Дисграфия у взрослых что это такое


Дисграфия: определение, причины, симптомы и лечение


«Тишина царит в дремущем лесу,

Тёрны тущи затья нули сонсе,

Птитцы хлопщут целы день.

Рутцей мельте рецки»

«Что это за слова такие интересные?» – спросите вы, и будете правы, ведь в нашем языке таких слов нет. Между тем, это вполне себе русский язык, пусть и странный. А пишут такие слова в своих тетрадках и прописях дети (чаще всего – младшие школьники, но об этом позже), страдающие особым расстройством, которое называется «дисграфия». Далее мы расскажем о том, что это за отклонение, как оно проявляется и диагностируется и как его лечить.

Что такое дисграфия

Дисграфией называется патологическое состояние, при котором наблюдается расстройство процесса письма. С этим недугом не понаслышке знакомы около 50% младших школьников и примерно 35% учащихся средней школы. Также эта патология может развиваться и у взрослых (10% всех случаев), у которых вследствие каких-либо причин была нарушена работа высших психических функций. Кроме того, данное расстройство тесно связано с дислексией – отклонением в процессе чтения, ведь и чтение, и письмо – это два компонента одного психического процесса.

История дисграфии

В качестве самостоятельной патологии нарушения письма и чтения впервые выделил немецкий терапевт Адольф Куссмауль в 1877 году. После этого появилось множество работ, где описывались разные нарушения письма и чтения у детей. Однако рассматривались они как одно расстройство письменной речи, а некоторые ученые указывали на то, что оно вообще является признаком слабоумия и свойственно только отсталым детям.

Но уже в 1896 году терапевт В. Прингл Морган описал случай с мальчиком 14 лет, у которого был вполне нормальный интеллект, но присутствовали нарушения письма и чтения (речь шла о дислексии). После этого и другие исследовали стали изучать нарушение письма и чтения в качестве самостоятельной патологии, никак не связанной с умственной отсталостью. Чуть позже (в начале 1900-х годов) ученый Д. Гиншельвуд ввел термины «алексия» и «аграфия», обозначавшие тяжелую и легкую формы расстройства.

Время шло, и понимание природы отклонения письма и чтения изменялось. Его уже не определяли как однородное оптическое нарушение; стали использовать разные понятия: «алексия» и «дислексия», «аграфия» и «дисграфия»; начали выделять разные формы и классификации дисграфии (и, конечно, дислексии).

Впоследствии расстройства в процессе письма и чтения начали изучаться все большим количеством специалистов, в том числе и отечественных. Наиболее значимыми были работы невропатологов Самуила Семеновича Мнухина и Романа Александровича Ткачева. По мнению Ткачева, основу нарушений составляют мнестические нарушения (нарушения памяти), а согласно идеям Мнухина, их общая психопатологическая основа кроется в нарушении структурообразования.

В конце концов, в 30-е годы 20 века дисграфию (и дислексию) начинают изучать дефектологи, педагоги и психологи, такие как Р. Е Левин, Р. М. Боскис, М. Е. Хватцев, Ф. А. Рау и другие. Если же говорить о современных ученых и более конкретно о дисграфии, то в ее изучение значительный вклад внесли Л. Г. Неволина, А. Н. Корнев, С. С. Ляпидевский, С. Н. Шаховская и другие. Основываясь на результатах их исследований, мы и продолжим нашу статью.

Причины дисграфии

Несмотря на углубленное изучение, причины дисграфии со стопроцентной точностью не выяснены даже сегодня. Но определенные данные все же имеются. Например, вышеназванные ученые говорят о том, что расстройство письменной речи могут вызывать:

  • Биологические причины: наследственность, поражение или недоразвитие головного мозга на разных периодах развития ребенка, патологии беременности, травмы плода, асфиксия, серьезные соматические заболевания, инфекции, поражающие нервную систему.
  • Социально-психологические причины: синдром госпитализма (нарушения, обусловленные длительным пребыванием человека в стационаре в отрыве от дома и семьи), педагогическая запущенность, недостаточность речевых контактов, воспитание в двуязычных семьях.
  • Социальные и средовые причины: завышенные требования к грамотности в отношении ребенка, неправильно определенный (слишком ранний) возраст обучения грамоте, неверно подобранные темпы и методы обучения.

Как известно, человек начинает овладевать навыками письма, когда адекватно сформированы все составляющие его устной речи: звукопроизношение, лексико-грамматическая составляющая, фонетическое восприятие, связность речи. Если же при формировании головного мозга происходили нарушения, указанные выше, риск развития дисграфии очень высок.

Не менее важно отметить, что дисграфии подвержены дети с разными функциональными нарушениями органов слуха и зрения, которые вызывают отклонения анализа и синтеза информации. А у взрослых толчком к развитию патологии могут послужить инсульты, черепно-мозговые травмы, нейрохирургические вмешательства и опухолевидные процессы в мозге. Оказывая определенное воздействие на развитие человека, те или иные вышеизложенные факторы приводят к дисграфии, которая может проявляться в разных формах.

Виды дисграфии

Сегодня специалисты разделяют дисграфию на пять основных форм, каждая из которых зависит от того, какая конкретно письменная операция нарушена или не сформирована:

  • Акустическая дисграфия – характеризуется нарушением фонематического распознавания звуков
  • Артикуляционно-акустическая дисграфия – характеризуется нарушением артикуляции и восприятия фонематики (фонематического слуха), а также трудностями в звукопроизношении
  • Аграмматическая дисграфия – характеризуется проблемами в лексическом развитии и развитии грамматического строя речи
  • Оптическая дисграфия – характеризуется неразвитым зрительно-пространственным восприятием
  • Особая форма дисграфии, обусловленная несформированностью языкового синтеза

На практике какой-либо вид дисграфии в чистом виде встречается достаточно редко, т.к. в большинстве случаев дисграфия принимает смешанную форму, но с преобладанием какого-либо вида. Установить же его можно по характерным признакам.

Симптомы дисграфии

Подобно любому логопедическому нарушению, дисграфия обладает рядом своих симптомов. Как правило, она дает о себе знать систематическими ошибками на письме, но эти ошибки человек совершает отнюдь не по незнанию языковых норм и правил. В большинстве случаев ошибки проявляются в замене или смещении схожих звуков или похожих букв, пропусках букв и слогов в словах или перемене их мест, добавлении лишних букв. Также наблюдается слитное написание многих слов и отсутствие согласованности слов и словоформ в предложениях. Одновременно с этим отмечается низкая скорость письма и трудноразличимый почерк.

Но давайте поговорим о симптомах, по которым можно с определенной долей вероятности говорить о развитии дисграфии конкретного вида:

  • При акустической дисграфии нарушений в произношении звуков может и не быть, но их восприятие однозначно будет неправильным. На письме это проявляется в замене звуков, которые человек слышит, теми, которые похожи на них при произношении, к примеру, свистящие звуки заменяются шипящими, глухие – звонкими (С-Ш, З-Ж и т.п.) и т.п.
  • При артикуляционно-акустической дисграфии ошибки на письме связаны конкретно с неправильным произношением звуков. Человек пишет точно так, как слышит. Как правило, подобные симптомы встречаются у детей, у которых недоразвита фонетико-фонематическая сторона речи. Кстати, ошибки при дисграфии этого вида будут схожими как при произношении, так и при написании (например, если ребенок говорит «смишной заяс», писать он будет точно так же).
  • При аграмматической дисграфии слова изменяются по падежам, путаются склонения, ребенок не в состоянии определить число и род (например, «яркий солнышко», «хороший тетя», «три медведь» и т.п.). Предложения отличаются несогласованностью постановки слов, некоторые члены предложения и вовсе могут быть пропущены. Что касается речи, то она заторможена и недоразвита.
  • При оптической дисграфии буквы смешиваются и заменяются на те, которые визуально похожи на правильные. Здесь следует разграничивать литеральную оптическую дисграфию (неправильно воспроизводятся изолированные буквы) и вербальную оптическую дисграфию (неправильно воспроизводятся буквы в словах). Чаще всего буквы «отзеркаливаются», в них добавляются лишние элементы или недописываются нужные, (например, Т пишется как П, Л – как М, А – как Д) и т.п.)
  • При дисграфии, обусловленной несформированностью языкового синтеза, ребенок меняет буквы и слоги местами, не дописывает окончания слов или дописывает лишние, пишет предлоги слитно со словами, а приставки отделяет от них (например, «на шел», «настоле» и т.п.). Этот вид дисграфии считается самым распространенным среди школьников.

Помимо прочего, у людей с дисграфией могут быть и симптомы, не имеющие отношения к логопедии. Обычно это нарушения и расстройства неврологического характера, такие как низкая работоспособность, проблемы с концентрацией, повышенная отвлекаемость, нарушения работы памяти, гиперактивность.

При систематическом проявлении рассмотренных симптомов необходимо обратиться к специалисту, который может провести полноценную диагностику и отличить патологию от банальной безграмотности. Таким специалистом является логопед. Кстати, имейте в виду, что диагноз «дисграфия» ставится только в том случае, если ребенок уже владеет навыками письма, т.е. не раньше достижения 9-тилетнего возраста. В противном случае диагноз может оказаться ошибочным.

Диагностика дисграфии

Как мы и сказали, для диагностики дисграфии нужно посетить логопеда. Однако и консультация с другими специалистами очень важна. К таким специалистам относятся психолог, офтальмолог, невролог, ЛОР. Они помогут исключить дефекты органов зрения и слуха, а также психические отклонения. Только после этого логопед, изучив симптоматику, может установить, что развивается дисграфия и определить ее вид.

Диагностические мероприятия всегда проводятся комплексно и поэтапно. Анализируются письменные работы, оценивается общее и речевое развитие, состояние ЦНС, органов зрения и слуха, речевой моторики и артикуляционного аппарата. Для анализа письменной речи специалист может предложить ребенку переписать печатный или написанный от руки текст, записать текст под диктовку, описать по рисунку какой-то сюжет, почитать вслух. На основе полученных данных составляется протокол, и врач делает заключение.

В диагностике огромную роль играет и время, в которое она проходит. Лучше всего обращаться за консультацией в минимально возможном возрасте (лучше – в детском саду), чтобы иметь возможность начать корректировать отклонение на его ранних стадиях. В случае если в детстве необходимые меры приняты не будут, дисграфия проявит себя во взрослом возрасте, и устранить ее будет намного проблематичнее.

Коррекция и лечение дисграфии

В отличие от западных стран, где для лечения и коррекции дисграфии разработаны специальные программы, в России таких пока нет. Именно поэтому коррекционные мероприятия должны начинаться уже в детсадовском возрасте, и включать в себя особые методики и приемы, которыми владеют логопеды. А вот с помощью обычной школьной программы устранить дисграфию не получится. Собственно, полностью устранить отклонение не сможет никто – такова уж его специфика. Однако приблизить навык письма к идеалу все же можно.

Корректирующие программы обязательно разрабатываются с учетом индивидуальных особенностей каждого отдельного случая и, конечно же, формы нарушения. Чтобы скорректировать отклонение, специалист разрабатывает систему восполнения пробелов в процессах, важных для формирования навыка письма, проводит работу над развитием речи и ее связности. Также даются задания на формирование грамматики и развитие лексикона, корректируется пространственное и слуховое восприятие, развиваются мыслительные процессы и память. Все это приводит к развитию навыка письма.

В дополнение к логопедическому комплексу врачи нередко используют лечебную физкультуру, массаж, физиотерапию. Что касается медикаментозного лечения, то его целесообразность и эффективность остаются под большим вопросом.

Если же вы решите принимать непосредственное участие в лечении дисграфии у своего ребенка, используйте игровую деятельность. Младшим школьникам полезно давать задания на составление слов магнитными буквами – это существенно подкрепляет зрительное восприятие элементов букв. А написание диктантов улучшает слуховое восприятие звуков.

Полезно играть со своим ребенком в историка – когда ребенок пишет буквы пером и чернилами. К выбору обычных инструментов письма нужно подходить с умом. Рекомендуется покупать ручки, карандаши и фломастеры с шероховатым или неровным корпусом, т.к. они массируют дистальные концы пальцев рук, посредством чего головному мозгу посылаются дополнительные сигналы.

На самом деле вариантов проработки отклонений письма существует немало, но все они в обязательном порядке должны обсуждаться с логопедом. Также мы рекомендуем обращаться к специализированной литературе. Обратите внимание на книги Е. В. Мазановой («Учусь не путать буквы», «Учусь не путать звуки»), О. В. Чистяковой («30 занятий по русскому языку для предупреждения дисграфии», «Исправляем дисграфию»), И. Ю. Оглоблиной (Логопедические тетради для коррекции дисграфии), О. М. Коваленко («Коррекция нарушений письменной речи»), О. И. Азовой («Диагностика и коррекция нарушений письменной речи»).

Эти книги содержат много полезного материала для самостоятельных занятий дома. Но быстрый результат вряд ли возможен, а потому нужно набраться терпения и реагировать на ошибки адекватно. Занятия должны быть систематическими, но недолгими; обязательно давайте ребенку возможность отдыхать, играть и заниматься любимыми делами. А сами уделите время на просмотр видео «Как преодолеть дисграфию», откуда тоже можно почерпнуть немало полезной информации.

В дополнение заметим, что даже если проблема дисграфии для вас не актуальна, это еще не значит, что можно списывать ее со счетов. Чтобы не дать ей развиться, советуем время от времени проводить мероприятия по профилактике, о которых тоже нужно сказать несколько слов.

Профилактика дисграфии

Профилактика дисграфии предполагает определенные действия еще до того как ваш ребенок будет обучаться письму. Они включают в себя упражнения на развитие внимательности, памяти, мыслительных процессов, пространственного восприятия, зрительной и слуховой дифференциации и других процессов, отвечающих за овладение навыком письма.

Любые, даже самые незначительные нарушения речи необходимо незамедлительно корректировать. Не менее важно расширять словарный запас ребенка. В более старшем возрасте нужно тренировать почерк. А еще мы хотим предложить вам несколько упражнений, которые можно использовать как для профилактики, так и для коррекции дисграфии.

Упражнения для профилактики и коррекции дисграфии

Эти упражнения вполне подходят для выполнения детьми младшего школьного возраста, но могут выполняться и детьми постарше:

  • Возьмите с ребенком книгу, с которой он еще не знаком. Желательно, чтобы текст был напечатан средним шрифтом, а также был немного скучным, чтобы внимание ребенка не отвлекалось на содержание. Дайте задание найти и подчеркнуть в тексте конкретную букву, например С или П, О или А и т.д..
  • Немного усложните задание: пусть ребенок ищет конкретную букву и подчеркивает ее, а букву, следующую за ней, – обводит или зачеркивает.
  • Предложите ребенку отмечать схожие парные буквы, такие как Л/М, Р/П, Т/П, Б/Д, У/Ю, А/У, Д/Г и т.д.
  • Продиктуйте ребенку небольшой отрывок текста. Его задача – писать и проговаривать вслух все, что он пишет, именно так, как это пишется. При этом нужно подчеркивать слабые доли – те звуки, которым не уделяется внимания при произношении, к примеру, мы говорим: «на стАле стАит чашка с мАлАком», а пишем: «на стОле стОит чашка с мОлОком». Вот именно эти доли ребенок должен подчеркнуть. Это же касается дописывания и четкого проговаривания окончаний слов.
  • Упражнение для развития внимания и крупной моторики – движений тела, рук и ног. Суть состоит в том, что ребенок проводит ручкой или карандашом непрерывную линию, не меняя положения руки и листа. Лучше всего для этого подходят специальные сборники рисунков, узловые точки которых отмечены порядковыми номерами для соединения.
  • Объясните ребенку отличия между твердыми и мягкими, глухими и звонкими звуками. Затем дайте задание подбирать слова на каждый из звуков и делайте вместе с ним анализ слов: из каких букв, слогов и звуков они состоят. Для удобства и наглядности можно использовать различные предметы.
  • Тренируйте почерк ребенка. Для этого полезно использовать тетрадь в клеточку, чтобы ребенок писал слова, размещая буквы в отдельных клетках. Следите за тем, чтобы буквы полностью заполняли пространство клеток.

И еще несколько советов по проведению занятий:

  • Обстановка должна быть спокойной, ребенка ничто не должно отвлекать
  • Подбирайте задания в соответствии возрастом и возможностями ребенка
  • В случае затруднений помогайте ребенку, но не выполняйте задания сами
  • Не учите ребенка иностранным словам, если он еще не готов к этому психологически
  • В повседневном общении говорите как можно правильнее и четче
  • Не повторяйте за ребенком слова и фразы, которые он произносит неправильно
  • Не забывайте внимательно подбирать инструменты для письма
  • Оказывайте психологическую поддержку ребенку, ведь нередко дети с дисграфией чувствуют себя «не такими, как все»
  • Никогда не ругайте ребенка за ошибки
  • Поощряйте и хвалите ребенка за любые, даже самые незначительные успехи

Помните, что грамотный подход в воспитании, забота и внимание к ребенку, а также предельная внимательность к процессу его развития помогут вам вовремя распознать отклонения и принять меры по их коррекции и устранению. А мы желаем вам и вашим детям успехов в обучении и освоении новых навыков!

4brain.ru

Дисграфия у взрослых людей | Dyslexia.ru

Дисграфия у взрослых. "Мне 22 года. Пишу с достаточно большим количеством ошибок. Ошибки допускаю и в тех словах, написание которых знаю точно. В школе старательно заучивала правила, занималась с репетиторами и писала безграмотно. Мой вопрос:

Возможна ли дисграфия у взрослых или это проявление невнимательности при письме?"
Из письма Натальи, 2003 г.

Ответ Татьяны Гогуадзе
Дисграфия/ дислексия у взрослых возможна. И является достаточно распространенным явлением в наше время.

Дисграфия у взрослых. "Мне 34 года. Всегда страдал неграмотностью в письме. Поскольку сейчас много пишу, то неграмотность в зрелом возрасте доставляет неудобства. Мой вопрос:

Возможна ли коррекция дисграфии в зрелом возрасте?"
Из письма Михаила, 2006 г.

Ответ Татьяны Гогуадзе
Коррекция дисграфии/ дислексии у взрослых возможна. И может быть даже эффективной!

Дисграфия у взрослых. "Что делать взрослому человеку если у него дисграфия?"
Из письма Светланы, 2004 г.

Ответ Татьяны Гогуадзе
Я предлагаю пройти курс из 5 или 10 занятий со специалистом по коррекции дисграфии/ дислексии. Работа с квалифицированным специалистом позволит Вам определить сильные стороны Вашей личности и раскрыть скрытые резервы Вашего организма, что будет способствовать эффективной коррекции дисграфии даже в зрелом возрасте.

Дисграфия у взрослых. "Как проявляется ДИСГРАФИЯ в зрелом возрасте?"
Из письма Евгении, 2003 г.

Ответ Татьяны Гогуадзе
Дисграфия в зрелом возрасте проявляется также как в детском - наличием специфических ошибок в письменных работах. Практически единственным критерием диагностики дисграфии  является наличие в письменных работах специфических ошибок. Подробнее>>

Дисграфия у взрослых. "Как проявляется ДИСЛЕКСИЯ в зрелом возрасте?"
Из письма Антона, 2004 г.

Ответ Татьяны Гогуадзе
Дислексия в зрелом возрасте проявляется также как в детском - наличием специфических ошибок при чтении. Основные признаки дислексических ошибок при чтении, которые позволяют отличить дислексию от иных нарушений чтения. Подробнее>>

Дисграфия у взрослых. "Какие методы диагностики дислексия у взрослых существуют на данный момент?"
Из письма Евгении, 2003 г.

Ответ Татьяны Гогуадзе
- Данный тест предлагается для всех, от МАЛА до ВЕЛИКА, кто хочет знать, находится ли он в группе риска.
- Наличие специфических ошибок при письме и во время чтения.
- Самодиагностика - это наблюдение за особенностями собственного поведения. В зрелом возрасте признаками дисграфии/ дислексии являются:

l Трудности с планированием и организационными способностями

l Плохой почерк

l Читают медленнее своих сверстников

l Избегают письменной деятельности

l Плохо воспринимают абстрактные понятия

l Трудности с выражением мыслей

Существует методика, которая может скорректировать дисграфию/ дислексию в зрелом возрасте . Если Вы подозреваете у себя дисграфию и это вызывает у Вас проблемы на работе, тогда Вам стоит
прийти на собеседование к специалисту и пройти специальные диагностические тесты.

Дисграфия у взрослых. "Какие могут быть сроки коррекции дисграфии/ дислексия в зрелом возрасте?"
Из письма Алексея, 2004 г.

Ответ Татьяны Гогуадзе
Сроки коррекции дисграфии в зрелом возрасте определяются многими факторами. Результат коррекционной работы является сугубо индивидуальным и зависит от конкретных задач, которые ставит перед собой взрослый человек.

Вывод по теме:
Дисграфию/ дислексию в зрелом возрасте можно и нужно корректировать. Это реально и полезно для ума, тела и духа человека, страдающего дисграфией в зрелом возрасте.

 

 

dyslexia.ru

Оптическая дисграфия: как определить и исправить?

Современная система образования предъявляет все более высокие требования к качеству обучения. Количество учащихся, которые не успевают усваивать программу начальной и средней школы, за последние годы возросло в несколько раз. Одной из причин такой отрицательной тенденции является недостаточная сформированность оптических и речевых систем у детей, в результате которой и возникают специфические трудности при обучении младших школьников письму под названием дисграфия.

Оптическая дисграфия – что это?

Наиболее часто сложности с письменной речью возникают в начале школьного обучения. В случае обнаружения у ребенка особых устойчивых нарушений письма, очень важно определить тип отклонения. Только при правильном выявлении вида дисграфии возможна дальнейшая эффективная работа по ее коррекции. С учетом особенностей патологии и характерных ошибок, которые совершает школьник при переносе звуков на бумагу, выделяют пять видов дисграфии. Сегодня речь пойдет об одном из наиболее распространенных из них.

Оптическая дисграфия представляет собой особую категорию отклонений в письменной речи, которая связана с недостаточным развитием оптических и пространственных представлений ребенка, а также с неокончательно сформированной системой зрительного анализа и синтеза. Другими словами, ребенок на данном этапе просто еще не готов переносить слова на бумагу, превращая звуки в буквы, и не может правильно формировать и записывать в виде символов то, что он слышит.

Читайте также: Дисграфия у взрослых: причины и лечение

Какие ошибки совершает ребенок с оптической дисграфией?

Дети с оптическими нарушениями письма наиболее часто испытывают сложности с переносом букв на бумагу в правильной форме. Они искажают внешний вид буквенных символов или пишут их зеркально. Школьники не могут корректно написать буквы, поэтому непреднамеренно добавляют им лишние петельки или детали, либо же теряют необходимые составляющие символов.

Специалисты утверждают, что чаще всего дисграфики оптического типа допускают такие специфические ошибки:

  • Подмена букв, состоящих из одинаковых элементов в различном количестве (крючочков, кружочков и тд.). Наиболее часто на письме это буквы ш-и, р-у, м-л, т-п.
    например: шея – иея, тряпка – пяпка, монета – лонета.
  • Замена похожих по написанию букв, которые имеют разное расположение отдельных элементов символа. В письменном виде это такие буквы, как б-у, в-д, ш-т.
    например: будка – удка, уборка – буорка, школьник – ткольник, вилка – дилка.
  • Утеря и не дописывание составляющие части букв. Наиболее часто теряются крючочки в прописных символах у и д, галочки в буквах б, а и др.
    например: Антон — Λнтон.
  • Написание букв в их зеркальном отображении. Символы пишутся правильно, но в другую сторону. Очень часто такого типа ошибки совершают левши.
    Например: Екатерина – Зкатерина.

Крайне важно помнить о том, что школьник делает такие ошибки не преднамеренно, и причина здесь кроется не в его лени, нежелании или безответственности. Чаще всего малыш крайне серьезно подходит к обучению, однако, ни его старания, ни дополнительное время, уделенное письму, не приносят должного результата.

Коррекция оптической дисграфии

Успех устранения нарушений при данном типе дисграфии напрямую зависит от профилактики отклонений и своевременного начала занятий. При этом достичь максимальной эффективности поможет грамотная комбинация занятий с профессиональным логопедом-дефектологом и домашних методик, направленных на развитие речевых и письменных функций ребенка.

Коррекционная работа должна быть индивидуальной, последовательной и систематической. Упражнения по исправлению оптической дисграфии направлены на:

  • формирование зрительного восприятия ребенком форм, величин, цветов предметов;
  • развитие зрительной памяти;
  • работу над слуховым и зрительным анализом и синтезом;
  • овладение навыками графической символизации;
  • дифференциацию символов (букв), которые имеют схожее графическое выражение.
  • развитие мелкой моторики.

Разработать индивидуальный план коррекции оптической дисграфии для ребенка, с учетом особенностей возникновения патологии, возраста и других характеристик психики малыша, может только грамотный логопед-дефектолог.

Читайте также: Пять способов научить ребенка писать грамотно без ошибок

Примеры упражнений для исправления оптической дисграфии

Практика показывает, что наилучший результат приносят игровые формы работы. Для начала можно предложить ребенку выполнить такие простые задания:

  1. Упражнение на дифференциацию простых символов и изображений, которые наложены друг на друга. Это могут быть буквы, очертания животных или бытовых предметов, знакомых школьнику.
    На картинке следует найти все буквы и записать их отдельно.

    На следующем рисунке необходимо найти и закрасить цветным карандашом те буквы, которые есть в словах «дым» и «кот».


    Упражнения позволяют малышу развивать зрительную память и сосредотачиваться на правильном восприятии и дифференциации форм предметов.

  2. Задание на развитие восприятия величины предметов. Ребенку предлагается посмотреть на картинку и составить слово с учетом того, что первая буква – самая большая, вторая – меньше, а последняя – самая маленькая. Например, в первом ребусе школьник должен найти слово «кот», во втором – «пир» и т.д.

    То же задание следует выполнить с обратным условием: буквы в слове увеличиваются, а не уменьшаются. То есть, разгадав первый ребус, малыш определит слово «рот», второй – «пол» и т.д.
  3. Графические диктанты. Одно из наиболее полезных упражнений для развития корректной ориентации в окружающем пространстве и зрительно-моторной координации. Диктант подбирается в зависимости от возраста малыша и его подготовленности.
  4. Упражнение для развития мелкой моторики и подготовки руки к написанию основных символов и знаков. Ребенку необходимо поставить карандаш в начале фигуры и, не отрывая ручку от бумаги, обвести по штриховке полностью каждый элемент.
  5. Упражнение для распознавания букв в их зеркальном отображении. Школьнику предлагается найти на изображении правильно написанные буквы и закрасить их.
  6. Задание для распознавания букв со схожим графическим выражением. Ребенку предлагается разгадать шифр. Если буква «и» обозначается цифрой 2, потому что в ней 2 крючочка, а буква «ш» обозначается цифрой 3, потому что в ней 3 крючочка, то как правильно записать зашифрованные слова:
    — мальч2к;
    — л2л2я;
    — л2сток;
    — 3таны;
    — ло3адь;
    — 323ка.

Все упражнения проводятся в игровой форме, благодаря чему не вызывают у ребенка дискомфорта или отрицательных эмоций. Задания направлены на решение ключевой задачи, ведь при их выполнении школьник постоянно думает об особенностях написания букв, а также самостоятельно находит в них различия и сходство. В конечном итоге именно это обеспечивает усвоение письменных навыков.

karkusha.su

Виды дисграфии - Дислексия и дисграфия

Классификация дисграфии осуществляется на основе различных критериев: с учетом нарушенных анализаторов, психических функций, несформированности операций письма.

О. А. Токарева выделяет 3 вида дисграфии: акустическую, оптическую, моторную.


При акустической дисграфии отмечается недифференцированность слухового восприятия, недостаточное развитие звукового анализа и синтеза. Частыми являются смешения и пропуски, замены букв, обозначающих звуки, сходные по артикуляции и звучанию, а также отражение неправильного звукопроизношения на письме.

Оптическая дисграфия обусловлена неустойчивостью зрительных впечатлений и представлений. Отдельные буквы не узнаются, не соотносятся с определенными звуками. В различные моменты буквы воспринимаются по-разному. Вследствие неточности зрительного восприятия они смешиваются на письме. Наиболее часто наблюдаются смешения следующих рукописных букв:

В тяжелых случаях оптической дисграфии письмо слов невозможно. Ребенок пишет только отдельные буквы. В ряде случаев, особенно у левшей, имеет место зеркальное письмо, когда слова, буквы, элементы букв пишутся справа налево.

Моторная дисграфия. Для нее характерны трудности движения руки во время письма, нарушение связи моторных образов звуков и слов со зрительными образами.

Современное психологическое и психолингвистическое изучение процесса письма свидетельствует о том, что оно является сложной формой речевой деятельности, включающей большое количество операций различного уровня: семантических, языковых, сенсомоторных. В связи с этим выделение видов дисграфии на основе нарушений анализаторного уровня в настоящее время является недостаточно обоснованным.

Выделенные М. Е. Хватцевым виды дисграфии также не удовлетворяют сегодняшнее представление о нарушениях письма. Рассмотрим их:


1. Дисграфия на почве акустической агнозии и дефектов фонематического слуха. При этом виде списывание сохранно.

Физиологическим механизмом дефекта является нарушение ассоциативных связей между зрением и слухом, наблюдается пропуски, перестановки, замены букв, а также слияние двух слов в одно, пропуски слов и т. д.

В основе этого вида лежит недифференцированность слухового восприятия звукового состав

www.sites.google.com

| Дисграфия (нарушения почерка и письменной речи)

Дисграфия – частичное расстройство процесса письма, связанное с недостаточной сформированностью (или распадом) высших психических функций, участвующих в реализации и контроле письменной речи.

Дисграфия проявляется стойкими, типичными и повторяющимися ошибками на письме, которые не исчезают самостоятельно, без целенаправленного обучения и коррекции.

Коррекционная работа по преодолению дисграфии требует устранения нарушений  моторики, координации, баланса, внимания, концентрации, восприятия, а также  звукопроизношения, развития фонематических процессов, лексики, грамматики, связной речи.

Овладение письменной речью (чтением и письмом) требует сбалансированной работы всего мозга. Неудивительно, что дисграфия (нарушение овладения письменной речью),  дислексия (нарушение чтения)  и дизорфография во всем мире являются основными проблемами школьников. Мозг многих детей не справляется с  обработкой информации, поступающей от органов чувств – зрения, слуха, тактильности и тд.

Совет побольше читать и побольше писать обычно не приносит результата. У проблем с чтением и письмом всегда есть конкретные неврологические причины, эти дисфункции заставляют мозг работать в постоянном режиме перегрузки, именно поэтому ребенок часто утомлен или наоборот избыточно активен.

Опытный преподавать может заметить, что ученик неуклюжий, «пропускает все мимо ушей» (как будто не слышит), неусидчив, «считает ворон», часто отвлекается, постоянно не успевает.

Однако степень выраженности этих проблем  и их причины гораздо эффективнее выявит нейропсихолог на нейропсихологической диагностике с помощью специальных проб-тестов и уникальных инновационных приборов.

Дисграфия – это специфические недостатки письма, вызванные нарушением ВПФ (высших психических функций), принимающих участие в процессе письменной речи.

Высокая распространенность дисграфии среди школьников связана с тем фактом, что около половины выпускников детских садов и дошкольников поступают в первый класс с ФФН или ОНР, при наличии которых невозможен процесс полноценного овладения грамотой.

Это нарушение, которое невозможно «перерасти», оно не «рассосется» само даже во взрослом возрасте человека,  оно очень портит и усложняет жизнь, создает много психологических проблем и комплексов.   

Это нарушение, которое можно «купировать»  только с помощью нейропсихологической коррекции достаточно быстро и результативно – раз и навсегда, остальные методы лишь «подчищают» симптомы, на время облегчая их проявление, но не решают проблему в целом!!!

Поскольку письмо и чтение неразрывно связаны, нарушение письма (дисграфия, аграфия) обычно сопровождается нарушением чтения (дислексией, алексией).

Овладение процессом письма находится в тесной связи со степенью сформированности всех сторон устной речи:

– звукопроизношения,

– фонематического восприятия,

–  лексико-грамматической стороны речи,

–  связной речи.

К  появлению дисграфии может приводить недоразвитие или поражение головного мозга в перенатальном, натальном, постнатальном периодах, к дисграфии могут привести:

–  патология беременности,

– родовые травмы,

– асфиксия,

– менингиты

– энцефалиты,

– инфекции и тяжелые соматические заболевания, вызывающие истощение нервной системы ребенка.

vishiradugi.ru

Дисграфия: учить или лечить? | Православие и мир

Проблема нарушений письменной речи у школьников очень актуальна, потому как именно письмо и чтение становятся базой и средством для дальнейшего обучения. Что же делать родителям, если письменная речь ребенка развивается с трудом? Советы дает опытный специалист.

Виктория Бунина

Ни один ребенок не может научиться сразу, вдруг, абсолютно правильно читать и писать. Все дети проходят стадию первоначального обучения, на которой у них встречается большее или меньшее количество ошибок, которые являются закономерными. Но у одних детей эти ошибки исчезают на определенной стадии овладения письменной речью, а у других – нет.

Некоторые родители и учителя считают эти ошибки нелепыми и объясняют их личностными качествами учеников: неумением слушать объяснение учителя, невнимательностью при письме, небрежным отношением к работе и т. д. На самом деле в основе этих ошибок могут лежать более серьезные причины.

Ученые выявили, что ребенок с нормальным слухом, зрением и интеллектом может писать неграмотно из-за незрелости некоторых отделов мозга, отвечающих за двигательные функции рук, речевое внимание, зрительно-пространственную ориентацию.

Если ребенок делает ошибки

Если в конце первого – начале второго класса ребенок всё еще допускает массу ошибок на письме, то необходимо убедиться в том, что эти ошибки не являются проявлением дисграфии.

Дисграфия – это частичное нарушение письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся специфических ошибках.

Как же разграничить дисграфические ошибки от ошибок «роста», закономерно встречающихся у детей при овладении письмом?

Ошибки при дисграфии по внешнему проявлению сходны с ошибками, встречающимися в процессе овладения письменной речью. Однако при дисграфии эти ошибки являются более многочисленными, повторяющимися и сохраняются длительное время. Дисграфические ошибки не регулируются применением орфографических правил.

Перечислим наиболее часто встречающиеся ошибки дисграфического характера.

  • Искажение состава слова

Пропуск и перестановка букв или слогов (крова вместо корова, онко вместо окно). Вставка лишних букв или слогов (тарава вместо трава).

  • Смешение букв, обозначающих сходные по произношению звуки

Это гласные о – ё, о – у (рочей вместо ручей, лёбит вместо любит). Такие согласные, как д – т, з – с, ж – ш, б – п (медёт вместо метёт, собага вместо собака, черёмука вместо черемуха).

  • Смешение букв, сходных по написанию

Ребенок с дисграфией на письме часто путает буквы б – д, т – п, и – у и др. (белка – делка, стешил – спешил, паик – паук).

  • Несоблюдение границ слова

Ребенок пишет слова вместе либо делит слово на части, смещает границы слова (идетснег, вседети; на ступил, к ормит). Часто можно увидеть ошибки при написании слов с предлогами (Вдоме горел свет. Петя идет вшколу).

  • Несоблюдение границ предложения

Отсутствие знаков, обозначающих конец предложения (Наступила зима падет снег ребята вышли во двор). Начало предложения не знаменуется заглавной буквой (в этот день ярко светило солнце. было тепло).

  • Аграмматизмы на письме

(много карандашов, на ветков).

Почерк детей с нарушением письма часто бывает неровным, неразборчивым. Ребенок пишет медленно, проявляя при этом много усилий.

Письменная речь – это не только письмо, но и чтение. Именно поэтому дисграфия обычно является к ребенку не одна. Чаще всего ее спутница – дислексия (нарушение чтения).

Чтение у ребенка с дислексией протекает крайне медленно и часто носит угадывающий характер. При дислексии во время чтения наблюдаются своеобразные ошибки: перестановки и смешение букв, сходных по начертанию, пропуски строчек. Нередко ребенок плохо понимает смысл прочитанного.

Проблема нарушений письменной речи у школьников очень актуальна, потому как именно письмо и чтение становятся базой и средством для дальнейшего обучения. Ученик, хорошо читающий, умеющий воспринимать чужие мысли, выраженные в устной и письменной речи, умеющий достаточно быстро и правильно записать прочитанное или прослушанное, легче приобретает знания по всем предметам.

Легче предупредить

Устранение дисграфии и дислексии наиболее успешно при раннем их начале, а профилактика – еще более эффективная мера, позволяющая предупредить их развитие. Поэтому необходимость введения профилактической работы по предупреждению ошибок чтения и письма в дошкольном возрасте очевидна. Зачатки нарушения письменной речи можно выявить уже в младшем дошкольном возрасте. Особое внимание необходимо обратить на детей, чьи родные страдают дисграфией и дислексией, а также на детей с различными нарушениями устной речи.

Именно поэтому рекомендуется показывать ребенка логопеду каждый год, начиная с рождения. Грамотный специалист будет внимательно наблюдать за тем, в каком возрасте ребенок начал гулить, лепетать, произносить первые слова и фразы, как формируется его звукопроизношение и соответствует ли возрастной норме его речевое развитие в целом. Логопед обратит внимание на то, как у ребенка развиваются другие психические функции, которые принимают активное участие в речевом развитии, как формируется крупная и мелкая моторика.

Что же делать родителям, если письменная речь ребенка развивается с трудом?

Не ждите, что нарушение само по себе пройдет, ищите квалифицированного специалиста – логопеда, имеющего опыт работы с детьми с нарушением письменной речи. Грамотный логопед знает не только тонкости русского языка, но и понимает механизмы письма и чтения, понимает, что происходит в голове ученика, когда он пишет и читает.

Также следует обратиться к неврологу или психоневрологу, который порекомендует лекарственные препараты, улучшающие память и обмен веществ мозга.

Нарушение письменной речи – это не приговор. Если вовремя заметить эту проблему и своевременно принять меры, то дисграфию можно скорректировать. Процесс это не быстрый. Могут потребоваться месяцы, а то и годы систематических занятий со специалистами. Главное – помнить, что эффективность коррекционных занятий требует тесного сотрудничества врача, логопеда, учителя и родителей.

Виктория Станиславовна Бунина – логопед, нейрореабилитолог, магистр психологии

Иллюстрации М. Ивановой

Журнал «Виноград», № 5 (67), сентябрь-октябрь 2015

www.pravmir.ru

Как побороть дисграфию и дислексию?. Центр Речи

Вот и начался новый учебный год. К сожалению, многие дети могут столкнуться с трудностями в обучении, виной которым может служить дисграфия или дислексия. Без коррекции ребенок будет все больше отставать от своих сверстников, а трудности будут возникать во всех сферах обучения. Устранить дисграфию и дислексию помогут высококвалифицированные специалисты из Центра Речи в Зеленограде.


Познавательная страничка

Дисграфия — это неспособность (или сложность) овладеть письмом при нормальном развитии интеллекта.

Виды дисграфии:

  • Артикуляторно-акустическая. Связана с тем, что ребенок неправильно произносит звуки, а значит, проговаривая их про себя, неправильно записывает. Для лечения этого вида дисграфии нужно работать и над правильным произношением звуков.
  • Акустическая. В этом случае ребенок правильно произносит звуки, но путает их со схожими по звучанию (глухие-звонкие: б-п, д-т, з-с; шипящие: с-ш, з-ж; а также не различают мягкость отдельных звуков).
  • Оптическая. Ребенок с оптической дисграфией затрудняется в написании и различии букв: добавляет лишние элементы (палочки, черточки, кружочки), пропускает нужные, даже пишет зеркально в обратную сторону).
  • Дисграфия из-за проблем языкового анализа и синтеза. Ребенок с этой проблемой на письме может пропускать или повторять целые слова, перестанавливать слоги и буквы местами, писать слитно разные слова (путают приставки и предлоги у существительных — пишут слитно или раздельно, прикрепляют к одному слову часть следующего слова и т.п.)
  • Аграмматическая дисграфия. Как правило, выявляется после 1-2 класса, так как требует больших знаний правил написания слов ("хороший кошка", "красивый солнце" и т.п.). То есть эта проблема связана с тем, что ребенок не может правильно склонять слова по родам и падежам, не может согласовать прилагательное и существительное. Такая проблема может наблюдаться в двуязычных (билингвальных) семьях, а также в когда ребенок обучается на неродном языке.

Дислекси́я — частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.

Виды дислексии:

  • фонематическая - недоразвитие функций фонематической системы;
  • семантическая — нарушение понимания прочитанных слов;
  • аграмматическая — наблюдается неправильное произношение падежных окончаний и числа существительного, а также неверное согласование в числе, роде и падеже существительного и прилагательного;
  • оптическая - проявляется в трудностях усвоения графически сходных букв, а также в их взаимных заменах;
  • мнестическая — наблюдается трудности усвоения букв.

В большинстве случаев дислексия и дисграфия наблюдаются у детей одновременно, хотя у некоторых они могут встречаться и по отдельности.
Коррекция дисграфии и дислексии должна носить комплексный характер.


Мама будет логопедом

Если заниматься с ребёнком каждый день, то можно добиться неплохих результатов при борьбе с дислексией и дисграфией.
Развитие фонематического слухазначительно снизит риск возникновения дисграфии и дислексии.


Копилка знаний

Упражнения для профилактики дисграфии.


Консультация дефектолога в Центре Речи. В соответствии с диагностикой дефектолог разработает индивидуальную программу коррекции и поможет сформировать такие психические функции как внимание, память, мышление, научит ребенка наблюдать конкретные явления окружающего мира и устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать качества и признаки окружающих предметов.

Нейропсихологическая коррекция (нейрокоррекция) — комплекс специальных психологических методик, которые направлены на переструктурирование нарушенных функций мозга и создание компенсирующих средств для того, чтобы ребёнок мог в дальнейшем самостоятельно обучаться и контролировать своё поведение.


Заглянем на занятия в Центр Речи? (Видео-отрывок из занятия по Логоинтенсиву)


centrrechi.com

Дисграфия у взрослых причины возникновения. Лечение дисграфии и ее профилактика

Чтобы диагностировать дисграфию, достаточно просто провести несколько различных тестов на диктанты и переписывание текстов. Это позволяет определить степень расстройства у ребенка.

Дети, страдающие дисграфией, теряют уверенность в себе, плохо учатся, так как не могут писать правильно. Некоторые дети вообще отказываются писать и даже испытывают страх ходить в школу. Чаще всего учителя не знают о том, что ребенок страдает дисграфией, и не заботятся о таком ребенке, считая, что тот просто ленив.

Однако если родители заметили симптомы данного нарушения у своего ребенка, им нужно незамедлительно начать лечение дисграфии. Для этого следует обратиться к детскому логопеду (который разработает план лечения заболевания) и детскому психологу (он поможет наладить отношения в семье и школе). Необходимо улучшить память ребенка и развить у него способность к концентрации внимания.

Чтобы избавить ребенка от данного нарушения, потребуется терпение, время и своевременная коррекция дисграфии. Лечение будет слишком утомительным для ребенка, поэтому во время лечения он особенно нуждается в поддержке и внимании со стороны взрослых.

Что нужно знать родителям?

Дисграфия не приговор. Дети, страдающие дисграфией, способны полностью овладеть навыками письма. Хотя для этого они должны старательно и усердно заниматься. Кроме того, существует множество методов коррекции дисграфии.

Помощь логопеда крайне необходима. Этот специалист влияет на оперативное устранение дисграфии. Логопед будет проводить с ребенком различные игры, которые будут развивать навыки письма.

Детей с дисграфией необходимо сначала научить правильной устной речи, а затем уже изучать письмо. В данном вопросе важным является качество, а не количество. Нельзя ругать ребенка за неудачи, кричать на него либо, наоборот, слишком бурно радоваться. Нужно убедить ребенка в том, что у него все получится. Только терпение, желание ребенка и совместная работа со специалистами помогут вылечить дисграфию.

Коррекция дисграфии - что нужно знать?

  1. Не следует начинать лечение заболевания непосредственно с устранения ошибок на письме - это не оказывает должного влияния на исправление дисграфии. Очень часто дети с дисграфией не воспринимают на слух некоторые звуки либо не могут их различить. Поэтому сначала необходимо научить ребенка различать звуки на слух и произношение, так как тренировка письма в таком случае не даст положительного результата.
  2. Нужно постепенно подходить к устранению проблемы. Например, ребенок не может различить на слух звуки «Ш» и «С». Сначала необходимо привлечь внимание ребенка к различным положениям языка и губ во время произношения этих звуков. Затем можно приступить к рисованию этих букв в воздухе с закрытыми глазами.

Случается, что у детей с дисграфией не удается выявить конкретные нарушения в письме (неузнавание букв, звуков, затруднение в анализе речи и др.). Поэтому создается впечатление, что объяснения появлению нарушения здесь нет. Однако все заключается в том, что письмо - сложная речевая деятельность, которая включает в себя ряд различных операций, осуществляющихся одномоментно. А некоторые дети не могут выполнить эти операции одновременно. Из-за этого у них и развивается дисграфия.

  1. Большие тексты нужно разбивать на несколько частей и выполнять задания в несколько этапов;
  2. Нельзя заставлят

f1bp.ru

причины, симптомы, диагностика и лечение

Дисграфия – патология, связанная с письмом, при которой характерны однотипные, регулярно повторяющиеся ошибки при развитом интеллекте и слухе. Это заболевание часто сопровождается дислексией (отклонения в процессе чтения).

Причины заболевания могут быть, как биологическими – тяжелое протекание беременности и родов, наследственные заболевания, травмы, так и психологическими, и социальными. К примеру, если ребенку мало уделялось внимания, существует педагогическая запущенность, ребенок слишком рано обучался письму и так далее.

Причины и симптомы дисграфии

Различается пять форм дисграфии, которые редко встречаются в чистом виде, в основном они смешанные:

  1. Акустическая – возникшая вследствие нарушений распознавания звуков.
  2. Артикуляционно-акустическая – проявляется из-за нарушений артикуляции и восприятия фонематики.
  3. Аграмматическая – проблемы в лексическом развитии и развитии грамматики.
  4. Оптическая – при неразвитом зрительно-пространственным восприятии.
  5. Особая форма, обусловленная нарушениями в языковом синтезе.

Симптомы у дисграфии в большинстве схожи – это ошибки в письме, связанные не с незнанием правил. Ребенок с дисграфией пропускает и путает буквы и слоги, может писать слова слитно, путать окончания и формы. Страдает почерк, а также наблюдается низкая скорость письма.

Есть и общие симптомы – отсутствие внимания, невозможность долго концентрироваться на одном деле, плохая память.

Диагностика дисграфии

Диагноз «дисграфия» логопед ставит после общения с ребенком и серии письменных тестов. Школьнику предлагается написание диктанта, переписать текст, напечатанный и написанный от руки, почитать, сделать письменное описание картинки. Кроме логопеда необходимо показать ребенка и другим специалистам: лору, окулисту, невропатологу.

На основании заключения врачей и письменных тестов делается заключение и определяется вид и тяжесть дисграфии.

Коррекция и исправление дисграфии в логопедическом центре в Москве

С помощью школьной программы исправить дисграфию нельзя, понадобятся специальные занятия с логопедом, лечебная физкультура и выполнение домашних упражнений. Коррекционная работа по дисграфии выстраивается с каждым школьником индивидуально, так как проблемы с письмом могут быть разными, как и реакция ребенка на корректирующие занятия.

Для коррекции дисграфии логопед разрабатывает систему восполнения пробелов, важных для формирования навыка письма. Дополнительно ведется работа над развитием речи, расширением словарного запаса, улучшением внимания и памяти.

Допускается лечебная физкультура, игры с буквами-магнитиками, особенно у дошкольников и младших школьников.

Наши специалисты помогут устранить ошибки в письме у ребенка, расширить словарный запас, развить речевой слух, натренировать слуховое внимание и слухо-речевую память.

logprof.ru

причины, симптомы, диагностика и лечение

Дисграфия — расстройство в области логопедии, связанное с нарушениями процесса письма у пациента. Такое явление обусловлено недостаточной сформированностью некоторых функций психики, которые отвечают за контроль и реализацию процессов письма. Дисграфию можно распознать по наличию систематически повторяющихся ошибок в письме, которые не исчезают, а ликвидация их требует специальных методов. Для диагностики у пациента дисграфии проводится анализ написанных им заданий, а также по специальным методикам специалистом оценивается навык его устной речи.

Содержание статьи:

Дисграфия — это специфические нарушения письма у пациента. Как было сказано выше, письменная речь у пациентов-дисграфиков значительно повреждена. По некоторым данным расстройство удается выявить у половины учащихся в начальной школе и у трети учеников в средней. Анализ этих данных позволяет говорить о весьма высокой распространенности дисграфии и ее устойчивости среди детей. Причиной тому служит то, что в первые классы школы и детские сады пропускается большое число детей с какими-либо логопедическими нарушениями или с нарушениями, связанными с восприятием звуков. Из-за наличия этих расстройств дети не могут полноценно получать знания и развивать навыки устной и письменной речи. Следует отметить, что в случае нахождения ребенка-дисграфика в общеобразовательной школе процесс его обучения должен происходить с участием логопеда, а специфические ошибки в письме, допускаемые страдающим дисграфией пациентом, не должны влиять на общую успеваемость по таким гуманитарным дисциплинам, как русский язык и литература.

Нередко путают дисграфию и араграфию. Эти логопедические нарушения отличаются рядом общих черт, однако разница все же имеется: при дисграфии письменная речь претерпевает искажения, но все же сохраняется и может функционировать. При араграфии у пациента наблюдается неспособность к овладению письмом, навык признается полностью утраченным. Нередко дисграфия сопровождается нарушениями чтения, например, дислексией.

Причины дисграфии

Как было сказано выше, дисграфия связана с навыком письма, формирующимся у человека. Потому связь имеется и со всеми сторонами устной речи пациента. Важную роль играют состояния звукопроизношения, фонематическое восприятие, лексико-грамматическая сторона, связность и внятность речи. Потому развитие дисграфии может иметь под собой те же причины, что и прочие логопедические нарушения, например, дизартрия или алалия.

Как и в случае, к примеру, дизартрии, дисграфия может быть вызвана поражениями головного мозга, его недоразвитостью в период беременности матери и в послеродовой период. Нередко причинами могут послужить патологическое течение беременности, травмы, полученные в процессе родоразрешения, асфиксия. Нейроинфекционные заболевания, например, менингиты и энцефалиты, соматические заболевания в тяжелой стадии также вызывают поражения ЦНС ребенка и, как следствие, дисграфию.

Помимо факторов, обусловленных физическим состоянием ЦНС пациента, большое значение в формировании нарушений письменной речи играют социально-психологические причины. Это может быть двуязычие в семье, частные контакты со страдающими нарушениями речи, дефицит речевых коммуникаций, а также невнимательное отношение родителей к ребенку в период формирования речевого навыка и навыка письма. Раннее начало обучения ребенка грамоте также может вызвать затруднения с письмом, поскольку психологически он еще не готов к восприятию такого объема информации. Кроме того, дисграфия может появиться у детей с определенной конституциональной предрасположенностью и заторможенностью психического развития.

Появление дисграфии у пациентов во взрослом возрасте обусловлено наличием черепно-мозговых травм в анамнезе, инсультами, нейрохирургическими оперативными вмешательствам. Опухоли головного мозга также могут способствовать нарушениям функции письменной речи.

Механизмы дисграфии

Дисграфия отличается некоторой сложностью своего механизма. Поскольку письменная речь — это сложный процесс с множеством уровней, в его формировании задействовано большинство анализаторов. К ним относятся и зрительный, и речеслуховой, и речедвигательный, и двигательный. Их взаимодействие и отвечает за навык письма у пациента. Чем развитее у человека устная речь, тем больше вероятность высокого уровня развития навыка письма. Однако письменную речь развить можно только в процессе целенаправленного обучения, в то время как развитие устной речи не требует соблюдения этого правила.

Механизм возникновения дисграфии может быть связан с тем, что процесс установления доминантного полушария, отвечающего за развитие речевых функций, происходит несвоевременно. В идеале все связанные с этим процессы должны быть завершены к началу обучения в школе. В случае задержки латерализации развитие письма нарушается, что приводит к появлению соответствующих заболеваний. Дисграфию часто сопровождает нарушение формирования восприятия, памяти, мышления, слогового анализа, восприятия пространства, фонематических процессов и прочих подобных факторов.

Психолингвистика также дает свою оценку механизма появления дисграфии. Ее оценивают как нарушение операции зарождения письменного проявления своей речи: структурирования, деления предложений на слова и словосочетания и тому подобного.

Классификация дисграфии

В настоящее время дисграфия подразумевает выделение пяти форм. Каждая из них зависит от того, какая именно операция письма не сформирована или же нарушена у пациента:

  1. артикуляторно-акустическая дисграфия обусловлена нарушением восприятия фонематики, артикуляции, затруднением звукопроизношения;
  2. акустическая дисграфия обусловлена нарушением фонематического распознавания;
  3. форма дисграфии, обусловленная несформированностью языкового синтеза;
  4. аграмматическая дисграфия обусловлена затруднениями развития лексики речи и ее грамматики;
  5. оптическая дисграфия связана с тем, что у пациента не развито зрительно-пространственное восприятие.

Стоит отметить, что в логопедии, помимо строго определенных форм дисграфии, нередко диагностируются и смешанные. К слову, смешанные формы в практике встречаются несколько чаще.

Помимо такой классификации, существует и иная:

  1. специфические нарушения письма;
  2. неспецифические нарушения письма (связанные с педагогической и социально-психологической стороной нарушения).

Симптомы дисграфии

Как и любое логопедическое нарушение, дисграфия отличается рядом определенных симптомов. Как правило, это ошибки на письме, которые пациент повторяет систематически. Причем, стоит отметить, что эти ошибки человек делает не по причине незнания правил и норм языка. Чаще всего ошибки связаны с заменой или же смещением сходных букв или схожих звуков. Пациенты нередко пропускают буквы и слоги в словах, меняют их местами, добавляют лишние буквы. Слова нередко пишутся слитно, а в предложениях отсутствует согласованность слов и словоформ между собой. При этом отмечено, что скорость написания текста достаточно низкая, а почерк неразличим. Учитывая все эти факторы, следует помнить, что поставить диагноз «дисграфия» можно только после овладения пациентом навыков письма, то есть, не ранее 9 лет. Поставленный до этого возраста диагноз впоследствии может оказаться ложным.

Артикуляторно-акустическая дисграфия также диагностируется ошибками на письме, однако в этом случае они связаны с неправильным произношением звуков. Проще говоря, пациент пишет так же, как и слышит тот или иной звук. Чаще всего такое явление встречается у детей с недоразвитием речи с фонетико-фонематической стороны. Ошибки аналогичны как в устной речи, так и при написании.

Акустическая дисграфия не подразумевает нарушение произношения звуков, однако восприятие их сформировано неправильно. Таким образом, пациент на письме заменяет некоторые звуки теми, которые схожи с ними при произношении, например, шипящие на свистящие, звонкие на глухие и так далее. Дисграфия, обусловленная нарушениями языкового синтеза, не позволяет пациенту правильно апеллировать буквами и слогами в слове: он меняет их местами, дописывает лишние или же не дописывает окончания слов. Для детей, страдающих этой формой дисграфии, характерно написание предлогов со словами слитно, приставки же, наоборот, на письме отделяются от слова. В случае диагностики заболевания среди школьников такая форма — самая распространенная.

Аграмматическая дисграфия имеет следующие характерные черты: пациент неправильно изменяет слова по падежам, путает склонения, не может определить род или число. В предложениях наблюдается несогласованность постановки слов, пропущены некоторые члены предложения. Речь у пациентов, страдающих такой формой дисграфии, недоразвита и достаточно заторможена. Сопутствуют этому нарушению и прочие логопедические расстройства, например, дизартрия, алалия и другие.

Оптическая дисграфия проявляется таким образом, что на письме пациент смешивает и заменяет буквы на схожие с ними визуально. В данном случае выявлена может быть либо литеральная оптическая дисграфия (нарушение воспроизведения изолированных букв), либо вербальная оптическая дисграфия (нарушение начертания букв в словах). Самые распространенные ошибки у пациентов — это добавление в буквы лишних элементов или же недописывание нужных, «отзеркаливание» букв и тому подобное.

У страдающих дисграфией пациентов нередко удается диагностировать и симптомы, не относящиеся к логопедическим. Как правило, это неврологические расстройства и нарушения, к примеру, гиперактивность, нарушения работы памяти, снижение работоспособности. Пациентам тяжело сконцентрировать внимание на чем-либо, они часто отвлекаются в процессе обучения или работы.

Диагностические мероприятия для выявления дисграфии обычно включают в себя консультацию не только логопеда, но и других специалистов: невролога, офтальмолога, ЛОРа. Необходимо исключит вероятность наличия дефектов органов слуха и зрения. Оценка речевой функции дается логопедом. Для этого проводятся мероприятия диагностики письменной речи. В этом случае важно четко разграничить наличие расстройств с незнанием правил и норм языка, с неграмотностью пациента. Далее специалистом определяется форма дисграфии.

Диагностические мероприятия по установлению дисграфии у пациента проводятся комплексно. На первом этапе обследования анализируются письменные работы пациента. Далее оценивается развитие ребенка, его речевой навык, общее развитие. После этого специалистами изучается состояние центральной нервной системы, органов слуха и зрения, артикуляционный аппарат, моторика рук и речевая моторика. Определяется и то, какой рукой при написании пользуется пациент.

Коррекция дисграфии

Коррекция дисграфии предполагает систематику. Программа разрабатывается индивидуально с учетом особенностей того или иного случая. Обязательно учитывается форма нарушения.

Для преодоления нарушения специалист ставит задачу восполнить пробелы в важных для формирования навыка письма процессов. Ведется работа над развитием речи, над ее связностью. Пациенту даются специальные задания на развитие лексикона, формирование грамматики речи. Кроме того, корректируются слуховое и пространственное восприятия, развивается память, процессы мышления. После развития навыков устной речи — на их почве — развивается и письменный навык.

Кроме логопедического комплекса, нередко в коррекцию добавлены и медикаментозные курсы, физиотерапевтические мероприятия, массаж и лечебная физическая культура.

Прогноз и профилактика дисграфии

Для того чтобы помочь пациенту, страдающему дисграфией, требуется привлечение не только специалистов в области логопедии и неврологии, но и участие окружения ребенка. Логопедическая помощь должна поступать и в процессе обучения в школе.

Для профилактики возникновения нарушения следует проводить определенную работу еще до начала процесса обучения письму. Необходимо развивать внимательность, память, мыслительные процессы, пространственное восприятие, слуховую и зрительную дифференциацию и тому подобные аспекты, отвечающие за овладение навыками письменной речи. Вовремя необходимо скорректировать нарушения устной речи, развивать словарный запас.

В периоде обучения в школьный период важно взаимодействие логопеда и учителя русского языка и литературы. Диктанты ребенка, страдающего дисграфией или подозрением на нее, должны проверяться совместно обоими специалистами. С помощью них можно как подтвердить нарушение, так и проследить динамику его развития или, наоборот, регрессии. Специфические дисграфические ошибки при этом не должны учитываться при выставлении оценки за работы.

Узнать более подробную информацию о дисграфии, а также ознакомиться с перечнем клиник Москвы, где осуществляется диагностика и лечение нарушения, можно на нашем сайте. Здесь же вы найдете и необходимые контактные данные.

www.mosmedportal.ru

Дисграфия - болезнь или дар. Нарушение письма наблюдают у каждого 3-го маленького петербуржца - Личная жизнь - Новости Санкт-Петербурга

images.google.ru

Сложность изображать, писать при хороших интеллектуальных способностях- это дисграфия. Таков практически точный перевод с латыни. Сегодня же специалисты склонны к более жестким формулировкам, определяя дисграфию как нарушение письма у детей и как болезнь века. Все больше ребятишек с расстройством письменной речи обнаруживают педагоги в начальной школе. По некоторым данным, дисграфические ошибки в Петербурге встречаются у 20-30% младших школьников. Только в школах Петроградского района 53 детишек младших классов имеют дисграфию.

Уинстон Черчилль, Альберт Эйнштейн, Леонардо да Винчи, Ганс Христиан Андерсен, Владимир Маяковский жили и весьма творчески выразили себя, несмотря на наличие дислексии и дисграфии. Об этом почему-то не говорят детишкам и их родителям на приеме у логопеда. И мамы, у которых ребенку диагностировали дисграфию взволнованно делятся друг с другом и ищут пути выхода из проблемной ситуации. Им кажется, что без грамотной речи и письма ребенок успешен не будет.

Подруга в расстроенных чувствах позвонила мне сразу после того, как ей произнесли это режущее диссонансом слово. Сказали, что ребенку будет чрезвычайно сложно в школе, что это проблема еще и невропатологического характера. Логопед посоветовал почти сразу комплексное лечение с использованием медикаментозных препаратов: массаж, электрофорез с эуфелином, таблетки с глиатилином и пантогамом. Лечение проводили курсами. Через год в диктанте у Севы логопед практически не нашла ошибок, которые можно было бы квалифицировать как дисграфические.

Однако на мой вопрос-насколько стойким может быть такой результат- уже другая врач-дефектолог Елена Алексеевна Литаш, 20 лет работающая с детьми, сказала, что дисграфия зачастую неизлечима. «Она возвращается самым непредсказуемым и неожиданным образом, когда, казалось бы, очевидны хорошие результаты. Ребенок вновь, вдруг, начинает ошибаться, как будто происходит какой-то сбой. Яркую динамику можно наблюдать после вмешательства специалиста лишь в случаях банальной "педагогической запушенности", когда ребенок по причине занятости родителей лишен их внимания."

Откуда это берется. Версий несколько. Точной нет

Логопеды склонны искать истоки дисграфических нарушений в эмбриональном периоде развития ребенка, а также в том, как проходили роды. На приеме дефектолога одним из первых звучит вопрос о том, как протекала беременность. Любое неблагополучие в период вынашивания с позиции докторов может повлиять на формирование важных функций головного мозга малыша. Если центральная нервная система у ребеночка развивается особенным образом, то это неизбежно скажется на его речи, памяти, мышлении.

Второй момент - как воспитывают уже рожденное дитя. Важно, допустим, как в первые годы жизни общаются с малышом и между собой родители, а чуть позже - что читают, и читают ли ребенку вообще. Сейчас родители действительно стали меньше читать детям и меньше с ними общаться, предоставляя внимание своих чад телепередачам, компьютерным играм. Гуление, прибаутки, скороговорки и песни уходят из жизни маленьких урбанизированных горожан, заменяясь современными музритмами.

И общение, и фольклор, и игры, и просто спокойное семейное общение формируют тот самый фонематический слух, что необходим для базовой грамотности. «Как и музыкальный, фонематический слух нужно развивать: когда ребенок слышит правильное произношение, да еще с художественной или игровой подоплекой, - то впитывает это как губка. Если речь 5- годовалого малыша неправильна: отсутствуют или заменяются звуки, то это предпосылка к отсутствию или замене букв и на письме»,- говорит логопед Елена Литаш

Логопеды выделяют несколько видов дисграфии. Вот только несколько распространенных

- Фонематическая. На письме проявляется в заменах букв, соответствующих фонетически близким звукам. Ребенок пишет не то, что ему говорят, а то, что он услышал. Слово «щетка» пишется как «четка», «дочка» как «точка».

- Оптическая. Смешиваются и взаимозаменяются похожие по рисунку буквы (З-Э, Р-Ь), буквы, отличающиеся дополнительными элементами (Л-Д, З–В), буквы, состоящие из одинаковых, но различно расположенных в пространстве элементов (Н–П–И, Т–Г). Дети, которым трудно запомнить букву зрительно, могут перевернуть ее, пропустить или добавить лишний крючок.

- Аграмматическая. Связана с нарушением грамматического строя речи. Ребенок пишет вопреки правилам грамматики («выбежал из дерева», «девочка пошел», «выходные день»). Эта форма дисграфии обычно проявляется, когда ученик, овладевший элементарной грамотой, начинает писать собственные тексты, «вплотную» приступает к изучению грамматических правил. И здесь обнаруживается, что он абсолютно не владеет правилами изменения слов по падежам, числам, родам.

Как говорит заведующая кафедрой логопедии Ленинградского государственного университета им. Пушкина Раиса Лалаева, при каждом виде дисграфии применяют свой вид коррекции. "Если вы обнаружили нарушение речи и ошибки на письме-необходимо идти к специалистам. Коррекционная работа с детьми, страдающими дисграфией, проводится в тесном сотрудничестве родителей, логопеда, иногда психолога или нейропсихолога". То, что корректировать дисграфию необходимо - Раиса Ивановна убеждена. Ну, а родителям таких детей необходимо быть помощниками своему ребенку

Главные рекомендации:

- не ругать и не наказывать детей
- не заставлять сотни раз переписывать начисто
- не торопить, не упрекать, не злиться
- поощрять за успехи

Логопед-дефектолог Елена Литаш в качестве рекомендаций добавляет:

- больше проводить времени с ребенком
- свежий воздух и физические упражнения обязательны
- необходимо овладеть речевым дыханием
- тренировать зрительно-моторную координацию: вместе с детьми лепить, рисовать, раскрашивать.

Но самое главное, говорит Литаш: "Ребенку с дисграфией необходимо внимание и деликатное отношение взрослых. Ведь здесь важно не вселить страх перед ошибкой, а помочь обрести уверенность. Принесут занятия стойкий результат или лишь скорректируют - все покажет только время. Но в любом случае необходимо помнить - у каждого ребенка есть свой талант. И, возможно, ваш малыш, как и Эйнштейн, разовьет его, самореализуется, и принесет пользу себе и другим»

Лиза Шернваль, "Фонтанка.ру"

Справка:

Первые упоминания о нарушениях письма встречаются еще в 1798 году, но термин «аграфия» (от греческого «а» – отрицание, «графо» – пишу) появился только в 1865 году, благодаря французскому врачу В. Бенедикту.

www.fontanka.ru


Смотрите также