Шаровая краска что это такое


Шаровая краска: описание, характеристики, применение

Названия красок в большинстве случаев происходят от их состава — акриловая, воднодисперсионная, масляная. Шаровые ЛКМ из этого правила являются исключением. Свое название они получили не по составу, а по цвету. Шаровые краски могут использоваться как в быту, так и в живописи или даже военной области. Объединяет их одно — серо-дымчатый цвет.

Откуда взялось название

Когда-то давно слово «шаровый» на Руси означало «яркий», «пестрый». Позднее, в XVIII-XIX вв. выражение претерпело значительные изменения. Шаровой начали называть не слишком броскую дешевую «дикую» краску из мела и сажи. Такое средство в те времена использовалось в основном лишь для нанесения грунта под главное изображение.

Еще позднее шаровыми начали называть составы, применявшиеся для отделки и маскировки военных судов. Такие средства имели голубовато-дымчатый оттенок, что позволяло военным кораблям оставаться незаметными для противника на расстоянии, сливаясь с волнами и небом. Использовались ЛКМ этого типа в прошлом (как, в принципе, и сегодня) только для военных судов. Гражданские корабли чаще окрашивались в черный цвет. Сегодня для таких судов используются белые, темные, голубые и т. д. ЛКМ.

В серый цвет того же оттенка, что применялся для военного судна, окрашивались в прошлом и защитные каски служащих на нем моряков. Корпуса кораблей, как известно, уже очень давно изготавливаются из металла. Деревянные суда давно канули в Лету. А поэтому для отделки кораблей уже несколько столетий используются влагостойкие серые шаровые краски по металлу.

Какие существуют разновидности

Сегодня шаровой называют практически любую краску, имеющую серо-дымчатый оттенок. В продаже имеются такие средства, предназначенные для отделки:

  • металла;

  • дерева;

  • бетона.

При желании в наше время можно приобрести шаровую эмаль или, к примеру, акриловое средство этой разновидности.

Эмали

В данном случае шаровая краска обычно идет в гамме под № 518. Выпускают такие средства многие производители. Но наибольшей популярностью у населения пользуется алкидная шаровая эмаль ПФ-115. Этот глянцевый материал изготавливается на светлом лаке с добавлением пигментов.

Подходит шаровая краска ПФ-115 для отделки разного рода предметов и конструкций как на улице, так и в помещении. Использовать эту эмаль при этом допускается для отделки и металла, и дерева. Также это средство может использоваться для обработки ранее окрашенных эмалями или масляными ЛКМ поверхностей.

К плюсам ПФ-115, в том числе и шаровой, потребители относят:

  • высокую укрывистость;

  • стойкость цвета;

  • хорошую степень блеска.

Расход такой краски составляет примерно 1 кг на 6-10 м2 в зависимости от исходного цвета поверхности.

Акриловая краска

Средства этой разновидности используются в основном для обработки бетона и штукатурок любых типов. Цвет шаровая краска акриловая имеет серый, но применяют ее не только в качестве грунта, но и как основное средство отделки таких материалов. Использовать акриловые составы, в зависимости от добавок, можно в помещениях или на улице.

Чаще всего ЛКМ этого типа применяются именно в строительной сфере. Но акриловые краски могут использоваться также и в живописи или при выполнении разного рода дизайнерских работ. Часто с применением таких ЛКМ, к примеру, наносятся рисунки на автомобили.

Очень популярной у населения является также акриловая шаровая краска АКР-42, предназначенная для отделки моделей кораблей. К преимуществам этого средства, помимо всего прочего, относят то, что оно не дает вредных испарений. Обрабатывать модели корабликов с помощью кисточки такой краской могут без вреда для себя дети от 5 лет. Выпускает это качественное ЛКМ отечественная компания «Звезда».

К плюсам краски АКР-42 потребители относят:

  • износостойкость;

  • плотную текстуру, позволяющую окрашивать кораблики в один слой;

  • простоту нанесения;

  • устойчивость к УФ-лучам.

Достоинством этого средства считается и его относительно невысокая стоимость. За 12 мл шаровой краски АКР-42 «Звезда» нужно будет заплатить всего около 100 р.

Военная краска

Конечно же, и в наше время корабли чаще всего окрашиваются с применением именно шаровых ЛКМ. В данном случае для обработки корпуса судов могут использоваться средства этой разновидности трех основных оттенков:

  • серые;

  • темно-серые;

  • светло-серые.

Зачастую даже случается так, что одна часть корабля бывает окрашена шаровым ЛКМ одного оттенка, а другая — другого. Но выбираются серые краски для корпуса в первую очередь с учетом цвета воды той части океана или моря, где судно используется чаще всего.

Помимо кораблей, шаровая краска может применяться и для обработки корпусов другой военной техники, к примеру, автомобильной. На судах же такими средствами окрашивали в прошлом и обрабатывают сейчас всю надводную часть, а также трубы, мачты и надстройки.

Рецепты шаровой корабельной краски

Сегодня ЛКМ этой разновидности изготавливаются по современным технологиям с использованием разного рода добавок, повышающих износо- и влагостойкость покрытий, а также специального пигмента. В прошлом же серые шаровые краски делали, конечно, по менее продвинутым методикам.

Рецептов замешивания средств, предназначенных для отделки корабля, в прошлом существовало несколько. Но основными компонентами такой краски всегда были свинцовые или цинковые белила, малярная олифа, сухая лазурь и сажа.

Иногда в краситель могли добавляться также такие дополнительные ингредиенты, как скипидар или сухой милари. Делали краску для судов часто прямо на борту.

Изготовленные по разным рецептам средства несколько различались в оттенках и использовались для окрашивания частей корабля, согласно табели, помещенной в стандарте. Самую часто применяемую шаровую краску делали из 57,3% цинковых белил, 0,5% сажи и 42,2% малярной олифы.

В наше время шаровые ЛКМ также зачастую изготавливаются непосредственно на кораблях. Но конечно же, каких-либо сложных компонентов моряки при замешивании такого средства не используют. В большинстве случаев шаровую краску на кораблях сегодня делают с использованием уже готовых ЛКМ. То есть персонал просто перемешивает в одной емкости необходимое количество белой, черной и синей эмали.

fb.ru

что такое шаровая краска - Алексей Царев — ЖЖ

? LiveJournal
  • Main
  • Ratings
  • Interesting
  • 🏠#ISTAYHOME
  • Disable ads
Login
  • Login
  • CREATE BLOG Join
  • English (en)
    • English (en)
    • Русский (ru)
    • Українська (uk)
    • Français (fr)
    • Português (pt)
    • español (es)
    • Deutsch (de)
    • Italiano (it)
    • Беларуская (be)

altsarev.livejournal.com

Краска шаровая что это - Ремонт и стройка от Stroi-Sia.ru

Шаровая краска что это такое

Почему серая краска называется шаровая ?

Ею красят боевые корабли (и не только). Откуда пошло такое название?

( вопрос проскакивал пару лет назад, но ответа не было: вот тут )

Дополнен 6 лет назад

Спасибо за ответ, Foxius!

Интересное объяснение. Но странное.

Согласитесь: Краска цвета краска )))

википедия, к-сожалению, не всегда может похвастаться точностью.

Много туда стереотипов и общераспространённых заблуждений перекочёвывает.

Но зато отсылка к Фасмеру оказалась более плодотворной!

(к своему великому стыду до сего дня не подозревал о существовании такой полезной книги как

Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера ):

Шаровый — прил. устар. 1. Серо-дымчатый… (Современный толковый словарь русского языка Ефремовой)

Похоже это всё объясняет.

И видимо не только это:

Так ВОТ почему на руси была так популярна кличка для собак Шарик :

1) Шарик от шарый , серый — скорее всего, так и есть.

Кубовые красители образуют яркие окраски широкой гаммы цветов и оттенков, отличающиеся высокой устойчивостью к физ.-хим. воздействиям. Прир. кубовые красители (индиго и 6,6 -диброминдиго) были известны в древности индиго восстанавливали в чанах — кубах , отсюда и назв. красителей.

Защитная — шаровая окраска.

Защитить изделия из металла, сделать экономично, сохранив приемлемый внешний вид и лёгкость дальнейшего содержания и обслуживания, позволяют современные технологии порошковой окраски. Порошковое покрытие служит отличной альтернативой жидкой окраске металлоизделий, изделий из алюминия и алюминиевых сплавов, прекрасно стыкуется с Единой системой защиты от коррозии и старения изделий.

Шаровая — серая — защитная. Защитная во всех смыслах, серая краска. Цвет — мало восприимчив к загрязнению, и не акцентирует внимание на рабочих конструкциях. Предлагаемое покрытие обладает меньшей пористостью, достижимой покрытием в один слой — что автоматически придаёт улучшенные антикоррозийные и ударопрочные свойства по сравнению с обычными красками, достигается более высокое качество покрытий и их эксплуатационных свойств. Покрытие изделий можно осуществлять без предварительной грунтовки поверхности.

Большая прочность порошкового покрытия сводит к минимуму повреждение окрашиваемых изделий при транспортировке, в сочетании с предлагаемыми компанией «Палитра» вариантами упаковки — минимизирует возможные издержки.

Осуществляем окраску металлоизделий максимальных размеров 800х1800х7000мм и 1150х1700х2950мм. Автоматическая линия окраски импортного производства для окраски длинномеров 150х1250х7000мм.

Подготовка поверхности по технологии Хенкель обеспечивает лучшую адгезию (сцепление) с поверхностью полимерного покрытия на основе порошковой краски и гарантирует его стойкость и ударопрочность.

Шаровая покраска — лучший выбор средств противокоррозийной и иной защиты — Порошковое покрытие Палитра , уверенно противостоит разрушительным атмосферным, нагрузочным факторам, обладает всеми необходимыми защитными свойствами, снижает эксплуатационные и капитальные затраты.

На северном флоте военные корабли красят шаровой краской. Откуда такое название?

Голосование за лучший ответ

Secret Искусственный Интеллект (827778) 4 года назад

а эта стала шаровая

кубовый — васильковый, ярко синий, ультрамариновый, индиговый, синий, сапфирный, сапфировый

Кубовые красители образуют яркие окраски широкой гаммы цветов и оттенков, отличающиеся высокой устойчивостью к физ. -хим. воздействиям. Прир. кубовые красители (индиго и 6,6 -диброминдиго) были известны в древности индиго восстанавливали в чанах — кубах , отсюда и назв. красителей.

Шаровый цвет — это серо-дымчатый цвет. Шаровая краска изготавливается из белил, мела и сажи

В Этимологическом словаре Преображенского, кстати, так и написано: Шара — дикая краска (у маляров) . Т. е. слово пришло в массы из малярного ремесла.

Фасмер: ШАР — Ближайшая этимология: II краска , церк. русск. -цслав. шаръ краска , шарити красить , шаръчи художник (Ио. Леств. ХII в. см. Срезн. III, 1582),

ст. -слав. шаръ crоma (Супр.). болг. шар пятно пестрый ,

я смеюсь, что цвет Шарика.

Ru Мыслитель (6940) 4 года назад

цитата с одного форума:

Обратив внимание, что у Даля в статье Шар упоминается термин дикая краска решил порыться и найти, что называют так, например, маляры. Итак, как указывает Даль это есть мел смешанный с сажей. А каков цвет?

Сохранилось описание Кутузовской избы, сделанное еще до пожара: «Как наружный, так и внутренний вид избы сохранился и по настоящее время, в том же самом виде, в каком она была во время 1812 года. По-прежнему обшита тесом и окрашена дикою краскою (дикая краска — сероватая, серая, пепельная с голубовато-серым оттенком). с тесовой крышей, тоже окрашенною, с тремя створчатыми окнами на улицу и с светличкой. felee.narod.ru/xix.htm

В Этимологическом словаре Преображенского, кстати, так и написано: Шара — дикая краска (у маляров) . Т. е. слово пришло в массы из малярного ремесла.

Ну а дальше дело за Фасмером: ШАР — Ближайшая этимология: II краска , церк. русск. -цслав. шаръ краска , шарити красить , шаръчи художник (Ио. Леств. ХII в. см. Срезн. III, 1582), ст. -слав. шаръ crоma (Супр.). болг. шар пятно пестрый , сербохорв. ша? ра пестрота , шаґрац конь пегой масти , словен. «а? r м. «aґrа ж. пестрый, пятнистый , «aґrа ж. пестрота . Распространение этого слова говорит в пользу раннего заимствования из тюрк. ср. чув. saўrlа красить , saўraў краска .

Особенности и применение эмалевой краски

Во время каждых ремонтных работ хозяин задумывается о цветном покрытии пола, стен и других элементов интерьера. Часто выбор падает на эмалевые краски. Они обладают рядом неоспоримых достоинств, которые привлекают покупателей. Что такое эмалевая краска, каковы ее плюсы и минусы, разновидности данных средств, расскажем в данной статье.

Особенности и преимущества

Многие считают, что эмаль и эмалевая краска – одно и то же, однако это совершенно неверно. Эмаль является стекловидным покрытием, в состав которого входят кварцевые частицы, металлическая щелочь, цветной пигмент и другие составляющие. Когда эмалью покрывают поверхность, ее обрабатывают особым термическим образом, что обеспечивает прочность и износостойкость предмета. Нередко эмалью покрывают посуду, керамику, поверхности ванной.

Эмалевая краска была создана химиками, которые смогли насытить пентафталевую олифу особыми смолами из алкиды. В отличие от них обыкновенные краски изготавливают на масляной основе натуральной олифы. Этот пункт производители отмечают на этикетке с информацией о составе. Наличие пентафтала отмечают буквами ПФ, масляные материалы имеют аббревиатуру MA. Первая имеет равномерное, плотное и блестящее покрытие, для многих эти факторы являются решающими при выборе.

Эмалевые лакокрасочные материалы представляют собой гелеобразное или водянистое средство, где присутствует органический раствор, образующий пленку. Данный процесс происходит, благодаря наличию в составе лака или алкидной смолы. Некоторые производители используют другие составляющие, но с аналогичными химическими свойствами.

После высыхания краски на основании образуется плотная пленка, выполняющая защитную функцию и повышающая износостойкость поверхности. Защищает она от истирания, неглубоких царапин, грязи и воды, благодаря своим отталкивающим свойствам.

Данный пункт важен для многих хозяек, которые не любят или не могут тратить много времени на уборку. Поверхность с эмалевым покрытием достаточно протереть влажной тряпкой, и она вновь обретет свой первоначальный вид.

Еще одним большим преимуществом эмалевых лакокрасочных материалов является их невероятный блеск, который придает основе богатый и красивый вид. Данное свойство зависит не столько от пленкообразователя, сколько от специальных добавок.

Большинство профессиональных маляров предпочитают красить поверхности именно эмалевыми средствами: работать с ними легко, они отлично наносятся и ложатся равномерным слоем. Наносить их можно на древесину, грунт и металл.

Эмалевые краски можно красить в один слой. Современные производители предлагают широкий ассортимент данных материалов, имеющий разнообразную палитру цветов. Любой покупатель сможет выбрать себе цвет в зависимости от необходимого оттенка и собственного вкуса. Демократичная цена товаров дает эмалевым лакокрасочным средствам большее преимущество перед масляными аналогами.

Помимо такого количества плюсов, эмалевые краски имеют нюансы, которые нужно учитывать при покупке. Большим минусом является токсичный и резкий запах, отсутствующий в обыкновенных красках. Работать с эмалевыми разновидностями следует аккуратно. Необходимо надевать респираторную маску для защиты организма от токсичного отравления. Хранение банок должно происходить особым образом. Они должны стоять исключительно в вертикальном положении (как можно дальше от детей).

Классификацию эмалевых красок осуществляют по составу. Их очень много, выделим наиболее распространенные.

Нитроцеллюлозные

Главным компонентом данного состава является нитрат целлюлозы. Помимо него в составе имеются пигменты, специальные добавки, наполнители и растворитель. Как правило, такими составами красят металлические, бетонные и древесные поверхности. Продают эти краски в банках, либо баллонах. Они имеют токсичный, едкий запах. Нитроцеллюлозные краски не сочетаются с другими видами.

Ни в коем случае нельзя наносить масляную краску на нитроцеллюлозный состав: она может свернуться. В случае соприкосновения этих двух материалов основа покроется мелкими пузырьками и может вздуться.

Кремнийорганические

Большим плюсом этого лакокрасочного средства является возможность его нанесения на любую основу. Эти составы полностью влагоустойчивы, они обладают повышенной плотностью и достаточно износоустойчивы.

При желании можно нанести данный материал на высохшую акриловую краску.

Пентафталевые и глифталевые

Данные эмалевые продукты похожи с масляным подвидом, так как изготавливают их из совмещенных и искусственных олиф после модификации алкидами. Эти материалы можно совмещать с акриловыми и эпоксидными красками.

Акриловые

Данные составы производят на основе латекса. Они имеют водную консистенцию, комбинировать их можно лишь с красками на основе воды. При проведении специальной подготовки возможно комбинирование и с другими видами красящих смесей.

Уретановые и алкидно-уретановые

Данные эмалевые краски достаточно прочные и износостойкие, поэтому их можно наносить поверх масляных, эпоксидных и пентафталевых лакокрасочных покрытий.

Алкидные

Данный вид красок является самым популярным и продаваемым. Алкидная эмаль имеет высокую стойкость к атмосферным явлениям, химическим средствам, минеральному маслу, бензину. Если нанести ее в два слоя на подготовленную грунтовкой поверхность, она сохранит свои характеристики в течение 3 – 4 лет. Образуемая пленка устойчива к изменениям температурного режима вплоть до -50 градусов. Применять ее можно для внешних и внутренних работ.

Грунт-эмаль

Данное средство представляет собой сочетание антикоррозийных частиц и пигментов, которые растворяются в алкидной среде. Во время изготовления в состав добавляют органические вещества, а также целевые компоненты.

Средство достаточно быстро застывает, образует равномерное и прочное покрытие, устойчивое к коррозийным процессам и атмосферным явлениям. За счет этого состава можно значительно сэкономить время на проведение подготовительных работ перед покраской.

Шаровая

Эти краски имеют особое назначение. Несмотря на один возможный цвет, представленный в разных оттенках (серый), шаровые краски востребованы. Ими красят борта военных кораблей.

О преимуществах эмалей разных видов вы узнаете, посмотрев следующее видео.

Как выбрать?

При покупке эмалевого лакокрасочного продукта следует обратить внимание на некоторые детали, которые важны и помогут определиться с выбором.

  • Следует внимательно осмотреть банку со всех сторон. На ней не должно быть вмятин или других повреждений. В случае нарушения герметичности внутренний состав может потерять свои характеристики.
  • Посмотреть нужно и на срок годности, так как старая краска не даст нужного эффекта.
  • Следует поискать на банке надпись «ГОСТ»: это будет гарантировать высокое качество продукта.

Рекомендуется обратить внимание и на код лакокрасочного материалу, он указан крупными буквами и цифрами на лицевой стороне упаковки.

Необходимо заранее позаботиться о том, чтобы изучить значение каждого символа. Первыми являются буквы ПФ, обозначающие пентафталевую основу краски, далее идут три цифры. Первая помогает определить, для какого вида работ предназначен товар (1 – наружных, 2 – внутренних). Следующие две цифры указывают на номер краски в каталоге.

Одним из лучших отечественных производителей является компания «Лакра», выпускающая покрытия любого вида. Широкая палитра представлена красками любых цветов (особо востребованы белые, красные, черные, зеленые, желтые, темно-синие тона).

Как использовать?

Эмалевые лакокрасочные материалы имеют свою инструкцию по применению. Наносить их следует особым образом. Изначально следует тщательно подготовить основание: в противном случае краска может начать отслаиваться в течение недели после покраски. Для подготовки поверхности нужно полностью убрать старый слой краски, однако и тут есть небольшие нюансы.

  • Предыдущее покрытие удаляют только в случае, если оно легко отслаивается.
  • Если же оно слишком плотное, придется очистить его и обработать крупнозерновой наждачкой, затем необходимо убрать пыль и помыть основание теплой содовой водой, а затем – обычной чистой.

После высыхания основы можно приступать к покраске. При необходимости нужно развести материал специальным растворителем и размешать. Затем эмалевую краску наносят тремя слоями, причем наносить каждый слой следует после застывания предыдущего.

Краска серая шаровая

  • Размер шрифта: БольшеМеньше
  • Просмотров: 840
  • Подписаться на обновления поста
  • Печатать
  • Поделиться

Текст этот я писал в качестве постскриптума к своей рецензии на роман Ксении Букши «Рамка», в котором – романе – мне, например, очень понравился финал. И захотелось написать о специфике отечественных финалов не только в литературе, но и в жизни. Однако написанное «про жизнь» к рецензии прикладывалось плохо: не тот жанр, да и к роману Букши текстик мой отношение имеет косвенное, – поэтому саму рецензию я сдал для публикации в журнале, а «посткриптум» к ней вывешиваю здесь, на сайте «Фонда НМ».

Речь пойдет о «большой политике» и СССР на «мировой арене» в 70-е годы. В частности, об одной африканской Республике, которая поначалу правильно освободилась от колониального гнета, но потом глава Республики, вчерашний «прогрессивный государственный деятель» и «верный друг СССР», начал стремительно превращаться в «кровавого диктатора» и «марионетку Запада». Стерпеть такое мы, естественно, не могли. Началась сложная и долгая работа на дипломатическом фронте, и не только «дипломатическом». На территории соседствующей с Республикой страны сформировалось «правительство в изгнании», на границе проходила обучение достаточно внушительная для тех регионов армия «повстанцев», вооруженных новенькими автоматами Калашникова, минометами, гранатометами и прочим, а также – нашими военными советниками.

О финале этого сюжета нам с другом рассказывал бывший картограф, ныне военный пенсионер Н.Н.

В самом начале 70-х совсем еще молоденьким лейтенантом Н.Н. получил ответственейшее задание: срочно подготовить комплект карт местности той самой Республики и перебросить их в Одессу для дальнейшего следования в Африку морем. Карты должны были упаковать в деревянные специальной конфигурации ящики, покрашенные особой краской: серой шаровой. Естественно, вся работа в режиме строжайшей секретности. Н.Н. отправил в хозотдел заявку с чертежами ящиков, убедился в наличии серой шаровой краски на складе и начал работу с картами. Уложился в неделю.

Но ящики запаздывали. Прождав еще несколько дней, Н.Н. отправился в столярный цех. «К концу месяца сделаю, – сказал столяр дядя Миша. – Что значит срочно? У меня гора заявок, подписанных, извини, не лейтенантом, а майорами и полковникам. И всем срочно. А здесь армия. Дисциплина. И свой воинский долг я буду исполнять по мере поступления заявок», – закончил дядя Миша и повернулся к Н.Н. спиной.

– Если очень надо, поставь бутылку, – посоветовал случившийся рядом подсобник. – А лучше две.

– Ага, – сказал дядя Миша, увидев бутылки. – Приходи завтра к вечеру, часов в восемь. Заберешь ящики.

«Завтра, часов в восемь» Н.Н. нашел дядю Мишу в курилке, раскинувшимся на скамейке. Рядом на полу спали еще двое. Пересчитав пустые бутылки, аккуратно («армия, воинская дисциплина») составленные в угол, Н.Н. понял, что будить бесполезно. Следующие несколько дней Н.Н. прожил в столярном цеху, карауля просветления дяди Миши. Наконец ящики были готовы. Н.Н. двинул на склад за краской.

– А нету краски, – сказали ему. – Была, не отпираюсь. Но сейчас нет. Закончилась.

– А если поискать? – приоткрыл Н. портфель-дипломат с заготовленной бутылкой.

– Ну тогда в Малаховку надо ехать. К Лехе. Это он все забрал. Может, у него что осталось.

Леха в Малаховке сострадательно затряс головой: «Где ж вы раньше-то были? Позавчера только закончил сарай красить. Чуть-чуть не хватило, пришлось угол зеленой докрашивать. Но не страшно – угол возле забора, а там кусты. Так что угла не видно будет».

И Н.Н., стиснув зубы, начал обход-объезд московских хозяйственных магазинов (еще раз: время действия – 70-е годы).

– Да, – говорили ему в магазинах, – такая краска у нас бывает. Редко, но бывает. Нет-нет, это не дефицит. Просто ее сейчас нет. Нигде.

Но Н.Н. повезло – завмаг хозяйственного на Коломенской сказал: «Дуй в Зеленоград. Оттуда жаловались, что завалили их этой краской».

Серую шаровую краску Н.Н. купил в Зеленограде. Покрасил ящики, высушил, уложил карты, заколотил ящики, взял в помощь двух солдат и загрузился в поезд на Одессу.

– Блин! – охнул в Одессе офицер соответствующих войск, расписавшись в получении груза из Москвы. – Ну и куда мне теперь девать ваши карты? Последнее судно в Африку ушло неделю назад, и я уже отрапортовал о переброске всего необходимого. Ну да ладно, чего-нибудь придумаем. А вот за ящики спасибо. Ящики классные. Пригодятся.

Тем временем «повстанческая» армия, разделившись на четыре ударных группы, перешла на территорию Республики в четырех достаточно удаленных друга от друга точках границы и была разбита правительственными войсками наголову в течение первых же пяти суток боевых действий. Причиной поражения «повстанцев» военные наблюдатели назвали плохую ориентацию на местности и, соответственно, неспособность организовать необходимое взаимодействие колонн.

stroi-sia.ru

Шаровая краска: краткое описание, характеристики, применение

Названия красок в большинстве случаев происходят от их состава — акриловая, воднодисперсионная, масляная. Шаровые ЛКМ из этого правила являются исключением. Свое название они получили не по составу, а по цвету. Шаровые краски могут использоваться как в быту, так и в живописи или даже военной области. Объединяет их одно — серо-дымчатый цвет.

Откуда взялось название

Когда-то давно слово «шаровый» на Руси означало «яркий», «пестрый». Позднее, в XVIII-XIX вв. выражение претерпело значительные изменения. Шаровой начали называть не слишком броскую дешевую «дикую» краску из мела и сажи. Такое средство в те времена использовалось в основном лишь для нанесения грунта под главное изображение.

Еще позднее шаровыми начали называть составы, применявшиеся для отделки и маскировки военных судов. Такие средства имели голубовато-дымчатый оттенок, что позволяло военным кораблям оставаться незаметными для противника на расстоянии, сливаясь с волнами и небом. Использовались ЛКМ этого типа в прошлом (как, в принципе, и сегодня) только для военных судов. Гражданские корабли чаще окрашивались в черный цвет. Сегодня для таких судов используются белые, темные, голубые и т. д. ЛКМ.

В серый цвет того же оттенка, что применялся для военного судна, окрашивались в прошлом и защитные каски служащих на нем моряков. Корпуса кораблей, как известно, уже очень давно изготавливаются из металла. Деревянные суда давно канули в Лету. А поэтому для отделки кораблей уже несколько столетий используются влагостойкие серые шаровые краски по металлу.

Какие существуют разновидности

Сегодня шаровой называют практически любую краску, имеющую серо-дымчатый оттенок. В продаже имеются такие средства, предназначенные для отделки:

  • металла;

  • дерева;

  • бетона.

При желании в наше время можно приобрести шаровую эмаль или, к примеру, акриловое средство этой разновидности.

Эмали

В данном случае шаровая краска обычно идет в гамме под № 518. Выпускают такие средства многие производители. Но наибольшей популярностью у населения пользуется алкидная шаровая эмаль ПФ-115. Этот глянцевый материал изготавливается на светлом лаке с добавлением пигментов.

Подходит шаровая краска ПФ-115 для отделки разного рода предметов и конструкций как на улице, так и в помещении. Использовать эту эмаль при этом допускается для отделки и металла, и дерева. Также это средство может использоваться для обработки ранее окрашенных эмалями или масляными ЛКМ поверхностей.

К плюсам ПФ-115, в том числе и шаровой, потребители относят:

  • высокую укрывистость;

  • стойкость цвета;

  • хорошую степень блеска.

Расход такой краски составляет примерно 1 кг на 6-10 м2 в зависимости от исходного цвета поверхности.

Акриловая краска

Средства этой разновидности используются в основном для обработки бетона и штукатурок любых типов. Цвет шаровая краска акриловая имеет серый, но применяют ее не только в качестве грунта, но и как основное средство отделки таких материалов. Использовать акриловые составы, в зависимости от добавок, можно в помещениях или на улице.

Чаще всего ЛКМ этого типа применяются именно в строительной сфере. Но акриловые краски могут использоваться также и в живописи или при выполнении разного рода дизайнерских работ. Часто с применением таких ЛКМ, к примеру, наносятся рисунки на автомобили.

Очень популярной у населения является также акриловая шаровая краска АКР-42, предназначенная для отделки моделей кораблей. К преимуществам этого средства, помимо всего прочего, относят то, что оно не дает вредных испарений. Обрабатывать модели корабликов с помощью кисточки такой краской могут без вреда для себя дети от 5 лет. Выпускает это качественное ЛКМ отечественная компания «Звезда».

К плюсам краски АКР-42 потребители относят:

  • износостойкость;

  • плотную текстуру, позволяющую окрашивать кораблики в один слой;

  • простоту нанесения;

  • устойчивость к УФ-лучам.

Достоинством этого средства считается и его относительно невысокая стоимость. За 12 мл шаровой краски АКР-42 «Звезда» нужно будет заплатить всего около 100 р.

Военная краска

Конечно же, и в наше время корабли чаще всего окрашиваются с применением именно шаровых ЛКМ. В данном случае для обработки корпуса судов могут использоваться средства этой разновидности трех основных оттенков:

  • серые;

  • темно-серые;

  • светло-серые.

Зачастую даже случается так, что одна часть корабля бывает окрашена шаровым ЛКМ одного оттенка, а другая — другого. Но выбираются серые краски для корпуса в первую очередь с учетом цвета воды той части океана или моря, где судно используется чаще всего.

Помимо кораблей, шаровая краска может применяться и для обработки корпусов другой военной техники, к примеру, автомобильной. На судах же такими средствами окрашивали в прошлом и обрабатывают сейчас всю надводную часть, а также трубы, мачты и надстройки.

Рецепты шаровой корабельной краски

Сегодня ЛКМ этой разновидности изготавливаются по современным технологиям с использованием разного рода добавок, повышающих износо- и влагостойкость покрытий, а также специального пигмента. В прошлом же серые шаровые краски делали, конечно, по менее продвинутым методикам.

Рецептов замешивания средств, предназначенных для отделки корабля, в прошлом существовало несколько. Но основными компонентами такой краски всегда были свинцовые или цинковые белила, малярная олифа, сухая лазурь и сажа.

Иногда в краситель могли добавляться также такие дополнительные ингредиенты, как скипидар или сухой милари. Делали краску для судов часто прямо на борту.

Изготовленные по разным рецептам средства несколько различались в оттенках и использовались для окрашивания частей корабля, согласно табели, помещенной в стандарте. Самую часто применяемую шаровую краску делали из 57,3% цинковых белил, 0,5% сажи и 42,2% малярной олифы.

В наше время шаровые ЛКМ также зачастую изготавливаются непосредственно на кораблях. Но конечно же, каких-либо сложных компонентов моряки при замешивании такого средства не используют. В большинстве случаев шаровую краску на кораблях сегодня делают с использованием уже готовых ЛКМ. То есть персонал просто перемешивает в одной емкости необходимое количество белой, черной и синей эмали.

autogear.ru

что такое шаровая краска - bulbik — LiveJournal

Днями употребил слово "шаровый" для описания цвета стены, объяснив своей спутнице, что это тот самый серо-голубой цвет, в который красят военные корабли, но не смог объяснить происхождение слова, заметив только, что он вряд ли происходит от названия геометрической фигуры.

Стало интересно - откуда все-таки.


Про шаровую краску, однако, ничего не знает не только что Википедия, но также и словари: Иностранный слов, Орфографический, Даля, Ефремовой, Ожегова, Современный толковый и т.п.

Однако Словарь изобразительного искусства - в курсе:

ША́РОВАЯ КРА́СКА (церк.-слав. шаръ из тюркск. šară — "краска"; см. красители, краски) — в Древней Руси "шаровый" означало "пестрый, пятнистый, разукрашенный" (словен. šar — "пестрый, пятнистый"). Ша́рить — красить, расписывать (сравн. живопись), шаро́вный — окрашенный; шари́ло — синяк либо румяна; ша́рница — палитра, смесь красок; шаро́вное письмо — стенопись, фреска.
Позднее, в XVIII—XIX вв. появилось другое значение: шара — "дикая", т. е. серая краска, мел с сажей, иногда ее использовали в качестве грунта.
Шаровая масляная краска — серо-голубая, по-немецки "кугельблау" (нем. Kugelblau). Такая краска состоит из белил, мела и "голландской сажи", ее также называют "военной", поскольку в XIX в. использовали для окраски военных кораблей — такой цвет позволял им сливаться с серым небом и морскими волнами. В России XVII—XVIII вв. "дикая" краска — зелено-голубая, цвета морской волны или "небесно-синяя".

Так-то!
---

И в качестве дополнения про еще одну "геометрическую" краску - кубовую.
Цвет васильковый, ярко синий, ультрамариновый, индиго.

Поразительно, но в этом случае геометрия, оказывается, имеет отношение к названию цвета!
Краска получила названия по материалу, для окрашивания которого использовалась - кубовым ситцам, а те получили название от кубов, в которых производилось окрашивание.

Впрочем, термин "кубовые красители" шире "кубового цвета".

***

bulbik.livejournal.com

Шаровый кран или шаровой кран

Как правильно писать и говорить: «шаровы́й кран» или «шарово́й кран»?

Если речь идёт о конструктивном типе трубопроводной арматуры, то правильный вариант написания – шарово́й кран. В этом абсолютно единодушны и специалисты Центрального конструкторского бюро арматуростроения, разработавшие ГОСТ 24856-2014 «Арматура трубопроводная. Термины и определения», и филологи:

Толковый словарь Ожегова:
ШАРОВОЙ, -ая, -ое. 1. см. шар. 2. Имеющий форму шара. Шаровая молния. 3. Имеющий шаровидные устройства, детали. Шаровая мельница.
Большой толковый словарь русского языка.
(Гл. ред. С. А. Кузнецов. Первое издание: СПб.: Норинт, 1998.)
ШАРОВОЙ, -ая, -ое. 1. к Шар (1 зн.). Ш-ая поверхность. Ш. сегмент, сектор. 2. Имеющий форму шара; шаровидный. Ш. шарнир. Ш-ая мина. Ш-ая молния (редко встречающаяся форма молнии в виде шара красноватого или ослепительно белого цвета). 3. Имеющий в своей конструкции шаровидные части. Ш-ая мельница. Ш. разрядник. Ш. клапан.
Русское словесное ударение. Словарь нарицательных имён.
(Автор М. В. Зарва. Печатное издание М.: ЭНАС, 2001.)
шаровόй (к шар)

Но, строго говоря, выражение «шáровый кран» тоже имеет право на существование по нормам русского языка, но не как описание конструктива запорного органа трубопроводной арматуры, а как характеристика его цветового восприятия. «Шáровый» — значит серого цвета.

Большой толковый словарь русского языка.
(Гл. ред. С. А. Кузнецов. Первое издание: СПб.: Норинт, 1998.)
ШАРОВЫЙ, -ая, -ое. Серо-дымчатый. Ш. цвет. Ш-ая краска (изготовленная из белил, мела и сажи).
Русское словесное ударение. Словарь нарицательных имён.
(Автор М. В. Зарва. Печатное издание М.: ЭНАС, 2001.)
ша́ровый (серый цвет)

Таким образом, про эту фотографию можно сказать, что изображённое на ней изделие – это и «шарово́й кран», и «ша́ровый кран» (кран серого цвета).

Зато на этой фотографии мы однозначно видим «шарово́й кран». Он не покрашен в серый цвет, и оснований назвать его «ша́ровый кран» нет абсолютно никаких.

Ну а это консольный кран серого цвета, соответственно, тоже может попасть под определение «ша́ровый кран».

www.alsoural.ru

Шаровая краска: описание, характеристики, применение

Бизнес 4 июля 2018

Названия красок в большинстве случаев происходят от их состава — акриловая, воднодисперсионная, масляная. Шаровые ЛКМ из этого правила являются исключением. Свое название они получили не по составу, а по цвету. Шаровые краски могут использоваться как в быту, так и в живописи или даже военной области. Объединяет их одно — серо-дымчатый цвет.

Откуда взялось название

Когда-то давно слово «шаровый» на Руси означало «яркий», «пестрый». Позднее, в XVIII-XIX вв. выражение претерпело значительные изменения. Шаровой начали называть не слишком броскую дешевую «дикую» краску из мела и сажи. Такое средство в те времена использовалось в основном лишь для нанесения грунта под главное изображение.

Еще позднее шаровыми начали называть составы, применявшиеся для отделки и маскировки военных судов. Такие средства имели голубовато-дымчатый оттенок, что позволяло военным кораблям оставаться незаметными для противника на расстоянии, сливаясь с волнами и небом. Использовались ЛКМ этого типа в прошлом (как, в принципе, и сегодня) только для военных судов. Гражданские корабли чаще окрашивались в черный цвет. Сегодня для таких судов используются белые, темные, голубые и т. д. ЛКМ.

В серый цвет того же оттенка, что применялся для военного судна, окрашивались в прошлом и защитные каски служащих на нем моряков. Корпуса кораблей, как известно, уже очень давно изготавливаются из металла. Деревянные суда давно канули в Лету. А поэтому для отделки кораблей уже несколько столетий используются влагостойкие серые шаровые краски по металлу.

Какие существуют разновидности

Сегодня шаровой называют практически любую краску, имеющую серо-дымчатый оттенок. В продаже имеются такие средства, предназначенные для отделки:

  • металла;

  • дерева;

  • бетона.

При желании в наше время можно приобрести шаровую эмаль или, к примеру, акриловое средство этой разновидности.

Эмали

В данном случае шаровая краска обычно идет в гамме под № 518. Выпускают такие средства многие производители. Но наибольшей популярностью у населения пользуется алкидная шаровая эмаль ПФ-115. Этот глянцевый материал изготавливается на светлом лаке с добавлением пигментов.

Подходит шаровая краска ПФ-115 для отделки разного рода предметов и конструкций как на улице, так и в помещении. Использовать эту эмаль при этом допускается для отделки и металла, и дерева. Также это средство может использоваться для обработки ранее окрашенных эмалями или масляными ЛКМ поверхностей.

К плюсам ПФ-115, в том числе и шаровой, потребители относят:

  • высокую укрывистость;

  • стойкость цвета;

  • хорошую степень блеска.

Расход такой краски составляет примерно 1 кг на 6-10 м2 в зависимости от исходного цвета поверхности.

Акриловая краска

Средства этой разновидности используются в основном для обработки бетона и штукатурок любых типов. Цвет шаровая краска акриловая имеет серый, но применяют ее не только в качестве грунта, но и как основное средство отделки таких материалов. Использовать акриловые составы, в зависимости от добавок, можно в помещениях или на улице.

Чаще всего ЛКМ этого типа применяются именно в строительной сфере. Но акриловые краски могут использоваться также и в живописи или при выполнении разного рода дизайнерских работ. Часто с применением таких ЛКМ, к примеру, наносятся рисунки на автомобили.

Очень популярной у населения является также акриловая шаровая краска АКР-42, предназначенная для отделки моделей кораблей. К преимуществам этого средства, помимо всего прочего, относят то, что оно не дает вредных испарений. Обрабатывать модели корабликов с помощью кисточки такой краской могут без вреда для себя дети от 5 лет. Выпускает это качественное ЛКМ отечественная компания «Звезда».

К плюсам краски АКР-42 потребители относят:

  • износостойкость;

  • плотную текстуру, позволяющую окрашивать кораблики в один слой;

  • простоту нанесения;

  • устойчивость к УФ-лучам.

Достоинством этого средства считается и его относительно невысокая стоимость. За 12 мл шаровой краски АКР-42 «Звезда» нужно будет заплатить всего около 100 р.

Военная краска

Конечно же, и в наше время корабли чаще всего окрашиваются с применением именно шаровых ЛКМ. В данном случае для обработки корпуса судов могут использоваться средства этой разновидности трех основных оттенков:

  • серые;

  • темно-серые;

  • светло-серые.

Зачастую даже случается так, что одна часть корабля бывает окрашена шаровым ЛКМ одного оттенка, а другая — другого. Но выбираются серые краски для корпуса в первую очередь с учетом цвета воды той части океана или моря, где судно используется чаще всего.

Помимо кораблей, шаровая краска может применяться и для обработки корпусов другой военной техники, к примеру, автомобильной. На судах же такими средствами окрашивали в прошлом и обрабатывают сейчас всю надводную часть, а также трубы, мачты и надстройки.

Рецепты шаровой корабельной краски

Сегодня ЛКМ этой разновидности изготавливаются по современным технологиям с использованием разного рода добавок, повышающих износо- и влагостойкость покрытий, а также специального пигмента. В прошлом же серые шаровые краски делали, конечно, по менее продвинутым методикам.

Рецептов замешивания средств, предназначенных для отделки корабля, в прошлом существовало несколько. Но основными компонентами такой краски всегда были свинцовые или цинковые белила, малярная олифа, сухая лазурь и сажа.

Иногда в краситель могли добавляться также такие дополнительные ингредиенты, как скипидар или сухой милари. Делали краску для судов часто прямо на борту.

Изготовленные по разным рецептам средства несколько различались в оттенках и использовались для окрашивания частей корабля, согласно табели, помещенной в стандарте. Самую часто применяемую шаровую краску делали из 57,3% цинковых белил, 0,5% сажи и 42,2% малярной олифы.

В наше время шаровые ЛКМ также зачастую изготавливаются непосредственно на кораблях. Но конечно же, каких-либо сложных компонентов моряки при замешивании такого средства не используют. В большинстве случаев шаровую краску на кораблях сегодня делают с использованием уже готовых ЛКМ. То есть персонал просто перемешивает в одной емкости необходимое количество белой, черной и синей эмали.

Источник: fb.ru

monateka.com

шаровый — Викисловарь

Морфологические и синтаксические свойства[править]

падеж ед. ч. мн. ч.
муж. р. ср. р. жен. р.
Им.ша́ровыйша́ровоеша́роваяша́ровые
Рд.ша́ровогоша́ровогоша́ровойша́ровых
Дт.ша́ровомуша́ровомуша́ровойша́ровым
Вн.    одуш.ша́ровогоша́ровоеша́ровуюша́ровых
неод. ша́ровый ша́ровые
Тв.ша́ровымша́ровымша́ровой ша́ровоюша́ровыми
Пр.ша́ровомша́ровомша́ровойша́ровых

ша́-ро-вый

Прилагательное, относительное, тип склонения по классификации А. Зализняка — 1a.

Корень: -шаров-; окончание: -ый [Тихонов, 1996].

Произношение[править]

Семантические свойства[править]

Значение[править]
  1. морск. (об окраске кораблей) серый, дикий ◆ К молу был пришвартован катер с подушечкой на носу, покрашенный в шаровый цвет. Кир Булычев, «Река Хронос»
Синонимы[править]
  1. дикий, серый
Антонимы[править]
Гиперонимы[править]
  1. серый
Гипонимы[править]

Родственные слова[править]

Ближайшее родство

Этимология[править]

Происходит от названия дикой краски (серой из мела и сажи) в жаргоне маляров XVIII–XIX века — шара, далее из русск.-церк.-слав. шаръ «краска», шарити «красить», шаръчи «художник» (Ио. Леств., ХII в.), ст.-слав. шаръ (др.-греч. χρῶμα). Ср.: болг. шар «пятно; пёстрый», сербохорв. ша̏ра «пестрота», ша́рац «конь пегой масти», словенск. šа̑r м., šárа ж. «пестрый, пятнистый», šárа ж. «пестрота». Распространение этого слова говорит в пользу раннего заимствования из тюркск.; ср. чув. sărlа «красить», sără «краска». Арним предполагал заимствование из тюрк. sаrуɣ «белый» или «жёлтый». Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.

Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]

Перевод[править]

Библиография[править]

ru.wiktionary.org

Шаровая краска что это такое | Материалы

» Материалы


Почему серая краска называется шаровая ?

Ею красят боевые корабли (и не только). Откуда пошло такое название?

( вопрос проскакивал пару лет назад, но ответа не было: вот тут )

Дополнен 6 лет назад

Спасибо за ответ, Foxius!

Интересное объяснение. Но странное.

Согласитесь: Краска цвета краска )))

википедия, к-сожалению, не всегда может похвастаться точностью.

Много туда стереотипов и общераспространённых заблуждений перекочёвывает.

Но зато отсылка к Фасмеру оказалась более плодотворной!

(к своему великому стыду до сего дня не подозревал о существовании такой полезной книги как

Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера ):

Шаровый — прил. устар. 1. Серо-дымчатый… (Современный толковый словарь русского языка Ефремовой)

Похоже это всё объясняет.

И видимо не только это:

Так ВОТ почему на руси была так популярна кличка для собак Шарик :

1) Шарик от шарый , серый -- скорее всего, так и есть.

Кубовые красители образуют яркие окраски широкой гаммы цветов и оттенков, отличающиеся высокой устойчивостью к физ.-хим. воздействиям. Прир. кубовые красители (индиго и 6,6 -диброминдиго) были известны в древности индиго восстанавливали в чанах - кубах , отсюда и назв. красителей.

Защитная — шаровая окраска.

Защитить изделия из металла, сделать экономично, сохранив приемлемый внешний вид и лёгкость дальнейшего содержания и обслуживания, позволяют современные технологии порошковой окраски. Порошковое покрытие служит отличной альтернативой жидкой окраске металлоизделий, изделий из алюминия и алюминиевых сплавов, прекрасно стыкуется с Единой системой защиты от коррозии и старения изделий.

Шаровая — серая — защитная. Защитная во всех смыслах, серая краска. Цвет - мало восприимчив к загрязнению, и не акцентирует внимание на рабочих конструкциях. Предлагаемое покрытие обладает меньшей пористостью, достижимой покрытием в один слой — что автоматически придаёт улучшенные антикоррозийные и ударопрочные свойства по сравнению с обычными красками, достигается более высокое качество покрытий и их эксплуатационных свойств. Покрытие изделий можно осуществлять без предварительной грунтовки поверхности.

Большая прочность порошкового покрытия сводит к минимуму повреждение окрашиваемых изделий при транспортировке, в сочетании с предлагаемыми компанией «Палитра» вариантами упаковки — минимизирует возможные издержки.

Осуществляем окраску металлоизделий максимальных размеров 800х1800х7000мм и 1150х1700х2950мм. Автоматическая линия окраски импортного производства для окраски длинномеров 150х1250х7000мм.

Подготовка поверхности по технологии Хенкель обеспечивает лучшую адгезию (сцепление) с поверхностью полимерного покрытия на основе порошковой краски и гарантирует его стойкость и ударопрочность.

Шаровая покраска - лучший выбор средств противокоррозийной и иной защиты - Порошковое покрытие Палитра , уверенно противостоит разрушительным атмосферным, нагрузочным факторам, обладает всеми необходимыми защитными свойствами, снижает эксплуатационные и капитальные затраты.

На северном флоте военные корабли красят шаровой краской. Откуда такое название?

Голосование за лучший ответ

Secret Искусственный Интеллект (827778) 4 года назад

была кубовая

синяя

а эта стала шаровая

кубовый — васильковый, ярко синий, ультрамариновый, индиговый, синий, сапфирный, сапфировый

Кубовые красители образуют яркие окраски широкой гаммы цветов и оттенков, отличающиеся высокой устойчивостью к физ. -хим. воздействиям. Прир. кубовые красители (индиго и 6,6 -диброминдиго) были известны в древности индиго восстанавливали в чанах - кубах , отсюда и назв. красителей.

Шаровый цвет - это серо-дымчатый цвет. Шаровая краска изготавливается из белил, мела и сажи

В Этимологическом словаре Преображенского, кстати, так и написано: Шара - дикая краска (у маляров) . Т. е. слово пришло в массы из малярного ремесла.

Фасмер: ШАР - Ближайшая этимология: II краска , церк. русск. -цслав. шаръ краска , шарити красить , шаръчи художник (Ио. Леств. ХII в. см. Срезн. III, 1582),

ст. -слав. шаръ crоma (Супр.). болг. шар пятно пестрый ,

я смеюсь, что цвет Шарика.

Ru Мыслитель (6940) 4 года назад

цитата с одного форума:

Обратив внимание, что у Даля в статье Шар упоминается термин дикая краска решил порыться и найти, что называют так, например, маляры. Итак, как указывает Даль это есть мел смешанный с сажей. А каков цвет?

Сохранилось описание Кутузовской избы, сделанное еще до пожара: «Как наружный, так и внутренний вид избы сохранился и по настоящее время, в том же самом виде, в каком она была во время 1812 года. По-прежнему обшита тесом и окрашена дикою краскою (дикая краска — сероватая, серая, пепельная с голубовато-серым оттенком). с тесовой крышей, тоже окрашенною, с тремя створчатыми окнами на улицу и с светличкой. felee.narod.ru/xix.htm

В Этимологическом словаре Преображенского, кстати, так и написано: Шара - дикая краска (у маляров) . Т. е. слово пришло в массы из малярного ремесла.

Ну а дальше дело за Фасмером: ШАР - Ближайшая этимология: II краска , церк. русск. -цслав. шаръ краска , шарити красить , шаръчи художник (Ио. Леств. ХII в. см. Срезн. III, 1582), ст. -слав. шаръ crоma (Супр.). болг. шар пятно пестрый , сербохорв. ша? ра пестрота , шаґрац конь пегой масти , словен. «а? r м. «aґrа ж. пестрый, пятнистый , «aґrа ж. пестрота . Распространение этого слова говорит в пользу раннего заимствования из тюрк. ср. чув. saўrlа красить , saўraў краска .

Похожие вопросы

Источники: http://otvet.mail.ru/question/31178522, http://cccp-board.com/c14411-33017.html, http://otvet.mail.ru/question/64772251


Комментариев пока нет!

restart24.ru

Что такое шаровая опора — DRIVE2

При движении передние, ведущие, колеса автомобиля выполняют две функции: обеспечивают движение машины по дороге и позволяют маневрировать, то есть поворачивать вправо или влево. К положению колес относительно дорожного полотна для обеспечения движения и маневрирования предъявляется несколько требований: колеса должны стоять ровно, катиться вперед или назад, легко управляться рулем и надежно крепиться. Соответствие этим условиям обеспечивает подвеска, и шаровая опора в ней занимает немаловажное место — соединяет рычаги подвески со ступицей управляемого колеса.

История создания шаровой опоры

Шаровые опоры были изобретены и использованы в качестве альтернативы шкворневому механизму. Первоначально шаровые опоры использовались только в конструкции передней подвески и обеспечивали возможность поворота колес автомобиля вокруг вертикальной оси. Стандартная конструкция шаровой опоры, остающаяся практически неизменной и в наши дни, была разработана итальянскими инженерами для Fiat более 40 лет назад.

Устройство шаровой опоры

Технический прогресс привел к появлению изменений в первоначальном устройстве шаровых опор, хотя они не носили принципиального характера. На смену штампованным половинкам корпуса, соединенным точечной сваркой, пришли опоры литые и разборные — с резьбовой крышкой, необслуживаемые и обслуживаемые — с пресс-масленками. Эти усовершенствования были оправданы и полезны. Сегодня конструкция самой распространенной необслуживаемой шаровой опоры состоит из: корпуса со сферической выемкой и пальца с шаром на одном конце и резьбой на другом. Пыльник, надетый на палец, предотвращает попадание влаги и грязи в заполненный специальной густой смазкой корпус.

Главная функция шаровой опоры: обеспечить во время вертикального перемещения колеса его фиксированное положение в горизонтальной плоскости. Шаровой палец может вращаться в корпусе, раскачиваясь при этом на небольшие углы. То есть, в плоскости своего крепления шаровая опора обеспечивает одновременные вращательные и линейные (ограниченные) перемещения пальца.

Все детали шаровой опоры изготавливаются, как правило, из стали. Для снижения трения соприкасающихся рабочих поверхностей, сферическое углубление корпуса покрывают пластмассой или другим полимерным материалом. Однако, существуют шаровые опоры, в конструкцию которых не входит полимерное покрытие между корпусом и пальцем. Это касается, прежде всего, устаревших отечественных автомобилей. Это модели комплектовались разборными шаровыми опорами, в которых люфты устранялись подтяжкой крышки.

Существует два способа крепления шаровой опоры. В первом случае, она крепится болтами к рычагу. Во втором – запрессовывается в него. При выходе закрепленной болтами шаровой опоры из строя, ее можно заменить отдельным узлом. Для этого достаточно просто купить и установить его, привернув болтами к рычагу. Во втором случае – придется менять рычаг подвески с уже предустановленной, запрессованной шаровой опорой. Стоимость такого ремонта значительно выше, поскольку включает и стоимость рычага.

Запрессованные шаровые опоры, как правило, устанавливаются на автомобилях японского производства. Азиатские производители автозапчастей предлагают потребителю шаровые опоры на такие автомобили в виде отдельных узлов. Это гораздо дешевле, но следует отдавать себе отчет в том, что их качество значительно уступает оригиналу, и рычаг придется переделывать "кустарным способом", превращая его в деталь, не подлежащую гарантийному ремонту.

Вопросы эксплуатации шаровой опоры

Шаровая опора, в силу своего назначения, эксплуатируется в жестком режиме. Основная масса автомобиля опирается на очень небольшую площадь поверхности шара. А если учитывать вес пассажиров и груза в салоне автомобиля, высокую скорость и некачественные дороги, то становится понятно, что нагрузки на шаровую опору многократно возрастают. Это неизбежно приводит к износу и выходу из строя этого узла.

По некоторым данным, объем российского рынка шаровых опор ежегодно составляет более 20,000,000 штук. Около 70% этого количества — это шаровые опоры для отечественных автомобилей и более 20% — для иномарок.

При покупке такой нагруженной детали рекомендуется отдавать предпочтение оригинальным производителям. На рынке представлено большое количество торговых марок, выпускающих аналоги оригинальных деталей, в том числе, и шаровые опоры, но выбирать следует только хорошо себя зарекомендовавшие. Производственные мощности и опыт дают возможность российским заводам обеспечивать необходимый уровень качества. Результат – более надежные и крепкие шаровые опоры, которые не уступают зарубежным аналогам и соответствуют всем требованиям безопасности.

Количество шаровых опор в подвеске

Самой распространенной является передняя подвеска с двумя шаровыми опорами, по одной на каждое колесо. Некоторые автомобили — в частности внедорожники — имеют на передней подвеске 4 шаровых опоры, по две (верхняя и нижняя) на каждое колесо. Гораздо реже передние колеса имеют по три шаровых опоры. Современные автомобили с независимой многорычажной задней подвеской нередко оснащаются шаровыми опорами и на задних колесах.

Большее количество шаровых опор обеспечивает их долгую службу и уменьшает вероятность поломки. Но это же обстоятельство усложняет диагностику подвески автомобиля и значительно увеличивает суммарную стоимость ремонта и запчастей.

Диагностика и замена шаровых опор

Если при повороте руля автомобиля требуется прилагать дополнительное усилие или появляется скрип – возможно, возникли проблемы с шаровой опорой. Об этом же говорит и появление стука при движении автомобиля с небольшой скоростью по неровной поверхности, например, при проезде "лежачего полицейского".

Еще одним признаком выхода из строя шаровых опор является неустойчивость и виляние передних колес при движении по прямой. Другой характерный признак проблем с шаровой опорой – неравномерный (боковая поверхность больше) износ шин автомобиля.

Конечно, быструю и качественную замену шаровой опоры могут произвести только профессионалы, хотя многие автовладельцы и предпочитают делать это самостоятельно.

Сегодня производство шаровых опор — это высокотехнологичный процесс, позволяющий добиться высокой степени надежности. Тем не менее, их замена – самый распространенный вид ремонта автомобиля. Ситуация не будет меняться до тех пор, пока качественно не изменятся российские дороги.

Полезно? Лайкаем и делимся со своими подписчиками!

www.drive2.ru

Значение слова ШАРОВЫЙ. Что такое ШАРОВЫЙ?

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова изъяснение (существительное):

Кристально
понятно

Понятно
в общих чертах

Могу только
догадываться

Понятия не имею,
что это

Другое
Пропустить

kartaslov.ru


Смотрите также