Что такое госдолг это


Государственный долг — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Государственный долг стран в процентах к ВВП по состоянию на 2012 год.

Госуда́рственный долг — результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета. Государственный долг равен сумме дефицитов прошлых лет с учётом вычета бюджетных излишков.[1]

При рассмотрении государственного долга, как правило, не учитываются встречные требования этого государства к другим, то есть задолженность других государств или физических и юридических лиц этому государству не рассматривается. Также не учитываются обязательства государства в сфере социального и пенсионного обеспечений.

Размер государственного долга выражается в национальной валюте или её эквиваленте в любой другой валюте.
Для более объективного сравнения государственная задолженность указывается в процентах от валового внутреннего продукта (ВВП).

В Бюджетном кодексе дано юридическое определение этого понятия как сумма долговых обязательств перед юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.[1]

Основными причинами образования государственного долга являются дефицит государственного бюджета и наличие свободных денежных средств у физических и юридических лиц.

По принадлежности кредитора:

  • Внутренний — в роли кредиторов выступают резиденты субъекта-заёмщика, образуется в виде:
    • Долга по государственным ценным бумагам (ОФЗ и тп)
    • Гарантий государства под ценные бумаги, выпущенные акционерными обществами
    • Кредитов, выданных государству банками и другими кредиторами
    • Не выплаченных физическим и юридическим лицам компенсаций и др.
  • Внешний — перед другими государствами, международными организациями и другими субъектами международного права
    • Долг по государственным ценным бумагам
    • Кредиты, выданных государству внешними кредиторами
    • Гарантии государства под кредиты, полученные за рубежом организациями-резидентами
    • Задолженность по внешнеторговым операциям бюджетных организаций

По валюте долга:

  • Номинированный в национальной валюте
  • Номинированный в иностранной валюте (при этом Евро для европейских стран может считаться иностранной, так как страны еврозоны не могут напечатать или обесценить данную валюту)

По времени погашения:

  • Капитальный долг — вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая проценты
  • Текущий долг — это расходы по выплате доходов и погашению обязательств

Другие виды:

  • Валовой внутренний долг — долг образуется внутри каждой страны как сумма взаимной задолженности различных секторов экономики. Он имеет свою структуру и складывается из следующих элементов: государственный внутренний долг, долги корпоративного сектора, долг населения
  • Консолидированный государственный долг — формируется путем продления срока действия кратко- и среднесрочных займов или путем объединения (унификации) ранее выпущенных средне- и краткосрочных займов в один долгосрочный заем. Таким образом, формируется консолидированный долг как часть общей суммы государственной задолженности в результате выпуска долгосрочных займов
  • Краткосрочный государственный долг — это сумма всех долгов, имеющих первоначальное погашение в течение одного года или меньше, и проценты просрочки по долгосрочным долгам
  • Валовой государственный долг — это сумма всех внутренних и внешних обязательств государства с процентами. Она, как правило, выражается в процентном отношении к ВВП страны

Последствия накопления государственного долга[править | править код]

Многочисленные исследования показывают, что степень и характер воздействия государственного долга на экономику неоднозначны для различных групп стран, в то время как прослеживается наличие критического порога внешнего долга для развивающихся стран, после которого воздействие на экономический рост становится отрицательным, для развитых стран такой порог чаще отсутствовал:

  • Г. Шиманович на основе линейной модели роста выявил отрицательную зависимость внешнего долга и экономического роста в постсоциалистических странах за период с 1995 по 2007 г: рост соотношения внешнего долга к ВВП на 1 % снижает темпы прироста душевого ВВП на 0,06 %
  • К. Рейнхарт и К. Рогофф на примере выборки из 20 развитых и 24 развивающихся стран провели сравнительный анализ влияния внутреннего государственного долга и совокупного внешнего долга страны на динамику экономического роста. Для развивающихся стран авторы выявили более высокое пороговое значение государственного долга по сравнению с совокупным внешним, превышение которого негативно влияет на изменение душевого ВВП. Так, при достижении уровня внешнего долга 60 % от ВВП среднегодовые темпы прироста ВВП снижаются на 2 %, при превышении отметки 90 % от ВВП — темпы прироста уменьшаются наполовину.
  • Т. Эфтимиадис и П. Тсинзос на основе исследования модели эндогенного роста пришли к выводу, что сокращение удельного веса внешних заимствований в структуре государственного долга положительно влияет на долгосрочный экономический рост, главным образом, за счет снижения оттока внутреннего капитала за границу
  • С. Шаббир, используя данные внешнедолговой нагрузки по 24 развивающимся странам за период с 1976 по 2003 г., установил, что внешняя задолженность отрицательно коррелирует с динамикой инвестиций, что в свою очередь, приводит к снижению темпов экономического роста
  • А. Шкларек и Ф. Рамон-Баллестер по результатам анализа выборки из 20 латиноамериканских стран за период 1970—2002 гг пришли к выводам, что совокупный и государственный внешний долг отрицательно коррелируют с динамикой ВВП на душу населения основным каналом воздействия внешнего долга на динамику роста является изменение уровня накопления капитала, а не его производительности
  • Д. Амассома провел анализ влияния внутреннего и внешнего долга на экономический рост на примере Нигерии за период с 1970 по 2009 г. В результате анализа было установлено, что зависимость динамики душевого ВВП с внутренним долгом имеет положительный характер, и, наоборот, с внешним — отрицательный.

Другие последствия:

Динамика государственного долга России в 1999—2010 годах, в % к ВВП.
  • Переложение налогового бремени на будущие поколения (в тех случаях, когда рост ВВП менее стоимости обслуживания долга).
  • Перераспределение доходов среди населения. Те кто вкладывает сбережения в государственный долг, получают его обратно с процентами, в то время как те, кто не имеет такой возможности вынуждены лишь платить налог на его обслуживание.
  • Вытеснение (сокращение) частных инвестиций в силу выпуска государственных ценных бумаг.
  • Понижение устойчивости экономики страны к негативным рискам (например, сейчас обслуживание американского долга обходится очень дёшево в виду низкой процентной ставки, но в условиях финансового кризиса ставки могут возрасти, что увеличит нагрузку на сокращающийся, из-за снижения деловой активности и как следствия снижения собираемых налогов, бюджет). Особенно опасными с данной точки зрения являются внешние долги в иностранной валюте (например см. долговой кризис в Греции)

Пик Российского государственного долга пришёлся на 1998 г. (146,4 % ВВП).[2] На 1 января 2000 г. внешний долг достиг 146 млрд долларов (а суммарный внешний и внутренний государственный долг составлял 84 % ВВП). На начало 2007 государственный внешний долг был снижен до 52 млрд долларов (5 % ВВП).

Для сравнения госдолг других стран-экспортеров углеводородов (МВФ, 2011), % ВВП:

  • Кувейт — 7,4 %
  • Саудовская Аравия — 7,5 %
  • Узбекистан — 9,1 %
  • Казахстан — 11 %
  • Азербайджан — 10 %
  • Норвегия — 30 %

Государственный долг по странам Европейского союза в процентах от ВВП в 2013 году([3]:

  • Франция — 93,5 %
  • Германия — 78,4 %
  • Португалия — 129,0 %
  • Италия — 132,6 %
  • Греция — 175,1 %

Для сравнения:

  • США — 116,4 % ВВП (2016 г.)
  • Япония — 239,2 % ВВП (2016 г.)

Информация в этом разделе устарела.

Вы можете помочь проекту, обновив его и убрав после этого данный шаблон.
Государственный долг[4][5]
     ≤30%       30% ÷ 60%      60% ÷ 90%      >90%  
в нац. валюте, млрд. в % к ВВП на человека
Государство 2011 2012 2013 2011 2012 2013 2011 2012 2013
США (USD)[6] 15379 16627 17559 99,0 102,4 104,5 49302 52927 55499
Китай (RMB)[7] 13588 13547 12740 28,8 26,1 22,4 10085 10005 9363
Япония (JPY)[8] 1083243 1124489 1163497 229,8 237,3 243,2 8469718 8811847 9136865
Бразилия(BRL)[9] 2679 2995 3209 64,7 68,2 66,3 13740 15238 16184
Россия (RUB)[10] 6515 7875 9018 11,7 12,7 13,4 45590 55070 63094
Индия (INR)[11] 60143 67374 75534 66,7 66,6 66,7 49665 54901 60751
Еврозона (ЕЗ•18) 8251,4 8619,8 8890,4 87,4 90,7 92,6 24728 25892 26689
Германия 2087,7 2160,9 2147,0 80,0 81,0 78,4 25526 26892 26663
Франция 1724,9 1841,0 1925,3 86,2 90,6 93,5 26422 27963 29358
Италия 1907,6 1989,4 2069,2 120,7 127,0 132,6 32134 33495 34669
Испания 737,4 884,7 960,7 70,5 86,0 93,9 15800 18895 20559
Нидерланды 393,7 427,1 443,0 65,7 71,3 73,5 23636 25529 26401
Бельгия 366,2 380,2 387,2 99,2 101,1 101,5 32880 33608 34687
Австрия 218,6 228,4 233,3 73,1 74,4 74,5 25910 27018 27604
Греция 355,1 303,9 318,7 170,3 157,2 175,1 31927 27324 28809
Ирландия 169,2 192,5 202,9 104,1 117,4 123,7 37023 41997 44199
Финляндия 93,1 103,2 110,2 49,3 53,6 57,0 17273 19096 20306
Португалия 185,2 204,9 213,6 108,2 124,1 129,0 17521 19430 20370
Словакия 30,1 37,4 40,0 43,6 52,7 55,4 5547 6892 7388
Люксембург 7,8 9,3 10,5 18,7 21,7 23,1 15247 17743 19573
Словения 17,0 19,2 25,3 47,1 54,4 71,7 8300 9343 12292
Республика Кипр 12,8 15,3 18,4 71,5 86,6 111,7 15217 17807 21299
Латвия 8,5 9,0 8,8 42,0 40,8 38,1 4117 4420 4384
Эстония 1,0 1,7 1,8 6,1 9,8 10,0 739 1292 1397
Мальта 4,6 4,9 5,2 68,8 70,8 73,0 11102 11666 12443

Примечание: Государства расположены в порядке убывания размеров ВВП. Государства Еврозоны объединены в группу одного цвета.

  1. 1 2 Государственный долг РФ. Сущность и формы государственного долга.
  2. ↑ Обращение посла Российской Федерации П. В. Стегния к участникам черноморского форума по вопросам развития делового сотрудничества. Стамбул, 3 марта 2004 г. Архивная копия от 30 июня 2011 на Wayback Machine // Посольство Российской Федерации в Турции
  3. ↑ Это сравнение не вполне корректно из-за различной степени вовлечённости перечисленных государств в экономику. При высокой степени вовлечённости (Россия, Казахстан), в объём государственного долга следует также включать внешнюю задолженность корпораций, пропорционально степени государственного участия
  4. Eurostat: General government gross debt. 2014 Евростат: Государственный долг, 2014. (англ.)
  5. Eurostat: Population. 2013 Евростат: Население, 2014. (англ.)
  6. IMF: World Economic Outlook Database, USA, April 2014 (англ.)
  7. IMF: World Economic Outlook Database, China, April 2014 (англ.)
  8. IMF: World Economic Outlook Database, Japan, April 2014 (англ.)
  9. IMF: World Economic Outlook Database, Brazil, April 2014 (англ.)
  10. IMF: World Economic Outlook Database, Russia, April 2014 (англ.)
  11. IMF: World Economic Outlook Database, India, April 2014 (англ.)
  • Солдатова Е. И. Воздействие внешнеэкономической задолженности на ВВП стран с переходной экономикой : автореферат дис. ... кандидата экономических наук : 08.00.14 / науч. рук. Осьмова М. Н.. — М. : Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. Экон. фак., 2007. — 21 с. — ББК У682.641.11-01,0.
  • Шиманович Г. Внешний долг Беларуси: опыт постсоциалистических стран // Исследовательский центр ИПМ. — Минск, 2009. — 20 с., 4 л. ил.
  • Domar D. Evsey. Capital Expansion, Rate of Growth, and Employment // Econometrica. — 1946. — Апрель (т. 14, вып. 2). — С. 137—147. — ISSN 0012-9682. — doi:10.2307/1905364.
  • Robert M. Solow. A Contribution to the Theory of Economic Growth // The Quarterly Journal of Economics. — 1956. — Т. 70, вып. 1. — С. 65–94. — ISSN 0033-5533. — doi:10.2307/1884513.
  • Paul R Krugman. Financing vs. Forgiving a Debt Overhang (англ.) // Journal of Development Economics. — National Bureau of Economic Research, 1988. — Vol. 29, no. 2486. — P. 253—268.
  • Guillermo A. Calvo. Growth, Debt and Economic Transformation: The Capital Flight Problem (англ.) // New Theories in Growth and Development. — London: Palgrave Macmillan UK, 1998. — P. 251–269. — ISBN 9781349262724, 9781349262700.
  • Jeffrey D. Sachs. Conditionality, Debt Relief, and the Developing Country Debt Crisis. — In: Developing Country Debt and the World Economy : [англ.] // University of Chicago Press. — Chicago, 1989. — С. 275 - 284. — doi:10.3386/w2644.
  • Pattillo Catherine, Poirson Helene, and Ricci Luca, «External Debt and Growth», IMF Working Paper, International Monetary Fund, January 2002.
  • Pattillo Catherine, Poirson Helene, and Ricci Luca, «What Are the Channels Through Which External Debt Affects Growth?», IMF Working Paper, International Monetary Fund, January 2004.
  • Carmen M. Reinhart, Kenneth S. Rogoff, «Growth in a time of debt», Working Paper 15639, National Bureau of economic research, January 2010.
  • Tilemahos Efthimiadis, Panagiotis Tsintzos, «The Share of External Debt and Economic Growth», Centre of Planning and Economic Research (KEPE), Athens, March 2011.
  • Safia Shabbir, «Does External Debt Affect Economic Growth: Evidence from Developing Countries», [http: aysps.gsu.edu/ECON_MA_ShabbirS.pdf], (дата обращения 16.06.2018).
  • Schclarek A., Ramon-Ballester F., External Debt and Economic Growth in Latin America, (дата обращения 16.06.2018).
  • Amassoma D., «External Debt, Internal Debt and Economic Growth Bound in Nigeria using a Causality Approach», Current Research Journal of Social Sciences 3(4), pp. 320—325, July 30, 2011.
  • Abid Hameed, Hammad Ashraf, Muhammed Ali Chaudhary, «External Debt and its Impact on Economic and Business Growth in Pakistan», International Research Journal of Finance and Economics, Is 20 (2008), pp. 132—140.
  • Janice Abilene S. Patenio, Agustina Tan-Cruz, «Economic Growth and External Debt Servicing of the Philippines: 1981—2005», 10-th National Convention on Statistics (NCS), October 1-2, 2007.

ru.wikipedia.org

Жизнь взаймы: что такое госдолг США и почему он постоянно растет

Размер государственного долга США установил новый рекорд, достигнув отметки $22,01 трлн. В течение двух лет президентства Дональда Трампа он вырос более чем на $2 трлн, а за восемь лет правления его предшественника, Барака Обамы, увеличился с $10,63 трлн почти в два раза. ТАСС объясняет, что такое госдолг, почему он постоянно растет и говорит ли это о скором крахе американской экономики.

Что такое госдолг?

Это задолженность федерального правительства США перед своими кредиторами. Вашингтон одалживает деньги, чтобы покрыть дефицит бюджета и оплатить все нужные расходы — на здравоохранение, инфраструктуру, оборону и так далее. Это как брать кредит, чтобы заплатить за съемную квартиру.

Госдолг США состоит из двух частей: внутриправительственного и публичного — их размер сейчас составляет примерно $5,9 трлн и $16,2 трлн соответственно. Первый сформирован задолженностью бюджета США перед правительственными агентствами, например, государственными пенсионными фондами. Они имеют право вкладывать свободные средства в госбумаги — нерыночные облигации государственного займа. Бенефициаром таких бумаг является, к примеру, Целевой фонд социального страхования (Social Security Trust Fund) — организация, в которую поступают налоговые отчисления и которая занимается распределением пенсий и прочих компенсаций. На этот фонд сейчас приходится около $2,9 трлн госдолга США.

Публичная часть госдолга представляет из себя казначейские ценные бумаги, принадлежащие частным лицам, корпорациям, Федеральной резервной системе (ФРС) США, а также правительствам штатов и иностранных государств. Облигации Соединенных Штатов являются самыми популярными бумагами у инвесторов во всем мире. Охотнее всего в госдолг США вкладывается Китай, который владеет $1,121 трлн казначейских ценных бумаг. Доходность американских облигаций небольшая — наиболее распространенные (десятилетние) долгосрочные обязательства сейчас приносят 2,68% годовых. Однако это надежные бумаги с низкой вероятностью дефолта, которые всегда можно продать на открытом рынке по текущим ценам без серьезных потерь.

Почему госдолг постоянно растет?

Потому что постоянно растет дефицит бюджета, который приходится закрывать за счет эмиссии государственного долга. Бюджетную дыру также можно было бы залатать за счет повышения налогов или сокращения расходов, но оба эти варианта пагубно сказались бы на экономическом росте и вызвали бы недовольство граждан страны. США проблемы подобного выбора не испытывают: американский госдолг номинирован в той валюте, над эмиссией которой Вашингтон имеет прямой контроль, и при необходимости ФРС всегда готова включить печатный станок, чтобы выкупить долговые обязательства. Ни у одной другой страны мира нет такой возможности.

По этой же причине высокий внешний долг не станет причиной дефолта в стране. Дефолт, то есть неоплата процентов или основного долга по долговым обязательствам, возможен только тогда, когда государство не способно брать новые кредиты на покрытие старых. В США такая ситуация может произойти только в одном случае — если Конгресс запретит федеральному правительству повышать лимит госдолга. Летом 2011 года, во время президентства Барака Обамы, США оказались на пороге технического дефолта, но избежали его, просто повысив планку на $2,1 трлн.

Единственное, что реально волнует американцев, — это соотношение госдолга к ВВП. Согласно оценкам Всемирного банка, госдолг страны считается проблемным, когда он равен 77% годового ВВП государства. Однако многие страны десятилетиями живут и с большим долгом, например, у Франции, Италии и Японии этот показатель превышает 100%. США не исключение — в последние годы госдолг страны выше ВВП на несколько процентов (в 2017 году этот показатель находился на отметке 108%).

Какова позиция нынешней администрации?

Текущие долговые проблемы США — результат острого финансово-экономического кризиса 2007–2008 годов. С тех пор стране несколько раз приходилось повышать потолок госдолга, что приводило к политическим баталиям между прошлой администрацией демократа Барака Обамы и республиканской оппозицией в Конгрессе.

Трамп во время избирательной кампании 2016 года утверждал, что решит проблему огромного национального долга страны за два президентских срока или "за восемь лет". Он выражал уверенность в том, что после его налоговых реформ и пересмотра торговых договоров наступит экономический рост, который позволит Соединенным Штатам оплатить долг наличными средствами. Уже на посту главы государства республиканец заявлял, что денежные средства, полученные от введенных США торговых пошлин, пойдут на погашение государственного долга страны.

45-й президент и его соратники-республиканцы считались "ястребами" в вопросе госдолга, тогда как демократы традиционно относились к его росту более спокойно. Но уже с 2017 года стороны как будто поменялись ролями — теперь Трамп не только поддерживает повышение потолка, но и выступает за полную отмену процедуры периодического рассмотрения этого вопроса Конгрессом, что позволило бы федеральному правительству занимать деньги без ограничений. Демократы в свою очередь настаивают, что задумки Трампа (например, все та же налоговая реформа) приведут к сильному раздуванию госдолга.

С 11 декабря 2017-го госдолг был заморожен на уровне $20,456 трлн. Но уже на следующий год стороны достигли соглашения, согласно которому правительство может неограниченно увеличивать федеральные займы до 1 марта 2019-го. После этого заработает такой потолок госдолга, который не позволит заимствовать выше уровня задолженности, который был достигнут к данному сроку.

Артур Громов

tass.ru

Госдолг России в 2019 году. Что такое внутренний и внешний государственный долг

Что такое государственный долг

Государственный долг - это сумма задолженности государства перед внешними и внутренними кредиторами, включая займы и начисленные по ним проценты.

Простыми словами, госдолг - это то, сколько денег государство взяло взаймы и теперь обязано вернуть собственным гражданам и иностранцам. Как и любые кредиты, государственный долг нужно обслуживать - выплачивать проценты и постепенно погашать основную сумму долга.

Государственный долг делится на внутренний и внешний. Внешний госдолг России на июль 2019 года составил 53,9 миллиарда долларов, отчиталось Министерство финансов РФ. Госдолг США превышает 22 триллиона долларов, сообщает Министерство финансов США.

Однако абсолютный размер государственного долга не говорит о том, хороша или плоха экономическая ситуация в стране. Важнее его величина относительно ВВП, объема экспорта, величина на душу населения и расходы по обслуживанию долга.

У экономистов нет единой точки зрения на то, как госдолг влияет на экономический рост. Одни исследования указывают, что положительно - в странах с более высоким госдолгом активнее растет ВВП. Другие исследования показывают отрицательную связь госдолга с ВВП на душу населения.

Структура госдолга: внешний и внутренний государственный долг

Государственный долг делится на внутренний и внешний.

  • Внутренний долг - это долговые обязательства правительства перед юридическими и физическими лицами внутри страны. К внутреннему долгу относятся:

    • Долг по государственным ценным бумагам (облигации федерального займа etc).

    • Гарантии государства под ценные бумаги, выпущенные акционерными обществами.

    • Кредиты, выданные государству банками и другими кредиторами.

    • Не выплаченные физическим и юридическим лицам компенсаций и т.д.

Внутренние обязательства делятся на рыночные и нерыночные.

    • Рыночные обязательства - это обязательства по выпущенным облигациям.

    • Нерыночные обязательства возникают в результате исполнения государственного бюджета - к концу года долги бюджетных организаций переоформляются во внутренний долг.

  • Внешний долг - это задолженность по внешним займам, в иностранной валюте. Внешний долг - долг перед другими государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. К внешнему долгу относятся:

    • Долг по государственным ценным бумагам.

    • Кредиты, выданных государству внешними кредиторами.

    • Гарантии государства под кредиты, полученные за рубежом организациями-резидентами.

    • Задолженность по внешнеторговым операциям бюджетных организаций.

Что такое реструктуризация госдолга

Когда страна не может выплачивать долг на заранее оговоренных условиях, ей необходима реструктуризация. Реструктуризация долга - это пересмотр условий обслуживания долга: процента, суммы, сроков выплаты. Условия реструктуризации обсуждаются на переговорах должника с кредиторами.

Госдолг России. Сумма Госдолга РФ в 2019 году

Государственный долг России - это сумма долговых обязательств перед юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, говорится в Бюджетном кодексе РФ.

После распада СССР в 1991 году Российская Федерация взяла на себя обязательства по долгам Советского Союза взамен на отказ бывших союзных республик от зарубежных активов СССР. Длительное время советский долг - до 110 млрд долларов - составлял большую часть внешнего долга России.

В 1990-е годы в связи с тяжелой экономической ситуацией Россия стала набирать новые кредиты за границей. Пик российского государственного долга пришелся на 1998 год - он составил 146,4% ВВП (из сообщения МИД РФ).

На 1 января 2000 года внешний госдолг достиг 146 млрд долларов (суммарный внешний и внутренний госдолг - 84% ВВП). На начало 2007 государственный внешний долг был снижен до 52 млрд долларов (5% ВВП).

На 1 июля 2019 года государственный внешний долг России составляет 53,9 миллиарда долларов, сообщает Министерство финансов РФ. Государственный внешний долг России находится в пределах 16-16,5% ВВП, это очень мало, признают аналитики. Для сравнения, у некоторых стран еврозоны он превышает 100% ВВП.

Общий внешний долг России (включая негосударственный) на 1 июля 2019 года составляет 482,4 млрд долларов, приводит данные ЦБ РФ. Он полностью покрыт золотовалютными резервами, а этим не может похвастаться ни одна развивающаяся экономика мира.

Впервые в истории наши резервы полностью покрывают внешний долг как государства (он у нас очень небольшой), так и коммерческого сектора. И эти деньги работают, в том числе в полном объеме поступают в российский бюджет доходы от размещения средств Фонда национального благосостояния.

Президент РФ Владимир Путин в послании Федеральному собранию, февраль 2019 года

За первую половину 2019 года Россия нарастила внешний госдолг. При этом растет и профицит федерального бюджета. Строго говоря, никакой нужды занимать за рубежом у Минфина нет, отмечает telegram-канал Anews «Ясно Понятно».

Однако заимствования на внешнем рынке, во-первых, дешевы, во-вторых, носят «имиджевый» характер - позволяют заявить о себе на мировом рынке долга. Минфин РФ, судя по всему, решил воспользоваться благоприятными обстоятельствами и занимал по принципу «на черный день», указывает «Ясно Понятно».

Что такое санкции против госдолга России и чем они грозят

Внешний госдолг России - это облигации, номинированные в основном в иностранной валюте. Чаще всего покупают такие облигации инвесторы-нерезиденты.

В США неоднократно говорили о возможности ввести санкции против госдолга России, то есть запретить иностранным инвесторам приобретать российские государственные ценные бумаги. Это предполагает один из пунктов законопроекта «О защите безопасности США от агрессии Кремля» (Defending American Security from Kremlin Aggression Act - DASKA). В очередной раз данный законопроект бурно обсуждали в феврале 2019 года, однако пока разговоры так и остались разговорами.

Угроза санкций может оказать прямое влияние на объем российского госдолга через спекулятивные денежные потоки, объяснял экономический обозреватель Anews Александр Яковлев. Ведь именно эти деньги подпитывают покупки российских государственных ценных бумаг и помогают долгу расти. Парадокс: чем сильнее санкции, тем меньше темпы роста госдолга.

Важно понимать, что резкий роста внешнего госдолга в 2019 году создает риски для рубля. Не цены на нефть, а потоки иностранного капитала на долговом рынке становятся главной силой, которая двигает курс. Российская национальная валюта становится более уязвимой: если горячие спекулятивные деньги по какой-либо причине начнут уходить, рубль может резко ослабеть.

В августе 2019-го президент США Дональд Трамп все-таки ввел санкции против российского госдолга, но очень ограниченные. Американским финансовым организациям запретили покупать долговые бумаги Минфина РФ, номинированные в валюте. Да и то только первичные выпуски - вторичный рынок не закрыт.

Это означает, что ключевого сегмента рынка русского долга - рублевых облигаций федерального займа - санкции не коснулись, объясняет аналический блог Anews «Ясно Понятно». К тому же, никто не запрещает выпускать бонды в других валютах - евро, британском фунте, швейцарском франке, йенах - и продавать их неамериканцам.

Кроме того, в указе Трампа никак не упомянуты крупные корпорации и банки - их долги американцам покупать по-прежнему можно.

www.anews.com

что это такое и его размер на сегодняшний день 2019

Любая страна мира имеет в экономике государства важный документ – государственный бюджет. Он позволяет планировать расходы государства на год по таким важным статьям, как медицина и образование, оборона и наука, социальное обеспечение и строительство инфраструктуры, и многое другое.

Доходы государственного бюджета формируются за счет налоговых поступлений от граждан страны (налог на добавленную стоимость, подоходный налог и другие), от предприятий (налог на прибыль предприятий, рента на ресурсы).

Бюджет пополняется и за счет прибыли с экспорта товаров, услуг и ресурсов. Часто бывает, что расходы государственного бюджета превышают его доходы, что образует дефицит – т.е. нехватку денег. И тогда государству приходится занимать финансы у других государств или у населения, выпуская долговые бумаги – облигации. Суммы ежегодных займов и образуют государственный долг.

Что такое государственный долг?

Госдолг – это совокупность денежных займов государства у других стран для покрытия дефицита бюджета. Он равен сумме займов за прошлые года с учетом вычета профицита бюджета (излишек). Т.е. это сумма обязательств по долговым выплатам перед государствами, выдающими деньги или перед иными фондами.

При рассмотрении государственного долга не учитываются те займы, которое государство выдаёт другим странам, учитываются только его займы. Аналогично, не учитывают и обязанность государства выплачивать пенсии и социальные пособия.

Объем внешнего и внутреннего долга выражается либо в валюте страны, либо в общепринятой валюте – долларах США. Для более объективной оценки государственный долг выражают в процентном соотношении суммы долга от размера валового внутреннего продукта (ВВП).

Виды государственного долга

Часто рассматривают два вида госдолга, исходя из вида кредитора.

Внутренний долг

  • Долг по ценным бумагам государства (например, ОФЗ).
  • Гарантированные выплаты по ценным бумагам акционерных обществ.
  • Займы у государственных банков внутри страны (кредиты).
  • Отсутствие выплат компенсаций юридическим и физическим лицам.
  • Заём по ценным бумагам, которые выпустило государство.
  • Кредиты внешних кредиторов (например, международным валютным фондом).
  • Долги по торговым операциям с другими странами.

Внешний долг

Многие эксперты и экономисты считают, что высокое значение государственного долга негативно сказывается на экономике государства и превышение выше, чем на 100% от ВВП может привести к дефолту. Некоторые же утверждают, что большой государственный долг стимулирует экономическое развитие страны, мотивацией к развитию которой и выступают выплаты по внешнему или внутреннему долгу.

Страны мира и их долги в % от ВВП

Госдолг Российской Федерации

После распада Советского Союза в 1991 году все долговые обязательства СССР перешли на руки к России. Взамен другие союзные республики перестали претендовать на долю в международных ценных бумагах Советского союза. В последнее десятилетие XX века огромную долю внешнего долга страны составляли бывшие долги распавшегося государства. Так, в 1994 году внешний долг России составил $118 млрд. из которых $104 млрд. приходилось на долги СССР (почти 90% от общего долга).

В начале 90-х годов Россия начала совершать новые займы из-за постоянного дефицита бюджета. Размер долга неуклонно увеличивался, выплат практически не было и в 1998 году, в год кризиса, внешний долг добрался до максимальной отметки в $187,8 млрд. Когда кризис прекратился, после 1998 года последовало сокращение государственного долга РФ. Летом 2006 года в результате долгих переговоров Россия выплатила «Парижскому клубу» $22,5 млрд. сократив долг СССР до $50 млрд. С учетом займов уже Россией долг составлял почти $235 млрд.

Почти $3,7 млрд. Россия выплатила в 2013 году бывшим кредиторам Советского Союза Чехии и Финляндии. Летом 2017 года Босния и Герцеговина, как кредитор бывшего союзного государства, получила последний крупный транш по советскому долгу в размере $124,5 млн. На сегодняшний день долги СССР практически погашены.

С максимальной отметки 1998 года на начало 2002 года долги России сократились до минимума в $145,6 млрд. Развитие экономики страны с начала 2000-х послужило полем для иностранных инвестиций и займов для России. Активный рост кредитования от коммерческих компаний повысил государственный долг до $541 млрд. к 2008 году.

В этом же году начался мировой финансовый кризис, который сильно ощутили страны бывшего союзного государства, в том числе и Российская Федерация. Сократился объем внешний займов и инвестиций. Но в 2009 году рост кредитования увеличился и с $445 млрд. в середине 2009 долг увеличивался до $716 млрд. вплоть до конца 2013 года.

Летом 2014 года государственный долг России достиг очередного пика в связи с санкциями западных стран в отношение России в связи с событиями на Украине. Максимальное значение составило $735 млрд. к июлю 2014 года. Санкции запретили многим иностранным резидентам предоставлять кредитные деньги для России, что послужило снижению долга в последующие годы.

Зимой 2014-2015 годов на бюджет России пришлись рекордные выплаты по долгам. За короткий период в несколько месяцев были произведены выплаты по госдолгу на сумму более $100 млрд., что послужило валютному кризису в стране и обвалу рубля на фоне падения мировых цен на нефть.

К началу 2019 года внешний долг страны сократился почти на $300 млрд. и составляет около $450 млрд. Долг СССР на 1 января 2019 года составил всего $800 млн.

Динамика государственного долга России и его составных частей

Из чего состоит внешний долг России?

По данным министерства финансов структура долга России на 1 марта следующая:

  • Внешний долг (включая СССР) – $47,557 млрд,

который состоит из следующих статей:

  • Долги двусторонним кредиторам, которые не состоят в Парижском клубе – $490 млн.
  • Долги многосторонним кредиторам – $485 млн.
  • Долги по внешним облигациям – $35,058 млрд.
  • Гарантированные выплаты в валюте других стран – $11 млрд.
  • Прочее – $30 млн.

Внешний долг Российской Федерации

Исходя из графика с 2000 года объем внешний займов сокращается и составляет около 10% от общего долга в 2019 году. Но, с сокращением внешних займов, растут внутренние.

Оценка госдолга РФ и состояние экономики

После выплат Парижскому клубу государственный долг страны составил 9% от ВВП. К 2008 году он сократился до 5%. Это очень низкие цифры, по сравнению с другими странами. Для сравнения приведены следующие страны:

  • США – более 110% от ВВП.
  • Япония – более 200% от ВВП.
  • Франция – 98% от ВВП.
  • Греция – более 180% от ВВП.
  • Италия – около 135% от ВВП.

Для сравнения с Россией, как с нефтедобывающей страной, государственный долг стран экспортеров углеводородов:

  • Норвегия – около 30% от ВВП.
  • Саудовская Аравия – 8%.
  • Кувейт – 7,5%.
  • Узбекистан – 7%.

Госдолг России доля от ВВП

Последствия

  • Перенос бремени долга страны на последующие поколения (если ВВП растет меньшими темпами, чем долг).
  • Доходы внутри населения перераспределяются. Те, кто вкладываются в облигации – поучают проценты по выплатам, а те, кто такой возможности не имеют, просто платят налог в бюджет, часть которого идет на погашение долга.
  • Государственные ценные бумаги вытесняют с экономики частные инвестиции.
  • Устойчивость экономики государства снижается, что приводит к рискам обвала валюты или кризису. Например, у США огромный государственный долг, но их преимущество в том, что процент выплат очень низкий. Но в годы кризиса процент по кредитам возрастает, что увеличит на нагрузку на экономику государства.
  • Рост государственного долга снижает рост ВВП страны на душу населения.
  • Увеличение заложенности обратно пропорциональна объему внешних инвестиций в государство, что затормаживает его экономическое развитие.

Заключение

  • Государственный долг страны образуется из-за дефицита государственного бюджета и состоит из внешних кредитов и внутренних займов у компаний и населения.
  • На 2019 год внешний долг нашей страны очень низкий, но растет объем внутреннего долга. Внешний и внутренний долги составляют десятую часть ВВП страны, что является хорошим и устойчивым показателем.
  • На сегодняшний день Россией практически выплачен государственный долг СССР.
  • На увеличение госдолга влияют мировые финансовые кризисы

dividendoff.net

что такое госдолг и почему о нем говорят

Государственный долг США превысил рекордную сумму – 20 триллионов долларов.

Настоящее Время объясняет, что и кому должны государства и почему этот долг важен.

Что такое государственный долг?

Госдолг – это сумма, которую правительство одалживает, чтобы оплатить все нужные расходы, или пополнить дефицит бюджета. То есть это разница между тем, сколько правительство потратило и сколько денег у него на самом деле есть.

Кому государство должно?

Обычно вам, своим же гражданам. Например, пенсионный фонд (или фонды) аккумулирует деньги плательщиков. Так как пенсионный фонд не отдает все эти деньги сразу, у него их накапливается больше, чем нужно. На излишек фонд покупает у правительства облигации. Правительство в ответ выплачивает лишь проценты по облигациям, а самими деньгами может пользоваться на свое усмотрение.

Кроме вас, правительство может быть одалживать деньги у других государств или мировых организаций. Например, у Всемирного валютного фонда.

Зачем тратить деньги, которых нет?

Они позволяют правительству, не ожидая появления собственных денег, покрывать стоимость бюджетных услуг, например, оказывать бесплатную медицинскую помощь, ухаживать за парками, ремонтировать дороги.

А в чем подвох?

Если организации или страны, которые одалживают правительству деньги, начинают сомневаться в том, что оно может и дальше выплачивать им проценты, начинаются проблемы. Чтобы успокоить кредиторов, правительство повышает проценты, для чего должно одолжить еще больше денег.

Всемирный банк считает, что госдолг страны становится проблемным, когда он достигает 77% годового ВВП государства. Именно соотношение госдолга к ВВП и считается истинным показателем того, насколько плоха (или хороша) ситуация у правительства.

Как можно это предотвратить?

Правительство устанавливает для себя потолок долга. Когда сумма долга достигает этого значения, правительство больше не может выпускать облигации и обязано расплачиваться только теми деньгами, которые у него есть в наличии.

Государство может поднимать потолок долга, когда считает это нужным.

Почему в России говорят о госдолге США?

Российские экономисты патриотических убеждений часто предсказывают крах американской экономики из-за все увеличивающегося госдолга страны.

Например, Сергей Глазьев, советник президента России и экономист говорил в 2014 году: "Если вы посмотрите на графики — госдолг США идет вверх по экспоненте. В математике это называют режимом с обострением. Когда система входит в такой режим, она неизбежно разрушается. Американской гегемонии все равно придет конец — это объективный закон".

Фраза "А вы госдолг США видели?" давно стала мемом в Рунете.

Специальный твиттер-бот сообщает актуальный размер госдолга США в рублях или в других единицах, в зависимости от новостной повестки.

www.currenttime.tv

Что такое внешний государственный долг страны? Внешний долг стран мира в таблицах

В современном мире осталось совсем не много стран, которые не используют внешние займы. Внешние займы способствуют укреплению финансовых ресурсов страны, снижению бюджетного дефицита и в тоже время повышают риск экономического кризиса и формируют внешний долг. Долговые обязательства формируют дополнительную налоговую нагрузку для населения на будущие годы, сдерживают развитие страны и рост экономики.

Содержание[показать]

Понятие внешнего долга

Внешний государственный долг – это средства заимствованные для погашения дефицита бюджета за пределами собственной страны: у других стран, зарубежных компаний и финансовых институтов, фондов, частных банков, физических лиц-иностранцев.

Внешнее заимствование происходит путем продажи государственных ценных бумаг за пределами страны или получением денежных средств прямым способом. Величина внешнего долга складывается из обязательств перед организациями развития, органами власти других стран, банковских ссуд, кредитов поставщиков.

Получение внешних займов способствует укреплению финансовых ресурсов,
увеличению спроса на товары и услуги собственного производства, если деньги использовать на эти цели. Также внешние поступления могут направляться на погашение предыдущих займов и процентов по ним, оплату импорта, финансирование расходных статей бюджета и социальные выплаты.

Однако, долговые выплаты и погашение процентов по обслуживанию кредитов приводит к сокращению размеров ВВП в той части, которая могла быть направлена на экономическое развитие страны.

Виды внешних долгов

Различают внешний долг государственный и корпоративный, когда субъекты экономической деятельности имеют задолженность перед иностранными кредиторами. Государственный складывается из внешних обязательств органов власти и управляющих структур. Сюда входят и гарантии под займы частного капитала.

Корпоративный долг — долг частных или государственных компаний. Корпоративный долг является составляющей в расчете общего внешнего долга. Государство не имеет обязательств по корпоративным долгам, если нет госгарантий.

Внешний долг делится на текущий и общегосударственный. В текущем учитываются суммы для выплат по долговым обязательствам текущего года. Общегосударственный объединяет все текущие долги и задолженность, которая будет погашаться в дальнейшем.

В структуре долга выделяют краткосрочные займы на срок не более 1 года, среднесрочные – на 5 лет и долгосрочные займы на срок свыше 5 лет. Именно краткосрочные кредиты наиболее обременительны для государства, что объясняется высокими процентными ставками и сжатыми сроками возврата. Подобные займы приходится консолидировать или пролонгировать, что возможно лишь при согласии кредиторов.

Интересно: Внутренний государственный долг  — финансовые обязательства государства, возникающие в связи с привлечением для выполнения государственных программ и заказов средств негосударственных организаций и населения страны.

Различие между госдолгом и внешним долгом

Под государственным долгом понимается вся совокупность долговых обязательств включая проценты перед физическими и юридическими лицами внутри страны, а также перед международными организациями, банками и странами с выплатами в конкретный срок.

На формирование государственного долга не влияет задолженность других стран этому государству. Взятые обязательства по возмещению кредитов страны-должника не привязываются к возврату собственного займа.

Внешний долг входит в структуру государственного наравне с внутренним. Под внешним долгом понимаются обязательства по всем видам займов у нерезидентов страны и проценты по принятым обязательствам.

Основные кредиторы в мире

Главными организациями-кредиторами в мире является Международный валютный фонд МВФ (International Monetary Fund, IMF) и Международный банк реконструкции и развития. Данные структуры предоставляют государствам кредиты при условии проведения экономических и социальных реформ, внедрение рекомендация их финансовых специалистов. Кроме этого, существуют региональные фонды кредитования и поддержания экономик дружественных стран по национальным и экономическим интересам (Европейский банк реконструкции и развития ЕБРР, Арабский валютный фонд).

Интересный факт. Неформальные объединения кредиторов работают наравне с официальными структурами. Наиболее знамениты Лондонский клуб банков и Парижский клуб правительств. Каждый из них имеет постоянных членов. Здесь занимаются погашением и реструктуризацией долгов государств перед банками и странами-кредиторами.

Суть проблемы внешнего долга государства

Долги государства негативно влияют на экономическое положение. Внешний долг признан самым обременительным по нескольким причинам. Проблемы внешнего долга:

  • В счет погашения задолженности страна отдает ценные товары и сырье. Возврат кредитных средств чаще всего происходит из золотовалютных резервов.
  • Дополнительно приходится оплачивать проценты, что приводит к увеличению суммы долговых обязательств.
  • Страна или организация-кредитор требует выполнения своих условий, которые не всегда совпадают с интересами страны-заемщика.
  • Значительный внешний долг подрывает авторитет страны и доверие к ней.

В случае, когда выплаты по долговым обязательствам превышают 30% от внешнеэкономической деятельности, правительству становится сложнее получить новый транш. Кредиторы диктуют свои условия, требуют поручительств, дополнительных гарантий, повышают процентные ставки.

Между государственным долгом и бюджетным дефицитом существует прямая зависимость. Бюджетный дефицит провоцирует правительство к новым заимствованиям, государственный долг растет, а статья расходов на покрытие займа становится значительной. Чтобы выйти из сложившейся ситуации, приходится повышать ставки налоговых платежей для населения, что повышает социальную напряженность в обществе.

Рейтинг 10 стран мира, у которых наименьший внешний долг на 2018 год

Название страны Внешний долг (млн. долларов) Внешний долг к ВВП (%)
Бруней 0 0
Макао 0 0
Республика Палау 0 0
Экваториальная Гвинея 174 1
Алжир 3 389 2
Иран 15 640 4
Нигерия 15 730 5
Фиджи 127 5
Гаити 428 7
Азербайджан 6 059 8,2

Показатели, характеризующие внешний долг

Для оценки долгового бремени в долгосрочной перспективе используются показатели внешнего долга. Они демонстрируют макроэкономическую стабильность экономики и ее зависимость от иностранных инвестиций. Используются в дальнейшем при построении стратегии экономического развития страны.

Показатели делятся на две группы: отражающие потоки и остатки. К основным коэффициентам платежеспособности относится:

  • баланс процентных платежей и поступлений от экспорта;
  • соотношение внешнего долга и ВВП;
  • показатель устойчивости, указывающий на потенциал погашения;
  • показатель платежеспособности и ликвидности.

Состояние экономики государства оценивается по уровню налоговых поступлений и внешнего долга, а также по объему иностранной валюты в структуре долга, что повышает уязвимость от колебаний валютного курса.

Важным индикатором является отношение общей суммы внешнего долга к экспортной выручке.

Критическим признан уровень в 200%. Если отметка выше 275%, то может рассматриваться вопрос о полном или частичном списании внешних долгов государства. Показатель указывает на безопасный порог, после которого возникают сложности с выполнением долговых обязательств. На реальную картину кредитной нагрузки влияют и условия получения займов, процентные ставки: высокие или льготные.

Интересный факт. При оценке кредитных возможностей международные организации в первую очередь обращают внимание на соотношение внешнего долга и ВВП страны. Экспертами МВФ критическим признан уровень 60%, для Всемирного банка показатель 80-100%.

Способы регулирования внешнего долга

Для обслуживания внешнего долга существует система управления и мониторинга. Она отслеживает размер задолженности, устанавливает предельную величину заимствований, занимается рационализацией структуры, работает над изменением условий кредитования, разрабатывает программу погашения и реструктуризации.

Регулирование внешнего долга направлено на решение ряда задач:

  • Оптимизация затрат на обслуживание
  • Гарантирование исполнения кредитных обязательств в полной мере
  • Контроль безопасного уровня долга

Программа сокращения государственного долга основывается на доходной части бюджета, экономических прогнозах и общем состоянии экономики в стране.

Планомерное и ответственное погашение внешнего долга возможно за счет собственных средств и рефинансирования из новых кредитов, из золотовалютных резервов, путем проведения внутреннего займа, продажи ценных бумаг и привлечения инвестиций.

Управление внешним долгом страны имеет свои особенности, ведь в случае чрезмерного увеличения задолженности возникает угроза национальной безопасности и банкротство. Основное внимание уделяется на этапе кредитования, определения целей использования и поиска механизмов погашения.

Внешние заимствования имеют три формы размещения:

  • Финансовая – самая эффективная. Основано на инвестировании в проекты развития экономики.
  • Бюджетная – самое плохое решение, когда полученными средствами покрываются бюджетные расходы, социальные выплаты и обслуживание текущего внешнего долга.
  • Комбинированная или бюджетно-финансовая.

К методам управления внешним долгом относятся операции по отсрочке выплат, пролонгации договоров, объединению займов, продлению сроков действия, реструктуризации, когда краткосрочные и дорогие кредиты заменяются долгосрочными и на более выгодных для страны условиях. Возможна и процедура аннулирования государственного долга, когда происходит политическая смена власти либо государство объявляет себя банкротом.

Оценка должников

Величину внешних заимствований экономисты оценивают по показателю отношения суммы долга к ВВП. Расчет ведется в национальной валюте государства или в долларах США. Пересчет из иностранной валюты в национальную осуществляется по рыночному курсу на день переоценки. Для объективности сумма выражается в процентах.

Так, по информации Всемирного банка самый большой внешний долг в мире у США – 14,59 трлн долларов долга (99% ВВП). В число должников-лидеров входит Великобритания – 8,98 трлн, Франция – 5,6 трлн $, Германия – 4,7 трлн $ (142% ВВП), Япония – 2,7 трлн. Суммарная задолженность стран Европейского союза всего на 0,87 трлн уступает американской. Внешние долги первой десятки стран-должников мира на 2018 год превысили 54 трлн долларов.

Списки стран мира по внешнему долгу

Внешний долг разных стран мира на 2018 год к ВВП:

Позиция Название государства Процент от ВВП
1 Япония 250.91
2 Ливан 147.62
3 Италия 131.71
4 Эритрея 127.5
5 Португалия 127.33
6 Кабо-Верде 122.25
7 Бутан 122.12
8 Ямайка 116.07
9 США 107.48
10 Барбадос 106.58
11 Бельгия 106.52
12 Гамбия 99.24
13 Ливия 98.94
14 Франция 98.84
15 Испания 98.47
16 Сингапур 97.93
17 Мальдивы 95.84
18 Кипр 95.32
19 Ирак 95.22
20 Мавритания 94.58
21 Сан-Томе и Принсипи 93.77
22 Украина 92.31
23 Белиз 92.04
24 Бахрейн 92.01
25 Канада 90.56
26 Хорватия 88.99
27 Египет 88.82
28 Антигуа и Барбуда 88.08
29 Великобритания 87.92
30 Сент-Люсия 87.87
31 Иордания 87.45
32 Ирландия 84.6
33 Австрия 83.85
34 Мозамбик 82.02
35 Словения 81.78
36 Сент-Винсент и Гренадины 81.73
37 Доминика 81.28
38 Бразилия 80.49
39 Гренада 78.26
40 Сербия 77.94
41 Черногория 76.99
42 Шри-Ланка 74.83
43 Венгрия 74.46
44 Киргизия 73.52
45 Гана 72.21
46 Тринидад и Тобаго 69.4
47 Республика Конго 68.99
48 Беларусь 68.89
49 Ангола 68.65
50 Албания 67.77
51 Израиль 67.69
52 Багамские Острова 67.56
53 Малави 67.45
54 Финляндия 66.25
55 Лаос 66.11
56 Германия 65.88
57 Индия 65.56
58 Нидерланды 64.89
59 Вьетнам 64.82
60 Уругвай 64.01
61 Марокко 63.97
62 Пакистан 63.66
63 Того 63.13
64 Сальвадор 61.79
65 Джибути 61.33
66 Аргентина 60.87
67 Мальта 60.78
68 Тунис 59.27
69 Эфиопия 59.03
70 Замбия 58.61
71 Лесото 58.5
72 Сейшельские Острова 58.49
73 Йемен 58.15
74 Пуэрто-Рико 57.7
75 Маврикий 57.56
76 Самоа 57.01
77 Катар 56.38
78 Сенегал 56.22
79 Сент-Китс и Невис 55.98
80 Малайзия 54.96
81 Кения 54.96
82 Мексика 54.89
83 Зимбабве 54.89
84 Таджикистан 54.43
85 Гайана 54.1
86 Польша 52.85
87 Исландия 52.63
88 Судан 52.43
89 Сьерра-Леоне 52.14
90 Центральноафриканская республика 52.11
91 Южно-Африканская Республика 52.11
92 Словакия 51.89
93 Гондурас 49.76
94 Габон 49.52
95 Китай 49.32
96 Армения 48.93
97 Боливия 48.28
98 Колумбия 47.99
99 Нигер 47.85
100 Дания 47.73
101 Либерия 47.65
102 Коста-Рика 47.34
103 Гвинея-Бисау 45.83
104 Молдова 45.02
105 Гвинея 44.71
106 Босния и Герцеговина 44.5
107 Таиланд 44.49
108 Фиджи 44.18
109 Швейцария 44.12
110 Азербайджан 43.8
111 Руанда 43.27
112 Суринам 43.07
113 Папуа — Новая Гвинея 42.71
114 Танзания 42.58
115 Швеция 41.9
116 Оман 41.7
117 Литва 41.42
118 Камерун 41.33
119 Чехия 40.97
120 Бенин 40.63
121 Румыния 40.21
122 Уганда 40.16
123 Австралия 39.96
124 Македония 39.67
125 Грузия 38.77
126 Чад 38.46
127 Мадагаскар 38.11
128 Эквадор 37.89
129 Вануату 37.79
130 Южная Корея 37.45
131 Панама 37.41
132 Тайвань 37.3
133 Бурунди 36.96
134 Республика Гаити 36.21
135 Мали 36.07
136 Доминиканская Республика 35.85
137 Латвия 34.67
138 Бангладеш 34.18
139 Филиппины 33.79
140 Тувалу 33.32
141 Буркина-Фасо 33.01
142 Камбоджа 33.01
143 Маршалловы Острова 32.5
144 Мьянма 32.24
145 Никарагуа 32.16
146 Намибия 31.82
147 Кот-д’Ивуар 31.47
148 Болгария 30.62
149 Южный Судан 30.47
150 Коморские Острова 29.59
151 Непал 29.45
152 Турция 29.2
153 Новая Зеландия 29.02
154 Индонезия 28.4
155 Норвегия 27.94
156 Парагвай 27.28
157 Экваториальная Гвинея 27.25
158 Венесуэла 27.13
159 Саудовская Аравия 25.77
160 Перу 25.48
161 Микронезия 25.25
162 Туркменистан 24.54
163 Алжир 24.45
164 Косово 24.36
165 Гватемала 24.28
166 Свазиленд 22.77
167 Чили 22.51
168 Демократическая Республика Конго 22.18
169 Люксембург 22.13
170 Кувейт 22.08
171 Сан-Марино 21.57
172 Кирибати 20.77
173 Казахстан 20.46
174 Объединённые Арабские Эмираты 19.71
175 Россия 19.43
176 Иран 17.71
177 Узбекистан 15.19
178 Нигерия 13.98
179 Ботсвана 11.83
180 Соломоновы Острова 10.07
181 Эстония 9.16
182 Афганистан 8.01
183 Бруней 3.52
184 Гонконг 0.06
185 Макао 0

По статистике, публикуемой Международным Валютным Фондом. Обновлено 21.07.2018. Источник fincan.ru.

Показатели внешнего долга разных стран мира в пересчете на душу населения

promdevelop.ru

Государственный долг США — Википедия

Государственный долг США (англ. The United States government debt) — задолженность федерального правительства США перед своими кредиторами. К государственному долгу США не относятся долги отдельных штатов, корпораций или физических лиц, даже гарантированные государством, а также будущие обязательства перед получателями социальной помощи и здравоохранение. По оценкам ЦРУ на 2017 год долг США находился на 34-м месте в мире с точки зрения его соотношения с ВВП[1]. По состоянию на ноябрь 2019 размер госдолга превысил 23 триллиона долларов[2].

Историческая динамика долга[править | править код]

Государственный долг США в процентном отношении к ВВП с 1790 по 2017 год
Госдолг США по годам на 31 декабря[3][4][5][6][7]
Год Госдолг США, млрд. $ ВВП, млрд. $ Госдолг/ВВП, %
1910 2,7 33,2 8,0
1920 26,0 89,0 29,2
1930 16,2 98,4 16,5
1940 50,7 98,2 52,4
1950 256,9 279,0 94,0
1960 290,5 535,1 54,3
1970 380,9 1049,1 36,3
1980 909,0 2796,8 32,5
1990 3206,3 5914,6 54,2
2000 5628,7 10148,2 55,5
2010 13528,8 14798,5 91,4
2017 20164,0 19362,1 104,1

Соотношение госдолга США с ВВП достигло максимума в 1946 году, что стало следствием массивных военных расходов в период Второй мировой войны. Тогда данный показатель составил 121,2 % ВВП. Однако опережающая динамика роста экономики над ростом госдолга (с середины 1940-х по начало 1980-х годов) позволила сократить данный показатель до уровня 33—36 %[8].

Статьи расходов годового бюджета США превышают доходы (что приводит к т. н. дефициту бюджета) с конца 1960-х годов (с 1970 года профицит годового бюджета США был зафиксирован только 4 раза — в 1998—2001 годах).

С 1980-х годов объём государственного долга стал расти намного быстрее экономики. Разрыв между динамикой роста ВВП и роста госдолга увеличился в 2000-х годах.

Закон Грэмма-Рудмана-Холлингса[править | править код]

Резкое увеличение государственного долга США во время уже первого президентского срока Рональда Рейгана (почти в 2 раза, с 834 млрд $ в 1980 до 1525 млрд $ в 1986 (в ценах 1982 года))[9] вызвало озабоченность Конгресса, результатом которой стало принятие в 1985 году Закона о сбалансированном бюджете и контроле за дефицитом в чрезвычайных условиях (Акт Грэмма-Рудмана-Холлингса). Закон предусматривал ежегодные меры по уменьшению дефицита и достижению сбалансированного бюджета к 1991 году (в дальнейшем этот срок несколько раз продлевался).

Темпы роста в начале XXI века[править | править код]

16 мая 2011 года министр финансов США Тимоти Гайтнер уведомил конгресс, что государственный долг страны достиг максимального установленного законом уровня. По словам министра, ему приходится использовать «различные бухгалтерские уловки» в качестве мер для предотвращения дефолта[10]. 15 июля того же года президент Барак Обама заявил, что, если к утру 16 июля Конгресс не увеличит лимит госдолга, США могут объявить технический дефолт[11].

2 августа за 12 часов до возможного объявления дефолта Сенат США проголосовал за увеличение госдолга на 2,1 триллиона долларов — до 16,4 триллионов, тем самым дефолт был отложен. Госдолг составил в тот день более 14,3 трлн долларов[12]. В тот же день, 2 августа, президент успел подписать принятый закон о госдолге, предотвратив технический дефолт[13]. В тот же и на следующий день были размещены новые государственные облигации США на несколько сот миллиардов долларов. Несмотря на договорённость между республиканцами (большинство в Конгрессе) и демократами (президент), «подвешенная» с 16 мая по 2 августа ситуация с увеличением потолка долга привела к нестабильности фондовых рынков из-за опасений дефолта: цена золота ещё 18 июля установила мировой рекорд, превысив 1600 долларов за унцию[14]. На следующий день в результате новых заимствований, согласно агентству S&P, государственный долг Соединённых Штатов Америки превысил валовый внутренний продукт США. Наконец, 4 августа кредитный рейтинг США был понижен S&P с максимального «ААА» до «АА+» с прогнозом «негативный» на фоне проблем с госдолгом и ростом дефицита госбюджета[15][16]. Впоследствии агентство изменило прогноз на «стабильный»[17].

В последний раз законодательный предел госдолга США был поднят 30 января 2012 года до нового максимума 16,394 трлн долларов. Однако к концу года долг достиг 16,432 трлн долларов, и 31 декабря, если бы демократы и республиканцы в конгрессе не договорились о снижении дефицита бюджета США на 1,2 триллиона долларов в течение ближайших 10 дней, мог произойти фискальный обрыв. Но в ночь на 1 января 2013 года Конгресс США одобрил Закон «О фискальном обрыве», тем самым отсрочив падение.

На март 2013 года госдолг США на душу населения составлял около 53 тыс. долл./чел., в то время как ВВП на душу населения составлял 51749 долл. (2012 г.) Данные экономические показатели свидетельствуют о ненулевой вероятности дефолта, но поскольку государство США имеет самый высокий кредитный рейтинг ААА (по оценкам международных рейтинговых агентств Fitch и Moody’s), то соответственно платит маленькие проценты по своему государственному долгу. Также стоит отметить, что гос. долг США на 45 процентов является внешним долгом и номинирован в долларах США — первой в мире валюте по объёму валютных резервов и денежных операций. Благодаря этим и другим факторам вероятность дефолта США практически равна 0, за исключением чисто технического дефолта[18].

В конце августа 2017 на штат Техас обрушился ураган Харви, а на Флориду — ураган Ирма, которые имели разрушительные последствия. На их ликвидацию потребовалось выделить экстренное финансирование. Конгрессу с Белым домом пришлось срочно принимать закон о повышении лимита, который позволил бы продолжить заимствования. 8 сентября 2017 года госдолг США впервые в истории превысил отметку в 20 трлн долларов[19]. В этот день президент Дональд Трамп подписал закон о временном повышении порога государственного долга страны, который разрешил неограниченные федеральные займы[20]. Таким образом, Америка набрала в долг 10 триллионов долларов всего за восемь лет. Для предыдущих 10 триллионов потребовалось более 100 лет. Несмотря на большой долг, благодаря экстремально низким ставкам Штаты тратят на процентные платежи по своим бумагам не более 300 миллиардов долларов в год и, при сложившихся условиях, могут копить долг неопределённо долго. Но если же ставка по 10-летним облигациям вырастет с нынешних 2% до 4,5% (базовый прогноз конгресса), то это увеличит стоимость обслуживания до 800—900 миллиардов долларов в год через 7—10 лет, причём на купонные платежи будет уходить до половины налоговой выручки правительства[21].

Структура госдолга США по состоянию на январь 2019 года[22]:

  • Общий госдолг: 21 959 миллиардов;
  • Долг перед различными лицами: 16 108 миллиардов;
  • Внутригосударственный долг: 5851 миллиард.
Крупнейшие иностранные кредиторы США (окт. 2018)[23]
Страна Млрд. долларов %
Китай 1138.9 18,37 %
Япония 1018.5 16,43 %
Бразилия 313.9 5,06 %
Ирландия 287.3 4,63 %
Великобритания 263,9 4,26 %
Люксембург 225,4 3,64 %
Швейцария 225,2 3,63 %
Каймановы острова 208,2 3,36 %
Гонконг 185,0 2,98 %
Саудовская Аравия 171,3 2,76 %
Бельгия 169,7 2,74 %
Тайвань 162,3 2,62 %
Индия 138,2 2,23 %
Сингапур 133,0 2,15 %
Корея 111,1 1,79 %
Франция 109,4 1,76 %
Канада 101,9 1,64 %
Германия 77,5 1,25 %
Таиланд 65,3 1,05 %
Бермудские острова 62,2 1,00 %
Норвегия 61,3 0,99 %
Объединённые Арабские Эмираты 57,7 0,93 %
Кувейт 44,1 0,71 %
Швеция 43,4 0,70 %
Нидерланды 43,0 0,69 %
Мексика 41,5 0,67 %
Польша 40,0 0,65 %
Италия 39,6 0,64 %
Австралия 38,9 0,63 %
Испания 35,3 0,57 %
Ирак 31,1 0,50 %
Израиль 30,8 0,50 %
Остальные 524,7 8,46 %
Всего 6199,6

Компанией Durst Organization в центральном районе Нью-Йорка в 1989 году на всеобщее обозрение был вывешен счётчик национального долга США. В 2004 году счётчик был демонтирован, и позже его обновленная версия была установлена поблизости.

Существует множество сайтов, отображающих размер госдолга США, в том числе, созданные в правительственных органах[22].

  1. ↑ The World Factbook (англ.). ЦРУ. Дата обращения 17 января 2019.
  2. ↑ Госдолг США достиг рекордной отметки в $23 трлн (неопр.).
  3. ↑ FY 2010 Budget Historical Tables Pages 127-128PDF (англ.)
  4. ↑ FY 2011 Budget Historical Tables Pages 133-134PDF (англ.)
  5. ↑ FY 2016 Budget Historical Tables Pages 125-126, 184-185PDF (англ.)
  6. ↑ Госдолг США: 1980 - 2018 (англ.). Дата обращения 6 декабря 2018.
  7. ↑ ВВП США по годам: 1980 - 2017 (англ.). Дата обращения 6 декабря 2018.
  8. ↑ Federal Debt As Pct GDP (англ.). Government Spending in the United States of America. Дата обращения 5 февраля 2011. Архивировано 10 февраля 2012 года.
  9. ↑ Стиглиц Дж. Ю. Экономика государственного сектора. М., ИНФРА-М, 1997. С. 59.
  10. ↑ «Дефолт США разорит всех» Архивная копия от 15 июля 2011 на Wayback Machine. Вести.ру, 12 июля 2011
  11. ↑ «Дефолт США разорит Россию». Архивная копия от 16 июля 2011 на Wayback Machine Росбалт, 15 июля 2011
  12. ↑ Сенат США предотвратил дефолт (недоступная ссылка)
  13. ↑ МВФ приветствовал принятие США закона о госдолге, ВЗГЛЯД.РУ (3 августа 2011 года).
  14. ↑ «Золото бьет рекорды из-за угрозы дефолта в США.» Вести.ру, 18 Июля 2011
  15. ↑ «Обвал на биржах предвещает вторую волну кризиса» Архивная копия от 5 января 2014 на Wayback Machine. Вести.ру, 8 августа 2011, 15:37
  16. ↑ «Понедельник откроет новую эру на финансовых рынках мира» Архивная копия от 5 января 2014 на Wayback Machine. Нью-Йорк, 7 августа, РИА Новости
  17. Benjamin Purvis. S&P Affirms U.S. Rating, Expects Last-Minute Debt Fixes to Continue (англ.). Bloomberg (27 June 2018). Дата обращения 17 января 2019.
  18. ↑ Federal Debt: Answers to Frequently Asked Questions (неопр.). Government Accountability Office. Дата обращения 29 сентября 2013.
  19. ↑ National debt hits $20 trillion for first time in history (англ.). washingtonexaminer.com. Дата обращения 16 октября 2017.
  20. ↑ Трамп отсрочил дефолт США, временно повысив потолок госдолга — Российская газета
  21. ↑ Госдолг США превысил $19 трлн (рус.). Finanzen.net GmbH. Дата обращения 3 января 2017.
  22. 1 2 Government Section of TreasuryDirect (англ.), TreasuryDirect.com. Дата обращения 17 января 2019.
  23. ↑ Major foreign holders of treasury securities (англ.). Министерство финансов США (2017). Дата обращения 12 сентября 2017.

ru.wikipedia.org

Список стран по внешнему долгу — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 12 октября 2019; проверки требуют 8 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 12 октября 2019; проверки требуют 8 правок. Карта стран по внешнему долгу (по данным Справочника ЦРУ)

Ниже представлен список стран по валовому внешнему долгу.

Информация в этой статье или некоторых её разделах устарела.

Вы можете помочь проекту, обновив её и убрав после этого данный шаблон.

Внешний долг — определяется как сумма государственного и частного долга к погашению нерезидентам в иностранной валюте, товарами или услугами (Справочник ЦРУ). Данный список основан на материалах из Справочника ЦРУ, если не указано иное.[1]

Государственный долг по странам можно посмотреть здесь — Список стран по будущему государственному долгу.

Карта стран по внешнему долгу, дата информации 2012

Следует обратить внимание, что обязательства нерезидентов перед резидентами данной страны из представленной в таблице суммы внешнего долга не вычтены.

ru.wikipedia.org

Что такое гос. долг страны?

09.06.2016

Есть такой интересный показатель – государственный долг страны. Он вроде как вполне публичный, любой может посмотреть и узнать внутренний и внешний долг любого государства, но, к сожалению, немногие понимают, что означает эта цифра. Постараемся объяснить, что это за показатель и с чем его едят.

Государственный долг – это обязательство страны перед частными лицами, компаниями и другими странами. Госдолг бывает внутренним и внешним. Внутренний формируется за счет продажи экономическим агентам (компаниям и домохозяйствам) государственных облигаций, внешний – за счет размещения суверенных облигаций на открытом рынке и получения суверенных кредитов от иностранных государств.

Многие ошибочно считают, что если у страны много долгов, то ее экономика находится в заднице. Это не так. Совсем не так. Я бы даже сказал, что все наоборот – если у страны большой долг, значит, у нее всех хорошо. Ведь что означает большой долг? Он означает, что стране дают деньги. Поверьте, если вам кто-то дает деньги, то он уверен, что вы эти деньги в состоянии вернуть. Со странами тоже самое. Если условный МВФ или ЕБРР дает деньги Эстонии, то он уверен, что Эстония эти деньги вернет.

Перед нами карта стран мира по величине внешнего долга:

Не трудно увидеть, что у всех развитых стран огромная величина долга. У бедных же стран (взгляните на ту же Африку) долгов почти нет, ведь им никто не дает деньги. Их экономика не в состоянии вернуть.

Многие люди, называющие себя экономистами, аналитиками и экспертами, уже лет 20 прогнозируют крах экономики США. В качестве подтверждения своих слов они указывают на растущий показатель внешнего долга Штатов. И это правда, у Америки самый большой долг в мире и он продолжает расти. А все потому, что весь мир хочет одолжить им деньги, поскольку уверены, что в США не наступит кризис и они вернут всё. То есть наши «экономисты» говорят противоположное тому, что происходит в мире.

Примерно тоже самое происходит и с частными предприятиями. Кто крупнейший должник в Украине? Вне сомнений, это ПриватБанк. Потому что у него больше всех депозитов. Это деньги не банка, они чужие и банк их должен вернуть людям. На этом основании можно считать, что ПриватБанк самый большой должник и он находится в кризисном положении. Но ведь все знают, что это не так, и продолжают нести в него деньги, делая тем самым его еще большим должником. А между тем, это самый успешный банк Украины.

Если у страны много долгов, значит внутри нее много денег. Эти деньги всегда работают, они не могут лежать просто так. На них строятся заводы, покупаются товары, осуществляются исследования и т.д. И даже если эти деньги украдены, все равно они куда-то тратятся в стране, а значит, они работают. Интересная формула подсчета величины долга, которую может позволить себе страна. Она основывается на величие ВВП государства.

Если ваши доходы, обеспеченные взятыми кредитами, растут быстрее, чем долги, значит, вы ведете правильную финансовую политику.

До каких пор размер долга является приемлемым? До тех самых, пока рост вашего богатства (в случае страны – ВВП), обеспеченный им превышает объем текущих обязательств по погашению. Если вы растете со средним темпом 3% в год, а ежегодные выплаты составляют 2% от размера ВВП — это абсолютно нормальный показатель. Соединенные штаты на протяжении своей истории были самым большим, при этом – наиболее надежным заемщиком на планете. При том, что были периоды истории, когда дефицит бюджета доходил и превышал 100% ВВП. Тем не менее, американские суверенные облигации остаются самой тихой (потому и самой низкодоходной) гаванью планеты. Отчасти это доказывается простым эмпирическим примером: российское политическое руководство может сколько угодно не любить заокеанских капиталистов, но резервы предпочитает хранить в их бумагах.

Таким образом, можно сделать вывод, что высокий размер государственного долга отнюдь не означает, что страна находится в кризисе. С практической точки зрения большой гос. долг часто является показателем доверия к государству. Часто страны с большим долгом имеют развитую экономику и высокий уровень жизни. Впрочем, нельзя утверждать, что долг – это какой-то абсолютный показатель развитой экономики, ведь вполне реально встретить страну, имеющую огромные долги и находящуюся в глубоком кризисе.

Похожие статьи

nonews.co

Государственный долг - это... Что такое Государственный долг?

Государственный долг в странах мира, % ВВП

Госуда́рственный долг — результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета. Государственный долг равен сумме дефицитов прошлых лет с учётом вычета бюджетных излишков.[1] Государственный долг складывается из задолженности центрального правительства, региональных и местных органов власти, а также долгов всех корпораций с государственным участием, пропорционально доле государства в акционерном капитале последних[источник не указан 535 дней].

Государственный долг тесно связан с понятием «государственный кредит»

Если валюта государства не является конвертируемой, то различают два типа государственного долга[2]:

  • Внутренний — задолженность государства владельцам государственных ценных бумаг (ГЦБ) и иным кредиторам, выраженная в национальной валюте.
  • Внешний — задолженность государства другим странам, международным экономическим организациям и другим лицам, выраженная в иностранной валюте. Погашается за счёт экспорта товаров или новых заимствований.

В случае конвертируемой валюты, все кредиторы (держатели облигаций), как внутренние, так и внешние, имеют равные права, и государственный долг на внутренний и внешний не разделяется.

Последствия накопления государственного долга

Динамика государственного долга России в 1999—2010 годах, в % к ВВП.
  • Переложение налогового бремени на будущие поколения.
  • Перераспределение доходов среди населения.
  • Вытеснение (сокращение) частных инвестиций в силу выпуска государственных ценных бумаг.

Пик Российского государственного долга пришёлся на 1998 г. (146,4 % ВВП).[3] На 1 января 2000 г. внешний долг достиг 146 млрд долларов (а суммарный внешний и внутренний государственный долг составлял 84 % ВВП). На начало 2007 государственный внешний долг был снижен до 52 млрд долларов (5 % ВВП).

Для сравнения госдолг других стран-экспортеров углеводородов (МВФ, 2011), % ВВП:

Кувейт - 7,4
Саудовская Аравия - 7,5
Узбекистан - 9,1
Россия - 9,6
Казахстан - 11
Азербайджан - 10

Государственный долг по странам Европейского союза[4]:

Франция — 75 % ВВП (2010 г.), Германия — 83 % ВВП (2010 г.), Португалия — 97 % ВВП (2010 г.), Италия — 118 % ВВП (2010 г.), Греция — 153 % ВВП (2010 г.).

Для сравнения, США — 62 % ВВП (2011 г.).

Государственный долг по странам

Государственный долг Топ-20 (Справочник ЦРУ 2011)[5]
Страна Гос.долг на 2010
(млрд USD)
 % ВВП на человека (USD) Гос.долг на 2008
(млрд USD)
 США 9133 62% 29158 5415, 38
 Япония 8512 198% 67303 7469, 172
 Германия 2446 83% 30024 1931, 66
 Италия 2113 119% 34627 1933, 106
 Индия 2107 52% 1772 1863, 56
 КНР 1907 19% 1427 1247, 16
 Франция 1767 82% 27062 1453, 68
 Великобритания 1654 76% 26375 1158, 52
 Бразилия 1281 59% 6299 775, 39
 Канада 1117 84% 32829 831, 64
 Испания 823 60% 17598 571, 41
 Мексика 577 37% 5071 561, 36
 Греция 454 143% 42216 335, 97
 Нидерланды 424 63% 25152 392, 58
 Турция 411 43% 5218 362, 40
 Бельгия 398 101% 38139 350, 90
 Египет 398 80% 4846 385, 87
 Польша 381 53% 9907 303, 45
 Республика Корея 331 23% 6793 326, 24
 Сингапур 309 106% 65144
 Китайская Республика 279 34% 12075
Справочник ЦРУ по странам мира представляет только гос.долг в % от ВВП, величина гос.долга и гос.долг на человека рассчитаны через ВВП и численность населения, представленные в том же докладе.

См. также

Сноски и примечания

Внешние ссылки

dic.academic.ru

Что такое госдолг и почему у США он такой большой? | Экономика | Деньги

В первой декаде февраля государственный долг Соединенных Штатов впервые в истории превысил отметку в 22 триллиона долларов. Только с начала месяца он увеличился более чем на 90 миллиардов долларов и составил 22,01 триллиона. Госдолг США стал стремительно расти после того, как президентом стал Дональд Трамп, во время своей предвыборной кампании пообещавший избавиться от госдолга за 8 лет. По сообщениям CNN, за время его президентства госдолг увеличился более чем на 2 триллиона. Для сравнения: за 8 лет президентства Барака Обамы государственный долг страны вырос более чем на 9 триллионов долларов.

Что такое госдолг?

Государственный долг — это задолженность государства перед своими кредиторами. Он образуется вследствие возникновения дефицита бюджета, когда расходы превышают доходы. Госдолг может быть внутренним и внешним. Внутренний долг — это задолженность государства перед собственными гражданами или компаниями, которые являются держателями государственных ценных бумаг. Внешний долг — задолженность перед международным организациями, частными и государственными банками других стран. Также госдолг бывает краткосрочным, среднесрочным и долгосрочным. В первую категорию попадают займы, взятые на срок до года. Среднесрочный долг — кредит, взятый на срок до 5 лет, долгосрочный — на срок свыше 5 лет.

В США госдолг представляет собой задолженность федерального правительства перед своими кредиторами. В него не входят долги отдельных штатов, корпораций и физических лиц.

Госдолг США состоит из двух частей: внутриправительственной ($5,9 трлн) и публичной ($16,2 трлн). Первая сформирована задолженностью бюджета США перед правительственными организациями, а вторая представляет собой казначейские ценные бумаги, принадлежащие частным лицам, корпорациям, Федеральной резервной системе (ФРС) США, а также правительствам штатов и иностранных государств.

Из-за чего растет госдолг?

Госдолг растет из-за постоянного роста дефицита бюджета. В 2018 году дефицит бюджета стал крупнейшим за последние шесть лет. Он достиг отметки в 779 млрд долларов. По оценке экспертов, в последнее время рост дефицита бюджета вызван сокращением налогов. Принятая Трампом налоговая реформа обошлась бюджету в 1,5 триллиона долларов. На увеличение дефицита бюджета также повлияли возросшие расходы на оборону. Согласно оборонному бюджету на 2019 год, они составят рекордную сумму: 716 миллиардов долларов. Госдолг США уже много лет является одним из крупнейших в мире. Согласно прогнозам Конгресса, если ситуация не изменится, только из-за рекордно низкой ставки корпоративного налога, которая сократилась до 20%, к 2028 году размер долга достигнет 96% ВВП.

Кто является кредиторами США?

Крупнейший держатель госдолга США — Федеральная резервная система, она владеет около 40% долга. А самый крупный иностранный кредитор Соединенных штатов — Китай. По официальным данным, КНР владеет казначейскими облигациями США на сумму свыше 1,1 триллиона долларов. В десятку основных кредиторов также входят Япония, Бразилия, Ирландия, Великобритания, Швейцария, Люксембург, Каймановы острова, Гонконг и Бельгия.

Россия тоже является кредитором США. Но в последнее время Банк России активно распродает казначейские облигации Соединенных Штатов. По данным американского Минфина, сейчас у РФ имеются гособлигации США на 12,8 миллиарда долларов. Американские казначейские обязательства считаются наиболее надежными ценными бумагами на финансовом рынке, хотя и не самыми прибыльными.

Какой госдолг у России?

Российский внешний долг в минувшем году сократился на 12,4% (на 64,4 миллиарда долларов). Согласно данным ЦБ, на 1 января 2019 года задолженность России перед иностранными кредиторами составила 453,7 миллиарда долларов. По отношению к ВВП страны госдолг сократился с 40% в 2016 году до 33% в 2017.

aif.ru


Смотрите также