Менталитет что это такое простыми


Что такое менталитет? Особенности русского менталитета и его формирование

Менталитет и ментальность: определения

Менталитет — это совокупность умственных, эмоциональных, культурных особенностей и ценностных ориентиров, которые присущи той или иной общественной или этнической (национальной) группе. В словаре Ожегова менталитет трактуется как мировосприятие, умонастроение.

Менталитет предполагает наличие установок сознания, которые включают представления человека о себе самом, своем месте в природе и обществе, понимание окружающего мира. При этом все они не подвергаются логическому осмыслению. Природа менталитета в большей степени связана с подсознанием, определяющим поведение человека.

Сам термин изначально существовал в исторической науке, но сейчас он чаще используется в психологии и социологии.

Менталитет — это часть индивидуальной психики человека, которая формируется в процессе его приобщения к культуре. То есть люди усваивают менталитет своего народа еще в детском возрасте, когда овладевают национальным языком, слушают сказки и колыбельные, адаптируются к бытовым условиям жизни.

Поэтому менталитет можно определить как стереотипы и привычки сознания, заложенные воспитанием и культурными традициями, присущие социально-культурной общности или сословию.

«Менталитет» следует отличать от «ментальности», которая представляет собой совокупность осознанных и неосознанных психологических установок действовать, мыслить и воспринимать мир. Культуролог Андрей Флиер определяет ментальность как «душевный склад, духовный облик, типичный для людей данной культуры, психологические особенности, лежащие в основе обычаев и нравов».

Формирование менталитета

Обычно выделяют четыре фактора, которые влияют на само возникновение менталитета:

  • природно-географические причины

  • социально-исторические аспекты

  • вероисповедание

  • образование

Особое мировоззрение нации формируется на протяжении всей ее истории. Менталитет нельзя относить к внешнему признаку народности.

Что касается формирования определенного типа менталитета у конкретной личности, принято обозначать такие факторы:

  • индивидуальная эволюция

  • мировоззрение родителей

  • биологические причины

  • влияние отдельных личностей: учителей, тренеров, друзей

  • социальные учреждения

  • литературные произведения, кинокартины, иные разновидности искусства

  • СМИ

  • политика государства

Национальный менталитет

Окончательно и вопрос о соотношении менталитета и национального характера до сих пор не решен. Истори Леонид Милов фактически отождествлял поведенческие стереотипы и менталитет, ментальность и национальный характер.

Менталитет народа – это глубинные структуры его сознания, постоянные, стабильные, объединяющие разные исторические эпохи. Общие для всех народов основные общечеловеческие ценности в культуре разных народов приобретают разный смысл, разные акценты, связанные с ментальностью этих народов. Менталитет нации проявляется в ее культуре, языке, придавая ей национальное своеобразие.

Русский менталитет

Русский национальный характер сформировался под влиянием ряда причин:

  • принятия православного христианства от Византии

  • татаро-монгольского ига, следы которого глубоко врезались в память русского народа

  • расположение России между цивилизациями Запада и Востока - это стало глубинной основой ее двойственности

Историк Василий Ключевский отмечал противоречие между трудолюбием и ленью русского нарорда. Он заметил, что русские привыкли к чрезмерному кратковременному напряжению сил, они могут какое-то время работать на пределе возможностей, но после этого наступает довольно продолжительный отдых. К слову, русский менталитет предполагает и описанную писателем Иваном Гончаровым "обломовщину" – лень, инертность, стремление к максимальному спокойствию.

Татьяна Шишмарева. Обломов на диване. 1954

Особое место в жизни и истории русского народа занимает православие, которое оказало влияние на жизненную философию счастья русских - важнейшее значение в ней имеет компонент страдания. Как раз внимание к страданию нашло отражение почти во всей классической литературе XIX века.

В большей степени это проявилось в произведениях Федора Достоевского, который считал страдания ценными, потому что они очищают и возвышают человека. Страдать просто необходимо, чтобы стать личностью. После страдания человек становится душевно более тонким, способным сочувствовать и сострадать другим.

Эту же мысль мы находим в трудах выдающегося русского философа Владимира Соловьева. Он пишет о сострадании как жалости. Жалость состоит в том, что человек "...соответственным образом ощущает чужое страдание или потребность, т.е. отзывается на них более или менее болезненно, проявляя таким образом в большей или меньшей степени свою солидарность с другими".

Среди важнейших характеристик русской ментальности принято выделять также преобладание морального сознания над правовым и политическим. С таких позиций русский человек обычно оценивает и любые действия власти.

Русский философ Николай Лосский обратил внимание, что менталитет русских людей обычно строится на борьбе противоположностей. Прежде всего он отмечал религиозность, которая сочетается с воинствующим атеизмом. По его мысли, русские хотят действовать во имя чего-то абсолютного, но при этом если они начинают сомневаться в идеале, то способны перейти от сильной богобоязненности и послушания к необузданному бунту.

Среди других противоречивых особенностей русских людей он, как и Ключевский, отмечает страстную силу воли и максимализм, сочетающиеся с леностью и пассивностью. Кроме того, русскому народу присуща свобода духа, искание высших ценностей и склонность к анархии, нигилизму и хулиганству. Также происходит столкновение исконной доброты с необузданной жестокостью. Помимо этого, в русском менталитете есть место даровитости, сатирическому складу ума, склонности к самоуязвлению, отсутствию самодисциплины и чувства меры.

Лосский также выделял «слабости» русского характера, которые обычно бросаются в глаза иностранцам. Это небрежность в работе, беспечность, критиканство и отсутствие действия, пьянство, своеволие и попустительство, склонность к абсурдным поступкам и увлечение самобичеванием.

Менталитет других национальностей

Американцы

Среди особенностей американского менталитета обычно выделяют их особенность ведения беседы: идеальный разговор для американца - это обмен мыслями, а не монолог. Они ценят в собеседнике искренность, заинтересованность в теме и умение просто и ясно излагать свои мысли и эмоции.

Американскому менталитету свойственно стремление к личному успеху, который является результатом целенаправленных усилий человека. Уверенность в необходимости действовать основана на идее, что человек должен рассчитывать только на себя.

Еще одна нацио­нальная особенность - готовность действовать. Когда перед американцем появляются различные трудности, он старается безотлагательно предпринять усилия для их разрешения. Зачастую это наносит ущерб анализу самой проблемы, потому что, в отличие от решительности, созерцательность не свойственна американскому менталитету.

Говоря об американцах, чаще всего вспоминают об их стремлении к победе. Американская журналистка Стефани Фол пи­сала об этом: «Победа — основа американской психологии... Любое событие в жизни американца, от выпускного вечера до женитьбы или покупки автомобиля, ор­ганизовано таким образом, чтобы кто-нибудь мог победить или, по крайней мере, обскакать всех остальных".

Кроме того, американской культуре, как и европейской, свойственно линейное восприятие времени: американцы больше сконцентрированы на будущем, а не на прошлом. Один из представителей американского романтизма писатель Герман Мелвилл отмечал, что «прошлое мертво, и ему не суждено вос­креснуть; но будущее наделено такой жизнью, что оно живо для нас далее в его предвкушении".

Испанцы

Иностранцы в первую очередь отмечают, что испанцы превыше всего ценят собственное удовольствие, поэтому для них любое действие, которое не приносит радости, становится почти бессмысленным. Свою энергию и силы они предпочитают тратить на отдых и веселье, а на работе они, наоборот, никто никуда не торопятся. К тому же в испанской культуре есть такое явление как сиеста - послеобеденный двухчасовой перерыв на сон. Для испанцев этот закон незыблемый.

Определяющей чертой испанского менталитета называют особенность ставить свои интересы выше других. Вместе с тем среди испанцев редко встречается зависть, а люди не склонны к рефлексии и "самокопанию".

Немцы

Немецкому менталитету свойственно четкое разграничение частного и общественного. Немцы ощущают себя в первую очередь индивидуумами и только после этого - членами какой-либо группы.

Им также свойственно стремление все упорядочить. Поэтому не вызывают сомнений такие черты немецкого менталитета, как дисциплинированность и работоспособность.

К тому же немецкой нации свойственна законопослушность. Философ Иммануил Кант в числе прочих достоинств его народа отмечал способность легче других подчиняться правительству, под властью которого он живет. По его словам, немец не размышляет над уже установленным порядком и не пытается придумать новый.

Немцы легко переселяются, им не свойственна страстная привязанность к родине. В то же время за пределами страны они объединяются в группы, которые отличаются чистоплотностью и бережливостью.

www.anews.com

Менталитет это (простыми словами)

Как выглядеть своим за рубежом? Почему люди, относящиеся к одной большой группе (по профессиональному или национальному признаку, к примеру), имеют сходные черты поведения? Это становится легче понять, ответив на вопрос, что такое менталитет.

Говоря простыми словами, менталитет – это особенный образ мировосприятия, характерный для определенных групп и отличающий их от других групп. Понятием заинтересовались история, культурология, социология, философия, политология и психология.

Термины

Значение слова «менталитет» восходит к латинскому «mens», что означает в переводе «дух». Менталитет – это дух народа или группы. Он отражает особенности той или иной группы в сфере интеллекта, чувств, культуры, ценностей.

В Европе слово «менталитет» начало свою историю с понятия «ментальность», которое использовалось с уничижительным оттенком и обозначало нечто, противопоставленное культуре. Если у аристократов – культура, то простой человек обладал ментальностью.

Люсьен Леви-Брюль в труде «Первобытное мышление», посвященном изучению коллективных представлений у первобытных людей, использует слово «ментальность» для обозначения их склада ума. В ХХ веке произошло смещение акцента на частную жизнь человека.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Исследователи занялись изучением внутреннего мира людей, что привело к необходимости использования слов «ментальность» и «менталитет», указывающих на устойчивые структуры в психологии людей конкретной культуры. В таком понимании менталитет является суммой умонастроений, выражением коллективной психологии.

Работы ученых позволили точнее сформулировать определение понятия. Менталитет – бессознательные установки, структуры сознания, включающие представления как о мире, обществе, так и о человеке в них, присущие социальной группе. Содержание менталитета, по Динцельбахеру:

  • Страхи и надежды.
  • Эстетические и этические представления.
  • Религиозность и космология.
  • Формы коммуникации.

Менталитет оказывает большое влияние на иерархию ценностей и стереотипы. Он роднит представителей одной группы. В иностранной литературе понятию «национальный менталитет» соответствует термин «культурная идентичность».

Рекомендуем: Личность: что включает в себя это понятие?

В структуре менталитета особенно выделяются национальная идея и национальный прототип (положительный герой). В связи с тем что национальный менталитет отражает цели, ценности, нормы поведения, интересы, идеалы и другие особенности разных народов, знакомство с ним обязательно для продуктивного общения с представителями других национальностей.

Особые черты

Три нации – три стиля

Мадарьяга, политик, историк и психолог, попытался обозначить отношение к жизни трех наций (англичан, французов и испанцев). Опираясь на его материалы, менталитет англичан можно выразить в формуле «fair play» («честная игра»). Суть словосочетания заключается в действии как таковом, приспособленность включенного в игру к её условиям.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Павловская, рассматривая менталитет англичан, подчеркивает самоиронию и уважение к самим себе. Также можно выделить:

  • Особый характер воспитания детей, полный строгости и правил, что приводит к неприхотливости.
  • Англичане не боятся проигрывать; вызов, битва (преимущественно даже просто со своими слабостями или обстоятельствами жизни) для них важнее выигрыша.
  • Сдержанность, стремление «сохранить лицо».

Французский менталитет удостоился выражения «le droit» («закон»). Мадарьяга дает следующие аналоги: идея, решение через размышления. Сначала французы строят систему, а потом действуют внутри неё. Девиз этого стиля – «интеллект непогрешим». Отличительные черты:

  • Остроумие, красноречие (проявляется чувствительность к эстетическому аспекту общения, французы совершают выбор в пользу интеллектуальной игры, а не излияния души в разговоре).
  • Некатегоричность и отсутствие конфликтности (острые смыслы камуфлируются намеком).
  • Табуирование личных тем.
  • Жесткий контроль эмоций.

Менталитет испанцев Мадарьяга связал с понятием «el honor» («честь»). Благородная страсть – отражение испанского менталитета: лишь благородный человек, отринув все социальные законы и нормы, сможет поступить по-настоящему правильно, но по-своему. Черты, ярко проявляющиеся у испанцев:

  • Индивидуализм.
  • Духовность и эмоциональность.
  • Понятие о чести.
  • Гордость, патриотизм.
  • Открытость.
  • Отсутствие заботы о времени и склонности строить планы.

Выходцы отовсюду

Энергичные, авантюрные, пробивные… разбойники? О первых американцах говорят по-разному: отребье, что было выброшено за борт Европы, или смельчаки, воздвигнувшие новый мир?

Американский менталитет строится во многом на противостоянии с Европой. Менталитет американцев – это бунтарский дух, простота, отказ от прошлого в пользу будущего. Другие отличительные черты:

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

  • Оптимизм.
  • Установка на успех и связанное с этим большое внимание к работе.
  • Стремление соблюдать равенство.
  • Культ силы и молодости.
  • Внимание к корректности формулировок, использование нейтральных фраз и слов.
  • Законопослушность и вклад каждого в сохранение порядка.
  • Стремление к комфорту.

Театр

Леонардо да Винчи, Росси, Петрарка, Данте – великие итальянцы прошлого, их родина и сейчас – один из центров мирового искусства. Чему же соответствует итальянский менталитет?

  • Театральность, серьезное и естественное следование роли.
  • Структурированность и размеренность жизни.
  • Стремление произвести хорошее впечатление, показать уверенность и решительность.
  • Желание быть «на высоте».
  • Умение получать удовольствие от жизни.
  • Имморализм.

Менталитет итальянцев – это квинтэссенция умения играть свою роль в совершенстве, чтобы превратить её в жизнь. По крайней мере так его характеризует Павловская, приводя в пример множество зарисовок, в которых итальянцы выступают героями то ли комедий, то ли трагикомедий.

Как часы

Пожалуй, никого, кроме немцев, не отличает такая приверженность правилам, порядку, организованности. Крайнее стремление все упорядочить проявляется, к примеру, в значительных по объему произведениях, которые дарили и дарят миру философы, историки и другие ученые Германии. Другие характерные черты:

  • Размеренность и упорядоченность.
  • Поразительная законопослушность, иногда противоречащая здравому смыслу.
  • Красота и изящество уступают место чистоте и логичности.
  • Серьезность.
  • Приверженность здоровому образу жизни.
  • Простота в отношении физиологических потребностей тела, даже любовные связи несколько механизируются.

Восток

Менталитет японцев и китайцев отличается загадочностью, недосказанностью. Японцы в последнее время привлекают к себе внимание многих ученых, пытающихся понять, в чем же заключается секрет стремительного прогресса этой страны. Ключевые особенности:

  • Сдержанность и неспешность.
  • Миролюбивость и вежливость.
  • Ответственность и трудолюбие.
  • Самоотдача.
  • Формализованность отношений.
  • Традиционализм, привязанность к иерархическим структурам.
  • Квазисказанное и несказанное имеет не меньший вес, чем проговоренное.
  • Превалирование интересов группы над индивидуальными, жертвенность, долготерпение.

Рекомендуем: Что такое ассимиляция в психологии?

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Менталитет китайцев включает идею неотрывности личности от общества, склонность к рассмотрению человека через большие группы. Их менталитет очень тесно связан с культурой, а именно конфуцианством. Особенности:

  • Миролюбие, доброжелательность, но и отношение к своей нации как к более высокой по сравнению с другими.
  • Уважение к старшим, коллективизм.
  • Скромность, повышенная внушаемость.
  • Приверженность традициям и нормам.
  • Настойчивость.

Бесконечный простор

Русский менталитет обычно связывается с широтой души, духовностью, стремлением к общности, как и менталитет украинцев и белорусов. Впрочем, традиционные российские ценности оказались не настолько распространенными.

Исследование 2008 года показало, что, по сравнению с европейцами, средний россиянин устремлен к вполне земным вещам – богатству и власти, возможно, это наследие «голодного» по хищному капитализму СССР. Таким образом, менталитет россиян связан с большим эгоизмом, русские немного проиграли в надличных ценностях (заботе о других и окружающей среде, равноправии, толерантности).

Рекомендуем: Аккультурация: определение понятия

Закаровский несколько иначе рисует ментальное поле русского человека. Он выделяет следующие яркие особенности мышления и поведения:

  • Выраженная ответственность и совестливость перед группой.
  • Необходимость выстраивать личные отношения в деловых взаимодействиях для успешного их развития.
  • Неразрывность представления о самом себе и представления о группе (идентификация личности с обществом служит основой патриотических настроений, но и ведет к падению активности и самостоятельности).

Менталитет изменчив, и то, что было правилом сотню лет назад, сейчас атавизм, к тому же он может быть свойственен историческому периоду (например, советский менталитет), эпохе в большей степени, чем самому народу. Юревич приводит в пример нигилизм и мечтательность о будущем – те черты, которые были характерны, по мнению Бердяева, для русских в начале 20 века, когда разгоралась революционная заря. Именно эти особенности включал и менталитет французов во времена революции во Франции.

Менталитет, что незримо влияет на нас, это такое нематериализуемое отражение традиции. Свой особый менталитет имеет практически любая группа, которая в ключевых моментах (география, климат, история, экономика, социально-политическая ситуация) отличается от других. Без его учета невозможно наладить продуктивный диалог народов, а в условиях глобализации оставаться немым, как и говорить невпопад, крайне невыгодно. Автор: Екатерина Волкова

Если вы любите давать советы и помогать другим женщинам, пройдите бесплатное обучение коучингу у Ирины Удиловой, освойте самую востребованную профессию и начните получать от 70-150 тысяч:

www.grc-eka.ru

Что такое менталитет простыми словами

Что такое менталитет? Это слово употребляется довольно часто, его мы слышим с экранов телевизоров от психологов, социологов, журналистов и политиков. Им пользуются в контексте обсуждения отличительных черт отдельных людей или их объединений на различных уровнях. Его употребляют и иностранцы, которые особенно любят порассуждать о загадочности русской души. В данной статье постараемся рассказать о том, что это - менталитет, простыми словами.

Происхождение термина

Это слово произошло от латинского корня, в широком смысле обозначающего душу, дух, а в более узком – ум. Понятие менталитета кратко можно охарактеризовать как некое нематериальное образование, присущее той или иной общественной группе – народу, нации, государству, коллективу.

Оно представляет собой соединение ряда особенностей, таких как умственные, культурные, эмоциональные, а также моральных установок и ценностных ориентиров.

Первоначально сущность и значение менталитета раскрывались учеными-историками, сегодня его часто используют социологи и психологи. Первым, кто ввел его в обиход в XX веке, был профессор Сорбонны Люсьен Леви-Брюль, философ и этнолог.

Из науки – в публицистику

Ученый применял его относительно племен, живших во времена первобытнообщинного строя, считая, что их мышление кардинально отличалось от мышления современных людей, так как в нем отсутствовала такая составляющая, как логика. Вспомним, что значение слова «менталитет» восходит к душе, духу, то есть первобытные представители рода человеческого, по мнению Леви-Брюля, жили душой, а не разумом.

Переход к массовому употреблению термина произошел благодаря сторонникам французской исторической школы, так называемой школы «Анналов». Ими он понимался как черта, присущая коллективу, то есть как тот «состав», который объединяет королевских особ и рядовых солдат.

Со временем из научных кругов термин «менталитет» переместился в сферу публицистики и рассматривается и как индивидуальная, и как коллективная черта, но первая всегда проистекает из второй.

Современное понимание

Что такое менталитет в сегодняшней интерпретации? Социологи определяют его как особую форму умственной деятельности, позволяющую осознать окружающий мир, общественные явления.

Он формируется в процессе переработки социального опыта, которая производится как индивидуальным, так и коллективным сознанием. Менталитет выражает ценности, востребованные тем или иным коллективным образованием и оказывающие большое влияние на отношения и связи в обществе.

Это понятие отражает глубинные процессы, происходящие в коллективном и индивидуальном сознании и в области бессознательного, в результате которых создаются конкретные устойчивые установки и представления, отражающие особые взгляды, характерные для тех или иных общественных групп. Сформировавшись, они являются ориентиром в социальном поведении людей.

Коротко о человеческом сознании

Для более глубокого понимания того, что такое менталитет, целесообразным будет кратко рассмотреть понятия сознательного и бессознательного в психике человека.

Сознание является одним из наиболее сложных объектов для изучения, так как чувствами его воспринять невозможно. Однако никто не сомневается, что оно существует и характеризуется особенным бытием – психическим и духовным. Сегодня существует два взгляда на его сущность – материалистический и идеалистический.

Согласно первому, сознание – это продукт «мыслящей» материи, инструмент мозговой деятельности, помогающий отражать и осмысливать окружающий мир. В соответствии со вторым, только сознание представляет собой реальность, а весь остальной мир – лишь иллюзия.

Научной является первая точка зрения, которая делит сознание на индивидуальное (внутренний мир отдельного человека) и общественное. Ко второму относятся: наука, политика, право, религия мораль.

А также сознание делится на обыденное, которое опирается на жизненный опыт и здравый смысл, и научное, являющееся систематизированным, основанным на теоретическом фундаменте и проверенным практикой. То есть в нем обязательно присутствует четкое осмысление, анализ и выводы.

Область бессознательного

Под бессознательным понимается комплекс психических состояний и процессов, которые происходят помимо сознания, помимо логики. В их функционировании человек не отдает себе никакого отчета. Это понятие применительно к одному человеку ввел в науку в XX веке Зигмунд Фрейд, психолог и психиатр из Австрии.

По мнению швейцарского психиатра Карла Юнга, кроме бессознательного каждого отдельного человека существует и коллективное. В нем присутствуют архетипы – неосознанные образы, являющиеся общими для всех людей. Они находят свое проявление в сказках, притчах, пословицах и поговорках, мифах и легендах, в которых формируются образцы поведения в различных ситуациях. С самого детства эти образцы усваиваются людьми, а в последующие годы жизни они воспроизводятся в деятельности в бессознательном режиме.

Каким бывает менталитет

Из сказанного можно сделать вывод о том, что менталитет формируется посредством бессознательного, он не имеет четких границ и форм. Кроме указанных элементов народного творчества, его источником являются представления элитарных слоев общества, вырабатывающих политические идеалы, ценности, стереотипы и другие феномены общественного сознания.

Постепенно в социальных группах формируется догматическая программа – менталитет, который и обуславливает определенную восприимчивость народа, нации, класса к тому или другому типу идеологии, политических ценностей, культурных норм.

Выделяют несколько типов менталитета, в зависимости от политического, исторического и социального подходов. Это такие его разновидности, как аристократический и рабский, господский и крестьянский, буржуазный и пролетарский, элитарный и массовый, демократический и бюрократический.

При этом всегда существует доминирующий тип менталитета, который обеспечивает преемственность в политике, единство нации, традиций, идеалов и ценностей. Особенностями менталитета являются долгий период его образования, устойчивость и сложность в формировании качественных изменений.

Русская ментальность по И. И. Ильину

Что касается российского менталитета, то о нем очень хорошо сказал русский философ и публицист, деятельность которого пришлась на первую половину XX века, Ильин Иван Александрович. Он писал о том, что русская культура в первую очередь держится на сердце и чувствах, на созерцании, на свободе совести. За ними следуют воля, правовое сознание, осознанная мысль.

Таким образом, русский народ является народом совести и сердца. И в этой последовательности кроется источник всех его достоинств и недостатков. В отличие от западного человека, в основе русской натуры – доброта и мечтательность, терпение, достоинство и простота. Дав такую характеристику русскому менталитету, Ильин в полной мере раскрыл его глубинную сущность.

В. С. Барулин о русском долготерпении

О том, что такое менталитет русского человека, как он формировался, писал и известный советский и российский философ Барулин Владимир Семенович. Он считал, что российская ментальность складывалась на протяжении множества веков и оказала на народ двоякое влияние. С одной стороны, оно позитивное и созидательное, а с другой – разрушительное и деструктивное.

С особенной яркостью разрушительность проявилась в выборе, сделанном в 1917 году. Вследствие установления приоритета государственно-партийной диктатуры в менталитете народа развился комплекс долготерпения, харизматичного лидера и приоритета силы. Тем самым на первый план вышли ценности, касающиеся не индивидуальной самореализации, а общественно-социального начала.

fb.ru

что это простыми словами, особенности стран (русских, немцев, американцев, китайцев, японцев), влияние, формирование, факторы

Менталитет (от лат. mentis — ум, образ мыслей; alis – другой, иной) это набор стереотипов мышления, поведения, свойственные людям одной социально-исторической или этнической общности. Это неповторимый образ мировосприятия, отличающий одни группы людей от других.

Исторически выделяют несколько видов:

Древний, типичен для примитивных народов (выживание, стойкое перенесение боли, отсутствие угрызений совести).

Возник с развитием феодального строя, развивался в Европе (Служение богу, лорду, королю, семейным ценностям)

Появился в конце семнадцатого века во Франции. (Характерные качества – высокая работоспособность, бережливость, холодность к посторонним, семье)

  • Современный или постиндустриальный.

Менталитет непостоянен, то, что было правилом сто лет назад, сейчас имеет только отдаленные отголоски. Современный менталитет можно разделить на индивидуальный и общественный.

Индивидуальный менталитет

Понимание мира, восприятие реальности затрагивает систему жизненных ценностей отдельной личности в рамках убеждений, которые ей свойственны. Индивидуальный менталитет развивается с раннего детства, формируется в течение всей жизни. Он не статичен, тяжело поддается модификациям, а перемены порождают психологический дискомфорт у личности. Основное формирование заканчивается в подростковом возрасте.

На образование менталитета влияют:

  • Пример родителей
  • Психологические особенности
  • Школьное воспитание
  • Физические характеристики
  • Государственная политика
  • Искусство
  • СМИ

Общественный менталитет

Для народов и социальных групп свойственны общие ценности. За счёт этого люди чувствуют себя частью целого, разделяют мнения о культуре поведения, моральных нормах. В каждом социуме есть разделение по социальному статусу, в пределах одной страны можно выделить менталитет правящих кругов, интеллектуальной, духовной элиты, среднего класса. Каждая из этих групп играет свою роль в развитии менталитета нации.

Географическое положение, вероисповедание, способ и уровень производства, политическое устройство, социальная структура, система образования , воспитания– вот факторы, определившие корни общей ментальности. Фактор географического положения определяет такие особенности менталитета как духовная свобода, подавленность, лень. Обширность территории, климат влияет на такие качества, как медлительность, гостеприимство, терпение, послушание, коллективизм. Ландшафт влияет на мечтательность, вдумчивость и другие. Религия воздействует на убеждения, намерения, поступки людей. Вера определяет также характер политической власти страны, её экономическую систему, систему права, духовность, нравственность, судьбу народа, страны, отдельной личности. Национальный менталитет присущ каждому этносу. Характеры людей, их традиции, язык – формирует самобытность каждого народа.

Менталитет народов разных стран

Рассмотреть менталитеты всех народов мира невозможно, рассмотрим только некоторые из них.

Великобритания

Британцы отличаются неповторимым менталитетом. Они закрыты, тяжелы на подъем, очень уважают частную жизнь. Невозмутимы, холодно вежливы, горды, тщеславны, отзывчивы.

Испания

Менталитет испанцев характеризуется индивидуализмом, эмоциональностью, духовностью. Понятие о чести для них не пустой звук, они гордые, патриотичные, открытые, совсем не заботятся о времени.

США

Американцы оптимистичны, улыбчивы, энергичны,авантюрны. Менталитет американцев определяется стремлением соблюдения равенства, сохранением порядка, большим вниманием к работе, стремлением к комфорту и успеху.

Италия

Итальянский менталитет характеризуется высокой театральностью, стремлением произвести хорошее впечатление, решительностью, умением получать удовольствие от жизни.

Германия

Менталитет немцев отличается, педантичностью, упорядоченностью, серьезностью, логичностью. Большинство ведет здоровый образ жизни.

Япония

Менталитет японцев пронизан  загадочностью, сдержанностью, неспешностью, высокой ответственностью, традиционализмом, жертвенностью, терпением. Интересы группы для них на первом месте.

Китай

Менталитет китайцев также основан на идее неотрывности личности от общества. Особенностями менталитета китайцев является проявление уважения к старшим, коллективизм, приверженность традициям, настойчивость при этом скромность и повышенная внушаемость.

Россия

Русский менталитет характеризуется широтой души, духовностью, искренностью, душевностью, стремлением к общности, нелюбовью к дисциплине и методичности, любовью к спорам, ленью, сменой настроения.

Индия

Менталитет индийцев отличается артистичностью, общительностью, любопытством. Для народов Индии характерна любовь к красоте и искусству, религиозность, беззаботность, легкое отношение к жизни.

Менталитеты многочисленны и разнообразны. Их знание помогает лучше понимать друг друга. В ходе всемирных процессов глобализации и интеграции все чаще совершается культурный обмен. Важно не потерять этническую ценность и самоидентификацию.

onona.online

Менталитет - это... Что такое Менталитет?

  • менталитет — а, м. mentalité f., нем. Mentalität, англ. mentality < лат. <лат. mens (mentis) ум, мышление. Образ, способ мышления, мировосприятия личности или социальной группы. Крысин 1998. Двухвековая работа индивидуалистической мысли глубоко… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • менталитет — склад ума, ментальность, мировосприятие, умонастроение Словарь русских синонимов. менталитет см. склад ума Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова …   Словарь синонимов

  • МЕНТАЛИТЕТ — (ментальность) (от позднелат. mentalis умственный) образ мыслей, совокупность умственных навыков и духовных установок, присущих отдельному человеку или общественной группе …   Большой Энциклопедический словарь

  • МЕНТАЛИТЕТ — МЕНТАЛИТЕТ, а, муж. (книжн.). Мировосприятие, умонастроение. М. русского народа. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • МЕНТАЛИТЕТ — англ. mentality; нем. Mentalitat. Совокупность и специфическая форма организации, своеобразный склад различных человеческих психических свойств и качеств, особенностей их проявлений. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 …   Энциклопедия социологии

  • Менталитет — совокупность и специфическую форму организации, своеобразный склад различных психических свойств и качеств, особенностей и проявлений. Используется для обозначения оригинального способа мышления, склада ума и даже умонастроений. Политическая… …   Политология. Словарь.

  • МЕНТАЛИТЕТ — (от нем. Mentalität – склад ума). То же, что ментальность. Совокупность умственных навыков, духовных установок и культурных традиций, присущих отдельному человеку или человеческой общности. Термин «М.» ввел в научный обиход американский философ Р …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • Менталитет — Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии. Менталитет (фр. Mentalité направление мыслей ) образ мышления, мировосприя …   Википедия

  • Менталитет — (фр. mentalite) 1. склад ума; 2. мироощущение, мировосприятие; 3. психология, качество сознания, характеризующее конкретного индивида; 4. умственная активность; 4 личностные качества какой либо нации. * * * [от лат. mens, mentis ум и alis другие] …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Менталитет — (лат. – образ мыслей) – это те духовно нравственные и культурные ценности, которые составляют основу мировидения и миропонимания отдельного человека или сообщества, в свою очередь, определяющих их поведение. Менталитет определяют как образ чувств …   Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • dic.academic.ru

    Менталитет. Виды менталитета - Дом Солнца

    Происхождение слова менталитет принято вести от латинских: mentis – душа или ум и alis – другие.

    Термин ввёл французский этнолог и антрополог Леви-Брюль, он применил его к мышлению первобытных племён, жизненный уклад которых изучал. Противопоставляя дологическое мышление первобытных людей и логическое мышление людей современных, ход мыслей представителей племён он назвал менталитетом.

    Что такое менталитет?

    Термин прижился сначала в исторической науке, им обозначали совокупность особенностей, ценностей и установок какого-либо народа. Далее распространился в психологии для характеристики индивидуальных особенностей личности, в социологии – как характеристика мировосприятия разных социальных групп.

    Определение

    Менталитет – ход мыслей, восприятие окружающего мира и себя в нём, духовный настрой и система ценностей, свойственные одной человеческой личности или группе людей. Их проявление постоянно и проходит незаметно. Увидеть яркий контраст между собственным и чужим менталитетом можно в иной культурной среде или среди представителей других народов.

    Одним словом понятие менталитет выражается – умонастроение.

    Менталитет личности

    Данное понятие применяют для того, чтобы подчеркнуть особые черты сознания определённого человека, его отличие от общественной среды или других индивидов.

    Строение менталитета личности многогранно, логично предположить, что человек не становится его обладателем в краткий промежуток времени.

    Когда и как формируется менталитет

    Формирование менталитета занимает примерно 12 лет. Оно начинается в трёхлетнем возрасте и завершается к 14-16 годам.

    Внешние факторы влияют на развитие сторон менталитета, основные из них:

    менталитет родителей;
    книги и фильмы, прочитанные и просмотренные на этапе взросления;

    физическая сила и психическая стабильность;
    восприятие воздействия более сильных личностей: педагогов, кумиров, людей старшего возраста;

    СМИ;
    политика государства;
    школа.

    В сформированный менталитет входит система ценностей, проистекающие из неё цели и средства их достижения.

    Особенности ментального развития имеют яркие проявления при конфликтах целей и ценностей. Например, материального благополучия и жизни человека: можно ли убить другого ради своего обогащения?

    Менталитет общества

    Для определения менталитета какого-либо общества можно воспользоваться универсальной формулой:

    Менталитет общества = общественное сознание – общечеловеческие ценности.

    Так, любовь к родственникам и своим детям, горечь их потери, ненависть к тем, кто причинил им боль, свойственны всем людям. Но нравственная приемлемость кровной мести – черта национального менталитета восточных народов, одобряемая религией и народной традицией.

    Общественный менталитет – принятые в обществе формы поведения, стереотипы жизненных решений и мнения, отличающие это сообщество от других.

    Менталитет общества, безусловно, очень влияет на менталитет личности. Степень его влияния зависит от активности или пассивности конкретного индивидуума в общественной жизни.

    Менталитет и сознание человека

    Относительно норм и правил, которыми человек овладел сознательно, менталитет — это неосознанные представления, впечатления и образы, на основании которых происходит восприятие и истолкование окружающей среды конкретным человеком.

    Менталитет не может быть отождествлён с сознанием полностью, не может совпадать с каждым действием, словом и мыслью человека. Но менталитет всегда служит их фоном, он определяет границы нравственно дозволенного и недопустимого для человека поведения.

    Типология менталитета

    Социологический и психологический анализ биографий и писем выдающихся личностей, истории и мемуарной литературы позволил выделить четыре типа менталитета:

    Варварский – самый древний из известных типажей. Его отличают высокая выживаемость, выносливость, активность сексуального поведения. Свежесть чувств и восприятия, поиск новых переживаний, отсутствие страха перед риском и смертью.

    В социальной жизни «варвар» соотносит себя с семьёй, друзьями, коллегами. Угрозу своей микрогруппе он воспринимает как направленную лично против него. Ради безопасности ближних готов уничтожить источник опасности от кого бы она ни исходила.

    Убеждения религиозного или философского толка «варвар» меняет легко, но не из-за непостоянства, а по причине несерьёзного восприятия абстрактных идей в принципе.

    Аристократический зародился с развитием феодального строя в Европе. Его характеризует независимость, граничащая с гордостью, утончённость в манерах и сексуальных предпочтениях. Желание производить впечатление внешним блеском, навык сознательно противостоять страху, прямота и искренность как производные отвращения ко лжи.

    Наиболее полно в социуме «аристократ» соединяет себя с семьёй, точнее – с детьми.

    Верность убеждениям и принципам – отличительная черта аристократического типа, проистекающая не только из высокой нравственности, но и из страха выглядеть слабым.

    Интельский – менталитет начала эпохи Возрождения, сформировавшийся при более высоком уровне жизни и безопасности, чем два предыдущие, как следствие, жизнестойкость личности значительно снизилась.

    Интельскому менталитету свойственна недемонстративное пренебрежение к удобствам и комфорту, высокая работоспособность, приоритетность общественных отношений перед личными, неразвитость эстетики сексуальных отношений, сильная боязнь смерти и боли.

    «Интель» стремится войти в крупную социальную группу: церковь, общество учёных, масонскую ложу. Он не предан их отдельным представителям, но верность ценностям он сохраняет до конца.

    Буржуазный менталитет самый молодой, он оформился в 16-17 веке. Его отличительные черты – бережливость и экономичность, трудоголизм, душевная скупость и неискренность, акцент на функциональности и накопительстве. Экономические отношения имеют явное превосходство над личными.

    «Буржуа» сливается со своим социальным слоем и экономической системой государства. Верность семье и друзьям – не его отличительные черты. Может защищать на словах религию и мораль, но это не означает, что он следует им на деле.

    Итак, формирование менталитета человеческих общностей происходит на протяжении всей истории: он менялся, дополнялся новыми чертами, лишался своих нежизнеспособных сторон.

    Типология индивидуального менталитета складывалась в ходе развития общественных отношений и сейчас выражается четырьмя типажами, которые крайне редко встречаются в чистом виде. Но образуют интересные сочетания черт в характерах людей и окрашивают ментальное сознание целых наций.

    www.sunhome.ru

    что это такое, факторы его формирования

    Менталитет – это комплекс интеллектуальных, эмоциональных и культурных черт, ценностных ориентиров и предписаний, характерных социальной либо этнической группе, народу. Данное понятие объединяет человеческое мировоззрение, точки зрения, оценки, ценностные установки, поведенческие нормы, моральные ориентиры, умонастроения, религиозные взгляды и иные аспекты, присущие определенной социальной группе. Менталитетом считается идеология, восприятие среды и собственной персоны в ней, духовный настрой, ценностные ориентиры, мировоззрение, свойственные индивидууму либо группе лиц. Явный контраст между личным менталитетом и сторонним легко заметить, пребывая в незнакомой культурной среде либо среди представителей иных народов.

    Что такое менталитет

    Рассматриваемое понятие подразумевает мировоззрение, склад ума. Оно обнаруживается в виде культурных особенностей, эмоциональных, интеллектуальных характеристик человеческого миропонимания, присущего определенной этнической категории. Мировосприятие способствует пониманию, почему в аналогичных обстоятельствах различные этнические группы ведут себя неодинаково. Природа описываемого понятия консервативна. Модифицировать ее быстро невозможно, равно как чувства, образ мыслей, поведенческие паттерны многих индивидов. Мировоззрение воздействует на образовательный процесс, который, в свой черед, способствует воссозданию, переустройству и коррекции менталитета.

    Менталитет значение имеет огромное. Он, прежде всего, применяется для обозначения своеобразного способа мыслительной деятельности, склада ума. Чаще под данным термином подразумевают совокупность и индивидуальную форму организации человеческой психики, а также ее проявлений.

    Мировосприятие содействует изучению общественного сознания. Оно имеет нижеприведенные эвристические возможности: способствует пониманию уникального духовного мира субъекта, помогает осознать специфичность восприятие среды и истолковывает поведенческое реагирование и деятельность индивида.

    В основе индивидуального мировосприятия лежит генотип, формирование которого обусловлено социальным окружением и природной средой, а также личным духовным творчеством индивида. Миропонимание предрешает то, какими чертами характера будет одарен субъект, какие будут у него поведенческие паттерны, деятельность, речь.

    Выделяют три составляющие менталитета: уникальность (чувства, идеи, шаблоны, присущие одному индивиду, отсутствуют у других), индивидуальность (сочетание отдельных признаков, характерных лишь для этого коллективного субъекта), количественное соотношение признаков (например, посредством показателя IQ можно распределить людей по профессиональным категориям: людям, имеющим уровень интеллекта 120 единиц, показана профессия банкира, юриста, 109 – авиамеханика, электрика, 98 – маляра, водителя).

    Факторы формирования менталитета

    Традиционно принято выделять четыре фактора, сказывающихся на выработке данного понятия, а именно: природно-географические причины, социально-исторические аспекты, вероисповедание и образование. При этом перечисленные факторы детерминации мировоззрения неизменно перекрещиваются между собой. Помимо того, эти причины одновременно являются и сторонами, влияющими на их исторические трансформации.

    Миропонимание охватывает систему ценностных ориентиров и целей конкретной личности в границах свойственных ей наборов убеждений.

    Итак, среди основных детерминантов, определяющих формирование определенного типа менталитета, выделяют:

    – индивидуальную эволюцию;

    – мировоззрение родителей;

    – биологические причины;

    – влияние отдельных личностей: учителей, тренеров, друзей;

    – социальные учреждения;

    – литературные произведения, кинокартины, иные разновидности искусства, с которыми индивид знакомиться с детства.

    Особенности менталитета человеческих особей наиболее выражены при воздействии стрессоров, когда возникает «противостояние целей».

    Специфическое мировоззрение нации формируется на протяжении истории его становления. Менталитет нельзя относить к внешнему признаку народности. Так, например, крупный нос кавказцев, славянские русые волосы, узкие глаза якутов не являются особенностями национального менталитета, поскольку он взаимосвязи с внешними характеристиками не имеет, а определяется существом и совершенным содержанием нации.

    Менталитет нации не приобретается единовременно и навсегда. Национальное мировоззрение формируется столетиями и характеризуется сравнительно константным и непрогрессивным содержанием. При этом мировосприятие способности упрочиваться, обогащаться и изменяться, не лишено.

    Национальный менталитет не может обладать либо положительным содержанием, либо отрицательным. Иначе говоря, по характеру он не однотипный, поскольку включает позитивные аспекты и негативные стороны. Сам народ, замечая консервативность и нелепость некоторых элементов собственного мировосприятия, может освобождаться от них. Однако данный процесс является продолжительным, охватывающий большой период времени.

    Менталитет общества

    Мировосприятие общества представляется в качестве глубинного уровня сознания социума, устойчивой системы жизненных ориентиров. При этом такие ориентиры являются определенным «фоном» восприятия реалий, они обуславливают отношение к событиям, вещам и характер деятельности. Поскольку значение менталитета подразумевает комплекс наиболее общих характеристик, то существуют некоторые частные случаи выработки признаков, которые, естественно, будут лишь подмножеством бесчисленных составляющих менталитета.

    Мировосприятие во взаимоотношении с сознанием выступает в качестве неотрефлексированных представлений, образов, на базисе которых индивид воспринимает и трактует мир.

    Менталитет нельзя считать идентичным сознанию, поскольку он не сходится с образами поступков и высказываемыми индивидом мыслями. Мировоззрение находится за ними, определяя грань между мыслимым, допустимым и ощущаемым как «неимоверное», «невозможное».

    Менталитет не основывается на логических категориях и понятиях. Он базируется на двойственных, «вживленных» образах, либо на шаблонах мнений, поступков, предрасполагающих индивида к определенным разновидностям реакций.

    Менталитетом можно назвать неординарный механизм, обуславливающий характер продолжительных форм поведения и взглядов человека в границах определенной общности.

    Особенности менталитета заключаются в отсутствии противостояния культурного и природного аспекта, эмоционального фактора и рассудочного, рационального компонента и иррационального, коллективной и индивидуальной составляющей в человеческой природе.

    Посредством рассматриваемого понятия можно охарактеризовать широкий круг культурных явлений, начиная от традиций, стадий духовного становления культуры до взглядов, типа мыслительной деятельности различных общностей.

    Менталитет общества выступает в качестве показателя состояния направленности и уровня сознания (коллективного и индивидуального), его умения усваивать нормы и жизненные ценности, уровня адаптации к социальной среде, способности к воспроизведению опыта прошлых поколений.

    В социально-сословном смысле можно выделить рабское мировоззрение, крепостническое, крестьянское, помещичье, феодальное, дворянское, массовое, бюрократическое, пролетарское, маргинальное, аристократическое.

    Дабы определить мировосприятие какого-нибудь общества можно использовать универсальную формулу, заключающуюся в следующем. Менталитет общества равняется общественному сознанию за вычетом общечеловеческих ценностей.

    Любовь к родне, собственным детям, боль их утраты, ненависть к субъектам, причинившим им вред – все это присуще человеческим существам. Однако морально-этическая приемлемость кровного мщения является особенностью национального мировоззрения восточных народов, поощряемая вероисповеданием и традицией народа.

    Таким образом, менталитет социума представляет собой принятые в социуме формы поведения, шаблоны жизненных решений, стандарты взглядов, отличающие данное сообщество от иного социума.

    Общественный менталитет, бесспорно, сильно воздействует на мировосприятие личности. При этом степень его воздействия обусловлена активностью либо пассивностью данного индивидуума в социальном бытие.

    Вырабатывание менталитета захватывает приблизительно 12 лет. Начинается оно в трехлетнем возрастном этапе и оканчивается к шестнадцатилетию.

    Типы менталитета

    Людское мировосприятие является редким сплавом психических характеристик, особенностей и вариантов их проявлений. Менталитет можно классифицировать, беря за основу сферы жизнедеятельности социума, на политическое мировоззрение, культурное, экономическое, социальное, духовно-нравственное. Исходя из типов деятельности, миропонимание бывает техническим, производственным, научным, административным и литературным.

    В соответствии с образом мыслительной деятельности мировосприятие бывает религиозным, городским, национальным, гражданским, сельским, военным.
    Согласно историческим этапам формирования социума существует 4 варианта менталитета общества: варварский, аристократический, интельский и буржуазный.

    Первый – основывается на силе, стойкости, отсутствии боязни смерти и половой активности. Представитель описываемой разновидности ментальности абстрактные понятия не воспринимает, потому свободно меняет религиозные взгляды. В шкале значимости для варвара семья располагается на первой позиции, потому он покарает любого, посягнувшего на нее. При этом он в отношении к государству занимает гораздо более прохладную позицию.

    Аристократический вариант менталитета появился одновременно с появлением феодализма. Отличительными особенностями его считаются верность долгу, половая избирательность, наличие изысканных манер. Опасение проявления слабости вынуждает представителей описываемого вида ментальности идти на смелые поступки ради удовлетворения собственных принципов, взглядов и убеждений.

    Интельский вариант менталитета возник в пору Возрождения. Тогда уровень безопасности и жизни существенно возрос, поэтому необходимость выживать и умение противостоять трудностям потеряло актуальность. Главными характеристиками этого типа являются коллективные интересы, высокая работоспособность, отречение от богатых излишеств, опасение боли, боязнь смерти.

    Буржуазный вариант руководствуется экономностью, расчетливостью, трудоголизмом. Устремленность на власть и желание сиюминутной наживы считаются определяющими в действиях представителей рассматриваемого типа менталитета. Здесь семья утратила свою важность, религиозные установки и моральные ценности модифицируются согласно обстоятельствам.

    Описанные разновидности менталитетов в «чистом» виде встретить можно редко. Чаще всего, при развитии личности перекрещиваются самые разнообразные влияния и формируются «композитные менталитеты».

    При этом большинство смешанных вариаций менталитета являются менее стабильными, нежели чистые варианты. Это обусловлено невозможностью совмещения в границах одной личности целевых установок различных менталитетов. Соответственно, совмещенные менталитеты обладают меньшей жизнестойкостью, но большей динамичностью. Психическое развитие смешанных типов происходит быстрее, нежели у «чистых» вариантов. Наиболее шатким сочетанием считает сочетание буржуазного типа мировоззрения и аристократического, поскольку их ценности противоположны.

    Взаимодействие различных вариаций менталитета всегда являются попыткой разрешить антагонистические противоречия. Так как мировоззрение непосредственно формируется путем индукции, оно неминуемо стремится индуцировать собственную структуру (ориентиры, приоритеты, ценности) в среду. Противостояние будет тем серьезнее, чем отчетливее будут отличаться ценностные ориентиры.

    Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

    Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

    psihomed.com

    «Почему менталитет считается псевдонаучным понятием?» – Яндекс.Кью

    Слово "менталитет" ввел в оборот антрополог Леви-Брюль в 1910 году, предполагая, что дикари мыслят настолько отлично от европейцев, что их мышление нужно называть особым образом: "Первобытный менталитет". Менталитетов по Леви-Брюлю всего два - "наш" и "первобытный".

    Уже через пять лет Эмиль Дюркгейм показывает, что противопоставление это слишком грубое и критикует Леви-Брюля за то, что он представляет мышление как нечто статичное и неизменное.

    В 1920-х годах во Франции возникает историческая школа "Анналов", которая вводит термин "менталитет" в научный оборот. Слово то же, но принцип, из которого исходит школа, совершенно иной - человек изменчив. В разное время люди мыслят по-разному. Историки школы "Анналов" стараются обнаружить общие закономерности мышления, но отталкиваются всегда от мышления конкретных людей в конкретных обстоятельствах.

    Поэтому, например, Люсьен Февр ставит такие вопросы как "Существовали ли для Франсуа Рабле категории абстрактного и конкретного?", а Карло Гинзбург реконструирует картину мира одного мельника, жившего в XVI столетии.

    Историческая наука со времен школы "Анналов" ставит философские вопросы и занимается в том числе и изучением трансформаций мышления.

    Под термином "менталитет" или "ментальность" подразумеваются те общие закономерности мышления, которые историку удалось выявить. К "ментальности" в этом смысле претензий ни у кого нет, дело скорее в том, прижился или не прижился термин в конкретной науке. Вне школы "Анналов" он почти не используется.

    Что критикует Екатерина Шульман, когда называет менталитет псевдонаучным понятием? Она критикует обыденное представление о менталитете как о неизменном образе мышления, то есть игнорирование методологии школы "Анналов" и возврат к термину Леви-Брюля.

    Моя мысль состоит не в том, что все люди одинаковые, хотя у них много общего. Понятие менталитета плохо тем, что он воспринимается как нечто неизменное, данное богом или сформированное предыдущей историей, что нельзя изменить.

    Гуманитарные науки прослеживают трансформации, изменения. Когда обыватель говорит "менталитет англичан" и "менталитет русских" - он подразумевает, что изменений нет. Такой "менталитет" - это судьба, поглядите здесь вопросы вроде "можно ли изменить менталитет нации?". Есть "мы", есть "они". Мы всегда мыслим так, они всегда мыслят иначе.

    Судьба и противопоставление абстрактных "их" абстрактным "нам" к науке отношения не имеют.

    yandex.ru

    Менталитет - это... Что такое Менталитет?

    Менталитет (фр. Mentalité "направление мыслей") — образ мышления, мировосприятие, духовная настроенность, присущие группе. В русской философии, культурологии и публицистике обычно употребляется для характеристики особенностей народов и культур. Менталитет — весьма сложное, многогранное проявление психической деятельности социальных индивидов, включающее как сознательное, так и бессознательное, специфическое соотношение между рациональным и эмоциональным в совершении их действий, между стремлениями к инновациям и сохранению культурного потенциала прошлого. Менталитет — мировоззренческая матрица, картина мира в сознании человека и его вписанность в эту картину. Это норма представления мира вокруг себя и себя в нём. Черты менталитета, к примеру, — интуитивизм, рационализм, цветовая гамма, семейные образы, лиризм и т. д.

    Наиболее распространённое представление менталитета связаны с его жизненными предпочтениями, стилем жизни, профессиональной направленностью, культурным конформизмом, что лежит в основе всего социально-психологического портрета ментальности личности. Например, есть народы земледельцы, скотоводы, рыбаки, воители, мореплаватели, торговцы, ткачи, ювелиры и др... Более локальными является менталитет городского жителя, деревенский и хуторской менталитет. Но даже в городах, особенно в мегаполисах есть районы с отличным от общегородского менталитета На практике даже деревни и хутора различают по специфике психотипа и доминирующих особенностей характера связанными с тем или иным видом деятельности, что накладывает на этнических представителей особую ментальность, а в свою очередь, этносы при расселении несли свою ментальность и культуру, ремёсла, землепашество и скотоводство...

    Менталитет культуры — глубинные структуры культуры, исторически и социально укоренённые в сознании и поведении многих поколений людей, объединяющие в себе различные исторические эпохи в развитии национальной культуры. Менталитет определяет умонастроение и жизненную позицию.

    Генезис понятия менталитет. Считается, что первым использовал этот термин этнолог Леви-Брюль. Он применял его в отношении первобытных племён, жизнь которых наблюдал и изучал. Леви-Брюль противопоставлял мышление первобытного человека и современного, поэтому он обозначил особое мышление племён термином менталитет. Однако в массы этот термин вошёл благодаря деятельности французской исторической «Школы Анналов». Анналисты понимали под менталитетом то, что объединяло короля Франции и рядового солдата, то есть здесь менталитет предстаёт именно, как коллективная черта, а не индивидуальная. Постепенно термин перекочевал из научной среды в публицистику, в которой окончательно размылись его рамки и теперь говорят как о менталитете народов, так и о менталитете конкретного человека.

    См. также

    Литература

    Ссылки

    dic.academic.ru

    Что такое Менталитет? | 101Я

    Добавить в избранное

    Менталитет — это совокупность социально-психологических особенностей человека, таких, как система взглядов, система оценки, склад ума, мировоззрение, убеждения.

    Слово латинского происхождения, означающее психологическую и поведенческую самобытную идентичность людей, которые принадлежат единой культуре, расе. Это какие либо особенности народов и культур.

    Менталитет различных групп людей или социальных групп, мест проживания, социального устройства общества или государства сильно различается. Частью такого мировоззрения, считается, чувство собственной принадлежности к определенной социальной прослойке, типу деятельности, образу мышления. Великие мыслители, философы считали, что на патриотизме, чувстве родины основывается народный дух.

    Личное мировосприятие человека, является характерной спецификой понимания жизни, а также группы людей или определенного социума людей. Система взглядов, оценки, склад ума, мировоззрение складываются в таком социуме по своей шкале ценностей. Это может полностью не совпадать со взглядами и установками других людей и социумов. Как пример: В определенных северных народностях принято есть рыбу сырой, вяленной, хотя большинство людей употребляют рыбу в жаренном, вареном виде. Это вкусовые предпочтения.

    Изучая, что такое менталитет человека, психологи сумели выделить четыре типа, и это важная информация:

    Варварский менталитет– это высокая выживаемость, выносливость, активное сексуальное поведение, бесстрашие перед риском смерти, это своеобразный менталитет победителя.

    Аристократический менталитет – это независимость, гордыня, аристократичность, стремление к внешнему лоску, высокая нравственность.

    Интельский менталитет – это пренебрежение к удобствам, комфорту, высокая работоспособность, сильная боязнь смерти, боли. Интельский менталитет формировался на стыке позднего феодализма и эпохи Возрождения. Социум при этом находится на более высокой ступени развития, чем при формировании варварского или аристократического менталитета. Уровень жизни выше, выше и уровень физической безопасности.

    Буржуазный менталитет — бережливость, экономичность, высокая работоспособность, душевная скупость, неискренность.

    Испорченный менталитет —  абсолютное отсутствие основных понятий и ценностей в жизни. Пренебрежение нормами морали и этики.

    Вместе с тем, каким образом развивались общественные отношения, складывалась и изменялась типология индивидуального мировосприятия человека или страны. Менталитет поддается изменениям и корректировке. Его можно изменить, дополнить новыми чертами, исправить. Это способствует созданию интересных сочетаний черт в характерах людей, помогают окрасить ментальное сознание нации целиком. Менталитет сильно зависит от государственной политики в отношении собственных граждан и имеют государственные программы, направленные на воспитание человека. Такие программы и формируют особенности поведения, систему взглядов, ценностей.

    Менталитет в философии отражает определенный образ мыслей, который может носить групповой характер. Мировосприятие состоит из традиций, обычаев, прав, институтов, законов. Все это проявляется с помощью главного инструмента, которым является язык. Мировосприятие в философии представляет собой определенную психическую структуру, умственный инструмент, с помощью которого представители того или иного общества могут по-своему воспринимать свое окружение, самих себя.

     

    Два вида менталитета

    Человеческое мировоззрение – это уникальный сплав психических качеств, их особенностей, то, как они проявляются. Мировосприятие делится на экономическое, социальное, политическое, культурное, духовно-нравственное.

    1. По типу деятельности, мировоззрение может быть производственным, научным, техническим, административным, литературным.
    2. От образа, мышления, мировоззрение может быть религиозным и национальным, городским, сельским, гражданским, военным.

     

    Чем отличается ментальность от менталитета? Мировосприятие — это культура, которая относится к определенной социальной группе, она выражается через образ мышления, отражается в бессознательном эмоционально-чувственном переживании в виде обычаев, традиций, религии, философии и языка. Ментальность — это более широкое понятие, которое описывает способ мышления, как таковой. Менталитет — это более конкретное определение, которое в общих чертах описывает специфику явлений.

    Менталитет считается основой, ядром культуры народа. Ментальность – это способ видения мира, в котором мысль сопряжена с эмоциями. В отличие от ментальности, мировосприятие имеет общечеловеческое значение, а ментальность затрагивает любые социальные слои, исторические времена. Ментальность – это предпосылка к возникновению, существованию мировоззрения.

     

    Менталитет, мировоззрение и личностный рост

    В основу менталитета положено мировоззрение и личностный рост. Это выражается с помощью понятий, идей, установок, понимания основ устройства государства и собственного характера и личностного развития. Позиционирование себя по социальному положению и индивидуальному, личностному развитию – очень взаимосвязаны.

    Мировоззрение в общих чертах описывает модель человеческого мира, оно помогает человеку учиться осознавать себя в этом мире. Без этого качества у человека не получится осмыслить свое существование, найти свою цель, в данном случае проявляется низкий менталитет. Человеком легко будет управлять и манипулировать.

    101ya.ru

    МЕНТАЛЬНОСТЬ - это... Что такое МЕНТАЛЬНОСТЬ?

        МЕНТАЛЬНОСТЬ (менталитет) (от лат. mens—ум, мышление, образ мыслей, душевный склад) — глубинный уровень коллективного и индивидуального сознания, включающий и бессознательное; относительно устойчивая совокупность установок и предрасположенностей индивида или социальной группы воспринимать мир определенным образом. Ментальность формируется в зависимости от традиций культуры, социальных структур и всей среды жизнедеятельности человека, и сама в свою очередь их формирует, выступая как порождающее начало, как трудноопределимый исток культурно-исторической динамики. “Зазор” между практически независимым от истории “коллективным бессознательным” с его “архетипами” (К. Юнг) и исторически изменчивыми “формами общественного сознания” (марксизм) локализует тот уровень, на котором располагаются структуры ментальности. Гуманитарная наука 20 в. скорректировала идущее от Просвещения и типичное для классического рационализма 19 в. отождествление сознания с знанием и сферой разума, подкрепленное ценностным предпочтением когнитивно-письменной формы культуры перед всеми остальными, выдвинув и развив лишенное однозначности представление о ментальности. Духовная атмосфера, в которой развивались представления о ментальности, характеризуется отказом от европоцентризма и монолинейного прогрессистского видения истории. Фиксируя устойчивую настроенность внутреннего мира человека, сплачивающую его в социальные группы и исторические общности, ментальность служит средством анализа и объяснения в гуманитарном знании, особенно в той мере, в какой его предмету присуще динамическое историческое измерение. Поэтому представление о ментальности разрабатывалось гл. о. в исторических науках, особенно в исторической антропологии и в “новой исторической науке”, основы которой были заложены в 1930-х гг. французскими учеными, группировавшимися вокруг журнала “Анналы”. Конкретные социолого-исторические исследования были посвящены анализу детской, национальной, тоталитарной, европейской, африканской, бюрократической, средневековой и др. видов ментальности. Интерсубъективный по своей сущности мир ментальности, осознаваясь и рационализируясь только выборочно, “пятнами”, связывает высокорационализированные формы сознания (науку, философию, политическую идеологию, религию и др.) с миром бессознательных структур, с неосознанными культурными кодами, определяя тем самым образ целостной жизни человека. Природное и культурное, рациональное и эмоциональное, индивидуальное и общественное — все эти оппозиции “перекрываются” на уровне ментальности, растворяясь в ее структурах. Термин “ментальность” встречается уже у Р. Эмерсона (1856), однако свое продуктивное и многоплановое развитие понятие ментальности получило гл. о. во франкоязычной гуманитарной науке. М. Пруст, отмечая новизну термина “ментальность”, с симпатией к новшеству вводит его как достойный внимания неологизм в свой словарь, заодно проникая в дотоле неизвестные пространства душевно-духовной жизни человека. В 1922 Л. Леви-Брюль в исследовании “Первобытное мышление” (“La mentalité primitive”) различает два типа ментальности — дологический и логический, подчеркивая несоизмеримость мышления австралийских и африканских племен с характерным для него “законом партиципации” и основанного на логическом законе противоречия и представленного в европейской традиции рационального мышления. Важной вехой в истории концепций ментальности стали работы французского историка Ж. Лефевра, введшего в качестве объяснительного средства представление о “коллективной ментальности”. Исследуя феномен массовой паники, охватившей летом 1789 множество французских деревень и спровоцированной убеждением в грозящей крестьянам опасности со стороны банд разбойников, грабящих и разоряющих все на своем пути, историк пришел к необходимости углубленного подхода к анализу психологии масс, поведение которых, особенно в кризисную эпоху, нельзя объяснить без учета структуры коллективной ментальности. Историк обнаружил, что коллективная эмоция (в данном случае “великий страх”) легко направляется на новый объект, если первоначальный объект страха разоблачается в качестве иллюзорного. Исследуя поведение “революционных толп”, Лефевр показал, что за привычной идеолого-политической “событийной” историей скрывается ее глубинный источник, в котором переплетаются психологические и социальные моменты — подчиненная особым закономерностям динамика коллективной ментальности. Коллективная и индивидуальная ментальность представляют для Лефевра своего рода биологически обусловленные константы. У другого историка, основателя (наряду с ментальностью Блока) школы “Анналов”, Л. Февра понятие ментальности, напротив, лишено биологицистского истолкования. Отталкиваясь от работ А. Баллона и Ш. Блонделя, Февр разрабатывает контуры исторической или социоисторической психологии, развитой впоследствии И. Мейерсоном, 3. Барбу и др. В манифесте школы “Новых Анналов” (1946) Февр подчеркивает, что мыслительные привычки и установки, навыки восприятия и эмоциональной жизни наследуются людьми от прошлых поколений без ясного осознания их, хотя он и называет “сознанием” весь этот блок, генерирующий импульсы, формирующие историю и самого человека. Ментальность мыслится Февром не как биологически укорененная константа поведения, а как исторически складывающаяся структура, определяющая мысли, чувства, поведение людей, их ценности и “жесты”. В исторических реконструкциях ментальности обнаруживается прежде всего как причина “отставания” или “сопротивления” переменам в социополитической и идеологической сферах (инерционность ментальности). Т. о., ментальные структуры служат одновременно и продуцирующим основанием и препятствием для исторического движения, благодаря чему оно и приобретает свой неповторимый уникальный характер, на воссоздание которого и должна прежде всего ориентироваться история. Образцами раскрытия и воссоздания ментальности различных эпох и социальных слоев служат работы историков нового поколения школы “Анналов” (Ж. Ле Гоффа, Р. Мандру, Ж. Дюби и др.), а также исследования историков культуры, науки, искусства (И. Хейзинга, Ж.-П. Вернан, П. Франкастель, Э. Панофскиидр.). Концепция коллективной ментальности, сложившаяся в истории и социоисторической психологии, имеет свои аналоги в таких конструкциях, как, напр., понятие “социальный характер”, предложенное Э. Фроммом в работе “Бегство от свободы” (1941). Как и в исторических исследованиях коллективной ментальности, в работе Фромма разрабатывается модель взаимодействия социальных, экономических и психологических факторов, предполагающая наличие действующих между ними системы двойственных связей. Согласно такой модели, все социально-экономические и политико-идеологические мотивы активности людей имеют шанс на успех в истории лишь при условии их “резонанса” с социопсихологической аурой, в которой они действуют. Рациональное начало как жизнеспособное образование структурировано на матрице социально значимой эмоциональной структуры, причем их локальное взаимопереплетение может расширяться по своего рода автокаталитическому механизму Создавая такую и подобную ей модели, концепции ментальности способствовали формированию новой методологической атмосферы в гуманитарном знании, противостоя редукционизму в его самых разных вариантах — как со стороны, напр., “экономизма” марксистской окраски, так и со стороны позивитизма, намечая тем самым продуктивные междисциплинарные синтезы психологии, лингвистики, этнологии, исторических дисциплин и других наук о человеке, включая и философию. Структурализм, отвергая концепцию Леви-Брюля “дологической” первобытной ментальности, способствовал дальнейшему развитию и углублению этих концепций и исследований, вводя семиотический подход и распространяя на всю культуру лингвистические модели. Однако в той мере, в какой структурализм переходит в постструктурализм, отношение к понятию ментальности меняется. Это ясно прослеживается, напр., у М. Фуко, выдвинувшего понятие “эпистема”, которое можно истолковать как интеллектуальную проекцию структуры ментальности соответствующей эпохи и ее культуры. Но уже в его “Археологии знания” (1969) еще встречающееся здесь и позитивно употребляемое понятие ментальность сменяется негативным к нему отношением. Высоко ценя Ф. Броделя и школу “Анналов” (эта оценка была взаимной), Фуко, однако, перенес акцент с “психологии” на “дискурс” как практику, истолковав последнюю в предельно десубъективизированной тональности. “Суверенность коллективного сознания”, как объясняющий принцип, содержащийся в некоторых концепциях ментальности, отвергается Фуко на том основании, что он, как считает философ, априорно и догматически унифицирует само по себе дисперсное “поле” истории. Фуко призывает историка вынести за скобки все подобные синтезаторы, такие, как, напр., представления о “влиянии”, “развитии”, “предшественнике” и т. п. представления, вносящие презумцию автономного “антропологического субъекта” и “исторического сознания”, на которые историком послушно нанизываются исторические “факты”. Однако нельзя и преувеличивать подобный разрыв Фуко с традицией “новой истории”, потому что и Февр, и Бродель, призывая к всеобъемлющему синтезу наук о человеке в рамках преображенной истории, развивая глобальный историзм, стремились как раз внести аналитически обнаруживаемое разнообразие и дискретность (столь дорогие Фуко) в тотализирующие и континуализирующие историю концепты “духа”, “индивида”, “сознания” и т. п.

        В. П. Визгин

    dic.academic.ru


    Смотрите также