Копоушка что это такое


Медная копоушка-прародительница современной ватной палочки для ушей

Копоушка - достаточно известная и популярная туалетная принадлежность. Копоушки изготавливались из дерева, кости, стекла и металла. Они известны с эпохи бронзы, достаточно часто встречаются в археологических памятниках, начиная с раннего железного века (VIII в.до н.э.) и на всём протяжении истории человечества, вплоть до сего дня, копоушка является неотъемлемой частью маникюрного набора, производимого современной промышленностью.

На территории Восточной Европы хронологические рамки основного бытования копоушек, зафиксированного археологическими находками, определяются VIII в. до н.э. – XV в. н.э., хотя имеют хождение и в XIX в. Историография изучения копоушек скудна из-за отсутствия серьезных исследований в этой области. Изучение копоушек в качестве исторического источника началось с середины XIX века.

Ковырялка ушная - "СѢрныя (церуминальныя) пробки въ У., которыя притупляютъ слухъ и вызываютъ явленiя раздраженiя, должны быть удаляемы не ушными ковырялками, которыми можно повредить слуховой проходъ, а помощью ваты или теплой воды; иногда эти пробки такъ крепко сидятъ, что приходится прибегать къ помощи ушного врача" (Энциклопедический словарь, изд. Брокгауза и Ефрона. — В.М.О. Ухо, болезни его. - Т. XXXVI, полутом 69. - СПб., 1902. - С. 98.)

Копоушек известно великое множество. Изготавливались они из самого разного материала, от золота и серебра до кости и железа, не говоря уж о бронзе и медных сплавах. Что же такое копоушка и для чего она предназначалась? Почти каждый ответит, мол, это такая маленькая металлическая палочка с типа ложечкой на окончании, предназначенная для чистки ушей от серы. Ну и ещё может быть добавит, что вообще-то они (копоушки) иногда бывают затейливо украшены. Ответ почти правильный. Именно почти, так как оказывается, учёные до сих пор не пришли к единому мнению о том, что же такое копоушка. Надо отметить, у занимавшихся изучением данного вопроса учёных, только во второй половине 20-го века окончательно сформировался взгляд на копоушки, как на полноценный источник историко-культурной и хронологической информации. Притом, что существует значительное количество пробелов в исследовании этих изделий. Отсутствие единой точки зрения на функциональное назначение копоушек породило множество гипотез, из которых на сегодняшний день можно смело выделить три основных.

Версия первая – копоушки являются утилитарно-бытовой вещью, это подтверждают и этнографы. То есть использовались исключительно как предмет личной гигиены.

Версия вторая – копоушки являются оберегом-амулетом.

Версия третья – копоушки это украшения-подвески, такое заключение сделано по археологическим и этнографическим материалам.

Эти изделия вполне обычны для финно-угорских народов, заселявших обширнейшие территории. Однако западнее карельских земель (в этом направлении) копоушки очень редко встречаются. Отдельные находки были сделаны лишь в Финляндии, да и то, скорее всего, занесли их туда карелы.

Копоушка («уховертка», Cure-oreille) — «для очистки ушей от серы в виде миниатюрной ложечки с округлой чашечкой и плоским стеблем. Особенно распространена в XVIII в., когда копоушка являлась обязательной частью туалетных принадлежностей» (ольдберг Т., Мишуков Ф., Платонова Н., Постникова-Лосева М. Русское золотое и серебряное дело XV-XX вв. - М.: Наука, 1967. — С.104.)

Копоушки, у финно-угорских народов, безусловно, использовались в гигиенических целях, но одновременно служили вполне обычным украшением женского костюма. Крепились они к правой части нагрудного гарнитура металлической цепочкой и спускались до пояса или ниже пояса. Делали копоушки из серебра, медных сплавов и железа, известно изделие из кости (?). Материалы, которые использовались для изготовления, достаточно разнообразны, что также сыграло важную роль при рассмотрении их как объекта исследования.

В научных работах описаны копоушки, различных размеров. Длинна, всех рассматривавшихся экземпляров составляет от 3,1 до 15 сантиметров, как правило, изделия сужаются в нижней части и заканчиваются маленькой ложечкой. В сечении они могут быть круглыми, гранёными и плоскими, иногда встречаются даже имеющие орнамент. Известно, что копоушки были достаточно популярны чуть ли не у всех народов Евразии, а происхождением своим уходят в совсем уж седую старину.

В Сирии, при раскопках поселения конца 2 – начала 1 тысячелетия до н. э. были обнаружены свидетельства бытования копоушек.

Изучение копоушек (уховёрток) как исторического источника включает в себя классификацию по форме, размерам, декору и материалу. Что позволяет выделить основную и локальную типологию, способную идентифицировать принадлежность к той или иной культурно-исторической общности. Проще говоря, определить «чьих будет» и датировать.

Известно, что копоушки являлись достаточно распространённым изделием у многих народов Евразии.

Использовали их в Восточной Европе, Средней Азии и Сибири, начиная с 1 тысячелетия до нашей эры. Обнаружены они в археологических материалах среднеевропейской Лужицкой культуры, были найдены при археологических раскопках на североиндостанских памятниках конца 1 тысячелетия до н. э. – начала 1 тысячелетия н. э.

В 1 тысячелетии нашей эры копоушки были выявлены в гуннских, готских и аварских комплексах раннего средневековья Западной Европы, а так же имели значительное распространение на территориях Франции, Италии и Китая.

Кстати сказать, в советское время учёные считали, что бытовали уховёртки, вплоть, до 19 века лишь в некоторых регионах страны. Эти предположения выдвигались на основании результатов исследований, так называемых, поздних археологических и этнографических материалов с историко-культурных памятников удмуртов и коми.

Ну а сегодня, в немалой степени благодаря любителям приборного поиска, хорошо известно насколько большее распространение на самом деле имели копоушки в 18-19 веках.

Почему же этот предмет туалета так часто теряли?

Достоверно удалось установить месторасположение копоушек в женском средневековом костюме. Обычно они находились в составе накосников (украшение на конце женской косы), использовались, как правило, по одной. Либо вплетаясь в правую косу, либо свисая поверх неё.

В более поздний период копоушка иногда носилась на шнурке (гайтане) рядом с крестиком, видимо выполняя функцию оберега, значительно реже её носили на поясе.

Между прочим, в 80-е года 20-го века уховёртки всё ещё были в ходу у некоторых народов СССР, например туркменов, бурят, хантов и манси.

Эти изделия, оказывается, являлись предметом постоянного пользования и у средневекового населения Пермского Предуралья, причём использовались далеко не только как средство личной гигиены. В тех краях найдено значительное количество копоушек имеющих шумящие привески, которые прямо указывают на значение предмета как украшения-амулета (оберега). Древние полагали, что шумящие привески увеличивают обережную силу амулета.

Копоушки (уховёртки) иногда просто поражают разнообразием форм и сюжетов изображённых на них. Я, например, лично знаком с тремя людьми, увлечёнными коллекционированием именно этих изделий. Один их них, обладатель коллекции более чем в сотню экземпляров, считает, что, не смотря на наличие некоторых научных работ по данной теме, копоушки исследованы крайне недостаточно и неполно. Бывая иногда в гостях у своего знакомца, разглядывая в очередной раз его замечательную коллекцию, совершенно ясно осознаёшь – копоушки, вне всякого сомнения, настоящие, полноценные произведения искусства ни в чём не уступающие по художественности исполнения и изяществу декора иным общепризнанным артефактам.

Вот и получается, что даже у такой, вроде бы незамысловатой на первый взгляд, находки как копоушка (уховёртка, ушная ковырялка) есть своя, очень богатая и древняя история.

Современный аналог копоушки или уховертки, выполненный по оригинальному образцу, вы можете купить в нашем интернет-магазине современного медного художественного литья, вот здесь.

ГАЛЕРЕЯ КОПОУШЕК:

www.mednyobraz.ru

Ухочистка — Википедия

Бамбуковая ухочистка

Ухочистка, копоушка, мимикаки (яп. 耳掻き) — тонкий и длинный инструмент в форме палки с лопаточкой на конце, предназначенный для чистки уха внутри. Используется не только для доставания ушной серы, но и вообще — для чесания ушей. Данный специальный инструмент получил наибольшее распространение в странах восточной Азии.

Отверстие в ухе, по какой-либо причине ставшее чесаться, люди обычно пытаются чесать с помощью самого тонкого пальца, однако таким способом палец может войти только на небольшое расстояние внутри ушной раковины, но не в глубь уха. По этой причине для чесания используют специальный палко-подобный инструмент — ухочистку.

Обычные, традиционные ухочистки, которые, например, используются в Японии, в большинстве своём сделаны из бамбука. И хотя существуют портативные варианты, его длина обычно составляет от 13 до 15 см. Наибольший диаметр палочки примерно равен 4 мм, и сужается на концах. Один конец немного загнут или вырезан в форме округлой ложечки. Изгиб ложечки примерно равен 45°, толщина — 1 мм, ширина — 4 мм.

На противоположной стороне ухочистки располагается украшение, в Японии имеющее название «брахма», сделанное из птичьего пуха, либо в форме маленькой куклы. Используется пух водоплавающих птиц, который связывается нитью и прикрепляется к палке. В распушённом состоянии диаметр брахмы доходит до 35 мм. Этим приспособлением можно деликатно протирать ухо. Размер его обычно не позволяет достать до глубин уха, но бывают и исключения. Издревле большие и круглые предметы было принято называть «брахма», и название вероятнее всего происходит от специальной бахромы, прикрепляемой к рясе монаха.

Форма ухочисток обычно не сильно отличается, зато материал, из которых они изготавливаются, имеет большое разнообразие: кроме бамбука используется дерево, пластик, серебро, золото, слоновая или черепаховая кость, китовый ус, рога различных животных и т. п. Для покраски обычно используется лак или уруси. Для сохранности инструмент можно хранить в чехле или специальном футляре. Существуют ухочистки, в которых пушистый конец может заменяться на ложечку.

В последнее время появляется всё больше разновидностей ухочисток. Например, твёрдый конец может состоять из нескольких маленьких дисков, прикреплённых наподобие шляпки гвоздя; либо быть в виде спирали, петли или другой формы. Имеются также разновидности, сделанные из прозрачного пластика для лучшего обзора и подсветки; и даже с трубкой внутри, работающие по принципу пылесоса. Кроме того, некоторые нитковдеватели имеют ложечку для чесания уха.

Возможные заменители ухочистки — толстая сторона зубочистки, шляпка гвоздя или винта, спичка, скрепка, шпилька, ручка, карандаш, и т. п. Но так как эти предметы в основном не предназначены для чистки ушей, их использование довольно опасно и неэффективно при доставании ушной серы.

Кандзаси с ухочисткой

Самое первое упоминание об ухочистке, оставшееся в анналах японской истории, связано с заколкой кандзаси, от которой, как считается, и произошёл данный инструмент. Появление на конце кандзаси изгиба в форме лопаточки можно считать началом истории ухочистки.

В европейских странах сохранилось гораздо меньше упоминаний об ухочистках. Примерно в XVIII веке были случаи их производства из серебра в качестве предметов антиквариата. Однако, так как скорее всего большую часть их делали из дерева, более ранних экземпляров практически не найдено.

В Японии профессиональное чесание ушей производилось в парикмахерских. В период Эдо для этого даже существовали специальные заведения. Обычно чистка ушей предоставляется как дополнительная услуга к стрижке волос, или даже как отдельная процедура по просьбе посетителя. После выхода закона, в котором чесание ушей признаётся не лечебной процедурой (2005 год), начали появляться специальные салоны, специализирующиеся на данной услуге. Также в некоторых салонах красоты и в специальных развлекательных заведениях появилась дополнительная услуга, по которой, например, можно получить чистку ушей, лёжа у девушки на коленях.

В странах Юго-Восточной Азии также можно найти специализированные заведения для чесания ушей, однако там зачастую имеются проблемы с гигиеной, так как услуга порой предоставляется просто на улице или в парке с помощью многоразовых инструментов.

Обычно ухочистка используется, когда чешутся уши, однако для многих людей это обыденная гигиеническая процедура по удалению ушной серы. Но в последнем случае необходимо быть внимательным, чтобы не допустить воспаления в наружном слуховом проходе. С точки зрения медицины ушная сера имеет свойство защищать кожу, сдерживая рост микробов; поэтому существует точка зрения, что частое удаление ушной серы негативно сказывается на коже.

При использовании ухочистку держат так же, как и обычный карандаш. Ушная сера достаётся с помощью небольшой лопаточки на конце; в это время необходимо остерегаться случайного заталкивания серы ещё дальше. При попадании в ухо воды лучше воспользоваться ватной палочкой или бумажной салфеткой. Кроме того, для лучшей очистки уха в дополнение могут использоваться растворы на спирту и прочие методы.

В отоларингологии также существует процедура по удалению излишков ушной серы. Она обычно проводится, когда пациент не может самостоятельно решить проблему. При этом может использоваться эндоскоп, специальный пинцет, устройство для промывания уха и т. п. Помимо наличия больших пробок ушной серы, к отоларингологу обращаются в случае воспаления или повреждения внутренней части уха в процессе чистки.

Применение для разных видов ушной серы[править | править код]

В мире выделяют два вида ушной серы: сухая и влажная. Причём наличие какого-то из этих видов передаётся только по наследству. Таким образом, отношение количества людей с разными видами ушной серы отличается в разных странах. Сухая ушная сера больше встречается в районе её происхождения — восточной части Азии. Считается, что чистка ушей ухочисткой больше подходит для сухой ушной серы, а ватные палочки — для влажной[1].

ru.wikipedia.org

Копоушка – история одного предмета старины

Археологи в разных частях Земли неоднократно находили необычные вещицы, похожие на палочки с миниатюрной ложечкой на конце. Что это? Однозначного мнения нет, но большинство ученых сходятся во мнении, что копоушки – это ковырялки (или ухочистки) для ушей. Ведь много веков назад людям иной раз, как и нам, хотелось почистить уши…

Археологи в разных частях Земли неоднократно находили необычные вещицы, похожие на палочки с миниатюрной ложечкой на конце. Что это? Однозначного мнения нет, но большинство ученых сходятся во мнении, что копоушки – это ковырялки (или ухочистки) для ушей. Ведь много веков назад людям иной раз, как и нам, хотелось почистить уши…

Узнаем же удивительные факты про копоушку и, может быть, они помогут нам разобраться, чем она была для людей – предметом личной гигиены, оберегом или украшением.

Копоушка

Первые найденные археологами копоушки датируются несколькими веками до нашей эры. Сначала их делали из дерева и кости, позднее – еще из металла (железа, бронзы, золота, серебра) и стекла. Причем, учитывая изысканное оформление многих из них, можно предположить, что копоушки были вещью, которую не скрывали от посторонних глаз.

Копоушка – изделие от 4 до 15 см в длину с сужающимся концом, на котором есть маленькая ложечка.

Конец копоушки, противоположный ложечке, помимо украшения, часто имел колечко или прорезь, скорее всего, для крепления копоушки к какому-то предмету одежды.

Учитывая это, большинство специалистов сходятся во мнении, что ухочистки служили для нескольких целей: ими чистили уши, они были украшением (как правило, женским), а также – оберегом.

Копоушки

Где женщины носили копоушки? По-разному. У некоторых народов они либо крепились к ленте, которой завязывали косу, либо свисали поверх нее. У других – висели на длинной цепочке, крепясь к лифу платья. У третьих – на поясе.

На территории России копоушки также не раз находили, в основном в Удмуртии и в Коми. В нашей стране эти ушные ковырялки были широко распространены в 18 и 19 веках, но и в середине 20 века они были в обиходе у некоторых народностей: бурят, хантов, манси.

Почему специалисты предполагают, что у некоторых народов копоушка была еще и оберегом? Потому что нередко их находят на одном шнуре с крестиком. Амулетом – оберегом копоушка была, например, у средневековых жителей Урала. В этих местах их находят в одной связке с гремящими подвесками. Как известно, раньше люди верили, что гремящие подвески усиливают магическую мощь оберега.

Копоушки настолько разнообразные, что коллекционеры не могли обойти их своим вниманием. Многие из них – настоящие произведения искусства. Одни поражают своей изысканной резьбой, другие – миниатюрными скульптурами.

В целом же, копоушка – артефакт с длинной и интересной историей, еще малоизученной, но позволяющей лучше узнать о прошлой жизни людей.

morefactov.ru

Копоушки – только предмет личной гигиены?

Что попадает под катушку металлоискателя.

Копоушки, в общем-то, не особенно и редкие находки, попадаются они любителям приборного поиска довольно регулярно. Правда, чаще мы получаем их с изрядными утратами, но это и не удивительно, принимая во внимание то, сколько лет такие маленькие изящные изделия провели в земле, да ещё и зачастую в земле обрабатываемой. Но как бы там ни было, копоушек известно великое множество. Изготавливались они из самого разного материала, от золота и серебра до кости (?) и железа, не говоря уж о бронзе и медных сплавах. Спроси у первого, встреченного в поле или на слёте копаря - что такое копоушка и для чего она предназначалась? Почти каждый ответит, мол, это такая маленькая металлическая палочка с типа ложечкой на окончании, предназначенная для чистки ушей от серы. Ну и ещё может быть добавит, что вообще-то они (копоушки) иногда бывают затейливо украшены. Ответ почти правильный. Именно почти, так как оказывается, учёные до сих пор не пришли к единому мнению о том, что же такое копоушка.


Копоушка бронзовая.

Я сейчас не о тех деятелях, которые с трудом пережив после окончания института два-три полевых сезона, кричат, к месту и не очень о своём профессионализме, а о людях полностью посвятивших себя науке, для которых каждое слово, имеющее отношение к нашей истории, на вес золота.

Надо отметить, у занимавшихся изучением данного вопроса учёных, только во второй половине 20-го века окончательно сформировался взгляд на копоушки, как на полноценный источник историко-культурной и хронологической информации. Притом, что существует значительное количество пробелов в исследовании этих изделий. Отсутствие единой точки зрения на функциональное назначение копоушек породило множество гипотез, из которых на сегодняшний день можно смело выделить три основных.

Хотя по моему скромному (не профессиональному) мнению, правы те учёные, которые считают, что основные гипотезы никак не противоречат и даже наоборот, прекрасно дополняют друг друга, а копоушки представляют собой полифункциональный предмет...

Но, обо всём по порядку.

Версия первая – копоушки являются утилитарно-бытовой вещью, это подтверждают и этнографы. То есть использовались исключительно как предмет личной гигиены.

Версия вторая – копоушки являются оберегом-амулетом.

Версия третья – копоушки это украшения-подвески, такое заключение сделано по археологическим и этнографическим материалам.

За каждой из выдвинутых гипотез известные в науке имена, правда, в основном работы выходили до 90-х. Честно говоря, порой складывается ощущение, что основная цель научной и околонаучной братии уделать оппонента, а вовсе не найти истину. Ну, это так, к слову.

И вот что получается, эти изделия вполне обычны для финно-угорских народов, заселявших обширнейшие территории. Однако западнее карельских земель (в этом направлении) копоушки очень редко встречаются. Отдельные находки были сделаны лишь в Финляндии, да и то, скорее всего, занесли их туда карелы.

Копоушки, у финно-угорских народов, безусловно, использовались в гигиенических целях, но одновременно служили вполне обычным украшением женского костюма. Крепились они к правой части нагрудного гарнитура металлической цепочкой и спускались до пояса или ниже пояса. Делали копоушки из серебра, медных сплавов и железа, известно изделие из кости (?). Материалы, которые использовались для изготовления, достаточно разнообразны, что также сыграло важную роль при рассмотрении их как объекта исследования.

В научных работах описаны копоушки, различных размеров. Длинна, всех рассматривавшихся экземпляров составляет от 3,1 до 15 сантиметров, как правило, изделия сужаются в нижней части и заканчиваются маленькой ложечкой. В сечении они могут быть круглыми, гранёными и плоскими, иногда встречаются даже имеющие орнамент. Известно, что копоушки были достаточно популярны чуть ли не у всех народов Евразии, а происхождением своим уходят в совсем уж седую старину.


В Сирии, при раскопках поселения конца 2 – начала 1 тысячелетия до н. э. были обнаружены свидетельства бытования копоушек.

продолжение следует...

Д. Нукратец.


www.mdregion.ru

История одного предмета. Копоушка.


Копоушка - достаточно известная и популярная туалетная принадлежность. Копоушки изготавливались из дерева, кости, стекла и металла. Они известны с эпохи бронзы, достаточно часто встречаются в археологических памятниках, начиная с раннего железного века (VIII в.до н.э.) и на всём протяжении истории человечества.

На территории Восточной Европы хронологические рамки основного бытования копоушек, зафиксированного археологическими находками, определяются VIII в. до н.э.-XIX в. Историография изучения копоушек скудна из-за отсутствия серьезных исследований в этой области. Изучение копоушек в качестве исторического источника началось с середины XIX века.

Копоушек известно великое множество. Изготавливались они из самого разного материала, от золота и серебра до кости и железа, не говоря уж о бронзе и медных сплавах. Что же такое копоушка и для чего она предназначалась? Оказывается.... учёные до сих пор не пришли к единому мнению о том, что же такое копоушка.У занимавшихся изучением данного вопроса учёных, только во второй половине 20-го века окончательно сформировался взгляд на копоушки, как на полноценный источник историко-культурной и хронологической информации. Притом, что существует значительное количество пробелов в исследовании этих изделий. Отсутствие единой точки зрения на функциональное назначение копоушек породило множество гипотез, из которых на сегодняшний день можно  выделить три основных.

Версия первая. Копоушки являются бытовой вещью, это подтверждают и этнографы. То есть использовались исключительно как предмет личной гигиены.

Версия вторая. Копоушки являются оберегом-амулетом.

Версия третья. Копоушки это украшения-подвески, такое заключение сделано по археологическим и этнографическим материалам.

Копоушки, у финно-угорских народов, безусловно, использовались в гигиенических целях, но одновременно служили вполне обычным украшением женского костюма. Крепились они к правой части нагрудного гарнитура металлической цепочкой и спускались до пояса или ниже пояса. Делали копоушки из серебра, медных сплавов и железа, известно изделие из кости . Материалы, которые использовались для изготовления, достаточно разнообразны.

  

Длинна,  экземпляров составляет от 3,1 до 15 сантиметров, как правило, изделия сужаются в нижней части и заканчиваются маленькой ложечкой.

В Сирии, при раскопках поселения конца 2 – начала 1 тысячелетия до н. э. были обнаружены свидетельства бытования копоушек.

В 1 тысячелетии нашей эры копоушки были выявлены в гуннских, готских и аварских комплексах раннего средневековья Западной Европы, а так же имели значительное распространение на территориях Франции, Италии и Китая.

Эти изделия, оказывается, являлись предметом постоянного пользования и у средневекового населения Пермского Предуралья, причём использовались далеко не только как средство личной гигиены. В тех краях найдено значительное количество копоушек имеющих шумящие привески, которые прямо указывают на значение предмета как украшения-амулета (оберега). Древние полагали, что шумящие привески увеличивают обережную силу амулета.

Ну а сегодня, в немалой степени благодаря "нашему брату", хорошо известно насколько большее распространение на самом деле имели копоушки в 18-19 веках.

Почему же этот предмет туалета так часто теряли?

 Установленно месторасположение копоушек в женском средневековом костюме. Обычно они находились в составе накосников (украшение на конце женской косы), использовались, как правило, по одной. Либо вплетаясь в правую косу, либо свисая поверх неё.В более поздний период копоушка иногда носилась на шнурке (гайтане) рядом с крестиком, видимо выполняя функцию оберега, значительно реже её носили на поясе.

        

Интересно что в 80-е года 20-го века уховёртки всё ещё были в ходу у некоторых народов СССР, например туркменов, бурят, хантов и манси.

clubklad.ru

Знаете ли вы, зачем нужны копоушки?

Археологи в разных частях Земли неоднократно находили необычные вещицы, похожие на палочки с миниатюрной ложечкой на конце. Что это? Однозначного мнения нет, но большинство ученых сходятся во мнении, что копоушки – это ковырялки для ушей (вот тут подробнее про УШНУЮ СЕРУ). Ведь много веков назад людям иной раз, как и нам, хотелось почистить уши…

Узнаем же удивительные факты про копоушку и, может быть, они помогут нам разобраться, чем она была для людей – предметом личной гигиены, оберегом или украшением.

Первые найденные археологами копоушки датируются несколькими веками до нашей эры. Сначала их делали из дерева и кости, позднее – еще из металла (железа, бронзы, золота, серебра) и стекла. Причем, учитывая их изысканное оформление многих из них, можно предположить, что копоушки были вещью, которую не скрывали от посторонних глаз.


Фото 2.

Копоушка – изделие от 4 до 15 см в длину с сужающимся концом, на котором есть маленькая ложечка.
Конец копоушки, противоположный ложечке, помимо украшения, часто имел колечко или прорезь, скорее всего, для крепления копоушки к какому-то предмету одежды.

Фото 3.

Учитывая это, большинство специалистов сходятся во мнении, что копоушки служили для нескольких целей: ими чистили уши, они были украшением (как правило, женским), а также – оберегом.

Копоушка - достаточно известная и популярная туалетная принадлежность. Копоушки изготавливались из дерева, кости, стекла и металла. Они известны с эпохи бронзы, достаточно часто встречаются в археологических памятниках, начиная с раннего железного века (VIII в.до н.э.) и на всём протяжении истории человечества, вплоть до сего дня, копоушка является неотъемлемой частью маникюрного набора, производимого современной промышленностью.

Где женщины носили копоушки? По-разному. У некоторых народов они либо крепились к ленте, которой завязывали косу, либо свисали поверх нее. У других – висели на длинной цепочке, крепясь к лифу платья. У третьих – на поясе.

На территории России копоушки также не раз находили, в основном в Удмуртии и в Коми. В нашей стране эти ушные ковырялки были широко распространены в 18 и 19 веках, но и в середине 20 века они были в обиходе у некоторых народностей: бурят, хантов, манси.

Фото 4.

Почему специалисты предполагают, что у некоторых народов копоушка была еще и оберегом? Потому что нередко их находят на одном шнуре с крестиком. Амулетом – оберегом копоушка была, например, у средневековых жителей Урала. В этих местах их находят в одной связке с гремящими подвесками. Как известно, раньше люди верили, что гремящие подвески усиливают магическую мощь оберега.

Фото 5.

Копоушки настолько разнообразные, что коллекционеры не могли обойти их своим вниманием. Многие из них – настоящие произведения искусства. Одни поражают своей изысканной резьбой, другие – миниатюрными скульптурами.

В целом же, копоушка – артефакт с длинной и интересной историей, еще малоизученной, но позволяющей лучше узнать о прошлой жизни людей.

Фото 6.

Фото 7.

Фото 8.

Такие копоушки изготовлялись с благословения настоятеля Спасо-Мирожского Завеличского монастыря (существует и поныне) во Пскове игумена Афанасия в 1662-1670 годах

Фото 9.

На территории Восточной Европы хронологические рамки основного бытования копоушек, зафиксированного археологическими находками, определяются VIII в. до н.э. – XV в. н.э., хотя имеют хождение и в XIX в. Историография изучения копоушек скудна из-за отсутствия серьезных исследований в этой области. Изучение копоушек в качестве исторического источника началось с середины XIX века.

Ковырялка ушная - "СѢрныя (церуминальныя) пробки въ У., которыя притупляютъ слухъ и вызываютъ явленiя раздраженiя, должны быть удаляемы не ушными ковырялками, которыми можно повредить слуховой проходъ, а помощью ваты или теплой воды; иногда эти пробки такъ крепко сидятъ, что приходится прибегать къ помощи ушного врача" (Энциклопедический словарь, изд. Брокгауза и Ефрона. — В.М.О. Ухо, болезни его. - Т. XXXVI, полутом 69. - СПб., 1902. - С. 98.)

Фото 10.

Эти изделия вполне обычны для финно-угорских народов, заселявших обширнейшие территории. Однако западнее карельских земель (в этом направлении) копоушки очень редко встречаются. Отдельные находки были сделаны лишь в Финляндии, да и то, скорее всего, занесли их туда карелы.

Копоушка («уховертка», Cure-oreille) — «для очистки ушей от серы в виде миниатюрной ложечки с округлой чашечкой и плоским стеблем. Особенно распространена в XVIII в., когда копоушка являлась обязательной частью туалетных принадлежностей» (ольдберг Т., Мишуков Ф., Платонова Н., Постникова-Лосева М. Русское золотое и серебряное дело XV-XX вв. - М.: Наука, 1967. — С.104.)

Копоушки, у финно-угорских народов, безусловно, использовались в гигиенических целях, но одновременно служили вполне обычным украшением женского костюма. Крепились они к правой части нагрудного гарнитура металлической цепочкой и спускались до пояса или ниже пояса. Делали копоушки из серебра, медных сплавов и железа, известно изделие из кости (?). Материалы, которые использовались для изготовления, достаточно разнообразны, что также сыграло важную роль при рассмотрении их как объекта исследования.

Фото 11.

В научных работах описаны копоушки, различных размеров. Длинна, всех рассматривавшихся экземпляров составляет от 3,1 до 15 сантиметров, как правило, изделия сужаются в нижней части и заканчиваются маленькой ложечкой. В сечении они могут быть круглыми, гранёными и плоскими, иногда встречаются даже имеющие орнамент. Известно, что копоушки были достаточно популярны чуть ли не у всех народов Евразии, а происхождением своим уходят в совсем уж седую старину.

В Сирии, при раскопках поселения конца 2 – начала 1 тысячелетия до н. э. были обнаружены свидетельства бытования копоушек.

Фото 12.

Изучение копоушек (уховёрток) как исторического источника включает в себя классификацию по форме, размерам, декору и материалу. Что позволяет выделить основную и локальную типологию, способную идентифицировать принадлежность к той или иной культурно-исторической общности. Проще говоря, определить «чьих будет» и датировать.

Известно, что копоушки являлись достаточно распространённым изделием у многих народов Евразии.

Использовали их в Восточной Европе, Средней Азии и Сибири, начиная с 1 тысячелетия до нашей эры. Обнаружены они в археологических материалах среднеевропейской Лужицкой культуры, были найдены при археологических раскопках на североиндостанских памятниках конца 1 тысячелетия до н. э. – начала 1 тысячелетия н. э.

В 1 тысячелетии нашей эры копоушки были выявлены в гуннских, готских и аварских комплексах раннего средневековья Западной Европы, а так же имели значительное распространение на территориях Франции, Италии и Китая.

Кстати сказать, в советское время учёные считали, что бытовали уховёртки, вплоть, до 19 века лишь в некоторых регионах страны. Эти предположения выдвигались на основании результатов исследований, так называемых, поздних археологических и этнографических материалов с историко-культурных памятников удмуртов и коми.

Фото 13.

Ну а сегодня, в немалой степени благодаря любителям приборного поиска, хорошо известно насколько большее распространение на самом деле имели копоушки в 18-19 веках.

Фото 14.

Почему же этот предмет туалета так часто теряли?

Достоверно удалось установить месторасположение копоушек в женском средневековом костюме. Обычно они находились в составе накосников (украшение на конце женской косы), использовались, как правило, по одной. Либо вплетаясь в правую косу, либо свисая поверх неё.

Фото 15.

В более поздний период копоушка иногда носилась на шнурке (гайтане) рядом с крестиком, видимо выполняя функцию оберега, значительно реже её носили на поясе.

Между прочим, в 80-е года 20-го века уховёртки всё ещё были в ходу у некоторых народов СССР, например туркменов, бурят, хантов и манси.

Эти изделия, оказывается, являлись предметом постоянного пользования и у средневекового населения Пермского Предуралья, причём использовались далеко не только как средство личной гигиены. В тех краях найдено значительное количество копоушек имеющих шумящие привески, которые прямо указывают на значение предмета как украшения-амулета (оберега). Древние полагали, что шумящие привески увеличивают обережную силу амулета.

Копоушки (уховёртки) иногда просто поражают разнообразием форм и сюжетов изображённых на них. Я, например, лично знаком с тремя людьми, увлечёнными коллекционированием именно этих изделий. Один их них, обладатель коллекции более чем в сотню экземпляров, считает, что, не смотря на наличие некоторых научных работ по данной теме, копоушки исследованы крайне недостаточно и неполно. Бывая иногда в гостях у своего знакомца, разглядывая в очередной раз его замечательную коллекцию, совершенно ясно осознаёшь – копоушки, вне всякого сомнения, настоящие, полноценные произведения искусства ни в чём не уступающие по художественности исполнения и изяществу декора иным общепризнанным артефактам.

Фото 16.

Вот и получается, что даже у такой, вроде бы незамысловатой на первый взгляд, находки как копоушка (уховёртка, ушная ковырялка) есть своя, очень богатая и древняя история.

Фото 17.

[источники]источники
http://morefactov.ru/fact/kopoushka-istoriya-odnogo-predmeta-stariny
http://www.monetonos.ru/index.php?topic=13710.15
http://www.mednyobraz.ru/stat/2-statiyolitie/52-mednaya-kopoushka-praroditelnicza-sovremennoj-vatnoj-palochki-dlya-ushej.html
http://weaponology.mirtesen.ru/blog/43896410836/Kopaushki

Еще несколько интересных традиций прошлых лет: вот например Сибирские блюда 100 лет назад, а вот Жутки обряд Тораджи. Давайте вспомним 15 главных брендов Российской империи и Что нужно знать о русском язычестве. Вспомним популярный Миф о русском пьянстве и Кто есть кто в былинном мире

masterok.livejournal.com

Копоушки - Мастерок.жж.рф — LiveJournal

Археологи в разных частях Земли неоднократно находили необычные вещицы, похожие на палочки с миниатюрной ложечкой на конце. Что это? Однозначного мнения нет, но большинство ученых сходятся во мнении, что копоушки – это ковырялки для ушей (вот тут подробнее про УШНУЮ СЕРУ). Ведь много веков назад людям иной раз, как и нам, хотелось почистить уши…

Узнаем же удивительные факты про копоушку и, может быть, они помогут нам разобраться, чем она была для людей – предметом личной гигиены, оберегом или украшением.

Первые найденные археологами копоушки датируются несколькими веками до нашей эры. Сначала их делали из дерева и кости, позднее – еще из металла (железа, бронзы, золота, серебра) и стекла. Причем, учитывая их изысканное оформление многих из них, можно предположить, что копоушки были вещью, которую не скрывали от посторонних глаз.


Фото 2.

Копоушка – изделие от 4 до 15 см в длину с сужающимся концом, на котором есть маленькая ложечка.
Конец копоушки, противоположный ложечке, помимо украшения, часто имел колечко или прорезь, скорее всего, для крепления копоушки к какому-то предмету одежды.

Фото 3.

Учитывая это, большинство специалистов сходятся во мнении, что копоушки служили для нескольких целей: ими чистили уши, они были украшением (как правило, женским), а также – оберегом.

Копоушка - достаточно известная и популярная туалетная принадлежность. Копоушки изготавливались из дерева, кости, стекла и металла. Они известны с эпохи бронзы, достаточно часто встречаются в археологических памятниках, начиная с раннего железного века (VIII в.до н.э.) и на всём протяжении истории человечества, вплоть до сего дня, копоушка является неотъемлемой частью маникюрного набора, производимого современной промышленностью.

Где женщины носили копоушки? По-разному. У некоторых народов они либо крепились к ленте, которой завязывали косу, либо свисали поверх нее. У других – висели на длинной цепочке, крепясь к лифу платья. У третьих – на поясе.

На территории России копоушки также не раз находили, в основном в Удмуртии и в Коми. В нашей стране эти ушные ковырялки были широко распространены в 18 и 19 веках, но и в середине 20 века они были в обиходе у некоторых народностей: бурят, хантов, манси.

Фото 4.

Почему специалисты предполагают, что у некоторых народов копоушка была еще и оберегом? Потому что нередко их находят на одном шнуре с крестиком. Амулетом – оберегом копоушка была, например, у средневековых жителей Урала. В этих местах их находят в одной связке с гремящими подвесками. Как известно, раньше люди верили, что гремящие подвески усиливают магическую мощь оберега.

Фото 5.

Копоушки настолько разнообразные, что коллекционеры не могли обойти их своим вниманием. Многие из них – настоящие произведения искусства. Одни поражают своей изысканной резьбой, другие – миниатюрными скульптурами.

В целом же, копоушка – артефакт с длинной и интересной историей, еще малоизученной, но позволяющей лучше узнать о прошлой жизни людей.

Фото 6.

Фото 7.

Фото 8.

Такие копоушки изготовлялись с благословения настоятеля Спасо-Мирожского Завеличского монастыря (существует и поныне) во Пскове игумена Афанасия в 1662-1670 годах

Фото 9.

На территории Восточной Европы хронологические рамки основного бытования копоушек, зафиксированного археологическими находками, определяются VIII в. до н.э. – XV в. н.э., хотя имеют хождение и в XIX в. Историография изучения копоушек скудна из-за отсутствия серьезных исследований в этой области. Изучение копоушек в качестве исторического источника началось с середины XIX века.

Ковырялка ушная - "СѢрныя (церуминальныя) пробки въ У., которыя притупляютъ слухъ и вызываютъ явленiя раздраженiя, должны быть удаляемы не ушными ковырялками, которыми можно повредить слуховой проходъ, а помощью ваты или теплой воды; иногда эти пробки такъ крепко сидятъ, что приходится прибегать къ помощи ушного врача" (Энциклопедический словарь, изд. Брокгауза и Ефрона. — В.М.О. Ухо, болезни его. - Т. XXXVI, полутом 69. - СПб., 1902. - С. 98.)

Фото 10.

Эти изделия вполне обычны для финно-угорских народов, заселявших обширнейшие территории. Однако западнее карельских земель (в этом направлении) копоушки очень редко встречаются. Отдельные находки были сделаны лишь в Финляндии, да и то, скорее всего, занесли их туда карелы.

Копоушка («уховертка», Cure-oreille) — «для очистки ушей от серы в виде миниатюрной ложечки с округлой чашечкой и плоским стеблем. Особенно распространена в XVIII в., когда копоушка являлась обязательной частью туалетных принадлежностей» (ольдберг Т., Мишуков Ф., Платонова Н., Постникова-Лосева М. Русское золотое и серебряное дело XV-XX вв. - М.: Наука, 1967. — С.104.)

Копоушки, у финно-угорских народов, безусловно, использовались в гигиенических целях, но одновременно служили вполне обычным украшением женского костюма. Крепились они к правой части нагрудного гарнитура металлической цепочкой и спускались до пояса или ниже пояса. Делали копоушки из серебра, медных сплавов и железа, известно изделие из кости (?). Материалы, которые использовались для изготовления, достаточно разнообразны, что также сыграло важную роль при рассмотрении их как объекта исследования.

Фото 11.

В научных работах описаны копоушки, различных размеров. Длинна, всех рассматривавшихся экземпляров составляет от 3,1 до 15 сантиметров, как правило, изделия сужаются в нижней части и заканчиваются маленькой ложечкой. В сечении они могут быть круглыми, гранёными и плоскими, иногда встречаются даже имеющие орнамент. Известно, что копоушки были достаточно популярны чуть ли не у всех народов Евразии, а происхождением своим уходят в совсем уж седую старину.

В Сирии, при раскопках поселения конца 2 – начала 1 тысячелетия до н. э. были обнаружены свидетельства бытования копоушек.

Фото 12.

Изучение копоушек (уховёрток) как исторического источника включает в себя классификацию по форме, размерам, декору и материалу. Что позволяет выделить основную и локальную типологию, способную идентифицировать принадлежность к той или иной культурно-исторической общности. Проще говоря, определить «чьих будет» и датировать.

Известно, что копоушки являлись достаточно распространённым изделием у многих народов Евразии.

Использовали их в Восточной Европе, Средней Азии и Сибири, начиная с 1 тысячелетия до нашей эры. Обнаружены они в археологических материалах среднеевропейской Лужицкой культуры, были найдены при археологических раскопках на североиндостанских памятниках конца 1 тысячелетия до н. э. – начала 1 тысячелетия н. э.

В 1 тысячелетии нашей эры копоушки были выявлены в гуннских, готских и аварских комплексах раннего средневековья Западной Европы, а так же имели значительное распространение на территориях Франции, Италии и Китая.

Кстати сказать, в советское время учёные считали, что бытовали уховёртки, вплоть, до 19 века лишь в некоторых регионах страны. Эти предположения выдвигались на основании результатов исследований, так называемых, поздних археологических и этнографических материалов с историко-культурных памятников удмуртов и коми.

Фото 13.

Ну а сегодня, в немалой степени благодаря любителям приборного поиска, хорошо известно насколько большее распространение на самом деле имели копоушки в 18-19 веках.

Фото 14.

Почему же этот предмет туалета так часто теряли?

Достоверно удалось установить месторасположение копоушек в женском средневековом костюме. Обычно они находились в составе накосников (украшение на конце женской косы), использовались, как правило, по одной. Либо вплетаясь в правую косу, либо свисая поверх неё.

Фото 15.

В более поздний период копоушка иногда носилась на шнурке (гайтане) рядом с крестиком, видимо выполняя функцию оберега, значительно реже её носили на поясе.

Между прочим, в 80-е года 20-го века уховёртки всё ещё были в ходу у некоторых народов СССР, например туркменов, бурят, хантов и манси.

Эти изделия, оказывается, являлись предметом постоянного пользования и у средневекового населения Пермского Предуралья, причём использовались далеко не только как средство личной гигиены. В тех краях найдено значительное количество копоушек имеющих шумящие привески, которые прямо указывают на значение предмета как украшения-амулета (оберега). Древние полагали, что шумящие привески увеличивают обережную силу амулета.

Копоушки (уховёртки) иногда просто поражают разнообразием форм и сюжетов изображённых на них. Я, например, лично знаком с тремя людьми, увлечёнными коллекционированием именно этих изделий. Один их них, обладатель коллекции более чем в сотню экземпляров, считает, что, не смотря на наличие некоторых научных работ по данной теме, копоушки исследованы крайне недостаточно и неполно. Бывая иногда в гостях у своего знакомца, разглядывая в очередной раз его замечательную коллекцию, совершенно ясно осознаёшь – копоушки, вне всякого сомнения, настоящие, полноценные произведения искусства ни в чём не уступающие по художественности исполнения и изяществу декора иным общепризнанным артефактам.

Фото 16.

Вот и получается, что даже у такой, вроде бы незамысловатой на первый взгляд, находки как копоушка (уховёртка, ушная ковырялка) есть своя, очень богатая и древняя история.

Фото 17.

[источники]источники
http://morefactov.ru/fact/kopoushka-istoriya-odnogo-predmeta-stariny
http://www.monetonos.ru/index.php?topic=13710.15
http://www.mednyobraz.ru/stat/2-statiyolitie/52-mednaya-kopoushka-praroditelnicza-sovremennoj-vatnoj-palochki-dlya-ushej.html
http://weaponology.mirtesen.ru/blog/43896410836/Kopaushki

Еще несколько интересных традиций прошлых лет: вот например Сибирские блюда 100 лет назад, а вот Жутки обряд Тораджи. Давайте вспомним 15 главных брендов Российской империи и Что нужно знать о русском язычестве. Вспомним популярный Миф о русском пьянстве и Кто есть кто в былинном мире

masterok.livejournal.com

Копоушки, блохоловки и чашки для усатых

Быт наших прабабушек и прадедушек, несомненно, отличался от современного. Да даже быт наших родителей уже не похож на наш. Многие, совершенно необходимые в прошлом предметы, прочно забыты. Какие-то за ненадобностью, т.к. изменились условия жизни, какие-то претерпели настолько сильные изменения и усовершенствования, что узнать их прообраз без подсказки специалистов невозможно.

Начнём с копоушек. Тем более, что территория их распространения захватывала всю Европу, Среднюю Азию, Россию и Китай. Копоушка — это маленькая палочка миниатюрной ложечкой с одной сторону и с широкой, часть украшенной частью — с другой. Была она предметом личной гигиены и предназначалась для удаления серы из ушей.

Первые, найденные археологами копоушки датируются несколькими веками до нашей эры. А использовались они повсеместно до начала 20-го века. Хотя, к этому времени врачи уже предупреждали, что безопаснее использовать деревянную палочку и намотанной на нее ватой:

Ковырялка ушная — «СѢрныя (церуминальныя) пробки въ У., которыя притупляютъ слухъ и вызываютъ явленiя раздраженiя, должны быть удаляемы не ушными ковырялками, которыми можно повредить слуховой проходъ, а помощью ваты или теплой воды; иногда эти пробки такъ крепко сидятъ, что приходится прибегать къ помощи ушного врача» (Энциклопедический словарь, изд. Брокгауза и Ефрона. — В.М.О. Ухо, болезни его. — Т. XXXVI, полутом 69. — СПб., 1902. — С. 98.)

Делали их сначала из дерева и кости, потом из бронзы, железа и даже драгоценных металлов. И богато украшали ту часть, что бралась пальцами.

Копоушки оформлены достаточно затейливо и явно носились на виду. На Руси девушки даже прикрепляли их к накосникам — украшениям в конце женской косы. Иногда ее носили рядом с крестиком, как оберег 0 они имели соответствующий орнамент. Иногда — крепили к поясу.

Материал и декор зависел от состоятельности владельца.

Разнообразие их таково, что в мире существует множество коллекционеров копоушек, а особо редкие и искусные экземпляры украшают экспозицию музеев.

Вторым необычным предметом является Чашка для усатых.

Появились они впервые в Англии в эпоху ее успехов в колонизации Индии. Именно оттуда английские военные привезли усы.)) Вернее, моду на них. Так что середина и конец 19-го века — пик моды на усатых мужчин.

«Губа без усов похожа на тело без одежды.» — заявлял Ги де Мопассан. Усы холили и лелеяли. Их завивали, на ночь заворачивали в папиросную бумагу, покрывали всякими косметическими средствами для поддержания формы и боевого духа усов!

И тут представьте — пришли вы в гости, налили вам чаю и усы, под влиянием горячего пара обвисли! Все, день потерян, впечатление испорчено, дама вам отказала! Впору стреляться!

И вот в 1860 году британский подданный Харви Адамс изобрел великолепный и изящный выход из ситуации — чашку со специальной полочкой, защищавшей усы от пара. Чашки такой формы молниеносно завоевали популярность. Столь модную и востребованную посуду кинулись выпускать известнейшие фарфоровые производства Европы.

После первой Мировой войны мода на усы постепенно сошла на нет — и вот сейчас — новый всплеск, снова пришедший к нам с Востока. Снова начали выпускать такие чашки!

И, напоследок — снова о «прозе жизни — блохоловках))

Все помнят „Даму с горностаем“ Леонардо до Винчи.

Не важно, горностай это на самом деле или нет, важно, почему знатная дама держит его на руках. Причина не в любви к животным, а в том, почему мелких животных — кошек, собак, кроликов держали в домах. Причина в том, что иного способа избавления от блох не было. Нет, конечно, можно было обработать одежду отваром трав, отпугивающих блох, но одежда стоит дорого, перекладывание ее травой помогало ненадолго, а блохи подстерегали везде — дома, в постели, в гостях, в саду. Но блохи — живность хитрая, предпочитали „по-горячее“ и, если дама держала рядом с собой кошечку или собачку, горностая или кролика, у которых температура тела выше, чем человека — они, конечно, переходили на него. А уж помыть собаку все легче. Да и животное само на себе может поймать блоху.

Блохи были реальной проблемой — переносили тяжелые заболевания, их укусы чесались, а в приличном обществе не почешешься.))) Один из любимых цветов Марии Антуанетты – красновато-коричневый – назывался “puce”, по-французски – блохи. Это цвет пятна крови, оставшиеся на белье или простыне, после того, как блоха был убита.

Этой теме посвящено немало пикантных картин и даже фарфоровых фигур:

Но собачку или горностая с собой носить не всегда удобно. Выход был найден. И появился новый модный аксессуар — блохоловка.

Популярный среди аристократии XV—XVI веков предмет: шкурка соболя или другого пушного зверька, прикреплявшаяся к поясу или носимая на плече, с искусственными головой и лапами зверька из золота и драгоценных камней.

Но мода не стоит на месте! Вскоре появились более компактные приспособления — маленькие коробочки из кости, драгоценных пород дерева, серебра ( реже, т.к. предпочитались „теплые“ материалы), которые привешивались к поясу. Внутрь клался кусочек меха, на который капали капельки крови и меда или другого привлекательного для блох вещества. Блоха заскакивала внутрь, прилипала, тем самым избавляя владельца аксессуара от необходимости публично чесаться)))

Спасибо всем, кто зашел ко мне в гости. Надеюсь вам было интересно!

До следующей встречи!

aleks070565.livejournal.com

Чашки для усатых, копоушки и блохоловки. Необычные предметы из прошлого

Быт наших прабабушек и прадедушек, несомненно, отличался от современного. Да даже быт наших родителей уже не похож на наш. Многие, совершенно необходимые в прошлом предметы, прочно забыты. Какие-то за ненадобностью, т.к. изменились условия жизни, какие-то претерпели настолько сильные изменения и усовершенствования, что узнать их прообраз без подсказки специалистов невозможно.
Я хочу в нескольких топиках рассказать о наиболее необычных.
Начну с копоушек.
Тем более, что территория их распространения захватывала всю Европу, Среднюю Азию, Россию и Китай.
Копоушка — это маленькая палочка миниатюрной ложечкой с одной сторону и с широкой, часть украшенной частью — с другой. Была она предметом личной гигиены и предназначалась для удаления серы из ушей.
Первые, найденные археологами копоушки датируются несколькими веками до нашей эры. А использовались они повсеместно до начала 20-го века. Хотя, к этому времени врачи уже предупреждали, что безопаснее использовать деревянную палочку и намотанной на нее ватой:
Ковырялка ушная — «СѢрныя (церуминальныя) пробки въ У., которыя притупляютъ слухъ и вызываютъ явленiя раздраженiя, должны быть удаляемы не ушными ковырялками, которыми можно повредить слуховой проходъ, а помощью ваты или теплой воды; иногда эти пробки такъ крепко сидятъ, что приходится прибегать къ помощи ушного врача» (Энциклопедический словарь, изд. Брокгауза и Ефрона. — В.М.О. Ухо, болезни его. — Т. XXXVI, полутом 69. — СПб., 1902. — С. 98.)
Делали их сначала из дерева и кости, потом из бронзы, железа и даже драгоценных металлов. И богато украшали ту часть, что бралась пальцами.
Копоушки оформлены достаточно затейливо и явно носились на виду. На Руси девушки даже прикрепляли их к накосникам — украшениям в конце женской косы. Иногда ее носили рядом с крестиком, как оберег 0 они имели соответствующий орнамент. Иногда — крепили к поясу.
Материал и декор зависел от состоятельности владельца.
Разнообразие их таково, что в мире существует множество коллекционеров копоушек, а особо редкие и искусные экземпляры украшают экспозицию музеев.










Вторым необычным предметом является Чашка для усатых.
Появились они впервые в Англии в эпоху ее успехов в колонизации Индии. Именно оттуда английские военные привезли усы.)) Вернее, моду на них. Так что середина и конец 19-го века — пик моды на усатых мужчин.
«Губа без усов похожа на тело без одежды.» — заявлял Ги де Мопассан.
Усы холили и лелеяли. Их завивали, на ночь заворачивали в папиросную бумагу, покрывали всякими косметическими средствами для поддержания формы и боевого духа усов!
И тут представьте — пришли вы в гости, налили вам чаю и усы, под влиянием горячего пара обвисли! Все, день потерян, впечатление испорчено, дама вам отказала! Впору стреляться!
И вот в 1860 году британский подданный Харви Адамс изобрел великолепный и изящный выход из ситуации — чашку со специальной полочкой, защищавшей усы от пара.
Чашки такой формы молниеносно завоевали популярность. Столь модную и востребованную посуду кинулись выпускать известнейшие фарфоровые производства Европы.

После первой Мировой войны мода на усы постепенно сошла на нет — и вот сейчас — новый всплеск, снова пришедший к нам с Востока. Снова начали выпускать такие чашки!






И, напоследок — снова о «прозе жизни — блохоловках))

Все помнят „Даму с горностаем“ Леонардо до Винчи.

Не важно, горностай это на самом деле или нет, важно, почему знатная дама держит его на руках. Причина не в любви к животным, а в том, почему мелких животных — кошек, собак, кроликов держали в домах. Причина в том, что иного способа избавления от блох не было. Нет, конечно, можно было обработать одежду отваром трав, отпугивающих блох, но одежда стоит дорого, перекладывание ее травой помогало ненадолго, а блохи подстерегали везде — дома, в постели, в гостях, в саду. Но блохи — живность хитрая, предпочитали „по-горячее“ и, если дама держала рядом с собой кошечку или собачку, горностая или кролика, у которых температура тела выше, чем человека — они, конечно, переходили на него. А уж помыть собаку все легче. Да и животное само на себе может поймать блоху.
Блохи были реальной проблемой — переносили тяжелые заболевания, их укусы чесались, а в приличном обществе не почешешься.))) Один из любимых цветов Марии Антуанетты – красновато-коричневый – назывался “puce”, по-французски – блохи. Это цвет пятна крови, оставшиеся на белье или простыне, после того, как блоха был убита.
Этой теме посвящено немало пикантных картин и даже фарфоровых фигур:


Но собачку или горностая с собой носить не всегда удобно.
Выход был найден. И появился новый модный аксессуар — блохоловка.
Популярный среди аристократии XV—XVI веков предмет: шкурка соболя или другого пушного зверька, прикреплявшаяся к поясу или носимая на плече, с искусственными головой и лапами зверька из золота и драгоценных камней.

Но мода не стоит на месте!
Вскоре появились более компактные приспособления — маленькие коробочки из кости, драгоценных пород дерева, серебра ( реже, т.к. предпочитались „теплые“ материалы), которые привешивались к поясу. Внутрь клался кусочек меха, на который капали капельки крови и меда или другого привлекательного для блох вещества. Блоха заскакивала внутрь, прилипала, тем самым избавляя владельца аксессуара от необходимости публично чесаться)))




Серию тем хочу продолжить, но пойму, если кому-то мои рассказы не понравятся — все-таки некоторые подробности жизни предков были не теми, о которых принято рассказывать в приличном обществе.)))
Всем спасибо за внимание!

babiki.ru

копоушка — Викисловарь

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. копоу́шка копоу́шки
Р. копоу́шки копоу́шек
Д. копоу́шке копоу́шкам
В. копоу́шку копоу́шки
Тв. копоу́шкой
копоу́шкою
копоу́шками
Пр. копоу́шке копоу́шках

ко-по-у́ш-ка

Существительное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение (тип склонения 3*a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -коп-; интерфикс: -о-; корень: -уш-; суффикс: ; окончание: .

Произношение

Семантические свойства

Значение
  1. очень распространенный в эпоху Средневековья предмет личной гигиены для чистки ушей ◆ К предметам туалета относятся зеркала, раковины от двустворчатых моллюсков, бронзовая «копоушка» и румяна. «Материалы и исследования по археологии СССР», 1951 г. ◆ В толпе сновали мальчишки, предлагали покупать костяные «копоушки» — тонкие стерженьки с лопаточкой на одном конце и с дырочкой на другом. Татьяна Миронова, «Необычайное путешествие в древнюю Русь», 1994 г.
Синонимы
  1. уховёртка
Антонимы
Гиперонимы
Гипонимы

Родственные слова

Ближайшее родство

Этимология

Происходит от ??

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Перевод

Список переводов

Библиография

ru.wiktionary.org

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ НУМИЗМАТА » Копоушка / Что такое копоушки?

Автор: admin, 17 Мар 2013



Интересные и на первый взгляд не совсем понятные предметы можно найти в российской земле. Например малюсенькие длинные ложечки с ушками для верёвочек. Это специальные приспособления для чистки ушных раковин от серы. Их называют копоушки, ушные ковырялки или уховёртки. Их и сейчас иногда используют в маникюрных наборах. Пик их популярности был в восемнадцатом веке. Конечно с медицинской точки зрения уховёртки опасны и не допустимы, используя их можно легко повредить ушную мембрану или занести инфекцию.

История копоушек уходит в эпоху бронзы. Они найдены на раскопках поселений гуннских, готских и аварских народов первого тысячелетия нашей эры, у скифов и сарматов в захоронениях второго — шестого веков до нашей эры. Для чего так нужны были нашим предкам копоушки не совсем понятно. Ведь достаточно помыть уши водой. Может это был своеобразный шик. Или просто в долгих скитаний кочевых народов не всегда была возможность принятия водных процедур. По фигуре ушка (есть с петушками, сакральными знаками, фигурами человечков и животных) этого предмета, по его орнаменту можно определить к какой народности принадлежала и к какому времени.

Ушные ковырялки.

Ушные ковырялки делали из бронзы, дерева, стекла, а так же из кости и золота. Вообще копоушки применялись на всей территории Евразии. На одном из форумов для кладоискателей пользователь заявил, что его жена пользуется одной из найденной копоушкой и ей это нравится. Конечно предмет делался для удобства, но всё таки понятие гигиены и травматизма в то время были не на должном уровне. Новгородские копоушки 11-12 веков имели одинаковый вид, словно делались по стандарту.
Новгородская уховёртка.

Как коллекционный материал они интересны своим многообразием, красотой и таинственностью.

Рубрики: Словарь поисковика
Метки: копоушки, копоушка, что такое копоушка

allcoins.msk.ru


Смотрите также