Гаргульи что это такое


Кто такие гаргульи или горгульи и почему ими украшают храмы?

Почему во многих соборах Франции мы можем видеть страшных и ужасных горгулий. Или гаргулий? Сюрприз, номер раз! Это слово можно писать через «а» и через «о» – ибо оно не фиксируется нормативными словарями, и оба варианта считаются в равной степени приемлемыми для написания.

Тем не менее, к французскому gargouille (гаргуйль), как ни крути, но более близко написание через «а», так что в сегодняшнем рассказе я буду использовать именно его.

Русская википедия о происхождении гаргулий ничего внятного сказать не может. Там лишь сообщается, что персонаж стал популярен во времена Средневековья, а на карнизы домов и храмов пугающие скульптуры чаще всего помещали для отпугивания злых духов – они играли роль своеобразных мифических стражников.

Кроме того, говорят российские источники, гаргулии могли быть одним из художественных элементов собора, относящихся к иллюстрации наступления Апокалипсиса, ведь, как мы знаем, в Средние века церкви были современным аналогом комикса: фрески и скульптурные группы иллюстрировали сцены из Священного Писания, так что люди могли изучать Библию по картинкам, – читать-то все равно большинство не умело.

Конечно, все перечисленные причины верны. Однако есть одно но. С грагульями во Франции связана совершенно конкретная сказочная легенда, о которой в российском интернете нет ни слова. Её-то я сегодня и расскажу, а заодно попытаюсь объяснить, откуда она появилась.

Итак, согласно французскому фольклору, году примерно в 600 после рождества Христова в Нормандии, а точнее в болотах близ современного города Руана завелось чудовище. Выглядело оно один в один, как дракон, вот только огнем не дышало. Вместо этого страшный зверь умел извергать потоки воды. Чудовище прозвали Ля Гаргуй, и долгое время оно доставляло немало неприятностей жителям Нормандии. Водяной дракон заплывал в Сену, где топил корабли и пожирал их экипаж. Еще он любил наведываться в прибрежные деревни с целью отлова и поедания овец, коз и коров.

Подобное не могло продолжаться вечно, и жители Нормандии разумно посчитали, что с Ля Гаргуйем нужно договариваться. Дань, которую чудовище запросило во время переговоров, была предсказуемой: прекратить безобразия оно пообещало в обмен на молодых и нежных девственниц, которых надлежало ежегодно доставлять на берег болота на съеденье. Впрочем, жители Нормандии тоже были не лыком шиты! В условленный день они привели к дракону не юных девиц, а приговоренных к казни преступников, переодетых в женские платья. Трюк, надо сказать, сработал. Ля Гаргуй был настолько голоден, что придирчиво осматривать дары не стал и за минуту съел преступников, не разобрав подмены.

Тем не менее, жителей Руана соседство с монстром не радовало. Многие даже боялись покидать городские стены. Так и продолжалось до тех пор, пока в город не пришел молодой священник по имени Ромен, пообещавший, как герой всем нам известной пьесы Шварца, избавить город от дракона. Как раз приближался день очередного жертвоприношения, и священник отправился к болоту, волоча за собой приговоренного к смерти преступника, к слову, тому было обещано помилование в случае, если хитрый план отца Ромена сработает.

Итак, пленник со священником подошли к болоту, Ля Гаргуй выполз к ним на встречу и уже приготовился вкусно пообедать, но тут отец Ромен выхватил золотой крест, который прятал за спиной, и направил его на страшного зверя. От полированной поверхности реликвии отразился солнечный свет, он ударил в глаза монстра, и чудовище ослепло. Мало того, оно еще и, как слон при звуках флейты, лишилось воли. Дальше все было просто: священник сделал из своего пояса поводок и привел Ля Гаргуйя в город.

Нет бы, бедную зверюшку в клетке просто выставить! Но священник Ромен повелел горожанам сжечь дракона во дворе перед церковью, что радостные жители Руана, ничего не слышавшие о зоозащите, немедленно и реализовали. Правда, целиком водный дракон не сгорел. От его тела ничего не осталось, зато голова и шея даже не обгорели. Прах чудовища был брошен в реку, а голову и шею было решено прикрепить на стену новой церкви, как напоминание о могуществе Бога. Когда же пошел дождь, горожане заметили, что теперь вода больше не стекает по стенам храма, портя кладку, а вся выливается через пасть дракона. «Отличное решение!» – посчитали они, немедленно вырезали похожие каменные морды и закрепили их по всему периметру собора. Так во Франции и появилась мода на гаргулий, названных в честь дракона Ля Гаргуй.

Фасад собора в городе Руане

Как говорится, сказка ложь, но в ней намек. По факту, страшные гаргулии чаще всего, действительно, не более, чем элемент декоративного оформления водосточных желобов храмов, и подобное мы можем увидеть в Труа, Каркассоне и других городах Франции. Истоки же легенды о драконе, жаждущим поедать девственниц, происходят из кельтских мифов, ведь именно этот народ основал поселение Ротомагус, на месте которого впоследствии и возник город Руан.

Кельты, в отличие от других народов, считали драконов – водными животными. Согласно их мифологии, злобные ящеры обитали в озерах, болотах, реках и иногда в пещерах. Причем, кельты довольно четко указывали места обитания сказочных чудовищ в привязке к местности. Так, некий Красный дракон проживал в окрестностях Уэльса, другой – в лесу Святого Леонарда, третий – в реке Арун в Англии.

Причем, последний, согласно легендам, любил подглядывать в окна за людьми, чьи дома стояли на берегу реки: таким образом, он выбирал себе новую жертву. Кстати, вкусы у драконов в плане жертв разнообразием не отличались: все они сходили с ума по юным девам, за что регулярно прощались с жизнью – того же монстра из реки Арун по легенде убил рыцарь, которому король Сассекса пообещал в случае победы руку своей дочери.

Мотив того, что после смерти голова дракона каменеет и ее можно использовать в хозяйственных целях, например, для оформления водостока также часто встречается в кельтской мифологии. Вот и выходит, что жители Нормандии просто восприняли древние кельтские легенды, адаптировали их под христианство, а после мода на гаргулий разошлась по территории современной Франции и соседних европейских стран. Вуаля!

Понравился материал? Присоединяйтесь к нам на фейсбук

Поделиться с друзьями

Юлия Малкова - Юлия Малкова — основатель проекта trip-point.ru. В прошлом главный редактор интернет-проекта elle.ru и главный редактор сайта cosmo.ru. Рассказываю о путешествиях для собственного удовольствия и удовольствия читателей. Если вы являетесь представителем отелей, офиса по туризму, но мы не знакомы, со мной можно связаться по емейл: [email protected]

   Вам также может понравиться   

prevnext

   с нами в pinterest   

trip-point.ru

Гаргулья (персонаж) — Википедия

Гаргулья — демонический персонаж фантастической литературы, комиксов, кино и компьютерных игр, изначально появившийся в Средние века как архитектурный термин, но впоследствии был переосмыслен.

Иллюстрация конца XIX в. к роману Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери»: сами готические черти пока недвижны, но острый динамизм скульптур перекликается с фигурой главного героя и силуэтами птиц. Фантазия следующего столетия заставит ожить эти камни.

До конца XVIII века средневековье давало мало пищи для позитивной рефлексии[1], его старались не замечать либо открыто пренебрегали — высокий статус, приданный Возрождением образам греко-римской античности, не оставлял в художественных системах места для «варварских» форм средневекового искусства. Мистическое, романтическое, национальное — средневековье было заново открыто лишь в первой четверти XIX века на волне кризиса оптимизма Просвещения.

Романтизм, впервые заинтересовавшийся Средними веками в их аутентичности, пусть пока ещё очень относительной, обнаружил не только сокровища, которыми раньше пренебрегали, но и потери, которые следовало восполнить. Именно XIX век довёл до завершения брошенные готические колоссы Кёльнского и Миланского соборов, а одним из центральных событий происходившего в Европе «открытия» готики стала занявшая десятилетия реставрация повреждённого Революцией Собора Парижской Богоматери. Однако уже в отношении этого памятника эпоха продемонстрировала интерпретационную широту от романтизации у Виктора Гюго до рационализации у Э.-Э. Виолле-ле-Дюка — реставратора собора, который был вдохновлён именно системной стройностью и конструктивной обоснованностью готической структуры.

Романтический взгляд оказался более востребованным культурой: в самом готическом соборе, очерченном на фоне неба резкими силуэтами пинаклей, краббов и гаргуйлей, видели теперь не отражение христианской космогонии (как в Средние века) или нагромождение безвкусных диспропорциональных масс (как в эпохи барокко[2] и классицизма[3]), а удивительный исполинский организм, состоящий из подчас химерических сочленений[4].

По прошествии веков равнодушного забвения и осуждения реабилитированная готика так и осталась причудливой, непостижимой и, по сути, антигуманистической, её внутренняя логика и стройность, несмотря на достижения исследователей[5], так и не были вполне распознаны и легализованы культурой. В современном понимании готика противостоит таким системам образов, как Ренессанс и классицизм, в качестве иррационального начала. С XIX в. именно образы готики позволяют заинтересованному отношению к прошлому и его памятникам реализовываться в мистическом ключе (ср. готическое направление в искусстве Нового времени, готический роман). Современное восприятие явлений средневековой культуры, к которым относятся, в частности, образы, использовавшиеся в оформлении гаргулий, восходит к той концепции гротескного, которая, по определению М. Бахтина, формирует «страшный и чуждый человеку мир»[6]. Ярким симптомом представления, что готика по-прежнему «мрачный стиль», предстаёт явление (или, как минимум, название) городской субкультуры готов.

Самая знаменитая из химер парижского Собора Богоматери (т. н. Le Stryge («Неясыть»)
или иначе, по сходству с роденовской статуей, Le Penseur («Мыслитель») — вовсе и не гаргуйль, как и прочие статуи, венчающие балюстраду наружных галерей. Более того, в отличие от расположенных ниже гаргуйлей, в средние века «Галереи химер» здесь, возможно, и не существовало

Вхождение понятия «гаргулья» в контекст культуры Нового и Новейшего времени может быть прослежено из единственного источника, впервые совместившего актуализацию образов демонического с введением в широкий языковой обиход этого изначально архитектурного термина. Этим источником послужила упомянутая реставрация в 1840–1870-х годах парижского собора Богоматери.

Роль, которую в популяризации готической пластики в XIX веке сыграла эта реставрация, также объясняет наблюдаемое сегодня смешение понятий «гаргулья» и «химера» в характеристике экстерьера этого памятника. Подойдя к задаче воссоздания скульптурного убранства собора с творческим размахом, Э.-Э. Виолле-ле-Дюк на основании довольно скудных исторических свидетельств посчитал уместным украсить балюстраду обходных галерей башен сидящими фигурами зверей и чудовищ[7], которые он назвал химерами (фр. chimères[8] — понятие, намекающее на фантастичность этих образов). Выразительные силуэты химер (все разные, выполненные по авторским эскизам самого Виолле-ле-Дюка) сделали их даже более узнаваемыми символами собора, чем соседствующие с ними гаргуйли, а сюжетный параллелизм тех и других способствовал размыванию исходного значения термина гаргуйль. Поскольку ненагруженная практической функцией «химера» соотносится своим названием не с ролью в общей структуре сооружения (роль эта чисто декоративная, подобно античным акротериям), а с сюжетом пластической обработки, понятие «гаргулья», оказавшееся в устойчивом смысловом ряду с ней, также получило тенденцию восприниматься по той же модели: как словосочетание химеры Нотр-Дам представляет собой эллиптированную конструкцию с исходным значением скульптуры химер собора Нотр-Дам (ср. частое Диоскуры в значении статуи Диоскуров), гаргуйли стали трактоваться массовой культурой как своего рода изваяния гаргулий. Это «выравнивание смыслов», мгновенно преодолевшее языковые границы, позволило понятию «гаргулья», в свою очередь, распространиться как на сами химеры собора Нотр-Дам, так и, впоследствии, на всякую вообще готическую скульптуру тератологического характера. И если применительно к готическим элементам выражения типа изображение гаргульи, скульптуры в виде гаргулий остаются логически ошибочными и за ними не признаётся терминологической чистоты, то в более широком культурном контексте этот семантический сдвиг оказался смыслопорождающим, обогатив фантастические миры новым персонажем (см. ниже о горгульях).

Популярность «гаргулий» не может быть объяснена лишь интересом к формам готического искусства в собственном смысле. Появление в силуэте Парижа демонических тварей, посматривающих с высоты на человеческие дела — во Франции в это время происходили революции, менялись режимы, торжествовали то гражданская свобода, то реакция (нередко эти потрясения отражались на субсидировании реставрации), — задавало своего рода камертон для осмысления современниками реалий повседневности. Поскольку с точки зрения католического катехизиса профили химер над крышами мегаполиса необъяснимы, их трактовки культурой не были стеснены традицией и могли уходить довольно далеко от христианской проблематики. Тиражируемые средствами эстампа и фотографии, эти образы были хорошо узнаваемы публикой — в первую очередь, конечно, знаменитый «Мыслитель» — и были по-настоящему в моде. В образах чудовищ собора Богоматери кристаллизировались как современные фобии[9] (например, социальных потрясений), так и широко обсуждаемые проблемы эволюционной науки (человек в сопоставлении или противопоставлении прочим тварям), актуальность их поддерживалась употреблением в политическом контексте как карикатурных персонификаций партий и лидеров, наконец, полуантропоморфные химеры оказались выразительной метафорой любого явления на границе человеческого и животного, будь то звериные инстинкты революционной толпы, неприглядные задворки блестящей столичной цивилизации промышленного века или скрываемые уголки индивидуальной психики — все эти темы как раз тогда стали предметом пристального интереса культуры.

Современное представление о гаргулье. Изобретённые в XIX веке, «готические» чудовища были вскоре освоены массовой культурой. Современная садовая скульптура, изображающая «гаргулью»

Конечно, химеры не перестали ассоциироваться и со Средними веками, но древность получила через эти образы новое освещение: уже в начале XX века, на волне нового смятения — кризиса позитивизма, вызванного мировой войной, — зафиксировано визионерское представление о готических соборах как сокровищницах дохристианского знания, чей изобразительный язык (включая изваяния чудовищ) — такая же тайна для непосвящённых, как и само это знание (см. Фульканелли). Начиная с этого времени оккультное, «эзотерическое» остаётся обратной стороной, тенью модернизма[10]. Тот же эскапистский императив, что со временем сформировал целые системы антинаучных взглядов на историю, заставил искать в прошлом не рациональные или героические начала, а мифологическое время мудрецов, владевших тайнами природы. Популярное видение средневековья стало включать фигуру одержимого жаждой власти алхимика (ср. её характерное развитие в образе «сумасшедшего учёного» американской массовой культуры XX в.). В его окружении нередко заметны ожившие «гаргульи» (иначе «горгульи»).

Следующая эпоха отмечена ещё большим обособлением этого образа от исторических контекстов. В современном понимании гаргульи (или горгульи) — это такие, как правило, крылатые черти, подобия огромных летучих мышей, редко выступающие поодиночке, их связь с архитектурой скорее сообщает им дополнительные мистические черты (тема окаменения/оживления камня), нежели привязывает к конкретным прототипам. К концу века конкретизации и канонизации образа способствовал, в частности, мультсериал «Гаргульи» (Gargoyles).

В серии книг Асприна про корпорацию МИФ один из второстепенных персонажей — гаргул (гаргулья мужского пола) по имени Гэс. В книгах Пратчетта про Плоский мир гаргульи — одна из населяющих его разумных рас. Также гаргулья упоминается в серии книг Дж. К. Роулинг о Гарри Поттере. Там она охраняет вход в кабинет директора в Хогвартсе. Ей нужно сообщить пароль, чтоб она пропустила вас вверх по лестнице, ведущей в кабинет. В компьютерных играх, чье действие происходит в фэнтэзийных мирах, также иногда присутствуют гаргульи. Например, в играх серии Disciples гаргульи — это бывшие солдаты, беспрекословно подчинявшиеся своим жестоким командирам, в адском пламени их тела становились такими же твердыми, как и их сердца. В играх серии Heroes of Might and Magic гаргульи — это существа, выполняющие сразу две функции: эстетическую и практическую (защитную).

Гаргульи также присутствуют в играх Warcraft 3: Reign of Chaos и Warcraft 3: The Frozen Throne, где обладают способностью обращаться в камень, чтобы быстрее исцелиться от ран. В игре Doom 3: Resurrection of Evil главным боссом является гаргулья. Также в серии игр Heretic/HeXen представляют собой подобия очень маленьких драконов, имеющих способность стрелять огненными шарами. Они населяют замок «Хогвартс», а одна из них даже охраняет кабинет директора. В легионах проклятых в игре Disciples 2 гаргулья занимает место стрелка, имеет базовую защиту от урона и не боится яда, однако, в ней она атакует не водой, а землёй.

Гаргульи выступили добрыми, шаловливыми персонажами в мультфильме «Горбун из Нотр-Дама». Каменные изваяния Виктор, Хьюго и Лаверн — единственные друзья горбуна Квазимодо. По идее мультфильма они украшают Собор Парижской Богоматери.

В 3-м сезоне сериала «Секретные материалы» 14 серия под названием «Гротеск» посвящена теме гаргулий.

В фильме «Я, Франкенштейн» (2014) особое внимание уделяется гаргульям, в фильме это воины, созданные архангелами для борьбы с демонами.

  1. ↑ Только на Британских островах готическая традиция не прерывалась и сосуществовала параллельно континентальным влияниям в качестве «национального» стиля в периоды безраздельного господства в Европе эстетик барокко и классицизма: даже находившийся под влиянием Палладио Кристофер Рен, создатель нового Собора Св. Павла в Лондоне, известен также несколькими сооружениями в стиле английской «перпендикулярной» готики.
  2. ↑ Ср. характерный пассаж у К. Гюйгенса: «Ван Кампен, коего мы будем чтить вовеки, / Смыл Нидерландов лик маравшее давно / Нестройной готики нелепое пятно». Цит. по: Хёйзинга Й. Культура Нидерландов в XVII веке. Эразм. Избранные письма. Рисунки // Культура Нидерландов в XVII веке. — СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2009. — 680 с., ил. С. 127. Оригинальный текст см.: Constantijn Huygens. Hofwyck // Korenbloemen: Nederlandsche gedichten. — Adriaen Vlack, 1658. P. 545.
  3. ↑ Ср. часто цитируемое высказывание Ж.-Ж. Руссо: «Порталы наших готических церквей высятся позором для тех, кто имел терпение их строить». Цит. по: Лихачёв Д. С. Русская культура. — М.: Искусство, 2007. С. 282. Оригинальный текст см. напр.: Jean-Jacques Rousseau. Lettre sur la Musique Françoise // Collection complète des œuvres. — Nouvelle société typographique, 1781. Vol. 15. P. 345.
  4. ↑ Ср. остранение готического Лувра у В. Гюго: «...многобашенная гидра <...> с её неизменно настороженными двадцатью четырьмя головами, с её чудовищными свинцовыми и чешуйчатыми шиферными спинами, отливавшими металлическим блеском...». Парижский Нотр-Дам у него же: «Эта главная церковь, церковь-прародительница, является среди древних церквей Парижа чем-то вроде химеры: у неё голова одной церкви, конечности другой, торс третьей и что-то общее со всеми». Цит. по: Гюго В. Собор Парижской Богоматери: роман. Пер. с фр. Н. Коган — М.: Эксмо, 2012. — 656 с. С. 140.
  5. ↑ Среди работ на эту тему необходимо отметить небольшое по объёму исследование 1957 г. Эрвина Панофского «Готическая архитектура и схоластика»: Панофский Э. Перспектива как «символическая форма». Готическая архитектура и схоластика / Пер. с нем. И. Хмелевских, Е. Козиной; пер. с. англ. Л. Житковой. — СПб.: Азбука-классика, 2004. 336. с.: ил. Впрочем, уже Мишле называет готический собор «схоластикой в камне» (scholastique de pierre), не соглашаясь с романтизирующим представлением Гюго, см. Michelet, Jules, Journal, Vol. 1, 1828–1848. Paris: Gallimard, 1976, 1:81.
  6. Бахтин М. Указ. соч. С. 49.
  7. ↑ Едва ли не единственным источником, подтверждающим аутентичность постановки здесь скульптур, является рисунок фасада собора 1699 года, на котором действительно просматриваются силуэты зооморфных изваяний, см. Michael Camille. Op. cit. P. 8.
  8. ↑ См. напр. Michael Camille. Op. cit. P. xii.
  9. ↑ См. напр. Michael Camille. Op. cit. P. xiv. Это исследование — основной источник сведений об освоении культурой XIX века понятия «гаргулья» в настоящей статье.
  10. ↑ Любопытной параллелью здесь оказывается охота на ведьм — явление, привычно проецируемое в Средневековье, но почти всецело принадлежащее Новому времени как обратная сторона гуманизма Возрождения и сциентизма барокко.

ru.wikipedia.org

Гаргульи в архитектуре: история, значение, особенности, мифология

Гаргульи в архитектуре известны со времён Древнего Египта. Это слово, которое может сразу вызвать возмущение читателя: “ГОРГУЛЬИ!!! Как читать, если вся статья начинается с ошибки и на ней же и строится?”

Поэтому для начала скажем, что пока написание данного слова в русском языке не нормируется словарями. Значит, кто скажет, как правильно писать гАргулья или гОргулья? Может намекнёт французское “gАrgouille”, которое сегодня на русском означает “водосточная труба”? Но когда-то давно это слово значило “горло” с корнем “гОр». А встречаются и другие варианты написания, например, гаргуйль (гаргуйли).

Поэтому спорить не будем, да и речь в статье идёт не о том, как правильно, гАргулья или гОргулья, а о роли и значении этих гротескных фигур в архитектуре человечества.

Горгульи — это декор или функционал?

В архитектуре горгулья предназначена для отвода дождевой воды с крыши и от стены здания. Этот элемент выполняет важную функцию: предохраняет каменную кладку от разрушения дождевыми потоками.

Термин употребляют чаще всего в связи со средневековыми готическими зданиями. Но история сохранила примеры использования этих элементов ещё в архитектуре древних египтян, греков, римлян, этрусков… Мировосприятие людей наделяет этот элемент в архитектуре магическими свойствами и, одновременно, декоративной нагрузкой.

История применения гаргулий в архитектуре

Гаргульи в архитектуре Древнего Египта

Архитектура Древнего Египта имеет примеры использовали горгулий на храмовых зданиях. Большинство крыш египетских зданий были плоскими и использовались в качестве дополнительного пространства. В храмах крыша была покрыта плотно прилегающими каменными плитами. Углубления для сбора воды проходили по всей длине крыши и заканчивались водостоками.

Гаргулья в архитектуре Древнего Египта. Храм богини Хатхор в Дендерах.

Со времен Ниусерра (2453-2422 гг до н.э.) они часто принимали форму передней части лежащих львов. Но в отличие от средневековых горгулий вода выходила не изо рта, а текла между их передними лапами. Древние египтяне наделяли изображения магической силой, защищающей здания от бога Сета и его штормов.

Как решали эту проблему до нашей эры обычные египтяне в своих домах, неизвестно.

Гаргульи в архитектуре Древней Греции

Гибридные существа, такие как гарпии, кентавры, грифоны и химеры, были частью мировосприятия древних греков. Статуи грифонов размещали на каждом углу крыш их храмов и сокровищниц, как стражей.

Мифы рассказывают, как грифоны охраняли золото Скифии от аримаспийцев (племя всадников нормального человеческого роста с одним глазом посреди лба), постоянно пытавшихся выкрасть сокровища.

Водосточные желоба в древнегреческой архитектуре были сделаны из керамической черепицы и заканчивались резными львиными головами из мрамора. Дождевая вода текла по желобу и выходила из открытой пасти льва. Эти звери были символом силы. Их магическая функция — защищать здание и его жителей от врагов и отгонять злых духов.

Мраморные гаргульи с храма Зевса в Греции

Например, сохранились 39 из 102 таких горгулий с храма Зевса, самого большого на Пелопоннесе. Многие искусствоведы называют эту постройку идеальным образцом дорической архитектуры (470 г. — 456 г. до н.э.). (источник)

Гаргульи в средневековой архитектуре

Возведение великих церквей и соборов средневековья заняло несколько столетий. Из-за того, что их делали из более дешёвого материала, гаргульи быстро изнашивались и их меняли на новые. Этот факт не даёт возможности установить время появления первых горгулий.

Гаргулья в виде крылатого бегемота на храме Нотр Дам города Лан во Франции

Идеолог неоготики 19 века, основоположник архитектурной реставрации, французский архитектор Эжен Эмманюэль Виолле-ле-Дюк говорит, что самые первые средневековые горгульи появляются на соборе города Лан (Laon, France) около 1200–1220 гг.. (источник)

Формы средневековых горгулий с годами менялись. Увеличиваясь в длину, некоторые из более поздних примеров достигают одного метра. В конце 13 века фигуры усложнились. С 14 века они стали очень детальными и, часто, карикатурными. Век 15 породил ещё более забавные и менее демонические изображения.

Химера Виверн на здании собора Парижской богоматери. Фото Flickr

Но самые известные примеры — горгульи собора Парижской Богоматери. Этим термином называют все гротескные изображения здания, в том числе химер, которые не выполняют функцию водослива. Но надо заметить, что этот декор появился значительно позже.  О загадке химер и гаргулий этого собора, о самых известных из них, можно узнать в статье Гаргульи Нотр Дама на Дзен канале Архитектура.

Зачем христианские соборы украшали горгульями?

Во времена расцвета готики влияние католической церкви в Европе росло за счёт невежества и суеверия народа. Большинство людей были неграмотны. Церковь использовала удивительные визуальные образы, такие как гаргульи, витражи и скульптуры, для иллюстрации Священных Писаний.

Есть мнение, что они напоминают: “даже если Бог рядом, зло никогда не дремлет” или о необходимости защищать свою церковь.

Гаргульи на соборе Парижской Богоматери

Некоторые считают, что образ горгулий пришёл непосредственно из Библии (Св. Георгий и дракон). Кто-то отмечает адаптацию языческих образов к христианской вере для обращения в католицизм.

Другие придерживаются мнения, что горгульи и гротески вдохновлены скелетными останками доисторических животных, таких как динозавры и гигантские рептилии. Психологи будут утверждать, что ужасные формы — это выражение подсознательных страхов человека.

Гаргуйль в Эпине (Франция). Благочестивый персонаж Автор: Vassil — собственная работа, Общественное достояние, Ссылка

В то время, как большинство священников принимали гаргулий, как украшения религиозных зданий, находились противники такого декора. Например, Бернард Клервоский (1090-1153), аббат монастыря цистерцианского ордена, писал:

«Что эти фантастические монстры делают в монастырях на глазах у читающей братии? В чем смысл этих нечистых обезьян, странных диких львов и чудовищ? Для какой цели здесь находятся эти существа, полузвери, полулюди? Я вижу несколько тел с одной головой и несколько голов с одним телом. Здесь четвероногий с головой змея, там рыба с головой четвероногого, затем снова животное, наполовину лошадь, наполовину коза … Если мы не краснеем за такие нелепости, то должны хотя бы сожалеть о том, что потратили на них силы».

Гаргуйль в составе системы водоотвода большого собора. Из книги Э.-Э. Виолле-ле-Дюка «Толковый словарь французской архитектуры XI—XVI вв.», сер. XIX в. Общественное достояние, Ссылка

Использовались гаргульи до начала 18-го века. С того времени все больше и больше зданий стали делать с водосточными трубами. В 1724 году лондонский Закон о строительстве, принятый парламентом Великобритании, сделал использование водосточных труб обязательным для всех новых сооружений страны.

Дома с горгульями сегодня

Горгульи устанавливают и сегодня, но в наши дни они служат не сакральным, а чисто декоративным целям и встречаются на университетских и светских зданиях.

Хотя гротески на современных сооружениях не предназначены для отвода воды и, следовательно, технически не являются горгульями, большинство людей называют их именно так.

Декоративные гаргуйли Крайслер-билдинг, Нью-Йорк

Гротески использовались в качестве украшения на зданиях 19-го и начала 20-го века в таких городах, как Нью-Йорк (например, горгульи из нержавеющей стали Chrysler Building), Миннеаполис и Чикаго. Горгулий можно найти на многих современных церквях и других зданиях стиля модерн, неоготики или эклектики.

В российских городах  тоже есть гротескные украшения на домах, напоминающие горгулий.

Московский дом с гротеском (горгульями) в стиле модерн.

Например, дом с горгульями в Москве на Сретенском бульваре архитектора Николая Проскурнина (1899 — 1902).

Или образец Северного модерна — дом с горгульей в Санкт-Петербурге на перекрёстке улиц Восстания и Жуковского (архитекторы братья Василий и Георгий Косяковы).

Гротеск (горгулья) в виде совы на доходном доме Бадаева в Питере

Сейчас задача горгулий — развлекать. И тема эта широко эксплуатируется создателями компьютерных игр, мультфильмов и фильмов ужасов.

Всё-таки, что же такое горгулья?

Горгулья — это гротескно вырезанное лицо или фигура человека или животного, выступающая из водосточного желоба здания для отвода дождевых вод. В наши дни используют в качестве украшения. По сути это — НЕ горгуйли.

Если установленная скульптура не выполняет функции водослива, а установлена как художественный декор, то её правильное название химера или гротеск. Есть также региональные вариации, например панк.

Кстати, горгульи часто используют для оформления фонтанов.

Гаргульи в архитектуре фонтанов

Гаргульи: мифология Франции

Французкая легенда о Гаргуйе, огнедышащем драконе с крыльями, как у летучих мышей, и длинной шеей, объясняет факт появления гаргулий на христианских храмах.

Святой Роман (фр. Romain), бывший канцлер короля Меровингов Клотера II (Chlothar) (631 — 641 гг. н.э.), спасает жителей  Руаны от монстра с именем Гаргуй или Годжи.

Рассказывают, что чудовище жило недалеко в пещере и терроризировало местных жителей: то проглотит корабли, проплывавшие по Сене, то устроит потоп или пожар. Каждый год ему должны были приводить человеческие жертвы, девиц или осуждённых. Святой Роман распятием и молитвой укротил это существо, лишил его воли, когда выманил из пещеры на наживку — добровольца, приговорённого к смерти. Тело дракона сожгли на костре, но голова и горло не сгорели: ведь дракон был огнедышащим. Их-то и пригвоздили к стене недавно построенной церкви в назидание остальным драконам. А Романа сделали епископом. С тех пор у каждого архиепископа этой земли есть право освобождать одного заключённого в день святого. А драконы на этих землях не селятся.

Это было время, когда королевская власть искала поддержку духовенства, чтобы удовлетворять свои политические амбиции, завоёвывать новые земли.

Теперь Вы знаете, как горгульи в архитектуре отражали мировосприятие народов, их особенности и назначение в разные временные промежутки.

Видео горгульи и химеры собора Парижской Богоматери или Нотр Дам де Пари

Заберите статью к себе на стену с социальных сетях, чтобы не потерять. Или добавьте в закладки.
Если остались вопросы, задавайте в комментариях.
Оценивайте статью, выбрав нужное количество звёзд ниже.

arhi1.ru

Гаргулья - это... Что такое Гаргулья?

Гаргу́лья[1] (от фр. gargouille; употребляются также формы написания горгулья[2], гаргуйль[3] или гаргойль[4]) — это драконовидная змея, согласно легенде обитавшая во Франции, в реке Сене. Она с огромной силой извергала воду, переворачивая рыбацкие лодки и затопляя дома. Св. Роман (англ.), архиепископ Руана, заманил её, усмирил с помощью креста и отвёл в город, где её убили горожане.

Впоследствии мастера́ выреза́ли изображения гаргулий на водостоках, которые сооружались, чтобы отвести потоки дождевой воды от стен зданий. В фортификационных сооружениях, таких как замки, каменные изваяния этих чудищ были призваны охранять замки от врагов.

Скульптуры в виде гаргулий (наряду со скульптурами химер) украшают храмы, построенные в готическом архитектурном стиле.

Гаргульи в популярной культуре

Гаргульи упоминаются в произведениях жанра фэнтези. Обычно представляются как живые существа с каменным телом. Так, в серии книг Асприна про корпорацию МИФ один из второстепенных персонажей — гаргул (гаргулья мужского пола) по имени Гэс. В книгах Пратчетта про Плоский мир гаргульи — одна из населяющих его разумных рас. В компьютерных играх, чье действие происходит в фентазийных мирах, также иногда присутствуют гаргульи. Например, в играх серии Disciples горгульи — это бывшие солдаты, беспрекословно подчинявшиеся своим жестоким командирам, в адском пламени их тела становились такими же твердыми, как и их сердца. В играх серии Heroes of Might and Magic гаргульи — это существа, выполняющие сразу две функции: эстетическую и практическую (защитную).

Гаргульи также присутствуют в играх Warcraft 3: Reign of Chaos и Warcraft 3: The Frozen Throne, где обладают способностью обращаться в камень, чтобы быстрее исцелиться от ран. Кроме того, существует одноименный мультипликационный сериал Гаргульи. В игре Doom 3: Resurrection of Evil главным боссом является гаргулья. Также в серии игр Heretic/HeXen представляют из себя подобия очень маленьких драконов, имеющих способность стрелять огнеными шарами. Гаргульи являются также представителями мира Гарри Поттера. Они населяют замок «Хогвартс», а одна из них даже охраняет кабинет директора. В легионах проклятых игры Disciples 2 гаргулья занимает место стрелка, имеет базовую защиту от урона и не боится яда, забавно, но тут гаргулья атакует не водой, а землёй.

Гаргульи выступили добрыми, шаловливыми персонажами в мультфильме «Горбун из Нотр-Дама». Каменные изваяния Виктор, Хьюго и Лаверн — единственные друзья горбуна Квазимодо. По идее мультфильма они украшают Собор Парижской Богоматери. На самом деле собор украшают изваяния химер. Источник

Примечания

  1. Архитектура. Формы, конструкции, детали. Иллюстрированный справочник. Пер. с англ. — Москва: «Астрель», 2003
  2. Архитектура. Полная энциклопедия — Пер. с англ. — Москва: «Астрель», 2007
  3. Баторевич Н. И., Кожинцева Т. Д. Малая архитектурная энциклопедия — СПб.: «Дмитрий Буланин», 2010
  4. Архитектура. Краткий справочник — Москва: «Аст», 2007

Литература

Ссылки

dic.academic.ru

Гаргульи, химеры и прочая гротескная нечисть: gorbutovich — LiveJournal

В России их встретить сложно. Но стоит отправиться в Европу и вот - они смотрят на нас со стен храмов то несчастные, то агрессивные, то смешные, то страшные. Чаще всего гаргульи и гротескные создания "живут" на готической архитектуре, иногда на романской. Однако, и в позднейших зданиях, включая современные, встречаются довольно часто.


Замок Эльц, Германия.

Что же это за существа такие?

Слово гаргулья - французское La Gargouille происходит от слов, имитирующих булькающий звук, журчание воды. В основе - производные от латинских gurgulio - дыхательное горло; gula - глотка, горло; gurges - водоворот, пучина, омут, поэт. воды (перевод по Латинско-русский словарь, сост. А.М.Малинин, М., 1952, стр. 292).


3.

(via 1, 2)

Легенда о Гаргульи восходит к 7 века н.э., к территории современной Франции. Существуют разные пересказы мифа, примерно вырисовывается такая картина. В окрестностях города Руана, в логове в болотах на берегу Сены жил огромный дракон (змий). Дракон нападал на корабли, шедшие по Сене и терроризировал местных жителей. Из пасти дракона на всё и всех вокруг обрушивались то огонь, а то мощнейшие водные потоки . Население Руана каждый год приносило жертвы свирепому зверю. Дракона звали La Gargouille (женский род). Гаргулья совершала свои многочисленные бесчинства до тех пор пока рыцарь в сверкающих доспехах Святой Роман не усмирил её. Святой Роман был епископом Руана, он рьяно боролся с язычеством, жил примерно до 640 г., во времена короля франков и бургундов  Дагоберта I / Dagobert I (род.ок.608 - ум.639). Чудо Романа о гаргулье (змие) - один из подвигов святого.

Когда епископ Роман решил поймать Гаргулью, помочь ему согласился только один человек, да и тот преступник, осужденный на казнь, которому нечего было терять, кроме своих цепей. Святой Роман использовал преступника в качестве приманки, отправив его к логову чудища. Гаргулья, учуяв человеческий дух, вышла из своей пещеры поживиться гостем. Однако Святой Роман с помощью молитв и святого креста лишил дракона воли. Гаргулья покорно легла у ног святого. Епископ привел побежденного зверя в город, где благодарные жители отправили нечисть на огромный костер. Туловище и хвост гаргульи сгорели, но глотку костер не смог уничтожить. Глотка оказалась жаростойкой из-за регулярного извержения огня во время ранее творимых безобразий. Тогда мудрые руанцы решили сохранить голову горгульи в назидание другим драконам. А может быть это было распоряжение епископа – сейчас уже не разберешься. Гаргульи остатки - голову с глоткой прикрепили к руанскому собору, чтобы наглядно показать нечисти что случается с теми, кто вредит людям.

С 11 века изображения страшных гаргулий стали вырезать из камня на наружных стенах романских и готических построек. Делали ли скульптуры гаргулий раньше - не известно, так как до этого в подобных целях использовали дерево, которое не имело шансов сохраниться до времен научного описания.

Люди придумали для гаргульи работу по ее древней специальности - извергать воду. Изображениями гаргулий стали оформлять водостоки. Стали гаргульи приносить пользу людям - через свою глотку отводить потоки дождевой воды от стен храмов. Вода, выкинутая из пасти гаргульи, падала на расстоянии от стен, поэтому стены не разрушались, а фундаменты не подмывались. В 18-19 веках люди смилостивились. Большая часть, но не все, гаргульи были освобождены от тяжкого труда по сливу воды. Эту полезную функцию взяли на себя водосточные трубы. Старушки гаргульи превратились в элемент декора зданий.

Однако, гаргульи менялись. К драконам и змеям добавились устрашающие животные, птицы, люди, мифологические и фантастические создания, а также их гибриды в различных сочетаниях. В общем, стали плодиться многочисленные гротескные создания.

4.

5.

(via 1, 2, 3)

6.

(via: Kevin Trotman)

7.

8.

(изображение: Paul Malone, Ron Hilton)

Постепенно на зданиях стали появляться скульптурные изображения лишенные водосточной функции. Их вырезали просто "для красоты", вернее "для ужаса". Такие декоративные существа называются гротесками, а также химерами. Название химера происходит от древнегреческого мифического существа. В Древней Греции химерой называлось чудище с головой льва, туловищем козы и хвостом дракона, изрыгающее пламя. По версии Гесиода, химера имела три головы: льва, козы и дракона. Средневековые химеры не имеют внешнего сходства с греческим прототипом. Однако, химерический принцип соединения частей разных существ в одно целое, роднит античных и средневековых тесок.

Итак, архитектурный термин "гаргулья"/ "горгулья" обозначает резных фигур, созданных с полезной функцией, для отвода дождевой воды от стен зданий, водостоки на крышах, ответвления от водоотводных желобов, оформленные в виде причудливых гротескных фигур, демонических существ, иногда с рогами, крыльями, иногда полулюдей-полуживотных.

А гротескные скульптуры (гротески), называемые также химерами - это декоративные архитектурные элементы без полезного назначения. Если, конечно, не брать во внимание важную функцию отпугивания врагов.

При этом гаргульи гротески тоже, только со своим специфическим назначением. Гаргулиями часто по ошибке называют всех гротескных готических созданий. Но правильно - гаргулья, если она использовалась как водосток и химера или гротеск, если фигура служила украшением.

Внизу две фотографии, на которых замерзшая вода показывает нам водопроводность гаргулий и, соответственно, отличие их от прочих гротесков.

9.

10.

Фотографии © Harald Hartmann отсюда, продолжение фотографий здесь.

Это жители стен Собора Святого Стефана в Вене.

Пожалуй, самые знаменитые гаргульи и химеры украшают или устрашают экстерьер Собора Парижской Богоматери.

11.

12.

13.

(via 1, 2, 3, 4)

В средние века на соборе были только гаргульи. Галерея химер на фасаде Нотр Дам де Пари появилась лишь в 19 веке, во время реставрации, начавшейся в 1841 году. Восстанавливали храм после урона, нанесенного ему революцией. Когда Гюго опубликовал свой роман "Собор Парижской Богоматери" (1831 г.) химер на нем еще не было.

Гаргульи могут принимать самое разное обличье.

14.

(via: Angus McIntyre)

Гаргульи на парижской базилике Сен Дени.

15.

(via 1, 2)

Водостоки на парижский базилике Сакре-Кёр на Монмартре (1875-1914).  Водоотводное назначение гаргулий здесь очевидно.

16.

gorbutovich.livejournal.com

Гаргулья и химера — мистические стражи ваших порогов

Кто такая горгулья - это демоническое существо, которое олицетворяет силы хаоса, подчиненные божественной силе. Служит ангелам ради сохранения упорядоченного мироздания. В переводе с латыни – горгулья - симбиоз слов «глотка» и «водоворот». По одной из версий, их крик напоминал бульканье, по другой – они являлись таким же символом вечности, как и вода.
Источник: https://womanadvice.ru/gorgulya-chto-eto-za-mificheskoe-sushchestvo

Горгульи встречаются в разных мифах, более известны они, благодаря легендам Древней Греции. Эллины сделали их олицетворением злой или доброй воли богов, которые определяют судьбы людей. Есть несколько версий о происхождении, горгулья - это:

  1. Низшее демоническое божество.
  2. Олицетворение подземного мира.
  3. Страж Тьмы, который служит Силам света

Мифы разных народов сохранили несколько характерных черт этих созданий:

  • ненависть ко всему живому, как к людям, так и к нечисти;
  • иногда вступают в альянс с другими существами ради выгоды;
  • самые неподкупные и строгие Стражи.

    Горгулья - мифическое существо, ее отличительная черта – способность превращаться в камень и пробуждаться из него, но делает это только по своей воле, а не чужой. Изображаются человекоподобными, с характерной внешностью:

    • кожистые крылья;
    • острые когти;
    • головы львиные или волчьи, иногда - симбиоз с человеческим лицом.
    • Когда горгулья получает рану, то регенерирует, превратившись в камень. Ее кожа похожа на человеческую, имеет серый цвет. Со временем горгулий стали изображать, как симбиоз разных животных. Существует несколько версий, почему этих демонических существ решили устанавливать на крышах храмов:

      1. Должны отводить зло от дома, как более сильные Стражи.
      2. Чтобы напоминали о судьбах грешников.
      3. Являли контраст между красотой собора внутри и уродством снаружи.
    • Очень часто люди считают, что горгулья и химера – это одно и то же, отличие между ними относительное, но все-таки есть. Готические химеры стали известны, благодаря статуям на соборе Парижской Богоматери, это существа:

      • с фигурой горбуна и когтями орла;
      • крыльями нетопырей;
      • головами козлов или змей.

    • Греки приписывали власти химер морские бури, зодчие средневековья представили этих существ, как олицетворение падших душ, которые не могут войти в храм. В готике горгулья и химера почти не имеют отличий, разница лишь в том, что первые были не только элементом декора, но и водостоками. Через глотку демонических существ вода стекала в стороне от стен и не подмывала фундамент зданий. И только в 19 столетии на смену им пришли водосточные трубы, а горгульи остались украшением фасада.
    • Горгулья – существо необычное, ее изображения трансформировались со временем, хотя изначально в легенде о происхождении представлена, как дракон. Существует миф, что в 600 году н.э. возле Сены жил дракон Ла Гаргуль, который плевался не только огнем, но потоками воды, провоцируя наводнения. Жители окрестностей умилостивляли его человеческими жертвами, избирая для этого преступников.

    • Спустя много лет в Руан прибыл священник Романус и согласился уничтожить дракона в обмен на то, что люди примут христианскую веру и построят церковь в селении. Герой одержал победу, тело чудовища пытались сжечь, но пламя не смогло уничтожить голову. Тогда жители якобы установили эти останки на крыше храма, построенного в честь подвига священника Романуса. С тех и появилась традиция украшать здания статуями горгулий.

    • Химера – магическое существо, охраняющее здание от вампиров и злых сил. По преданию, по ночам они летают вокруг здания и создают магический кокон, не позволяющий другим магическим существам завладеть душами и телами жителей этого дома. Они охраняют достаток и здоровье. Поэтому их часто можно было увидеть на домах богатых жителей и на банках тех времен.
    • Но были и особенности: если у фигуры что-то отламывалось, то это означало, что она пострадала в ночной битве. У неё портился характер, поэтому, чем быстрее её чинили, тем лучше, иначе она обращала свой взор на само здание. Например, в нем сначала начинали биться стекла, а если и это было непонятно хозяевам, то случалось что-то более серьезное.
    • Древние греки считали, что Химера вызывает штормы, опасности на земле и на море. Средневековые архитекторы отошли от магической сущности этого чудовища, используя химеру в качестве аллегорического воплощения человеческих грехов (падшие души, которым был запрещен вход в церковь и которые были превращены в камень за все свои земные грехи). Любая легенда – это легенда.
    • Гаргульи , представленные на этих фото сейчас работают водостоками на фасадах, охраняют вход в дом, стерегут сад и украшают камины. Но могут и поселиться на Ваших рабочих столах, или на полке с книгами , стеречь сон в спальне. В общем, размер может быть любой и приручить собственного стража не так уж сложно. Достаточно написать мне и любые пожелания можно обсудить , в том чисе и по Вашим фото и эскизам.

www.livemaster.ru

это мифологическое существо или выдумка человека

Горгулья – чья это посланница и откуда взялся такой образ? Мы постараемся разобраться в мифологии и истории, чтобы ответить на эти и другие вопросы связанные с таким необычным существом как Горгулья.Прежде чем писать для вас статью, мы собирали всю доступную информацию по всем открытым источникам. И вышли на 5 историй, которые описывают суть Горгульи и рассказывают о том, кто она есть.

Горгулья это:

  1. Украшение замка в качестве водостока
  2. Одноименный дракон извергающий воду из горла
  3. Посланница Бога
  4. Реальное существо ранее живущее
  5. Современное искусственное оживление древнего образа

Расскажем о каждой версии в истории человечества по порядку. А вас мы попросим проголосовать за истинный вариант, по вашему мнению, в конце этой статьи. И ждем ваших комментариев )

 

Горгулья как украшение

Само слово «gargouille» с французского переводится как «водосточная труба». В древние времена жители замков, соборов и дворцов, устанавливали водосточные сливы в виде крылатых существ. Через их горла осуществлялся слив с крыш во время дождей и ливней.

Раньше все делалось не топорно, а с изяществом и дополнительным смыслом. Обычные квадратные сливы никого не устраивали в дизайне замка. Для устрашения вида и с пользой его жителей, были придуманы такие существа. Внешний вид горгулий пугал врагов, а жители дворцов получали удобное техническое приспособление.

Со временем перевод «водосточная труба» уходил на задний план. А слово «Горгулья» — на передний, и стало употребляться как нарицательное в разговорной речи человека.

 

Дракон извергающий воду

Существует легенда. Недалеко от города Руан (историческая столица Нормандии) обитал очень больших размеров кровожадный дракон. Жил он в воде и часто нападал на торговые корабли. Выходил на сушу, нападал на местные поселения.

Этот дракон отличался своей необычностью. Он мог дышать огнем на суше. А на воде мог выкидывать из горла струю воды очень высокой температуры. Вода бурлилась при извергании и обжигала все живое на своем пути. Благодаря этому свойству дракона прозвали «Горгулья».

Чтобы уменьшить количество нападений на поселения, жители стали приносить этому дракону человеческие жертвы. Это помогало, но полностью не устраняло нападения.

Со временем нашелся смельчак, который решил уничтожить дракона – святой Роман Руанский. Помогать ему в поимке существа никто не решился из войнов. Но нашелся один единственный – заключенный, который вместо казни выбрал бой с драконом. Роман взял его и решил использовать в качестве приманки для дракона.

Выманив дракона из логова, Роман использовал в качестве оружия крест и молитву. Это помогло лишить горгулью воли и приручть. Животное стало ему подчиняться и перестало нападать на местных.

Но страх перед животным остался у людей и они решили окончательно от нее избавиться и сжечь. Что и сделали. Но голова горгульи даже после сожжения осталась невредимой.

Тогда решено было повесить голову на церковь, на карниз главного входа, как знак великой святой силы перед силами самых страшных существ.

Со временем голова окаменела и стала частью церкви, как специально сделанное сооружение. Жители других городов переняли эту манеру украшений. Таким образом она стала распространяться по всем территориям, а ее истинное происхождение стало постепенно утрачиваться.

 

Горгулья – посланница бога

Образ горгульи был послан одному служителю храма во сне. Он увидел его спускающегося с небес – темный огромный силуэт с когтями и крыльями. Существо издало крик и раскрыло свои громадные крылья закрыв священника от удара молнии.

Он трактовал этот сон как послание защитника от Бога на землю, который будет прикрывать посланников бога на земле от нападений темных сил.

Обсудив это видение со старшими служителями, было решено поставить этот образ демона-защитника на храм с четырех сторон, чтобы оберегал святые территории от демонов и злых сил.

Этот символ защиты переняли и владельцы замков, которые верили в слово Божие и хотели уберечь свои владения и его обитателей не только с помощью оружия и армии.

 

Истребленное существо

По некоторым данным горгулья действительно существовала. Это порождение демона и человека. Она могла превращаться в камень, и была сильнейшим оружием в руках тех, кто смог ее приручить.

Ее предназначение – охранять. На замках, на краю крыш делали небольшие свободные площадки. Это место предназначалось горгулье. Выполнив поручение, она возвращалась на свое место, превращалась в статую и ждала следующего призыва хозяина.

Питалась горгулья домашним скотом, людьми, дикими животными и даже овощами и фруктами. Но еды ей требовалось очень мало и лишь тогда, когда она была не в окаменевшем виде.

Находясь в состоянии окаменения, горгулья могла не есть и не пить месяцами и годами, ожидая пока хозяин призовет ее.

Есть легенда, которая говорит, что в ночь, когда все горгульи спали в окаменелом состоянии, на них наложили заклятье, которое сковало их способность превращаться из камня в живое существо. Заклятье было уничтожено, его создатель унес секрет колдовства в могилу. Никто так и не смог оживить крылатых бестий. Они остались каменные и стали для людей обычным украшением.

Говорят, что колдуны до сих пор ищут анти заклятье, которое способно оживить горгулий. Часть статуй успели спрятать в глубоких пещерах, вдали от поселений, чтобы сохранить их от разрушения человека. Они все еще ждут часа призыва хозяина в полу осознанном состоянии вот уже сотни лет.

 

Искусственное оживление образа

Горгулья – очень запоминающийся образ пришедший к нам с древних времен. Яркая и активная фантазия человека не смогла оставить его не замеченным.

 

Фильмы, мультфильмы и особенно игры, активно используют образ крылатого существа в своих сюжетах. В основном его тображают служителем темных сил, помощником демонов и просто чудовищем, который нападает на главного героя компьютерной игры в темных лабиринтах подземелий.

Образ защитника святых сил, в современной интерпретации, быстро стал служителем зла благодаря фантазии человека.

 

Где правда

Все истории дошедшие до нас интересны и привлекательны. Хочется поверить каждой из них. Но нам, как и во многих загадках вселенной, остается только догадываться, предполагать и верить в тот или иной миф в истории человека.

Говорят, чтобы скрыть правду, человеку предоставляют несколько историй лжи, чтобы скрыть одну единственную истину. Так произошло и с Горгульями. Истинная правда среди выше описанных, но которая из них? Как вы считаете? Проголосуйте за истину в вашем понимании:

 Загрузка ...

Спасибо, что читаете наши статьи и участвуете в опросах. Нам важно ваше мнение. Ведь только ради вас мы ищем информацию и пытаемся найти ответы на тысячи вопросов человечества.

Делитесь статьей с друзьями, комментируйте и пишите, о чем еще вы хотели бы узнать со страниц сайта «Тайны Мироздания».

До встречи в следующей статье!

secretofworld.ru

Гаргульи (мультсериал) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

«Гаргульи» — американский мультсериал студии Walt Disney, который был создан в 1994—1997 (в 1997 году был создан мультсериал «Гаргульи: Хроники Голиафа» уже без участия создателя этого мультсериала — Грега Уаизмена).

Сериал повествует о гаргульях — древних существах, живших в Шотландии. Днём — статуи, ночью — воины. Но после предательства их другом им пришлось окаменеть на тысячу лет, а статуи гаргулий отвезти в безопасное место. Гаргульи проснулись в своём замке, который находился на вершине здания транснациональной корпорации Дэвида Занатоса, в Нью-Йорке. Там Гаргульи попались на удочку Занатоса, но вскоре разгадали его личность и «переехали» жить в часовню полицейского участка, в котором работала их друг Элиза Маза.

В 1995 году издательство Slave Labor Graphics выпустило серию комиксов по мотивам мультсериала. Всего вышло 12 выпусков.

Мультсериал «Гаргульи» условно делится на две части: оригинальные «Гаргульи» (65 серий — 1 сезон: 13 серий, 2 сезон: 52 серии) и «Гаргульи. Хроники Голиафа» (13 серий), созданные без Грега Уайзмена. Описание серий даётся с учётом имён, переведённых на русский язык каналом REN-TV (так как имена в разных дубляжах отличаются, например, Гудзон — Хадсон)

Сезон 1 (1994—1995)[править | править код]

Таким образом первый сезон является так называемым вступлением. Первые пять серий являются введением в мир гаргулий, дабы почувствовать атмосферу сериала. Следующие серии уделены какому-то одному герою и в некоторой мере раскрывается его образ, то есть приоткрывается завеса тайны и делается это приблизительно по одному шаблону объект раскрытия — конфликт вокруг него — решение конфликта — вывод (прощение, разочарование и т. д.). Создатели намеренно вставляют некоторые малозаметные детали и намеки, чтобы создать интригу и придать сериалу остроты, загадочности и неповторимости сюжета. Большая часть серий во втором сезоне построена на этом принципе — раскрытие загадок, специально мельком закинутых в первый сезон.

Сезон 2 (1995–1996)[править | править код]

ru.wikipedia.org

Горгулья и химера — мифология Древней Греции и средневековой Европы

Горгулья и Химера практически не отличаются друг от друга, поэтому их путают. Разберемся в мифологии, в чем разница между ними.

 

В статье:

Химера у древних греков

В греческой мифологии химера — чудовище с головой льва, туловищем козы и змеиным хвостом. Согласно легендам, ее отец олицетворяющий огненные силы земли могущественный великан Тифон. Мать Химеры — Ехидна, прекрасная женщина с телом змеи и свирепым характером, похищала путников. Воспитанием чудовища занимались не Тифон и Ехидна, а ликийский царь Амисодар, по Гомеру. Братом Химеры легенды называют Цербера — трехголового пса, что охраняет вход в Аид, царство мертвых. Есть еще один брат — Орт, пасущий стада двуголовый пес.

Впервые Химера упомянута в Илиаде, где есть подробное описание внешнего вида  извергающего огонь из пасти чудовища. Такой — со львиной головой, козлиным туловищем и змеиным хвостом – описывает ее Гомер. Говорится о ней и в Теогонии — одном из первых мифологических источников Греции, автор Гесиод, греческий поэт.

Автор описывает Химеру как трехголовое существо. На передней части туловища, на шее, расположена львиная голова. Посреди хребта — козла. На хвосте находится змеиная. Так изображено оно на известной скульптуре из Ареццо, что изготовлена в пятом веке до нашей эры.

Богами предсказывалось, что герой победит обитающую в Ликии Химеру. Победителем стал Беллерофонт, или Гиппоной, — оба имени принадлежат одному древнегреческих мифов. Археологи нашли посуду с изображениями этого сражения. Химера убита с помощью длинного копья, а воин вместо обычного коня восседал на подаренном Афиной пегасе. Другие изображения указывают на то, что чудовище убили выпущенной из лука стрелой.

Есть современные и старинные рационалистические толкования мифов Древней Греции. По одной из таких версий пегас — корабль героя, Химера — название бухты, где жили лев и дракон, тоже некие аллегории. Плутарх писал, что Химера – вероломная женщина, а лев и дракон — ее братья, с ними и пришлось сразиться герою мифов. Поскольку дело происходило в Ликее, змеиный хвост или одна из голов объясняются тем фактом, что в этой местности водятся змеи.

Беллерофонт побеждает Химеру — Мифы Древней Греции.

Другая легенда утверждает, что он вступил в морское сражение с пиратом, на носу корабля которого изображен лев, на корме — дракон, а посередине — змея. Пирата звали Химар, что созвучно с названием чудовища. Целый ряд сказаний заменяет козлиные части тела на драконьи.

Еще одна теория: в Ликии был вулкан, что называли Химерой. У основания водились в большом количестве змеи. А неподалеку располагались луга и пастбища для коз, а наверху гор водились львы. Возможно, Химера — название местности, что отличали все эти факторы. А еще между горами Краг и Антикраг находилось ущелье Химера. Сейчас это место расположено между городами Фетхие и Калкан – относятся к территории Турции.

Плиний Старший считал, что Химера — гора Янарташ, что находится недалеко от деревни Чиралы. Так он описывал в «Естественной истории». Сегодня это небольшой курортный поселок на территории Турции. В этой местности из-под земли выходит природный газ в таких количествах, что достаточны для горения.

Легенды о Химере стали основой для средневековых мифов и бестиариев. Отголоски верований докатились до нас. В Средние века изображения этих чудовищ вошли в моду. Их скульптурами украшали здания соборов и церквей, а также дворцы и другие богатые постройки. Страшилище путают с Горгульями, но это неправильно.

Разница между чудовищами

Химеры и Горгульи в виде скульптур характерны для готики — архитектурного стиля 13 века во Франции. Из греческих мифов она попала в умы тех церковнослужителей и архитекторов. Тогда и стала персонажем бестиариев, трактатов о нечистой силе и подобных литературных творений Средневековья. Основные черты внешности греческого чудовища забыты, и главным признаком считали части тело от разных животных — любых.

Горгулья — упоминается со времен Средневековья. Изображений немало, и все различные — зависело от фантазии скульптора. Но общие черты есть — тоже фантазийное существо с частями тела от всевозможных животных, представителей нечистой силы и людей. Химера и Горгулья — существа из камня, а не из плоти и крови, чаще крылатые.

Название происходит от звука, что получается у человека при полоскании горла или сглатывании жидкости. Такой звук издает и каменное чудовище, когда идет дождь и поток воды проходит через глотку. Горгульи задуманы как способ обустройства водостоков церквей и дворцов, а позднее — для украшения последних. В средневековых городах Горгульи прижились и неплохо сохранились до сегодняшних дней. И среди современных архитекторов и дизайнеров остаются популярным элементом декора зданий.

Основная разница между Горгульей и Химерой в том, что первая — способ обустройства или украшения водостока, а вторая — скульптурное изображение чудовища без дополнительных функций. Когда речь идет о существе из средневековых сказаний, то эти два слова синонимы.

Но обратимся к христианским церквям, что украшались чудовищами из чуждых верующему жителю Средневековья легенд. Храмы декорировались изображениями монстров, и довольно реалистичными, потому что символизировали пороки людей. Они воплощение страстей и грехов, от коих должны были стремиться избавиться прихожане.

Таким образом показывалось, что нечисть бежит прочь из святого места — все скульптуры обращены от церкви, словно пытаются броситься наутек. В архитектуре они символизировали также то, что дьявол не создает новую форму жизни. Он комбинирует между собой все созданное Богом. Гротескных монстров устанавливали рядом с фигурами мыслителей в назидание, что недооценивать мощь дьявольского разума — глупо.

Легенды о Горгульях и Химерах

Согласно христианским легендам, чудовища не порождение зла, а наоборот. Существует поверье — когда зло попытается проникнуть за стены храма, что украшен такими скульптурами и водостоками, каменные изваяния оживут и набросятся на представителя нечисти. Они служат и индикаторами присутствия темных сил в городе. В старину верили — когда Горгульи на стенах храма начнут рычать, значит, в городе враг.

Notre Dame.

Монстры встречаются не только на стенах и крышах церквей. Их устанавливали на крепостях и ратушах, особняках и дворцах. Такая работа скульптора была по карману богатым горожанам. Поверья называли их сильными защитниками от злых сил и от воров, интриганов. Они оживали и защищали хозяев и имущество, а убить каменных существ сложно.

По легендам отдельные скульптуры и водоотводы со стен церквей не всегда были каменными. Есть сказание о соборе Святого Вита в Праге. Оно гласит, что сотни существ на его собора когда-то были людьми. Превратились в камень после колдовского проклятья. И да, Химеры и Горгульи из Праги больше похожи на людей, чем на существ из мифов. Такова задумка архитектора — показать верующим, что бояться нужно зла в человеческом обличии.

Каменных Химеру и Горгулью можно считать одним существом, берущим начало происхождения из древнегреческих мифов. Разница между скульптурными изображениями в наличии или отсутствии функции дренажа крыши – название «Горгулья» произошло от сходства со звуком при глотании воды.

Вконтакте

Одноклассники

Facebook

Pinterest

grimuar.ru

чем отличается горгулья от химеры?

Кто такая горгулья - это демоническое существо, которое олицетворяет силы хаоса, подчиненные божественной силе. Служит ангелам ради сохранения упорядоченного мироздания. В переводе с латыни – горгулья - симбиоз слов «глотка» и «водоворот». По одной из версий, их крик напоминал бульканье, по другой – они являлись таким же символом вечности, как и вода.

Горгулья - кто это?

Горгульи встречаются в разных мифах, более известны они, благодаря легендам Древней Греции. Эллины сделали их олицетворением злой или доброй воли богов, которые определяют судьбы людей. Есть несколько версий о происхождении, горгулья - это:

  1. Низшее демоническое божество.
  2. Олицетворение подземного мира.
  3. Страж Тьмы, который служит Силам света.

Мифы разных народов сохранили несколько характерных черт этих созданий:

  • ненависть ко всему живому, как к людям, так и к нечисти;
  • иногда вступают в альянс с другими существами ради выгоды;
  • самые неподкупные и строгие Стражи.

Как выглядит горгулья?

Горгулья - мифическое существо, ее отличительная черта – способность превращаться в камень и пробуждаться из него, но делает это только по своей воле, а не чужой. Изображаются человекоподобными, с характерной внешностью:

  • кожистые крылья;
  • острые когти;
  • головы львиные или волчьи, иногда - симбиоз с человеческим лицом.

Когда горгулья получает рану, то регенерирует, превратившись в камень. Ее кожа похожа на человеческую, имеет серый цвет. Со временем горгулий стали изображать, как симбиоз разных животных. Существует несколько версий, почему этих демонических существ решили устанавливать на крышах храмов:

  1. Должны отводить зло от дома, как более сильные Стражи.
  2. Чтобы напоминали о судьбах грешников.
  3. Являли контраст между красотой собора внутри и уродством снаружи.

Как кричит горгулья?

Крик горгульи сегодня считается мифом, авторы игр вовсю упражняются в его создании. Известно лишь, что существа кричали при приближении врагов, будь то захватчики или нечисть. На что это похоже, легенды не сохранили. Церковники убеждали, якобы птица горгулья издает крик, когда житель города совершает грех. Разительно отличаются от прочих статуй изваяния на соборе святого Вита в Праге, это не драконы, а уродливые люди, застывшие в крике. Исследователи объясняют решение зодчих, как стремление напоминать человечеству о грехах и проклятиях, которые могут заточить в камень.

Чем отличается горгулья от химеры?

Очень часто люди считают, что горгулья и химера – это одно и то же, отличие между ними относительное, но все-таки есть. Готические химеры стали известны, благодаря статуям на соборе Парижской Богоматери, это существа:

  • с фигурой горбуна и когтями орла;
  • крыльями нетопырей;
  • головами козлов или змей.

Греки приписывали власти химер морские бури, зодчие средневековья представили этих существ, как олицетворение падших душ, которые не могут войти в храм. В готике горгулья и химера почти не имеют отличий, разница лишь в том, что первые были не только элементом декора, но и водостоками. Через глотку демонических существ вода стекала в стороне от стен и не подмывала фундамент зданий. И только в 19 столетии на смену им пришли водосточные трубы, а горгульи остались украшением фасада.

Горгулья в мифологии

Горгулья – существо необычное, ее изображения трансформировались со временем, хотя изначально в легенде о происхождении представлена, как дракон. Существует миф, что в 600 году н.э. возле Сены жил дракон Ла Гаргуль, который плевался не только огнем, но потоками воды, провоцируя наводнения. Жители окрестностей умилостивляли его человеческими жертвами, избирая для этого преступников.

Спустя много лет в Руан прибыл священник Романус и согласился уничтожить дракона в обмен на то, что люди примут христианскую веру и построят церковь в селении. Герой одержал победу, тело чудовища пытались сжечь, но пламя не смогло уничтожить голову. Тогда жители якобы установили эти останки на крыше храма, построенного в честь подвига священника Романуса. С тех и появилась традиция украшать здания статуями горгулий.

 

womanadvice.ru

горгулья — Викисловарь

В Википедии есть страница «горгулья».

Содержание

  • 1 Русский
    • 1.1 Морфологические и синтаксические свойства
    • 1.2 Произношение
    • 1.3 Семантические свойства
      • 1.3.1 Значение
      • 1.3.2 Синонимы
      • 1.3.3 Антонимы
      • 1.3.4 Гиперонимы
      • 1.3.5 Гипонимы
    • 1.4 Родственные слова
    • 1.5 Этимология
    • 1.6 Фразеологизмы и устойчивые сочетания
    • 1.7 Перевод
    • 1.8 Библиография
В Викиданных есть лексема горгулья (L102077).

Морфологические и синтаксические свойства[править]

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. горгу́лья горгу́льи
Р. горгу́льи гору́лий
Д. горгу́лье горгу́льям
В. горгу́лью гору́лий
Тв. горгу́льей
горгу́льею
горгу́льями
Пр. горгу́лье горгу́льях

гор-гу́ль·я

Существительное, одушевлённое, женский род, 1-е склонение (тип склонения 6*a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: --.

Произношение[править]

  • МФА: [ɡɐrˈɡulʲɪ̯ə]

Семантические свойства[править]

Значение[править]
  1. ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  2. ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
Синонимы[править]
  1. гаргулья, гаргуйль
Антонимы[править]
Гиперонимы[править]
Гипонимы[править]

Родственные слова[править]

Ближайшее родство

Этимология[править]

Происходит от ??

Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]

Перевод[править]

Список переводов
  • Азербайджанскийaz: qarqoyl
  • Албанскийsq: gargull м.
  • Английскийen: gargoyle
  • Арабскийar: غرغول
  • Армянскийhy: գառգոլ
  • Баскскийeu: gargola
  • Башкирскийba: гаргулья
  • Белорусскийbe: гаргулья ж.
  • Болгарскийbg: водоливник м., гаргойл м.
  • Бретонскийbr: gargoul м.
  • Валлийскийcy: gargoil
  • Галисийскийgl: gárgola ж.
  • Грузинскийka: გარგული
  • Датскийda: gargoil общ.
  • Ирландскийga: geargáil ж.
  • Итальянскийit: gargouille ж., gargolla ж.
  • Каталанскийca: gàrgola ж.
  • Китайский (традиц.): 石像鬼
  • Китайский (упрощ.): 石像鬼
  • Корейскийko: 가고일
  • Курдскийku: gargoyle
  • Литовскийlt: gargulija ж., gargola ж.
  • Люксембургскийlb: Waasserspäizer
  • Немецкийde: Wasserspeier м., Gargoyle
  • Нидерландскийnl: waterspuwer м., gargouille
  • Польскийpl: gargulec м., rzygacz м.
  • Португальскийpt: gárgula ж.
  • Румынскийro: gargui ср.
  • Сербскийsr (кир.): горгулија ж.
  • Словацкийsk: chrlič м.
  • Словенскийsl: bruhalnik м.
  • Тайскийth: ปนาลี
  • Турецкийtr: gargoyle
  • Украинскийuk: гаргуйль м., ґаргулья ж.
  • Финскийfi: gargouille, gargoili
  • Французскийfr: gargouille ж.
  • Чешскийcs: chrlič м.
  • Эсперантоиeo: gargojlo
  • Эстонскийet: veesüliti
  • Японскийja: ガーゴイル

Библиография[править]

Для улучшения этой статьи желательно:
  • Добавить описание морфемного состава с помощью {{морфо-ru}}
  • Добавить значение в секцию «Семантические свойства»
  • Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»
  • Добавить сведения об этимологии в секцию «Этимология»
  • Добавить хотя бы один перевод для каждого значения в секцию «Перевод»

ru.wiktionary.org


Смотрите также