Священное писание что это такое


Священное Писание — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Свяще́нное Писа́ние — собрание священных книг в авраамических религиях: иудаизме, христианстве и исламе.

Танах в серебряном переплёте.
Подарочный экземпляр 1976 года, преподнесённый Еврейским фондом Бетти Форд

В иудаизме к Священному Писанию относится еврейская Библия (Танах)[1].

Существует также малочисленная этно-религиозная группа — самаритяне[2] (численность — 796 человек на 2017 год)[3], которые признают Священным Писанием только Самаритянское Пятикнижие, записанное особым самаритянским письмом, и не признают те аспекты богословия, которые раскрыты в других книгах Танаха[4].

В христианстве к Священному Писанию относятся Ветхий Завет (Танах и дополнительные священные книги) и Новый Завет, составляющие Библию[5]. Новый Завет, особенно Евангелие, является в Библии самым важным для христиан[6].

Согласно христианскому вероучению, «всё Писание богодухновенно» (2Тим. 3:16) (имеются в виду книги Нового Завета и канонические книги Ветхого Завета)[7][8] и содержит в себе Божественное Откровение.

Тем не менее некоторые древнехристианские конфессии не включают в свой канон ряд библейских книг: в сирийской Пешитте отсутствует Откровение Иоанна Богослова и несколько соборных посланий, а Эфиопская православная церковь включает в Библию ряд апокрифов — книгу Юбилеев и первую книгу Еноха, а также некоторые другие. Протестантские деноминации не включают в число книг Ветхого Завета так называемые второканонические книги (в католицизме) и неканонические книги (в Русской Православной Церкви), которые для православных и католиков являются составной частью Писания. Эти книги протестанты называют апокрифами, но которые могут помещаться в отдельном разделе Библии под названием «Апокрифы».

Рукописный экземпляр Корана. Индия, XVII век

В исламе под Священным Писанием понимается только Коран, а все священные Писания, предшествовавшие Корану, к которым мусульмане относят Таурат (Пятикнижие Моисея), Забур (Псалтирь), Инджиль (Евангелие), для мусульман носили временный характер и были отменены[9]. При этом под Евангелием мусульмане понимают не канонические Евангелия от Матфея, Марка, Луки и Иоанна, а божественную книгу, ниспосланную, по учению ислама, Исе (Иисусу Христу), которая, по учению ислама, была утеряна[10]. По учению ислама, существующие тексты Торы (Пятикнижие Моисея), Псалтири и Евангелия были искажены иудеями и христианами; подлинные же тексты не сохранились[11][12].

ru.wikipedia.org

20. О Священном Писании - Православное образование

20.1. Что такое Священное Писание?

– Священным Писанием называется собрание священных книг, входящих в состав Библии, которые написаны по вдохновению от Духа Святого пророками (Ветхий Завет) и учениками Господа Иисуса Христа, святыми апостолами (Новый Завет). Библия – слово греческое, означающее «книги».

20.2. Что такое Ветхий и Новый Заветы?

– Библия разделяется на Ветхий и Новый Заветы. Все время от сотворения мира до пришествия Спасителя на землю, то есть до Рождества Христова, называется Ветхим Заветом, то есть древним (старым) договором или союзом Бога с людьми, по которому Бог приготовлял людей к принятию обещанного Спасителя. Люди должны были помнить обещание (обетование) Божие, веровать и ожидать пришествия Христа.

Исполнение этого обещания – пришествие на землю Спасителя – называется Новым Заветом, так как Иисус Христос, явившись на землю, победив грех и смерть, заключил с людьми новый союз или договор, по которому все снова могут получить потерянное блаженство – вечную жизнь с Богом через основанную Им на земле Святую Церковь.

20.3. Как появились первые книги Ветхого Завета?

– Книги Ветхого Завета писались на протяжении более тысячи лет до Рождества Христова на древнееврейском языке. Первоначально была написана первейшая часть Библии, так называемая Тора, то есть Закон, заключенный в пяти книгах – Пятикнижие. Это книги: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие. В течение длительного времени только это, то есть Пятикнижие-Тора и было Священным Писанием, словом Божиим для Ветхозаветной Церкви. Вслед за Законом появился второй отдел Священного Писания, называемый Историческими книгами. Это книги: Иисуса Навина, Судей, Царств, Паралипоменон, Ездры, Неемии, Руфи, Есфири, Иудифи, Товита, Маккавейские. Третий отдел Библии – Учительные книги: книга Иова, Псалтирь, Притчи Соломоновы, Екклезиаст, Песнь Песней, Премудрость Соломонова, Премудрость Иисуса сына Сирахова. Наконец творения святых пророков составили четвертый отдел Священных книг – книги Пророческие. В этот отдел включаются: книга пророка Исаии, пророка Иеремии, Плач Иеремии, Послание Иеремии, книга пророка Варуха, книга пророка Иезекииля, книга пророка Даниила и 12 малых Пророков.

20.4. Что означает деление книг Библии на канонические и неканонические?

– Православная Церковь в изданиях Библии помещает в составе Ветхого Завета несколько неканонических книг: 1-я, 2-я и 3-я Маккавейские, 2-я и 3-я Ездры, Товита, Варуха, Юдифь, книга Премудрости Соломона, книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова. Формальным признаком, отличающим неканонические книги от канонических, является язык, на котором эти книги дошли до нас. Все канонические книги Ветхого Завета сохранились на древнееврейском языке, тогда как неканонические дошли до нас на языке греческом, за исключением 3-й книги Ездры, сохранившейся в латинском переводе.

Новозаветные священные книги все являются каноническими.

20.5. Как надо понимать неканонические книги Библии?

– Неканонические книги рекомендуются Церковью для назидательного чтения и пользуются большим вероучительным и нравоучительным авторитетом. Что неканонические книги Церковь приняла в свою жизнь, подтверждается тем, что они употребляются в богослужениях совершенно так же, как и канонические. Таковой является книга Премудрости Соломоновой, которая часто используется за богослужениями.

Русский текст Библии, принятый Православной Церковью, как и славянский, содержит все 39 канонических и 11 неканонических книг Ветхого Завета.

20.6. Что содержится в книгах Нового Завета?

– Священные книги Нового Завета повествуют о величайшем событии воплощения Сына Божия, о земной Его жизни, об учении, которое Он проповедовал, о чудесах, которые Он творил, о Его искупительных страданиях и крестной смерти, о преславном Воскресении из мертвых и Вознесении на небо, о начальном периоде распространения Христовой веры через святых апостолов, разъясняют учение Христово в его многообразном приложении к жизни, содержат в себе повествование о деяниях святых апостолов и изложение их наставлений первым христианам и предупреждают о последних судьбах мира и человечества.

Новый Завет содержит четыре евангелия (от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна), Деяния святых апостолов, Послания святых апостолов, Откровение Иоанна Богослова.

20.7. Что называется Евангелием?

– Евангелием (в переводе с греческого «благая весть»), или Четвероевангелием, называют первые четыре книги Нового Завета, написанные апостолами Матфеем, Марком, Лукой и Иоанном. В них содержится благая весть о приходе в мир обещанного Богом прародителям Божественного Искупителя и о совершенном Им великом деле спасения человечества.

20.8. Почему четырех евангелистов иногда изображают в виде животных?

– Древние христианские писатели сравнивали Четвероевангелие с рекой, которая, выходя из Эдема для орошения насажденного Богом рая, разделялась на четыре реки, протекавшие по странам, изобиловавшим всякими драгоценностями. Еще более традиционным символом для четырех Евангелий является таинственная колесница, которую видел пророк Иезекииль при реке Ховар (см. Иез. 1:1–28) и которая состояла из четырех существ – человека, льва, тельца и орла. Эти существа, каждое в отдельности, и стали символами евангелистов. Христианское искусство, начиная с V века, изображает святого Матфея с человеком или ангелом, святого Марка – со львом, святого Луку – с тельцом, святого Иоанна – с орлом.

20.9. Что символически обозначают эти существа, в виде которых изображают четырех евангелистов?

– Символом евангелиста Матфея стал человек, потому что он в своем Евангелии особенно подчеркивает человеческое происхождение Господа Иисуса Христа.

Символом евангелиста Марка стал лев, потому что он показывает в особенности царственное всемогущество Господа.

Символом евангелиста Луки стал телец (телец как жертвенное животное), так как он по преимуществу говорит о Христе как о великом Первосвященнике, принесшем Самого Себя в жертву за грехи мира.

Символом евангелиста Иоанна стал орел, так как он особой возвышенностью своих мыслей и даже самой величественностью своего слога высоко парит в небе, подобно орлу, «над облаками человеческой немощности», по выражению блаженного Августина.

20.10. Что такое апокрифическое Евангелие?

– Апокриф (в переводе с греческого «тайный», «сокровенный») – произведения иудейской и раннехристианской литературы, составленные в подражание книгам Священного Писания о священных лицах и событиях, большей частью от имени персонажей Священного Писания, не признанные Церковью каноническими.

Церковь признает лишь четыре Евангелия, которые написаны апостолами Матфеем, Марком, Лукой и Иоанном. Эти Евангелия с момента их написания стали распространяться по церковным общинам и читаться во время богослужебных собраний. С самого начала эти Евангелия – непререкаемый авторитет в Церкви. С конца I века в церковной среде появилась специфическая ересь – гностицизм, родственник современной теософии и оккультизма. Для того чтобы придать текстам, проповедующим гностические взгляды, некий авторитет, еретики стали надписывать их именами апостолов Фомы, Филиппа и др. Но Церковь не приняла эти «евангелия». Логика отбора базировалась на двух вещах: 1) в этих «евангелиях» проповедовалось совсем иное учение, отличное от учения Христа и апостолов, и 2) эти «евангелия» внедрялись в Церковь извне, их не знали все церковные общины, как это было с четырьмя каноническими Евангелиями; следовательно, они не выражали веру Вселенской Христовой Церкви.

20.11. Из чего можно видеть могущественное действие христианского учения?

– Хотя бы из того, что апостолы, большинство из которых до встречи со Спасителем были бедными и необразованными людьми, этим учением покорили и привели к Христу многие народы.

20.12. Когда Церковь предлагает учение Священного Писания не знающим его людям, какие она представляет свидетельства того, что это есть истинное слово Божие?

– С течением веков род человеческий не смог создать более возвышенного, чем Евангельское учение о Боге и человеке, о смысле человеческой жизни, о любви к Богу и людям, о смирении, о молитве за врагов и так далее. Это учение настолько возвышенно и глубоко проникает в человеческую природу, поднимает ее до такой высоты, до такого богоподобного совершенства, что совершенно невозможно допустить, что его могли создать люди.

Очевидно также, что и Сам Христос, если бы Он был просто человеком, не мог бы создать такого учения. Только Бог мог дать столь чудное, святое, Божественное учение, возводящее человека на такую духовную высоту, которой достигли многие святые христианского мира.

pravobraz.ru

что это такое, понятие и значение в православии, авторы и канон священного писания

Священные православные книги являются своеобразным компасом для духовного продвижения христиан в познании воли Бога. Библия — Священное Писание, подаренное Творцом человечеству. Исторические достоинства текстов Священного Писания заключаются в том, что они написаны конкретными людьми, жившими в определенное время, по ведению, дарованному Самим Всевышним.

Великие пророки, имеющие дар общения с Богом, записали послания человечеству, чтобы на конкретных примерах показать реальность и силу Господа.

Апостол Иоанн Богослов

Что включает Библия

Библия включает в себя 66 книг:

  • 39 посланий Ветхого завета;
  • 27 книг Нового Завета.

Эти книги являются основой библейского канона. Священные книги в православии богодуховны, ибо написаны под руководством Духа Святого. Библию обязательно надо читать и изучать каждому христианину.

В Библии, Святом писании, творец 365 раз сказал «Не бойся!» и столько же «Радуйся!». Великое обетование от Создателя дано на каждый день благодарить Творца, постоянно пребывая в радости.

Только познав тексты Священного Писания и найдя подтверждения в историях святых, можно научиться чему и как радоваться и за что благодарить Бога. Не познав истоков создания мира невозможно до конца поверить в реальность событий, происходящих в Новом Завете.

О Библии:

Зачем православному верующему читать Ветхий Завет

Ветхий Завет начинается основой основ, описанием событий от создания мира до 400 г. перед пришествием Иисуса Христа на землю. Пятикнижие (5 первых книг) или Тора по-еврейски написана пророком Моисеем.

Пророк Моисей

Первая книга Бытие описывает длительный период от первого человека, всемирного потопа, создания Богом Своего еврейского народа, рождение Исаака, Иакова, вход в Египет и выход из него через 400 лет. У некоторых людей возникает вопрос, откуда же человечество узнало об Адаме, если был всемирный потоп. Ответ находится в самом Священном Писании, если его читать внимательно, обязательно помолившись при этом Всевышнему.

У евреев сохранилось хорошее правило, идущее от первых людей, знать своих предков до 14 колена. Дед Ноя был еще жив во время последних дней Адама. Безусловно, маленький мальчик не один раз слышал историю создания земли и первых людей, а потом Ной передал ее сыновьям. Вот так можно исторически доказать праведность каждого послания, переданного Богом человечеству через пророков.

1500 лет, от Авраама, первого еврея на земле, до Малахии через жизненные обстоятельства Бог являлся царям и пастухам, пророкам и священникам, воинам и судьям.

Удивительным фактом является то, что написанные в разное время разными людьми библейские священные тексты согласованы между собой, представляются продолжением и дополнением один другого.

В Исходе показана забота Бога о Своем народе, который из-за ропота 40 лет блуждал по пустыни, но при этом Творец ни на мгновение не оставлял евреев без Своего руководства.

По пустыни евреи передвигались под ведением столпа, который днем был пылевым, а ночью огненным. Это Дух Святой выводил Божий народ из рабства. В пустыне, на горе Синай, Бог даровал свои 10 заповедей, ставших основой всего христианства, законом и путеводителем.

Десять заповедей (скрижали)

Основываясь на исторических фактах, легко проследить прообраз Иисуса Христа, например, в тот момент, когда на народ напали змеи, спасся тот, кто держал взгляд на посохе Моисея, так и православные люди никогда не погибнут, если будут постоянно смотреть на Христа.

Законы благословения и проклятия записаны во Второзаконии. Верный Бог всегда выполняет то, что обещал. (Второз.28)

В книгах Пророков дано описание развития еврейского народа, их царствование и красной нитью через них идут пророчества о рождении Мессии. Читая книгу пророка Исаии, не покидает чувство нереальности, ведь живший почти 600 лет до прихода и смерти Иисуса, он детально описал рождение Христа, убиение младенцев, распятие.

В 42 главе через Исаию Бог дает обещание всегда быть рядом с верными Своими детьми.

12 книг малых пророков показывают реальное общение смертных людей, верных Богу всей своей жизнью, с Творцом. Они умели слышать Создателя и были послушными в выполнении Его повелений. Через верных пророков Бог говорил с миром.

Царь Давид был верным Господу, за что удостоился звания мужа по сердцу Божьему. Псалмы, записанные по песням Давида и пророков, легли в основу многих молитв. Каждый православный знает, что в час испытаний Псалмы 22, 50, 90 помогают преодолеть страх и почувствовать Покров Божий.

Царь Давид

Соломон не был старшим сыном Давида, но именно его Творец выбрал быть царем. За то, что Соломон не просил у Бога богатства и славы, а только мудрость, Творец даровал ему самое богатое царствование на земле.

Псалмы Давида:

Просите у Бога мудрости, чтобы земная жизнь была наполнена полнотой:

  • Божьего ведения;
  • страха перед Спасителем;
  • семейного счастья;
  • детского смеха;
  • богатства;
  • здоровья.

Книги Даниила, Малахии, Ездры несут в себе зашифрованные послания человечеству до конца земного существования, они перекликаются с Откровением Иоанна из Нового Завета. После Малахии нет сведений о посланиях Бога.

400 лет перед рождением Иисуса Творец молчал, наблюдая за соблюдением Его законов избранным народом.

Человечество в это время представляло множество народов, у них были свои божки, поклонения, ритуалы, что в глазах Творца являлось мерзостью.

Видя ожесточенные сердца населения земли, которые убийством животных в виде жертвы стараются заработать прощение грехов, Бог посылается людям Своего Сына, Иисуса Христа. Спаситель стал последней жертвой, ибо каждый, кто верит в Него, спасется. (Иоан. 10:9)

Новый завет — путеводитель по жизни с Христом

С рождения Спасителя начинается новая эра в истории человечества. В Новом завете описаны основные этапы пребывания Христа на земле:

  • зачатие;
  • рождение;
  • жизнь;
  • чудеса;
  • смерть;
  • воскрешение;
  • вознесение.

Иисус Христос является сердцем всей Библии. Нет другого пути обрести жизнь вечную, кроме веры в Спасителя, ибо Сам Иисус назвал Себя Путем, Истиной и Жизнью (Иоан. 14).

Каждый из двенадцати апостолов оставил послание миру. Богодухновенными, каноничными признаны только четыре Евангелия, вошедшие в Новые Завет.

Двенадцать учеников Иисуса Христа

Новый Завет начинается Евангелиями, Благой вестью, переданной через простых людей, ставших впоследствии апостолами. Известная всем христианам Нагорная проповедь учит верующих, как стать блаженными, чтобы приобрести царство Божье уже на земле.

Только Иоанн был среди учеников, которые постоянно находились около Учителя. Лука в свое время врачевал людей, все сведения, переданные им, были собраны во время Павла, после распятия Спасителя. В этом послании чувствуется подход исследователя к историческим событиям. Матвей был избран в число 12 апостолов вместо предателя Иуды Искариота.

Важно! Послания, не вошедшие в Новый Завет из-за сомнения в их подлинности, называют апокрифическими. Самыми известными из них являются Евангелия от Иуды, Фомы, Марии Магдалины и другие.

В «Деяниях святых апостолов», переданных апостолом Павлом, никогда не видевшего Иисуса — человека, но которому была дарована милость слышать и видеть яркий Свет Сына Божьего, описана жизнь христиан после воскрешения Христа. Учительские книги Нового Завета содержат послания апостолов конкретным людям и целым церквям.

Изучая Слово Божье, переданное Его учениками, православные люди видят перед собой пример для подражания, преобразования в образ Спасителя. В первом послании Павла коринфянам записан гимн любви(1Кор. 13:4-8), читая каждый пункт которого по-настоящему начинаешь понимать, что такое любовь Божья.

В послании Галатам 5:19-23 апостол Павел предлагает тест, по которому каждый православный верующий может определить, он поступает по плоти или по духу.

Апостол Иаков показал силу слова и необузданность языка, через которых истекает как благословение, так и проклятие.

Заканчивает Новый Завет книга Откровений апостола Иоанна, единственного из всех двенадцати учеников Иисуса, умершего своей смертью. В возрасте 80 лет за поклонение Христу Иоанн был создан на остров Патмос для тяжелых работ, откуда он был перенесен на небо для получения Откровения для человечества.

Внимание! Откровение является самой «тяжелой» для понимания книгой, ее послания открыты избранным христианам, которые имеют личные отношения со Святой Троицей.Откровение святого Иоанна Богослова

Рекомендации по чтению Библии в первый раз

Многие люди говорят, что начинали читать Святое Писание и ничего не поняли. Чтобы избежать этой ошибки, чтение Библии следует начинать с Евангелий, отдав первоочередность посланию от Иоанна. Затем прочитать Деяния и перейти к Посланиям, после чего можно начинать читать Ветхий Завет.

Нельзя понять некоторых высказываний, наставлений, не исследовав историческое время и место написания.

Наука Герменевтика учит каждый текст рассматривать с точки зрения того времени.

Все свои послания апостол Павел писал во время христовых походов, переходя из города в город, и это описано в Деяниях. Святые отцы Церкви на основании исследований дают четкие толкования послания, показывая богодухновенность каждого текста.

Библия пишет, что Писание дано человечеству, чтобы исправлять, научать, обличать и наставлять. (2Тим. 3:16). Библия, состоящая из Ветхого и Нового завета, переведена на многие языки и является самым читаемым посланием Бога человечеству, открывающая характер Всевышнего и путь в Небеса через веру в Сына Божьего, Иисуса Христа при ведении Святого Духа.

Священное Писание Ветхого и Нового Завета составило единую книгу — святую Библию, которая хранит множество рецептов познания Всевышнего и примеров из жизни святых.

Священное Писание. Библия

molitva-info.ru

КТО СКАЗАЛ, ЧТО ЭТО ПИСАНИЕ - СВЯЩЕННОЕ?

Библия есть Слово Божие, Священное Писание — привычно говорят христиане… Но мало ли на свете книг, которые кто-то называет Писанием? Почему мы так уверены, что Слово Божие — именно Библия? И почему в нее входит именно столько книг, сколько мы насчитываем сегодня? Например, мормоны добавили к Библии еще одну, свою собственную — и вполне довольны. Может быть, и нам так можно?

Хотелось бы, конечно, иметь некое прямое и непосредственное доказательство: например, чтобы книгу принесли с неба ангелы, сразу в готовом виде. Но всё вышло иначе. Само слово «Библия» в переводе с древнегреческого означает «книги» (ср. слово «библиотека»), так что это не одна книга, а целое собрание. Их написали люди, как верят христиане, вдохновленные Святым Духом. А затем другие люди сохраняли и переписывали эти книги. Книга может стать Священным Писанием только в общине верующих, которые признают ее авторитет, определяют ее канон (точный состав), истолковывают и, наконец, сохраняют ее. Христиане верят, что все это происходило под воздействием того же Святого Духа, Который действует в Церкви как в общине верующих, не давая нам в то же время никаких формальных критериев и штампов: вот это от Бога, а вот это нет.

Канон, или состав Ветхого Завета у разных христианских общин тоже не вполне одинаков. Русская Православная Церковь признает 50 книг, примерно столько же (с минимальными отличиями) насчитывают другие православные и католики. Но еще со времен Реформации, когда западные христиане разделились на протестантов и католиков, протестанты не признают библейскими те книги, которые не вошли в иудейский канон. К их числу относятся, например, Премудрость Соломонова и книга Товит. А вот Новый Завет во всех Церквах, кроме экзотической эфиопской, в Новом Завете насчитывает 27 книг. У эфиопов к ним добавились и некоторые апокрифы, то есть книги, повествующие примерно о тех же вещах, но не входящие у нас в состав Священного Писания.

И если мы посмотрим на историю Церкви, то окажется, что даже точный состав Библии определился далеко не сразу, да что там состав — привычный нам вид… Например, старейшее на Руси Остромирово Евангелие (XI в., Новгород) — это вовсе не те четыре текста, которые мы привыкли видеть в современных изданиях Нового Завета, и даже не один из них, а просто богослужебный сборник Евангельских чтений на разные воскресные дни и праздники, начиная с Пасхи. Такие книги в Средние века встречались чаще, чем полные издания библейских текстов. Дело в том, что в традиционном обществе Писание существовало прежде всего в контексте церковной жизни, а тех, кто обращался к нему «в часы досуга», было очень и очень немного, хотя бы из-за огромной стоимости книг. Примерно так же обстояли дела и в Палестине времен земной жизни Христа: единственный раз мы видим Его со свитком Писания в руках — в синагоге, когда он в субботу читает из книги пророка Исаии (Лк 4:17—18).

Существовал ли во времена земной жизни Христа и первых Его учеников четко определенный канон? Судя по всему, нет. В середине XX века в пещерах около Мертвого моря, прежде всего в месте под названием Кумран, было найдено много рукописей, которые были туда спрятаны около 70 года н. э., во время неудавшегося восстания евреев против римского господства. Книги в этом собрании были самые разные. В одном свитке могли быть и те псалмы, которые мы сегодня видим в Библии, и другие, не известные нам, но похожие на них. Разумеется, этого слишком мало, чтобы говорить о каком-то особом «кумранском каноне»: в конце концов, и в наши дни издают сборники текстов и молитвословы, где канонические псалмы соседствуют с иными молитвами и гимнами.

Когда же появился канон? Естественно, первым должен был возникнуть список книг Ветхого Завета. Иудейское предание, разделяемое и многими христианами, говорит, что это произошло сразу после возвращения израильтян из плена в V в. до н. э., во время деятельности книжника Ездры, но поверить в это довольно трудно: слишком много времени отделяет Ездру от первых перечней канонических книг. Кроме того, мы располагаем Септуагинтой, т. е. греческим переводом Ветхого Завета, который начал создаваться в Александрии Египетской в III в. до н. э. В нее вошли книги, отсутствующие в современном еврейском каноне: Товит, Иудифь, Премудрость Соломона, Премудрость Иисуса, сына Сирахова, Маккавейские и др. (именно они сегодня присутствуют в православных и католических изданиях Библии, но отсутствуют в протестантских). Некоторые из них были написаны сразу по-гречески, но некоторые существовали и в еврейском оригинале — бóльшая часть еврейского текста Книги Иисуса, сына Сирахова была найдена уже в наше время.

Разумным представляется такой вывод: главные священные книги у евреев новозаветных времен были везде одинаковыми, но «дополнительный список» мог несколько различаться в разных общинах. Скажем, в Александрии читали Книгу Товит, а в Палестине — нет. По-видимому, это всех устраивало, но только до конца I века н. э. В это время Иерусалимский храм был разрушен, книги стали, по сути, самой главной святыней иудеев, а с другой стороны — произошел их окончательный разрыв с христианами. Пусть у тех и других был общий Закон и пророки, но христиане добавили к ним свои собственные священные книги, которые иудеи категорически отказывались признавать.

Иудеи разделяют свои священные книги на «Закон» (по-древнееврейски «Тора»), «Пророков» («Невиим») и «Писания» («Кетувим»). Название всей еврейской Библии образовано первыми буквами названий этих трех частей: ТаНаХ (буква «к» из «Кетувим» в конце слова читается как «х»). При этом иудейское деление книг внутри канона не совпадает с христианским: к «Пророкам» причисляются и ранние исторические книги, а вот Даниила относят к «Писаниям», видимо, потому, что эта книга была написана, когда состав «Пророков» был уже полностью определен и добавить к нему новую книгу было нельзя. Кстати, верующие иудеи ни в коем случае не согласятся назвать свою Библию «Ветхим Заветом»: для них он никакой не ветхий, а единственный.

А что же Новый Завет? Желание составить свой список библейских книг появилось у христиан примерно по той же причине, что у иудеев: стали возникать разнообразные секты и ереси, которые предлагали свои собственные священные книги. Поэтому и пришлось составлять списки священных книг, которые встречаются в произведениях отцов Церкви, живших во II, III и IV веках, — Иустина Философа, Иринея Лионского, Климента Александрийского, Кирилла Иерусалимского и других. Во всех этих списках без исключения в новозаветной части мы найдем четыре известных нам Евангелия, книгу Деяний и почти все Послания Павла. В них могут отсутствовать Послание к Евреям, книга Откровения и часть Соборных посланий. В то же время в ранние списки могли включаться и некоторые другие тексты, сегодня не входящие в Новый Завет: Послания апостола Варнавы и Климента Римского, «Пастырь» Ерма, «Дидахе» (иначе называемое «Учение двенадцати апостолов») и Откровение Петра. В отношении Ветхого Завета тоже не было полного единства: одни предлагали краткий список, совпадающий с иудейским каноном, а другие добавляли к нему и греческие книги из Септуагинты.

В результате к IV-V векам все христианские общины просто согласились меж собой признавать в Новом Завете 27 книг, которые мы и сегодня найдем в любой Библии, кроме эфиопской. Эфиопы добавили к своему Новому Завету творения, связанные с именем Климента Римского (Послания и «Синод»), а также книги под названиями «Обетования» и «Дидаскалия». В части Ветхого Завета эфиопы тоже вполне оригинальны: они включают в него книги Юбилеев и Еноха, которые в остальном мире признаются апокрифическими. Эта особенность их церковной традиции свидетельствует о тех давних временах, когда библейский канон еще окончательно не сложился, Эфипопия была слишком далека от остального христианского мира и в ней сохранились самые ранние версии канона, как, например, в Австралии сохранились сумчатые млекопитающие.

Говоря в двух словах, Библия стала Священным Писанием, потому что именно в этих книгах верующие увидели наиболее полное и точное отражение своей веры, узнали в них Отца, Сына и Духа, своего Господа, действующего в Церкви. Остальное – исторические детали. Библия — это не что-то внешнее по отношению к Церкви, а наиболее полное и точное выражение ее веры. Это собрание книг, рожденное в Церкви и для Церкви.

О книгах, не вошедших в Библию, и о том, могло ли в них содержаться знание, противоречащее Священному Писанию христиан, читайте в статье Андрея Десницкого «Что такое апокрифы».

foma.ru

Библия – комментарии и толкования

Toggle main menu visibility
  • Библиотеки