности.

Гипотеза: если человек увлекается волшебной игрой Танграм, то он не только расширяет свой интеллектуальный кругозор, но  и развивает мышление, воображение, зрительную память.

История происхождения

Происхождение слова «танграм» доподлинно не известно. Вот какие версии о значении этого слова мы смогли найти.

В Китае название Танграм неизвестно, а игра имеет название Ши-Чао-Тю (семь хитроумных фигур).

В Оксфордском словаре английского языка — название Танграм появляется с ссылкой на авторитетного Генри Э.Дьюдени, его версию принял составитель словаря Д.Мюррей. Он обнаружил, что слово танграм впервые встречается в словаре Вебстера издания 1864 г. По мнению в Мюррея, само слово танграм было придумано в середине прошлого столетия неким американцем, образовавшим неологизм из слова Тан, что означает на кантонском диалекте китайский, и распространенного суффикса -грам (как в словах анаграмма или криптограмма).

Иная теория происхождения слова танграм была выдвинута Питером Ван Ноутом в предисловии к новому изданию книги Ллойда: китайские семьи, живущие на лодках, называются танка.

В книге «Китайский философский и математический транграм» (1817 г.) слово транграм трактуется, как старинное английское слово, обозначающие - игрушка головоломка. На первых порах головоломкой пользовались не для развлечения, а для обучения геометрии. Первое изображение танграма (1780) обнаружено на ксилографии японского художника Утомаро, где две девушки складывают фигурки.

Как и значение слова, история появления этой игры дошла до нас лишь в легендах.

Легенда первая: версия про разбитую плитку

Более 4000 тысяч лет назад у одного человека из рук выпала фарфоровая плитка и разбилась на семь частей. Расстроенный, он в спешке старался ее сложить, но каждый раз получал все новые интересные изображения. Это занятие оказалось настолько увлекательным, что впоследствии квадрат, составленный из семи геометрических фигур, назвали Доской Мудрости. 

Легенда вторая: три мудреца придумали «Ши-Чао-Тю»

Почти две с половиной тысячи лет тому назад у немолодого императора Китая родился долгожданный сын и наследник. Шли годы. Мальчик рос здоровым и сообразительным не по летам. Одно беспокоило старого императора: его сын, будущий властелин огромной страны, не хотел учиться. Мальчику доставляло большее удовольствие целый день забавляться игрушками. Император призвал к себе трех мудрецов, один из которых был известен как математик, другой прославился как художник, а третий был знаменитым философом, и повелел им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ, и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей. Три мудреца придумали "Ши-Чао-Тю"- квадрат, разрезанный на семь частей.

Легенда третья: семь книг Тана

«В записках покойного профессора Челленора, попавших в руки автора, — утверждал Лойд, — имеются сведения о том, что семь книг о танграмах, каждая из которых насчитывает ровно тысячу фигур, были составлены в Китае более 4000 лет назад. Эти книги ныне стали столь большой редкостью, что за те сорок лет, которые профессор Челленор провел в Китае, ему лишь раз удалось видеть первое издание первого из семи томов (сохранившихся полностью) и несколько разрозненных фрагмента второго тома». Согласно легенде Лойда, Тан был легендарным китайским мудрецом, которому его соотечественники поклонялись как божеству. Фигуры в своих семи книгах он расположил в соответствии с семью стадиями в эволюции Земли. Его танграмы начинаются с символических изображений хаоса и принципа «инь и ян». Затем следуют простейшие формы жизни, по мере продвижения по древу эволюции появляются фигуры рыб, птиц, животных и человека. По пути в различных местах попадаются изображения того, что создано человеком: орудию труда, мебель, одежда и архитектурные сооружения. Лойд часто цитирует высказывания Конфуция, философа по имени Шуфуце, комментатора Ли Хуанчжан и вымышленного профессора Челленора. Ли Хуанчжан упоминается в связи с тем, что по преданию он знал все фигуры из семи книг Тана прежде, чем научился говорить. Встречаются у Лойда и ссылки на «известные» китайские пословицы типа «Только глупец взялся бы написать восьмую книгу Тана».

Яков Исидорович Перельман — российский учёный, популяризатор физики, математики и астрономии, посвятил танграму одну из своих книг «Фигурки-головоломки из 7 кусочков» изданную в 1927 году. С именем этого замечательного человека связано возникновение и развитие особого – занимательного – жанра научной популяризации основ знаний. Автор более ста книг и брошюр, он обладал редким даром захватывающе интересно рассказывать о сухих научных истинах, возбуждать жгучее любопытство и любознательность – эти первые ступени самостоятельной работы ума.

Вот, что он пишет: «Из 7 кусочков разрезанного квадрата можно не только складывать забавные фигурки. Но и почерпнуть некоторые сведения из геометрии». Например, что такое квадрат, четырехугольник, пятиугольник, дать определение равновеликих фигур.

Правила игры

Танграм – одна из удивительных головоломок, которой может увлечься абсолютно любой человек. Для математиков это неиссякаемый источник геометрических соотношений. Учителя не редко используют его, как наглядное пособие. Танграм можно сделать самому, для этого нужны лишь ножницы, бумага и линейка.

Суть игры заключается в конструировании на плоскости разнообразных предметных силуэтов. Многообразие и различная степень сложности геометрических конструкторов позволяет учитывать возрастные особенности, склонности, возможности, уровень подготовки играющего.

Все собираемые фигуры должны иметь одну площадь т.к. собираются из одинаковых элементов. Отсюда следует:

Правила игры:

В каждую собранную фигуру должны входить все семь элементов.

При составлении фигур элементы не должны налегать друг на друга.

Элементы фигур должны примыкать один к другому.

Начинать нужно с того, чтобы найти место самого большого треугольника.

При составлении силуэтов воспитатель постоянно напоминает детям,

что необходимо использовать все части набора, плотно присоединяя их друг к другу.

Взрослый может применять некоторые приёмы, которые помогут дошкольнику

достичь наилучших результатов: предложить анализ образца в целом или

наиболее сложной его части, указать на расположение одной-двух фигур

в составляемом силуэте, начать выкладывание, а затем предложить ребёнку закончить

силуэт или, наоборот, завершить то, что начато ребёнком. Следует постоянно

подтверждать правильность хода мысли и действий ребёнка, побуждать его

планировать ход своей работы, обсуждать способы выкладывания и результаты,

поощрять стремление доводить начатое дело до конца, преодолевая трудности в

достижении поставленной цели, выполнении задуманного.Помощь ребёнку должна

быть тактичной, побуждающей к самостоятельности, активности, настойчивости, инициативным действиям, ведущим к достижению результата. Прямых указаний,

что и как делать, лучше избегать. Уместны такие советы детям: «Посмотри (рассмотри) картинку внимательно. Из каких фигур она составлена?», «Попробуй сделать ещё раз,

но по-другому», «Вспомни, как ты выкладывал в прошлый раз, и начни так же»,

«Вначале хорошо подумай, а потом делай».

Игра «Танграм» вызывает у детей огромный интерес, способствует развитию аналитико-синтетической и планирующей деятельности, открывает новые возможности для совершенствования сенсорики, развития творческого, продуктивного мышления, а также нравственно-волевых качеств личности.

В результате игры получается плоскостное силуэтное изображение. Оно условно, схематично, но образ легко угадывается по основным характерным признакам предмета:

его строению, пропорциональному соотношению частей и форме.

Типы задач, решаемых танграмом Многообразие фигур-задач

1.Необходимо  сложить фигуру по контурному рисунку.

2. Необходимо  сложить фигуру по рисунку сплошной заливкой.

3.Необходимо сложить с наибольшей точностью силуэты узнаваемых предметов.

Затем можно попрактиковаться самостоятельно, создавая свои - простейшие изображения. Тем самым развивается собственная фантазия. Можно не останавливаться лишь на конструктивной части игры. Увлекает перенесение получившихся силуэтов на бумагу. Можно сделать подрисовку, создать и проработать фон, придумать сюжет. А удачные композиции вполне можно использовать для украшения интерьера комнаты или игрового уголка.

Можно составить более сложный двойной или тройной танграма (для этого используются два или три комплекта из семи "танов"). 

Изготовление танграма

Для изготовления танграм возьмите плотный картон, начертите на нем квадрат. Затем разлинуйте его так, чтобы получились следующие фигуры: 5 треугольников (2 больших, 1 средний и 2 маленьких), квадрат и параллелограмм — всего 7 фигур. Вы можете воспользоваться шаблоном, представленным ниже.

Так же танграм можно изготовить из оргстекла, кусочка линолеума и других подручных средств.

Современные   головоломки  - «складушки»

Самая старинная из сохранившихся русских головоломок этого типа датирована 1820 годом. Она состоит из семи кусочков картона с приложением карточек-заданий, где нарисованы фигуры, которые требуется сложить. Головоломка хранится в крупнейшем в нашей стране

infourok.ru


Смотрите также