Флейва что это такое


Что значит Флейва? Как понять слово Флейва? Перевод термина Флейва...

Порой в молодёжном сленге проскальзывают такие слова, смысл которых совершенно неясен, и даже более того, он остаётся всё ещё погружённым в туман незнания, даже после того, как вам попытается растолковать это понятие, ваш приятель. Итак, вы уже поняли, мы поговорим о слове Флейва. Что значит Флейва? Этот термин был заимствован из английского языка "flavour", и переводится, как "вкус", "аромат", "букет", "особенность", "сдабривать". Прежде чем продолжить, прочтите ещё несколько интересных новостей, например, как понять слово Холивар, что значит Хардкод, что такое Фрод?

Флейва - это то, как ты делаешь что-либо, как реагируешь на происходящие.
Это то, как ты ведёшь себя дома, как ведёшь себя на улице.
Это то, кем ты являешься на самом деле, это определяет тебя. Это флейва.

Некоторые люди утверждают, что это стиль, но они не правы, здесь речь о другом. Это то, как ты смотришь, как ты двигаешься, твоя пластика, понятно теперь?    
Это, как ты видишь, особенная энергия, которая исходит из тебя.
На самом деле, флейва, это много всего в одном, всего не перечесть. Это темперамент, сердце, смирение, харизма, уверенность в себе.
Это всего одно слово - флейва, но в нём заключается так много, просто подумайте об этом.

Флейва - это выражение себя, чтобы понять свою собственную флейву, надо заглянуть в глубины своего "Я"


 Существует несколько значений данного термина:

 Первое значение. В узком смысле собрание группы людей, ради тусовки или концерта.

 Второе значение. В широком смысле, это всё комъюнити поклонников и творцов хип-хопа, какой-либо конкретной области или города.

 Третье значение. Флейва - это команда, группа людей исполняющих хип-хоп.

 Четвёртое значение. Флейва - это собственный стиль, творческая индивидуальность, понятие похожее своим смыслом на слово "флоу".

xn----7sb3abqfg0a4g2a.xn--p1ai

Многоствольная флейта — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 2 мая 2019; проверки требует 1 правка. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 2 мая 2019; проверки требует 1 правка.

Многоствольная флейта — флейтовый музыкальный инструмент, состоящий из нескольких соединённых или отдельных трубок как правило без пальцевых отверстий. Нижние концы трубок могут быть открытыми или закрытыми[1].

На верхние срезы трубок направляют струю воздуха. Каждая трубка издаёт один основной тон, высота которого зависит от длины, диаметра трубки и от того, закрыта трубка снизу или нет. Изменением угла подачи струи воздуха на срез трубки возможно понижение основного тона на полутон. Настройка инструмента осуществляется передвиганием пробок или регулированием количества пчелиного воска в трубках.

Некоторые исторические (редкие) виды подобных флейт вместо открытого верхнего среза имеют свистковые устройства на каждой трубке. Кроме того, известна многоствольная флейта с общим вдувным отверстием (одним мундштуком) на четыре трубки с пальцевыми отверстиями[2].

Многоствольную флейту необходимо отличать от двойной флейты со свистковыми устройствами на трубках.

  • Европейский образец начала XXI века

  • Двухрядная южноамериканская сампонья

Сиринга — древнегреческое общее название одноствольных и многоствольных флейт, трубки которых скреплялись воском[3].

Флейта Пана — европейское[3] общее название многоствольных флейт со скреплёнными трубками[1][4]. Произошло от имени древнегреческого бога Пана.

Най — молдавская и румынская многоствольная флейта[5].

Сампонья — испанское название многоствольной флейты Центральных Анд. Аймарские названия — сику (для инструментов малого и среднего размеров) и айяричи (для больших флейт). Состоит из двух рядов трубок. В каждом ряду в среднем 6—8 трубок. Трубки одного ряда как правило в два раза короче трубок другого ряда и соответственно звучат на октаву выше. Нижние концы трубок могут быть открытыми или закрытыми[6].

Ла́рчеми (с груз. лерцами «тростник») — мегрельская (западно-грузинская) пастушья флейта. Состоит из 6 трубок: две длинных посередине и по две с обеих сторон, постепенно укорачивающихся[7]. Со́инари (возможно от солинари «трубка») — гурийская (западногрузинская) пастушья флейта, схожая с ларчеми[8].

Кугиклы — русский инструмент из 2—5 нескрепленных трубок[9].

Скудучяй — литовская флейта[10].

Куи́ма чи́псан (с языка коми «трёхствольный свисток»[11])[12] и Пэлянъяс (пэляннэз[9]) — флейты коми-зырян и коми-пермяков[13].

  1. 1 2 Большая российская энциклопедия, 2017.
  2. ↑ Муз. инстр., 2008, Флейта многоствольная.
  3. 1 2 Муз. инстр., 2008, Сиринкс, с. 512.
  4. ↑ Муз. инстр., 2008, Флейта Пана, с. 629.
  5. ↑ Най // Большая российская энциклопедия. Том 21. — М., 2012. — С. 700.
  6. ↑ Муз. инстр., 2008, Флейта Пана, с. 631.
  7. ↑ Муз. инстр., 2008, Ларчеми, с. 331—332.
  8. ↑ Муз. инстр., 2008, Соинари, с. 531.
  9. 1 2 Кугиклы // Большая российская энциклопедия. Том 16. — М., 2010. — С. 247.
  10. ↑ Скудучай // Большая российская энциклопедия. Том 30. — М., 2015. — С. 380.
  11. ↑ Муз. инстр., 2008, Куима чипсан, с. 315.
  12. Чисталев П.И. Аэрофоны // Коми народные музыкальные инструменты. — Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1984. — 104 с.
  13. ↑ Муз. инстр., 2008, Пэлян, с. 462—463.

ru.wikipedia.org

Современная флейта — Википедия

Современная фле́йта[2][3], флейта Бёма[1] — поперечная флейта, музыкальный духовой инструмент симфонического оркестра. Основной вид современной флейты — большая флейта сопранового регистра. Другие виды: малая (пикколо), альтовая и басовая флейта.

Высота звука на флейте меняется путём передувания (извлечения губами гармонических созвуков), а также путём открывания и закрывания отверстий клапанами. Современные флейты обычно изготовляются из металла (никеля, серебра, золота, платины), реже — из дерева, иногда — из стекла, пластика и других композитных материалов.

Диапазон флейты — более трёх октав: от h или c1 (си малой октавы или до первой) до #f4 (фа-диез четвёртой)[4]. Играть выше «до» четвёртой октавы представляется затруднительным, но встречаются произведения, в которых задействованы ноты «ре» и «ми». Ноты пишутся в скрипичном ключе соответственно действительному звучанию. Тембр ясный и прозрачный в среднем регистре, глухой в нижнем и несколько резкий — в верхнем. Флейте доступна самая разнообразная техника, ей часто поручается оркестровое соло. Применяется в симфоническом и духовом оркестрах, а также, наряду с кларнетом, чаще других деревянных духовых, — в камерных ансамблях. В симфоническом оркестре применяются от одной до пяти флейт, чаще всего две-три, причём одна из них (обычно последняя по номеру) может меняться во время исполнения на малую или альтовую флейту.

Средневековое изображение флейтистов, держащих инструменты в левую сторону (манускрипт Кантиг святой Марии)

Древность[править | править код]

Древнейшие известные на сегодня поперечные флейты были обнаружены в Гробнице маркиза И в Китае и датируются V в. до н. э.[5][6].

В Индии самые древние изображения поперечных флейт относятся к I в. до н. э. (рельеф восточных ворот Большой ступы в Санчи).

В Европе предположительно самое раннее изображение поперечной флейты было найдено на этрусском рельефе кон. II — нач. I в. до н. э. Однако в настоящее время интерпретация этого изображения подвергается сомнениям[7].

Средние века[править | править код]

За исключением вышеупомянутого этрусского рельефа, все прочие свидетельства говорят о том, что поперечная флейта проникла из Азии в Византийскую империю, а оттуда Западную Европу, в период Средних веков. Одни из самых ранних европейских изображений поперечных флейт того времени содержатся в энциклопедии Hortus Deliciarum (англ.)русск.(кон. XII в.)[8], манускриптах Кантиг святой Марии (кон. XIII — 1-я пол. XIV в.) и Манесском кодексе (XIV в.).

В Средние века поперечная флейта состояла из одной части, иногда из двух — у «басовых» флейт в строе соль (сейчас — альтовая флейта). Инструмент имел цилиндрическую форму и шесть отверстий одинакового диаметра.

Кроме миниатюры в Манесском кодексе, все средневековые европейские и азиатские изображения показывают исполнителей, держащих поперечную флейту в левую сторону.

Ренессанс[править | править код]

«Пять ландскнехтов», Daniel Hopfer, XVI век, второй слева с поперечной флейтой

В эпоху ренессанса конструкция поперечной флейты мало изменилась. Инструмент имел диапазон в две с половиной октавы и более, что превосходило диапазон большинства блок-флейт того времени на октаву. Инструмент позволял брать все ноты хроматического звукоряда при условии хорошего владения аппликатурой, которая была довольно сложной. Средний регистр звучал лучше всего. Известные оригинальные поперечные флейты эпохи Ренессанса хранятся в музее Castel Vecchio в Вероне.

Эпоха барокко[править | править код]

Первые серьёзные изменения в конструкцию поперечной флейты внесла семья Оттетеров. Жак Мартин Оттетер разделил инструмент на три части: головку, тело (с отверстиями, которые закрывались непосредственно пальцами) и колено (на котором как правило располагался один клапан, иногда больше). Впоследствии большинство поперечных флейт XVIII века состояли из четырёх частей — тело инструмента было поделено пополам. Оттетер также изменил сверление инструмента на коническое, чтобы улучшить интонацию между октавами.

В последних декадах XVIII века к поперечной флейте прибавляют всё больше клапанов — как правило от 4 до 6, и более. На некоторых инструментах становится возможным брать c1 (до первой октавы) с помощью удлинённого колена и двух дополнительных клапанов. Важные нововведения в конструкцию поперечной флейты того времени внесли Иоганн Иоахим Кванц и Иоганн Георг Тромлиц.

Классический и романтический период[править | править код]

Во времена Моцарта поперечная флейта с одним клапаном всё ещё являлась наиболее распространённой конструкцией этого инструмента. В начале XIX века к конструкции поперечной флейты прибавляли всё больше клапанов, так как музыка для инструмента становилась всё виртуознее и дополнительные клапаны облегчали исполнение трудных пассажей. Существовало большое количество вариантов клапанов. Во Франции наиболее популярна была поперечная флейта с 5 клапанами, в Англии — с 7 или 8 клапанами, в Германии, Австрии и Италии существовало наибольшее количество различных систем одновременно, где число клапанов могло доходить до 14 штук и более, а системы назывались именами их изобретателей: «Мейер», «флейта Шведлера», «система Циглера» и другие. Существовали даже системы клапанов, специально сделанные для того, чтобы облегчить определённый пассаж. В первой половине XIX века существовали флейты т. н. венского типа, до звука соль малой октавы. В опере «Травиата», написанной Джузеппе Верди в 1853 г., в заключительной сцене 2-й флейте поручена фраза, состоящая из звуков нижнего регистра от до вниз — си, си-бемоль, ля, ля-бемоль и соль малой октавы. Такая флейта теперь заменяется альтовой флейтой[9].

Флейтист Теобальд Бём придал поперечной флейте современный вид. Его нововведения отличались от многочисленных других тем, что он поставил во главу угла акустические исследования и объективные параметры звука, а не удобство исполнителя. Флейта системы Бёма не сразу нашла отклик среди исполнителей — для того чтобы перейти на новую систему нужно было полностью переучивать аппликатуру и не все были готовы на такую жертву. Многие критиковали и звук инструмента. Во Франции инструмент приобрёл популярность быстрее других стран, в основном из-за того, что профессор Парижской Консерватории Луи Дорюс стал преданным её популяризатором и преподавал на ней в консерватории. В Германии и Австрии система Бёма не приживалась очень долго. Флейтисты горячо отстаивали свои пристрастия к той или иной системе, возникали многочисленные дискуссии и споры о недостатках и преимуществах.

XX век[править | править код]

В начале XX века большинство флейтистов перешли на систему Бёма, хотя другие системы иногда встречались вплоть до 1930-х годов. Большинство флейт всё ещё производились из дерева, но металлические инструменты начали приобретать всё большую популярность.

Во второй половине XX века снова возник интерес к поперечным флейтам барочной конструкции, многие исполнители начали специализироваться на аутентичном исполнении барочной музыки на оригинальных инструментах.

Были предприняты попытки усовершенствовать систему Бёма, чтобы создать возможность исполнения чистого четвертитонового звукоряда и тем самым расширить возможности инструмента при исполнении современной музыки. К стандартной флейте Бёма были прибавлены 6 дополнительных клапанов, и такая система была названа по имени создателя «система Кингма». Флейтисты Роберт Дик и Матиас Циглер, специализирующиеся на исполнении современной музыки, используют такие инструменты.

Флейта, не в линию, с закрытыми клапанами, без ми-механики, колено «До». Флейта с резонаторами Флейта в разобранном виде

Поперечная флейта представляет собой продолговатую цилиндрическую трубку в нижнем и среднем колене с системой клапанов и коническо-параболическое головное колено, закрытое с одного конца, около которого находится специальное боковое отверстие для вдувания воздуха. Современная флейта делится на три части: головку, среднее и нижнее колено.

Головка[править | править код]

Губки на головке флейты Колено флейты (до)

У большой флейты головка прямая, но существуют и загнутые головки — на детских инструментах, а также на альтовых и басовых флейтах, чтобы инструмент было удобнее держать. Головка может быть сделана из различных материалов и их комбинаций — никеля, дерева, серебра, золота, платины. Головка современной флейты, в отличие от тела инструмента, имеет не цилиндрическую, а коническо-параболическую форму. В левом конце внутри головки находится пробка, положение которой влияет на общий строй инструмента и должно регулярно проверяться (обычно с помощью обратного конца палочки для протирки инструмента — шомпола). Форма отверстия головки, форма и загиб губок имеют большое влияние на звук всего инструмента. Часто исполнители используют головки другого производителя, нежели основной производитель инструмента. Некоторые флейтовые производители — как Lafin или Faulisi — специализируются исключительно на изготовлении головок.

Корпус флейты[править | править код]

Конструкция клапанного механизма флейты может быть двух типов: «inline» («в линию») — когда все клапаны образуют одну линию, и «offset» — когда клапан соль выступает. Также существует два типа клапанов — закрытые (без резонаторов) и открытые (с резонаторами). Открытые клапаны получили наибольшее распространение, так как имеют несколько преимуществ по сравнению с закрытыми: флейтист может почувствовать скорость струи воздуха и резонанс звука под пальцами, с помощью открытых клапанов можно корректировать интонацию, а при исполнении современной музыки без них практически не обойтись. Для детских или маленьких рук существуют пластиковые пробки, которыми в случае необходимости можно временно закрыть все или некоторые клапаны на инструменте.

Колено[править | править код]

На большой флейте может применяться колено двух типов: колено до или колено си. На флейте с коленом до нижним звуком является до первой октавы, на флейтах с коленом си — си малой октавы соответственно. Колено си влияет на звучание третьей октавы инструмента, а также делает инструмент несколько тяжелее на вес. На колене си существует рычажок «гизмо», который должен дополнительно употребляться в аппликатуре до четвёртой октавы.

Ми-механика[править | править код]

Многие флейты обладают так называемой ми-механикой. Ми-механика была изобретена в начале XX века одновременно, независимо друг от друга, немецким мастером Эмилем фон Риттерсхаузеном и французским мастером Джалма Жюлио для того чтобы облегчить звукоизвлечение и улучшить интонацию ноты ми третьей октавы. Многие профессиональные флейтисты не используют ми-механику, так как хорошее владение инструментом позволяет легко извлекать этот звук и без её помощи. Существуют также альтернативы ми-механики — пластинка, закрывающая половину внутреннего отверстия (второго парного) клапана соль, разработанная фирмой Powell, а также парный клапан соль уменьшенного размера, разработанный фирмой Sankyo (не получивший большого распространения в основном из-за эстетических соображений). На флейтах немецкой системы ми-механика не требуется функционально (парные клапаны соль разделены изначально).

Современная флейта системы Бёма с закрытыми клапанами не в линию, с ми-механикой и до-коленом

Флейта — один из самых виртуозных и технически подвижных инструментов из группы духовых. В её исполнении типичны гаммообразные пассажи в быстром темпе, арпеджио, скачки на широкие интервалы. Реже флейте поручаются продолжительные кантиленные эпизоды, поскольку дыхание на ней расходуется быстрее, чем на других деревянных духовых. Хорошо звучат трели на протяжении всего диапазона (за исключением нескольких трелей на самых низких звуках)[10].

Слабым местом инструмента является его сравнительно небольшой диапазон в динамике — разница между piano и forte в первой и второй октавах составляет около 25 dB, в верхнем регистре не более 10 dB.[11] Этот недостаток флейтисты компенсируют меняя окраски тембра, а также другими средствами музыкальной выразительности.

Диапазон инструмента делится на три регистра: нижний, средний и верхний. В нижнем регистре сравнительно легко играть piano и legato, но forte и staccato требует зрелого мастерства. Средний регистр наименее богат обертонами, часто звучит тускло, поэтому мало применяется для мелодий кантиленного характера. В верхнем регистре легко играть на forte, владение piano в третьей октаве требует нескольких лет обучения на инструменте. Начиная с до-диез четвёртой октавы тихое извлечение звуков становится невозможным.

Окраска тембра и красота звука на флейте зависит от многих факторов в постановке и мастерстве исполнителя — важную роль играет открытое горло, достаточно открытое отверстие головки инструмента (обычно на 2/3), правильное положение головки инструмента по отношению к губам, точное направление струи воздуха, а также умелое управление количеством и скоростью подачи воздуха с помощью «опоры» (совокупность мышц брюшного пресса, части межрёберных мышц и части мышц спины, влияющих на работу диафрагмы).

Флейте доступен широкий спектр приёмов игры. Повсеместно используется двойное (слоги ту-ку) и тройное (слоги ту-ку-ту ту-ку-ту) staccato. Начиная с конца XIX — начала XX веков для особых эффектов используется приём frullato — игра на инструменте одновременно с произношением звука, вроде «трр» с помощью кончика языка или горла. Впервые техника frullato была использована Рихардом Штраусом в симфонической поэме «Дон Кихот» (1896—1897).[12] В XX веке было изобретено множество дополнительных техник и приёмов:

  • Мультифоники — извлечение двух и более звуков одновременно с помощью специальной аппликатуры. Существуют специальные таблицы мультифоников в помощь композиторам и исполнителям, например в книгах Пьер Ива Арто или Роберта Дика.
  • Whistle tones — напоминает тихий свист. Извлекается при полностью расслабленном амбушюре и направлении струи поверх того места, где обычно находится желаемый звук.
  • «Танграм» — короткий звук, напоминающий хлопок. Извлекается при полностью закрытом амбушюре инструмента губами с помощью быстрого движения языка. Звучит на большую септиму ниже аппликатуры, которую применяет исполнитель.
  • «Jet whistle» — звучащая струя воздуха (без звука), быстро меняющая высоту сверху вниз или снизу вверх, в зависимости от указания композитора. Извлекается при полностью закрытом амбушюре инструмента губами, при сильном выдохе и произношении слога похожего на «фюить».

Существуют и другие приёмы современных техник — стук клапанами, игра одним шипом без звука, пение одновременно с извлечением звука и другие.

Октобасовая флейта Контрабасовая флейта

Флейта существует в четырёх основных разновидностях, образующих семейство: собственно флейта (или большая флейта), малая флейта (флейта-пикколо), альтовая флейта и басовая флейта. Также существуют, но гораздо реже используются — большая флейта ми-бемоль (кубинская музыка, латиноамериканский джаз), октобасовая флейта (современная музыка и оркестр флейт) и гипербасовая флейта. В качестве прототипов существуют и флейты более низкого диапазона.

По способу звукоизвлечения флейта относится к лабиальным инструментам. Флейтист выдувает струю воздуха на переднюю кромку амбушюрного отверстия. Поток воздуха из губ музыканта пересекает открытое амбушюрное отверстие и ударяется о внешнюю его кромку. Таким образом струя воздуха разделяется примерно пополам: внутрь инструмента и наружу. Часть воздуха, попавшая внутрь инструмента, создаёт звуковую волну (волну сжатия) внутри флейты, распространяется до открытого клапана и частично возвращается назад, вызывая резонанс трубки. Часть воздуха, попавшая наружу инструмента, вызывает лёгкие призвуки типа шума ветра, которые при правильной постановке слышны лишь самому исполнителю, но становятся неразличимы на расстоянии нескольких метров. Высота звука меняется с помощью изменения скорости и направления подачи воздуха опорой (мышцами брюшного пресса) и губами, а также аппликатурой.

В силу акустических особенностей флейта имеет тенденцию понижать строй при игре на piano (особенно в нижнем регистре) и повышать строй при игре на forte (особенно в верхнем регистре). На интонацию имеет влияние и температура помещения — более низкая температура понижает строй инструмента, более высокая, соответственно, повышает.

Настраивают инструмент с помощью выдвижения головки из тела инструмента (чем сильнее выдвинуть головку, тем длиннее и, соответственно, ниже становится строй инструмента). Этот способ настройки имеет свои недостатки по сравнению со струнными или клавишными инструментами — при выдвижении головки расстраиваются отношения между отверстиями инструмента и октавы перестают строить между собой. При выдвижении головки больше чем на сантиметр (что понижает строй инструмент почти на полутон) звук флейты меняет тембр и становится похожим на звук деревянных барочных инструментов.

Классическая музыка[править | править код]

Ренессанс[править | править код]

Поперечная флейта использовалась в основном в ансамблевой игре — квартетах флейт, трио для голоса, флейты и лютни, в консортах, ричеркарах и другой музыке композиторов Аурелио Вирджилиано, Клаудио Монтеверди, Иеронима Преториуса и других.

Эпоха барокко[править | править код]
Бах, Партита Ля-минор BWV 1013, часть 1 — Allemande Бах, Партита Ля-минор BWV 1013, часть 2 — Courante Бах, Партита Ля-минор BWV 1013, часть 3 — Sarabande Бах, Партита Ля-минор BWV 1013, часть 4 — Bouree

В начале XVIII века поперечная флейта была всё ещё достаточно новым и не таким распространённым инструментом, как например блокфлейта. Поперечную флейту начали использовать при французском дворе в конце XVII века, в основном в составе оперного оркестра (первое употребление в опере Люлли «Исида» 1667), и прошло определённое время, пока поперечная флейта приобрела бóльшую популярность. В начале XVIII века в Германии, Англии, Италии появлялось всё больше исполнителей на духовых инструментах, вначале в основном гобоистов, затем и флейтистов, но репертуара, написанного композиторами этих стран специально для поперечной флейты, было чрезвычайно мало. С 1700 года во Франции печатались сборники сюит и пьес для флейты соло и с аккомпанементом басо континуо композиторов Жака Отеттера, Мишеля де ля Барра, Мишель де Монтеклера и других. Начиная с 1725 года появились сонаты и трио-сонаты, и другие произведения для флейты французских композиторов Жозефа Буамортье, Мишеля Блаве, Жан-Мари Леклера и других. Представители итальянского барочного стиля этого периода, такие как Арканжелло Корелли, Франческо Верачини, Пьетро Локателли, Джованни Платти, писали сонаты, где поперечная флейта могла быть заменена скрипкой или блок-флейтой. В 1728 году Антонио Вивальди стал первым композитором, опубликовавшим концерты для поперечной флейты (соч. 10), за ним последовали и другие композиторы — Г. Ф. Телеман, Д. Тартини, а позже Пьер-Габриэль Бюффардэн, Мишель Блаве, Андре Гретри, К. Ф. Э. Бах.

Важным центром развития флейтовой школы того времени стал Берлин, где при дворе Фридриха II, который сам был флейтистом и незаурядным композитором, поперечная флейта приобрела особенное значение. Благодаря неугасающему интересу монарха к его любимому инструменту, появились на свет многие произведения для поперечной флейты Иоахима Кванца (придворного композитора и педагога Фридриха), К. Ф. Э. Баха (придворного клавесиниста), Франца и его сына Фридриха Бенды, Карла Фридриха Фаша и другие.

Среди шедевров репертуара эпохи барокко — Партита ля минор для флейты соло и 6 сонат для флейты и баса И. С. Баха (3 из которых, возможно, принадлежат перу его сына К. Ф. Э. Баха), 12 фантазий для флейты соло Г. Ф. Телемана, Соната для флейты соло ля минор К. Ф. Э. Баха.

Классический и романтический период[править | править код]

Во второй половине XVIII века в стиле пост-барокко и раннего классицизма для флейты писали Иоганн Христиан Бах, Игнац Плейель, Франсуа Девьен, Иоганн Стамиц, Леопольд Хофман, Франц Хофмайстер. К шедеврам этого периода относятся произведения В. А.Моцарта, который написал для флейты Концерты соль и ре мажор, концерт для флейты и арфы до мажор, 4 квартета и несколько ранних сонат, а также Серенада для флейты, скрипки и альта Людвига Бетховена. В начале XIX века репертуар поперечной флейты пополнился произведениями Карла Черни, Иоганна Гуммеля, Игнаца Мошелеса. Особое место в репертуаре этого времени принадлежит многочисленным произведениям Фридриха Кулау, которого называли флейтовым Бетховеном.

В романтическом стиле для флейты написано немного. К шедеврам романтического стиля во флейтовом репертуаре относятся Вариации на тему «Засохшие цветы» Франца Шуберта, Соната «Ундина» Карла Райнеке, а также его концерт для флейты с оркестром (написанный композитором в начале XX столетия). Известны также ранние произведения для флейты Фредерика Шопена и Рихарда Штрауса (в обоих случаях имеющие форму вариаций), которые относятся по сути больше к галантному салонному стилю, нежели к романтическому. Признанным переложением, сделанным для флейты при жизни, а возможно и самим автором, являются 6 сонат для скрипки и клавира Карла Мария фон Вебера.

Во флейтовом репертуаре XIX века доминируют виртуозные салонные произведения композиторов-флейтистов — Жан-Луи Тюлу, Джулио Бриччальди, Вильгельма Поппа, Жюля Демерссмана, Франца Доплера, Чезаре Чиарди, Антона Фюрстенау, Теобальда Бёма, Иоахима Андерсена, Эрнесто Кёлера и других — написанные авторами в основном для собственных выступлений. Появляется всё больше виртуозных концертов для флейты с оркестром — Вилема Блодека, Саверио Меркаданте, Бернарда Ромберга, Франца Данци, Бернарда Молика и других.

XX век[править | править код]

В XX веке флейта становится одним из самых востребованных инструментов в музыке. Высокий уровень исполнителей французской флейтовой школы, таких как Поль Таффанель, Филипп Гобер, Марсель Моиз, а позже Жан-Пьер Рампаль, делает Францию флейтовым центром и кузницей шедевров флейтового репертуара. В первой половине XX столетия произведения для флейты пишут композиторы, представители французского импрессионизма в музыке и их последователи — Эдгар Варез, Клод Дебюсси, Габриэль Форе, Анри Дютийё, Альбер Руссель, Франсис Пуленк, Дариус Мийо, Жак Ибер, Артур Онеггер, Сесиль Шаминад, Лили Буланже, Жорж Ю, Эжен Бозза, Жюль Муке, Джордже Энеску и другие. К наиболее популярным и часто исполняемым произведениям этого периода относятся:

  • Франсис Пуленк. Соната для флейты и фортепиано
  • Анри Дютийё. Сонатина для флейты и фортепиано
  • Клод Дебюсси. Сиринкс для флейты соло
  • Габриэль Форе. Фантазия для флейты и фортепиано
  • Сесиль Шаминад. Концертино

Флейта занимает важное место в творчестве Андре Жоливе, который написал для этого инструмента множество произведений, прочно вошедших в основной репертуар флейтистов: Концерт для флейты с оркестром, Концертная сюита для флейты и ударных, «Песнь Линоса» для флейты и фортепиано, «5 причитаний» для флейты соло и другие. Интересны и многочисленные произведения для флейты Зигфрида Карг-Элерта. К середине XX века флейта окончательно завоёвывает сердца крупных композиторов разных стран и стилей, один за другим появляются шедевры флейтового репертуара: сонаты для флейты и фортепиано Сергея Прокофьева и Пауля Хиндемита, концерты для флейты с оркестром Карла Нильсена и Жака Ибера, а также другие произведения композиторов Богуслава Мартину, Франка Мартэна, Оливье Мессиана. Несколько произведений для флейты написали отечественные композиторы Эдисон Денисов и Софья Губайдулина.

Во второй половине XX века многие композиторы пишут произведения для флейты соло без аккомпанемента, часто с применением современных техник игры на инструменте. Особенно часто исполняется Секвенция Лучано Берио, также популярны Этюды Исан Юна, «Голос» Тору Такэмицу, «Дебла» K.Халфтер, и другие произведения для флейты соло композиторов Хайнца Холлигера, Роберта Эйткена, Эллиота Картера, Жильбера Ами, Кадзуо Фукисима, Брайана Фернейхоу, Франко Донатони и других. Большое количество произведений для флейты соло с использованием расширенной трактовки инструмента написал Сальваторе Шаррино.

Джаз и другие стили[править | править код]

По причине негромкого звука, флейта далеко не сразу прижилась в джазовой музыке. Развитие сольной роли флейты в джазе связано с именами таких музыкантов как Херби Манн, Джереми Стиг, Хьюберт Лоуз. Одним из новаторов в джазовом флейтовом исполнительстве стал саксофонист и флейтист Роланд Кёрк, активно использующий приёмы передувания и игры с голосом. Также играли на флейте саксофонисты Эрик Долфи и Юзеф Латиф.

К числу точек соприкосновения джазовой и классической музыки относятся джазовые сюиты для флейты французского джазового пианиста Клода Боллинга, которые исполняются как академическими (Жан-Пьер Рампаль, Джеймс Голуэй), так и джазовыми музыкантами.

В популярной музыке[править | править код]

Одним из известных флейтистов в жанре рок- и поп-музыки является Йен Андерсон из группы Джетро Талл.

Ранний период[править | править код]

Первыми профессиональными флейтистами в России были в основном приглашенные музыканты иностранного происхождения, многие из которых оставались в России до конца жизни. Так при дворе Екатерины II с 1792 по 1798 год служил известный слепой флейтист и композитор Фридрих Дюлон. Впоследствии солистами Императорского театра в Санкт-Петербурге были знаменитые немецкие и итальянские флейтисты — Генрих Зусман (с 1822 по 1838 гг.), Эрнст Вильгельм Хайнемайер (с 1847 по 1859 гг.), Чезаре Чиарди (с 1855 г.). С 1831 года в Санкт-Петербурге обосновался профессор Парижской консерватории Жозеф Гийу. Есть и ранние упоминания о русских флейтистах — так с 1827 г. по 1850 г. солистом Большого театра в Москве был Дмитрий Папков — крепостной, получивший вольную.

Вторая половина XIX века[править | править код]

Первым профессором Санкт-Петербургской консерватории (год основания — 1862) по классу флейты стал знаменитый итальянский флейтист и композитор Чезаре Чиарди, a Московской консерватории (год основания — 1866) — немецкий флейтист и композитор Фердинанд Бюхнер. Оба профессора преподавали на флейтах простых венских систем.

С 1877 года класс Чезаре Чиарди перенял немецкий флейтист и солист Императорских театров Карл Ватерстраат, ученики которого — первые известные русские профессиональные флейтисты Федор Степанов и Александр Семёнов — играли на флейтах системы Бёма. С 1882 года класс Бюхнера в Московской консерватории перешёл к немецкому флейтисту, солисту Большого театра Вильгельму Кречману, который также ввел обучение на флейте системы Бёма. Кречман воспитал первую плеяду крупных российских флейтистов, таких как В. Леонов, В. Цыбин, Н. Бакалейников, Ф. Левин, А. Стучевский, В. И. Глинский-Сафронов, Г. Я. Мадатов и другие.

Особо нужно отметить солистов Императорских театров того времени — известного немецкого флейтиста Карла Венера (с 1867 по 1884 гг.) и известного итальянского флейтиста и композитора Эрнесто Келера (с 1871 по 1907 гг.). С 1878 по 1880 год в оркестре Санкт-Петербургской королевской капеллы работал один из самых известных флейтистов XIX века Карл Иоахим Андерсен.

С гастролями в Россию приезжали крупнейшие европейские флейтисты — в 1880-x годах объездил всю Россию с концертами чешский флейтист-виртуоз Адольф Тершак, в 1887 и 1889 гг. посетил Москву и Санкт-Петербург известнейший французский флейтист Поль Таффанель.

XX век[править | править код]

Первым русским профессором Санкт-Петербургской консерватории стал в 1905 году солист Императорских театров Федор Степанов. В первой половине XX века солистами Императорских театров Санкт-Петербурга одновременно с отечественными исполнителями работали немцы Макс Берг и Карл Шваб, а также чех Юлиус Федерганс. После смерти Степанова в 1914 году его класс перешёл к флейтисту и композитору Владимиру Цыбину, внёсшему огромный вклад в развитие отечественного флейтового исполнительства в России. Владимира Цыбина по праву можно считать основателем русской флейтовой школы.

Педагогическое дело Цыбина продолжили его ученики, профессора Московской консерватории — Николай Платонов и Юлий Ягудин. В Санкт-Петербургской консерватории в начале XX века преподавал П. Я. Федотов и Роберт Ламберт, а позже ученики последнего — Борис Тризно и Иосиф Янус.

В 1950-х годах известные советские флейтисты Александр Корнеев, Валентин Зверев завоевали крупные международные премии.

В 1960-х годах значительный вклад в развитие отечественной школы игры на флейте внесли профессор Ленинградской консерватории, ученик Бориса Тризно, Глеб Никитин и профессор Московской консерватории, ученик Николая Платонова, Юрий Должиков.

Среди солистов крупных оркестров в Москве и Ленинграде в 1960—1970-x годах — Альберт Гофман, Александр Голышев, Альберт Рацбаум, Эдуард Щербачёв, Александра Вавилина и другие, а позже и более молодое поколение — Сергей Бубнов, Марина Ворожцова, Михаил Каширский и другие.

В настоящее время профессорами и доцентами Московской консерватории являются Александр Голышев, Олег Худяков, Ольга Ивушейкова, Леонид Лебедев; Санкт-Петербургской консерватории — Валентин Черенков, Александра Вавилина, Ольга Чернядьева. Более 50 российских молодых флейтистов, среди которых Денис Лупачёв, Николай Попов, Николай Мохов, Василий Большеротов, Ирина Алексеева, Алёна Ломова, Ян Старков, Денис Буряков, Александра Грот, Григорий Мордашов, Зоя Вязовская и другие, также получили или в данный момент продолжают образование за рубежом.

Основная статья: Список флейтистов, Категория:Флейтисты.

Выдающиеся флейтисты[править | править код]

ru.wikipedia.org

история, видео, интересные факты, слушать

Музыкальный инструмент: Флейта

 

Этот удивительно виртуозный инструмент с легким, воздушным, как бы «порхающим» звуком, напоминающим пение птиц, относится к группе деревянных духовых. Согласно древнегреческим мифам его изобретение - заслуга сына Гефеста – Ардала. Пожалуй, ни один другой инструмент не подвергался таким преобразованиям и совершенствованиям. Изначально были две разновидности – поперечная и продольная, но позднее первый вариант вытеснил собой продольную и занял достойное место в оркестре. Эти два вида сильно отличаются друг от друга не только внешне, но и по способу звукоизвлечения.

Историю флейты и множество интересных фактов об этом музыкальном инструменте читайте на нашей странице.

 

 

Звук флейты

Звучание флейты напоминает о волшебстве. Изумительно красивые звуки рождаются в среднем регистре – необычайно ясные, чистые и прозрачные. Недаром в фольклоре и сказках многих народов флейта занимает особое место, ее часто наделяют мистическими свойствами. Мелодичное звучание флейты в руках опытного музыканта способно не только подарить эстетическое удовольствие, но и просто заворожить своей выразительной и пронизывающей музыкой, которая, кажется, попадает нам прямо в сердце.  Мягкое и мелодичное звучание флейты может усладить наш слух, смягчить сердце, вызвать самые добрые и светлые чувства.

Флейта или простая дудочка, как правило, становится одним из самых первых музыкальных инструментов, с которыми могут столкнуться дети, и даже способны изготовить ее самостоятельно из подручных предметов подходящей формы.

Стоит несколько слов сказать об особенностях звучания флейты. Нижний регистр отличается небольшой глуховатостью, но нельзя не заметить его мягкость, сердечность и душевную проникновенность, а верхний ряд нот звучит пронзительно, с резким присвистом. Особенность акустики флейты заключается в том, что при игре на «пиано» высота звучания незначительно понижается, а игра на «форте» повышает звук.

Характер высоты звуков можно изменить, регулируя силу воздушной струи на выдохе, ну и конечно с помощью механизма клапанов, которые закрывают отверстия на инструменте.

Диапазон флейты занимает промежуток от ноты «До» первой до ноты «До» четвертой октавы.

 

Фото

 

 

 

Интересные факты

  • Образцом самой большой поперечной флейты является инструмент, созданный индийским мастером Бхаратом Сином в Джамнагаре в 2014 году. Длина этой флейты составила 3,62 метра. С ее участием исполняли государственный гимн.
  • Флейты изготавливают более, чем из сотни разнообразных материалов, включая кость, древесину, металл, стекло, есть флейты из хрусталя, пластика, и другие. Даже есть флейта из шоколада, на которой можно исполнять музыку.
  • Титул самой дорогой флейты согласно рейтингу «Форбса» принадлежит инструменту, созданному компанией Powell в 1939 году. Эту платиновую флейту оценивают сейчас в 600 тыс долларов.
  • Самое большое количество флейтистов в ансамбле из 3742 участников собралось в Японии 31 июля 2011 года на торжественном праздновании 400 лет замку Хиросаки.
  • Самое длинное беспрерывное выступление флейтиста продолжалось 25 часов 48 минут и было достигнуто Кэтрин Брукес в Бедворте, Великобритания, 17-18 февраля 2012. Кэтрин несколько раз повторила 6-часовую программу, содержащую 92 различных произведения, от классики до современных направлений в музыке.
  • Флейта - единственный оркестровый инструмент, на котором воздух вдувают поперек отверстий. И следует знать, что затрата воздуха у флейтиста гораздо больше, чем на любых других духовых, в том числе таком крупногабаритном, как туба.
  • Древнейшую флейту обнаружили в Любляне, Словения, в 1998 году. Музыкальный инструмент, изготовленный из костей пещерного медведя, содержит четыре отверстия. Палеонтологи полагают, что этой флейте 43,000 — 82,000 лет.
  • Главное божество индуизма Кришна изображается с флейтой из бамбука. Было сказано, что Кришна создал мир через красивое звучание флейты, которая также проповедует любовь и свободу.

  • Существует 30 разновидностей флейты, которые выпускают почти в полусотне стран мира.
  • На флейте играли выдающиеся личности. Леонардо Да Винчи, Иоанн II, Мартин Лютер, император Николай I, Энрико Карузо, Вуди Ален, М. Глинка, и многие другие.
  • Известно, что при дворе английского короля Генриха Восьмого V была собрана целая коллекция флейт - 72 шт.
  • Президент США Г. Кливленд очень ценил свою хрустальную флейту с золотыми элементами.
  • Во Вьетнаме, в горном уезде Иентхе, во время повстанческого крестьянского движения флейта использовалась не только как музыкальный инструмент, но и холодное оружие. Им подавали сигналы тревоги и одновременно убивали врагов.
  • По утверждению исследователей занятия флейтой позитивно воздействуют на интеллектуальное развитие детей, иммунитет, оказывает профилактический эффект к респираторным заболеваниям.

 

 

Популярные произведения для флейты

И. Бах - Скерцо (Шутка) из сюиты для флейты и струнного оркестра № 2 (слушать)

В.А. Моцарт - Концерт для флейты с оркестром соль-мажор (слушать)

Ж. Ибер - Концерт для флейты с оркестром Allegro scherzando (слушать)

 

Конструкция флейты

Поперечная флейта - продолговатая трубка цилиндрического типа, имеющая систему клапанов, которые закрывают 16 отверстий. Один конец ее закрыт, на нем есть отверстие, куда прикладывают губы для вдувания воздух. Современные типы флейт включают в себя трехчастную структуру: головка, тело и колено. В отличие от других инструментов духового типа, звук флейты формируется за счет направленного воздушного потока к краю губной пластинки. Огромная роль в правильной технике игры принадлежит форме губ или «амбушюру». Тонко изменять звучание инструмента можно за счет смены степени напряжения и формы губ.

Общий показатель высоты звука изменяют, выдвигая головку из тела инструмента, чем больше выдвинута головка, тем ниже будет звук.

Средний вес флейты – 600 грамм.

Современная концертная большая флейта составляет 67 см в длину, а длина пикколо всего около 32 см.

 

Разновидности флейты

Поперечная флейта помимо основной большой концертной, имеет три основные разновидности: флейта-пикколо, альтовая и басовая.

Флейта-пикколо - среди духовых самый звучащий инструмент. Строение такое же как и у большой флейты, различие кроется в размерах - она в два раза короче обыкновенной и звучит на октаву выше. Резкость тона флейты–пикколо с легкостью перекрывает звук целого оркестра. В спектакле Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» ей отводится тема белки, разгрызающей орешки. В 1-м акте оперы Бизе «Кармен» пара пикколо составила компанию хору мальчиков, смело вышагивающему за строем солдат.

Альтовая флейта. Напоминают обычную концертную флейту, но несколько больше по размерам и с иным строением системы клапанов. Диапазон ― от «соль» малой октавы до «ре» третьей октавы.

Басовая флейта - в диапазоне от «си» большой октавы до «фа» второй октавы

Следует упомянуть и гораздо более редко используемых образцах — d'Amour, контрабасовая, октобасовая и гипербасовая.

 

  

Применение и репертуар

Выразительность звучание флейты привлекала внимание величайших композиторов.

А. Вивальди написал 13 концертов для флейты с оркестром. И.С. Бах, хорошо знающий технические возможности, сочинил огромное число произведений с участием флейты, особенно прекрасны его сонаты, а искрометная «Шутка» и необыкновенно трогательная «Сицилиана» не оставляют равнодушными меломанов всего мира и поныне. К шедеврам флейтовых репертуаров относят произведения Г.Ф. Генделя, К.В. Глюка, И. Гайдна, В.А.Моцарта, Л.В. Бетховена. Очаровательная «Мелодия» - популярнейшее соло в опере «Орфей и Эвридика» продемонстрировала чувственно-выразительный аспект флейт. Значимое место солирующего инструмента флейта получила в произведениях  В.А. Моцарта. Действительное понимание тембра и виртуозных возможностей выявил Л. Бетховен по-своему внедрив ее в симфонический оркестр, примером может послужить увертюра к опере «Леонора».

Век романтизма также обозначился развитием исполнительского мастерства игры на флейте. В этот период репертуар флейтистов обогащался шедеврами таких мастеров как К.М. Вебера, Ф. Шуберта, Д. Россини, Г. Берлиоза, К. Сен-Санса.

В джазе одним из первых стал использовать флейты барабанщик и руководитель джазового оркестра Чик Уэбб в конце 1930-х. Франк Весс был среди первых примечательных джазовых флейтистов в 1940-х.

Jethro Tull - вероятно, самая известная рок-группа регулярно использующую флейту, на которой играет лидер группы Иэном Андерсоном. Альтовую флейту можно услышать в песне Битлз, «You've Got to Hide Your Love Away» (Ты должен скрыть свою любовь), на которой играет Джон Скотт. Также в композиции «Пенни-Лейн».

 

Приемы игры

При игре на флейте используются разнообразные приемы. Зачастую музыканты пользуются двойным и тройным стаккато и очень эффектным приемом фрулато, который впервые применили в симфонии-поэме «Дон Кихот» Р. Штрауса. В дальнейшем изобретательность флейтистов-исполнителей не имела границ:

Мультифоники — одновременно извлекается два и большее количество звуков.
Whistle tones - негромкий свист.
Танграм- звуки, аналогичные хлопанью ладонями.
Jet whistle - реактивный свист.

Стук клапанов, игра шипом без звучания, звуки извлекаются в одно время с пением и разнообразие других приемов.

 

История флейты

История флейты уносит нас в первобытное время. Все началось с трубочек, на которых поначалу свистели. Сейчас их называют просто дудочками, которые можно сделать из любого подходящего предмета, например, ручки или коктейльной трубки. Затем люди догадались, что если в трубках вырезать отверстия, которые можно перекрывать пальцами, то можно будет исполнить более сложные по структуре музыкальные произведения - многочисленные напевы и мелодии.

Флейта по своим функциям весьма разнообразна. Первоначально она была инструментом из арсенала пастухов, которые с ее помощью управляли животными, а затем ее статус повысился до такой степени, что она принимала участие в духовных обрядах.

Образцы флейты поперечного типа появились очень давно, еще в древнем Китае, в 9 веке до нашей эры, затем в Индии, Японии, Византии. В Европе она распространилась лишь в Средневековье и прибыла с Востока. В 17-м столетии, получившую большую популярность, флейту доработал французский мастер Ж. Оттетер, после чего она стала занимать достойные позиции в инструментальных ансамблях, оперных оркестрах.

Современному виду флейты мы обязаны немецкому мастеру и композитору Т. Бёму, жившему в 19 веке. Он дополняет флейту системой клапанов и колец, разместил большие отверстия под пальцы по акустическим принципам, а также стал использовать в производстве металл, что позволило усилить блеск звучания флейты. С тех времен этот инструмент почти не меняется, да и сложно прибавить к лаконичному по конструкции музыкальному инструменту что-то действительно оригинальное, способное внести новые черты в знакомую форму.

 

 

Флейта при всей свое кажущейся простоте имеет не только богатую и славную историю, но и отличается уникально широким диапазоном использования. Это обусловлено тем, что она относится к одним из самых древнейших, если не самым древнейшим инструментам, с помощью которого пытались создавать музыку наши первобытные предки десятки тысяч лет назад. Со времен каменного века флейта начинает завоевывать сердца людей, очаровывая нас своим душевным и волнительным звучанием, который отдается не только в сердце, но и в самых глубоко запрятанных генах, доставшихся нам от наших далеких пращуров. Скромная деревянная или костяная флейта, любовно вырезанная мастером, способна создать целую уникальную вселенную, наполненную непрерывным удивительным звучанием, которое хочется слушать бесконечно.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

 

Флейта

soundtimes.ru

Флейта Пана музыкальный инструмент (панфлейта) : что это такое, описание

В мире музыки всегда высоко ценилась группа деревянных духовых инструментов, которые по праву считаются одними из самых древних музыкальных орудий. Старинные этнические «флейты» можно найти практически во всех уголках земного шара. Отдельные особенности их конструкции немного варьируются, основа же остается неизменной – пустая цилиндрическая деревянная трубка (может быть ровной или расширяться к низу), с открытым нижним отверстием, небольшими боковыми, служащими для изменения высоты звука, и верхним — мундштуком.

К разновидностям таких флейт можно отнести авлос, бансури, ди, диджериду, дудук, камыль, кена и много других. Особое же место в данной группе занимает флейта Пана – старинный духовой деревянный инструмент, обладающий утонченным пасторальным тембром и эффектным внешним видом.

Происхождение флейты Пана

Данная флейта названа в честь одного из богов древнегреческого пантеона – Пана, которого обычно изображали с подобным инструментом, называемым «сиринксом».

Возникновение такой флейты датируется приблизительно 5-2 тыс. до н. э. – эпоха неолита. Когда люди начали находить взаимосвязь между длинной трубки и высотой звука: чем длиннее ствол — тем ниже звук и наоборот, они начали соединять по несколько цилиндрических трубок разной длины – предположительно так и возник один из самых древнейших инструментов – флейта Пана.

Также о панфлейте упоминается в произведении Вергилия (1 в. до н. э.), в котором описывается духовой инструмент, состоящий из 7 трубок , изготовленных из тростника. Его название связано с мифическими героями – Паном и нимфой Сиринкс.

Разновидности флейты Пана

На сегодняшний день известно много видов многоствольных флейт, среди них: «сампоньа» — инструмент древних индейцев, «най» – румынско- молдавский вариант, грузинский «соинари», «кугиклы» – старинная русская флейта, «скудучай» – литовская разновидность и др.

Конструкция инструмента

Флейта данного вида состоит из нескольких (минимум 3 -х) пустых трубок с закрытыми нижними торцами, различной величины, длина которых варьируется от 10 до 120 см. Они расположены в ступенчатом порядке, что позволяет воспроизводить звуки разной высоты. Панфлейта может быть сделанной из тростника, бамбука, металлических или костяных стволов, а порой даже из пластмассы. От материала, из которого изготовлен инструмент, напрямую зависит качество его звучания. Настройка флейты в нынешнее время осуществляется с помощью специального поршневого устройства. Ранее же, для этого в ствол опускали кусок воска и сдавливали, пока не находили нужный тон. Данная настройка была очень «неустойчивой» при температурных изменениях.

Как изготавливают

Процесс создания инструмента достаточно трудоемкий и требует высокого уровня мастерства: подбираются трубки определенного диаметра, четко вымеривается их длина (для того чтобы инструмент имел правильную темперацию — настроенность). Затем производят наружную и внутреннюю шлифовку, склеивают и закрепляют на специальном кронштейне, который может быть ровным или дугообразным (румынский «най»), последний шаг в изготовлении – покрытие лаком.

Если изменить угол наклона отверстия во время исполнения, можно повышать или понижать звуки на интервалы меньше полутона, что придает инструменту дополнительные хроматические возможности, особый колорит, и является незаменимым при исполнении различной восточной народной музыки. Так же данный инструмент позволяет исполнять многие музыкальные приемы и штрихи, такие как глиссандо, арпеджио, стаккато, легато и т. д.

К флейте Пана обращались и великие мировые классики. «Первооткрывателем» которой стал Моцарт, использовавший инструмент в своей опере «Волшебная флейта». Ее звучание можно услышать в опере-балете Римского-Корсакова «Млада».

Панфлейта, благодаря своему неповторимо мягкому, бархатному и необычному «песочному» звуку, уже многие столетия является одним из популярнейших инструментов во всем мире, звучание которого любят и узнают даже те, кто не особо интересуется музыкальным искусством.

muz-story.ru

Флейт - это... Что такое Флейт?

Голландский флейт  — морское парусное транспортное судно Нидерландов XVI-XVIII веков.

Отличительные черты

  • Длина этих судов в 4—6 и более раз превышала их ширину, что позволяло им ходить под парусами уже довольно круто к ветру.
  • В рангоуте были введены изобретённые в 1570 году стеньги
  • Увеличение длины мачт за счет изготовления их составными упростило их замену при ремонте, а реи стали укороченными, что позволило сделать узкие и удобные в обслуживании паруса и сократить общее число верхней команды.
  • Его борта делались слегка заваленными в сторону палубы для того, чтобы пошлина с судна была меньше. Именно данный вопрос задавался знатокам в одном из выпусков телепередачи «Что? Где? Когда?»[1]
  • Впервые в истории на этих судах был применен штурвал.[2]

Первый флейт был построен в 1595 году в городе Хорне, центре судостроения Голландии, в заливе Зейдер-Зе.

Модель флейта

Парусное вооружение фок- и грот-мачт состояло из фока и грота и соответствующих марселей, а позже на больших флейтах и брамселей. На бизань-мачте выше обычного косого паруса поднимали прямой парус крюйсель. На бушприте ставили прямоугольный парус блинд, иногда бом-блинд. На флейтах впервые появился штурвал, что облегчило перекладку руля. Флейты начала XVII века имели длину около 40 м, ширину около 6,5 м, осадку 3—3,5 м, грузоподъемность 350—400 т. Для самообороны на них устанавливали 10—20 пушек. Экипаж состоял из 60—65 человек. Суда этого типа отличались хорошими мореходными качествами, высокой скоростью, большой вместимостью и использовались, главным образом, в качестве военно-транспортных. На протяжении XVI—XVIII веков флейты занимали господствующее положение на всех морях.

См. также

Примечания

  1. ЧГК, 2 игра летней серии 2006 года
  2. О. Х.Хенке "Люди, корабли. океаны. 6000-летняя авантюра мореплавания", перевод с немецкого к.т.н. Л.Ф.Маковкин, Издательство "Судостроение",Лениннград, 1976 год, глава «Пятнадцать человек на сундук мертвеца », страница 108 . Военно-морской словарь, главный редактор Главнокомандцющий ФМФ СССР В.Н.Чернавин, г. Москва, Военное издательство, 1990 год, страница 452 "флейт", а также Малая энциклопедия "Парусники", перевод со словацкого Ш.Гуляша, издательство "Лильт", Минск, 1996 год. страница 150.
Типы парусных судов

 

biograf.academic.ru

Что такое флейта? История, разновидности, новый взгляд :: SYL.ru

Что такое флейта? Многие люди слышали о ней и знают, что этот интересный музыкальный инструмент из класса духовых обладает завидным местом в оркестрах и является символом волшебства у многих народов мира. Благодаря флейте на свет родились бессмертные и очень знаменитые произведения музыкального искусства, до сих пор вызывающие у современников чувство восторга и ощущения, которые сложно передать словами. Это ведь не просто металлическая или деревянная трубка с перегородками-клапанами внутри, это – целое чудо. В этой статье мы разберем, что такое флейта, и узнаем ее историю.

Когда появилась флейта?

Что такое флейта? Когда она появилась? Согласно древнегреческим легендам, флейта возникла благодаря Ардалу, сыну Гефеста, а вот прототипом флейты, вероятно, является свисток. Но каким образом крохотный инструмент смог превратиться в сказочную флейту? Греки создали свисток в виде небольшой трубочки, имеющей одно отверстие. Оно помогало создавать звуки разной частоты.

Чуть позже одного отверстия стало мало, и на трубочке появились характерные прорези для пальцев. Именно это стало толчком для формирования первой флейты в виде подобном тому, каким мы знаем этот волшебный инструмент сейчас. Археологи доказывают, что ее, скорее всего, создали 35-40 тысяч лет до нашей эры, что делает этот инструмент одним из самых древних. Существует несколько разновидностей флейты: продольная, поперечная, пикколо, блок- и панфлейта.

Продольная, поперечная и блок-флейты

Что такое флейта уже понятно. Но какими бывают ее разновидности? Еще 5 тысяч лет назад продольная флейта появилась в Древнем Египте и тогда же завоевала весь Ближний Восток, в одночасье став почти самым известным духовым инструментом. А вот поперечная разновидность появилась в Индии и Японии примерно две тысячи лет назад. В Китае же этот вид духового инструмента был известен еще в 1000 году до нашей эры.

Блок-флейта принадлежит к типу продольных флейт. Она стала соперницей поперечного духового инструмента в 18 веке. Французские музыканты немного усовершенствовали его, добавив в конструкцию несколько дополнительных клапанов.

Что касается поперечных флейт, то их формирование завершилось в 40-х годах 19 века благодаря мастеру Теобальду Бему, который внес некоторые изменения в ее структуру. Сегодня именно эта разновидность красуется во многих оркестров мира.

Пикколо и пан-флейта

Разновидностью поперечной флейты является флейта-пикколо. Она имеет усовершенствованную структуру и является инструментом класса люкс. Пан-флейта же была названа так в честь Пана - древнегреческого бога, который выбрал ее своей спутницей и называл тогда сирингой. Этот тип флейты изготовляется из трубочек, имеющих внутри пустоты. Они вырезаются из разных материалов и имеют разную длину. У пан-флейты есть разновидности – нэй (Молдавия), сампоньа (Индия), кугиклы (Россия), ларчеми (Грузия) и множество других.

Георг Замфир - известный румынский музыкант, сделал музыку инструмента этого типа известной на весь мир. Именно благодаря ему пан-флейта одержала умопомрачительный успех у ценителей европейской музыкальной культуры.

Кроме вышеперечисленных разновидностей, существует множество их подвидов. Эти духовые инструменты используются в оркестрах как солирующие, а также добавляются в общую композицию на фоне. Флейты изготовляются из дерева, стекла, пластика, слоновой кости, метала и прочих материалов.

Немного про Моцарта

Как мы знаем, мелодия для флейты всегда считалась чем-то, что переносит нас в высшее общество. Тот, кто умел виртуозно играть на этом духовом инструменте, получал множество восторженных комплиментов. В 19 веке игра на флейте приветствовалась в высшем свете, и это умение считалось признаком тонкого вкуса и хорошего тона.

В 2006 году состоялась премьера оперы в двух действиях Вольфганга Амадея Моцарта «Волшебная флейта», которая стала некой одой этому прекрасному духовому инструменту. Подобная постановка является новой интерпретацией оперы известного композитора. Режиссер взял за основу наполненность произведения масонской символикой и оформил ее противоречиво – торжественно и одновременно просто. Объединила же оперу в единое целое музыка флейты Вольфганга Амадея Моцарта. Теперь все, кто хочет увидеть свежий взгляд на старое произведение, может ознакомиться с ним и составить свое мнение.

www.syl.ru

Продольная флейта - это... Что такое Продольная флейта?

Блокфлейта — разновидность продольной флейты, духовой деревянный музыкальный инструмент из семейства свистковых духовых инструментов, таких как свирель, окарина. Отличается от других инструментов своего семейства наличием 7 пальцевых отверстий на лицевой стороне и одного на тыльной — так называемого октавного клапана. Звук в блокфлейте формируется в клювовидном мундштуке, находящемся на торце инструмента. В мундштуке находится деревянная пробка (от нем. Block), прикрывающая отверстие для вдувания воздуха (оставляя лишь узкую щель).

Блокфлейта была популярна в Средние века в Европе, но к XVIII веку её популярность снизилась, так как предпочтение стало отдаваться оркестровым духовым инструментам, таким, как поперечная флейта, обладающая более широким диапазоном и громким звуком.

По-немецки блокфлейта называется «Blockflöte» («флейта с блоком»), по-французски — «flûte à bec» («флейта с мундштуком»), по-итальянски — «flauto dolce» («нежная флейта»), по-английски — «recorder» (от record — «учить наизусть, разучивать»).

В наше время блокфлейты изготавливаются не только из дерева, но и из пластика. Пластиковые инструменты (особенно сопранино и сопрано), по мнению многих музыкантов, неотличимы по звучанию от деревянных. Плюсом таких инструментов также является их дешевизна, прочность- они не так подвержены риску треснуть, как дерево, точность изготовления методом горячего прессования с последующей доводкой с высокой точностью, гигиеничность(они не боятся влаги и отлично переносят "купание").Тем не менее, по мнению некоторых, лучше всего звучат именно деревянные флейты. Для изготовления традиционно используется самшит или фруктовые деревья (груша, слива), для бюджетных моделей — как правило, клён, а профессиональные инструменты часто изготавливаются из пород красного дерева.

Звукоряд блокфлейты диатонический, но с использованием вилочных аппликатур расширяется до полного хроматического.

История

Блокфлейта известна в Европе с XI века; была широко распространена в XVI—XVIII веках.

Использовалась соло, в ансамблях и оркестре. Для блокфлейты писали А. Вивальди, Г. Ф. Телеман, Г. Ф. Гендель, И. С. Бах.

В середине XVIII века блокфлейту вытеснила поперечная флейта; лишь в XX веке блокфлейта стала снова использоваться.

Разновидности блокфлейт

Существуют блокфлейты различных размеров (до 250 см) и строев.

Основные виды блокфлейт: Сопранино (в строе F) - диапазон о от f2 до g4 Сопрано (в строї С) "Descant" - диапазон от c2 до d4 Альт (в строе F) "Treble" - диапазон от f1 до g3 Тенор (в строе С) - диапазон от c1 до d3 Бас (в строе F) - диапазон от f до g2

Менее распространенные виды: Garklein (в строе С) - диапазон от c3 до d5 Voice-flute (в строе D) - диапазон от d1 до e3 Бас (в строе C) "Great Bass" - диапазон от c до d2 Контрабас (в строе F) - диапазон от F до g2 Субконтрабас (в строе D) - диапазон от С до d1 Октоконтрабас (в строї F) - діапазон від F1 до g

Блокфлейта обычно имеет строй «Фа» или «До», то есть это самый низкий звук, который можно на ней извлечь. Наиболее распространённые разновидности блокфлейты по высоте звучания: сопранино, сопрано, альт, тенор, бас.

Сопранино имеет строй «Фа», сопрано — строй «до», альт звучит ниже сопранино на октаву, тенор на октаву ниже сопрано, а бас на октаву ниже альта.

Блокфлейты также классифицируются по аппликатурным системам. Существует два вида аппликатурных систем для блокфлейт: «немецкая» («ренессансная») и «баро́чная» (или «английская»). «Немецкая» аппликатурная система чуть проще для начального освоения, но большинство действительно хороших профессиональных инструментов делается именно с «барочной» аппликатурой.

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Флейм — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Не следует путать с фреймом

Флейм (от англ. flame — огонь, пламя) — «спор ради спора», обмен сообщениями в местах многопользовательского сетевого общения (напр. интернет-форумы, чаты, социальные сети и др.), представляющий собой словесную войну, нередко уже не имеющую отношения к первоначальной причине спора. Сообщения флейма могут содержать личные оскорбления и зачастую направлены на дальнейшее разжигание ссоры. Иногда применяется в контексте троллинга, но чаще флейм вспыхивает просто из-за обиды на виртуального собеседника.

Наиболее частые причины флейма[1]:

  1. Дружеские насмешки, неудачные и двусмысленные шутки, намёки и т. п. — оскорбительные при нормативном толковании в серьёзном смысле.
  2. Резкие высказывания в адрес «посторонних объектов» (игр, корпораций, спортивных команд, программ, фильмов, артистов, политических партий, идеологий и т. п.), которые хотя и не являются нападками на личность собеседника, но могут приниматься им близко к сердцу.
  3. Неаргументированная критика или насмешка, например, по поводу тезисного высказывания, без выдвижения антитезиса.
  4. Некоторые полемические приёмы (например, путём доведения до абсурда правильно выраженной мысли собеседника посредством подмены понятий).
  5. Фразы «свысока», вызванные ошибочным определением возраста или квалификации собеседника.
  6. Бросание вызова собеседнику.
  7. Разные взгляды на обстоятельства, события и любые другие вещи.
  8. Дебаты, полемика, демагогия, с использованием оскорбительных высказываний, не имеющие отношения к первоначальной теме.

В Интернете флейм обычно наказуем модераторами ресурса.

  1. Ковпак Дмитрий Викторович. Не на тех напали! или как бороться с грубостью. — 2013. — ISBN 978-5-496-00279-0.
  • Mediated interpersonal communication (неопр.) / Elly Konijn. — Taylor & Francis, 2008. — ISBN 9780805863031.
  • Mediating discourse online (неопр.) / Sally Sieloff Magnan. — John Benjamins Publishing Company (англ.)русск., 2008. — ISBN 9789027205193.
  • Kirschner, Paul A.; et al. Visualizing Argumentation: Software Tools for Collaborative and Educational Sense-making (англ.). — London: Springer. — ISBN 1852336641.
  • Смирнов, Фёдор Олегович. Глава 8. Флейм или сетевые бои без правил // Искусство общения в Интернет. Краткое руководство. — Вильямс, 2006. — С. 159—180. — 240 с. — ISBN 5-8459-1004-8.

ru.wikipedia.org

Ответы Mail.ru: Что такое "кожаная флейта"?

Ты чего серьезно?

Кожанная флейта - это интимный вопрос:)))

А<a rel="nofollow" href="http://www.pornoshara.com/item.php?tid=5786" target="_blank" >А ЗДЕСЬ УРОКИ ИГРЫ НА НЕЙ</a>

кожаная флейта, изготовленная из полового члена убитого врага, чаще всего вождя племени. Принцип работы этого музыкального инструмента малоизучен, и, увы, ни один из них не дошёл до нашего времени, но образ кожаной флейты, т. н. "уда" или "дуда", сохранился в лексике множества народов.

тоже что и волосатая

дудка волосянка

Девушка этот вопрос надо не сдесь задавать а в другом разделе. Но научиться тебе на нем играть будут просто гланое побольше практики

На ней Константин Абрамов играет

touch.otvet.mail.ru


Смотрите также