Мира в церкви что это такое


Миро — Википедия

Алавастр для мира, экспозиция Патриаршего дворца в Московском Кремле

Ми́ро (ст.‑слав. мѵ́ро от др.-греч. μύρον «ароматное масло») — в христианстве специально приготовленное и освящённое ароматическое масло, используемое в таинстве миропомазания для помазания тела человека. В православии используется также и при освящении вновь построенного храма, для помазания антиминса, престола и стен. В католицизме и в Армянской апостольской церкви, кроме таинства миропомазания, используется при рукоположении священников и епископов и при освящении храмов и алтарей. Ранее в православной традиции использовалось также при помазании на царство. Освящённое миро хранится в православных храмах в специальном сосуде — мирнице, которая устанавливается на престоле.

2 сосуда с миром с 1901 года в Финляндии

В Библии впервые о мире сообщает книга Исход:

И сказал Господь Моисею, говоря: возьми себе самых лучших благовонных веществ: смирны самоточной пятьсот [ сиклей ], корицы благовонной половину против того, двести пятьдесят, тростника благовонного двести пятьдесят, касии пятьсот [сиклей], по сиклю священному, и масла оливкового гин; и сделай из сего миро для священного помазания, масть составную, искусством составляющего масти: это будет миро для священного помазания

В первые века христианства, как видно из писаний отцов и учителей Церкви, для помазания новокрещёных использовалось «некое смешение разнообразных благовонных веществ»[1], которое освящалось особым священнодействием «на алтаре» (то есть на престоле), а право приготовлять и освящать миро принадлежало только епископам.[2]

Кирилл Иерусалимский (IV век) в своём тайноводственном поучении о миропомазании называет его аналогом сошествия Святого Духа на Иисуса Христа при его крещении и пишет о мире следующее:

Но смотри, не почитай оного мира простым. Ибо как хлеб в Евхаристии, по призывании Святого Духа, не есть более простой хлеб, но тело Христово: так и Святое сие миро не есть более простое, ниже, если бы кто сказал, обыкновенное по призывании: но дар Христа и Духа Святого, присутствием Божества Его бывающий действительным. Оным знаменательно помазуются твоё чело и другие орудия чувств. И когда видимым образом тело помазуется, тогда Святым и Животворящим Духом душа освящается.[3]

Кирилл Иерусалимский. Тайноводственное поучение третье

Установление особого обряда освящения мира Василий Великий и ряд других церковных авторов приписывают апостолам[4]. До V века для чина освящения не существовало особо установленного дня, с V века на Востоке таким днём стал великий четверг. На Западе с V века освящение мира стало совершаться в основном на средней из литургий великого четверга, которая стала называться missa chrismatis. Чин освящения мира описан Псевдо-Дионисием Ареопагитом в его сочинении «О церковной иерархии» (рубеж V—VI веков):

…иерарх, взяв миро, полагает на божественном жертвеннике под осенением двенадцати крыл, между тем как все священнейшим гласом воспевают священную песнь вдохновения богодухновенных пророков, и, совершив над ним (миром) молитву освящения, затем употребляет его в святейших священнодействиях над освящаемыми вещами и лицами для всякого почти рода священно-начальственного священносовершения.[5]

Миро в Православной церкви приготавливается из чистого елея (с добавлением белого виноградного вина) и из многих благовонных веществ. Перечень их и количество не были строго установлены, и обычно использовали вещества, которые были в наличии в то или иное время. В настоящее время в состав мира входит около 40 разных веществ. Основным веществом для приготовления мира является елей — оливковое масло высшего качества. Белое виноградное вино необходимо при мироварении, чтобы предотвратить воспламенение и пригорание масла. Из благовонных веществ обычно употребляют ладан, лепестки розы, фиалковый, пряный и калганный корни, мускатное, розовое, лимонное и гвоздичное масло и другие.[6]

В католической традиции латинского обряда в состав мира входят только оливковое масло и благовонный бальзам, смешиваемые непосредственно перед освящением мира.

С точки зрения Русской православной церкви (РПЦ), исключительной прерогативой автокефальной церкви является право самостоятельно совершать мироварение. В Синодальный период истории РПЦ миро освящал митрополит Киевский как предстоятель древнейшей кафедры. Самостоятельно освящают миро также Болгарская православная церковь, Румынская православная церковь, Сербская православная церковь и Грузинская православная церковь. РПЦ, будучи материнской церковью и предоставив автокефалию Польской православной церкви, Чехословацкой православной церкви и Американской православной церкви, наделила их также и правом мироварения. С точки зрения Константинопольского патриархата, право совершать мироварение принадлежит патриарху Константинопольскому в сослужении представителей Поместных православных церквей.

В настоящее время в томосах об автокефалии прописано получение мира от Константинопольского патриархата Греческой, Албанской, Польской и Чешских земель и Словакии церквей. Древний Иерусалимский патриархат так же получает миро от Константинополя[7].

В Русской православной церкви[править | править код]

Печь для варки мира
(Патриарший дворец, Музеи московского Кремля)

Предварительное приготовление веществ для мироварения начинается на Крестопоклонной седмице Великого поста. В среду совершается малое освящение воды и окропление всех приготовленных для мироварения веществ. Часть приготовленного елея смешивается с виноградным вином и варится в котле. Мелко истолчённые благовонные вещества заливаются сваренным елеем и настаиваются в течение двух недель. В среду шестой седмицы поста масло сливается в сосуды, а вещества заливаются вновь виноградным вином.

Торжественный чин мироварения совершается на Страстной седмице в малом соборе Донского монастыря. С 1763 до 1917 года для этих целей использовалась Крестовая палата бывшего Патриаршего дворца в Московском Кремле, благодаря этому известная также как Мироваренная (Мироварная), где до сих пор сохраняется мироваренная печь, сделанная тогда же, а в XIX веке дополненная декоративной сенью (навесом)

«По древнему обычаю, при таинственном освящении мира в Успенском соборе в память общения нашей отечественной церкви с восточной, прибавляется из алавастра в состав мира несколько капель и пополняется новым, чтобы никогда не иссякал сей священный источник» («Древности Российского государства»).

В Великий Понедельник патриарх (или по его благословению — митрополит) в сослужении клириков полагает начало мироварению. После молебна совершается малое освящение воды. Святой водой окропляются все вещества, приготовленные для мироварения, а также она добавляется в котёл, в который затем вливаются масло и вино.

Патриарх благословляет рукой котёл и зажигает трикирием огонь под ним. После этого начинается непрерывное чтение Евангелия духовенством в течение трёх дней.

В Великий Вторник в мироваренный котёл добавляют виноградное вино и благовонные вещества, а в Великую Среду — виноградное вино и елей, сваренный в четвёртую седмицу Великого поста. В среду в присутствии архиерея заканчивается мироварение и после остывания мира в котёл вливаются благовонные масла и всё тщательно перемешивается.

Освящение приготовленного мира[править | править код]

Освящение мира происходит в Великий Четверг за литургией в храме Христа Спасителя. Предварительно из Крестового храма Московской Патриархии в собор перевозится алавастр — сосуд с освящённым миром, хранимым в Церкви издревле с добавлением в него мира от каждого нового освящения.

На Литургии в во время великого входа сосуды с миром переносятся к престолу. Алавастр ставится патриархом на престол. Остальные сосуды поставляются вокруг престола. Патриарх трижды благословляет каждый сосуд с миром, тайно читает молитву и добавляет в каждый сосуд из алавастра немного древнего мира, а также пополняет алавастр новоосвящённым миром.

После освящения миро рассылается по всем епархиям и монастырям РПЦ.

В католицизме[править | править код]

В латинском обряде католической церкви освящение мира проводится на утренней литургии Великого четверга, служащейся по особому чину и носящей название «Месса освящения мира и благословения елея» (Missa Chrismatis). Служить эту литургию должен только епископ, по уважительным причинам допустимо переносить её на несколько дней назад (но не вперёд). Как правило, епископ совершает мессу в сослужении со всеми епархиальными священниками. Месса освящения мира и благословения елея носит особо торжественный характер и обычно проводится в кафедральном соборе епархии. Название мессы связано с тем, что наряду с освящением мира на ней проводится благословение елея больных и елея оглашаемых. Елей больных используется для соборования, елей оглашаемых для помазания катехуменов во времена таинства крещения. В отличие от мира оба вида елея состоят из чистого оливкового масла.

Католический сосуд для мира
Освящение мира[править | править код]

Во время утренней литургии Великого четверга после Литургии слова и обряда обновления священнических обетов совершается процессия принесения елеев, во время которой диаконы и министранты выносят к алтарю четыре сосуда, содержащих елей больных, елей оглашаемых, а также елей и бальзам для приготовления мира. Епископ принимает сосуды и ставит их на алтарь. Затем служится Евхаристическая литургия обычным порядком. После её окончания епископ благословляет елей больных и елей оглашаемых, после чего приступает к освящению мира. Епископ в молчании вливает благовонный бальзам в елей, затем призывает верующих к молитве, и с простёртыми руками читает молитву освящения. Во время молитвы все сослужащие священники простирают правую руку в направлении сосуда с миром. После освящения миро рассылается по всем приходам епархии, где хранится в специальных сосудах.

В Армянской апостольской церкви[править | править код]

В Армянской апостольской церкви миро варят 1 раз в 7 лет во время специально учреждённого для этого Праздника Мироварения. Обязательным условием при приготовлении нового мира является вливание в него оставшегося старого мира. Это символизирует преемственность традиции. Считается, что древнейшим миром, таким образом входящим в состав свежеприготовленного, является миро, принесенное в Армению самими апостолами.

ru.wikipedia.org

что это такое, как используется в Православной Церкви, рукотворное и нерукотворное, чин мироварения и Таинство Миропомазания, мироточение икон и мощей

Содержание страницы

Миро в Православной Церкви

Чин освящения мира Патриархом Кириллом

Миро — это ароматическое  масло, имеющее для христиан  очень большое значение.  Через  помазание  освященным миром человеку сообщается Божественная благодать в Таинстве Миропомазания,  используют миро и при освящении храмов.

Полезные материалы

 

Само слово «мессия»  переводится как «помазанник»,  так же величали и продолжают  величать  государей,  управляющих своими  странами не по решению народа,  а по Божьему  изволению.

Рукотворное и нерукотворное миро


Рукотворным миром называют благовоние, используемое при совершении Таинства Миропомазания,  и имеющее вполне конкретный состав. Это смесь масел, ароматических смол и трав, всего  насчитывается пять десятков ингредиентов.

Упоминание в Ветхом Завете

Впервые такое миро упоминается еще в Ветхом Завете. В 30-ой главе книги «Исход»  повествуется о  наставлениях, полученных Моисеем от Самого Господа. Речь идет, в числе прочего,  и о подготовке мира, каковым следует помазать Аарона и его сыновей. О его составе сказано так:

«Возьми себе самых лучших благовонных веществ: смирны самоточной пятьсот сиклей, корицы благовонной половину против того, двести пятьдесят, тростника благовонного двести пятьдесят, касии пятьсот сиклей,  по сиклю  священному, и масла оливкового гин; и сделай из сего   миро для священного помазания…».

Это миро Моисей возлил на головы Аарона и его сыновей, ставших, таким образом, первыми  израильскими священниками.  Позднее в ветхозаветные  времена миропомазание  применялось при   восшествии  на престол царей,  в частности, Саула и Давида.

Мазали священным миром так же и пророков  (например, пророка Елисея).  Таким образом,  помазание  миром означало в культуре  древнего  Израиля   благословение  на  начало  важного  служения – священнического, царского, пророческого.

Упоминание в Новом Завете

В Новом Завете миро упоминается в эпизоде с женщиной, которую Евангелия именуют «грешницей».  Она «приступила» к  Господу с «алавастровым сосудом»,  из которого излила душистое масло Ему на  голову,   а затем –  на ноги.  Унимая свидетелей этой сцены,  которые начали  роптать  на  чрезмерную дороговизну  благовония, Христос сказал,  что женщина совершила доброе  дело,  приготовив Его таким образом к погребению.

Помазание ног Христа. Миниатюра рукописи. Армения. XIII век

Второй  раз в Новом Завете миро упоминается вновь в связи с женщинами – женами-мироносицами,  которые наутро после казни Спасителя пошли к Его гробу, чтобы согласно обычаю, умастить Его  благовонным маслом. 

В апостольские времена миро стали применять для «низведения Святого Духа» на людей,  обращенных в христианство.  Сначала  это происходило  через возложение  рук апостолов, но когда  количество  новокрещенных  стало  увеличиваться,  а ученики  Христа  разошлись  по свету,  чтобы проповедовать  Евангелие,  для  приятия  Святого  Духа  стали  использовать  ароматическое  масло,  благословленное  кем-то  из  учеников  Спасителя.  

Употребление мира в наши дни

В наши дни Православная церковь использует миро в таинстве Миропомазания,  которое происходит по укоренившемуся обычаю, непосредственно после совершения  Крещения.  Священник берет святое миро, которое хранится в алтаре храма, и помазывает новокрещенному  крестообразно лоб, глаза, рот, уши,  грудь, руки и ноги, произнося:

«Печать дара Духа святого, аминь».

Миропомазание. Фрагмент картины Крнаева Акима «Крестины».

Этим же миром совершается освящение престолов в новых храмах, а так же освящение антиминсов.

Миром помазывали  государей древней Византии и Руси. Это таинство происходило при венчании на царство.

Как приготавливается миро

В настоящее время  право варить миро имеет только Патриарх  – предстоятель самостоятельной  (имеющей автокефалию) церкви. За столетия церковной жизни сложился чин мироварения, который  пребывает неизменным уже длительное время.  

В Русской Православной церкви миро готовит Патриарх Московский и всея Руси. Бывает это не каждый год,  а раз в несколько лет,  смотря по потребности.  В Донском монастыре (Москва)  для этого  устроена  специальная печь с огнеупорным котлом на 350 литров. Происходит мироварение в дни Страстной   недели.  

Чин мироварения

В состав современного мира входят елей, благовонные масла, такие, как бергамотовое, лавандовое,  розовое и другие, смирна, ароматные растения – чабрец,  базилик и т.п.,  росный ладан,  оливковое  масло и так далее. 

Все эти ингредиенты предварительно заготавливаются, освящаются. После этого их тщательно  измельчают, добавляют в предварительно приготовленную смесь оливкового масла и белого вина,  и оставляют  так на две недели.

В Великий Понедельник Патриарх начинает чин мироварения тем, что освящает утварь, заготовленную  смесь, и сам возжигает огонь под сосудом для варки. В первый день жидкость прогревают до кипения,  после чего миро продолжает вариться на малом огне. Священники все это время читают Новый Завет,  а диаконы постоянно размешивают миро  деревянными веслами. Продолжается это три дня.  

После этого миро разливают в особые сосуды. Патриарх добавляет в них по капле из алавастра – сосуда,  в котором  находится древнее миро,  дошедшее  со  времен  первых  христиан.  Обновляет он и содержимое алавастра. Таким образом, древнее благовоние никогда не иссякает, и  современное, сваренное уже в наши дни, несет в себе печать Святого Духа, отметившего апостолов

Приготовленное и освященное миро отправляется в приходы. В каждом храме имеется емкость со  священным миром для таинства крещения и освящения новых престолов.  

Нерукотворное миро

Существует еще один вид мира – нерукотворное.  

Так именуют капли ароматной жидкости, которая возникает на поверхности икон, иногда киотов,   а так же исходит от святых мощей. Поскольку рациональное объяснение этому явлению найти  удается  далеко не всегда, оно называется чудом мироточения. Миро в таких случаях бывает разным:  прозрачным или окрашенным, иногда легким, иногда густым и смолянистым, но, как правило,  обладающим сильным и приятным ароматом.

Мироточивая икона Божией Матери «Семистрельная»

Современная православная церковь предостерегает от чрезмерной экзальтации по поводу таких   случаев. Далеко не каждое мироточение может считаться действительно чудом Господним, зачастую  происходя из естественных причин или даже от обычных человеческих уловок. Каждый выявленный  эпизод мироточения исследует специальная комиссия, создаваемая правящим архиереем, и отнюдь  не все такие случаи признаются подлинными.

Однако, православная церковь знает множество подлинных, признанных мироточивых образов и  мироточения мощей.

Среди них:

Толгская икона Божией Матери. Она известна с XIV столетия. Этот образ явился ростовскому  епископу во время его путешествия. Произошло это у места, где в Волгу впадает река Толга. Там, где  была обретена икона, построили храм и заложили монастырскую обитель. Икона прославилась  многими чудесами, исцелив и наставив на истинный путь многих и многих христиан. В 1392 году  икона начала мироточить. Толгский монастырь, где находится чудотворная икона, и по сей день  остается местом притяжения тысяч верующих.  

К числу самых прославленных в XX столетии мироточивых икон относится образ Монреальской   Иверской Божией Матери. Икона была создана на горе Афон, первоисточником послужил  прославленный образ Богородицы «Вратарница». В 80-х годах,  вскоре после написания иконы,  ее захотел  приобрести  прибывший на Афон православный чилиец Иосиф Муньес.  Икону  ему  не продали,  но подарили.  Движимый благочестием,  Иосиф  Муньес  освятил  икону, приложив  ее к подлинному  образу «Вратарницы».

Он уехал в Монреаль, и хранил икону у себя дома. Через год из иконы стало истекать миро. Это  чудесное  явление продолжалось 15 лет.  Миро выделялось из  ладоней Пресвятой Девы и из  фигуры  Младенца.   Его было так много,  что приходилось собирать его  в специальные сосуды.  При  этом задняя сторона образа всегда оставалась сухой. Поскольку Муньес объехал с этой святыней  многие православные приходы за пределами России, свидетелями чуда стали тысячи людей. Миро  собирали в сосуды, пропитывали им ткани и вату, чтобы хранить дома. Известны случаи исцеления  от этого мира.

Монреальская Иверская икона, мироточивая

Октябрь

1997 года

В Греции хранитель Иверской-Монреальской иконы был убит ночью в гостиничном номере,  а чудесный образ бесследно исчез. Преступление так и не было раскрыто.

Однако, через 10 лет после трагедии замироточил бумажный образ – копия Монреальской иконы,  отпечатанный  типографским способом.  Это произошло  в православном  приходе в Гонолулу,  на Гавайских островах.

К числу самых известных случаев появления мира на мощах святых, относится возникновение мироточение мощей Святителя Николая в городе Бари.  Здесь мощи покоятся уже несколько столетий,  и все это время от них исходит благовонное маслянистое вещество. Монахи собирают его через особое  отверстие в ковчеге, в котором хранятся мощи.

Мироточили так же некоторое время назад мощи, находящиеся в пещерах Киево-Печерской   Лавры.  Как известно, останки монахов,  нашедших свое упокоение в этом монастыре,  находятся  в специальных нишах под землей. Монах, занимавшийся уборкой в пещерах, обнаружил, что некоторые  главы  обильно выделяют  миро,  и об этом вскоре стало известно и церковному начальству, и  руководству  музея-заповедника «Киево-Печерская лавра».

Миро, источаемое иконами или святыми мощами, обыкновенно собирается в специальные сосуды.  При необходимости его разводят водой, которую разливают в специальные бутылочки  –  для  паломников.

Такое миро, привезенное домой из паломнических поездок, следует бережно хранить и использовать  по мере надобности.

Как применяют миро от святых мощей и икон

Как правило, его наносят на лоб – специальной кисточкой, пальцем  или маленьким кусочком ватки.  Делают это для исцеления страждущего или чтобы благословить человека при начале важного дела,  трудного или опасного путешествия, в иных сложных житейских ситуациях.

Однако, церковные авторитеты предостерегают от того, чтобы относиться к миру, как к некоему  заменителю лекарства, чудодейственному снадобью. Миро помогает не само по себе, а только в тех  случаях, когда применяют его с искренней верой и с молитвой. Уповать следует только на Бога, у Него  же просить исцеления, а не ждать, что миро само по себе станет исцеляющим средством.

Признавая многие случая мироточения, считая их чудом Господним, которое должно укрепить нашу веру, церковь, тем не менее, предостерегает верующих от чрезмерного увлечения подобным случаям, от погони за чудесами. Верующий человек не ждет того, чтобы его вера подпитывалась различными необъяснимыми явлениями. И с этой точки зрения святое миро, приготовленное с верой и в соответствии с многовековой традицией, имеет не меньшую благодатную силу, чем миро, истекающее от образов и святых мощей.

 

pravoslavie.wiki

Святое Миро в церкви — что это такое и как его использовать

Святое Миро – важнейший атрибут христианской религии. Душистое масло как бы воскрешает в памяти и оживляет страницы Писания, воодушевляет человека и укрепляет его веру. Из чего и как его изготавливают, а также, в каких целях применяют, и пойдет речь в статье.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Мой мир

Значение святого Мира для церкви

Святое Миро – это особый состав и особый рецепт.

Используется такое масло в самый значимый момент жизни новоиспеченного христианина. Непосредственно после того, как человека окрестят, совершается помазание Миром – один раз и на всю жизнь. Это символизирует принятие им Святого Духа.

По завершении строительства новой церкви в первую очередь её освящают святым маслом. Также Миром смазывают и необходимый атрибут любой литургии – плат, покрывающий алтарь, или антиминс.

Известно и то, что миропомазание совершали над царями, вступающими на престол. Поэтому их еще именовали помазанниками божьими. Такой обряд был распространен в Византии и на Руси.

Символическая значимость Мира для церкви состоит в том, что оно представляет дары Святого Духа. Многочисленные ароматические вещества, входящие в его состав, олицетворяют множество добродетелей настоящего, искренне верующего христианина.

Как правильно применять Миро

По праву считается, что миро должно быть в каждом доме, ибо это универсальное средство и в горе, и в радости. Святое масло помогает побороть недуги, в некоторых случаях даже на последних стадиях, когда пациенту уже показана операция. Его можно использовать либо в чистом виде, просто добавляя каплями в пищу и напитки, либо как примесь к целебным настойкам, либо сочетать с традиционными лекарствами.

 

На более тонком, не физическом, плане святое Миро также окажется незаменимым помощником. В периоды упадка, тяжелых мыслей, труднопреодолимых искушений, а также в какой-либо кризисной ситуации, когда нужно принять взвешенное решение, а в голове беспорядок, можно совершить простой домашний обряд. Обмакнуть в масло ватную палочку или мягкую кисточку и провести по лбу крест-накрест, попросив о содействии кого-то из христианских святых. Это поможет отвести недобрые мысли и получить подсказку свыше.

В любом случае, с какой целью бы не применялось святое Миро, отношение к нему должно быть соответствующее, в высшей степени уважительное и благоговейное.

Из чего состоит Миро

Святое Миро бывает рукотворным и нерукотворным. Рукотворное Миро – это не просто масло, оно содержит особый состав из 57 лекарственных растений. За основу берется оливковое масло с добавлением белого вина. Изготавливают его по особой рецептуре, которая была описана Моисеем в книге Исхода. В свежеприготовленное Миро обязательно добавляется капля древнего Мира, сохранившегося со времен апостолов. Право на изготовление такого святого масла имеет только Вселенский патриарх. Производится оно 1 раз в 10 лет на Страстной неделе, варится в течение трех дней, после чего большой сосуд с Миром освящается. Далее святое масло развозится по всем православным храмам мира.

Видео: Чин мироварения

Существует и нерукотворное Миро. Все слышали о мироточивых иконах и мощах святых. Душистая жидкость, которая из них выделяется и есть святое Миро. По цвету и консистенции оно заметно различается, а состав его нельзя определить доподлинно. Такое святое масло также применяют для исцеления либо благословения в сочетании с искренним обращением к Богу.

Видео: Чудесное Извлечение миро из гробницы Св Николая Чудотворца.

Иерусалимское и Афонское Миро

Миро из святого города Иерусалима несет в себе особую энергетику этого места. Иерусалимское Миро изготавливают из нарда – растения, с древних времен знаменитого своими исцеляющими тело и душу свойствами. Такое масло имеет янтарный цвет и специфический аромат. В зависимости от разных добавок существует несколько его видов. Добавками могут быть лепестки цветов и/или масла из лампад храмов Святой земли. Именно иерусалимское святое масло упоминается в библейской притче о воскрешении Лазаря.

Афонское Миро изготавливают монахи. Его основа – елей и виноградное вино. К ней примешивают различные аромамасла, ладан, а также добавляют цветочные лепестки. У каждого монастыря свой рецепт приготовления. В состав может входить и нардовое масло. Афонское Миро несет благословение монастыря, где было изготовлено, а также освящается у особых, чудотворных икон и мощей Афона. Это придает ему не менее выраженные чудодейственные свойства, чем у любого другого.

Святое Миро – неоценимый дар церкви и всем христианам. Оно является неотъемлемым атрибутом не только важных церковных таинств, но и вполне доступно для домашнего использования. При этом не стоит забывать о том, что обращаться с ним, как и с любым олицетворением духовных даров, следует почтительно и бережно.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Мой мир

1001molitva.ru

Миро - Православный журнал "Фома"

В рубрике Суть вещей "Фома" кратко рассказывает о христианской символике на примерах конкретных артефактов и святынь. Сегодня мы говорим о том, что такое миро.

 

Миро — благовонная смесь ароматических веществ на основе оливкового масла и белого вина.

Миро переводится с греческого как «ароматное масло».

Фото Юлии Маковейчук

Помазание миром символизирует схождение Святого Духа. В апостольские времена этим символом было возложение рук на человека (при крещении). Со временем уверовавших и крестившихся стало такое количество, что возложение рук оказалось физически невозможным и было заменено на миропомазание.

Алавастр — круглый высокий сосуд без ручек для хранения мира. В древности такие сосуды из алебастра (отсюда и название) использовались для хранения благовоний. Сейчас в Русской Православной Церкви алавастром называют сосуд, который хранится в Крестовом храме и содержит в себе миро от каждого нового освящения еще со времен апостолов.

Миро в Ветхом Завете

Состав и применение мира впервые были описаны в Библии в Книге Исход:

И сказал Господь Моисею, говоря: возьми себе самых лучших благовонных веществ: смирны самоточной пятьсот [ сиклей ], корицы благовонной половину против того, двести пятьдесят, тростника благовонного двести пятьдесят, касии пятьсот [сиклей], по сиклю священному, и масла оливкового гин; и сделай из сего миро для священного помазания, масть составную, искусством составляющего масти: это будет миро для священного помазания (Исх 30:22–25).

Смирна

Смирна — смола, получаемая от деревьев семейства бурзеровые; обладает приятным запахом и пряным вкусом.

Сикль — в разное время вес сикля = 11,17–12,2 г.

Кассия — ароматная кора дерева, близкого коричному, распространенного в Аравии.

Гин —  6592,8 см3.

Приводятся четкие указания Моисею по применению мира в ветхозаветные времена:

И помажь им скинию собрания и ковчег [скинии] откровения, и стол и все принадлежности его, и светильник и все принадлежности его, и жертвенник курения, и жертвенник всесожжения и все принадлежности его, и умывальник и подножие его; и освяти их, и будет святыня великая: все, прикасающееся к ним, освятится; помажь и Аарона и сынов его и посвяти их, чтобы они были священниками, Мне (Исх 30:26–30).

Таким образом, изначально миро использовалось для помазания скинии (скиния — переносной походный храм евреев) и священников, которые будут в ней служить Богу. В дальнейшем миром помазывали не только их, но и ветхозаветных пророков и царей.

В истории Русской Церкви

В XVII веке подбором ингредиентов для приготовления мира занимался Аптекарский приказ, в ведении которого находились аптеки и больницы. Именно от его сотрудников зависело количество ингредиентов для мира.

С XV по XVIII век в Русской Православной Церкви миро варилось в Патриарших палатах Московского Кремля. В 1763 году для мироварения специально была выделена Крестовая палата Кремля, позднее переименованная в Мироваренную. Печь и сосуды для приготовления мира сохранились в ней по сей день.

Донской монастырь

С 1946 года основным местом приготовлением мира в Русской Церкви становится Донской монастырь, в Малом соборе которого установлена мироваренная печь.

В современной практике Русской Церкви

В состав мира входят оливковое масло, белое вино и около 40 благовоний, таких как ладан, корни калгана и имбиря, лепестки роз, гвоздичное, розовое, лимонное масло. Количество благовоний меняется в зависимости от имеющихся ингредиентов.

Фотографии пресс-службы Патриарха Московского и Всея Руси

Миро варится один раз в несколько лет в строго определенном для этого месте и рассылается в епархии, во все храмы и монастыри всей поместной — Русской Православной Церкви. Чем больше территория поместной Церкви, тем чаще варится миро.

Приготовлять и освящать миро имеет право только Предстоятель автокефальной (самостоятельной) церкви — Патриарх (4) или митрополит. В Русской Православной Церкви самостоятельно приготовлять и освящать миро начали с 1448 года, после отделения от Константинопольского Патриархата.

Миро варится в специальной печи (2) Предстоятелем Церкви с понедельника по среду Страстной седмицы Великого поста. Во время мироварения священники непрерывно читают Евангелие.

В Великий Четверг во время Литургии совершается освящение мира (4). Во время него из алавастра добавляется несколько капель древнего мира и алавастр пополняется новым миром.

В русской православной традиции миро используется для совершения таинства Миропомазания (таинство, соединенное в своем чинопоследовании с таинством Крещения), освящения храма и антиминса (антиминс — плат для совершения Литургии). Во времена монархии миро применялось при помазании на царство.

На заставке фрагмент фото Владимира Ештокина

Читайте также:
Что такое миропомазание?

foma.ru

Миро (масло) - это... Что такое Миро (масло)?

Алавастр для мира, экспозиция Патриаршего подворья в московском Кремле
Не следует путать с Миррой.

Ми́ро (ст. русск. мѵро от греч. μύρον «ароматное масло») — в христианстве специально приготовленное и освящённое ароматическое масло, используемое в таинстве миропомазания для помазания тела человека. В Православии используется также и при освящении вновь построенного храма, для помазания антиминса, престола и стен. В Католицизме кроме таинства миропомазания используется при рукоположении священников и епископов и при освящении храмов и алтарей. Ранее использовалось при помазании на царство. Освящённое миро хранится в православных храмах в специальном сосуде — мирнице, которая устанавливается на престоле.

Состав и история

В первые века христианства, как видно из писаний отцов и учителей Церкви, для помазания крещённых использовалось «некое смешение разнообразных благовонных веществ»[1], которое освящалось особым священнодействием «на алтаре» (то есть на престоле), а право приготовлять и освящать миро принадлежало только епископам.[2]

Установление особого обряда освящения мира Василий Великий и ряд других церковных авторов приписывают апостолам.[3] До V века для чина освящения не существовало особо установленного дня, с V века на Востоке таким днём стал великий четверг. На Западе с V века освящение мира стало совершатся в основном на средней из литургий великого четверга, которая стала называться missa chrismatis.

Миро в Православной церкви приготовляется из чистого елея (с добавлением белого виноградного вина) и из многих благовонных веществ. Перечень их и количество не были строго установлены, и обычно использовали вещества, которые были в наличии в то или иное время. В настоящее время в состав мира входит около 40 разных веществ.

Основным веществом для приготовления мира является елей — оливковое масло высшего качества. Белое виноградное вино необходимо при мироварении, чтобы предотвратить воспламенение и пригорание масла. Из благовонных веществ обычно употребляют ладан, лепестки розы, фиалковый, пряный и калганный корни, мускатное, розовое, лимонное и гвоздичное масло и другие.[4] В католической традиции латинского обряда в состав мира входят только оливковое масло и благовонный бальзам, смешиваемые непосредственно перед освящением мира.

Мироварение

В Русской православной церкви

Котел для варки мира

Предварительное приготовление веществ для мироварения начинается на Крестопоклонной седмице Великого поста. В среду совершается малое освящение воды и окропление всех приготовленных для мироварения веществ. Часть приготовленного елея смешивается с виноградным вином и варится в котле. Мелко истолчённые благовонные вещества заливаются сваренным елеем и настаиваются в течение двух недель. В среду шестой седмицы поста масло сливается в сосуды, а вещества заливаются вновь виноградным вином.

Торжественный чин мироварения совершается на Страстной седмице в малом соборе Донского монастыря. До 1917 года для этих целей использовалась Крестовая палата бывшего Патриаршего дворца в Московском Кремле, благодаря этому известная также как Мироваренная (Мироварная), где до сих пор сохраняется сделанная в XIX веке мироваренная печь.

В Великий Понедельник патриарх (или по его благословению — митрополит) в сослужении клириков полагает начало мироварению. После молебна совершается малое освящение воды. Святой водой окропляются все вещества, приготовленные для мироварения, а также она добавляется в котёл, в который затем вливается масло и вино.

Патриарх благословляет рукой котёл и зажигает трикирием огонь под ним. После этого начинается непрерывное чтение Евангелия духовенством в течение трёх дней.

В Великий Вторник в мироваренный котёл добавляют виноградное вино и благовонные вещества, а в Великую Среду — виноградное вино и елей, сваренный в четвёртую седмицу Великого поста. В среду в присутствии архиерея заканчивается мироварение и после остывания мира в котёл вливаются благовонные масла и всё тщательно перемешивается.

Печь для варки мира
(Патриаршье подворье, Кремль)

Освящение приготовленного мира

Освящение мира происходит в Великий Четверг за богослужением в Богоявленском соборе. Предварительно из Крестового храма Московской Патриархии в собор перевозится алавастр — сосуд, с освящённым миром, хранимым в Церкви, по преданию, по приемству от апостолов с добавлением в него мира от каждого нового освящения.

На Литургии в во время великого входа сосуды с миром переносятся к престолу. Алавастр ставится патриархом на престол. Остальные сосуды поставляются вокруг престола. Патриарх трижды благословляет каждый сосуд с миром, тайно читает молитву и добавляет в каждый сосуд из алавастра немного древнего мира, а также пополняет алавастр новоосвящённым миром.

После освящения миро рассылается по всем епархиям и монастырям РПЦ.

В Католицизме

В латинском обряде католической церкви освящение мира проводится на утренней литургии Великого четверга, служащейся по особому чину и носящей название «Месса освящения мира и благословления елея» (Missa Chrismatis). Служить эту литургию должен только епископ, по уважительным причинам допустимо переносить её на несколько дней назад (но не вперёд). Как правило, епископ совершает мессу в сослужении со всеми епархиальными священниками. Месса освящения мира и благословления елея носит особо торжественный характер и обычно проводится в кафедральном соборе епархии. Название мессы связано с тем, что наряду с освящением мира на ней проводится благословление елея больных и елея оглашаемых. Елей больных используется для соборования, елей оглашаемых для помазания катехуменов во времена таинства крещения. В отличие от мира оба вида елея состоят из чистого оливкового масла.

Католический сосуд для мира

Освящение мира

Во время утренней литургии Великого четверга после Литургии слова и обряда обновления священнических обетов совершается процессия принесения елеев, во время которой диаконы и министранты выносят к алтарю четыре сосуда, содержащих елей больных, елей оглашаемых, а также елей и бальзам для приготовления мира. Епископ принимает сосуды и ставит их на алтарь. Затем служится Евхаристическая литургия обычным порядком. После её окончания епископ благословляет елей больных и елей оглашаемых, после чего приступает к освящению мира. Епископ в молчании вливает благовонный бальзам в елей, затем призывает верующих к молитве, и с простёртыми руками читает молитву освящения. Во время молитвы все сослужащие священники простирают правую руку в направлении сосуда с миром. После освящения миро рассылается по всем приходам епархии, где хранится в специальных сосудах.

В Армянской апостольской церкви

В Армянской апостольской церкви миро варят 1 раз в 3, 5 или 7 лет во время специально учреждённого для этого Праздника Мироварения. Обязательным условием при приготовлении нового мира является вливание в него 1/10 части от старого. Это символизирует преемственность традиции.

См. также

Примечания

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Миропомазание — Википедия

Миропома́зание (др.-греч. χρίσμα, лат. chrisma) — священнодействие в христианских церквях; является таинством в Православной, Католической, Древних восточных церквях и в некоторых протестантских церквях; через которое верующему подаются дары Святого Духа, укрепляющие его в духовной жизни. По мнению Православной церкви, как поясняет протопресвитер Александр Шмеман, речь идет не о различных дарах Святого Духа, а о самом Святом Духе, Который сообщается человеку как дар[источник не указан 1191 день]. По мнению Католической церкви, Святой Дух снисходит на христианина в момент крещения, а конфирмация лишь углубляет связь со Святой Троицей и умножает дары Святого Духа[1].

Установление таинства миропомазания восходит к апостольским временам. В первоначальной Церкви каждый новокрещёный получал благословение и дар Святого Духа через возложение рук апостола или епископа. Но уже в самих апостольских посланиях дар Святого Духа, которым обладают христиане, иногда называется «помазанием» (1Ин. 2:20, 2Кор. 1:21).

Лаодикийский собор (343 год) закрепил следующее 48 правило: «Подобает просвещаемым быть помазуемым Помазанием Небесным, и быть причастниками Царствия Божия»[2]. Этим собор закрепил практику совершения миропомазания сразу после крещения, что вероятно не всегда совершалось во времена Лаодикийского собора.

О таинстве миропомазания писали богословы первых веков христианства[3]:

  • Григорий Богослов (IV век): «Если оградишь себя печатью, обезопасишь свою будущность лучшим и самым действенным способом, ознаменовав душу и тело Миропомазанием и Духом, как древний Израиль ночной и охраняющей кровью первенцев и помазанием (Исх. 12:13), тогда что может с тобой случиться?».

Архиепископ Фессалоникийский Симеон о миропомазании пишет следующее[4]:

Миропомазание полагает первую печать и восстанавливает образ Божий, повреждённый в нас через преслушание. Точно так же оно возрождает в нас благодать, которую Бог вдунул в душу человеческую. Миропомазание содержит в себе силу Духа Святого. Оно — сокровищница Его благоухания, знамение и печать Христовы.

Православие[править | править код]

В Православной церкви внешняя сторона таинства заключается в том, что епископ, а гораздо чаще священник, ритуально мажет некоторые части тела человека особо освящённым ароматическим маслом — миром, через которое передаётся божественная благодать. Перед миропомазанием священник читает молитву о ниспослании на человека Духа Святого, а затем помазывает ему крестообразно лоб, глаза, ноздри, уста, уши, грудь, руки и ноги. При каждом помазании каждой части тела священник повторяет тайносовершительные слова: «Печа́ть да́ра Ду́ха Свята́го. Ами́нь».

Изначально апостолы на новокрещённых возлагали руки, но уже в апостольское время эта форма была заменена помазанием[5]. Согласно VI правилу Карфагенского собора, право освящать миро принадлежит только епископу, в настоящее время его освящает предстоятель той или иной Поместной церкви.

Миропомазание совершается обычно сразу после таинства крещения, однако может совершаться и отдельно, например, как дополнение крещения, совершённого мирянином. Без миропомазания человек не допускается до причащения, даже если он уже крещён.

Согласно 105-й главе Большого Требника, через миропомазание принимаются лица, крещённые во младенчестве в православии, но затем воспитанные с самого раннего детства вне православной веры[6].

Допускается принятие в православие через миропомазание (а не через крещение) лиц из христианских конфессий, в которых сохраняется правильная форма крещения, например, над католиками, старообрядцами. Над лютеранами и кальвинистами таинство миропомазания совершается обязательно, эти деноминации принимаются и через крещение в православие. Над представителями Древних восточных церквей, согласно 95-му правилу Трулльского собора, миропомазание не совершается (люди, приходящие в православие, должны приниматься через письменное отречение от своих ересей)[7]. В древности через миропомазание в Православную церковь, согласно 7-му правилу Второго Вселенского собора, принимались ариане, македониане, савватиане, новациане, четыренадесятники, аполинириане[8]. Принимались в православие через миропомазание и представители монофизитства, в греческих древних евхологиях и в славянских кормчих сохранился чин принятия армян и яковитов (у русских называвшийся чин принятия хвалисин)[9].

Кроме того, совершается помазание миром престола православного храма при его освящении.

См. также: Мироваренная палата
Миропомазание на царство

Миропомазание совершается над человеком второй раз в жизни, если человек поставляется через церковь на царство, так называемое инаугурационное миропомазание (помазание на царство, греч. τò χρίσμα τῆς βασιλείας) монархов. В Полном православном богословском энциклопедическом словаре написано, что помазание на царство — это вторая, высшая, степень таинства миропомазания[10].

О том, является ли помазание на царство церковным таинством — среди духовенства Русской православной церкви единого мнения нет: известны диаметрально противоположные суждения[11][12].

Это миропомазание не есть особое таинство или повторение миропомазания, совершаемого над каждым православным христианином после крещения (подобно тому, как, например, хиротония во епископа не есть повторение предшествующей ей хиротонии во священника), а лишь особый вид или высшая степень таинства миропомазания, в которой, в виду особенного назначения православного государя в мире и Церкви, ему сообщаются особенные высшие благодатные дары царственной мудрости и силы. Совершаемое в нашей Церкви царское миропомазание бывает во время литургии, после причащения священнослужителей, пред открытыми царскими вратами.

Всем известно, что русские цари при короновании помазывались миром. С точки зрения канонической и догматической это было помазание миром и ни в коем случае не таинством миропомазания. И я лично считал это таинством только будучи гимназистом пятого класса, а когда стал разбираться в смысле церковных указаний, то стал уже критически относиться к детским учебникам.

Католицизм[править | править код]

См. также Конфирмация

В Католической церкви миропомазание совершается дважды над человеком, но лишь одно из них считается таинством.

В первом случае миропомазание совершается в то же время как в Православной церкви. Сразу после того как священник крестит человека, он миропомазывает верхнюю часть головы новокрещённого. Помазание производится не миром, а так называемым «елеем катехуменов», который благословляется на мессе освящения мира и благословения елея в Великий Четверг. При этом священник читает особую молитву: «Всемогущий Бог, Отец Господа нашего Иисуса Христа, Который дал возрождение тебе водою и Духом Святым, кто дал тебе прощение всех твоих грехов, (Он помазал) Он помажет † миром спасения в том же Христе Иисусе, Господе нашем, к жизни вечной. Аминь».[15][16] Данное миропомазание в католичестве таинством не считается, а считается, что это миропомазание просто входит в Чин крещения.

Начиная с IX века на Западе распространяется обычай второго миропомазания, которое совершает только епископ над детьми 13—14 лет или позже. Именно это священнодействие в католичестве будет в дальнейшем причислено к числу семи таинств, оно также называется конфирмацией и обычно совершается только епископом. Священник имеет право совершать это таинство только в экстренных случаях или по особому поручению епископа. Внешним выражением таинства является помазание миром лба, с возложением руки и произнесением следующих слов: «Прими знамение дара Святого Духа» (лат. Accipe signaculum doni Spiritus Sancti)[17].

В латинском обряде Католической церкви миропомазание обычно совершается над подростками в возрасте 13—14 лет или позже, поскольку считается, что это таинство знаменует окончательное введение христианина в состав церковного общества, и следовательно, должно осуществляться в сознательном возрасте. Католическая трактовка конфирмации зафиксирована в документах Тридентского собора. По совершению таинства верующий нарекается «воином Христовым».

Согласно Катехизису Католической церкви:

Последствие Миропомазания — особое излияние Святого Духа, подобное дарованному в день Пятидесятницы. Это излияние налагает на душу неизгладимую печать и взращивает крещальную благодать; оно глубже укореняет человека в Божественном усыновлении; крепче связывает с Христом и его Церковью; умножает в душе дары Святого Духа; даёт особую силу, чтобы свидетельствовать о христианской вере[18]

Лютеранство[править | править код]

Конфирмация у протестантов представляет обряд сознательного исповедания веры, где миропомазание как таковое отсутствует. Предполагается, что крещение человек принимает в младенчестве, конфирмация же свидетельствует, что человек сознательно делается частью церкви (Воцерковление). Таинством лютеране конфирмацию не признают, считая её одной из форм благословения (подобной браку).

  1. ↑ Катехизис Католической Церкви. Раздел II «Семь таинств Церкви», глава I «Таинства христианского посвящения», часть 2 «Таинство миропомазания». (рус.) (недоступная ссылка). Катехизис Католической Цервки, переработанный с учётом замечаний Второго Ватиканского Собора. Издательство францисканцев (1992). Дата обращения 22 октября 2012. Архивировано 19 ноября 2012 года.
  2. ↑ Правила Лаодикийского собора
  3. ↑ Духовные стороны христианства: Миропомазание
  4. ↑ Объяснение православных богослужений, обрядов и таинств. Блаженный Симеон Солунский. стр.4. Изд-во Оранта. 2010.
  5. Алмазов А. И. История чинопоследований Крещения и Миропомазания. — Казань, 1884. — С. 397.
  6. ↑ Большой Требник, 105-я глава
  7. ↑ Таинство миропомазания. Православие.Ru.
  8. ↑ 7-е правило Второго Вселенского собора.
  9. ↑ Хвалисины — это жители западного берега Хвалинского (Каспийского) моря.
  10. ↑ Полный православный богословский энциклопедический словарь. — Т. 2. — С. 245.
  11. Бабкин М. А. Воззрения иерархов Русской православной церкви на миропомазание всероссийских императоров в царствование Николая II // Москва : журнал. — 2009. — № 5. — С. 229—233. Републикация на портале Богослов.ру, 25.07.2009.
  12. Бабкин М. А. Священство и Царство (Россия, начало XX века – 1918 год). Исследования и материалы. — М., 2011. — С. 127—132. — ISBN 978-5-91674-077-6.
  13. Булгаков С. В. Настольная книга для священно- церковнослужителей: сборник сведений, касающихся преимущественно практической деятельности отечественного духовенства. — М., 1993. Репринтное воспроизведение издания 1913 года. — Т. 2. — С. 995. Цит. по: Бабкин М. А. Воззрения иерархов Русской православной церкви на миропомазание всероссийских императоров в царствование Николая II // Москва : журнал. — 2009. — № 5. — С. 229—233.
  14. Андрей (Ухтомский), епископ. История моего старообрядчества / Вводн. статья, публ. и комм. А. Знатнова // Наш современник : журнал. — 2007. — № 1. — С. 213. Цит. по: Бабкин М. А. Воззрения иерархов Русской православной церкви на миропомазание всероссийских императоров в царствование Николая II // Москва : журнал. — 2009. — № 5. — С. 229—233.
  15. ↑ Deus onmípotens, Pater Dómini nostri Iesu Christi, qui te regenerávit ex aqua et Spíritu Sancto, quique dedit tibi remissiónem ómnium peccatórum, (hic inungit) ipse te líniat † chrísmate salútis in eódem Christo Iesu Dómino nosto in vitam aetérnam. R. Amen.
  16. ↑ DE SACRAMENTO BAPTISMI
  17. ↑ DE SACRAMENTIO CONFIRMATIONIS
  18. ↑ Компендиум Катехизиса Католической Церкви на сайте Святого Престола

ru.wikipedia.org

Что такое миро и из чего его варят? | Вечные вопросы | Вопрос-Ответ

Миро (греч. — благовонное масло) — особая смесь растительных масел, душистых трав и благовонных смол (всего — 50 веществ). Ещё в ветхозаветную пору им помазывали Скинию, первосвященников, пророков и царей, с ним ко гробу Иисуса шли жёны-мироносицы.

Мироварение совершается только на Страстной седмице. В 2014 году миро начнут варить в Великий понедельник, 14 апреля.

Подробнее о Страстной седмице читайте в справке >>

Где используют миро?

Миро используют при совершении таинства миропомазания, в том числе, когда приобщаются к православию инославные христиане. В апостольские времена каждый новокрещёный получал благословение и дар Святого Духа через возложение рук апостола или епископа. Но из-за приобщения христиан к вере и невозможности личной встречи каждого новокрещёного с епископом рукоположение было заменено миропомазанием. Миро используется при освящении новых престолов в храмах.

Откуда берётся миро?

Правом приготовления мира обладает только глава автокефальной церкви (патриарх, митрополит). В Москве Патриарх Московский и всея Руси в последнее время совершает этот чин ежегодно, а затем раздаёт освящённое миро на приходы, таким образом, благословение патриарха получает каждый, кто становится членом церкви.

Когда проходит мироварение?

Мироварение происходит только на Страстной седмице. В понедельник Страстной седмицы (14 апреля в 2014 году) патриарх совершает молитвы на начало чина мироварения, в этот день миро доводят до кипения и потом варят на малом огне, постоянно перемешивая его. Миро варят в течение трёх дней: в Великий понедельник до вечера, весь Великий вторник (15 апреля) и утро Великой среды (16 апреля). Освящение мира совершает Святейший Патриарх в Великий четверг (14 апреля) после Божественной литургии.

Из чего варят миро?

Миро варят из чистого елея (оливкового масла высшего качества) с добавлением белого виноградного вина и многих благовонных веществ. Их перечень и количество не были строго установлены: обычно в миро добавляли вещества, которые в то время были в наличии. Ныне в состав мира входит около 40 разных веществ. Основа в приготовлении мира — оливковое масло. Белое виноградное вино необходимо при мироварении, чтобы масло не воспламенялось и не пригорало. Из благовонных веществ обычно применяют ладан, лепестки розы, фиалковый, пряный и калганный корни, мускатное, розовое, лимонное, гвоздичное масло и другие.

Смотрите также:

aif.ru

Что такое миропомазание? - Православный журнал "Фома"

Сразу после Крещения совершается еще одно величайшее церковное Таинство. Внешне это происходит настолько быстро и незаметно, что люди иногда и не подозревают, что произошло событие, перевернувшее их жизнь...

Миропомазание – это Таинство, в котором верующему, при помазании Освященным Миром частей тела подаются дары Святого Духа, помогающие христианину возрастать и укрепляться в духовной жизни.

Такое определение Таинству Миропомазания дается в богословских учебниках. В Православной Церкви оно всегда совершается вместе с Крещением, вернее, сразу же после него. Их даже можно объединить общим названием – Таинства посвящения, или вхождения в Церковь. Внешне не происходит вроде бы ничего особенного. Как только человек выходит из купели, священник читает особые молитвы и крестообразно мажет лоб, глаза, ноздри, уста, уши, грудь, руки и ноги новокрещенного особо освящённым ароматическим маслом — миром, произнося при этом: «Печать дара Духа Святого». По времени Миропомазание занимает несколько секунд, поэтому, в сравнении с длинным чином Крещения находится как бы в его тени, кажется одним из его многочисленных обрядов. Но в Церкви все самое величайшее и славное совершается просто...

Сначала о внешней символике этого Таинства. Печать и миропомазание – древнейшие символы. Печать – это знак принадлежности кому-либо, свидетельство о владельце. Например, в Евангелии говорится, что Бог положил на Иисусе Свою печать (Ин. 6:27). Помазание миром символизирует власть и достоинство. В Древнем Израиле через миропомазание свою власть принимали цари и священники. Это символизировало, что они не самозванцы, а приняли свое служение от Бога. Вообще, греческое слово «христос» переводится как «помазанник». В этом смысле христами можно назвать всех ветхозаветных царей и священников. Однако с большой буквы это слово применимо только к одной уникальной личности – Богу, Который стал человеком – Иисусу Христу. Именно с Его служением и связано Таинство Миропомазания, ставшее в христианстве Таинством не только для царей и священников, но для всех людей, принимающих крещение и входящих в лоно Церкви Христовой.

Справка

Апостолы передавали верующим Дар Духа Святого через возложение своих рук на голову новокрещенного. Но когда счет верующих пошел на тысячи, ученики Христа физически не могли присутствовать на каждом крещении. Поэтому они стали освящать миро, которое передавалось священникам, и уже они, в свою очередь, совершали Таинство через помазание. В Православной Церкви такой порядок совершения Миропомазания существует по сей день. За три дня до Пасхи, в Великий Четверг, глава Автокефальной (Поместной) Церкви совершает чин мироварения и освящает приготовленное миро. Это благовонное масло, состоящее из более чем 64-х веществ (елея, алоэ, смирны, розового масла, толченого мрамора и т.д.). Сам факт приготовления мира свидетельствует об автокефалии (самостоятельности) той или иной Церкви.

 

На Руси миро освящали в московском кремлевском Успенском соборе. После упразднения Патриаршества при Петре I местом совершения этого чина, помимо Кремля, стала Киево-Печерская Лавра. С восстановлением Патриаршества в Русской Церкви в 1917 году освящение мира вновь стали совершать только в Москве. Сегодня мироварение совершается в Малом соборе Донского монастыря Москвы, где построена специальная печь. А освящается миро в Патриаршем Богоявленском соборе в Елохове.

Святой Дух – третье Лицо Пресвятой Троицы. После крещения Иисуса Христа в Иордане Святой Дух сходит на Него в виде голубя. Многие люди недоумевают: если Христос – Бог, зачем Ему надо было креститься и почему на Него сходит Дух? Это тема для отдельного разговора. Здесь же главное, что Священное Писание показывает: Иисус обладал всей полнотою Святого Духа. В Евангелии Спаситель неоднократно говорит о том, что после окончания Его земного служения именно Дух Святой будет сопровождать верующих, учить и вести их к спасению. Дух Святой будет свидетельствовать о Христе не только христианам, но вообще всем людям, независимо от того, как они относятся к личности Христа.

Все эти слова Господа в точности исполнились на пятидесятый день после Его Воскресения. То, что произошло, сразу же стало отмечаться как один из величайших праздников Церкви. Действительно, кто сегодня не слышал о таком христианском празднике как Троица. Но это не просто великий праздник Церкви, это день ее рождения. Именно в этот день исполнилось обещание Господа, и на первых двенадцать учеников Христа сошел Святой Дух.

Церковь существует вот уже 2000 лет. Она прошла через эпоху гонений, эпоху Вселенских Соборов, потрясаемая до самого основания различными ересями. Потом настала эпоха секуляризации и внешней церковности, затем опять гонения... Читая историю Церкви, каждый раз удивляешься тому, как можно пройти через эти испытания и выжить?! Ответ находится в Евангелии: Церковь – это не просто организация людей, объединенных одной верой и управляемая иерархами-чиновниками.

Церковью руководит Святой Дух. Он ведет каждого христианина в отдельности и всю Церковь к спасению. Это точка зрения верующего человека. С ней можно соглашаться или нет, но слова Христа исполнились в точности: Церковь самим фактом своего существования свидетельствует людям о Спасителе мира. Другое дело, что можно верить в Него или отвергать...

Справка

Помазание святым Миром не надо путать с помазанием освященным маслом, которое является одним из обрядов Таинства Крещения и совершается еще до погружения человека в купель. Это помазание символизирует примирение человека с Богом, поскольку масличная ветвь, принесенная голубем Ною после потопа, ознаменовала его конец и, соответственно, прекращение гнева Божиего.

Тем более нельзя сравнивать Таинство миропомазания с помазанием освященным маслом (елей – по-славянски, отсюда елеопомазание), которое бывает во время праздничного вечернего богослужения. Это помазание означает просто благословение и для него используется масло из лампады, которая горит перед иконой праздника. Или с Таинством Елеосвящения (Соборование).

Итак, христиане верят, что именно Святой Дух ведет их к спасению. Но возникает вопрос: Церковь называет Иисуса Христа Спасителем, то есть Он уже совершил наше спасение через крестную смерть и Воскресение. Как же можно вести к тому, что уже совершено? И здесь очень ярко проявляется смысл Миропомазания. То, что совершил Христос, не зависело от человека. В Крещении человек умирает и воскресает вместе со Спасителем, освобождается от власти сатаны и приобщается ко всей полноте Церкви, которая является мистическим Телом Христа. Перед христианином открывается путь доселе закрытый – путь спасения от греха и обожения. Но этот путь нужно пройти. И здесь многое зависит от усилий самого человека. Миропомазание дает возможность жить полноценной церковной жизнью, христианину лично подаются дары Святого Духа для духовной жизни, для личного общения с Богом.

Что это за дары? Об этом знает только Бог и человек. Церковь – это живой организм – Тело Христово. Апостол Павел, развивая эту мысль, писал: «Дары различны, но Дух один и тот же... Но каждому дается проявление Духа на пользу: одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество... Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно. Ибо как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, – так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело... и все мы напоены одним Духом» (Первое Послание к Коринфянам, глава 12, стихи 4-13).

Здесь надо оговориться: Апостол писал это в середине первого века по Р.Х., когда дары исцеления и чудотворения действительно были необходимы Церкви для утверждения веры. Но вместо даров пророчества, исцеления, чудотворения можно поставить почти любую современную профессию – смысл апостольского Послания от этого не изменится: если обычная печать, поставленная на чем-то, призвана свидетельствовать о ее владельце, то «печать дара Духа Святого», полученная христианином, должна свидетельствовать о Боге. Церковь должна преображать и изменять мир, а каждый христианин – член Церкви, Тела Христова – на своем месте преображать мир вокруг себя. Жизнь в Церкви – это постоянное возрастание. Здесь нужно постоянное усилие самого человека. Но это усилие останется бесплодным без помощи Божией, которая и дается в Таинстве Миропомазания.

Это Таинство, как и Крещение, неповторимо. После Крещения и Миропомазания отношения человека с Богом полностью меняются. Как бы человек ни грешил, в случае покаянного обращения к Богу эти личные отношения с Творцом возобновляются.

Справка

Что такое помазание на царство?

Помазание при избрании царей в Ветхом Завете послужило прообразом помазания христианских государей при восшествии на престол. Византийских императоров, впоследствии и русских царей, и других европейских христианских монархов помазывали на царство святым Миром. Это не отдельное Таинство, а, скорее, продолжение Таинства Миропомазания, когда человеку подаются особые дары Духа Святого для управления государством. С этим чином связана отдельная сложная история его развития и понимания, до сих пор до конца не исследованная в богословской науке.

 

На Западе существует другая традиция совершения Таинства Миропомазания. У католиков над младенцем совершается Таинство Крещения, затем священник помазывает его миром, а Миропомазание, которое называется Конфирмацией (подтверждение – лат.), совершается уже в сознательном возрасте, после научения истинам веры. Тогда человек приходит к епископу, тот опять помазывает его миром, после чего человек принимает первое причастие. Парадокс в том, что при подобной практике непонятно, что же такое Таинство Крещения. С одной стороны, Крещение – это Таинство вхождения в Церковь, Таинство духовного рождения. Но с другой, получается, что никакого вхождения в Церковь не происходит, потому что до Конфирмации ребенок остается не причащенным. Более того, непонятно, чем помазывают ребенка после Крещения. Если миром, то значит, Таинство Миропомазания совершилось, а если обычным елеем (маслом), то непонятно, зачем освящать его как миро в Великий Четверг.

Сегодня Католическая Церковь старается разрешить эту проблему. Всеобщее распространение получает практика причащения младенцев сразу после Крещения. Но в этом случае становится совершенно непонятым смысл Конфирмации.

В восточной традиции подчеркивается неотрывность Крещения и Миропомазания и Причащения, ведь все эти три Таинства необходимы для полноценного вхождения человека в Церковь. В западной же традиции акцентируется роль епископа как олицетворения Церкви. Епископ лично принимает каждого крещаемого, чтобы было ясно видно, что Крещение и Миропомазание – это не какая-то частная треба, а дело всей Церкви, соединение со всей Церковью.

Но суть от этого не меняется: Святой Дух незримо присутствует и участвует в жизни любого христианина. Он всегда рядом, даже в самые горькие минуты. Если открыть Евангелие, то это можно понять. Сразу же после Своего крещения в Иордане Иисус Духом был отведен в пустыню, где Его ждал сорокадневный пост и искушения от сатаны. Так и наша жизнь. Крещение и Миропомазание – только начало пути, на котором человека могут ждать минуты страшного отчаяния и искушений. Но мы уже не одиноки. Первым этот путь прошел Христос, одержав победу и подарив ее всем нам.

Фото:

1. Епископ Пантелеймон (Шатов) совершает Таинство Миропомазания во время одной из миссионерских поездок.

Фото Екатерины Степановой.

2. Архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн миропомазует новокрещенного младенца. Фото игумена Агафангела (Белых).

foma.ru

из чего и как готовят миро?

Миро — из чего и как готовят миро?

Миро (греч. – благовонное масло) – особая смесь растительных масел, душистых трав и благовонных смол (всего – 50 веществ). В ветхозаветную пору им помазывались Скиния, первосвященники, пророки и цари. Жены-мироносицы шли ко гробу Иисуса именно с таким миром. Миром помазуют при совершении Таинства Миропомазания, в случаях, когда приобщаются к православию инославные христиане. Миро употребляют и для освящения новых престолов в храмах.

Установление таинства Миропомазания восходит к апостольским временам. В первоначальной Церкви каждый новокрещеный получал благословение и дар Святого Духа через возложение рук апостола или епископа.

Впоследствии с умножением христиан из-за невозможности личной встречи каждого новокрещеного с епископом рукоположение было заменено Миропомазанием.

Миропомазание совершает священник, однако само миро приготовляется епископом, и правом приготовления мира обладает только глава автокефальной Церкви (патриарх, митрополит).

В Москве, Патриарх совершает чин мироварения один раз в несколько лет и затем раздает освященное миро на приходы, таким образом, благословение патриарха получает каждый, кто становится членом Церкви.

Среди многих священнодействий и молитвенных последований, которыми Церковь Христова сообщает благодатные дары своим чадам, есть одно священное действие, совершаемое один раз в несколько лет самим Патриархом Московским и всея Руси. Это приготовление Мира (мироварение) и освящение его. Это священнодействие имеет чрезвычайно важное значение, ибо через святое Миро в таинстве Миропомазания Церковь сообщает своим новым членам благодатный дар Духа Святого.

Еще пророк Моисей, по глаголу Божию, впервые излил Миро на голову брата своего Аарона, возводя его в сан израильского первосвященника, и пророк Самуил совершил то же действие над Саулом и Давидом, помазуя их на царство. Первосвященники и цари, по закону, а пророки по чрезвычайному повелению Божию принимали это таинственное помазание от руки других пророков или первосвященников в знамение нисходящего на них Духа Божия, которым священнодействуют святители и вещают пророки.

Еврейское слово Мессия и греческое Христос означают в переводе на русский язык – Помазанник. В трояком смысле оно было’ дано на земле Сыну Божию, явившемуся в образе Сына Человеческого, как пророку Своего Небесного Отца, как Царю Израиля и Вселенной от колена Давидова и, наконец, как Первосвященнику Бога Всевышнего, Который Сам принес Себя в жертву за грехи мира.

Потому в Новом Завете, заключенном Богом с людьми в крови Агнца, святое Миро служит нетленною печатью дара Духа Святого выходящему из купели и самого имени христианина. Оно освящает все престолы и антиминсы храмов, на которых должна совершаться таинственная Жертва Христова.

Обряд приготовления святого Мира начинается на Крестопоклонной седмице Великого поста с подбора масла и вина, благовонных трав и ароматов, необходимых для варения Мира. В первый же день страстной седмицы духовенство собирается в особой мироварной палате, где приготовлены серебряные котлы и сосуды. Патриарх, благословляя начало обычных молитв, освящает воду, при пении тропарей на сошествие Святого Духа и Успение Богородицы и кропит все вещества, из которых должно образоваться Миро. Он вливает эту воду в котлы, а священники льют масло и вино, и кладут горящие угли; Первосвятитель же, после краткой молитвы к Господу Иисусу Христу о совершении начинаемого дела, которое благословляет именем Пресвятой Троицы, отходит, оставив диаконов и священников, продолжающих мироварение в течение трех дней при непрерывном чтении святого Евангелия. В Великую среду в приготовляемое Миро кладут ароматы и разливают его в двенадцать больших сосудов по числу апостолов Христовых.

Самое освящение совершается во время литургии Великого четверга. Перед чтением часов Патриарх со всем духовенством идет в мироварную палату за приготовленными сосудами Мира, и священники торжественно несут их в соборный алтарь, где ставят вокруг жертвенника, а хор поет во время шествия: «Благословен еси, Христе Боже наш, иже премудры ловцы явлей, ниспослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную: Человеколюбче, слава Тебе».

Это торжественное перенесение, двенадцати сосудов руками иереев повторяется на великом входе перед Святыми Дарами, ибо подобно им Миро должно быть освящено на престоле. Впереди всего шествия идет старший архимандрит или епископ и несет под осенением двух рипид, как бы под крыльями херувимов, драгоценный алавастровый сосуд, полный Мира. Он напоминает о том алавастре с драгоценным Миром, который излила на голову и ноги Иисуса кающаяся жена, исполненная любви к Спасителю. За ним несут прочие сосуды и ставят по сторонам престола, а первый алавастр Патриарх приемлет в царских вратах и ставит на трапезу. Когда должно совершаться освящение Святых Даров, он открывает постепенно каждый сосуд и благословляет крестным знамением во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Потом вслух всей церкви произносит молитву освящения над Миром, взывая к Господу Милосердному и Отцу светов, «да даст ему благодать тайнодейственнаго служения, подобно Моисею, Самуилу и апостолам, и ниспослет Духа Святаго на Миро сие, сотворив его помазанием духовным, хранилищем жизни, освящением душ и телес и елеем радования, воссиявшаго из Ветхого Завета в Новом». Он молит, чтобы через эту печать духовного совершенства все выходящие из бани Крещения были признаны гражданами и домашними Божиими от святых ангелов и страшны были демонам. Да будут они людьми избранными, царским священством, народом святым, запечатленным таинством и носящим в сердцах своих Христа, дабы сотворилась в них обитель Пресвятой Троицы.

Затем Патриарх обращается к молящимся с желанием мира и после призыва диакона преклонить главы опять приступает к престолу и втайне благодарит Бога, даровавшего ему благодать служения. Он просит об излиянии и на него самого освящения, подобно Миру, ибо Миро излиянное есть само Имя Христа, Единородного Сына Божия, в котором благоухает весь видимый и невидимый мир. По возглашении славы Пресвятой Троице, он еще трижды благословляет крестным знамением каждый из сосудов, которые после литургии торжественно переносятся в хранилище при пении псалма: «Отрыгну сердце мое слово благо…», изображающего таинственно помазание и славу Сына Божия.

Все эти молитвы и действия освящения Мира принадлежат собственно к таинству Миропомазания, ибо одни архиереи имеют высшую власть запечатлевать христиан в вере по примеру апостолов; и освящают Миро для всей Церкви, дабы впоследствии священники могли сообщать при самом Миропомазании благодатный дар Духа Святого. Святое Миро, разливаясь по всей Церкви из одного благодатного источника, содержит ее в неразрывном союзе мира печатью Имени Христова, в залог общего спасения во едином Господе Иисусе Христе.

Чин мироварения происходит только на Страстной седмице. В понедельник Страстной седмицы Патриарх совершает молитвы на начало чина мироварения, в этот день миро доводят до кипения и потом варят на малом огне, постоянно перемешивая его. Миро варится в течение трех дней: в Великий понедельник до вечера, весь Великий вторник и утро Великой среды. Все это время священники по очереди читают Святое Евангелие, а диаконы перемешивают миро веслами. Освящение мира совершается Святейшим Патриархом в Великий четверг за Божественной литургией. Освящение бывает после Евхаристического канона при открытых Царских вратах.

Из книги митр. Иллариона (Алфеева) 

«Таинство веры. Введение в православное богословие»

Похожее

dishupravoslaviem.ru

Как готовят миро (ФОТО) | Православие и мир

9 апреля 2012 года, в понедельник Страстной седмицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил молебен на начало чина мироварения в Малом соборе Донского монастыря.

На протяжении нескольких недель Великого поста насельники Троице-Сергиевой лавры и Донского монастыря, а также сотрудники художественно-производственного предприятия Русской Православной Церкви «Софрино» готовили емкости для чина мироварения и заготавливали различные компоненты для изготовления святого мира. 21 марта, в среду 4-й седмицы Великого поста, Крестопоклонной, управляющий делами Московской Патриархии митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий совершил в Малом соборе Донского монастыря водосвятный молебен и окропил освященной водой приготовленные для мироварения ингредиенты. Затем благовония были смешаны со специально подготовленным елеем.

ФОТО: СЕРГЕЙ ВЛАСОВ, КИРИЛЛ НОВОТАРСКИЙ, Патриархия.ру

***

Освящение мира — одно из священнодействий Православной Церкви. Этот чин по традиции совершается только Предстоятелем Поместной Церкви, причем не каждый год, а по мере расходования мира, освященного в предыдущие годы.

Предварительное приготовление веществ для мироварения начинается на Крестопоклонной седмице Великого поста. Торжественный чин варения мира для Русской Церкви совершается на Страстной седмице в Малом соборе Донского монастыря (до 1917 года для этих целей использовалась Крестовая (Мироваренная) палата бывшего Патриаршего дворца в Московском Кремле).

В Великий понедельник Патриарх в сослужении клириков полагает начало мироварению. В течение трех дней непрерывно читается Евангелие. Освящение мира происходит за Патриаршей Божественной литургией в Великий четверг.

Освященное миро по благословению Святейшего Патриарха раздается в епархии Русской Православной Церкви и используется при совершении Таинства Миропомазания, а также при освящении храмов.

Патриархия.ру

www.pravmir.ru

Церкви мира — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

«Церкви мира» (польск. Kościoły Pokoju, нем. Friedenskirchen) — крупнейшие деревянные сакральные постройки Европы. Расположены в нижнесилезских городах Свидница и Явор (территория современной Польши). В 2001 году «церкви мира» были внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

«Церкви мира» были построены во второй половине XVII века после Вестфальского мира 1648 года, который завершил кровопролитнейшую в истории Европы войну, бушевавшую целых 30 лет. Под давлением протестантской Швеции император Священной Римской империи Фердинанд III Габсбург (католик по вероисповеданию) предоставил силезским лютеранам-евангелистам право постройки трех храмов на территории, находящейся под его непосредственным управлением.

Согласие императора содержало ряд дополнительных ограничений:

  • церкви должны были быть построены только из недолговечных материалов (дерево, солома, глина, песок)
  • церкви можно было строить только за чертой города, однако не дальше пушечного выстрела от городских стен
  • церкви не должны были иметь башен, колоколов, а также иметь традиционную форму
  • церкви должны были быть выстроены в течение одного года
  • постройка должна была происходить исключительно на деньги протестантов
  • при церквях нельзя было открывать приходские школы

Всего было выстроено три церкви: в Глогуве, Яворе и Свиднице. Первая из них сгорела в 1758 году от удара молнии. Таким образом, до нашего времени дошли два храма — Яворская церковь мира и Свидницкая церковь мира. До Второй мировой войны оба храма стояли на землях прусской короны.

  • Церкви Мира в середине XVIII века
  • в Глогау (Глогуве)

  • в Яауэре (Яворе)

  • в Швейднице (Свиднице)

Несмотря на перечисленные выше ограничения, церкви мира стали крупнейшими деревянными религиозными сооружениями за пределами Японии, так как при их постройке были применены передовые архитектурные и строительные решения. Церковь мира в Свиднице занимает 1180 кв. м. и вмещает 6000 верующих, а церковь в Яворе — 1090 кв. м. и 7500 верующих (3000 сидячих мест). В построенной два века спустя финской церкви в Керимяки при этом — 3400 сидячих мест, но общая вместимость (со стоячими местами) — только около 5000 человек.

Церковь мира в Яворе
Церковь мира в Свиднице
Церковь мира в Глогуве
  • Панорама Глогува (XVII век). Костел мира виден в правом верхнем углу

ru.wikipedia.org


Смотрите также