Масло трансмиссионное что это такое


Как правильно выбрать трансмиссионное масло — DRIVE2

Название не означает, что любой агрегат, относящийся к автомобильной трансмиссии, смазывается именно трансмиссионным маслом. У большинства переднеприводных легковых машин в коробку передач, совмещенную с главной передачей, изготовители предписывают заливать моторное масло. Шестерни в таких агрегатах только цилиндрические, поэтому опасность задиров невелика. Для автоматических коробок не годится ни трансмиссионное, ни моторное масла. Эти устройства специфичны, для их работы требуется маловязкая жидкость, которую в международной практике принято называть ATF (Automatic Transmission Fluid). Что же касается обычных легковых и грузовых автомобилей с классической компоновкой, а также полноприводных и некоторых переднеприводных, то в их агрегатах используются исключителено трансмиссионные масла.

«Синтетика» или «минералка» относительно шестерен коробки, в принципе, большой разницы не имеет с экономической точки зрения — «минералка» выгоднее.

При выборе масла для узлов трансмиссии обычно ориентируются на два критерия:

удельные нагрузки, действующие в механизме;
скорости относительного скольжения.
В зависимости от этого подбирают масла, различающиеся вязкостью и количеством присадок, в первую очередь противозадирных. Последние, как правило, содержат сернистые соединения, вызывающие в критических режимах химические изменения (модификацию) металла. Поверхностный слой материала не вырывается, образуя задиры, а превращается в тонкую пленку, которая впоследствии становится продуктом износа. Несмотря на то, что металл при этом химически «разъедается», общий износ в тяжелых условиях работы оказывается меньше.

Есть в этих рассуждениях маленькая оговорка: химическая модификация позволяет снизить износ у стали или чугуна. Цветные металлы, из которых изготавливают синхронизаторы, плохо уживаются с сернистыми соединениями и в их присутствии изнашиваются, как правило, быстрее.

Сегодня в легковых автомобилях применяются трансмиссионные масла двух групп: GL-4 и GL-5 по зарубежной классификации или ТМ-4 и ТМ-5 — по отечественной.

GL-4 по классификации API годится для коробок переднеприводных вазовских моделей, GL-5 — для всех остальных отечественных авто. Встречается и универсальное масло — GL-4/5.

Тип масла для иномарок легко уточнить по каталогу или в руководстве по эксплуатации.

Вопреки расхожему мнению о том, что масла класса GL-5 выше качеством, чем масла класса GL-4, это не так.

Данные классы просто разные — нельзя сказать, что один из них хуже или лучше. Например, использование масла класса API GL-5 в КПП ВАЗ 2109 может оказаться губительным для синхронизаторов, в то время как масло класса API GL-4 рекомевдовано ВАЗом для применения в таких КПП.

«Трансмиссионки» типа GL-5 можно разбить на три подгруппы:

SAE 85W90 — минеральное «Норси», «Рексол ТМ-5-18», «Лукойл ТМ-5-18».
SAE 80W90 — «минералка», но менее густая «Спектрол-Форвард», «Велс ТМ», Mobil Mobilube HD, Texaco Geartex EP-C.
«полусинтетика» и «синтетика» (класс по SAE 75W-90). Отечественные производители уступили эту нишу зарубежной продукции: ВР Energear SGX, Teboil EP, Motulgear и пр.

Хорошо известное нескольким поколениям автолюбителей трансмиссионное масло ТАД-17И ныне ушло в прошлое — его сменил аналог ТМ5-18. Емкости со старой маркировкой «перележали» на складе или подделка.

Но выбор по уровню эксплуатационных свойств — это еще не все. Надо определяться также и с вязкостью приобретаемого смазочного материала. Здесь применимы следующие рассуждения.

Масла, вязкость которых при 100°С не ниже 24 мм2/с, т. е. класса «140» по SAE (а уж тем более «250»), предпочтительны лишь для жаркого южного климата. В зоне умеренных температур лучше ориентироваться на класс «90». А так как рациональнее использовать «всесезонное» масло, то речь может идти о сортах с индексами 75W-90, 80W-90 и 85W-90. Последнее не очень подходит для сколько-нибудь суровой зимы. Масло класса 80W-90 по SAE достаточно универсально, a 75W-90 позволяет не испытывать трудностей даже в пору самых крепких морозов.

Использование трансмиссионных масел отечественного производства (а подавляющее большинство из них классифицируются по API GL-5) приводит к быстрому износу синхронизаторов. Поэтому в КПП переднеприводных автомобилей марки ВАЗ рекомендуется применять трансмиссионные масла класса API GL-4 либо API GL-4/5 с вязкостью SAE 75W-80, SAE 80W-85, SAE 80W-90. Наше масло GL-4 найти довольно трудно, чаще всего это недешевые синтетические или полусинтетически, масла импортного производства, однако их применение позволяет значительно продлить срок службы КПП вашего автомобиля.

Не следует «кормить» указанные механизмы маслами с высокой вязкостью — моторными 5W-50 (10W-50 и т. п.) или трансмиссионными 85W-90. Чем больше ее значение, тем прочнее масляная пленка, но хуже доступ масла к деталям коробки передач. Слишком высокое значение вязкости затрудняет работу синхронизаторов, ведь лишнее масло они должны постоянно выдавливать «из-под себя». Моторные 15W40 (10W40) или трансмиссионные 75W-80 окажутся впору. Рекомендованное ВАЗом ТМ-4-12 (SAE 80W-85) — совсем хорошо, лишь бы не поддельное. И хотя для переднеприводных ВАЗов сейчас рекомендованы несколько трансмиссионных масел, допускается применять и моторные.

В 1996 г. для коробок передач «самар» разработали специальное масло — «Рексол Т» SAE 80W-85 API GL-4 (ТУ 38.301-41-164-96).

В 1998-м получило допуск еще одно масло, отвечающее ТТМ ВАЗа, — «Лукойл ТМ-4» SAE 80W-85 (ТУ 38.301-29-90-970).

По вязкостным свойствам допустимый диапазон применения: для 75W-80 — от -40 до +25°С, для 80W-85 — от -30 до+35°С, для 80W-90 — от-30 до+45°С.

Выход на рынок новых масел почти совпал с появлением коробки передач ВАЗ-2110, устанавливаемой сегодня и на «девятки». Теперь есть и минимальный свод требований, которым должно удовлетворять масло для коробок переднеприводных автомобилей.

Универсальные трансмиссионные масла (ТТМ 1.97.0729-98)
Диапазоны применения трансмиссионных масел
Минимальная температура обеспечения смазки узлов, °С Класс по SAE Максимальная температура окружающей среды, °С
-40 75W-80 35
-40 75W-90 35
-26 80W-85 35
-26 80W-90 35
-12 85W-90 45
для НИВЫ я выбрал Лукойл ТМ-5, 75W90, Допуски и спецификации: ОАО ""АВТОВАЗ""; MB 235.0; MAN 342 M1; Volvo 97316, 97310; Voith 3.325-339; MIL MIL-L-2105D; Renault; DAF; ZF TE-ML 07A, 16B, 16С, 16D, 17B, 19B, 21A

Полный размер


всем удачи

Трансмиссионные масла.

GL-1 состоит из минеральных масел, при производстве которых не применяли присадки. Используется в ручных коробках передач, имеющих низкое удельное давление и скорость скольжения.
GL-2 применяется для смазки червячных передач, которые работают на низкой скорости с небольшой нагрузкой, отвечающие высоким стандартам, предъявляемым к антифрикционным свойствам.
GL-3 маркировка указывает, что смазочный материал содержит большое количество присадок. Рекомендуются для использования в автомобилях со ступенчатой коробкой передач.
GL-4 – класс, включающий автомасла, дополнен

www.drive2.ru

подобрать, рейтинг лучших, срок годности

Качественная смазка трансмиссионных узлов – залог долгой и качественной работы трансмиссии. В этой статье поговорим о трансмиссионном масле. Разберем:

  • какие бывают масла в коробку передач;
  • маркировки API, SAE;
  • какое лучше для механической коробки передач;
  • какие масла подходят для акпп;
  • правила хранения масел.

А также рассмотрим несколько вариантов масел популярных производителей.

Какие бывают масла

Трансмиссионные масла – это высокотехнологичные смазочные материалы, предназначенные для оптимизации работы коробки передач, раздаточной коробки и ведущих мостов. На перечисленные узлы автомобиля возлагается большая нагрузка. Поэтому выбор и использование качественной трансмиссионной смазки является важной насущной задачей каждого автомобилиста.

На сегодняшний момент автомобильный рынок пестрит многообразием моделей автомобилей, которые во многом отличаются друг от друга. И коробки передач на них разные, поэтому и масла для них сильно отличаются. Поэтому начать разбор следует с классификации трансмиссионных масел.

API

Начнём с классификацией, имеющей маркировку обозначение “API”. Разработана Американским институтом нефти, одной из приоритетных областей деятельности которого является разработка стандартов и норм в нефте-газовой промышленности. Существует пять категорий по API:

  • Gl 1 – применяется в незначительно нагруженных механических коробках старых моделей грузовиков, специализирующихся на работе в лёгких условиях;
  • Gl 2 – для средних условий тяжести, используются в частности на сельскохозяйственной технике;
  • Gl 3 – для малолитражных автомобилей, работающих в условиях средней тяжести;
  • Gl 4 – наиболее распространённый класс, предназначен для высоконагруженных коробок;
  • Gl 5 – класс,установленный для наиболее загруженных передач, эксплуатируемых в суровых условиях. В жидкости этого класса добавляется большее количество противоизносных присадок для обеспечения более высоких защитных свойств.

Обратите внимание! Смазки класса API GL5 содержать большое количество фосфорных компонентов. Фосфор – катализатор коррозионных процессов на медных изделиях. А во многих механических коробках современных автомобилей используются медные синхронизаторы (или из медных сплавов). Таким образом, залив жидкостей 5 класса в данные коробки приведет к тому, что некоторые детали выйдут из строя. А вот GL 4 несёт в себе столько фосфора, сколько достаточно для нормальной, беспроблемной работы синхронизаторов.

Однако это не означает, что смазки GL5 опасны для агрегатов и их не нужно использовать. Они подходят для некоторых коробок передач, в которых производители конкретно рекомендуют применение жидкостей 5 класса. А также подходит для защиты гипоидных передач.

За последнее время на рынке трансмиссионных смазок появились жидкости, которые удовлетворяют сразу нескольким классам. Такие масла по степени защиты от износа и задиров соответствуют классу gl5, но по количеству фосфорных компонентов удовлетворяют классу gl4. Таким образом, эта смазка применяется и в механических коробках без вреда для них, и в высоконагруженных гипоидных передачах. Такие жидкости имеют в названии аббревиатуру “TDL” – Total Drive Line – для всех узлов трансмиссии.

Также ряд специальных смазок, выпускаемых под аббревиатурой “LS” – Limited Slip – ограниченное трения. Предназначены для самоблокурующихся дифференциалов повышенного трения (устанавливаются на спортивные автомобили, пассажирские высоконагруженные автобусы, строительную технику). Поскольку для таких дифференциалов существуют особые требования, то для них выпускают специальные смазывающие материалы.

SAE

Переходим к следующим показателям. Для правильного выбора трансмиссионной жидкости необходимо разобраться в том, что такое класс вязкости по SAE.

Вязкость – свойство, присущее жидкостям, заключающееся в сопротивление перемещения одной их части относительно другой. Вязкость – это один из ключевых показателей качества для масел. Смазка должна обеспечивать деталям прочную масляную пленку, но при этом не загустевать и быть в состоянии проникнуть даже в самые тонкие отверстия автомобильных узлов. Вязкость моторных и трансмиссионных смазок может сильно менять в зависимости от температуры окружающей среды. Поэтому при выборе автомасла необходимо обращать внимание и на климатические условия в которых автомобиль будет эксплуатироваться.

Аббревиатура “SAE” расшифровывается как “Society of Automotive Engineers. Это международное сообщество автомобильных инженеров, призванное совершенствовать автомобильную индустрию и повышать уровень знаний о них. Эта организация разработала классификацию смазок по их вязкости. Описана стандартом J306.

Маркировка класса вязкости по SAE складывается следующим образом:

  • зимнее масло: одно число перед W. “W” расшифровывается как winter – зимний;
  • летнее масло: просто число;
  • всесезонное масло: два числа др и после W.

Например, в маркировке SAE 75W90:

  • 75 – нижнетемпературный порог, при котором масло сохраняет практические свойства и обеспечивает бесперебойное переключение передач. В нашем случае до -40 градусов.
  • Буква W, как уже говорилось, указывает на возможность применения в зимнее время года;
  • 90 – верхнетемпературный показатель. При температуре выше +45 смазка становится через чур текучей для защиты деталей. Показатель позволяет судить о величине нагрузочной способности масляной пленки.

Обратите внимание! Серия испытаний и тестов показали, что несоблюдение рекомендаций производителя автомобиля и трансмиссии по нижнетемпературным границам, приводит к разрушению подшипников вала-шестерни.

Базовая основа

Следующий показатель – тип базовой основы. По происхождению смазки делятся на:

  • минеральные: являются самым дешевым вариантом и самым натуральным вариантом – очищенная нефть. Может неплохо себя показывать в первое время эксплуатации, но со временем под влиянием высоких нагрузок быстро теряет в качестве.
  • синтетическое: создаётся в лабораторных условиях. Помимо того что для получения синтетического смазывающего материала нефть проходит процесс перегонки и переработки, ещё и уличается с помощью комплекса специальных присадок. Поскольку процесс получения синтетики гораздо более трудо- и времязатратный, стоит тоже гораздо дороже минералки.
  • полусинтетические: такое масло занимает промежуточное положение между предыдущими двумя видами и по качеству и по цене. Часто не уступает в качестве защиты даже синтетической смазке.

Как правильно подобрать трансмиссионное масло

В перечисленных выше параметрах и маркировках несложно запутаться. Одно главное правило выбора смазывающего материала, которое работает во всех абсолютно случаях: выбирайте масло, которое рекомендует производитель автомобиля. Производитель знает тонкости трансмиссии автомобиля и может сказать, какая смазка требуется для качественной и долгой работы.

Однако даже разобравшись с тем, какой вид необходим, автолюбитель встаёт перед новым выбором: марка трансмиссионной смазки. Любой специализированный магазин готов предложить широкий выбор трансмиссионных смазок различных производителей. И данной выбор не менее важен, поскольку маркировки SAE и API просто указывают на вид смазки, но не дают никакой гарантии качества или того, что жидкость внутри бутылки будет соответствовать заявленным показателям. Эта ответственность ложится на плечи производителей. И тут нехитрый совет: выбирайте продукт известного и надежного производителя.

Еще одним моментом является магазин, в котором жидкость покупается. К выбору дилера подходим так же как и к выбору производителя: наилучшим вариантом будет крупный, известный магазин с хорошей репутацией. Отлично, если это будет официальный дистрибьютор. Ни в коем случае нельзя покупать смазывающую жидкость у незнакомцев с рук, на трассе или на рынке. Масло – дорогой продукт, тем более это касается трансмиссионных смазок, поэтому часто встречаются подделки, которые нанесут вред автомобилю.

Масло для АКПП

Нужно сказать пару слов о маслах для автоматических коробок передач. Для них не используется обычное трансмиссионное масло. Поскольку строение этих коробок специфично, для них существует специальная смазывающая жидкость, производимая под аббревиатурой ATF. Расшифровывается как Automatic Transmission Fluid, жидкость для автоматической трансмиссии. Гораздо жиже, чем смазки для механических коробок и имеет специфично красный цвет. Кстати, такой цвет не случаен. Красный оттенок этим жидкости придётся специально, что бы люди не путали ни с чем другим. Поскольку кроме как в коробку автомат эти жидкости никуда больше заливать нельзя. И наоборот – ничто иное, кроме ATF масел для автоматических коробок переключения передач не подходит.

Рейтинг трансмиссионных масел

В данном разделе мы предложим несколько популярных марок трансмиссионных смазок и укажем их отличительные особенности:

  • ЛУКОЙЛ ТМ-4 75W90:трансмиссионное масло хорошо подходит для механических коробок и дифференциалов легковых и грузовых автомобилей. Пакет высокоэффективных присадок обеспечивает надёжную защиту узлов трансмиссии от задиров, обеспечивают стабильную работу в условиях низких температур. Длительный срок эксплуатации. Полусинтетика.

    Лукойл ТМ-4 75W90

  • ZIC GFT 75W85: синтетика, хорошо понижает шумы кпп, соответствует классу API GL4, характеризуется увеличенным интервалом замены. Является маслом первой заливки на заводах Kia и Hyundai.

    ZIC GFT 75W85

  • CASTROL SYNTRANS TRANSAXLE 75W-90: полностью синтетическое масло для автомобилей оснащённых мкпп в блоке с главной передачей, обеспечивает плавное переключение передач, надёжную работу синхронизаторов, способно работать с экстремальными нагрузкам.

    CASTROL SYNTRANS TRANSAXLE 75W-90

  • ELF TRANSELF TYPE B 80W-90 – смазка для мкпп соответствует всем международным стандартам, не склонно к пенообразованию, обеспечивает защиту стальных и медных элементов от коррозии. Низкая температура застывания.

    ELF TRANSELF TYPE B 80W-90

Правила хранения

Последнее о чем необходимо упомянуть – это несколько правил хранения открытого масла:

  • Срок годности трансмиссионного масла обычно 3-5 лет. Точнее смотрите на упаковке.Использовать просроченную смазку не рекомендуются, так как ее защитные свойства могут быть существенно снижены.
  • Срок хранения трансмиссионного масла необходимо исчислять не с даты разлива, а с момента откупоривания упаковки. Однако до момента открытия смазка должна храниться при правильных условиях, иначе оно может испортиться еще до момента вскрытия упаковки.
  • После вскрытия смазку следует хранить в заводской упаковке или канистре. Следует избегать металлических и пластиковых тар.
  • На хранение следует ставить в затемненное место (избегать прямых солнечных лучей), оптимальным будет прохладное помещение. Но при этом следует избегать морозов.

Не стоит пренебрегать этими правилами во избежания порчи смазки.

infomasla.ru

ТРАНСМИССИОННОЕ МАСЛО КЛАССИФИКАЦИИ И МАРКИРОВКА — DRIVE2

Снова всем огромный привет!

В этот раз поговорим о трансмиссионных маслах, так как их много всяких видов и разновидностей, различных брендов, как выбрать многие не знают или не понимают.Для начала нужно прочитать инструкцию к авто, чего многие не делают, но там написано какие именно технические жидкости подходят для данного авто (вязкость, допуск, классификация)
Об этом и поговорим сегодня, так как сегодня в данном разнообразии масел сложно выбрать правильное…

ТРАНСМИССИОННОЕ МАСЛО КЛАССИФИКАЦИИ И МАРКИРОВКА

Автомобилисты уделяют не так много внимания трансмиссионным смазочным материалам, как это делается в случае моторных масел. Но роль их в эксплуатации транспортного средства не менее важна. Данный вид смазочных веществ используется в таких узлах и агрегатах автомобиля, как КПП, ведущие мосты, механизмы рулевого управления и раздаточные коробки. Классификация трансмиссионных масел несколько проще, чем у моторных аналогов. Тем не менее, существуют определенные системы, разделяющие эти нефтепродукты по группам.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Трансмиссионные смазочные материалы предназначены для уменьшения трения при работе зубчатых передач. Благодаря данному виду смазки уменьшается износ деталей, снижаются потери на трение, отводится тепло от трущихся деталей и предохраняются поверхности деталей от влияния коррозии. Существует несколько различных классификаций, которые разработаны в разных странах.

.

РОССИЙСКИЕ СТАНДАРТЫ

В России классификация масел базируется еще на советских ГОСТах. Основным документом для систематизации смазочных материалов для агрегатов трансмиссии является ГОСТ 17479.2-85. В стандарте имеется 4 категории веществ по вязкости: 9, 12, 18 и 34.

Смазочный материал относится к определенному классу при замере кинематической вязкости при температуре 100˚С. Второй показатель — это минимальная температура с динамической вязкостью не более 150 Па•с.

Сфера применения и эксплуатационные характеристики стали основой для деления трансмиссионных масел на 5 групп. В первой группе в состав смазочного продукта не входят присадки. Остальные 4 группы допускают использование различных добавок. Эффективность присадок растет пропорционально увеличению номера группы. Универсальные смазочные вещества для трансмиссий входят в пятую категорию.

В отечественной системе обозначения трансмиссионных масел применяется маркировка по уровню эксплуатационных свойств и классу вязкости, например, ТМ-3-18 или ТМ-2-9. На сегодняшний день российскую классификацию вытеснили зарубежные стандарты, которые систематизируют большой спектр импортных масел для узлов трансмиссии.

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПО ВЯЗКОСТИ SAE

Американские специалисты разработали особую систему деления масел по вязкости, которая получила обозначение SAE. Данная классификация стала активно распространяться во всем мире. Основным стандартом американской системы становится документ SAE J306. В нем наиболее полно описываются реологические параметры смазочных веществ, которые зависят от скорости течения и температуры. Другими словами, стандарты американской классификации описывают вязкость продукта в условиях минимальных и максимальных температурных режимов, в которых планируется эксплуатировать транспортные средства. Благодаря требованиям SAE определяется диапазон применимости смазочного покрытия для ведущих мостов и механических коробок.

Американская классификация насчитывает 9 категорий вязкости для механических трансмиссий. Среди них 4 группы являются зимними (70W, 75W, 80W и 85W), а остальные 5 — летними (80, 85, 90, 140, 250). Когда материал может использоваться круглый год, в маркировке появляются оба обозначения, например, SAE 70W-85. Автомобилисты чаще всего сталкиваются с всесезонными маслами, которые сочетают в себе свойства летней и зимней смазки. Такие продукты экономически наиболее выгодны для автовладельцев, т. к. при замене сезонного масла приходится выбрасывать продукт, который до конца не реализовал свой потенциал. Ведь трансмиссионные материалы имеют срок службы более года.

.

СИСТЕМА КЛАССИФИКАЦИИ API

Назначение, качество и эксплуатационные свойства трансмиссионных масел описывает классификатор API. Принцип деления в данной системе основан на конструктивном использовании смазки и условий ее применения. Также API учитывает содержание противозадирных и противоизносных присадок в смазывающем веществе. Трансмиссионные продукты получили обозначение API GL с добавлением цифры 1…5. Следовательно, все смазки для узлов трансмиссии классификатор делит на 5 групп.

По эксплуатационным показателям смазочных трансмиссионных материалов система API во многом схожа с отечественной систематизацией. Чем больше цифра в маркировке, тем богаче набор многофункциональных присадок в масле, тем в более сложных условиях могут работать передачи. Так, самые нагруженные передачи, которые работают в наиболее тяжелых условиях, требуют использования смазки с обозначением API GL-5.

Для тех агрегатов, которые имеют высокую степень загруженности, разработан новый тип смазочных материалов API MT-1. Он включает специальные смазывающие компоненты, позволяющие успешно работать в КПП автобусов и тягачей. Для ведущих мостов таких транспортных средств предлагается новое обозначение API PG-2.

СМАЗОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКИХ КПП

Смазочные материалы для автоматических видов трансмиссий необходимо рассматривать отдельно. Это объясняется тем, что данная линейка трансмиссионных масел не подчиняется систематизации API. Для классификации таких смазок разработана система стандартизации ATF. Чтобы выделить данные вещества из общей массы смазочных продуктов, их окрашивают в заметный цвет. Автолюбитель должен знать, что смешивать материалы разного цвета не рекомендуется.

.

На сегодняшний день не существует общей международной классификации масел для автоматических КПП. Поэтому ведущие производители автомобильной техники выдвигают собственные требования к данным материалом. Например, у компании General Motors используется спецификация DEXRON с добавлением римской цифры от I до IV. Увеличение цифрового значения пропорционально расширяет сферу применения смазки. У автоконцерна Ford масла для «автоматов» имеют обозначение Mercon.

ЕВРОПЕЙСКАЯ СИСТЕМА ZF

Крупнейшим европейским производителем трансмиссионных силовых агрегатов и автомобильных передач является фирма «Zahnradfabrik Friedrichshafen» (ZF) из Германии. Она предложила свою классификацию, которая учитывает виды масел, их вязкость, допуски производителей. Данная система предусматривает обозначение смазочных веществ в зависимости от вида автотранспортных передач. Эти перечни обозначают ZF TE-ML с присвоением цифрового кода в пределах 01…14.

ВЫБОР ТРАНСМИССИОННОГО МАСЛА ДЛЯ АВТО

При выборе смазочного материала для трансмиссии своего автомобиля необходимо отталкиваться от рекомендаций автопроизводителя, отраженных в инструкции.

www.drive2.ru

Что такое трансмиссионное масло: свойства и особенности

Для нормальной работы каждого узла в автомобиле необходимо качественное смазывание всех деталей. Поскольку разные системы и агрегаты работают в разных режимах, то им требуется разная по свойствам и составу смазка. Двигателю нужно моторное масло, а в коробку передач — трансмиссионное масло. Что это за вид смазочного материала, должен знать каждый автовладелец.   

Содержание статьи

Для чего нужна смазка в коробке передач

Трансмиссия любого автомобиля состоит из множества деталей, которые взаимодействуют между собой. Вращаясь на высоких скоростях, поверхности деталей изнашиваются от трения и высоких температур, на них образуются задиры.

Смазка обеспечивает не только уменьшение трения, но и отведение тепла. Все это осуществляется за счет образования на деталях масляной защитной пленки. Чтобы пленка не разрушалась, смазка должна обладать необходимой вязкостью, но при этом не быть слишком плотной, чтобы не создавать помех в работе механизмов. Особенно это важно на холоде (например, зимой в морозы).

Рекомендуем также прочитать статью о том, можно ли лить моторное масло в коробку передач. Из этой статьи вы узнаете о том, в каких случаях и на каких КПП допустимо использование масла для двигателя, а также что нужно учитывать в случае заливки в коробку передач моторного масла.

Группа трансмиссионных масел

Отвечая на вопрос о том, что такое трансмиссионное масло, можно сказать, что это специальный смазывающий состав (жидкость) для защиты деталей коробки передач от избыточного трения, коррозии, перегрева и прочих негативных воздействий. Кроме того, масло снижает уровень шума, возникающего во время работы КПП.

При этом масло для трансмиссии отличается от моторного. Изготавливается такая смазка из минеральных или полусинтетических основ с добавлением в них присадок, содержащих хлор, серу, фосфор, дисульфид. Все это нужно для придания жидкости необходимых свойств, таких как:

  • стабильность химического состава на протяжении всего срока хранения или работы;
  • минимальный ущерб резиновым деталям КПП;
  • низкий уровень пенообразования;
  • необходимый уровень антизадирного и антикоррозийного действия;
  • высокий порог значений вязкости и рабочих температур. 

Классификация трансмиссионных масел

Трансмиссионное масло классифицируется, в первую очередь, по степени вязкости. Здесь можно выделить три основные группы, которые маркируются буквами SAE (международный стандарт):

  • SAE-85W Это густое масло, больше предназначенное для использования в теплое время года.
  • SAE-80W Это смазка, имеющая среднюю вязкость и предназначена для круглогодичного использования.
  • SAE-75W В эту группу входят полусинтетические и синтетические масла. Используются зимой или круглогодично.

Стоит знать, что, если маркировка не содержит букву W, то масло предназначено для теплого времени года. Все три описанные группы масел также объединяются по другому международному стандарту – API. Система классификации API GL применяется для масел механической трансмиссии и разделяет их по эксплуатационным характеристикам.

Что же касается коробок-автомат, то в них используются особые жидкости (типа DEXRON и т.п.). Они также имеют разные эксплуатационные характеристики. В обоих случаях (как применительно к МКПП, так и АКПП) смешивание трансмиссионных  масел категорически запрещено, чтобы избежать поломки АКПП.

 

Что в итоге

Учитывая особые условия работы, в коробках передач используются особые смазки – трансмиссионные жидкости. Тем не менее, в коробках передач старых машин советского производства, а также в некоторых новых отечественных моделях допускается в качестве смазки КПП применять обычное моторное масло.

В новых современных автомобилях рекомендуется использовать предусмотренное и рекомендуемое производителем трансмиссионное масло, для чего нужно внимательно изучить инструкцию по эксплуатации машины.

Во многих случаях можно найти более дешевую замену «родной» смазке с такими же эксплуатационными характеристиками. Однако, учитывая то, что полная или частичная замена масла в КПП делается не так часто, как в двигателе, лучше использовать рекомендованные заводом-производителем оригинальные продукты.

Читайте также

krutimotor.ru

Классификация трансмиссионных масел — DRIVE2

Классификация по SAE

По классификации SAE эти масла разделяются на классы 75W, 80W, 85W, 90, 140 и 250. Буква W означает, что вязкость масла определена при низких температурах. При указанных в таблице минусовых температурах вязкость масел должна удерживаться в пределах 150.000 сантипуазов (сП), кроме этого масло должно удовлетворять определенным минимальным требованиям при 100°С. Для масел других классов SAE предельные характеристики вязкости определены при температуре 100°С.

Класс SAE/ Макс. допустимая тем-ра для вязкости150000 сП / Вязкость cCt / 100 °С мин / макс
75W ________________________ -40______________________ 4,1 / —
80W ________________________ -26______________________ 7,0 / —
85W ________________________ -12 ______________________ 11,0 / —
90 _______________________________________________________ 13,5 / 24,0
140 ______________________________________________________ 24,0 / 41,0
250 ______________________________________________________ 41,0 / —

Классификация по API

Классификация масел для трансмиссий и ведущих мостов зависит от эксплуатационных условий и конструкции трансмиссии. Указателем класса API для трансмиссионных масел является GL (Gear finoilcant) с нумерацией от 1до 5. На практике для автомашин различных типов рекомендуются масла классов GL-1, GL-4 иGL-5.

Классификация АРI не охватывает масел для автоматических трансмиссий, так как у изготовителей трансмиссий имеются к применяемым маслам свои требования, которые раньше могли даже значительно отличаться друг от друга. Ныне ситуация изменилась, и теперь почти все автоматические трансмиссии могут смазываться маслом одного и того же сорта.

Классы по API

GL-1 Трансмиссионное масло, не содержащее противозадирных присадок (присадки ЕР). Применяется в низкоскоростных трансмиссиях, подвергающихся легким нагрузкам и низким поверхностным давлениям.
GL-4 Масло с довольно высокой концентрацией противозадирных присадок, применяемое в ручных трансмиссиях большинства автомашин.
GL-5 Масло с очень высокой концентрацией противозадирных присадок для использования в тяжелых эксплуатационных условиях. Применяется в высокоскоростных гипоидных ведущих мостах большинства современных автомобилей и техники для земляных работ, работающих при высоких температурах и подвергающихся кратковремен ной ударной нагрузке.

КЛАССИФИКАЦИЯ API ТРАНСМИССИОННЫХ МАСЕЛ ПО ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ

GL-1 Цилиндрические, червячные и спирально-конические зубчатые передачи в условиях низких скоростей и нагрузок. Минеральные масла без присадок или с антиокислительными, противоизносными и противопенными присадками без противозадирных компонентов.
GL-2 Червяные передачи, работающие в условиях GL-1, но с более высокими требованиями к антифрикционным свойствам. Могут содержать антифрикционный компонент.
GL-3 Обычные трансмиссии со спирально-коническими шестернями, работающие в умеренно жестких условиях по скоростям и нагрузкам. Обладают лучшими противоизносными и противозадирными свойствами, чем GL-2.
GL-4 Автомобильные трансмиссии с гипоидной передачей, работающие в условиях больших скоростей при малых крутящих моментах и малых скоростей при высоких крутящих моментах. Обязательно наличие высокоэффективных противозадирных присадок.
GL-5 Автомобильные гипоидные передачи, работающие в условиях больших скоростей и малых крутящих моментов, при действии ударных нагрузок на зубья шестерен — при высоких скоростях скольжения. Должны содержать большое количество серофосфоросодержащей противозадирной присадки.
GL-6 Автомобильные гипоидные передачи с повышенным вертикальным смещением осей шестерен, т.е. работающие при повышенных скоростях, ударных нагрузках и высоких крутящих моментах. Содержат большее количество серофосфоросодержащей противозадирной присадки, чем масла GL-5.

Военные спецификации США

MIL-L-2105 А — технические условия на смазочные материалы для коробок передач автомобилей; примерно соответствуют API GL-4.
MIL-L-2105 В — наиболее употребляемые в настоящее время технические условия на трансмиссионные масла для гипоидных передач; могут быть сравнены с API GL-5.
MIL-L-2105 С — действующие с 1976 г. технические условия для всесезонных трансмиссионных масел классов вязкости 75W, 80W/90 и 85W/140. Они превосходят спецификацию MIL-L-2105 В и соответствуют API GL-5.

Спецификации General Motors и Ford

Спецификации фирмы General Motors

Поскольку к трансмиссионным жидкостям для автоматических коробок передач предъявляются особые требования, крупнейшая фирма по производству коробок передач General Motors Co (Дженерал моторс корпорейшн) уже давно разрабатывает отдельные спецификации для автоматических трансмиссионных жидкостей (Automatic Transmission Fluids — ATF).

ATF типа А обозначала тот тип масла, который был пригоден для автоматических коробок передач легковых автомобилей. Маслам, с успехом прошедшим испытания, присваивались квалификационные номера AQ. Квалификационные номера AQ устанавливались по договору с фирмой General Motors бронетанковым исследовательским центром "Amour Research" в виде "Amour Qualification N".

DEXRON (В) — действующие в настоящее время спецификации для жидкостей для автоматических коробок передач фирмы General Motors. Многие изготовители или покупатели подобных коробок передач тоже пользуются этими спецификациями. Допуск фирмой General Motors производится под так называемым номером "В".

DEXRON II (General Motors 6137 М) является новейшей спецификацией жидкостей для автоматических коробок передач. В ней ужесточаются требования, предъявляемые к жидкостям для автоматических трансмиссий. Она включает все предыдущие спецификации, а в целях охраны окружающей среды запрещает применение спермацетового масла в качестве присадки. Жидкости Аллизона: тип С1 и тип С2 заменяются техническими условиями DEXRON II; тип СЗ — MIL-L-2104D.

Спецификации фирмы Ford

Жидкости для автоматических трансмиссий типа F, согласно последним спецификациям фирмы Ford M2C33F и M2C33G, по коэффициенту трения существенно отличаются от жидкостей DEXRON. Фирма Ford отдает предпочтение коэффициенту трения, который увеличивается со снижением скорости скольжения, в то время как фирма General Motors требует снижения коэффициента трения в этом случае. Жидкости для автоматических трансмиссий типа ATF согласно спецификациям фирмы Ford M2C138-CJ и М2С166Н можно частично заменять жидкостями DEXRON II.

Условные обозначения:
AAMA — Ассоциация американских изготовителей автомобилей
АСЕА — Ассоциация европейских изготовителей автомобилей
AFNOR — Французская ассоциация стандартизации нефтепродуктов
AGMA — Американская ассоциация изготовителей передач
ANSI — Американский национальный институт стандартизации
API — Американский институт нефти
ASTM — Американская ассоциация испытаний и материалов
ССМС — Комитет изготовителей автомобилей Общего рынка (заменен АСЕА)
DIN — Немецкие промышленные стандарты
EEC(СЕЕ) — Европейское экономическое сообщество
IP — Институт нефти (Великобритания)
ISO — Международная организация стандартизации
JAMA — Японская ассоциация изготовителей автомобилей
JIS — Японские промышленные стандарты
NLGI — Национальная ассоциация пластичных смазок (США)
SAE — Общество автомобильных инженеров (США)
NMMA — Национальная ассоциация производителей судовых двигателей © mobiloil.ru

www.drive2.ru

Трансмиссионные масла. Маркировка и классификация

Трансмиссионные масла — это масла, которые применяются для смазки таких высоконагруженных узлов автомобиля, как коробка передач и ведущий мост, раздаточная коробка, рулевое управление, с целью уменьшения потерь на трение, отвода тепла от зоны контакта, предохранения деталей трансмиссии от коррозии.

Для обеспечения надежной и длительной работы агрегатов трансмиссий смазочные масла должны:

  • иметь достаточные противозадирные, противоизносные и противопиттинговые, вязкостно-температурные, антипенные свойства
  • обладать высокой антиокислительной стабильностью
  • не оказывать коррозийного воздействия на детали трансмиссии
  • иметь хорошие защитные свойства при контакте с водой
  • обладать достаточной совместимостью с резиновыми уплотнителями
  • иметь хорошую физическую стабильность в условиях длительного хранения

Доля трансмиссионных масел в общем объеме смазочных материалов, потребляемых автомобилем за весь срок эксплуатации, всего лишь 0,3..0,5 %, потому что сроки замены масла составляют 60…150 тыс. км пробега (или, если автомобиль эксплуатируется нерегулярно, через 3…7 лет независимо от пробега).

Несмотря на то, что трансмиссионные масла используются в более легких условиях, чем моторные, они испытывают высокие нагрузки. Давление в зонах контакта цилиндрических, конических и червячных передач может составлять от 500 до 2000 МПа, а гипоидных – до 4000 МПа. Скорость скольжения зубьев относительно друг друга на входе в зацепление изменяется в диапазоне 1.5…12 м/с в конических и цилиндрических передачах, 20…25 м/с в червячных и 15 м/с и более в гипоидных. Рабочая температура масла в агрегатах трансмиссий изменяется от температуры окружающего воздуха до 200 °С, однако в точках контакта зубьев часто возникает кратковременный местный нагрев до 300 °С, а иногда и выше. В результате этого могут происходить усиленный износ, задиры, питтинг (точечное выкрашивание зубьев шестерен) и др.

К маслам, используемым в автоматических коробках передач, предъявляются гораздо более высокие требования по вязкости, антифрикционным, противоизносным и антиокислительным свойствам, чем к применяемым в других агрегатах. Поскольку автоматические коробки включают несколько совершенно разнородных агрегатов (гидротрансформатор, шестеренчатую коробку передач и сложную систему управления), спектр функций масла весьма широк. Такое масло кроме смазки и охлаждения должно передавать крутящий момент.

В основном трансмиссионные масла имеют минеральную (нефтяную) основу. Однако в последнее время появляется все большее количество масел на синтетической и полусинтетической основах. Для придания маслам функциональных и специфических свойств в основу вводят различные присадки: противозадирные, защищающие, антикоррозионные и др.

Самым важным свойством трансмиссионных масел является вязкость, которая обусловливает противоизносные характеристики масла, сопротивление проворачиванию (что особенно важно в зимнее время), потери энергии при передаче мощности. Данный показатель имеет большое значение для обеспечения нормальной работы сальников. Основным сортом трансмиссионного масла для легковых автомобилей российского производства является универсальное масло ТМ-5-18 (более распространенное обозначение ТАД-17И), которое применяется для коробок передач, главной передачи и рулевого управления. Его можно использовать как всесезонное при эксплуатации автомобилей в зоне с умеренным климатом. Данное масло получают смешением остаточного и дистиллятного масла с введением многофункциональной и депрессорной присадки.

Маркировка и классификация трансмиссионных масел

Маркировка масла ТМ-5-18 обозначает:

  • ТМ – трансмиссионное масло
  • 18 – класс вязкости, т.е. при температуре 100 «С данное масло имеет вязкость около 18 сСт
  • 5 – группа масла, которое имеет противозадирные и многофункциональные присадки.

Международная классификация по вязкости SAE делит масла на семь классов: четыре – зимних и три летних. Если масло всесезонное, применяется двойная маркировка, например SAE 80W-90, SAE75W-90 и т. д.

Классификация по эксплуатационным свойствам API предусматривает деление масел на шесть групп GL в зависимости от области применения, которая определяется типом зубчатой передачи, удельными контактными нагрузками в зонах зацепления и рабочей температурой.

Масла GL-4 и GL-5, применяемые для легковых автомобилей, составляют группу так называемых универсальных трансмиссионных масел, которые используются в главных передачах ведущих мостов. Кроме того, их применяют в коробках передачах и раздаточных коробках, хотя для этого не всегда требуются масла, содержащие эффективные противозадирные присадки. Тем не менее, использование одного масла в главной передаче и других агрегатах трансмиссии автомобилей целесообразно, так как сокращается ассортимент применяемых масел и исключается возможность заправки узла маслом неподходящего сорта.

Применяемое в агрегатах трансмиссии автомобилей России масло ТМ-5-18 соответствует по классификации SAE маслу 80W-90, а по классификации API – группе GL-5. Аналогами данного масла являются зарубежные масла, имеющие в соответствии с международной классификацией API маркировку CL-5, например масла «Spirax ND90» (фирма «Shell»), «Mobilube ND90» (фирма «Mobil») и др.

Для автоматических коробок передач применяются масла «Туре F», «Dexron», «Мercon» или по заводской спецификации «Mersedes-Benz», «Toyota» и др. Различаются они в основном фрикционными характеристиками и представляют минеральные масла с хорошей низкотемпературной текучестью. Для того чтобы не перепутать масла, применяемые в автоматических коробках передач, с маслами механических коробок передач, первые окрашивают в красный цвет.

Видео: Трансмиссионное масло. Разновидности. Масло для коробки передач. Как выбрать?

ustroistvo-avtomobilya.ru

Трансмиссионные масла — DRIVE2

Если с моторными маслами более или менее ситуация ясна и широко освещена на просторах интернета, то с трансмиссионными маслами все несколько сложнее. Очень часто люди просто не понимают разницу в допусках этих масел, индексах и применяемости. Попытаюсь немного раскрыть эту тему.

Итак, такое трансмиссионные масла и для чего они нужны? Задача масел в первую очередь — смазывание и защита от износа трущихся деталей. Область применения этих масел — механические трансмиссии и редукторы ведущих мостов. Иногда данные масла могут применяться в некоторых роботизированных коробках передач. В этом случае механизмы разделены на две части: управляющая гидравлика работает на ATF, а сам механизм трансмиссии смазывается непосредственно трансмиссионным маслом.

Классы API GL

Существует пять основных классов трансмиссионных масел. По классификации API GL от 1 до 5. В настоящее время существует шестой класс GL 6, но он так и не прижился в виду своей непопулярности и ненужности. Предлагаю немного разобраться где и для чего используются масла разных классов.
API GL 1 в настоящее время практически не используются.
API GL 2 — так же не распространен и используется в индустриальных механизмах и агрегатах.
API GL 3 — обычные КПП автомобилей и другие узлы и агрегаты, которые подвергаются незначительным нагрузкам, но имеют "капризные" синхронизаторы. КПП в которых очень важна быстрота переключения передач.
API GL 4 — очень распространенный в настоящее время класс трансмиссионных масел. Применяется в высоконагруженных механических коробках передач легковых автомобилей, коммерческой техники и внедорожников. Иногда используется в гипоидных передачах где применены обычные конические редуктора (мосты и дифференциалы). Роботизированных КПП, раздаточных коробках внедорожной техники.
API GL 5 — применяется в высоконагруженных гипоидных передачах, а так же в некоторых КПП в которых конкретно указано применение масел именно этого класса. В этом классе масел максимально возможная концентрация присадок содержащих серо-фосфор, максимальные противозадирные и противоизносные свойства. Масла данного класса выдерживают запредельные нагрузки. Но узел, в котором используется данное масло, по своей металлургии должен быть рассчитан на применение данного класса масла.

ВАЖНОЕ ПРМЕЧАНИЕ В отличии от моторных масел, где более высокий класс по API полностью перекрывает требования предыдущего класса, в трансмиссионных маслах классы не взаимозаменяемы! Просто запомните это и всегда имейте ввиду! Связано это прежде всего с тем, что классы трансмиссионных масел основаны на фактическом количестве серо-фосфор содержащих противозадирных и противоизносных присадок, которые агрессивны к цветным металлам. Если изъясниться более простым языком — при заливке в коробку, которая рассчитана на класс GL 4, масло класса GL 5, вполне вероятно, что через некоторое время КПП выйдет из строя.

Чтобы избежать даже вероятной возможности перепутать классы трансмиссионных масел и залить в узел, не приспособленный к использованию того или иного класса масел, инженеры разработали и внедрили смежный класс трансмиссионных масел.

Смежные классы трансмиссионных масел

Это новое поколение смазочных материалов, которое сочетает в себе требования разных смежных классов, за счет применения пакета современных присадок.
Класс API GL 3+ смежный класс трансмиссионных масел, который одновременно сочетает в себе противозадирные свойства масел класса GL 4, но при этом, не агрессивен ко всем конструкционным материалам узла.
Классы GL 4+ (GL4/5) свежий класс трансмиссионных масел. Этот класс появился благодаря тому, что некоторые автопроизводители (преимущественно VAG) в свое время производили коробку передач совмещенную с гипоидной передачей в одном корпусе. В этих узлах использовались две разделенные между собой ванны, в которых были залиты масла разных классов. Со временем, сальники между ваннами изнашивались, что приводило к смешиванию двух совершенно несовместимых масел. Именно исходя из данной проблемы, учеными был разработан новый класс масел, который удовлетворяет двум различным классам требований. Сочетать несочетаемое удалась и благодаря современным технологиям был создан данный класс смазочных материалов. То есть это универсальный класс масел, которые могут использоваться и в КПП и в ведущих передачах одновременно, если производитель не указал обратное, что довольно удобно.

Азиатские производители смазочных материалов используют маркировку GL4/5, в отличии от европейских производителей, которые применяют обозначение GL4+. По своей сути это один и тот же класс. Некоторые обыватели, ошибочно полагают, что это разные классы, но по факту это один и тот же класс, но с разным обозначением.

Особняком стоит класс масел с индексом LS для редукторов с дисковыми самоблокирующимися дифференциалами. О нем стоит упомянуть отдельно. В автомобилях с самоблоками использование обычного масла с допуском GL 5 не допустимо, так как возможно засаливание пакета фрикционов и как следствие не правильная работа узла, вплоть до того, что можно попасть в серьезное ДТП. Эти узлы требуют применения масла со специальным пакетом присадок.

В настоящее время более всего распространены следующие виды трансмиссионных масел:

Для МКПП:

GL 3+ 75W-80 используется в МКПП многих автомобилей HONDA, BMW и т.д.
GL 4 85W-90 летнее трансмиссионное масло с очень широким кругом применения. Используется в большинстве механических трансмиссий не предъявляющих каких то специфических требований к смазочным материалам. Замечательно подходит для большинства отечественных автомобилей предыдущих поколений.
GL 5 75W-90 очень специфическое масло, которое имеет нехарактерный для механических трансмиссий класс. Применяется преимущественно в автомобилях французского производства — Peugeot/Citroen и ограниченный ряд некоторых моделей Renault с коробками PSA.

Универсальное трансмиссионное масло:

GL 4+(GL 4/5) 75W-90 Одно из самых универсальных масел. Применяется в МКПП переднеприводных автомобилей объединенных с главной передачей. Используется в очень широком диапазоне автомобилей. Так же применяется в трансмиссиях коммерческого и внедорожного транспорта в качестве универсального всесезонного масла.

Масло для редукторов ведущих мостов:

GL 5 75W-90 всесезонное трансмиссионное масло для большинства регионов России.
GL 5 80W-90 всесезонное трансмиссионное масло. Один из самых распространенных классов, применяется на очень широком спектре современных автомобилей и автомобилях предыдущих поколений.
GL 5 85W-90 летнее трансмиссионное масло.

Масла для самоблокирующихся дифференциалов:

GL 5LS 75W-140 в этом классе масел совмещен очень широкий диапазон рабочих температур от минимальных, до самых максимально возможных. При этом данное масло предусматривает возможность работы с самоблокирующимися дифференциалами. Стоит заметить, что в большинстве автомобилей BMW предыдущих поколений, ввиду большой нагрузки на механизм. требовалось применять масло данного класса с индексом LS в ведущих редукторах.
GL 5LS 85W-90 очень распространенное трансмиссионное масло для большинства автомобилей корпорации GM.

www.drive2.ru

Вязкость трансмиссионных масел — DRIVE2

Вязкость — одна из основных характеристик трансмиссионного масла, отвечающая за долгую и правильную работу узла

Трансмиссионные масла обладают рядом свойств, но вязкость – одна из главных характеристик. Ведь именно от показателей вязкости зависит слаженная работа всех деталей трансмиссии. В инструкции к автомобилю всегда есть сведения о том, какая вязкость масла лучше всего подойдет для КПП.

Каким должно быть трансмиссионное масло?

Трансмиссионное масло подвергается высокому давлению, работает при высокой скорости скольжения и при разной температуре. Поэтому качество трансмиссионной жидкости оценивается согласно жестким требованиям.

Трансмиссионное масло, прежде всего, должно хорошо смазывать детали трансмиссии и, тем самым, продлевать срок их службы. Противозадирные и противоизносные свойства масла не дадут деталям разрушиться раньше времени, антикоррозионные свойства сохранят их от коррозии, а способность отталкивать воду – от ржавчины. Кроме того, трансмиссионная жидкость не должна разрушать резиновые детали системы. Масло также не должно окисляться, менять свои свойства при перепадах температуры.

Также жидкость для трансмиссий помогает снизить ударные нагрузки на детали, отвести лишнее тепло, созданное при трении, а также снизить энергозатраты.

На что влияет вязкость?

Именно оптимальная вязкость масла влияет на его способность бесперебойно смазывать как поверхность механизмов, так и места соединения деталей между собой. В частности, такие характеристики трансмиссии, как скорость скольжения и нагрузки на зубья, определяют, масло какой вязкости нужно применить. Ведь при увеличении вязкости, смазывающие свойства масла могут ухудшиться.

Также вязкость влияет на срок службы деталей – масло с нужной вязкостью существенно продлевает их жизнь.

Масло с нужными показателями вязкости обеспечивает возможность автомобиля трогаться с места в условиях низкой температуры воздуха, способно уменьшить гидравлические потери, а также повысить КПД трансмиссии и уменьшить расход топлива.

Если характеристики вязкости масла не подходят автомобилю, то возможны поломки деталей коробки передач и сцепления.

Классы вязкости по SAE

Безусловно, вязкость масла напрямую зависит от температуры. Так называемые вязкостно-температурные свойства трансмиссионных жидкостей определяют по классификации SAE J 300 DEC 95. Нормативы этой классификации были разработаны Американским обществом автомобильных инженеров и именно их придерживаются многие мировые марки.

Вязкость масла, согласно этой классификации, определяют в условных единицах, их называют «степени вязкости».

Разделение масла на классы по SAE основано на показателях вязкости в условиях низких и высоких температур. При выборе масла нужно учитывать, в каких условиях используется автомобиль и какая самая высокая и самая низкая температура будет за бортом.

Что означают степени вязкости?

Жидкости для трансмиссий разделены на зимние и летние.

Маркировки зимних классов — 70W, 75W, 80W, 85W. Буква W означает «зима» (winter). Чем меньше цифра, тем жидкость температурно стабильней, то есть сохраняет оптимальную вязкость при низкой температуре. К примеру, для масла 70W максимальная температура, при которой жидкость не теряет своих свойств, -50°С, а для масла 75W – уже -40°С.

Летние классы обозначаются числами 80, 85, 90, 140 и 250. Чем больше показатель, тем при более высокой температуре жидкость сохранит свои вязкостные свойства.

Все большую популярность набирают всесезонные масла. Их обозначают двойной маркировкой. К примеру — SAE 80W-90, SAE 75W-90.

Свойства масла определяются лабораторно – просчитывается предел нормальной вязкости при 100°С и определяется минусовая температура, при воздействии которой динамическая вязкость не превышает показателя 150 000 сантипуазов (сП). Пределы нормального состояния масла важны, так как при изменении вязкости начинают разрушаться детали трансмиссии.

Можно ли смешивать?

Смешивать масла разных по SAE не рекомендуется. Нарушится баланс вязкости, который определил производитель, и гарантии того, что трансмиссия будет работать исправно, никто не даст. Перед заливкой нового масла детали трансмиссии стоит промыть.

Полезно? Лайкаем и делимся со своими подписчиками!

www.drive2.ru

Как правильно выбрать трансмиссионное масло — DRIVE2

Название не означает, что любой агрегат, относящийся к автомобильной трансмиссии, смазывается именно трансмиссионным маслом. У большинства переднеприводных легковых машин в коробку передач, совмещенную с главной передачей, изготовители предписывают заливать моторное масло. Шестерни в таких агрегатах только цилиндрические, поэтому опасность задиров невелика. Для автоматических коробок не годится ни трансмиссионное, ни моторное масла. Эти устройства специфичны, для их работы требуется маловязкая жидкость, которую в международной практике принято называть ATF (Automatic Transmission Fluid). Что же касается обычных легковых и грузовых автомобилей с классической компоновкой, а также полноприводных и некоторых переднеприводных, то в их агрегатах используются исключителено трансмиссионные масла.

«Синтетика» или «минералка» относительно шестерен коробки, в принципе, большой разницы не имеет с экономической точки зрения — «минералка» выгоднее.

При выборе масла для узлов трансмиссии обычно ориентируются на два критерия:

удельные нагрузки, действующие в механизме;
скорости относительного скольжения.
В зависимости от этого подбирают масла, различающиеся вязкостью и количеством присадок, в первую очередь противозадирных. Последние, как правило, содержат сернистые соединения, вызывающие в критических режимах химические изменения (модификацию) металла. Поверхностный слой материала не вырывается, образуя задиры, а превращается в тонкую пленку, которая впоследствии становится продуктом износа. Несмотря на то, что металл при этом химически «разъедается», общий износ в тяжелых условиях работы оказывается меньше.

Есть в этих рассуждениях маленькая оговорка: химическая модификация позволяет снизить износ у стали или чугуна. Цветные металлы, из которых изготавливают синхронизаторы, плохо уживаются с сернистыми соединениями и в их присутствии изнашиваются, как правило, быстрее.

Сегодня в легковых автомобилях применяются трансмиссионные масла двух групп: GL-4 и GL-5 по зарубежной классификации или ТМ-4 и ТМ-5 — по отечественной.

GL-4 по классификации API годится для коробок переднеприводных вазовских моделей, GL-5 — для всех остальных отечественных авто. Встречается и универсальное масло — GL-4/5.

Тип масла для иномарок легко уточнить по каталогу или в руководстве по эксплуатации.

Вопреки расхожему мнению о том, что масла класса GL-5 выше качеством, чем масла класса GL-4, это не так.

Данные классы просто разные — нельзя сказать, что один из них хуже или лучше. Например, использование масла класса API GL-5 в КПП ВАЗ 2109 может оказаться губительным для синхронизаторов, в то время как масло класса API GL-4 рекомевдовано ВАЗом для применения в таких КПП.

«Трансмиссионки» типа GL-5 можно разбить на три подгруппы:

SAE 85W90 — минеральное «Норси», «Рексол ТМ-5-18», «Лукойл ТМ-5-18».
SAE 80W90 — «минералка», но менее густая «Спектрол-Форвард», «Велс ТМ», Mobil Mobilube HD, Texaco Geartex EP-C.
«полусинтетика» и «синтетика» (класс по SAE 75W-90). Отечественные производители уступили эту нишу зарубежной продукции: ВР Energear SGX, Teboil EP, Motulgear и пр.

Хорошо известное нескольким поколениям автолюбителей трансмиссионное масло ТАД-17И ныне ушло в прошлое — его сменил аналог ТМ5-18. Емкости со старой маркировкой «перележали» на складе или подделка.

Но выбор по уровню эксплуатационных свойств — это еще не все. Надо определяться также и с вязкостью приобретаемого смазочного материала. Здесь применимы следующие рассуждения.

Масла, вязкость которых при 100°С не ниже 24 мм2/с, т. е. класса «140» по SAE (а уж тем более «250»), предпочтительны лишь для жаркого южного климата. В зоне умеренных температур лучше ориентироваться на класс «90». А так как рациональнее использовать «всесезонное» масло, то речь может идти о сортах с индексами 75W-90, 80W-90 и 85W-90. Последнее не очень подходит для сколько-нибудь суровой зимы. Масло класса 80W-90 по SAE достаточно универсально, a 75W-90 позволяет не испытывать трудностей даже в пору самых крепких морозов.

Использование трансмиссионных масел отечественного производства (а подавляющее большинство из них классифицируются по API GL-5) приводит к быстрому износу синхронизаторов. Поэтому в КПП переднеприводных автомобилей марки ВАЗ рекомендуется применять трансмиссионные масла класса API GL-4 либо API GL-4/5 с вязкостью SAE 75W-80, SAE 80W-85, SAE 80W-90. Наше масло GL-4 найти довольно трудно, чаще всего это недешевые синтетические или полусинтетически, масла импортного производства, однако их применение позволяет значительно продлить срок службы КПП вашего автомобиля.

Не следует «кормить» указанные механизмы маслами с высокой вязкостью — моторными 5W-50 (10W-50 и т. п.) или трансмиссионными 85W-90. Чем больше ее значение, тем прочнее масляная пленка, но хуже доступ масла к деталям коробки передач. Слишком высокое значение вязкости затрудняет работу синхронизаторов, ведь лишнее масло они должны постоянно выдавливать «из-под себя». Моторные 15W40 (10W40) или трансмиссионные 75W-80 окажутся впору. Рекомендованное ВАЗом ТМ-4-12 (SAE 80W-85) — совсем хорошо, лишь бы не поддельное. И хотя для переднеприводных ВАЗов сейчас рекомендованы несколько трансмиссионных масел, допускается применять и моторные.

В 1996 г. для коробок передач «самар» разработали специальное масло — «Рексол Т» SAE 80W-85 API GL-4 (ТУ 38.301-41-164-96).

В 1998-м получило допуск еще одно масло, отвечающее ТТМ ВАЗа, — «Лукойл ТМ-4» SAE 80W-85 (ТУ 38.301-29-90-970).

По вязкостным свойствам допустимый диапазон применения: для 75W-80 — от -40 до +25°С, для 80W-85 — от -30 до+35°С, для 80W-90 — от-30 до+45°С.

Выход на рынок новых масел почти совпал с появлением коробки передач ВАЗ-2110, устанавливаемой сегодня и на «девятки». Теперь есть и минимальный свод требований, которым должно удовлетворять масло для коробок переднеприводных автомобилей.

Универсальные трансмиссионные масла (ТТМ 1.97.0729-98)
Диапазоны применения трансмиссионных масел
Минимальная температура обеспечения смазки узлов, °С Класс по SAE Максимальная температура окружающей среды, °С
-40 75W-80 35
-40 75W-90 35
-26 80W-85 35
-26 80W-90 35
-12 85W-90 45

www.drive2.ru

Трансмиссионные масла - это... Что такое Трансмиссионные масла?

Трансмиссионное масло ТМ 5-18 (SAE 85W90 API GL5)

Трансмиссио́нные масла́ — смазочные масла, применяемые для смазки коробок перемены передач, раздаточных коробок, главных передач ведущих мостов, рулевых механизмов,[1] а также зубчатых и цепных передач (редукторов) всех видов.

Получают чаще всего на основе экстрактов от селективной очистки остаточных нефтяных масел с добавлением дистиллятных масел и присадок (противоизносных, противозадирных, главным образом содержащих фосфор, хлор, серу, дисульфид молибдена).

До появления автомобилей с высоконагруженными трансмиссиями применялся нигрол.

Вязкость 6—20 мм²/с при 100 oС. Открытые зубчатые передачи смазывают особо вязкими (50—500 мм²/с при 100 oС) остаточными маслами с присадками.

Для смазывания ведущих мостов с гипоидной передачей применяют гипоидные масла (содержат присадки, вступающие с материалом в химическую реакцию с образованием соединений, выполняющих функцию противозадирных покрытий). Применение непредназначенных для гипоидных передач масел недопустимо (главная передача очень быстро выйдет из строя).

Маркировка трансмиссионных масел

В СССР применялась следующая маркировка:

Т — масло трансмиссионное
А — автомобильное
Д — долгоработающее
С — масло получено из сернистых нефтей
п — масло содержит присадку
к — для автомобилей КАМАЗ
и — применяются импортные присадки

Цифра показывает кинематическую вязкость масла при 100 °C в сантистоксах (мм2/с)

Для ведущих мостов (кроме гипоидных), коробок передач, раздаточных коробок и рулевого управления:

  • ТСп-14,5
  • ТСП-14
  • ТАп-15В
  • ТСп-15К

Для гипоидных передач грузовых автомобилей (ГАЗ-52, ГАЗ-53, ГАЗ-66 и их модификации)

Для ведущих гипоидных мостов, коробок передач и рулевого управления легковых автомобилей (ВАЗ, АЗЛК, автомобили «Волга» и др.)

С 1990-х годов применяется обозначение вязкости масел по SAE (например SAE 85W90), по API GL — пригодность масел по нагруженности.

  • API GL1, API GL2, API GL3 — для негипоидных главных передач
  • API GL4 — для гипоидных главных передач грузовых автомобилей
  • API GL5, API GL6 — для гипоидных главных передач легковых автомобилей

Примечания

  1. В реечные рулевые механизмы закладывается консистентная смазка.
  • Перед заливкой масла в агрегат нужно читать инструкцию по эксплуатации.

Литература

  • Химический Энциклопедический Словарь. Гл. ред. И. Л. Кнунянц. — М.: Советская энциклопедия, 1983. — 792 с.
  • Краткий автомобильный справочник. Государственный научно-исследовательский институт автомобильноготранспорта НИИАТ. М.: издательство «Транспорт», 1983.

Ссылки

dic.academic.ru

Трансмиссионное масло 75W90: описание, характеристики, рейтинг лучших

Масла, предназначенные для использования в МКПП, раздаточных коробках и ведущих мостах, называют, трансмиссионными. Трансмиссионное и моторное масла имеют похожую классификацию. Для ТМ основными свойствами являются: вязкостные характеристики, эксплуатационные и антикоррозионные свойства, а также смазывающая и термоокислительная способность.

Обзор лучших трансмиссионных масел 75W90

Обзор трансмиссионного масла 75W-90

О масле 75W90 узнаем:

Трансмиссионное масло, так же как и моторное, имеет свою маркировку, которую тоже нужно уметь правильно расшифровывать. На этикетке с маслом присутствует классификация SAE и API, на некоторых есть классификатор ZF или спецификация MIL, а также могут быть допуски отдельных автопроизводителей.

Все современные трансмиссионные масла должны соответствовать классификации по международному стандарту SAE J306. 75w90 наиболее часто применяемая степень вязкости среди трансмиссионных жидкостей.

Значение вязкостных характеристик 75w и 90

Согласно SAE ТМ разделяются на виды и, соответственно, на их назначение в зависимости от вязкости. Поскольку речь будет идти о трансмиссионном масле 75W-90, то разберемся прежде всего именно с его характеристиками.

75W – данный показатель известен, как «зимний», показывает степень текучести при отрицательных температурах. Чем ниже значение перед буквой «w», тем трансмиссионка более текуча на морозе. Для данного вида масла порог должен составлять при -40 °C.

Второй показатель диапазона вязкости – 90, его еще называют «летний», свидетельствует о максимально переносимой плюсовой температуре наружного воздуха при температуре 100 градусов Цельсия. Сам по себе параметр также не отражает истинного значения, просто нужно знать, что по справочным данным, этот порог составит до +35 °С.

Казалось бы, почему именно масло 75W90 является наиболее приемлемым для наших широт, почему не создать универсальное с еще более широком температурным спектром? Но не все так просто. Защита от трения между поверхностями шестерней напрямую зависит от смазывающей способности трансмиссионного масла. Хотя этот показатель с увеличения вязкости значительно улучшается, вступает в силу закон сопротивления, возрастают потери мощности трансмиссии, через трату энергии на выдавливание его из под зубьев шестерни. А еще, вязкое масло очень густеет на морозе. Менее вязкое, при минусовых температурах, себя чувствует хорошо, но имеет менее прочную защитную пленку и худшее смазывающее свойство. Для сбалансирования этих двух показателей также используются специальные пакеты присадок.

В зоне умеренных температур, лучше ориентироваться на класс вязкости «90», а вот «140», то есть ТМ, вязкость которого при 100°С не ниже 24 мм2/с, может быть предпочтительным для жаркого южного климата или сильных нагрузках с высокими скоростями.

Жидкость для трансмиссии должна выполнять такие функции:

  • исключать трение, заедания, задиры, питтинг (глубокую коррозию металла) и других повреждений;
  • снижать потерю энергии и повышать КПД;
  • отводить тепло от поверхностей трения;
  • снижать шум и вибрации при работе шестерен.

Поэтому ТМ 75W90 от разных производителей, конечно же, несколько отличается своими свойствам, и, естественно, своим ценником. К тому же, трансмиссионное масло 75W90 зачастую является синтетическим, хотя в некоторых случаях, ряд производителей может указывать на его этикетке как полусинтетику. Но на самом деле от синтетики оно отличается лишь содержанием синтетического вещества 20% — 40% и количеством присадки от 2 до 15%.

Кроме того, что данные жидкости классифицируются по системе SAE, существует разделение трансмиссионных масел и по системе API с индексом «GL» (в русском варианте — индекс «ТМ»).

Трансмиссионное масло 75w90

Эксплуатационные свойства ТМ

Классификация API показывает комплексную оценку трансмиссионки в зависимости от эксплуатационных свойств и делится на шесть категорий. Категории помечаются индексом, что дает возможность понять область применения и уровень качества продукта. В трансмиссии легковых автомобилях, на сегодняшний день, применяются жидкости только двух групп – GL-4 и GL-5 (ТМ-4, ТМ-5 по отечественной классификации).

GL-4 (или ТМ-4) — предназначено для средне нагруженных передач. Используется в МКПП и механизмах со спирально-коническими передачами. Эксплуатация таких масел может осуществляться в трансмиссионных передачах гипоидного типа при значительных скоростях, но небольших или умеренных крутящих моментах.

GL-5 (или ТМ-5) – применяется для сильно нагруженных передач. Эксплуатация масла с таким стандартом осуществляется в гипоидных передач при малых крутящих моментах в сочетании с высокими скоростями, подвергающиеся кратковременной ударной нагрузке. В таком масле содержится большое количество серо-фосфорсодержащей противозадирной присадки.

Так же очень распространенное масло 75W90 с маркировкой — GL-4/5, присутствие двух индексов указывает на применение в разных условиях нагрузки и разного типа механизмов.

Спецификация MIL

Кроме классификации по API, часто используется американская спецификация MIL. Для 75W90 это MIL-L 2105 A, B или C. Подтверждает соответствие с техническими условиями всесезонных трансмиссионных масел, аналог API GL-4 или GL-5.

Классификатор качества трансмиссионных масел по ZF

Также на канистре с маслом 75W-90 можно увидеть классификатор Z, — это система классификации для всех видов автотранспортных передач. Обозначение производится буквами и цифрами от ZF TE-ML 01 до ZF TE-ML 14.

Чем отличаются масла GL-4 от GL-5 75W-90?

Как уже оговаривалось чуть выше, назначение масел ТМ GL-4 (согласно ГОСТ 17479.2–85) — для работы в трансмиссии с конической и гипоидной видами передач, работающих при контактных напряжениях до 3000 МПа и температуре масла до 150 °C. По большому счету, это коробки передач переднеприводных автомобилей. API GL-5обеспечивает надежную работу гипоидной передачи, работающей с ударными нагрузками при напряжениях выше 3000 МПа. Применяется в КПП с гипоидными коническими шестернями и для главной передачи с карданным приводом в ведущих мостах (с дифференциалом повышенного трения LSD). Такая трансмиссионная жидкость обеспечивает лучшую защиту в условиях высоких нагрузок и давлений.

Ошибки при выборе ТМ 75W90 и разница между GL 4 и GL 5.

Ключевой особенностью является то, что в маслах 75W90 API GL-4 в два раза меньше серо-фосфорных присадок нежели в аналогичных, только классом выше. Такие присадки создают специальное защитное покрытие на деталях, предостерегающее от износа, однако данное вещество является даже прочнее, чем поверхность деталей из меди или других мягких сплавов. Поэтому применения ТМ не по назначению грозят износом поверхности элемента, сделанного из мягкого металла. Так что, в тех КПП, где нужно применять 75W90 GL-4, а заливается GL-5, наблюдается быстрое появление медной стружки, поскольку синхронизаторы сделаны из меди, и серо-фосфорная присадка их убивает.

Переход с GL-4 на GL-5 и обратно недопустим: это разные масла с разными свойствами и назначением.

Рейтинг лучших трансмиссионных масел с вязкостью 75W90

Чтобы построить рейтинг лучших масел, нужно ориентироваться среди таких показателей:

  • Вязкость. Масло должно сохранять оптимальную вязкость как при низкой температуре, так сохранять свои вяжущие свойства при высокой температуре;
  • Температурные характеристики. Каждая жидкость имеет свою температуру застывания и воспламенения, ТМ должно обладать самым большим разрывом между этими показателями;
  • Критическая нагрузка. Чем выше эта цифра, тем качественней продукт;
  • Индекс задира. К сожалению, норм по этому индексу нет, но чем выше данное значение, тем лучше ТМ;
  • Нагрузка сваривания. Согласно ГОСТу, такое значение должно быть не ниже 3 000 H;
  • Показатель износа. Такой критерий определяется лишь для масла класса GL-5, он должен быть меньше 0,4 мм.
ТОП самых лучших трансмиссионных масел не учитывает их стоимость, а приведен на основе отзывов и сравнительных тестов.

По многим параметрам трансмиссионное масло Motul Gear 300 75W90 занимает первое место среди всех испытуемых. Данная трансмиссионка имеет самые высокие показатели защиты от задиров (индекс составляет 60,1), сваривания, стабильности масляной пленки без утраты мощности двигателя, средним показателем износа (0,75 мм). Хотя вязкостными характеристиками (особенно при минусовых температурах) похвастаться и не может.

Температурный тест трансмиссионных масел 75W90

Второе и третье места занимают трансмиссионные жидкости от Castrol (Syntrans) и Mobil (Mobilube). Масло Castrol Syntrans Transaxle 75W-90 GL-4 используется в коробках передач, в раздаточных коробках и ведущих мостах. Оно имеет хорошую низкотемпературную текучесть, но по сравнению с Мобилом, индекс задира достаточно велик, как для жидкости такого класса, а вот уровень износа даже лучше чем у Мотуля (59,4).

ТМ Mobil Mobilube можно поставить на третье место, поскольку оно имеет неплохие результаты испытаний на уровень защиты и износа при высоких нагрузках, поэтому обеспечивает низкие потери на трение при рабочих температурах. Но, к сожалению, имеет недостаточный индекс вязкости при минусовой температуре.

Четвертый результат при тестировании трансмиссионного масла показало масло Total Transmission SYN FE 75W-90. Отзывы про эту жидкость также неплохие, хотя, поскольку оно является универсальным — имеет API GL-4/GL-5, оно будет подходить не для всех коробок передач. Данное ТМ имеет уровень задира равный 58,8, что даже лучше, чем у лидера рейтинга трансмиссионных масел 75W90. Но оно не может похвастаться уровнем износа и хорошей вязкостью при низкотемпературном тесте.

Полусинтетическое трансмиссионное масло LIQUI MOLY Hypoid-Getriebeoil TDL 75W-90 GL-4/5, так же себя неплохо показывает в тестах, особенно выделилось при испытании в минус 40, его текучесть при такой низкой температуре без проблем позволит работать коробке и редукторам. Вместе с тем, другие важные показатели на среднем уровне.

Синтетическое масло ZIC G-F TOP 75W-90 в данный рейтинг не включаем, поскольку очень мало данных по его показателям износа и задира, хотя температурный тест проходит на отлично. Это трансмиссионное масло можно применять в МКПП (в том числе с синхронизированными трансмиссиями) и ведущих мостах. По отзывам автовладельцев, значительно снижает шумность трансмиссии, выдерживает экстремальные нагрузки и практически не имеет недостатков.

Также нельзя не уделить внимание маслу Transyn 75W-90 API GL 3/4/5 от производителя Eurol, поскольку, глядя на отсутствие реальных температурных тестов и очень высокого уровня износа — 0,94, имеет неплохой уровень задира — 58,5 и большую популярность среди автолюбителей.

Как видите, ассортимент трансмиссионных масел 75W90 на рынке достаточно велик и всегда есть что выбрать для своих потребностей и доступной цены. Но помните, что подбирать нужно не потому, что сосед посоветовал, а исходя из потребностей трансмиссии вашего авто и характеристикам самой трансмиссионной жидкости.

Автор: Иван Матиешин

Спрашивайте в комментариях. Ответим обязательно!

etlib.ru


Смотрите также