Кудалык что это такое


Кудалык — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Свадебные обряды киргизов (казахов), вторая половина XIX века

Кудалы́к (каз. құдалық, кирг. кудачылык, туркм. gudaçylyk, узб. sovchilik) — национальный обряд сватовства у казахов[1], а также у ногайцев[2], узбеков[3], туркмен[4] и киргизов. Самая ответственная и престижная часть свадебного обряда[5].

В ходе кудалыка родители, родственники или опекуны малолетних или даже находящихся в утробе матери детей договариваются об условиях заключения брака в будущем[6][7][8]. В советской Туркмении совершение кудалыка наказывалось лишением свободы до одного года[9].

Кудалык является важным обрядом, начальным этапом свадебных ритуалов у казахов[10]. Существует несколько видов кудалыка[11]:

  • Бель куда (каз. бел құда) — договор между знакомыми о том, что если с одной стороны родится дочка, а с другой — сын, то в будущем между ними будет заключён брак.
  • Бесик куда (каз. бесік құда) — сватание новорождённых детей. Особенность этого вида кудалыка в том, что размер калыма сравнительно мал и он выплачивается постепенно.
  • Карсы куда (каз. қарсы құда) — соглашение между сватами об обмене дочерьми в качестве невест для сыновей, существовавшая до устновления советской власти[12]. Такое имело место, если сторона жениха не могла выплатить калым.

Хотя в казахских свадьбах могут участвовать представители других народов, даже городские казахи проводят обряд кудалык только в своей среде[13]. Заранее договорившись о размере калыма, отец жениха или его представитель вместе с несколькими спутниками прибывают в гости к родителям будущей невесты. После угощения кумысом или чаем, хозяин дома спрашивает, прикажет ли он резать барана? Положительный ответ показывает решительное намерение породниться. В прошлом отцу жениха дарили табун лошадей, верблюдов, различные одежды и верховую лошадь. Для прочих членов делегации дарились подарки соразмерно их значению и отношению к ним (каз. киіт). После этого сторона жениха начинает пригонять калым в виде скота[14]. В современном Казахстане считается нежелательным увеличивать количество гостей со стороны жениха, ибо это влечёт значительные материальные затраты[15]. Глава делегации со стороны жениха называется бас куда́ (каз. бас құда), а остальные жанама́ куда (каз. жанама құда). По приходу в дом невесты бас куда вешал плётку на почётном месте дома. Если не удавалось договориться о женитьбе, плеть возвращалась хозяину (каз. қамшы қайтару). Для гостей готовилось специальное блюдо куйры́к-бауы́р (каз. құйрық-бауыр, курдюк и печень барана), которое символизировало закрепление договорённостей между сторонами[16].

  1. Козыб̈аев М. К. Казахская советская энциклопедия: Казахская Советская Социалистическая Республика: энциклопедический справочник. — Глав. ред. Казахской сов. энциклопедии, 1981. — С. 178. — 702 с.
  2. Гаджиева С. Ш. Очерки истории семьи и брака у ногайцев, XIX-начало XX в. — Наука, 1979. — С. 76. — 173 с.
  3. ↑ Советская этнография, Выпуски 1-6. — Изд-во Академии наук СССР, 1969. — С. 82.
  4. Толстов С. П. История, археология и этнография Средней Азии / ред. Виноградов А. В.. — Наука, 1968. — С. 325. — 367 с.
  5. В. И. Матющенко, Б. В. Мельников, Б. В. Мельников. Этническая история тюркских народов Сибири и сопредельных территорий: По данным этнографии и языкознания. — ОМГУ, 1992. — С. 8.
  6. ↑ Общественные науки, Объемы 15—17. — Министерство высшего и среднего образования КазССР, 1970. — С. 187.
  7. Институт истории им. Ш. Батырова. Пятьдесят победных лет / Ага Каррыев. — Ылым, 1974. — С. 164. — 308 с.
  8. ↑ Советское право: журнал Института Советского Права. — Государственное изд-во, 1927. — С. 138.
  9. Пальванова Б. П. Октябрь и женщины Туркменистана. — Турменистан, 1967. — 292 с. — P. 152.
  10. ↑ Галимова А. К., 2003, с. 67.
  11. Досымбек Қатран. Свадебные традиции казахов: прошлое и настоящее (казах.) = Қазақтың үйлену салты: өткені мен бүгіні жайлы. — 17 февраля 2010.
  12. Жандосов Ж. К., Степанян Ц. А. Общее и особенное в процессе перехода к социализму. — Казахстан, 1978. — С. 61. — 336 с.
  13. Томилов Н. А. Региональные проблемы межнациональных отношений в России: материалы всероссийской конференции. — Издательско-полиграфический комплекс Омич, 1993. — С. 25. — 330 с.
  14. ↑ Ученыя записки, издаваемыя Императорскимъ Казанскимъ университетомъ. — Казань: Императорскій Казанскій университет, 1861. — Т. 1. — С. 148.
  15. ↑ Галимова А. К., 2003, с. 27.
  16. Сейіт Кенжеахметұлы. Быт и культура казахского народа = Қазақ халқының тұрмысы мен мәдениеті. — 2. — Алматыкітап, 2006. — 381 с. — ISBN 9789965247514.

ru.wikipedia.org

ҚҰДАЛЫҚ. КАК КАЗАХИ ВСТРЕЧАЮТ СВАТОВ? - Природа Казахстана,казахские обычаи и традиции,Астана,Номады,Инвестиции в Казахстане

Кочевники считали, что в жизни невозможно предопределить три вещи: с кем будет заключен супружеский брак, пол будущего ребенка и время смерти. Каждому из этих этапов соответствовали специальные обряды, содержащие в себе магические элементы. Настало время рассказать о том, почему для казахов так важен выбор спутников жизни и как происходит сватовство.

Одинокий бессемейный человек в среде кочевников вызывал негативное отношение, он как бы олицетворял собой отсутствие Божьей милости, убогость. Таких сторонились. Например, вдов не приглашали на праздник, связанный с рождением малыша, чтобы их одиночество не спроецировалось в будущем на ребенка.

Создание новой семьи было важным этапом в жизни рода, к этому готовились заранее, родители подыскивали сыну достойную пару. Право наследования у казахов шло по отцовской линии.

Обряд сватовства по-казахски называется құдалық. Если семьи договаривались о браке еще не рожденных детей, то таких сватов называли «БЕЛ ҚҰДА». Когда родители соглашались на союз мальчика и девочки, уже лежащих в колыбели, то таких сватов именовали  «БЕСІК ҚҰДА».

Құдалық был по сути целым институтом, обряд мог длится годами — пока подрастают будущие новобрачные. Но жизнь современных казахов подчинена иному ритму. Переговорщиков нынче никто на чужую сторону не засылает. Предложение руки и сердце от жениха передают сразу сваты — құдалар.

Выбор сватов - это тоже специальный ритуал. Их список обсуждают всей семьей, это важное событие и важная миссия, все относятся ответственно к церемонии сватовства. С обеих сторон делегацию возглавляют самые старшие в семейно-родственной группе, которых именуют «БАС ҚҰДА».

Раньше главный из сватов «бас құда», заходя в дом невесты, вешал камчу на почетном месте. Если не удавалось договориться о женитьбе, плеть возвращалась хозяину (казахи это называли - қамшы қайтару).

Желательно чтобы среди сватов были авторитетные люди, так как в доме невесты могут возникнуть серьезные споры , по-казахски называется «Жанжал». Эти люди  должны преодолеть все трудности. Это, как  правило, опытные, уважаемые люди, прекрасные собеседники, которые могут уладить спор.

Обычно стараются, чтобы среди сватов были знакомые стороне невесты люди: сокурсники, односельчане или из одной родо-племенной принадлежности. Тогда вообще ситуация изменяется, легче разговаривать.

В миссию сватов входит не только склонить родителей невесты к браку, но и вручить традиционные подарки. Во время кудалыка стороны  договариваются о дате ответного визита родственников невесты, о том, сколько приедет сватов, когда и где пройдут свадебные тои и об условном калыме.

Сам выкуп являлся своего рода материальной ответственностью, выплачиваемой гарантией соединения, брака двух молодых, и его прочности. Вообще, это слово «қалыңдық мал». То есть скот, выплачиваемый за невесту.  Раньше, в советские времена, его называли по-русски «калым». Это неверное понятие - будто казахи продавали своих дочерей за скот. На самом деле, выкуп-то возвращался с приданым. Он был одним из видов обмена подарками у казахов.

У казахов если за невесту дают плату, то родители невесты еще больше обратно возвращают. То есть этот выкуп как бы показывает состоятельность жениха в качестве будущего главы нового хозяйства.

Тем временем на кухне готовится и украшается «құйрык бауыр», сваренная печень с курдючным салом, разрезанные на маленькие полосы или пластины. Согласие или одобрение сватовства стороной невесты выражается в преподношении гостям этого ритуального блюда.  Тарелку с ритуальными кусочками подносят сватам жениха, те по очереди берут, едят и дают взамен деньги.

Понятие печени у казахов более широкое, это то, что связано с кровью. Это значит - мы стали единокровными.

Сваты с обеих сторон взаимно угощают друг друга, как бы закрепляя этим узы сватовства («құдалық») и будущего родства на долгие годы.

А если при этом присутствует жених, то ему преподносят баранью грудинку («төстік»). Грудинка исполняет символическую функцию, обозначающую дружбу, близкие отношения, выражает близкое родство. Грудинку дают зятю, как главной личности, явившейся причиной дружбы.

Сваты прощаются, хозяева и родня их провожают, обнимаются.

Семейный быт казахов вобрал в себя все лучшее из многовекового опыта предков. Да, некоторые ритуалы трансформировались, упростились, а то и вовсе исчезли. В то же время внутреннее содержание свадебной обрядности сохраняет национальный колорит и сватовство по-прежнему остается одним из особенных событий в жизни казахской семьи.

Подробнее смотрите в проекте "Этнографический атлас"

Материал подотовила Айгуль Айтмуханова

Subscribe for our daily news

kazakh-tv.kz

Казахские свадебные обряды — Википедия

Свадебные обряды киргизов (казахов), вторая половина XIX века

Казахские свадебные обряды (каз. үйлену салт-дәстүрлері) являются одними из важнейших обрядов в жизни казахской общины и рода[1] и, за исключением мусульманского акта бракосочетания «неке кию», сохранили множество древних домусульманских черт[2]. Казахские свадебные обряды состоят из нескольких циклов: кудалык (сватовство), подготовка к свадьбе, свадебный той и ритуалы после свадьбы[3].

Отец, задумывая женить своего сына, сначала определяет, есть ли у него избранница, если её нет, сам подыскивает невесту, которая смогла бы стать женой сына. Затем отец посылал кого-либо из знакомых или родственников либо сам шёл в дом избранницы, чтобы узнать, не против ли айттыру родители невесты. Если те согласны, их дочь с этого момента становилась невестой[4].

К похищению невесты в Средней Азии и Казахстане прибегали крайне редко. Обычно это случалось, если родители не давали согласия на брак или когда они слишком тянули с проведением свадьбы. Господствующей формой брака среди казахов была женитьба со сватовством (кудалык) и последующим «выкупом» невесты за калым. В обычном праве у казахов существовало несколько видов похищения невесты с различным отношением к ним. Если жених похищал уже засватанную невесту (юноша и девушка договаривались о «похищении» заранее), отец которой нарушил условия сватовства, то это не считалось тяжким преступлением. Похищение же чужой засватанной невесты являлось тяжким преступлением.

Кудалык является важным обрядом, начальным этапом свадебных ритуалов у казахов[5]. Хотя в казахских свадьбах могут участвовать представители других народов, даже городские казахи проводят обряд кудалык только в своей среде[6]. Заранее договорившись о размере калыма, отец жениха или его представитель вместе с несколькими спутниками прибывают в гости к родителям будущей невесты. После угощения кумысом или чаем, хозяин дома спрашивает, прикажет ли он резать барана? Положительный ответ показывает решительное намерение породниться. В прошлом отцу жениха дарили табун лошадей, верблюдов, различные одежды и верховую лошадь. Для прочих членов делегации дарились подарки соразмерно их значению и отношению к ним. После этого сторона жениха начинает пригонять калым в виде скота[7]. В современном Казахстане считается нежелательным увеличивать количество гостей со стороны жениха, ибо это влечёт значительные материальные затраты[8]. Глава делегации со стороны жениха называется бас куда́ (каз. бас құда), а остальные жанама́ куда (каз. жанама құда). По приходу в дом невесты бас куда вешал плётку на почётном месте дома. Если не удавалось договориться о женитьбе, плеть возвращалась хозяину (каз. қамшы қайтару). Для гостей готовилось специальное блюдо куйры́к-бауы́р (каз. құйрық-бауыр, курдюк и печень барана), которое символизировало закрепление договорённостей между сторонами[9].

Традиция выплаты калыма (каз. қалың мал) продолжается и в современном Казахстане. В прошлом калым в основном выплачивался скотом и равнялся 21—25 лошадям. Помимо того жених при первом посещении невесты выплачивал илу (каз. ілу) — плату за воспитание дочери, которая составляла 30—70 лошадей. На свадьбе невесты резалось от 20 до 70 голов крупного скота (каз. тоймал). Жених также дарил матери невесты пару верблюдов (каз. сүт ақы), а отцу — чапан, седло и снаряжения для езды на лошади. Размер калыма у казахов варьировался от 7 до 47 условных единиц под названием байтал (букв. кобылица). Так, один байтал равнялся 4 овцам, одна корова с телёнком равнялась 5 байталам[3].

Приданое (каз. қыз жасауы) было соразмерно выплаченному калыму, а иногда даже превышало его. Родители невесты обязаны собрать для своей дочери достойное приданое. В состав приданого входили необходимые для новой семьи принадлежности: посуда, постель, мебель, лошади, скот и др. В современном Казахстане в качестве приданого дарят квартиры, мебель, холодильники, телевизоры и др. бытовую технику[3].

В современном Казахстане (данные на 2014 год) сумма калыма варьируется в пределах 50—100 тыс. тенге у семей с низким доходом, от 1 до 3 тыс. долларов США у семей со средним доходом и от 5 тыс. долларов у зажиточных семей. Чаще всего за невесту дают не меньше 1 тыс. долларов. На сумму калыма влияют качество образования невесты, её умения и навыки, а также регион происхождения[10].

Заключение брака в мечети

Беташар

Вслед за завершением обряда сватовства кудалык (каз. құдалық) и до заключения официального брака (каз. неке қию), родственники невесты устраивают у себя дома, как в старину, или в арендованном помещении «свадьбу невесты» (каз. ұзату той) за день или более длительный промежуток времени до основной свадьбы. Количество гостей со стороны жениха на ұзату той обычно не превышает 15—20 человек[11]. Если невеста была «украдена» (каз. алып қашу), то ұзату той не проводится и стороны сразу приступают к основному тою[3].

После ұзату той невеста перевозится в дом к жениху, осуществляется торжественная регистрация брака в ЗАГСе, затем проводится церемония знакомства невесты с родственниками мужа (беташар), хотя в наше время этот обряд потерял свой смысл[12]. Вечером того же дня проходят основные торжества по случаю свадьбы. В прошлом свадьба растягивалась на 3-дневные празднества[3], но в современном Казахстане все торжества укладываются в один день. Религиозный обряд бракосочетания (каз. неке қию; см. никах) проводится в мечети в день основной свадьбы[13], когда как в древности мулла заключал брак в доме родителей невесты до того, как они отправятся в дом жениха[3]. По случаю свадьбы исполняются песни той бастар с целью поздравить родителей жениха и невесты и пожелать благополучия молодожёнам[14].

После завершения ұзату той следует первая брачная ночь молодожёнов (каз. ақ неке түні), но в современном Казахстане первая брачная ночь приходится на ночь после окончания основной свадьбы. На супружескую постель стелется белое покрывало неке жаулык (каз. неке жаулық). В прошлом, если оказывалось, что невеста потеряла девственность до свадьбы, жених расторгал брак и забирал заранее заплаченный калым. Отец невесты должен был выплатить жениху штраф (каз. айып)[15]. Иногда, чтобы сберечь калым и сохранить добрые отношения с женихом, родители невесты предлагали ему другую дочь[3].

  1. ↑ Е. М. Горожанкина, 2000, с. 371.
  2. ↑ Мустафина Р. М., 1992, с. 152.
  3. 1 2 3 4 5 6 7 Досымбек Қатран. Свадебные традиции казахов: прошлое и настоящее (казах.) = Қазақтың үйлену салты: өткені мен бүгіні жайлы. — 17 февраля 2010.
  4. ↑ Айттыру // Казахстан. Национальная энциклопедия. — Алматы: Қазақ энциклопедиясы, 2004. — Т. I. — ISBN 9965-9389-9-7.
  5. ↑ Галимова А. К., 2003, с. 67.
  6. Томилов Н. А. Региональные проблемы межнациональных отношений в России: материалы всероссийской конференции. — Издательско-полиграфический комплекс Омич, 1993. — С. 25. — 330 с.
  7. ↑ Ученыя записки, издаваемыя Императорскимъ Казанскимъ университетомъ. — Казань: Императорскій Казанскій университет, 1861. — Т. 1. — С. 148.
  8. ↑ Галимова А. К., 2003, с. 27.
  9. Сейіт Кенжеахметұлы. Быт и культура казахского народа = Қазақ халқының тұрмысы мен мәдениеті. — 2. — Алматыкітап, 2006. — 381 с. — ISBN 9789965247514.
  10. ↑ Подсчитаны затраты казахов на калым за 2014 год. — Nur.kz, 25 июля 2015.
  11. ↑ Галимова А. К., 2003, с. 33.
  12. Гобугло М. Н., Остапенко Л. В. Современное развитие этнических групп Средней Азии и Казахстана. — Институт этнологии и антропологии им. Миклухо-Маклая РАН, 2005. — С. 25—27.
  13. ↑ Галимова А. К., 2003, с. 26.
  14. ↑ Той бастар // Қазақ мәдениеті. Энциклопедиялық анықтамалық. — Алма-Ата: Аруна Ltd., 2005. — С. 587. — 656 с. — ISBN 9965-26-095-8.
  15. Ж. А. Ермекбаев. Степной край Евразии: историко-культурные взаимодействия и современность / под. ред. А. П. Толочко. — Омский государственный университет, 2003. — С. 110. — 186 с.

ru.wikipedia.org

Сватовство (Құдалық).

Сватовство – значимый шаг для выстраивания семейного единения,а для казахов этот обряд является значимым, поскольку создание семьи нелегкий процесс.

В былые времена кудалык двух семей начиналось с традиции – «үкі тағу», когда головной убор девушки украшали перьями совы. Если, девушке надевали перья совы, то это обозначало, что она помолвлена. Для этого обряда в дом невесты посещали 4-5 человек со стороны молодого человека. После того как невесте надевали перо совы, обе стороны договаривались о времени и месте сватанья. Раньше на девушку надевали перо филина, а сейчас надевают сережки. Когда то считалось и до сих пор считается, если сватанье пройдет успешно, то и родственные узы тоже будут крепкими. Далее родители жениха приглашали родных невесты на торжественное мероприятие в честь сватанья. Родные жениха пытались достойно встретить близких невесты, дабы не ударить в грязь лицом. Со стороны невесты на свадьбе присутствовали семеро ее родных , а именно: отец невесты, мама, дед, бабушка и др близкие . Если их количество не достигало семи, то шли другие близкие. В данный момент на свадьбу идут неограниченное количество близких. А в былое время это являлось абсурдным, неэтичным. На этом мероприятии папа суженой являлся значимым сватом. А отца суженого называли «бел құда». Дяди, племянники джигита назывались «омыртқа құда». Женщин постарше называют «құдағи», а по младше именовали как «құдаша». А племянники парня и девушки именовали как құда бала.

Далее начинались свадебные обычаи обряды которые именовались как –«Кәде». Первый обряд – «киіт кигізу» (когда сваты дарят подарки в виде одежды. Сваты с обеих сторон меняются подарками в виде одежды, украшений и т.д. На этом обряде подарки делятся, на главные и второстепенные. Главные подарки дарятся близким постарше, а остальные подарки дарятся родным по младше. Второй обряд - «өлі-тірі», это когда животного приносят в жертву, для успокоения душ усопших. Мясо жертвенного барана или другого животного раздается среди гостей. Так же есть обряд который именуется как «Ана сүті». Чтобы угодить сватам, а также отблагодарить мать невесты за ее грудное молоко, ей дарят подарок. Дар может быть преподнесён в виде животного, или в денежном эквиваленте. Последний из обрядов, который происходит в конце мероприятия- тойбастар. Тойбастар - это сувениры которые предназначены исключительно для гостей. Для того чтобы открыть поднос с сувенирами, каждый стол должен спеть по одной песне. На этой оптимистичной ноте заканчивается праздник.

На сегодняшний день не все обряды сохранены полностью. Потому что времена меняются, и люди пытаются подстроиться под это время. К примеру, если на свадьбах раньше дарили коня, то сейчас подарки раздариваются в виде денег. Во времена Советского Союза многие традиции были забыты. После того как наша страна стала независимой, многие забытые традиции начинают возрождаться. Самое главное мы должны должным образом сохранить свои обычаи и передать их более молодому поколению.

 

Копирование и использование материала приветствуется при указании активной гиперссылки toibiznes.kz

toibiznes.kz

Кудалык Википедия

Свадебные обряды киргизов (казахов), вторая половина XIX века

Кудалы́к (каз. құдалық, кирг. кудачылык, туркм. gudaçylyk, узб. sovchilik) — национальный обряд сватовства у казахов[1], а также у ногайцев[2], узбеков[3], туркмен[4] и киргизов. Самая ответственная и престижная часть свадебного обряда[5].

В ходе кудалыка родители, родственники или опекуны малолетних или даже находящихся в утробе матери детей договариваются об условиях заключения брака в будущем[6][7][8]. В советской Туркмении совершение кудалыка наказывалось лишением свободы до одного года[9].

Кудалык является важным обрядом, начальным этапом свадебных ритуалов у казахов[10]. Существует несколько видов кудалыка[11]:

  • Бель куда (каз. бел құда) — договор между знакомыми о том, что если с одной стороны родится дочка, а с другой — сын, то в будущем между ними будет заключён брак.
  • Бесик куда (каз. бесік құда) — сватание новорождённых детей. Особенность этого вида кудалыка в том, что размер калыма сравнительно мал и он выплачивается постепенно.
  • Карсы куда (каз. қарсы құда) — соглашение между сватами об обмене дочерьми в качестве невест для сыновей, существовавшая до устновления советской власти[12]. Такое имело место, если сторона жениха не могла выплатить калым.

Хотя в казахских свадьбах могут участвовать представители других народов, даже городские казахи проводят обряд кудалык только в своей среде[13]. Заранее договорившись о размере калыма, отец жениха или его представитель вместе с несколькими спутниками прибывают в гости к родителям будущей невесты. После угощения кумысом или чаем, хозяин дома спрашивает, прикажет ли он резать барана? Положительный ответ показывает решительное намерение породниться. В прошлом отцу жениха дарили табун лошадей, верблюдов, различные одежды и верховую лошадь. Для прочих членов делегации дарились подарки соразмерно их значению и отношению к ним (каз. киіт). После этого сторона жениха начинает пригонять калым в виде скота[14]. В современном Казахстане считается нежелательным увеличивать количество гостей со стороны жениха, ибо это влечёт значительные материальные затраты[15]. Глава делегации со стороны жениха называется бас куда́ (каз. бас құда), а остальные жанама́ куда (каз. жанама құда). По приходу в дом невесты бас куда вешал плётку на почётном месте дома. Если не удавалось договориться о женитьбе, плеть возвращалась хозяину (каз. қамшы қайтару). Для гостей готовилось специальное блюдо куйры́к-бауы́р (каз. құйрық-бауыр, курдюк и печень барана), которое символизировало закрепление договорённостей между сторонами[16].

Примечания

  1. Козыб̈аев М. К. Казахская советская энциклопедия: Казахская Советская Социалистическая Республика: энциклопедический справочник. — Глав. ред. Казахской сов. энциклопедии, 1981. — С. 178. — 702 с.
  2. Гаджиева С. Ш. Очерки истории семьи и брака у ногайцев, XIX-начало XX в. — Наука, 1979. — С. 76. — 173 с.
  3. ↑ Советская этнография, Выпуски 1-6. — Изд-во Академии наук СССР, 1969. — С. 82.
  4. Толстов С. П. История, археология и этнография Средней Азии / ред. Виноградов А. В.. — Наука, 1968. — С. 325. — 367 с.
  5. В. И. Матющенко, Б. В. Мельников, Б. В. Мельников. Этническая история тюркских народов Сибири и сопредельных территорий: По данным этнографии и языкознания. — ОМГУ, 1992. — С. 8.
  6. ↑ Общественные науки, Объемы 15—17. — Министерство высшего и среднего образования КазССР, 1970. — С. 187.
  7. Институт истории им. Ш. Батырова. Пятьдесят победных лет / Ага Каррыев. — Ылым, 1974. — С. 164. — 308 с.
  8. ↑ Советское право: журнал Института Советского Права. — Государственное изд-во, 1927. — С. 138.
  9. Пальванова Б. П. Октябрь и женщины Туркменистана. — Турменистан, 1967. — 292 с. — P. 152.
  10. ↑ Галимова А. К., 2003, с. 67.
  11. Досымбек Қатран. Свадебные традиции казахов: прошлое и настоящее (казах.) = Қазақтың үйлену салты: өткені мен бүгіні жайлы. — 17 февраля 2010.
  12. Жандосов Ж. К., Степанян Ц. А. Общее и особенное в процессе перехода к социализму. — Казахстан, 1978. — С. 61. — 336 с.
  13. Томилов Н. А. Региональные проблемы межнациональных отношений в России: материалы всероссийской конференции. — Издательско-полиграфический комплекс Омич, 1993. — С. 25. — 330 с.
  14. ↑ Ученыя записки, издаваемыя Императорскимъ Казанскимъ университетомъ. — Казань: Императорскій Казанскій университет, 1861. — Т. 1. — С. 148.
  15. ↑ Галимова А. К., 2003, с. 27.
  16. Сейіт Кенжеахметұлы. Быт и культура казахского народа = Қазақ халқының тұрмысы мен мәдениеті. — 2. — Алматыкітап, 2006. — 381 с. — ISBN 9789965247514.

Литература

wikiredia.ru

Куда тусу (Құда түсу) - сватовство по-казахски

На сегодня казахские традиции все еще сохранили свои истоки. В особенности, не изменился обряд құда түсу. Это заключение брачного союза родителями молодых, а также одна из обязательных традиции перед предстоящей свадьбой.

Құда түсу — это когда родители и родственники влюбленных официально знакомятся. Позже они обсуждают все важные вопросы и нюансы касаемо свадьбы. 

Какие виды құда түсу существуют

Издревле в казахской культуре была традиция «бесік құда». Бесік қуда —  это когда детей сватают с рождения. Также был вид сватовства, как «қарзы құда». Это когда сват со стороны жениха, выдает в невесты дочь свату со стороны невесты. Помимо этого, если сваты выдают замуж дочерей, то этот вид традиции называется «сүйек жангырту» «обновление кости». Раньше, чтобы взять в жены девушку в деревню отправляли образованного человека, который хорошо знал историю. Женщины не вмешивались в этот процесс.

«Бел қуда» — к примеру, если два друга хотели быть сватами, но не могли (к примеру, один из них не имел детей), то в будущем, если появятся малыши, то они планируют стать сватами.

Также стоит напомнить, что в старые времена сваты обмакивали руки в кровь жертвенного животного, чтобы стать до крови близкими друг другу. Сейчас так никто не делает. Была также примета «ұн жағу» «мазаться мукой» — кудалар мазали свои лица мукой, чтобы быть еще ближе. «Есік-төр көрсету» — значение этой традиции таково: родственники невесты ехали в деревню к жениху на праздник. 

В случае, если кудалар показывают самоуверенность, мол, все невеста теперь наша, и вы, видимо нам ее отдаете в роде: «Жол мақсаты — жету, қыз мақсаты – кету». Перевод: «Цель дороги – дойти, а цель девушки – уйти». На что сваты могли получить ответ от родителей девушки: «Үйдін ішіне сыйған қыз, сыртқа да сияды». Перевод: «Девочка, которая ужилась внутри дома, поместится и снаружи» или же они говрили: «И за полученное, надо платить».

На данный момент в разных регионах Казахстана сватовство проводится по-разному. Например, в северных краях страны калыму не уделяют особого значения. Но в южных регионах, эту традицию считают очень важной, вплоть до мелочей придерживаются ей. Если говорить о западе, то там калыма и нет вовсе.

Ұрын той

Согласно старинным казахским традициям, урын той (урын келу) называли первое свидание молодых, в котором они с друзьями весело проводили время. 

На данный момент никто не придерживается этой традиции, так как он потерял свою актуальность. Также по-другому его расшифровывают, как — гулянки среди молодежи, в это время  невесты могли задаривать братьев и сестра жениха презентами.

Как жених забирал невесту?

В день бракосочетания жених весь наряженный приходил за своей любимой в родительский дом будущей жены. По традиции жених должен быть одет в казахский наряд, и желательно в самый роскошный, так, чтобы его ни с кем не спутали.

На сегодня мужчины, в основном, надевают костюмы. Но есть и те, которые предпочитают традиционные костюмы. В казахском стиле — это головной убор (борік) и нарядный чапан, на котором вышиты казахские орнаменты.

Чтобы увидеть свою любимую, жениху в обязательном порядке нужно было выполнять ряд заданий. Если у него не получалось, или же он не хотел этого делать, то выплачивал штрафные в виде денег.

К счастью, в современном мире данная традиция все еще актуальна. Обычно, задания для жениха придумывают друзья и родственники невесты.

«Құда түсер»

Приезд гостей, а точнее сватов называют «қуда түсер». О приезде сватов заранее будут знать родители девушки, и начинают накрывать на стол, пригласив всех близких родственников. На столе они подают традиционные казахские блюда. Во время угощения, главный қуда (сват), потихоньку начинает поднимать тему их визита: «у вас есть прекрасная дочка, у нас уже взрослый сын». 

 Молодой человек и невеста в период қуда түсу не должны быть вместе и присутствовать на празднике. Как оказалось, встреча родителей молодой пары должна пройти без их участия.

Если отец девушки, соглашается на предложение құдалар, то обе стороны одаривают друг другу презентами, как и необходимо по традиции: қүда тарту, құда аттанар, ат байлар и т.д.

Бас құда

Бас куда — это главный человек со стороны сватов. Отец парня, и отец девушки являются — бауыздау құдалар, что означает самые близкие. Бас куда (главный сват) если верить традиции должен и даже обязан заботиться о новоиспеченной невесте.

Также существует в свадебных традициях казахов и ответный визит родителей девушки к сватам, называется он «Бата аяқ». Во время этого визита обе делегации ставят окончательный вердикт касаемо свадьбы.

Қалың мал (выкуп)

После того, как между сватами пройдут все официальные части. По обычаю, сторона жениха должна была заплатить «қалың мал», который раньше выплачивался скотом. Сейчас же обычай выплаты калыма поменялся. В разных частях казахстана, он разный. 

Киіт 

Перед тем, как сваты покинут дом невесты, отец невесты дарит по традиции «киит», то есть подарки. Ценный «киит» получает папа жениха. Другие же кудалар получают «киит» по степени близости, родства. Если семья состоятельная, то «киит» отцу жениха – это стадо  лошадей, много чапанов, обязательным является подарок в виде верховой лошади. Не остаются без презентов, и приехавшие со стороны невесты сваты. Им конечно, не дарят большие подарки, как отцу невесты, но все же не оставляют без внимания. Как многим известно, сейчас калын мал дают деньгами, а киит все также сохранился.

Құйрық-бауыр

Куйрык-бауыр — традиционное угощение из печени и курдючного сала. Это блюдо указывает на то, что сватовство прошло на отлично. Также, это является неким доказательством того, что сватовство состоялось. Этот прием налагает на родителей с обеих сторон обязательства. В случае, если сватовство по некоторым обстоятельствам прервется, то виновная сторона платит неустойку и возвращает полученный калым.  По форме оно выглядит так: похож на бутерброд, но сверху печени накладывают курдючное сало. 

Асатады

«Асатады» — «Угощать» приехавших сватов. Как раз таки угощают курдючным салом. На сегодня это блюдо выглядит совсем по-другому. Сейчас его подают на шпажках, так его можно съесть без остатка, как положено по обычаю. Сваты во время угощения желают друг другу: «Бауырдай жақын – құйрықтай тәтті болайық». «Давайте будем друг другу близки как печень, и нежны как курдючное сало». После, уже в статусе официальных «кудалар» родители молодоженов проводят обряд  «Төс қағыстыру», где отцы влюбленных обнимаются. На казахском это звучит таким образом: «Құда мен құданы төс қағыстыру».

После ритуалов құйрық-бауыр и төс қағыстыру проводится обряд «Сырға салу«, «Одевание серег», в котором принимают участие только женщины. Невесту выводят две ее снохи (жеңге) без сережек. К делу приступают уже две снохи со стороны жениха. Они надевают на невесту привезенные серьги. На самом деле серьги также может надеть и мама жениха. Это зависит уже от региона, куда невестой пойдет девушка. Поцеловав ее и поздравив ее, сваты дарят плату за показ невесты «қыздың көрімдігі».

Также сваты со словами: «Қалыңсыз қыз болса да, кәдесіз күйеу болмайды».  «Может и существует невеста без приданого, но не существует жениха без подарков». Таким образом, сваты со стороны жениха вручают родным невесты обязательные дары:

«Өлі — тірі» «Мертвые-живые» – принесенное в жертво мясо, которое делят между родственниками новоиспеченной невесты. 

«Той малы» «Животное на свадьбу» — на данный момент эти обряды дарят в денежном эквиваленте.

«Сүт ақысы» «Оплата молока» – здесь дарят подарок матери невесты.

«Жігіт түйе» «Джигит верблюд» – в этом обряде нужно сделать подарок отцу невесты в виде верблюда.

Құдалық

Сватовство после большой свадьбы делает сторона жениха, чтобы как полагается встретить сватов. Есть даже поговорка – «Құдалықтың белгісі – барыс келіс», «Знак сватовства – взаимные визиты».  Но сейчас зачастую кудалык со стороны жениха проводят в день куда тусу, а құдалық родственников невесты проводят во время их приезда на большую свадьбу. Причиной такому действию, является нехватка времени, так как на казахских свадьбах бывает огромное количество людей.

Неважно, когда проходит құдалық, ведь главной его целью является — обмен подарками. У казахов говорят: «Құдалық белгісі — киіт, қоныс белгісі — бейіт» «Знак сватовства – подарки, а знак новоселья – могилки», ну и конечно же, теплая и доброжелательная атмосфера. Также у нас говорят, что любой казах: «Уважает и чтит свата, как бога». В главном блюде бешбармак баранью голову подают свату. Также казахи при сватовстве желают, чтобы сват стал им как друг, а сватья,  как самая близкая подруга, сестра.

Обмен подарками называют – «Киіт». В этом обряде презенты делаются из одежды. Сваты заранее обмениваются списками с указанием размеров одежды каждого из членов родственников, которым будут покупать подарки. Закупают различного рода вещи:  верхнюю одежду, к примеру пальто, чапаны, костюмы, рубашки, блузки и т.д. На сегодня эта традиция в разных регионах Казахстана проводится по-разному. Некоторые сваты говорят друг другу: «Может не будем одевать друг друга» «Сіз бізді, біз сізді киіндірмей ақ қояйық». Однако, в любом случае обе стороны сватов без подарков не остаются. 

Читайте также

Подпишись на рассылку и будь в курсе самых интересных и полезных статей

Поделитесь с друзьями:

goodhouse.kz

Кудалык — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Свадебные обряды киргизов (казахов), вторая половина XIX века

Кудалы́к (каз. құдалық, кирг. кудачылык, туркм. gudaçylyk, узб. sovchilik) — национальный обряд сватовства у казахов[1], а также у ногайцев[2], узбеков[3], туркмен[4] и киргизов. Самая ответственная и престижная часть свадебного обряда[5].

В ходе кудалыка родители, родственники или опекуны малолетних или даже находящихся в утробе матери детей договариваются об условиях заключения брака в будущем[6][7][8]. В советской Туркмении совершение кудалыка наказывалось лишением свободы до одного года[9].

Кудалык является важным обрядом, начальным этапом свадебных ритуалов у казахов[10]. Существует несколько видов кудалыка[11]:

  • Бель куда (каз. бел құда) — договор между знакомыми о том, что если с одной стороны родится дочка, а с другой — сын, то в будущем между ними будет заключён брак.
  • Бесик куда (каз. бесік құда) — сватание новорождённых детей. Особенность этого вида кудалыка в том, что размер калыма сравнительно мал и он выплачивается постепенно.
  • Карсы куда (каз. қарсы құда) — соглашение между сватами об обмене дочерьми в качестве невест для сыновей, существовавшая до устновления советской власти[12]. Такое имело место, если сторона жениха не могла выплатить калым.

Хотя в казахских свадьбах могут участвовать представители других народов, даже городские казахи проводят обряд кудалык только в своей среде[13]. Заранее договорившись о размере калыма, отец жениха или его представитель вместе с несколькими спутниками прибывают в гости к родителям будущей невесты. После угощения кумысом или чаем, хозяин дома спрашивает, прикажет ли он резать барана? Положительный ответ показывает решительное намерение породниться. В прошлом отцу жениха дарили табун лошадей, верблюдов, различные одежды и верховую лошадь. Для прочих членов делегации дарились подарки соразмерно их значению и отношению к ним (каз. киіт). После этого сторона жениха начинает пригонять калым в виде скота[14]. В современном Казахстане считается нежелательным увеличивать количество гостей со стороны жениха, ибо это влечёт значительные материальные затраты[15]. Глава делегации со стороны жениха называется бас куда́ (каз. бас құда), а остальные жанама́ куда (каз. жанама құда). По приходу в дом невесты бас куда вешал плётку на почётном месте дома. Если не удавалось договориться о женитьбе, плеть возвращалась хозяину (каз. қамшы қайтару). Для гостей готовилось специальное блюдо куйры́к-бауы́р (каз. құйрық-бауыр, курдюк и печень барана), которое символизировало закрепление договорённостей между сторонами[16].

Примечания

  1. Козыб̈аев М. К. Казахская советская энциклопедия: Казахская Советская Социалистическая Республика: энциклопедический справочник. — Глав. ред. Казахской сов. энциклопедии, 1981. — С. 178. — 702 с.
  2. Гаджиева С. Ш. Очерки истории семьи и брака у ногайцев, XIX-начало XX в. — Наука, 1979. — С. 76. — 173 с.
  3. ↑ Советская этнография, Выпуски 1-6. — Изд-во Академии наук СССР, 1969. — С. 82.
  4. Толстов С. П. История, археология и этнография Средней Азии / ред. Виноградов А. В.. — Наука, 1968. — С. 325. — 367 с.
  5. В. И. Матющенко, Б. В. Мельников, Б. В. Мельников. Этническая история тюркских народов Сибири и сопредельных территорий: По данным этнографии и языкознания. — ОМГУ, 1992. — С. 8.
  6. ↑ Общественные науки, Объемы 15—17. — Министерство высшего и среднего образования КазССР, 1970. — С. 187.
  7. Институт истории им. Ш. Батырова. Пятьдесят победных лет / Ага Каррыев. — Ылым, 1974. — С. 164. — 308 с.
  8. ↑ Советское право: журнал Института Советского Права. — Государственное изд-во, 1927. — С. 138.
  9. Пальванова Б. П. Октябрь и женщины Туркменистана. — Турменистан, 1967. — 292 с. — P. 152.
  10. ↑ Галимова А. К., 2003, с. 67.
  11. Досымбек Қатран. Свадебные традиции казахов: прошлое и настоящее (казах.) = Қазақтың үйлену салты: өткені мен бүгіні жайлы. — 17 февраля 2010.
  12. Жандосов Ж. К., Степанян Ц. А. Общее и особенное в процессе перехода к социализму. — Казахстан, 1978. — С. 61. — 336 с.
  13. Томилов Н. А. Региональные проблемы межнациональных отношений в России: материалы всероссийской конференции. — Издательско-полиграфический комплекс Омич, 1993. — С. 25. — 330 с.
  14. ↑ Ученыя записки, издаваемыя Императорскимъ Казанскимъ университетомъ. — Казань: Императорскій Казанскій университет, 1861. — Т. 1. — С. 148.
  15. ↑ Галимова А. К., 2003, с. 27.
  16. Сейіт Кенжеахметұлы. Быт и культура казахского народа = Қазақ халқының тұрмысы мен мәдениеті. — 2. — Алматыкітап, 2006. — 381 с. — ISBN 9789965247514.

Литература

wikipedia.bio

Кудалык — Википедия. Что такое Кудалык

Материал из Википедии — свободной энциклопедии Свадебные обряды киргизов (казахов), вторая половина XIX века

Кудалы́к (каз. құдалық, кирг. кудачылык, туркм. gudaçylyk, узб. sovchilik) — национальный обряд сватовства у казахов[1], а также у ногайцев[2], узбеков[3], туркмен[4] и киргизов. Самая ответственная и престижная часть свадебного обряда[5].

В ходе кудалыка родители, родственники или опекуны малолетних или даже находящихся в утробе матери детей договариваются об условиях заключения брака в будущем[6][7][8]. В советской Туркмении совершение кудалыка наказывалось лишением свободы до одного года[9].

Кудалык является важным обрядом, начальным этапом свадебных ритуалов у казахов[10]. Существует несколько видов кудалыка[11]:

  • Бель куда (каз. бел құда) — договор между знакомыми о том, что если с одной стороны родится дочка, а с другой — сын, то в будущем между ними будет заключён брак.
  • Бесик куда (каз. бесік құда) — сватание новорождённых детей. Особенность этого вида кудалыка в том, что размер калыма сравнительно мал и он выплачивается постепенно.
  • Карсы куда (каз. қарсы құда) — соглашение между сватами об обмене дочерьми в качестве невест для сыновей, существовавшая до устновления советской власти[12]. Такое имело место, если сторона жениха не могла выплатить калым.

Хотя в казахских свадьбах могут участвовать представители других народов, даже городские казахи проводят обряд кудалык только в своей среде[13]. Заранее договорившись о размере калыма, отец жениха или его представитель вместе с несколькими спутниками прибывают в гости к родителям будущей невесты. После угощения кумысом или чаем, хозяин дома спрашивает, прикажет ли он резать барана? Положительный ответ показывает решительное намерение породниться. В прошлом отцу жениха дарили табун лошадей, верблюдов, различные одежды и верховую лошадь. Для прочих членов делегации дарились подарки соразмерно их значению и отношению к ним (каз. киіт). После этого сторона жениха начинает пригонять калым в виде скота[14]. В современном Казахстане считается нежелательным увеличивать количество гостей со стороны жениха, ибо это влечёт значительные материальные затраты[15]. Глава делегации со стороны жениха называется бас куда́ (каз. бас құда), а остальные жанама́ куда (каз. жанама құда). По приходу в дом невесты бас куда вешал плётку на почётном месте дома. Если не удавалось договориться о женитьбе, плеть возвращалась хозяину (каз. қамшы қайтару). Для гостей готовилось специальное блюдо куйры́к-бауы́р (каз. құйрық-бауыр, курдюк и печень барана), которое символизировало закрепление договорённостей между сторонами[16].

Примечания

  1. Козыб̈аев М. К. Казахская советская энциклопедия: Казахская Советская Социалистическая Республика: энциклопедический справочник. — Глав. ред. Казахской сов. энциклопедии, 1981. — С. 178. — 702 с.
  2. Гаджиева С. Ш. Очерки истории семьи и брака у ногайцев, XIX-начало XX в. — Наука, 1979. — С. 76. — 173 с.
  3. ↑ Советская этнография, Выпуски 1-6. — Изд-во Академии наук СССР, 1969. — С. 82.
  4. Толстов С. П. История, археология и этнография Средней Азии / ред. Виноградов А. В.. — Наука, 1968. — С. 325. — 367 с.
  5. В. И. Матющенко, Б. В. Мельников, Б. В. Мельников. Этническая история тюркских народов Сибири и сопредельных территорий: По данным этнографии и языкознания. — ОМГУ, 1992. — С. 8.
  6. ↑ Общественные науки, Объемы 15—17. — Министерство высшего и среднего образования КазССР, 1970. — С. 187.
  7. Институт истории им. Ш. Батырова. Пятьдесят победных лет / Ага Каррыев. — Ылым, 1974. — С. 164. — 308 с.
  8. ↑ Советское право: журнал Института Советского Права. — Государственное изд-во, 1927. — С. 138.
  9. Пальванова Б. П. Октябрь и женщины Туркменистана. — Турменистан, 1967. — 292 с. — P. 152.
  10. ↑ Галимова А. К., 2003, с. 67.
  11. Досымбек Қатран. Свадебные традиции казахов: прошлое и настоящее (казах.) = Қазақтың үйлену салты: өткені мен бүгіні жайлы. — 17 февраля 2010.
  12. Жандосов Ж. К., Степанян Ц. А. Общее и особенное в процессе перехода к социализму. — Казахстан, 1978. — С. 61. — 336 с.
  13. Томилов Н. А. Региональные проблемы межнациональных отношений в России: материалы всероссийской конференции. — Издательско-полиграфический комплекс Омич, 1993. — С. 25. — 330 с.
  14. ↑ Ученыя записки, издаваемыя Императорскимъ Казанскимъ университетомъ. — Казань: Императорскій Казанскій университет, 1861. — Т. 1. — С. 148.
  15. ↑ Галимова А. К., 2003, с. 27.
  16. Сейіт Кенжеахметұлы. Быт и культура казахского народа = Қазақ халқының тұрмысы мен мәдениеті. — 2. — Алматыкітап, 2006. — 381 с. — ISBN 9789965247514.

Литература

wiki.sc

Кудалык Википедия

Свадебные обряды киргизов (казахов), вторая половина XIX века

Кудалы́к (каз. құдалық, кирг. кудачылык, туркм. gudaçylyk, узб. sovchilik) — национальный обряд сватовства у казахов[1], а также у ногайцев[2], узбеков[3], туркмен[4] и киргизов. Самая ответственная и престижная часть свадебного обряда[5].

В ходе кудалыка родители, родственники или опекуны малолетних или даже находящихся в утробе матери детей договариваются об условиях заключения брака в будущем[6][7][8]. В советской Туркмении совершение кудалыка наказывалось лишением свободы до одного года[9].

Кудалык является важным обрядом, начальным этапом свадебных ритуалов у казахов[10]. Существует несколько видов кудалыка[11]:

  • Бель куда (каз. бел құда) — договор между знакомыми о том, что если с одной стороны родится дочка, а с другой — сын, то в будущем между ними будет заключён брак.
  • Бесик куда (каз. бесік құда) — сватание новорождённых детей. Особенность этого вида кудалыка в том, что размер калыма сравнительно мал и он выплачивается постепенно.
  • Карсы куда (каз. қарсы құда) — соглашение между сватами об обмене дочерьми в качестве невест для сыновей, существовавшая до устновления советской власти[12]. Такое имело место, если сторона жениха не могла выплатить калым.

Хотя в казахских свадьбах могут участвовать представители других народов, даже городские казахи проводят обряд кудалык только в своей среде[13]. Заранее договорившись о размере калыма, отец жениха или его представитель вместе с несколькими спутниками прибывают в гости к родителям будущей невесты. После угощения кумысом или чаем, хозяин дома спрашивает, прикажет ли он резать барана? Положительный ответ показывает решительное намерение породниться. В прошлом отцу жениха дарили табун лошадей, верблюдов, различные одежды и верховую лошадь. Для прочих членов делегации дарились подарки соразмерно их значению и отношению к ним (каз. киіт). После этого сторона жениха начинает пригонять калым в виде скота[14]. В современном Казахстане считается нежелательным увеличивать количество гостей со стороны жениха, ибо это влечёт значительные материальные затраты[15]. Глава делегации со стороны жениха называется бас куда́ (каз. бас құда), а остальные жанама́ куда (каз. жанама құда). По приходу в дом невесты бас куда вешал плётку на почётном месте дома. Если не удавалось договориться о женитьбе, плеть возвращалась хозяину (каз. қамшы қайтару). Для гостей готовилось специальное блюдо куйры́к-бауы́р (каз. құйрық-бауыр, курдюк и печень барана), которое символизировало закрепление договорённостей между сторонами[16].

Примечания[ | ]

ru-wiki.ru

Кудалык — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Свадебные обряды киргизов (казахов), вторая половина XIX века

Кудалы́к (каз. құдалық, кирг. кудачылык, туркм. gudaçylyk, узб. sovchilik) — национальный обряд сватовства у казахов[1], а также у ногайцев[2], узбеков[3], туркмен[4] и киргизов. Самая ответственная и престижная часть свадебного обряда[5].

В ходе кудалыка родители, родственники или опекуны малолетних или даже находящихся в утробе матери детей договариваются об условиях заключения брака в будущем[6][7][8]. В советской Туркмении совершение кудалыка наказывалось лишением свободы до одного года[9].

Кудалык является важным обрядом, начальным этапом свадебных ритуалов у казахов[10]. Существует несколько видов кудалыка[11]:

  • Бель куда (каз. бел құда) — договор между знакомыми о том, что если с одной стороны родится дочка, а с другой — сын, то в будущем между ними будет заключён брак.
  • Бесик куда (каз. бесік құда) — сватание новорождённых детей. Особенность этого вида кудалыка в том, что размер калыма сравнительно мал и он выплачивается постепенно.
  • Карсы куда (каз. қарсы құда) — соглашение между сватами об обмене дочерьми в качестве невест для сыновей, существовавшая до устновления советской власти[12]. Такое имело место, если сторона жениха не могла выплатить калым.

Хотя в казахских свадьбах могут участвовать представители других народов, даже городские казахи проводят обряд кудалык только в своей среде[13]. Заранее договорившись о размере калыма, отец жениха или его представитель вместе с несколькими спутниками прибывают в гости к родителям будущей невесты. После угощения кумысом или чаем, хозяин дома спрашивает, прикажет ли он резать барана? Положительный ответ показывает решительное намерение породниться. В прошлом отцу жениха дарили табун лошадей, верблюдов, различные одежды и верховую лошадь. Для прочих членов делегации дарились подарки соразмерно их значению и отношению к ним (каз. киіт). После этого сторона жениха начинает пригонять калым в виде скота[14]. В современном Казахстане считается нежелательным увеличивать количество гостей со стороны жениха, ибо это влечёт значительные материальные затраты[15]. Глава делегации со стороны жениха называется бас куда́ (каз. бас құда), а остальные жанама́ куда (каз. жанама құда). По приходу в дом невесты бас куда вешал плётку на почётном месте дома. Если не удавалось договориться о женитьбе, плеть возвращалась хозяину (каз. қамшы қайтару). Для гостей готовилось специальное блюдо куйры́к-бауы́р (каз. құйрық-бауыр, курдюк и печень барана), которое символизировало закрепление договорённостей между сторонами[16].

Примечания

  1. Козыб̈аев М. К. Казахская советская энциклопедия: Казахская Советская Социалистическая Республика: энциклопедический справочник. — Глав. ред. Казахской сов. энциклопедии, 1981. — С. 178. — 702 с.
  2. Гаджиева С. Ш. Очерки истории семьи и брака у ногайцев, XIX-начало XX в. — Наука, 1979. — С. 76. — 173 с.
  3. ↑ Советская этнография, Выпуски 1-6. — Изд-во Академии наук СССР, 1969. — С. 82.
  4. Толстов С. П. История, археология и этнография Средней Азии / ред. Виноградов А. В.. — Наука, 1968. — С. 325. — 367 с.
  5. В. И. Матющенко, Б. В. Мельников, Б. В. Мельников. Этническая история тюркских народов Сибири и сопредельных территорий: По данным этнографии и языкознания. — ОМГУ, 1992. — С. 8.
  6. ↑ Общественные науки, Объемы 15—17. — Министерство высшего и среднего образования КазССР, 1970. — С. 187.
  7. Институт истории им. Ш. Батырова. Пятьдесят победных лет / Ага Каррыев. — Ылым, 1974. — С. 164. — 308 с.
  8. ↑ Советское право: журнал Института Советского Права. — Государственное изд-во, 1927. — С. 138.
  9. Пальванова Б. П. Октябрь и женщины Туркменистана. — Турменистан, 1967. — 292 с. — P. 152.
  10. ↑ Галимова А. К., 2003, с. 67.
  11. Досымбек Қатран. Свадебные традиции казахов: прошлое и настоящее (казах.) = Қазақтың үйлену салты: өткені мен бүгіні жайлы. — 17 февраля 2010.
  12. Жандосов Ж. К., Степанян Ц. А. Общее и особенное в процессе перехода к социализму. — Казахстан, 1978. — С. 61. — 336 с.
  13. Томилов Н. А. Региональные проблемы межнациональных отношений в России: материалы всероссийской конференции. — Издательско-полиграфический комплекс Омич, 1993. — С. 25. — 330 с.
  14. ↑ Ученыя записки, издаваемыя Императорскимъ Казанскимъ университетомъ. — Казань: Императорскій Казанскій университет, 1861. — Т. 1. — С. 148.
  15. ↑ Галимова А. К., 2003, с. 27.
  16. Сейіт Кенжеахметұлы. Быт и культура казахского народа = Қазақ халқының тұрмысы мен мәдениеті. — 2. — Алматыкітап, 2006. — 381 с. — ISBN 9789965247514.

Литература

wikipedia.green

Что значит кудалык - Значения слов

Кудалы́к  — национальный обряд сватовства у казахов , а также у ногайцев , узбеков , туркмен и киргизов . Самая ответственная и престижная часть свадебного обряда.

В ходе кудалыка родители, родственники или опекуны малолетних или даже находящихся в утробе матери детей договариваются об условиях заключения брака в будущем. В советской Туркмении совершение кудалыка наказывалось лишением свободы до одного года.

Кудалык является важным обрядом, начальным этапом свадебных ритуалов у казахов . Существует несколько видов кудалыка:

  • Бель куда  — договор между знакомыми о том, что если с одной стороны родится дочка, а с другой — сын, то в будущем между ними будет заключён брак.
  • Бесик куда  — сватание новорождённых детей. Особенность этого вида кудалыка в том, что размер калыма сравнительно мал и он выплачивается постепенно.
  • Карсы куда  — соглашение между сватами об обмене дочерьми в качестве невест для сыновей, существовавшая до устновления советской власти. Такое имело место, если сторона жениха не могла выплатить калым.

Хотя в казахских свадьбах могут участвовать представители других народов, даже городские казахи проводят обряд кудалык только в своей среде. Заранее договорившись о размере калыма , отец жениха или его представитель вместе с несколькими спутниками прибывают в гости к родителям будущей невесты. После угощения кумысом или чаем, хозяин дома спрашивает, прикажет ли он резать барана? Положительный ответ показывает решительное намерение породниться. В прошлом отцу жениха дарили табун лошадей, верблюдов, различные одежды и верховую лошадь. Для прочих членов делегации дарились подарки соразмерно их значению и отношению к ним . После этого сторона жениха начинает пригонять калым в виде скота. В современном Казахстане считается нежелательным увеличивать количество гостей со стороны жениха, ибо это влечёт значительные материальные затраты. Глава делегации со стороны жениха называется бас куда́ , а остальные жанама́ куда . По приходу в дом невесты бас куда вешал плётку на почётном месте дома. Если не удавалось договориться о женитьбе, плеть возвращалась хозяину . Для гостей готовилось специальное блюдо куйры́к-бауы́р (, курдюк и печень барана), которое символизировало закрепление договорённостей между сторонами.

xn--b1algemdcsb.xn--p1ai


Смотрите также