Социально административный менеджмент что это такое


направления, административные и классические методы, особенности и принципы

Административный менеджмент является одним из направлений современного менеджмента, который занимается изучением административно-распорядительных форм управления. Само администрирование при этом представляет собой организацию действий персонала, имеющего в своей основе формализацию, жесткое стимулирование и строгую регламентацию.

Суть понятия

На сегодняшний день принято выделять таких 2 направления административного менеджмента:

  • построение организационной структуры,
  • создание рациональной системы, с помощью которой можно управлять организацией.

Среди отличительных черт нужно отметить такие:

  • частое использование линейно-функциональной и линейной структуры управления,
  • разделение власти,
  • максимально точное разграничение полномочий на каждой должности,
  • применение формализованных способов для принятия управленческих решений.

Административный тип менеджмента активно применяется в управлении государством. В этой привязке логичным будет отметить понятие государственно-административного управления, которое представляет собой особый вид государственной деятельности, направленной на управление делами государства. В его рамках получает практически полную реализацию исполнительная власть. Среди отличительных признаков такого типа управления стоит выделить:

  • оперативный и непрерывный характер деятельности,
  • выполнение специальных функций, которые требуют определенной единообразной технологии,
  • персонал, состоящий из профессионалов,
  • введение функциональных и юридических режимов,
  • использование мер, связанных с административной ответственностью,
  • функционирование аппарата управления, который построен в иерархическом порядке.

В корпоративном управлении ценность представленного типа менеджмента также неоспорима. Причина этого кроется в том, что с его помощью используется административный ресурс, предоставляющий возможность достижения разнообразных целей тем или иным должностным лицом благодаря официально предоставленным ему полномочиям.

Сегодня чрезвычайно широкое распространение получила подготовка специалистов по программе под названием "Мастер делового администрирования". Такие специалисты действительно востребованы в качестве управленцев высшего звена во многих компаниях.

Понятие административного типа менеджмента в классической теории организации и управления

Три основных области классического направления менеджмента:

  1. Научный менеджмент. В нем акцент делается на научное обоснование организации производства. Большей частью преподносится промышленный менеджмент. В данной области очень ценной является рациональность. Основана Ф. У. Тейлором, Ф. Гилбертом и Г. Гантом.
  2. Классический административный менеджмент. Первостепенное внимание уделялось организации как полноценному организму. Основными являются такие функции, как организация, планирование, контроль, координация и командная цепочка. А. Файоль и М. П. Файолет стали основателями этой области.
  3. Концепция бюрократических организаций. Ее основателем выступил М. Вебер. Базируется на точном определении должностных обязанностей, а также зон ответственности сотрудников. Существует четкое разграничение между управлением и собственностью. Управление строится исключительно на безличной основе, во главе которой стоит рациональность. Предполагает ведение формальной отчетности.

Многолетние исследования привели к осознанию того, что нормальная работа компании невозможна без эффективного управления. Именно это стало основной предпосылкой для формирования первых представлений о понятии управления.

Этапы становления управленческих школ

Первой школой классического менеджмента считается научная, основателем которой был Фредерик Тейлор. Его главная идея состоит в том, чтобы управление превратилось в некую систему, основывающуюся на научных принципах. При этом оно обязано осуществляться с помощью мероприятий и методов, специально разработанных для этого. Суть теории заключается в том, что в постоянной стандартизации и проектировании нуждается не только техника производства, но и труд. Именно организации и управлению работы должно уделяться большое количество времени. Обязательно при этом совершенствовать систему оплаты труда. Примечательно, что при применении идей Тейлора на практике удалось доказать их важность, ведь производительность труда показала значительный рост.

Последующую эволюцию взглядов научных деятелей определило активное развитие промышленности. Анри Файолем, выдающимся французским инженером, была продолжена популяризация идей Тейлора. Именно он предложил формализовать описание работы руководства на предприятиях, выделяя характерные для них функции и виды деятельности. Именно здесь берет свое начало классическая административная школа менеджмента. Файоль впервые сформулировал основные принципы менеджмента. Ими должны руководствоваться топ-менеджеры при решении управленческих задач, а также выполнении функций менеджера.

Большой вклад административной школы менеджмента заключается в том, что управление в ней рассматривается в качестве универсального процесса, который состоит из целого перечня функций, которые взаимосвязаны между собой. Именно в ней была сформулирована теория управления предприятием.

Основные принципы управления

Сформулированные Файолем принципы построения структуры организации, а также управления производством, актуальны и сегодня. Из-за этого школу административного управления очень часто называют классической.

Основная суть принципов управления согласно административной школе менеджмента:

  1. Разделение труда. Благодаря реализации этого принципа можно уменьшить количество объектов, на которых каждый участник управленческого процесса концентрирует свое внимание.
  2. Ответственность и власть. Стоит понимать, что эти понятия взаимосвязаны. Власть предполагает наличие права отдавать приказы, а также силы, которая требует повиновения. Разделяют официальную (иногда ее называют должностной) и личную (ту, которая обоснована личными качествами) власть. Связь понятий обусловлена тем, что без ответственности нет власти.
  3. Дисциплина. Данный принцип предполагает наличие повиновения.
  4. Единство распоряжения. Предполагается, что вне зависимости от рода деятельности работник может получать приказы исключительно от одного должностного лица.
  5. Личные интересы должны быть подчинены общим. Интересы группы работников или одного человека не могут быть выше, чем интересы всей организации.
  6. Единство дирекции. Один глава и единый план работ согласно этому принципу должны быть в одной организации.
  7. Централизация. Для успеха организации важно, чтобы в ней был управленческий центр (мозг).
  8. Вознаграждение сотрудников. Под этим понятием подразумевается стоимость услуг, которые оказываются. Эта цена обязана быть справедливой, устраивая при этом как сотрудника, так и нанимателя.
  9. Порядок. Каждая компания должна позаботится о рабочем месте для каждого сотрудника.
  10. Справедливость. Особенности административного менеджмента состоят в том, что руководитель любой компании должен попытаться вселить дух справедливости, которая объединяет все уровни скалярной цепи. Только благодаря этому можно быть уверенным в том, что персонал будет работать с максимальной отдачей и преданностью организации.
  11. Инициатива. Здесь понимается возможность разработки плана, а также гарантирование его успешного выполнения. В случае положительного результата инициатива обязательно должна быть вознаграждена.
  12. Корпоративный дух. Сила организации заключается в гармонии между всеми членами персонала.

Управленческий контроль

Принципы административного менеджмента называют контроль одной из важнейших управленческих функций. Эксперты утверждают, что без нее невозможно реализовать любые функции управления внутри организации.

Специалисты единогласны в том, что основное содержание управленческого контроля следующее:

  • Проведение сбора и обработки, а также анализа результатов, которые были получены в результате деятельности всех подразделений компаний. После этого обязательно сравнить эти данные с плановыми показателями, в результате чего будут выявлены отклонения и возможно будет определить их причины. Именно благодаря управленческому контролю можно обеспечить то, что все отклонения будут зафиксированы. Это важно для принятия срочных решений, которые касаются получения доходов компанией.
  • Анализ причин, по которым текущая деятельность отклоняется от планируемого поведения. На таком этапе возможно выявить вероятные тенденции развития компании.
  • Разработка мероприятий, которые необходимы для того, чтобы достичь намеченных целей. Именно здесь должны быть приняты конкретные управленческие решения.
  • Создание системы отчетности в компании, которая будет использоваться и в его отделениях, и в дочерних компаниях. Обязательное проведение отчетности по результатам работы целой компании, а также каждого отдельного ее подразделения.

Государственное административное управление

В соответствии с социально-административным менеджментом, принято такое разделение служащих:

  • Правительственная служба. В эту группу традиционно входят высшие чиновники, которые заняли свои должности благодаря многолетним заслугам. Срок пребывания на должности напрямую связан со временем пребывания у государственного руля того политического лидера, которому они оказывают поддержку.
  • Общественная служба. Сюда причисляются профессиональные служащие, занимающие свои должности на постоянной основе. Изменение государственного руководства не может быть причиной отстранения таких сотрудников от работы.

Такое разделение в системе административно-государственного управления было предложено англо-американскими учеными.

Организация административного менеджмента на государственном уровне предполагает, что к сфере влияния управленцев относятся государственные организации и органы, государственная собственность. А также они могут влиять на общественную собственность, которая касается духовно-культурного и общественно-экономического развития, а также обеспечения свободы граждан и т. д.

Многие научные труды рассматривают государственное управление в достаточно широком смысле, где оно охватывает 3 ветви власти:

  • исполнительную,
  • судебную,
  • законодательную.

В узком смысле оно распространяется только на исполнительную власть.

Но при этом важно отметить, что без управленческого процесса не может функционировать ни одна из вышеперечисленных ветвей власти. Так, в законотворческой деятельности суть понятия управления заключается в возможности обеспечить целенаправленное и последовательное законотворчество.

Технические условия для административной системы менеджмента

Административная школа управления предполагает, что перед тем как внедрять административный контроль, нужно обязательно решить основные вопросы с бизнесом. Имеется в виду, что должны быть известны виды услуг или продукции, которые оно может предложить потребителю и которые пользуются спросом.

Организация административного менеджмента невозможна, если продукция нерентабельна. Как минимум это условие должно соблюдаться теоретически. Себестоимость продукции и уровень заработной платы при этом не имеют значения.

Обязательное условие административного менеджмента персонала заключается в том, что заработная плата должна выплачиваться регулярно. Теоретическая возможность выплаты должна существовать даже при условии фактических задержек.

Руководство должно брать за основу идеологию, согласно которой экономический эффект может быть получен не за счет экономии на выплатах зарплаты работникам. Увеличить его можно другими способами. Например, благодаря ликвидации непроизводительного времени, а также за счет увеличения производительности использования рабочих площадей и оборудования, снижения количества брака и т. п.

У предприятия должны быть оборотые средства, а также возможность своевременного их пополнения. Административная школа управления в менеджменте отмечает, что невозможно добиться хорошего результата при наличии только долгов.

Выбор оптимальной структуры управления компанией

Организационная структура управления представляет собой целостную совокупность субъекта и объекта управления, которые соединены между собой крепкими информационными связями. Именно в ней возможно отражение схемы существующей у организации системы управления.

Виды организационных структур возможно поделить на такие основные группы:

  • органические (еще их называют адаптивными),
  • бюрократические (они же - традиционные).

У нормативной модели бюрократии рационального типа существуют такие концептуальные положения:

  1. Иерархия в управлении. Она подразумевает, что вышестоящим уровням подчиняются нижестоящие.
  2. Точное разграничение труда. Предполагается, что на каждой должности должны использоваться квалифицированные специалисты. Административному менеджменту очень важен этот пункт, который считается основополагающим для успеха любой организации.
  3. Присутствие формальных норм и правил, которые обязательно выполняются. При этом гарантируется, что задачи и обязанности менеджеров будут однородными.

Методы административного управления

Важное место в системе управления отдано административным методам менеджмента. Они предназначены для того, чтобы:

  • контролировать проведение работы с кадрами, а также реализацию решений, которые были приняты;
  • обеспечивать эффективность и организационную четкость работы аппарата управления;
  • гарантировать поддержание нужного предприятию распорядка работы, а также приведение в действие решений, приказов и постановлений руководства.

Административные методы менеджмента носят директивный характер, благодаря чему можно получить однозначное решение проблемы и гарантировать прямое воздействие на поведение управленческого объекта.

Данные методы собраны в систему приемов и способов, с помощью которых можно обеспечить целенаправленную, слаженную, эффективную и планомерную работу как управляемой, так и управляющей систем. Развитие административного менеджмента невозможно без применения этих методов.

Оценка эффективности управления

Обязательным является измерение эффективности администрирования. Административная школа менеджмента предполагает, что нужно соотнести результат управленческой деятельности со стоимостью ресурсов, которые были затрачены на его достижение. На эффективность работы управленцев влияет очень много факторов, которые организовываются в двух основных группах.

Первая группа, согласно административным теориям менеджмента, включает такие факторы:

  • Управленческие возможности компании (здесь учитываются все ресурсы, которые есть в распоряжении организации).
  • Затраты на функционирование и содержание управленческих систем.
  • Совокупность различных типов выгод (социальных, экономических и прочих), получаемых организацией при ведении управленческой деятельности.

Административный менеджмент включает во вторую группу целый перечень второстепенных факторов, среди которых:

  • Уровень квалификации исполнителей и работников.
  • Организационная культура.
  • Условия работы.
  • Степень обеспечения управленцев необходимыми им вспомогательными средствами.

Конечные результаты работы организации напрямую зависят от общих показателей. А вторая группа факторов характеризует эффективность, с которой используются отдельные виды ресурсов. При оценке эффективности администрирования обязательно используются показатели рентабельности и прибыли.

fb.ru

направления, административные и классические методы, особенности и принципы — VkMP

Содержание статьи:

Административный менеджмент является одним из направлений современного менеджмента, который занимается изучением административно-распорядительных форм управления. Само администрирование при этом представляет собой организацию действий персонала, имеющего в своей основе формализацию, жесткое стимулирование и строгую регламентацию.

Суть понятия

На сегодняшний день принято выделять таких 2 направления административного менеджмента:

  • построение организационной структуры,
  • создание рациональной системы, с помощью которой можно управлять организацией.

Вам будет интересно:Миссия и видение организации. Стратегический менеджмент

Среди отличительных черт нужно отметить такие:

  • частое использование линейно-функциональной и линейной структуры управления,
  • разделение власти,
  • максимально точное разграничение полномочий на каждой должности,
  • применение формализованных способов для принятия управленческих решений.

Административный тип менеджмента активно применяется в управлении государством. В этой привязке логичным будет отметить понятие государственно-административного управления, которое представляет собой особый вид государственной деятельности, направленной на управление делами государства. В его рамках получает практически полную реализацию исполнительная власть. Среди отличительных признаков такого типа управления стоит выделить:

  • оперативный и непрерывный характер деятельности,
  • выполнение специальных функций, которые требуют определенной единообразной технологии,
  • персонал, состоящий из профессионалов,
  • введение функциональных и юридических режимов,
  • использование мер, связанных с административной ответственностью,
  • функционирование аппарата управления, который построен в иерархическом порядке.

Вам будет интересно:Современные подходы в менеджменте. Характерные черты современного менеджмента

В корпоративном управлении ценность представленного типа менеджмента также неоспорима. Причина этого кроется в том, что с его помощью используется административный ресурс, предоставляющий возможность достижения разнообразных целей тем или иным должностным лицом благодаря официально предоставленным ему полномочиям.

Сегодня чрезвычайно широкое распространение получила подготовка специалистов по программе под названием "Мастер делового администрирования". Такие специалисты действительно востребованы в качестве управленцев высшего звена во многих компаниях.

Понятие административного типа менеджмента в классической теории организации и управления

Вам будет интересно:Тип поставки RET: особенности и отличия от поставок OEM

Три основных области классического направления менеджмента:

  • Научный менеджмент. В нем акцент делается на научное обоснование организации производства. Большей частью преподносится промышленный менеджмент. В данной области очень ценной является рациональность. Основана Ф. У. Тейлором, Ф. Гилбертом и Г. Гантом.
  • Классический административный менеджмент. Первостепенное внимание уделялось организации как полноценному организму. Основными являются такие функции, как организация, планирование, контроль, координация и командная цепочка. А. Файоль и М. П. Файолет стали основателями этой области.
  • Концепция бюрократических организаций. Ее основателем выступил М. Вебер. Базируется на точном определении должностных обязанностей, а также зон ответственности сотрудников. Существует четкое разграничение между управлением и собственностью. Управление строится исключительно на безличной основе, во главе которой стоит рациональность. Предполагает ведение формальной отчетности.
  • Многолетние исследования привели к осознанию того, что нормальная работа компании невозможна без эффективного управления. Именно это стало основной предпосылкой для формирования первых представлений о понятии управления.

    Этапы становления управленческих школ

    Первой школой классического менеджмента считается научная, основателем которой был Фредерик Тейлор. Его главная идея состоит в том, чтобы управление превратилось в некую систему, основывающуюся на научных принципах. При этом оно обязано осуществляться с помощью мероприятий и методов, специально разработанных для этого. Суть теории заключается в том, что в постоянной стандартизации и проектировании нуждается не только техника производства, но и труд. Именно организации и управлению работы должно уделяться большое количество времени. Обязательно при этом совершенствовать систему оплаты труда. Примечательно, что при применении идей Тейлора на практике удалось доказать их важность, ведь производительность труда показала значительный рост.

    Последующую эволюцию взглядов научных деятелей определило активное развитие промышленности. Анри Файолем, выдающимся французским инженером, была продолжена популяризация идей Тейлора. Именно он предложил формализовать описание работы руководства на предприятиях, выделяя характерные для них функции и виды деятельности. Именно здесь берет свое начало классическая административная школа менеджмента. Файоль впервые сформулировал основные принципы менеджмента. Ими должны руководствоваться топ-менеджеры при решении управленческих задач, а также выполнении функций менеджера.

    Большой вклад административной школы менеджмента заключается в том, что управление в ней рассматривается в качестве универсального процесса, который состоит из целого перечня функций, которые взаимосвязаны между собой. Именно в ней была сформулирована теория управления предприятием.

    Основные принципы управления

    Сформулированные Файолем принципы построения структуры организации, а также управления производством, актуальны и сегодня. Из-за этого школу административного управления очень часто называют классической.

    Основная суть принципов управления согласно административной школе менеджмента:

  • Разделение труда. Благодаря реализации этого принципа можно уменьшить количество объектов, на которых каждый участник управленческого процесса концентрирует свое внимание.
  • Ответственность и власть. Стоит понимать, что эти понятия взаимосвязаны. Власть предполагает наличие права отдавать приказы, а также силы, которая требует повиновения. Разделяют официальную (иногда ее называют должностной) и личную (ту, которая обоснована личными качествами) власть. Связь понятий обусловлена тем, что без ответственности нет власти.
  • Дисциплина. Данный принцип предполагает наличие повиновения.
  • Единство распоряжения. Предполагается, что вне зависимости от рода деятельности работник может получать приказы исключительно от одного должностного лица.
  • Личные интересы должны быть подчинены общим. Интересы группы работников или одного человека не могут быть выше, чем интересы всей организации.
  • Единство дирекции. Один глава и единый план работ согласно этому принципу должны быть в одной организации.
  • Централизация. Для успеха организации важно, чтобы в ней был управленческий центр (мозг).
  • Вознаграждение сотрудников. Под этим понятием подразумевается стоимость услуг, которые оказываются. Эта цена обязана быть справедливой, устраивая при этом как сотрудника, так и нанимателя.
  • Порядок. Каждая компания должна позаботится о рабочем месте для каждого сотрудника.
  • Справедливость. Особенности административного менеджмента состоят в том, что руководитель любой компании должен попытаться вселить дух справедливости, которая объединяет все уровни скалярной цепи. Только благодаря этому можно быть уверенным в том, что персонал будет работать с максимальной отдачей и преданностью организации.
  • Инициатива. Здесь понимается возможность разработки плана, а также гарантирование его успешного выполнения. В случае положительного результата инициатива обязательно должна быть вознаграждена.
  • Корпоративный дух. Сила организации заключается в гармонии между всеми членами персонала.
  • Вам будет интересно:Как пользоваться кассовым аппаратом и как его выбрать

    Управленческий контроль

    Принципы административного менеджмента называют контроль одной из важнейших управленческих функций. Эксперты утверждают, что без нее невозможно реализовать любые функции управления внутри организации.

    Специалисты единогласны в том, что основное содержание управленческого контроля следующее:

    • Проведение сбора и обработки, а также анализа результатов, которые были получены в результате деятельности всех подразделений компаний. После этого обязательно сравнить эти данные с плановыми показателями, в результате чего будут выявлены отклонения и возможно будет определить их причины. Именно благодаря управленческому контролю можно обеспечить то, что все отклонения будут зафиксированы. Это важно для принятия срочных решений, которые касаются получения доходов компанией.
    • Анализ причин, по которым текущая деятельность отклоняется от планируемого поведения. На таком этапе возможно выявить вероятные тенденции развития компании.
    • Разработка мероприятий, которые необходимы для того, чтобы достичь намеченных целей. Именно здесь должны быть приняты конкретные управленческие решения.
    • Создание системы отчетности в компании, которая будет использоваться и в его отделениях, и в дочерних компаниях. Обязательное проведение отчетности по результатам работы целой компании, а также каждого отдельного ее подразделения.

    Государственное административное управление

    В соответствии с социально-административным менеджментом, принято такое разделение служащих:

    • Правительственная служба. В эту группу традиционно входят высшие чиновники, которые заняли свои должности благодаря многолетним заслугам. Срок пребывания на должности напрямую связан со временем пребывания у государственного руля того политического лидера, которому они оказывают поддержку.
    • Общественная служба. Сюда причисляются профессиональные служащие, занимающие свои должности на постоянной основе. Изменение государственного руководства не может быть причиной отстранения таких сотрудников от работы.

    Такое разделение в системе административно-государственного управления было предложено англо-американскими учеными.

    Организация административного менеджмента на государственном уровне предполагает, что к сфере влияния управленцев относятся государственные организации и органы, государственная собственность. А также они могут влиять на общественную собственность, которая касается духовно-культурного и общественно-экономического развития, а также обеспечения свободы граждан и т. д.

    Многие научные труды рассматривают государственное управление в достаточно широком смысле, где оно охватывает 3 ветви власти:

    • исполнительную,
    • судебную,
    • законодательную.

    В узком смысле оно распространяется только на исполнительную власть.

    Но при этом важно отметить, что без управленческого процесса не может функционировать ни одна из вышеперечисленных ветвей власти. Так, в законотворческой деятельности суть понятия управления заключается в возможности обеспечить целенаправленное и последовательное законотворчество.

    Технические условия для административной системы менеджмента

    Административная школа управления предполагает, что перед тем как внедрять административный контроль, нужно обязательно решить основные вопросы с бизнесом. Имеется в виду, что должны быть известны виды услуг или продукции, которые оно может предложить потребителю и которые пользуются спросом.

    Организация административного менеджмента невозможна, если продукция нерентабельна. Как минимум это условие должно соблюдаться теоретически. Себестоимость продукции и уровень заработной платы при этом не имеют значения.

    Обязательное условие административного менеджмента персонала заключается в том, что заработная плата должна выплачиваться регулярно. Теоретическая возможность выплаты должна существовать даже при условии фактических задержек.

    Руководство должно брать за основу идеологию, согласно которой экономический эффект может быть получен не за счет экономии на выплатах зарплаты работникам. Увеличить его можно другими способами. Например, благодаря ликвидации непроизводительного времени, а также за счет увеличения производительности использования рабочих площадей и оборудования, снижения количества брака и т. п.

    У предприятия должны быть оборотые средства, а также возможность своевременного их пополнения. Административная школа управления в менеджменте отмечает, что невозможно добиться хорошего результата при наличии только долгов.

    Выбор оптимальной структуры управления компанией

    Организационная структура управления представляет собой целостную совокупность субъекта и объекта управления, которые соединены между собой крепкими информационными связями. Именно в ней возможно отражение схемы существующей у организации системы управления.

    Вам будет интересно:Каким бизнесом выгодно заниматься в кризис

    Виды организационных структур возможно поделить на такие основные группы:

    • органические (еще их называют адаптивными),
    • бюрократические (они же - традиционные).

    У нормативной модели бюрократии рационального типа существуют такие концептуальные положения:

  • Иерархия в управлении. Она подразумевает, что вышестоящим уровням подчиняются нижестоящие.
  • Точное разграничение труда. Предполагается, что на каждой должности должны использоваться квалифицированные специалисты. Административному менеджменту очень важен этот пункт, который считается основополагающим для успеха любой организации.
  • Присутствие формальных норм и правил, которые обязательно выполняются. При этом гарантируется, что задачи и обязанности менеджеров будут однородными.
  • Методы административного управления

    Важное место в системе управления отдано административным методам менеджмента. Они предназначены для того, чтобы:

    • контролировать проведение работы с кадрами, а также реализацию решений, которые были приняты;
    • обеспечивать эффективность и организационную четкость работы аппарата управления;
    • гарантировать поддержание нужного предприятию распорядка работы, а также приведение в действие решений, приказов и постановлений руководства.

    Административные методы менеджмента носят директивный характер, благодаря чему можно получить однозначное решение проблемы и гарантировать прямое воздействие на поведение управленческого объекта.

    Данные методы собраны в систему приемов и способов, с помощью которых можно обеспечить целенаправленную, слаженную, эффективную и планомерную работу как управляемой, так и управляющей систем. Развитие административного менеджмента невозможно без применения этих методов.

    Оценка эффективности управления

    Обязательным является измерение эффективности администрирования. Административная школа менеджмента предполагает, что нужно соотнести результат управленческой деятельности со стоимостью ресурсов, которые были затрачены на его достижение. На эффективность работы управленцев влияет очень много факторов, которые организовываются в двух основных группах.

    Первая группа, согласно административным теориям менеджмента, включает такие факторы:

    • Управленческие возможности компании (здесь учитываются все ресурсы, которые есть в распоряжении организации).
    • Затраты на функционирование и содержание управленческих систем.
    • Совокупность различных типов выгод (социальных, экономических и прочих), получаемых организацией при ведении управленческой деятельности.

    Административный менеджмент включает во вторую группу целый перечень второстепенных факторов, среди которых:

    • Уровень квалификации исполнителей и работников.
    • Организационная культура.
    • Условия работы.
    • Степень обеспечения управленцев необходимыми им вспомогательными средствами.

    Конечные результаты работы организации напрямую зависят от общих показателей. А вторая группа факторов характеризует эффективность, с которой используются отдельные виды ресурсов. При оценке эффективности администрирования обязательно используются показатели рентабельности и прибыли.

    Источник

    vkmp.ru

    Административный менеджмент Википедия

    Пирамида управления

    Ме́неджмент (англ. management — управление, руководство, администрирование, дирекция, умение распоряжаться, владеть, управлять) или управление производством[1] — разработка и создание (организация), максимально эффективное использование (управление) и контроль социально-экономических систем.

    По институциональным сферам менеджмент ориентирован на: предпринимательство, государственные социально-экономические системы, некоммерческие организации и т. д.

    Менеджмент  — академическая дисциплина, социальная наука, предметом которой является изучение социальной организации.

    Определение[ | ]

    Менеджмент (англ. management — управление, система управления) — это совокупность современных технологий, принципов, методов, средств и форм управления, направленных на повышение эффективности работы предприятия[2].

    Менеджмент представляется в качестве процесса, окончанием или же его результативной точкой является конкретный результат в виде полученной продукции и достигнутых результатов. Менеджмент является системой, состоящей из отдельных частей, элементов, структура которых направлена на обработку входящих в неё ресурсов и их трансформацию в конечный результат [3].

    Функции менеджмента — конкретный вид управленческой деятельности, осуществляющийся различными приёмами, способами, организацией работы и контролем деятельности

    ru-wiki.ru

    Тема 2 система административного менеджмента и аппарат управления

    2.1 Основные категории административного менеджмента

    2.2 Система административного управления (Administrative Management System – AMS)

    2.3 Администрация как орган административного управления и субъект административного менеджмента

    2.4 Менеджер-администратор как ключевой элемент системы административного управления и субъект административного менеджмента

    2.5 Сущность и значение процесса административного менеджмента

    2.1 Основные категории административного менеджмента

    Существуют различные подходы к определению сущности административного менеджмента.

    • Административный менеджмент – одно из основных направлений современного менеджмента, изучающих административно-распорядительные формы управления.

    • Административный менеджмент – разработка и принятие управленческих решений, распределение заданий между исполнителями и контроль их выполнения.

    • Административный менеджмент – специфическая категория и вид деятельности, включающий в себя все инструменты и навыки управления в условиях формальных организаций. Структурированность отношений в рамках таких организаций является специфическим отличием административного управления как деятельности.

    Характерные черты административного менеджмента были определены в рамках административной школы управления, а также концепции бюрократии. К ним относятся:

    • функциональное разделение труда;

    • полномочия и ответственность;

    • четкие правила и инструкции, определяющие порядок выполнения работы и ответственность работников;

    • иерархия и другие.

    В процессе последующей эволюции административного менеджмента обозначились его дополнительные черты, отличающие сегодня современный административный менеджмент от административного менеджмента времен формирования классической или административной школы.

    Предметом современного административного менеджмента являются принципы и подходы профессиональной организационной деятельности в сфере управления по проектированию и совершенствованию административно-управленческих технологий, построению рациональных структур управления, формированию персональных и производственных и отношений, вовлекающих работников в реализацию миссии и целей организации и способствующих развитию человеческого капитала.

    В соответствии с этим в теории и практике административного менеджмента определяется два основных направления:

    • разработка рациональной системы управления организации;

    • построение структуры организации.

    Следует различать административный менеджмент в бизнес-организациях (business administration), а также некоммерческих, общественных и государственных организациях (public administration).

    1) Бизнес-администрирование, концентрируясь на сфере предпринимательской деятельности, направлено на получение прибыли, в то время, как публичное администрирование направлено на решение задач, связанных с обеспечением потребностей всего общества.

    2) В бизнес-администрировании административная функция организации (управление организацией) играет основную роль. В публичном администрировании преобладают правообеспечивающая и правозащитная функции, в то время, как управленческая и правоохранительная функции носят по отношению к ним подчинённый характер.

    3) Бизнес-администрирование предполагает направленность всей управленческой деятельности на внутреннюю организацию, на упорядочение отношений внутри самой организации для достижения своих целей (поскольку бизнес-организации не могут влиять на общественные отношения путем принятия и обеспечения при необходимости принудительного исполнения нормативно-правовых актов. Речь может идти лишь о взаимовыгодных договорных взаимоотношениях организации с внешними субъектами, соблюдении законодательства и своих обязательств перед государством, социальной ответственности организации). В публичном администрировании можно выделить как управленческую деятельность, которая направляется за пределы соответствующего органа и регулирует определенные общественные отношения, так и управленческую деятельность, которая носит внутриорганизационный характер, направлена на регулирование административно-правовых и трудовых отношений внутри органа публичной власти.

    Тем не менее, большинство эффективных и действенных управленческих методов, технологий, способов и инструментов появились и прошли апробацию именно в бизнесе, и лишь потом интегрировались в систему публичного администрирования.

    Сфера интереса изучаемой дисциплины ограничена административным менеджментом именно в бизнес-организациях (business administration).

    Административный менеджмент как система управления состоит из двух подсистем: управляющей (субъект административного управления) и управляемой (объект административного управления).

    Субъектом административного менеджмента является администрация организации в целом, а не отдельный руководитель. (Руководитель, в свою очередь, является субъектом административной деятельности, содержание которой составляет выполнение организационно-распорядительных функций). В общем смысле под администрацией организации понимается её руководящий состав.

    Объектами управления в общем случае являются:

    1) отношения между людьми, которые возникают в тех функциональных областях деятельности организации, которые нуждаются в управляющем воздействии;

    2) отношения между представителями администрации организации по поводу управления.

    Объекты управления предприятий, некоммерческих организаций отличаются от объектов управления органов публичной власти (государственные органы, органы местного самоуправления), которые не наделены хозяйственной компетенцией.

    Рис. 2.1 – Административный менеджмент как система

    Влияние субъекта административного управления на объект представляет собой процесс административного менеджмента и осуществляется путем выполнения субъектом административной функции при помощи использования определенных административно-управленческих технологий и административных методов управления

    Административная функция выражает содержание (направленность) управляющего воздействия на объект административного управления.

    Методы управления – способы работы с конкретными инструментами, средствами управления, способы реализации функций управления.

    Административно-управленческие технологии – это способы непосредственного (прямого) оперативного воздействия на управляемый объект.

    Основой для реализации административно-управленческих технологий являются:

    • полномочия руководителей;

    • авторитет власти, связанный с возможность руководителей в рамках предоставленных им полномочий отдавать распоряжения для подчиненных;

    • принцип обязательного и точного выполнения подчиненными законных распоряжений, отданных руководителями в рамках их полномочий.

    Своё выражение административно-управленческие технологии находят в конкретных управленческих решениях, принимаемых коллегиально (советом акционеров, правлением и т.д.) или единолично соответствующим руководителем.

    studfile.net

    Административный и социально-психологический менеджмент

     

    Еще в начале 20 века менеджеров стали обучать административной работе на профессиональной основе. В административных школах США вырабатывались подходы к совершенствованию управления организацией в целом, все четче обозначалась роль и место административных работников в деятельности фирмы, расширялась бюрократия как положительное явление в управлении. Но становилось очевидным, что административная работа, основанная только на четком и жестком регламенте разработки и внедрения в управление людьми правил, процедур, инструкций, положений, приказов создавали мощный чиновничье-бюрократический аппарат, который входил в конфликт и противоречия с персоналом. Он сдерживал развитие производства, предпринимательства и бизнеса, пренебрегал человеком.

    Появление школ человеческих отношений, поведенческих школ, не только показало роль и место человека, личности в развитии производства, но и существенно содействовало переосмысливанию идеологии и технологии административной работы, соединению административного менеджмента с социально-психологическим.

    Эффективность А и С-П менеджмента решается и определяется следующими основными составляющими:

    - высоким профессионализмом и преданностью делу административных и руководящих работников организации;

    - расширением границ «производственной демократии»;

    - привлечением большого числа персонала к управлению фирмой и решению ее целей и задач;

    - созданием условий и возможностей для персонала иметь акции своего предприятия;

    - делегированием ответственности и полномочий подчиненным в процессе деятельности;

    - развитием социальных программ предприятия;

    - созданием социально-психологических служб, с привлечением необходимых экспертов и консультантов;

    - разработкой и внедрением в технологию управления фирмой четких, ясных правил, процедур, не ущемляющих прав и свободы личности;

    - тщательным отбором и повышением квалификации руководящего и административно-управленческого аппарата.

    Многие компании и организации внедряют в систему А и С-П менеджмента идеологию и технологию делегирования ответственности и полномочий руководителей своим подчиненным. Делегирование – это акт, который превращает человека в руководителя. Сущность такого управления заключается в умении добиваться выполнения работы другими. Ожидания и обязательства, создаваемые делегированием, могут стать мощной силой для обеспечения гармонии и единства цели. Такое делегирование ответственности и полномочий – это совсем не то, что имеет отношение к призывам о повышении чувства ответственности сотрудников. Быть ответственным – это значит отвечать за свои действия или упущения.

    Различают 5 причин нежелания руководителей и менеджеров делегировать полномочия:

    1. Заблуждение: «Я это сделаю лучше». Два соображения показываю ошибочность этого утверждения: во-первых, трата времени на задание, которое мог бы выполнить подчиненный, означает, что руководитель не сможет также хорошо выполнить другие обязанности; во-вторых, если менеджер не будет разрешать подчиненным исполнять новые задания, то они не смогут повысить свою квалификацию.

    2. Отсутствие способности руководить. Некоторые руководители и менеджеры так погружаются в повседневную работу, что пренебрегают более общей картиной деятельности. Они не в состоянии охватить долгосрочную перспективу в череде работ, не могут полностью осознать значение распределения работы между подчиненными.

    3. Отсутствие доверия к подчиненным. Если руководители действуют так, как будто не доверяют подчиненным, те, в свою очередь, станут работать соответствующим образом. Потеряют инициативность, почувствуют необходимость часто спрашивать, правильно ли выполняют работу.

    4. Боязнь риска. Так как руководители и менеджеры отвечают за работу подчиненных, то они могут испытывать опасения, что делегирование задания может породить проблемы, за которые им придется отвечать.

    5. Отсутствие выборочного контроля для предупреждения руководства о возможной опасности. Параллельно делегированию полномочий, руководство должно создать эффективные механизмы контроля для получения информации о результатах работы подчиненных. Обратная связь лает руководителю гарантии того, что проблема будет выявлена прежде, чем разовьется в катастрофу.

    Подчиненные избегают ответственности и блокируют процесс делегирования по шести основным причинам:

    1. Подчиненный считает, что удобнее спросить менеджера, что делать, чем самому решать проблему.

    2. Подчиненный боится критики за совершенные ошибки. Поскольку большая ответственность увеличивает возможность совершения ошибки, подчиненный уклоняется от нее.

    3. У подчиненного отсутствуют информация и ресурсы, необходимые для успешного выполнения задания.

    4. У подчиненного уже больше работы, чем он сможет сделать.

    5. У подчиненного отсутствует уверенность в себе.

    6. Подчиненному не предлагается каких-либо положительных стимулов дополнительной ответственности.

    Примерный перечень обязанностей подчиненных и руководителей на предприятиях с системой управления «делегирование ответственности и полномочий» на базе социально-психологического менеджмента».

    Обязанности подчиненного.

    - консультировать своего руководителя во всех тех случаях, когда тот должен принимать решение, затрагивающее участок работы подчиненного;

    - информировать своего руководителя о своем участке делегирования, как по специальности, так и по вопросам руководства в таком объеме и в такие сроки, чтобы руководитель сохранял общий обзор ситуации, и мог, в свою очередь, проинформировать своего руководителя о состоянии и ходе дел на данном участке работы.

    - интенсифицировать свой участок делегирования, т.е. постоянно думать над тем, как завтра можно улучшить то, что делается сегодня для достижения оптимальных результатов.

    - в положительном смысле сотрудничать со своими коллегами. При выполнении задач, затрагивающих их участки делегирования, он должен согласовывать с ним свои действия.

    - быть в курсе всех изменений в области деятельности, затрагивающих его участок делегирования. Это значит, что он должен постоянно работать над повышением своей квалификации.

    Обязанности руководителя.

    - предоставить своим подчиненным возможность для самостоятельных действий и решений. Он не должен принимать решения в пределах участка делегирования подчиненного, за исключением тех случаев, если он обнаруживает ошибку подчиненного, или в экстренных случаях – это ситуации, когда промедление опасно и без немедленного вмешательства предприятия или подчиненному может быть нанесен ущерб;

    - координировать действия подчиненных, имея в виду поставленные руководством цели;

    - обсуждать со своими подчиненными все ситуации, возникающие на их участках работы, но выходящие за рамки их компетенции (необычные ситуации с точки зрения подчиненного), получать от них консультацию и лишь после этого принимать решения;

    - информировать подчиненных о тех событиях, которые могут помочь подчиненному оптимально действовать и принимать решения;

    - осуществлять контроль деятельности своих подчиненных в форме выборочных проб и контроля результатов;

    - выразить похвалу подчиненному, стимулировать за особенно эффективную работу; постоянно поощрять подчиненных.

    Перечисленные выше обязанности не являются добровольными для руководителя. Это обязательные для выполнения внутрифирменные нормы поведения. Только при их соблюдении человек может считаться достаточно квалифицированным для занятия руководящей должности.

    Таким образом, АМ на базе делегирования ответственности и полномочий позволяет одновременно расширить возможности социально-психологического менеджмента в управлении персоналом.

    С-П менеджмент – это изучение, учет и развитие общественного мнения, С-П атмосферы в организации в целом и С-П климата. Это изучение, учет и развитие потребностей, интересов, настроений, социальных чувств людей как во внутренней среде фирмы, так и ко внешней среде ее бизнеса – среди потребителей, конкурентов, посредников. Это учет индивидуальных особенностей личности и, прежде всего, руководителей, неформальных лидеров, бизнесменов конкурентов, местных чиновников, представителей власти и т.п.

    Большое значение должно уделяться промышленной социальной психологии – деятельности персонала непосредственно на рабочих местах, в процессе работы. Здесь исследуются, учитываются, контролируются:

    - групповые нормы: традиции, нравы и правила поведения личности и групп в процессе работы и в отношении к работе, окружающим людям;

    - психологическая совместимость как склонность (сознательная или бессознательная) к взаимодействию с определенным лицом или группой;

    - состояние и перспективы развития руководства и лидерства в группе, когда менеджер, руководитель выступает как элемент организационной структуры, наделенной административными правами, а лидер – как элемент С-П структуры группы, доминирующей в ней на основе своего авторитета;

    - групповые решения как метод выбора линии поведения и действий, приемлемых для большинства персонала и которые в перспективе могут стать групповыми нормами опять же положительной или отрицательной направленности;

    - групповая психотерапия как механизм снятия личностного психологического напряжения за счет сопереживания, поддержки словом и делом, особенно тех, кто эмоционально неустойчив либо меланхолически закрыт в своих переживаниях;

    Многие ученые и ведущие менеджеры больших корпораций и компаний прогнозируют, что в 21 веке А менеджмент все более должен перерастать в С-П. (Зарождаются симптомы отчуждения многих людей от истинной культуры, искусства, нравственности. Люди становятся все более прагматичными, рациональными, материальные потребности, их рост у многих снижает интерес к духовному. В труде теряются такие ценности, как социальная, моральная). Пока это намечающиеся тенденции. Поэтому ученые и практики продумывают концепции, программы «упреждающего воздействия на мир чувств и духа» современного человека. Уточняются принципы, методы, формы и средства С-П работы с человеком, группы. Готовятся специалисты.

     


    

    infopedia.su

    Методы менеджмента: сущность, классификация.

     Сущность и виды методов менеджмента

    Осуществление функций менеджмента реализуется па основе использования особого инструментария, который включает различные методы.

    Метод менеджмента

    - это комплекс способов и приемов воздействия на объект управления, результатом которого является выполнение поставленных компанией целей.

    Слово "метод" греческого происхождения. В переводе обозначает способ достижения какой-либо цели. Основное содержание управленческой деятельности отражено в методах менеджмента. Характеризуя данные методы, важно раскрыть их содержание, организационную форму и направленность.

    Направленность методов менеджмента отражается в ориентации на систему (объект) управления (компания, подразделение, отдел, фирма и т.д.).

    Содержание характеризует специфику способов и приемов воздействия.

    Организационная форма - влияние на конкретную сложившуюся ситуацию. Данная ситуация может иметь прямую форму (непосредственное воздействие) либо косвенную (постановка задачи и организация стимулирующих условий).

    Практическая деятельность в менеджменте построена на комбинировании ряда методов; как правило, параллельно используются несколько методов и их сочетания. Классификация методов менеджмента является предметом дискуссий, как и многие другие составляющие науки управления.

    Как уже было сказано, характеристики методов, обуславливают их многообразие, для более удобного изучения и применения в практике управления разрабатывают классификации менеджмента. 

    Методы менеджмента разделяются на общие и конкретные.

    При этом общие методы относятся к системе управления в целом, без разделения на зоны функционирования, они не предназначены для решения каких-то узких задач.

     

    К группе общих методов относятся:

    • административные,
    • экономические
    • социально-психологические методы.

    Кроме того, существует три группы конкретных методов управления, которые направлены как раз таки на решение задач из какой-то определенной области. К ним относятся: 

    • методы управления функциональными подсистемами, 
    • методы реализации функций управления, 
    • методы принятия управленческих решений
    • методы, направленные на решение конкретной проблемы.

    По характеру воздействия методы управления бывают формальные и неформальными, а по направленности воздействия прямыми и косвенными.

    Методы прямого воздействия подразумевают воздействие на объект управления, предполагающее конкретный результат (например, директор приказал сотрудникам сдать отчеты до конца недели). Косвенные методы, в свою очередь, лишь создают условия для достижения работниками поставленных целей.

    Формальные и неформальные методы соотносятся со стилем управления в организации, и указывают на тот стиль поведения, который выбрал руководитель, так, руководитель может воздействовать на подчиненных с помо

    zaochnik.com

    Администрирование и менеджмент «как лед и пламень» управления?

    В предыдущей статье мы начали разговор о социальном управлении, которое представлено разными понятиями: администрирование, менеджмент, руководство. И остановились на том, что администрирование является важной составляющей управления, поскольку это — функциональное управление, главная задача которого заключается в оптимальном распределении работ и ресурсов по выполнению задач и достижению целей организации.

    Мы отметили главную особенность администрирования — это очень нужная, необходимая составляющая управления, но она — «безличностная». Главную роль здесь играет ФУНКЦИЯ, которую надлежит выполнять и начальникам, и подчиненным в соответствии с должностной позицией в иерархии управления. Поэтому администрирование очень «любит» должностную инструкцию, функционал, регламент, приказ, распоряжение, план, отчет и т. д. Администрированию очень «нравится» наводить порядок и добиваться исполнительности и дисциплины в организации…

    И все бы у администрирования отлично получалось, и безукоризненно бы работала формула управления Субъект→Объект, согласно которой подчиненные являются объектами управления, носителями и исполнителями возложенных на них функций, если бы не…

    У Булгакова квартирный вопрос испортил москвичей, а в управлении человеческий фактор «портит жизнь» администрированию, поскольку в реальности управленческой жизни главными действующими лицами являются не функции, а люди, выполняющие эти функции.

    Как только мы обращаемся к области управления, где:

    — люди из безликих объектов управления, наделенных функциями, обретая лицо и свойственные им человеческие черты, «превращаются» в субъектов и становятся действующими лицами;

    -люди воспринимаются как личности и становятся субъектами-индивидуальностями — уникальными, неповторимыми участниками, деятелями, и от вклада каждого зависит результат общей, совместной деятельности;

    -значимыми становятся не простые (а порой даже драматические) межличностные и межгрупповые взаимоотношения между участниками управления и их сложные взаимодействия, …

    … вот тогда-то мы и оказываемся в той области управления, которая называется «МЕНЕДЖМЕНТ», который, говоря словами П. Друкера, «касается человека и только человека»:

    Менеджмент касается человека, и только человека.Задача менеджмента — обеспечить совместную и эффективную работу людей, давая им возможность реализовать в максимальной степени свои сильные стороны и нейтрализуя их недостатки. Именно к этому сводится основная задача любой организации, именно поэтому менеджмент становится жизненно важным, определяющим фактором в решении этой задачи [1].

    Питер Друкер

    Начало этого направления в практике и теории управлении заложила доктрина «человеческих отношений», связанная с именами Э. Мэйо и М. Фоллет.

    ДЖОРДЖ ЭЛТОН МЭЙО- американский психолог и социолог, исследователь проблем организационного поведения и управления в производственных организациях, один из основоположников американской индустриальной социологии и доктрины «человеческих отношений».


    МЭРИ ПАРКЕР ФОЛЛЕТ—американский социолог, пионер в области теории организаций и организационного поведения. Паркер была одной из первых женщин, получившей предложение выступить в Лондонской школе экономики (School of Economics), где она обсуждала вопросы передового управления. Она была личным консультантом президента Теодора Рузвельта по вопросам управления некоммерческих, неправительственных и общественных организаций. Работы Мэри Паркер Фоллет заложили основу развития прогрессивных изменений в философии и практике управления, совершивших революцию в гуманизации управления.


    Именно М. Фоллет принадлежит определение менеджмента как «обеспечение выполнения работы с помощью других лиц». И ведь точнее и не скажешь! Каждый из нас, сталкиваясь с проблемами в управлении, как правило, испытывает трудности не в том, как выполнить работу самому. Чаще всего мы сталкиваемся со сложными для нас решениями, как сделать так, чтобы работа выполнялась другими; и делалась она ими с охотой, с желанием, а не под «дамокловым мечом» приказов и инструкций; и как добиться того, чтобы в процессе именно совместной деятельности сообща решались задачи и общими усилиями достигались цели образовательной организации.

    ?Как часто сталкиваемся мы с ситуациями, когда должностные инструкции есть, но они либо не выполняются, либо выполняются «с прохладцей» или совсем формально? Как часто бывает, когда согласно четко расписанному плану та или иная группа сотрудников должна выполнить порученное дело, действуя слаженно, а на поверку каждый, хоть он и работал согласно плану, при этом выполнял только свою функцию, нимало не заботясь об общем результате?

    smile

    — К пуговицам претензии есть?
    — Нет! Пришиты насмерть, не оторвёшь! М. Жванецкий «Кто шил костюм»

    Как тут не напомнить один из принципов Э. Мейо: «Сотрудничество в группе не появляется внезапно», который так и хочется продолжить: … а является результатом кропотливого труда менеджера, создающего условия совместной деятельности всех участников общего дела. И одним из важнейших условий является порождение, взращивание восприятия этого дела именно как общего, значимого для всех участников. То, что А. Файоль называл «единение персонала» и обозначил как последний из принципов административного управления, становится первым и важным в менеджменте. Достичь истинного единения персонала административными методами нам явно не удается, а вот менеджмент знает секреты этого. И первый, и главный его секрет — МОТИВИРОВАНИЕ!

    pen

    Поскольку наш разговор затронул вопрос о разных методах администрирования и менеджмента, то нам важно знать и различать такие понятия, как:

    СТИМУЛИРОВАНИЕ

    — прямое или косвенное (чаще всего, материальное) принуждение к совершению нужного действия. [2]

    МОТИВИРОВАНИЕ

    — создание условий, побуждающих человека быть заинтересованным в совершении действия, самому действовать.

    «Арсенал инструментов стимулирования широк, но эффект от них кратковременен. Период привыкания длится всего несколько месяцев»[3]. Многие из руководителей ОО наверняка согласятся с этим высказыванием, поскольку не раз на практике убеждались в том, как различные стимулирующие выплаты начинают очень быстро рассматриваться работниками само собой разумеющейся, обязательной добавкой к окладу.

    Когда мы говорим о мотивировании, то лучше всего характеризует его результат определение, которое дал Ричард де Чармс: БЫТЬ МОТИВИРОВАННЫМ — ЗНАЧИТ ОЩУЩАТЬ СЕБЯ ИСТОЧНИКОМ ДЕЙСТВИЯ. Речь идет о создании условий в ОО, при которых и педагоги, и дети, и их родители становятся именно СУБЪЕКТАМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, а не объектами нашего управления. «Ощущение себя источником» — вот то уникальное состояние, которое движет нами, когда нам интересно дело, которым мы занимаемся. И создание такой атмосферы в процессе совместной деятельности — одна из главных задач менеджмента в ОО!

    Мы еще не раз будем обращаться к вопросам о методах управления, а пока вернемся к главному отличию менеджмента от администрирования. Сейчас в педагогике стало очень модно говорить о личностно-ориентированном образовании. О корректности этого термина сломано немало копий. Но в контексте нашего разговора он подходит как никакой другой. Менеджмент — это личностно-ориентированное управление.

    МЕНЕДЖМЕНТ — ЭТО УПРАВЛЕНИЕ, ОБРАЩЕННОЕ К ЛИЧНОСТИ
    и ОСУЩЕСТВЛЯЕМОЕ ЛИЧНОСТЬЮ

    Это управление, при котором субъекты как носители функций (начальник, подчиненный; руководитель ОО, педагог) являются, прежде всего, ЛИЧНОСТЯМИ, обладающими определенными способностями, мировоззрением, установками, характерами и т. д.

    Американцы, говоря о менеджменте, почти всегда имеют в виду некоторую действующую организацию или наличие фигуры менеджера в ней как субъекта управления. Говоря о более общей обезличенной системе управления, они используют термин «administration» — администрирование.

    Евенко Л. И. Уроки американского менеджмента [4]

    ?Знакомы ли вам управленческие ситуации, когда администрирование «бессильно»? Например:

    …педагог, обладающий наивысшими категориями и всеми возможными наградами, кичливо возносится над своими коллегами и постоянно внушает детям и родителям, как им повезло учиться именно у него?

    …ученик разговаривает с сотрудником школы с нескрываемой усмешкой и высокомерием, при этом он весьма корректен в подборе слов и выражений?

    …родитель, бряцая служебным статусом и положением, всем своим видом и выбранным тоном разговора источает угрозу разнести нашу «богадельню»?

    …руководитель проводит «разбор полетов» так, что это действо превращается в разнос подчиненных «в пух и перья», в итоге вместо активных действий по исправлению ситуации у них опускаются руки, и возникает непреодолимое желание подать заявление об уходе?

    И это только малая толика примеров, когда администрирование не властно, и решить возникающие проблемы только административными методами, призвав к порядку, у нас никак не получается, поскольку «к функциям претензий нет», а есть вопросы к …личностям.

    ?Давайте задумаемся над тем, почему, кадровые вопросы управления по-разному называются в администрировании (РАБОТА С КАДРАМИ) и в менеджменте (УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ)?

    В одном случае — это административно-функциональные вопросы, связанные с приемом, переводом, увольнением, расстановкой кадров, премированием, взысканиями, повышением квалификации, аттестацией, награждением работников и т. д.).

    В случае управления персоналом (person — англ. личность) во главу угла ставятся вопросы результативной, эффективной и ответственной деятельности каждого работника, мотивации и рефлексии, развития индивидуальной и коллективной профессиональной компетентности, формирования и развития команд = командообразования, организационной культуры и организационного поведения, и т. д.

    В администрировании показателями работы с кадрами являются численность, вакансии, уровень образования, стаж, категории, количество награжденных и т. д.

    В кадровом менеджменте результаты проявляются как достижения в создании коллектива (групповая сплоченность, совместность и совместимость, причастность, взаимоуважение, взаимная поддержка и т. д.) и проявленная компетентность каждого и всей нашей организации как способность видеть проблемы, ставить и решать сложные профессиональные задачи и нести ответственность за результат деятельности ОО.

    Администрирование и менеджмент различаются не только принципами, задачами и методами. Наш управленческий лексикон тоже отражает их различие. В администрировании основными глаголами, которые не только чаще всего употребляются, но и несут базовую смысловую нагрузку администрирования, являются глаголы: ДОЛЖЕН и ОБЯЗАН.

    Менеджмент же в своей основе опирается на то, что субъект, выполняя определенные функции, зная и осознавая, что он должен делать, сам формирует «треугольник действия»:

    МОГУ + ХОЧУ = ДЕЛАЮ и делаю ХОРОШО.

    И мы еще не раз будем обращаться к этим глаголам, и, говоря о мотивировании (как достичь того, чтобы у работников ощущение «могу сделать» всегда сопровождалось интересом и желанием «хочу сделать» и побуждало к самостоятельному ответственному действию), и говоря о компетентности [5] (как достичь того, чтобы «могу и хочу» становились основой компетентного действия).

    «…фундаментом современного общества, экономики и человеческих отношений являются отнюдь не технологии. И не информация. И не производительность. Фундамент современного общества, экономики и человеческих отношений есть управляемая организация как общественный институт, целью которого является достижение результата. А менеджмент — это специальный инструмент, особая функция, специфический аппарат, который как раз и обеспечивает организации возможность достигать нужных результатов. Такое понимание вопроса требует совершенно новой парадигмы менеджмента…» [6].

    Питер Друкер

    А теперь настало время подвести черту в нашем сегодняшнем разговоре и выделить главные сущностные различия между управлением= администрированием и управлением=менеджментом:

    В управлении= АДМИНИСТРИРОВАНИИ субъект (работник) является ОБЪЕКТОМ управления, носителем возложенных на него ФУНКЦИЙ (С=Ф).

    В управлении=МЕНЕДЖМЕНТЕ субъект (работник) становится главным ДЕЙСТВУЮЩИМ ЛИЦОМ!), УЧАСТНИКОМ совместной деятельностиС), РАЗВИВАЮЩЕЙСЯ ЛИЧНОСТЬЮ ) в РАЗВИВАЮЩЕМСЯ КОЛЛЕКТИВЕ (С↔С).

    Завершая разговор о различии администрирования и менеджмента необходимо сделать важный акцент на том, что неверно будет рассматривать одну составляющую управления как важную и главную, а другую — как второстепенную. И уж тем более нельзя определять какую-либо из них как правильную и верную, а другую как ошибочную; одну считать устаревшей, а другую — современной и т. д.

    Администрирование и менеджмент представляют собой две важных составляющих социального управления, и одна не живет без другой…

    «Очень даже живет», — удрученно возразят мне коллеги, имея в виду повсеместное усиление администрирования. И будут правы.

    Но ведь мы ведем речь об эффективном управлении. А эффективность связана с рациональным (ratio /лат./- разум) использованием ресурсов. Согласна, что административный ресурс является сейчас ведущим в достижении дисциплинирующего эффекта в управлении, зато внутренней мотивации он не только не добавляет, а наоборот, порой сводит ее к нулю.

    При этом даже самый «наиадминистративнейший» начальник в глубине своей «административной души» хочет, чтобы его подчиненные всегда работали с большим желанием, проявляли искренний интерес к работе, осознавали всю меру своей ответственности и осмысленно брали эту ответственность на себя… А вот это уже вопросы менеджмента.

    Администрирование и менеджмент для многих управленцев представляют собой отдаленные друг от друга противоположные «полюсы» деятельности, поскольку они решают разные задачи управления (функциональные и мотивационные). Но ведь противоположности притягиваются! И наша задача как раз и заключается в том, чтобы соединить, объединить эти составляющие в единое целое — социальное управление!

    Сейчас нам кажется, что объединение администрирования и менеджмента, различных «как лед и пламень», опирающихся на разные принципы и решающих разные задачи, невозможно. Но мы вернемся к этому вопросу, когда будем говорить об управляющей системе ОО, включающей в себя и администрирование, и менеджмент профессиональной деятельности, и мотивационный менеджмент государственно-общественного управления, объединяющий всех участников образовательных отношений для решения общих задач деятельности ОО.

    А пока в нашем разговоре остается открытым вопрос о том, что такое руководство, и как оно связано с администрированием и менеджментом. Об этом мы и будем говорить в следующий раз.

    Литература

    [1]. Друкер, Питер, Ф. Энциклопедия менеджмента. : Пер. с англ. — М. : Издательский дом «Вильямс», 2004. — 432 с., С.28.

    [2]. Королев, В. А. Стимулирование и мотивация в свете системно-процессного моделирования (СПМ).- [Электронный ресурс]. / В. А. Королев // Консультационно-методический центр СЕРТИКОМ 2009. — Режим доступа: http://www.certicom.kiev.ua/Stimul-motiv.html.

    [3]. Там же.

    [4]. Евенко Л. И. Уроки американского менеджмента (вступительная статья)// Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента.- Москва: Издательство «Дело», 1997. — 704 с.

    [5]. Ильязова, М. Д. Инвариантная структура компетентности субъекта деятельности /М. Д. Ильязова // Вестник Астраханского государственного технического университета. — 2009. — № 1 (48). — С. 166–172.;

    [6]. Друкер Питер, Ф. Задачи менеджмента в XXI веке / Пер. с англ.: Уч. пос. — М.: Издательский дом «Вильямс «, 2000. — 272 с., С. 64.

    eduface.ru

    это осуществление контроля. Отличие администрирования от менеджмента

    На каждом предприятии любого уровня должно присутствовать управленческое звено, координирующее деятельность всего предприятия в целом. Без таких специалистов невозможно должное функционирование ни одной более менее крупной организации.

    Что такое администрирование

    Администрирование – это контроль деятельности предприятия, отдельных его подразделений и единиц персонала. Данный процесс осуществляют руководители, специалисты, исполнители управленческого аппарата, обычно состоящие в организации на верхнем уровне.

    Администрирование – это процесс управления человеком в качестве единицы персонала предприятия, то есть он не рассматривается как личность. Субъект контролирует объект администрирования на предмет надлежащего исполнения правил, предписанных внутренним распорядком организации.

    Задачи администрирования

    Администрирование как организационно-методический процесс направлено на обеспечение администратором и его помощниками комплекса неких норм действий персонала предприятия, таких как:

    • положения, устанавливающие права работников;
    • ограничения в их деятельности;
    • обязанности персонала;
    • процедуры, выполняемые ими и по отношению к ним.

    Основные задачи администрирования являются элементами сложной системы организации деятельности персонала.

    Субъект администрирования выполняет следующие задачи:
    • руководство деятельностью организации в целом;
    • регламентация прав и полномочий рядового персонала и управленческих кадров;
    • контроль за исполнением всех задач, возложенных на персонал;
    • распоряжение ресурсами, как кадровыми, так и финансовыми;
    • регулирование работы специалистов;
    • организация делопроизводства и документооборота;
    • информационное обеспечение руководящих процессов.

    Ресурсы администрирования

    Администрирование – это комплекс последовательных действий, которые администратор осуществляет при помощи определенных ресурсов:

    • правил формирования субъектов и объектов менеджмента как отдельных элементов единой организационной системы;
    • порядков построения управленческих процессов в виде циклов и последовательностей;
    • регламентов функций, закрепленных за определенной должностью;
    • форм взаимосвязей внутри структуры организации;
    • процедур осуществления управления, его построения, обоснования и разработки.

    Функции администрирования

    На администратора возложены следующие функции:

    • обеспечить стабильность и определенность в функционировании, содержании, составе и построении всех подразделений организации;
    • создать и содействовать строгой организации целенаправленного характера;
    • обеспечить универсальный подход к администрированию и существованию в реальных рыночных условиях;
    • унифицировать формы взаимодействия с внешними деловыми партнерами;
    • обеспечить необходимые преобразования внутри организации.
    Администрирование в процессе управления предприятием чаще всего проявляется такими процедурами:
    • выработка модели взаимодействия подразделений;
    • обозначение целей организации и обеспечение их выполнения;
    • распределение функций между работниками;
    • планирование процесса управления, а также его поэтапная реализация.

    Чем отличается администратор от менеджера

    Такие понятия, как менеджмент и администрирование, очень близки друг другу, и очень часто люди некомпетентные путают одно с другим. Но это в корне неверно, хотя они оба подразумевают осуществление управления предприятием, отделом, штатом.

    Администрирование – это действия соответствующего сотрудника, направленные на контроль детального выполнения заданий, заказов, поставок, графиков, планов, критериев, то есть учет каждой мелочи, обеспечивающей успех предприятия.

    Менеджмент – это прежде всего мотивирование персонала предприятия на обеспечение лучшего результата его функционирования.

    У менеджера гораздо больше прав, в отличие от администратора, его ответственность выше, и, следовательно, круг обязанностей гораздо шире. В его полномочия входит принятие решений, которые могут повлиять на репутацию и состояние компании.

    Администратор выполняет большей частью прикладные функции: контролирует выполнение сотрудниками заданий, организует трудовую деятельность, общается с клиентами. В общем, исполняет распоряжения руководства в отношении нижестоящих сотрудников.

    Чтобы внести предельную ясность, стоит обозначить основные отличительные признаки менеджера и администратора:

    1. Образование. Менеджер должен иметь вузовский диплом, а администратору достаточно среднего или профессионально-технического образования.
    2. Полномочия. Администратор ограничен четкими инструкциями и регламентом, а менеджеру предоставлен более широкий круг как обязанностей, так и прав.
    3. Личные качества. От администратора требуется внимательность, исполнительность и дисциплина, а менеджер должен быть решительным, креативным и инициативным.

    Таким образом, можно сделать вывод, что администрирование – это выполнение четких инструкций руководства по контролю за действиями рядового персонала и отдельных подразделений.

    fb.ru


    Смотрите также