Что это такое пунктуация в русском языке


Что такое пунктуация

Пунктуа́ция — это систе­ма зна­ков пре­пи­на­ния и пра­вил их упо­треб­ле­ния.

Что изучает пунктуация

Пунктуацией в язы­ко­зна­нии назы­ва­ет­ся его раз­дел, изу­ча­ю­щий, во-первых, зна­ки пре­пи­на­ния, а во-вторых, их рас­ста­нов­ку на пись­ме.

Без зна­ков пре­пи­на­ния пись­мен­ная речь сольет­ся в еди­ный поток речи, в кото­ром будет непро­сто разо­брать­ся. А в неко­то­рых слу­ча­ях без зна­ков пре­пи­на­ния в тек­сте воз­ник­нет дву­смыс­лен­ность. Помните, пре­сло­ву­тую фра­зу «каз­нить нель­зя поми­ло­вать»?

Пунктуация при­зва­на сде­лать нашу пись­мен­ную речь упо­ря­до­чен­ной, чет­кой, понят­ной и ясной.

Слово «пунк­ту­а­ция», как и мно­же­ство слов, закан­чи­ва­ю­щих­ся на -ция, явля­ет­ся заим­ство­ван­ным из латин­ско­го язы­ка. Латинское сло­во punctum пере­ве­дем  как «точ­ка».

Определение

Пунктуа́ция (ср.-век. лат. punctuatio — от лат. punctum — точ­ка) — систе­ма зна­ков пре­пи­на­ния в пись­мен­но­сти какого-либо язы­ка, сами пра­ви­ла их поста­нов­ки в пись­мен­ной речи, а так­же раз­дел грам­ма­ти­ки, изу­ча­ю­щий эти пра­ви­ла.

Принципы пунктуации

Интонационный прин­цип — осно­ва пунк­ту­а­ции рус­ско­го язы­ка.

Лингвисты Л. В. Щерба, А. М. Пешковский, Л. А. Булаховский счи­та­ли, что зна­ки пре­пи­на­ния явля­ют­ся фор­маль­ным пока­за­те­лем рит­ми­ки и мело­ди­ки речи. С дру­гой сто­ро­ны, рус­ская пунк­ту­а­ция отра­жа­ет отча­сти инто­на­цию: на месте точ­ки как завер­ша­ю­ще­го зна­ка пре­пи­на­ния голос пони­жа­ет­ся, на месте тире дела­ет­ся более дли­тель­ная пау­за, чем на месте поста­нов­ки запя­той и т. д.

Ученый Я. К. Грот ука­зы­вал син­так­си­че­ский прин­цип пунк­ту­а­ции. Он счи­тал, что зна­ки пре­пи­на­ния дела­ют более нагляд­ным син­так­си­че­ский строй пись­мен­ной речи, выде­ля­ют отдель­ные пред­ло­же­ния и их части в соста­ве слож­ных пред­ло­же­ний.

Логический прин­цип пунк­ту­а­ции обес­пе­чи­ва­ет пони­ма­ние тек­ста, смыс­ло­вое деле­ние его на части и соот­вет­ствен­ную поста­нов­ку зна­ков пре­пи­на­ния. Смысловой прин­цип осо­бен­но заме­тен при осо­боб­ле­нии вто­ро­сте­пен­ных чле­нов пред­ло­же­ния, а так­же в при­со­еди­ни­тель­ных и уточ­ня­ю­щих кон­струк­ци­ях.

Очевидно, что все ука­зан­ные прин­ци­пы пунк­ту­а­ции сов­ме­ща­ют­ся в еди­ной систе­ме пунк­ту­а­ции рус­ско­го язы­ка.

Знаки препинания

В рус­ском язы­ке основ­ных десять зна­ков пре­пи­на­ния. Перечислим их: точ­ка, запя­тая, вопро­си­тель­ный знак, вос­кли­ца­тель­ный знак, мно­го­то­чие, запя­тая, точ­ка с запя­той, двое­то­чие, тире, скоб­ки (круг­лые), кавыч­ки.

Знаки пре­пи­на­ния слу­жат для обо­зна­че­ния в пред­ло­же­нии и в тек­сте смыс­ло­вых гра­ниц, зна­че­ние кото­рых осо­бо под­чер­ки­ва­ет­ся пишу­щим. Знаки пре­пи­на­ния делят текст на части — пред­ло­же­ния, а внут­ри слож­ных пред­ло­же­ний отде­ля­ют, напри­мер, про­стые пред­ло­же­ния друг от дру­га или глав­ное пред­ло­же­ние от под­чи­нен­но­го и т.д.

Разделы русской пунктуации и основные группы правил

Видеоурок «Что такое синтаксис и пунктуация»

Обучающий материал

russkiiyazyk.ru

Правила русской орфографии и пунктуации


Содержание

Часть I. Орфография

Правописание гласных
I. Гласные после шипящих и Ц II. Гласные Ы и И после приставок III. Буква Э IV. Буква Ё V. Общие правила правописания неударяемых гласных VI. Неударяемые гласные в корнях слов VII. Неударяемые гласные в приставках VIII. Неударяемые гласные в суффиксах IX. Неударяемые соединительные гласные X. Гласные в некоторых неударяемых падежных окончаниях XI. Неударяемые гласные в личных глагольных окончаниях XII. Неударяемые конечные гласные в наречиях и предлогах ХIII Неударяемые частицы НЕ и НИ
Правописание согласных
I. Общие правила правописания согласных II. Двойные согласные Буквы ъ и ь
Написания слитные и через дефис (чёрточку)
I. Общие правила II. Имена существительные III. Имена прилагательные IV. Имена числительные V. Наречия VI. Предлоги, союзы, частицы, междометия VII. Правописание не и ни Прописные буквы Буквенные аббревиатуры, сложносокращённые слова и графические сокращения Правила переносов

Часть II. Пунктуация.

Точка Точка с запятой
Запятая
I. Запятая между независимыми предложениями, объединёнными в одно сложное, и между придаточными, относящимися к одному главному II. Запятая между главным и придаточным предложениями III. Запятая между однородными членами предложения IV. Запятая между повторяющимися словами V. Запятые при сравнительных оборотах VI. Запятые при определительных оборотах VII. Запятые при обстоятельственных оборотах VIII. Запятые при словах и группах слов, ограничивающих или уточняющих другие слова в предложении IX. Запятые при вводных предложениях и вводных словах X. Запятые при обращении XI. Запятые при междометии XII. Запятые после утвердительных, отрицательных и вопросительных слов Двоеточие Тире Знак вопросительный Знак восклицательный Многоточие Скобки Кавычки Знаки при прямой речи О сочетаниях знаков препинания  
 

На сегодня эти Правила, установившиеся почти полвека назад, – по-прежнему базовый источник для составителей словарей и справочников по русскому языку.

Источник: Утвержден в 1956 году Академией наук, Министерством высшего образования и Министерством просвещения.

Вам может быть интересно:

azbyka.ru

Знаки препинания ℹ️ виды, функции, основные правила постановки и употребления, роль и значение в русском яхыке, примеры предложений с пунктуацией и без

Краткая история

Знаки пунктуации появились давно. Но те правила их употребления, которыми пользовались монахи и переписчики книг Древней Руси, существенно отличаются от современных. Самым древним из знаков является точка, но и она использовалась непривычным для нас образом. Знак располагался в центральной части строки между словами, написанными слитно. Принято выделять несколько периодов в развитии русской пунктуации:

  1. Рукописные тексты XI столетия. Представляют собой книги без пробелов. Заглавные буквы в них отсутствуют, но сам текст начинается с красиво оформленной буквицы — исполненной красным цветом первой буквы первого слова. Читать такие произведения довольно сложно. Адаптировать их к современному виду также весьма проблематично, с чем и связано большое количество ошибок и неточностей, ряд которых были выявлены позднее. В этот период использовались только точки, но ставились они не в конце предложения, обозначая его завершение, а над словами, привнося дополнительный смысл. Например, 4 точки обозначали крест.
  2. Возникновение печатных книг. В XV−XVI веках начали печатать первые книги, с чем и связана потребность в знаках препинания. Запятая появилась в XV столетии, а привычный современному человеку вопросительный знак передавался сочетанием символов точки и запятой. Позднее он приобрел свой обычный вид и стал использоваться наравне с восклицательным, скобками, а в 17-м веке появилось и двоеточие.
  3. Самыми поздними являются тире и многоточие. Есть версия, что появление тире — заслуга Карамзина. Однако символ используется и в произведениях, созданных раньше, чем начал творить этот реформатор языка. А многоточие впервые употребили в 1831 году.
  4. Кавычки, согласно мнению большинства языковедов, ввел в употребление Карамзин.

На данный момент система знаков является полностью сформированной и никаких изменений не требует.

Современные варианты

Сейчас в русской пунктуации есть 10 знаков: точка, запятая, точка с запятой, двоеточие, многоточие, знаки вопроса и восклицания, тире, кавычки, скобки.

Самым древним является точка, которая обнаружена в памятниках древнерусской словесности. Слово образовано от глагола «ткнуть», что дает представление о его значении: точка — небольшой след от прикосновения карандаша (или пера) к бумаге. Именно данный знак является основным, от которого пошли все остальные. Неслучайно в прошлые эпохи знак вопроса именовали «точка вопросительная», а восклицания — «точка удивления».

Однако в современной письменной речи самым часто встречающимся символом является запятая. Она используется для выделения каких-либо значимых слов или словосочетаний, позволяет добавить обстоятельственное значение, разделить части сложной конструкции.

Скобки — парный знак. Раньше их именовали «вместительными». Они могут быть как круглыми, так и квадратными. На письме наиболее часто используется первый вариант. Первая скобка носит наименование открывающей, вторая — закрывающей.

Двоеточие представляет собой две точки, расположенные одна над другой. Это разделительный знак. Он позволяет показать на письме, что фрагмент текста, расположенный после знака, связан с предыдущим пояснительными либо причинными отношениями.

Восклицательный знак позволяет передать определенную окраску предложения, выразить удивление, восхищение, волнение, какие-либо иные сильные чувства. Не зря в грамматике прошлых лет он именовался «удивительным знаком». Вопросительный знак выражает интонацию вопроса.

Тире помогает упростить процесс чтения и восприятия информации, поскольку делит текст на смысловые отрезки. Изначально он назывался «молчанка», поскольку ставился в тех местах предложения, где предполагалась пауза. Многоточие выражает недосказанность, а также обозначает разрыв в тексте, переход от одной мысли к другой. Кавычки используются, чтобы показать: автор использует чужую мысль (цитирует) или же наделяет слово переносным значением. Кроме того, они выделяют прямую речь.

Наконец, точка с запятой ставится, как правило, в сложных синтаксических конструкциях, чтобы отделить смысловые фрагменты высказывания и облегчить восприятие информации.

Таковы основные виды знаков препинания в русском языке.

Роль в предложении

Функции знаков препинания различны, но все они помогают облегчить восприятие письменного текста. В конце предложения ставятся точка, вопросительный или восклицательный знак, многоточие. Остальные варианты используются только внутри синтаксической конструкции. Основные функции представлены в таблице.

Разновидность Знаки Функции
Определительные Точка, многоточие, вопросительный и восклицательный Придание предложению законченности. Отделение последнего слова в предложении от следующего. Выбор того или иного символа зависит от смысла и интонации.
Разделительные Запятая, точка с запятой, тире, двоеточие В простом предложении — разграничение однородных членов. В сложном — разделение простых конструкций в его составе.
Выделительные Запятая (или две), тире (либо два), восклицательный, скобки, двоеточие + тире, кавычки. Используются на границах смысловых отрезков (обращение, обособление, вводные конструкции, словосочетания и предложения). Выделяют прямую речь.

Роль знаков огромна. Они помогают не запутаться при чтении, сигнализируют о завершении определенной синтаксической конструкции и начале другой, позволяют выделить необходимый автору фрагмент текста.

Правила пунктуации

На письме играют важнейшую роль знаки препинания: правила их употребления разнообразны и отличаются степенью сложности. Если поставить точку в конце предложения просто, то ставить или нет запятую — непростой вопрос, ответ на который предполагает знание пунктуации. Определительные знаки расставляются следующим образом: знак вопроса ставится в том случае, если предложение вопросительное (Ты поел?). Точка используется, когда конструкция по эмоциональной окраске повествовательная или же побудительная, но без выражения сильных чувств и эмоций (Маша открыла окно. Маша, открой окно.).

Вне зависимости от цели высказывания знак восклицания следует поставить в конце той конструкции, которая выражает сильные эмоции (Хватит врать! Ну сколько можно молчать!).

Многоточие используется в тех случаях, когда автор предполагает продолжительную паузу или желает что-то недосказать.

Запятые ставятся в следующих случаях:

  1. При обособлении членов предложения в конструкциях с обращениями, сравнительными оборотами.
  2. Для выделения междометий и уточнений.
  3. Между составными частями сложных предложений.
  4. При перечислении однородных членов.
  5. Между прямой и косвенной речью.

Двоеточие используется в сложных бессоюзных предложениях, часть которого вносит семантику дополнения, пояснения, причины. Кроме того, знак разграничивает слова автора и прямую речь, а также ставится после обобщающего слова перед рядом однородных членов.

Главное значение тире — обозначение пропуска, например, сказуемого или иного второстепенного члена. Используется оно в неполных предложениях, а также при отсутствии противительных союзов. Верную постановку знака подскажет анализ конструкции, выделение в ней грамматической основы. Основные случаи использования:

  1. Если подлежащее и сказуемое выражены существительными в именительном падеже либо между ними отсутствует связка.
  2. При пропуске членов неполной конструкции.
  3. Перед обобщающим словом.
  4. При обозначении на письме прямой речи.
  5. В сложных предложениях — при необходимости подчеркнуть быструю смену событий.

Кавычки применяются при передаче чужого дословного высказывания (цитирование), выражения прямой речи. В них заключаются названия, а также слова, которые употребляются в переносном значении.

Правила расстановки знака точка с запятой относятся к разряду сложных, в рамках школьного курса именно они вызывают наибольшие трудности. Подобный знак используется для разграничения простых предложений в составе сложного, если каждое из них распространенное. Также знак следует поставить между распространенными однородными членами, а также между придаточными предложениями, если они связаны с главным единым способом связи.

Знание этих правил позволит поставить нужный знак и не допустить пунктуационной ошибки.

Отсутствие знака

Есть несколько случаев, в которых, в соответствии с пунктуационными правилами русского языка, знаки препинания ставиться не должны. Например, между согласованными определениями, характеризующими предмет с разных сторон (синий красивый бант), если придаточные предложения соединяет союз «и» (Я вышел из дома и Сережа направился на улицу). Кроме того, знаки отсутствуют:

  1. Если однородные члены соединены союзами «и», «или» (синие и красные шары, голубые или зеленые ели).
  2. Если перед приложением имеется союз «как», равный по значению «в качестве» (песня как крылатая птица звенела и не давала уснуть).
  3. Если причастный оборот расположен перед определяемым словом, а значение причины отсутствует (Вышедший из дома мальчик явно спешил).

Существует всего 10 знаков, но каждый из них очень важен и для науки, и для носителей языка. Вот почему важно употреблять их правильно, в соответствии с грамматическими нормами.


nauka.club

принципы разбивки текста, порядок применения и расстановки знаков препинания

Любой текст сам по себе безмолвен. Его основная нагрузка — передать мысль, описать событие и т. д. Но информация должна быть структурирована, иметь логическое деление, нести эмоциональный импульс. Для выполнения таких задач есть соответствующие знаки. Они подчиняются правилам, которые собраны в раздел языкознания, называемый пунктуацией. Что это такое и зачем она нужна станет понятно, если выяснить индивидуальные особенности любой записанной мысли.

Критерии разбивки текста

В русском языке есть 3 основных направления, регламентирующие его деление. Действуют они в тесном контакте, зачастую дополняя друг друга. но бывают и конфликтные ситуации.

Подробнее это выглядит так:

  1. Синтаксический принцип, являющийся доминирующим. Здесь всё точно и регламентировано. Используемые знаки препинания структурно значимы и применяются вне зависимости от смысла. Дело в том, что они служат для выделения причастных оборотов, придаточных частей, указания на синтаксическую однородность и т. д.
  2. Смысловое или логическое деление часто совпадает с синтаксическим принципом, потому что грамматически значимые элементы текста, как правило, являются носителями основного смысла. Но бывает и так, что именно синтаксическое деление подчиняется смысловому. Например, в предложении: «Снеговика слепили из снега, с метлой». Запятая фиксирует синтаксическую однородность членов предложения, а также соотносит по смыслу существительное «снеговик» с предложно-падежной связкой — «с метлой».
  3. Интонационный принцип. Зачастую именно понижение голоса или пауза диктуют постановку точки. Вопросительный или восклицательный тон также обозначаются соответствующими знаками. Для выделения паузы могут послужить интонационное тире или многоточие. Выбор знака препинания иногда целиком зависит от силы проявленных эмоций. Например, нейтральное обращение выделяется запятыми: А ну-ка, Серж, расскажи, как было дело. Но то же предложение укажет на повышенную эмоциональность, если обращение выделить восклицательным знаком: А ну-ка, Серж! Расскажи, как было дело.

Случается, что структурные правила не совпадают с интонационными пожеланиями. В таких случаях первый принцип является доминантным. Например, когда необходимо показать границы деепричастного оборота или придаточной части: Олень раскапывает передней ногой снег и, если есть корм, начинает пастись (В. Арсеньев). Здесь интонационный принцип предлагает сделать паузу перед союзом, но синтаксическое деление важнее, поэтому запятая ставится после него.

Совсем рядом по своему текстовому выражению может находиться ритм простого перечисления и интонация, передающая условие: Привезут ёлку — будем наряжать.

Это предложение несёт информацию обусловленности, на которую указывает тире. Но если вместо него поставить запятую, получится перечисление: Принесут ёлку, будем наряжать.

Общие задачи символов пунктуации

Инструменты пунктуации входят в общую графическую систему языка. Они служат для отражения особенностей речи, которые невозможно выразить буквами и другими символами. Называются они знаками препинания. Именно с их помощью производится:

  • смысловое деление текста,
  • синтаксическое структурирование,
  • выделения ритма и мелодики записанной речи.

Все знаки препинания можно разделить на 2 класса. В первый входятотделяющие символы.

К ним относятся: точка, точка с запятой, многоточие, восклицательный и вопросительные знаки, абзацный отступ.

Если запятая или тире применяется единично, они также выполняют функцию отделения. Эта группа знаков служит для следующего:

  • установление границ предложений и их частей;
  • отделение однородных синтаксических структур;
  • указание на тип предложения;
  • показ эмоциональной составляющей;
  • фиксация перерыва в речи;
  • открытие иного хода мысли (абзац) и усиления значимости точки, которая ему предшествует.

Ко второму классу относятся выделяющие знаки препинания. Это кавычки, скобки, а при парном употреблении — тире и запятая. Использование такого приёма помогает обособить вводные и другие конструкции.

Служат представители этой группы:

  • для показа границ синтаксических блоков, которые выполняют задачу дополнений или пояснений;
  • для выделения мысли или интонации в отдельной части предложения;
  • отделения конструкций, носящих смысл обращения к какому-либо или чему-либо;
  • указания на логический блок, содержащий субъективное мнение автора;
  • оформления чужого высказывания.

Маленькие, но очень важные

Точка. Указывает на конец повествовательного предложения и показывает законченность мысли. Кроме того, она ставится:

  1. В конце побудительного предложения, но если нет интонации восклицания: Доченька, покорми рыбок.
  2. После закрытия скобок, если они выделяли имя автора приведённой цитаты: Члены сидели в сенях (А. Пушкин).
  3. Перед союзами а, и, однако и др., играющие присоединительную роль, но одновременно начинающие новое предложение: И всё она сидит и думает, думает. А о чём думает, спрашивается (А. Чехов).

Знак вопроса передаёт вопросительную интонацию. Его место в конце следующих типов предложений:

  1. Простого.
  2. Сложноподчинённого, независимо от того, все ли его части содержат вопрос: Судьба ли нас свела опять на Кавказе, или она нарочно сюда приехала? (М. Лермонтов).
  3. Сложноподчинённого, если придаточная часть имеет форму прямого вопроса: Помните, как на войну провожали? (Ю. Левитанский). Если вопрос косвенный, такое предложение заканчивают точкой: Не знаю, сколько времени я пробыл в этом положении (Л. Толстой).

Восклицательный знак. Находясь в конце текстовой речи, ещё и указывает на её эмоциональный подъём. Этим знаком может заканчиваться предложение, выраженное только одним словом:

  1. Побудительное, с интонацией приказа в форме повелительного наклонения: Вольно! Шагом марш!
  2. Побудительное, передающее распоряжение без повелительной формы: Телефоны! Быстро! (К. Симонов).
  3. В конце слова-междометия, имеющего яркий, эмоциональный оттенок: Ещё бы!

Многоточие указывает на незаконченность высказывания, на прерывистость речи или резкий переход с одной мысли на другую. Кроме того, этот знак может указывать на многозначительность или скрытый смысл.

Если многоточие находится в начале текстовой мысли — это говорит о продолжении повествования, которое было ранее прервано.

Многофункциональная запятая служит для обозначения границ смысловых фрагментов:

  • разъединения однородных членов, указания перечисления;
  • отделение друг от друга простых предложений, образующих одно;
  • выделения определений, обстоятельств, вводных конструкций, уточнений и т. п.

Тире. Это знак разделяющий, используется:

  • в бессоюзном сложном предложении;
  • в прямой речи, для отделения слов автора;
  • для отделения пояснительных конструкций;
  • между подлежащим и сказуемым при неполноте информации;
  • перед репликой для оформления диалога.

Совмещение знаков препинания

Зачастую возникает потребность постановки нескольких символов одновременно. Это зависит от степени значимости и выразительности эмоций, других синтаксических и смысловых требований. Порядок письменного оформления:

  1. Если предложение заканчивается на графическое сокращение (т.д., т. п.), окончание повествования фиксируют одной точкой.
  2. Когда необходима передача полной гаммы чувств, используют вопросительный и восклицательный знаки одновременно. В таких случаях вопросительный знак ставится первым, так как он указывает на характер предложения по цели высказывания.
  3. Чтобы указать на недоумение или же отметить сомнение, в скобках пишут знаки вопроса и восклицания.
  4. При необходимости единовременного применения многоточия со знаками восклицания или вопроса, после одного из них ставится только 2 точки: Какой денёк! какие страсти!.. (А. Пушкин).
  5. Когда совмещается запятая с многоточием, остаётся только последнее. Тем самым оно указывает не только на пропуск слов, но и на отсутствие знака препинания: Не понимаю, что со мною было и каким образом мог он меня к тому принудить… но — я выстрелил и попал вот в эту картину (А. Пушкин).
  6. Если запятая и тире стоят рядом, первой пишется всегда запятая: Единственное, что изменилось в вестибюле пароходства, — это стены (К. Паустовский).
  7. Тире, запятая, двоеточие и точка с запятой никогда не используют перед скобкой. Не имеет значения — открывающая она или закрывающая. Все перечисленные знаки будут уместны только после закрывающей скобки.
  8. Внутри скобок после заключённой в них фразы используют точку, а также знаки восклицания или вопроса, если они относятся к поясняющей мысли.
  9. Перед закрытием кавычек не пишут точек, запятых, тире, двоеточий и точек с запятой. В этих случаях возможна постановка знаков вопроса, восклицания и многоточия, если они необходимы высказыванию, заключённому в кавычки: «Здоров ли Кутузов? как давно выехал он?» (Л. Толстой). Когда же указанные знаки служат всему предложению, то и ставятся они после закрытия кавычек: Сколько можно повторять «Ничего не знаю»?

Таким образом, без пунктуационного деления текста обойтись нельзя. Расстановка знаков препинания помогает автору правильно оформлять на бумаге свои мысли и эмоции, а читателю — адекватно воспринимать записанную информацию.

1001student.ru

Запятая — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Символ со сходным начертанием: 
Запятая
,

Изображение

comma
Юникод U+002C
HTML-код  или 
UTF-16 0x2C
%2C

Запята́я — знак препинания в русском и многих других языках. Как и точка, иногда используется как десятичный разделитель.

В русском языке запятая используется на письме: для обособления (выделения):

  • определений, если определение находится после определяемого слова, либо имеет добавочное обстоятельственное значение, либо в случаях, когда определяемое слово является именем собственным или личным местоимением,
  • обстоятельств, кроме тех случаев, когда обстоятельство является фразеологизмом; также в случаях, когда обстоятельство выражено существительным с предлогом (кроме предлогов невзирая на, несмотря на), запятая ставится факультативно.

Также при использовании:

Для разделения:

  • между частями сложносочинённого, сложноподчинённого или сложного бессоюзного предложения;
  • между прямой речью и косвенной, если косвенная речь стоит после прямой речи, а сама прямая речь не заканчивается знаками «!» и «?»; в этом случае после запятой (если она поставлена) всегда ставится тире.
  • при однородных членах.

В числовой записи, в зависимости от принятого в том или ином языке стандарта, запятой разделяются целая и дробная части либо разряды по три цифры между собой. В частности, в русском языке принято отделение дробной части запятой, а разрядов друг от друга пробелами; в английском языке принято отделение дробной части точкой, а разрядов друг от друга запятыми.

В языках программирования запятая используется в основном при перечислении — например, аргументов функций, элементов массива.

Является разделителем в представлении табличных данных в текстовом формате CSV.

В Юникоде символ присутствует с самой первой версии в первом блоке Основная латиница (англ. Basic Latin) под кодом U+002C, совпадающим с кодом в ASCII.

На современных компьютерных клавиатурах запятую можно набрать двумя способами:

  1. Запятая находится в нижнем регистре на клавише Del цифровой клавиатуры, если выбран русский региональный стандарт. Более правильно говорить, что в нижнем регистре на клавише Del цифровой клавиатуры находится десятичный разделитель для текущего регионального стандарта. Для США это будет точка.
  2. Запятая находится в верхнем регистре русской раскладки (набрать запятую можно лишь нажав клавишу ⇧ Shift. Существует мнение, что это неправильно, поскольку замедляет скорость набора текста (в русском языке запятая встречается чаще точки, для набора которой нажимать ⇧ Shift не требуется)[1].
Точка, точка, запятая
Вышла рожица кривая,
Палка, палка, огуречик,
Получился человечек.
  • В повести Лии Гераскиной «В стране невыученных уроков» Запятая является одной из подданных Глагола. Она описывается как горбатая старуха. Злится на Витю Перестукина за то, что тот постоянно ставит её не на место. В мультфильме «В стране невыученных уроков» Запятая также является подданной Глагола, но изображена иначе. Она выглядит не как старуха, а как девочка. Кроме того, она не такая злючка, хотя всё равно жалуется на то, что Витя ставит её не на место.
Средневековая, перевёрнутая и повышенная запятые
⹌⸴⸲

Изображение

: medieval comma
: raised comma
: turned comma
Юникод : U+2E4C
: U+2E34
: U+2E32
HTML-код ‎:  или 
‎:  или 
‎:  или 
UTF-16 ‎: 0x2E4C
‎: 0x2E34
‎: 0x2E32
: %E2%B9%8C
: %E2%B8%B4
: %E2%B8%B2

В средневековых рукописях использовался ранний вариант запятой, выглядевший как точка с правым полукругом сверху. Для определённых сокращений использовался и знак повышенной запятой (⸴)[2].

В фонетической транскрипции Palaeotype для индикации назализации использовалась перевёрнутая запятая[3][4].

Все три символа закодированы в Юникоде в блоке Дополнительная пунктуация (англ. Supplemental Punctuation) под кодами U+2E4C, U+2E34 и U+2E32 соответственно.

Стандартные
  • Точка (.)
  • Запятая (,)
  • Точка с запятой (;)
  • Двоеточие (:)
  • Восклицательный знак (!)
  • Вопросительный знак (?, ;, ‏؟‏‎)
  • Многоточие (..., …)
  • Дефис (‐)
  • Тире (‒, –, —, ―)
  • Скобки ([ ], ( ), { }, ⟨ ⟩)
  • Кавычки („ “, « », “ ”, ‘ ’, ‹ ›)
Комбинации
Предложенные
Перевёрнутые
По системам письма
  • Армянская пунктуация (՝, ֊, ՜, ՞)
  • Китайская и японская пунктуация (。, ,, 、, !, ?, ⋯, ( ), 【 】, 「 」, 『 』, 〜)
Исторические
Нестандартные

ru.wikipedia.org

Что изучает пунктуация? Знаки пунктуации в русском языке :: SYL.ru

Любому из нас в школе приходилось писать диктанты по родному языку. И, наверное, самым обидным было снижение итоговой оценки из-за пропущенной или лишней запятой. Давайте узнаем, почему этот символ и подобные ему так важны в языке, и какая наука специализируется на этом вопросе.

Что изучает пунктуация?

В конце предыдущего предложения стоит известный всем нам вопросительный знак, который сигнализирует каждому читателю, что это вопрос, а не утверждение. Именно на изучении подобных сигнальных элементов и концентрируется такая наука, как пунктуация.

Причем она специализируется не только на формировании и регулировании норм и правил постановки пунктуационных знаков, но также изучает их историю.

Для чего она нужна?

Узнав, что изучает пунктуация, стоит обратить внимание на ее практическую ценность. Ведь, к примеру, практическое значение орфографии понятно большинству из нас – если не приучать людей правильно писать, окружающим станет непонятно, что они хотят сказать: полет или помет и т. п. При этом многие "жертвы" школьных пунктуационных репрессий до сих пор недоумевают: какая разница, где ставить запятую, зачем она вообще нужна, и почему для изучения ее была сформирована целая наука.

Давайте разберемся. Итак, пунктуация важна для облегчения восприятия текста. С ее помощью предложения или их части отделяются друг от друга. Это позволяет пишущему сконцентрировать внимание на нужной ему мысли.

Чтобы более наглядно понять значение пунктуационных знаков, стоит вспомнить "бородатый" пример из мультфильма "В стране невыученых уроков" – "Казнить нельзя помиловать".

От того, в каком месте будет поставлена запятая, зависела жизнь главного героя – Вити Перестукина. Если бы он ее поставил таким образом: "Казнить, нельзя помиловать" – Вите грозила бы смерть. К счастью, мальчик правильно перенес знак: "Казнить нельзя, помиловать", и таким образом спасся.

Помимо акцентирования внимания на определенных частях предложения, именно пунктуация часто помогает понять его смысл.

Например, если в конце предложения "Наша мама пришла" поставить просто точку, это будет констатация факта прихода матери.

Если заменить ее на вопросительный знак – это будет уже не утверждение свершившегося факта, а вопрос: "Наша мама пришла?".

Этимология термина

Рассмотрев, что изучает пунктуация и для чего она нужна, можно обратить внимание на происхождение этого понятия.

Изучаемый термин был образован от латинского слова punctum, которое переводится как точка. Исходя из этого, можно предполагать, что первым знаком препинания в истории является именно точка (во всяком случае в русской пунктуации это так).

Считается, что древние греки стали первыми использовать ее, как знак окончания предложения или даже целого абзаца.

Знаки препинания

Зная, что изучает пунктуация, стоит более подробно остановиться на этом. Иначе говоря, давайте уделим внимание препинательным знакам. Также они именуются пунктуационными и являются элементами письменности, необходимыми для достижения таких целей.

Основные из них такие:

  • Разделение/выделение слов, словосочетаний, смысловых отрезков в предложении или целом тексте.
  • Указывают на грамматические, а иногда и логические связи между словами.
  • Указывают на эмоциональный окрас предложения и его коммуникативный тип.
  • Сигнализируют о законченности/незаконченности высказывания/мысли.

В отличие от слов, пунктуационные символы не являются членами предложения, хотя и выполняют в нем весьма важные функции.

Необходимость подобных знаков подчеркивается тем, что в большинстве текстовых редакторов при проверке правописания ошибки в пунктуации выделяются отдельным цветом – зеленым, в то время как орфографические – красным.

Виды знаков препинания, которые есть в русском языке

Чтобы вспомнить, какие именно разделительные символы применяются в русском, стоит вспомнить любой урок о пунктуации. На нем обязательно упоминалось о большинстве подобных элементов. Все они делятся на две категории: парные и непарные.

Первых значительно меньшее количество: кавычки "", скобки (), 2 запятые и 2 тире.

Они служат для выделения какого-то слова, словосочетания или части предложения и всегда применяются вместе, функционируя как единое целое.

При этом кавычки также используются для выделения названий на кириллице и как обозначение прямой речи.

Кстати, самые распространенные ошибки в пунктуации парных знаков – это забыть поставить второй из них.

Непарных пунктуационных символов значительно больше. Они делятся на группы, согласно своим прямым функциям. Причем некоторые из них способны выполнять не одну, а сразу две роли.

  • Точка (.), многоточие (...), а также знаки – вопросительный (?) и восклицательный (!). Предназначены для обозначения законченности смысловых отрезков предложения или текста. При этом они могут указывать на коммуникативный тип, эмоциональную окраску, а также степень законченности.
  • Двоеточие (:), тире (–), запятая (,), точка с запятой (;) предназначены для указания на отношения между частями предложения.
  • Точка (.), дефис (-), косая черта (/) – применяются для сокращения слов. Касаемо последнего символа есть споры. Поскольку отдельные ученые относят его к орфографическим знакам.
  • Многоточие (...) также применяется, когда необходимо обозначить пропуски в тексте. Как правило, этот элемент используется при цитировании.
  • Красная строка. Этот пунктуационный знак занимает особое место. Поскольку технически не является символом – это просто пропуск (пробел) между словами или абзацами.

Анализируя вышесказанное, можно заметить, что ничего не было сказано об апострофе. Однако данный символ относится к орфографическим, а не пунктуационным. Поэтом речь о нем в данном контексте быть не может.

История русской пунктуации

В Российской империи пунктуации как таковой не существовало до второй половины XV в. И лишь в 80-х годах начала использовать точка.

Примерно через 40 лет в грамматике стали ставиться запятые.

Соединение этих символов в один (точку с запятой) произошло позже. Причем проверка пунктуации древних текстов показала, что изначально он выполнял функции вопросительного знака. Так что если при чтении документа, датируемого ранее XVIII в., будет стоять вопросительный знак, можно сделать вывод, что, вероятно, бумага является подделкой.

Однако с XVIII в. для обозначения вопроса стал применяться особый символ. Кстати, в тот же период в империи стал использоваться и восклицательный знак, который изначально сигнализировал об удивлении, а не о восклицании. Именно поэтому он носил название "удивительная".

Первым парным знаком в грамматике российского языка стали круглые скобки, впервые отмеченные при проверке пунктуации в документе 1619 г.

Тире, кавычки и многоточие появились тоже только в XVIII в. Причем одним из первых и главных их популяризаторов стал Николай Карамзин.

Необычные знаки препинания, которые не применяются в современном русском языке

Помимо хорошо известных нам символов, существует еще ряд знаков, которые не признаны русской и многими другими грамматиками. Если их попробовать поставить в текстовом редакторе, обязательно последует сообщение о необходимости исправления пунктуации в предложении.

  • Интерробанг – гибрид вопросительного и восклицательного знаков.
  • Риторический вопросительный знак, выглядящий как зеркальное отражение обычного символа такого рода. Он применялся в английском лишь несколько десятилетий в конце XVII в.
  • Иронический знак. Внешне похож на вышеупомянутый, но немного меньше и ставился в начале предложения. Возник во Франции XIX в.
  • Любовный символ, который советуют применять в поздравительных открытках. Он выглядит как вопросительный знак и его отражение, вместе образующие сердечко.
  • Согласительный символ выглядит как два восклицательных написанных от одной точки. Символизирует выражение доброй воли.
  • Знак уверенности. Выглядит как перечеркнутый в виде креста восклицательный символ.
  • Авторитетный. Похож на предыдущий, однако его перечеркивает не прямая, а лига. Применяется в приказах или советах.
  • Астеризм. Похож на три звездочки, размещенные в виде перевернутой пирамиды. Ранее служил для разделения смысловых глав, а также частей книг или обозначал незначительные перерывы в длинном тексте.
  • Восклицательная и вопросительные запятые. Предназначены для интонационного выделение слов или фраз внутри предложения.

www.syl.ru

10 основных случаев постановки запятых — 2

В первой части я уже рассказала вам о трёх правилах постановки запятых. Сегодня я напомню о других правилах пунктуации. Может, кто-то узнает что-то новое для себя!

Итак, где и когда ставится запятая?

4. Запятая всегда ставится перед союзами а, но, зато, да (в значении «но»)

Всегда ставим запятую перед союзами а, но, зато, да (в значении «но»)

5. Запятой разделяются однородные члены предложения

Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному члену предложения и выполняют одинаковую синтаксическую функцию. Между собой соединены сочинительной или бессоюзной синтаксической связью.

Запятая между однородными членами предложения

Однородные члены предложения характеризуют объект с одной стороны.

Красные, жёлтые, синие цветы украсили луг (цвет).

 

В палисаднике распустились большие красные тюльпаны (большие — размер, красные — цвет). Это неоднородные члены предложения, между ними нельзя поставить союз «и», поэтому запятую не ставим.

 

♦ Не ставится запятая в цельных фразеологизированных сочетаниях с повторяющимися союзами и… и, ни… ни (они соединяют слова с противопоставляемыми значениями): и день и ночь, и стар и млад, и смех и горе, и там и сям, и то и се, и туда и сюда…

♦ Не ставится запятая при парных сочетаниях слов, когда третьего не дано: и муж и жена, и земля и небо.

 

Любовь — это когда хочется петь и днем и ночью. Без гонорара и менеджера.
                                                                        Фрэнк Синатра

 

6. Запятой разделяются два или несколько простых предложений в составе одного сложного

Эти предложения могут быть:

А) Бессоюзные.

 

Ненависть не решает никаких проблем, она только создает их.
                                                                        Фрэнк Синатра

 

Здесь два предложения: 1. Ненависть не решает никаких проблем. 2. Она только создает их.

Б) Сложносочиненные (предложения с сочинительными союзами а, но, и…).

 

Чем необыкновенней что-либо, тем проще оно с виду, и смысл его под силу понять только мудрому.
                                                                      Пауло Коэльо «Алхимик»

 

Здесь два предложения, связанных союзом «и»: 1. Чем необыкновенней что-либо, тем проще оно с виду. 2. Cмысл его под силу понять только мудрому.

Чтобы не ошибиться в постановке знаков препинания, всегда старайтесь сложное предложение разложить на простые.

 

Важно! Запятая не ставится, если у предложений есть общий член или общее придаточное предложение.

К ночи ливень прекратился и стало тише.

К ночи ливень прекратился.

К ночи стало тише.

К ночи — общий член.

 

7. Запятой разделяются в сложноподчиненном предложении главное и придаточное

Придаточное присоединяется к главному:

Подчинительными союзами (что, чтобы, как, как будто, так как, потому что, чем тем…):

Запятая между союзными словами

Союзными словами (кто, который, чей, сколько, где, когда, зачем…). Союзные слова являются членами придаточных предложений (в т. ч. могут быть подлежащим):

Если придаточное находится внутри главного, то выделяется запятыми с обеих сторон.

 

Жизнь не всегда дает вторую попытку, подарки, которые она тебе преподносит, лучше принимать.
                                                    Пауло Коэльо «Одиннадцать минут»

 

8. Запятая при сложных подчинительных союзах

А. Запятая ставится один раз, если есть союзы: благодаря тому что; ввиду того что; вследствие того что; в силу того что; оттого что; потому что; вместо того чтобы; для того чтобы; с тем чтобы; в то время как; после того как; перед тем как; с тех пор как; так же как и др.

Запятая при сложных подчинительных союзах

Б. Однако в зависимости от смысла сложный союз может распадаться на две части: первая входит в состав главного предложения, а вторая выполняет роль союза. В этих случаях запятая ставится только перед второй частью сочетания.

Запятая при сложных подчинительных союзах

В. Запятая не ставится в составе неразложимых сочетаний: сделать как следует (как полагается, как подобает), выполнить как должно (как надо, как нужно), хватать что подвернется, явиться как ни в чем не бывало и др.

Это общие правила постановки запятых в предложениях с подчинительными союзами, но есть частности, требующие отдельного внимания (союз «несмотря на то что», два подряд союза и др.).

9. Запятой выделяются причастные, деепричастные обороты, прилагательные с зависимыми словами и приложения

Запятая ставится между причастными оборотами

Иногда запятой выделяются не только причастные обороты и прилагательные с зависимыми слова, но и одиночные причастия и прилагательные.

 

Одни лишь маленькие дети, беспризорные, находятся без призора.
                             Илья Ильф, Евгений Петров «Двенадцать стульев»

 

Запятой выделяются деепричастия и деепричастные обороты
Запятой выделяются деепричастия

♦ Если деепричастный оборот превратился в устойчивое выражение (фразеологизм), запятые не ставятся.

 

Сказал положа руку на сердце. Бежал сломя голову. Работал спустя рукава (засучив рукава).

 

Не выделяются запятыми и деепричастия, которые перешли в наречия (шутя, лежа, молча, нехотя, не спеша, стоя и т. д.).

 

Поднялся нехотя; шёл не спеша; читал лежа.

 

10. Запятой выделяются сравнительные обороты

Они присоединяются союзами: как, словно, точно, будто, как будто, что, нежели и др.

Запятой выделяются сравнительные обороты

Однако есть целый ряд правил, при которых сравнительные обороты не выделяются запятыми. И эти правила, кстати, мы все проходили в школе. Погуглите. И можете поделиться находками с нами!


Начало

10 основных правил постановки запятых. Часть 1


 

Это, пожалуй, основные случаи постановки запятых. А какие из этих правил для вас стали открытием, в каких случаях вы чаще всего ошибаетесь?

Светлана Кравцова, корректор, редактор, автор блога «Грамотно по-русски»

P. S. Эту статью я написала в 2016 году для сайта Mamawriter.ru.

Похожее

gramotno-po-russki.ru

Основные правила русской пунктуации - Я иду на урок

Пунктуация - обширный и сложный раздел языкознания. Русская же пунктуация имеет множество запутанных правил с целым рядом исключений. Разобраться во всём этом не так просто. Мы, создатели сайта pishugramotno.ru, стараемся представить правила как целую систему, отслеживая закономерности и внутренние взаимосвязи. Ведь таким образом не обязательно зазубривать каждое правило - достаточно лишь понять, что из чего вытекает.

Основные моменты, которые вызывают трудности на письме, - это:

  • вводные слова;
  • причастные и деепричастные обороты;
  • однородные члены предложения;
  • сложносочинённые и сложноподчинённые предложения.

Давайте рассмотрим каждый пункт подробнее и выявим основные моменты, которые влияют на постановку знаков препинания.

Вводные слова и предложения

Вводные слова (ВС) и предложения — это слова, сочетания слов, а иногда и целые предложения, которые не являются частью предложения, но связаны с ним по смыслу.

Отличить вводное слово можно по следующим признакам:

  • оно не является членом предложения;
  • выражает эмоции автора, последовательность действий, степень уверенности автора в сообщаемом и т.д.;
  • ни к нему, ни от него к другим словам нельзя задать вопрос;
  • ВС можно без потери смысла и нарушения структуры предложения переместить в другое место или убрать вовсе.

Вот несколько примеров вводных слов и словосочетаний, которые мы используем в повседневной речи:

  • “наверное”,
  • “пожалуйста”,
  • “таким образом”,
  • “в свою очередь”,
  • “например”,
  • “без сомнения”,
  • “безусловно”,
  • “действительно”,
  • “кажется” и т.д.

На письме вводные слова и предложения чаще всего отделяются запятыми, однако в некоторых случаях возможно использование тире или скобок.

Должно быть, во время чтения книги я задремал, потому что, когда я открыл глаза, за окном было уже темно.

Твой доклад, бесспорно, был лучшим выступлением на конференции.

Подготовка домашнего задания - как часто выражался наш классный руководитель - это ответственность ученика, а не родителя.

На тот фестиваль (к счастью) мы так и не попали, потому что в тот день непрерывно шёл проливной дождь.

Причастный оборот

Причастный оборот - это согласованное распространённое определение, выраженное причастием и зависимыми от него словами.

Причастие (одиночное или в составе оборота) имеет следующие признаки:

  • отвечает на вопросы “что сделавший?”, “что делающий?”, “какой?”, от причастия же, в свою очередь, можно задать вопросы к зависимым словам;
  • всегда определяет (отсюда термин “определяемое”) главное слово, которое выражено существительным или местоимением;
  • согласуется с определяемым словом в числе, падеже и роде.

Если причастный оборот стоит после определяемого слова, то он всегда выделяется запятыми.

Девочка (какая? что делавшая?), перебегавшая дорогу на красный свет, еле успела проскочить перед машиной.

Чай (какой?), налитый для меня, уже успел остыть к тому времени, как я пришёл завтракать.

Если определяемое слово стоит после причастного оборота, то запятые, как правило, не ставятся.

Перебегавшая дорогу на красный свет девочка еле успела проскочить перед машиной.

Налитый для меня чай уже успел остыть к тому времени, как я пришёл завтракать.

Из этого правила существует ряд исключений, подробнее о которых читайте в наших статьях.

Деепричастный оборот

Деепричастный оборот - это единая конструкция, состоящая из деепричастия с зависимыми словами.

Деепричастный оборот обладает такими признаками:

  • в предложении выполняет роль обстоятельства и обозначает дополнительное действие;
  • всегда относится к сказуемому как определяемому слову;
  • отвечает на вопросы “что делая?”, “что сделав?”, иногда “как?”.

На письме в подавляющем большинстве случаев деепричастие и деепричастный оборот отделяются запятыми.

Сначала сын выбрал машинку, но затем, подумав, поменял её на конструктор.

Котёнок, почуяв запах еды, с любопытством выглянул из своего убежища.

Деепричастие, тесно связанное по смыслу со сказуемым, запятыми не отделяется. В этом случае оно отвечает на вопрос “как?” и является обстоятельством образа действия.

Несмотря на дождь, мужчина шёл по улице (как?) не торопясь.

Выбирать профессию следует (как?) исходя из своих способностей и устремлений.

Однородные члены предложения

Однородные члены предложения - это члены предложения, выполняющие одну и ту же синтаксическую функцию и связанные друг с другом сочинительной связью.

Однородные члены предложения объединяются следующими признаками:

  • они являются одинаковыми членами предложения;
  • относятся к одному и тому же слову и отвечают на один и тот же вопрос;
  • чаще всего относятся к одной и той же части речи;
  • выражают синонимичные либо, наоборот, противоположные понятия, при этом усиливая смысл описываемого или же подчёркивая противопоставление.

Часто однородные члены относятся к одному слову в предложении, которое называется обобщающим. От взаимного расположения однородных членов и этого слова зависит расстановка знаков препинания в предложении:

1. Если однородные члены идут после обобщающего слова, то после него ставится двоеточие.

Чтобы украсить праздник, мы купили множество разноцветных шаров: красных, синих, жёлтых, фиолетовых и зелёных.

2. В предложениях, где обобщающее слово стоит после однородных членов, оно отделяется тире.

Красные, синие, жёлтые, фиолетовые и зелёные - такие шары мы купили, чтобы украсить праздник.

3. Если же однородные члены стоят в середине предложения, то перед ними ставится двоеточие, а после них - тире.

Множество разноцветных шаров: красных, синих, жёлтых, фиолетовых и зелёных - купили мы, чтобы украсить праздник.

Сложносочинённое предложение

Сложносочинённое предложение (ССП) - это предложение, содержащее в себе две и более грамматические основы, соединённые между собой сочинительной связью.

ССП обладают следующими признаками:

  • его части можно при желании сделать отдельными предложениями, разделив их точкой;
  • его грамматические основы соединены посредством сочинительных союзов (“и”, “но”, “а”, “однако”, “также”, “да” и т.д.) либо бессоюзной связи.

Если грамматические основы в ССП не осложнены причастными, деепричастными и уточняющими оборотами, вводными словами и другими конструкциями, требующими обособления, то между ними ставится запятая.

С приходом осени дни стали прохладными и какими-то звенящими, а воздух наполнился упоительным запахом опадающих листьев.

Я уже собирался выйти из дома, но меня остановил телефонный звонок.

В предложениях с распространёнными частями, где присутствует несколько знаков препинания, может стоять точка с запятой.

Я мчался со всех ног за автобусом, поминутно спотыкаясь, кричал и махал руками в надежде, что водитель меня заметит; но автобус всё удалялся, увозя с собой мой портфель с документами.

В более редких случаях между грамматическими основами может стоять двоеточие, тире или запятая с тире. В исключительных случаях грамматические основы не разделяются знаками препинания.

Именинника у нас обычно поздравляют всем классом - такова наша давняя традиция.

Сегодня нам нужно обязательно убраться и приготовить жаркое: завтра к нам приедут гости.

Сегодняшняя прогулка была прекрасной, несмотря на пасмурную погоду, - мы сходили на пруд и посмотрели на уток, собрали букет из опавших листьев, а под конец зашли в магазин и накупили душистых булочек к чаю.

Кто этот человек и что вы все здесь делаете?

Сложноподчинённое предложение

Сложноподчинённое предложение (СПП) - это сложное предложение, в котором есть одна главная часть и одна или несколько придаточных, которые соединены при помощи подчинительных союзов или союзных слов.

Чтобы распознать СПП, нужно отследить, каким образом части предложения связаны между собой. В сложноподчинённом предложении от главного предложения можно задать вопрос к придаточному, а на их границе всегда присутствуют подчинительные союзы:

  • “чтобы”,
  • “когда”,
  • “если”,
  • “пока”,
  • “хотя”,
  • “будто” и т.д.

или союзные слова:

  • “который”,
  • “чей”,
  • “кто”,
  • “где”,
  • “куда”,
  • “откуда” и т.д.

В большинстве случаев между частями СПП ставится запятая, но возможна также постановка точки с запятой, тире, двоеточия.

Нам нужно пораньше выехать из дома, чтобы не застрять в пробке и успеть в аэропорт.

Хоть я и намучилась с этой розой, впоследствии она отблагодарила меня обильным цветением.

Те, кто пришли на экзамен с утра, получили более высокие оценки.

Как ни старался я понять это запутанное правило - оно никак не хотело укладываться у меня в голове.

Перед экзаменом вам следует запомнить несколько вещей: что никто не будет вам подсказывать, что за шпаргалки вас будут немедленно выгонять и что оцениваться будут реальные знания, а не зазубренные правила.

Заключение

Конечно, здесь приведены далеко не все правила пунктуации и далеко не все случаи их использования на письме, ведь охватить такой огромный пласт информации в одной статье просто невозможно. А ведь есть ещё такие случаи, как прямая речь, обращения, уточнения и многое другое. Чтобы более подробно ознакомиться с правилами в каждом отдельном случае, заходите на наш сайт.

В заключение хотим сказать, что мы всегда рады новым авторам. Требования просты: филологическое образование, хороший слог и, безусловно, любовь к русскому языку!

www.uchportal.ru

Пунктуация. Справочник для 5-11 классов / Русский на 5

Знаков пунктуации всего 10. Но на письме они помогают выразить  всё многообразие оттенков смысла устной речи. Один и тот же знак может употребляться в разных случаях. И при этом играть разную роль. В 20 главах изложены  главные закономерности расстановки знаков препинания, которые изучаются в школе. Все правила иллюстрируются наглядными примерами. Удели им особое внимание. Запомнишь пример — избежишь ошибки.

Автор раздела: Кутырева Н. А., Кутырев Ю. В.

  • Введение: Что такое пунктуация?

    §1. Значение термина пунктуация
    §2. Какие знаки препинания употребляются в письменной речи на русском зыке?
    §3. Какую роль играют знаки препинания?

  • Глава 1. Знаки законченности-незаконченности мысли. Точка, вопросительный знак, восклицательный знак. Многоточие

    Точка, вопросительный и восклицательный знаки
    Многоточие в конце предложения 

  • Глава 2. Знаки незаконченности высказывания. Запятая, точка с запятой

    §1. Запятая
    §2. Точка с запятой

  • Глава 3. Знак незаконченности высказывания. Двоеточие

    Зачем нужно двоеточие?
    Двоеточие в простом предложении
    Двоеточие в сложном предложениии

  • Глава 4. Знак незаконченности высказывания. Тире

    §1. Тире
    §2. Двойное тире

  • Глава 5. Двойные знаки. Кавычки. Скобки

    §1. Кавычки
    §2. Скобки

  • Глава 6. Пунктуация простого предложения. Тире между подлежащим и сказуемым

    Тире ставится
    Тире не ставится 

  • Глава 7. Пунктуация простого предложения с осложнённой структурой. Знаки препинания при однородных членах

    §1. Знаки препинания при однородных членах без обобщающего слова
    §2. Знаки препинания при однородных членах с обобщающим словом

  • Глава 8. Пунктуация простого предложения, осложнённого обособленным определением

    §1. Обособление согласованных определений
    §2. Обособление несогласованных определений
    §3. Обособление приложений

  • Глава 9. Пунктуация простого предложения, осложнённого обособленным обстоятельством

    Обстоятельства обособляются
    Обстоятельства не обособляются 

  • Глава 10. Пунктуация простого предложения, осложнённого уточняющими или поясняющими членами предложения.

    §1. Уточнение
    §2. Пояснение

  • Глава 11. Пунктуация простого предложения, осложнённого вводными словами, вводными предложениями и вставными конструкциями

    §1. Предложения с вводными словами
    §2. Предложения с вводными предложениями
    §3. Предложения со вставными конструкциями

  • Глава 12. Пунктуация при обращении

    Обращения и их пунктуационное оформление в письменной речи

  • Глава 13. Пунктуация при сравнительных оборотах

    §1. Выделение запятыми сравнительных оборотов
    §2. Обороты с союзом как: сравнительные и не сравнительные

  • Глава 14. Пунктуация при прямой речи

    §1. Пунктуационное оформление прямой речи, сопровождаемой словами автора
    §2. Пункуационное оформление диалога

  • Глава 15. Пунктуация при цитировании

    Способы оформления чужой речи при цитировании

  • Глава 16. Пунктуация в сложносочинённом предложении

    Знаки препинания ставятся
    Знаки препинания не ставятся 

  • Глава 17. Пунктуация сложноподчинённого предложения

    §1. Знаки препинания, используемые в сложноподчинённых предложениях
    §2. Случаи постановки запятых в предложениях с несколькими придаточными
    §3. Случаи, когда запятые не ставятся

  • Глава 18. Пунктуация бессоюзного сложного предложения

    Запятая в бессоюзном предложении
    Точка с запятой в бессоюзном предложении
    Двоеточие в бессоюзном предложении
    Тире в бессоюзном предложении 

  • Глава 19. Пунктуация в предложениях с разными видами синтаксической связи

    Сложные случаи пунктуации в предложениях с разными видами синтаксической связи:
    сочинительный и подчинительный союзы, стоящие рядом
    подчинительные союзы, стоящие рядом 

russkiy-na-5.ru

Пунктуация - это... Что такое Пунктуация?

  • Пунктуация — апостроф ( …   Википедия

  • ПУНКТУАЦИЯ — (лат.). Расстановка знаков препинания. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПУНКТУАЦИЯ расстановка знаков препинания. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. Попов М.,… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • ПУНКТУАЦИЯ — ПУНКТУАЦИЯ, и, жен. 1. Правила расстановки знаков препинания. 2. Сама такая расстановка. Ошибки в пунктуации. | прил. пунктуационный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • пунктуация — интерпункция, расстановка Словарь русских синонимов. пунктуация сущ., кол во синонимов: 3 • интерпункция (1) • …   Словарь синонимов

  • ПУНКТУАЦИЯ — (от лат. punctum – точка). 1. Собрание правил постановки знаков препинания. 2. Расстановка знаков препинания в тексте, одно из составных умений техники письма. Обучение П. в школах РФ начинается с 1 го класса. Учащиеся получают представление о… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • ПУНКТУАЦИЯ — (позднелатинское punctuatio, от латинского punctum точка), система знаков препинания в письменности какого либо языка, правила их употребления, их расстановка в тексте; наряду с графикой и орфографией основной компонент письменной речи …   Современная энциклопедия

  • ПУНКТУАЦИЯ — (ср. век. лат. punctuatio от лат. punctum точка), система знаков препинания в письменности какого либо языка, правила их употребления, их расстановка в тексте; наряду с графикой и орфографией основной компонент письменной речи …   Большой Энциклопедический словарь

  • ПУНКТУАЦИЯ — ПУНКТУАЦИЯ, пунктуации, жен. (от лат. punctum точка) (грам.). Расстановка знаков препинания; система их расстановки. Правила пунктуации. Знать пунктуацию. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • Пунктуация —     ПУНКТУАЦИЯ. Расстановка знаков препинания (см.) …   Словарь литературных терминов

  • Пунктуация — (позднелатинское punctuatio, от латинского punctum точка), система знаков препинания в письменности какого либо языка, правила их употребления, их расстановка в тексте; наряду с графикой и орфографией основной компонент письменной речи.   …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • dic.academic.ru

    ПУНКТУАЦИЯ - это... Что такое ПУНКТУАЦИЯ?

    @Знаки препинания в конце предложения и при перерыве речи

    XX. Знаки препинания в конце предложения и при перерыве речи

    @Тире между членами предложения

    XXI. Тире между членами предложения

    § 79. Тире между подлежащим и сказуемым

    1. Подлежащее и сказуемое – существительное в именительном падеже.

    2. Подлежащее и сказуемое – неопределенная форма глагола (или существительное и неопределенная форма глагола).

    3. Тире перед словами это, вот, значит и др.

    4. Сказуемое – имя числительное.

    5. Сказуемое – предикативное наречие на -о.

    6. Сказуемое – идиоматический оборот.

    7. Подлежащее – слово это.

    8. Подлежащее – личное местоимение.

    9. Сказуемое – вопросительное местоимение.

    10. Сказуемое – имя прилагательное, местоименное прилагательное, предложно-падежное сочетание.

    11. Тире в сносках

    1. Тире в эллиптических предложениях.

    2. Тире в неполном предложении, образующем часть сложного предложения.

    3. Тире в однотипно построенных частях сложного предложения

    1. Тире для указания места распадения предложения на словесные группы.

    2. Тире для выражения неожиданности

    1. Тире для обозначения пространственных, временных, количественных пределов.

    2. Тире между собственными именами, образующими названия учений, научных учреждений и т.д.

    @Знаки препинания в предложениях с однородными членами

    XXII. Знаки препинания в предложениях с однородными членами

    1. Запятая между однородными членами.

    2. Точка с запятой между однородными членами.

    3. Тире между однородными членами

    § 84. Однородные и неоднородные определения

    1. Однородные определения.

    2. Неоднородные определения

    § 85. Однородные и неоднородные приложения

    1–

    3. Однородные члены, связанные одиночными соединительными и разделительными союзами.

    4. Однородные члены, связанные противительными союзами

    1. Однородные члены с предшествующим обобщающим словом.

    2. Однородные члены с последующим обобщающим словом.

    3. Однородные члены после обобщающего слова, не заканчивающие предложение.

    4–

    5. Обобщающее слово и однородные члены в середине предложения

    @Знаки препинания при повторяющихся словах

    XXIII. Знаки препинания при повторяющихся словах

    @Знаки препинания в предложениях с обособленными членами

    XXIV. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами

    1. Распространенное определение, стоящее после определяемого существительного.

    2. Определение в сочетании с неопределенным местоимением.

    3. Определительные, указательные и притяжательные местоимения в сочетании с причастным оборотом.

    4. Два одиночных определения.

    5. Одиночное определение.

    6. Определение с обстоятельственным оттенком значения.

    7. Определение в отрыве от определяемого существительного.

    8. Определение при личном местоимении.

    9. Несогласованные определения, выраженные косвенными падежами существительных.

    10. Несогласованные определения, выраженные сравнительной степенью прилагательных.

    11. Несогласованные определения, выраженные неопределенной формой глагола

    1. Распространенное приложение при нарицательном существительном.

    2. Одиночное (нераспространенное) приложение.

    3. Приложение при собственном имени.

    4. Собственные имена лиц или клички животных в роли приложения.

    5. Приложения, присоединяемые союзами.

    6. Приложение при личном местоимении.

    7. Приложение, относящееся к отсутствующему определяемому слову.

    8. Употребление тире при обособленных приложениях

    1. Деепричастный оборот.

    2. Два одиночных деепричастия.

    3. Одиночное деепричастие.

    4. Обстоятельства, выраженные именами существительными.

    5. Обстоятельства, выраженные наречиями

    @Знаки препинания в предложениях с уточняющими, пояснительными и присоединительными членами предложения

    XXV. Знаки препинания в предложениях с уточняющими, пояснительными и присоединительными членами предложения

    1. Уточняющие обстоятельства.

    2. Уточняющие определения.

    3. Определения, конкретизирующие значения местоимений этот, тот, такой.

    4. Слова вернее, точнее, скорее в роли вводных слов

    1. Конструкции со словами а именно, то есть.

    2. Конструкции с пояснительным союзом или

    1. Конструкции со словами даже, особенно, например, в частности, в том числе, да и, и притом и др.

    2. Бессоюзные присоединительные конструкции.

    3. Знаки при присоединительной конструкции

    @Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения

    XXVI. Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения

    § 99. Вводные слова и словосочетания

    1. Разряды вводных слов по значению.

    2. Разграничение вводных слов и членов предложения.

    3. Пунктуация при словах наконец, в конце концов, однако, конечно, значит, вообще, главным образом, во всяком случае.

    4. Запятая при встрече двух вводных слов.

    5. Вводные слова в составе обособленных оборотов.

    6. Вводные слова после сочинительного союза.

    7. Вводные слова после присоединительного союза

    § 100. Вводные и вставные предложения

    1. Вводные предложения.

    2. Вставные предложения

    @Знаки препинания в сложносочиненном предложении

    XXVII. Знаки препинания в сложносочиненном предложении

    @Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

    XXVIII. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

    § 107. Запятая между главным и придаточным предложениями

    @Пунктуация при оборотах, не являющихся придаточными предложениями

    XXIX. Пунктуация при оборотах, не являющихся придаточными предложениями

    1. Обороты типа сделать как следует, ночевать где придётся, идти куда глаза глядят и т. п.

    2. Сочетания не то что, не то чтобы и т. п.

    3. Сочетания (не) больше чем, (не) раньше чем и т. п.

    4. Сочетания неизвестно кто, непонятно где, всё равно какой и т. п.

    5. Сочетания кто угодно, где попало и т. п.

    6. Обороты типа есть чем заняться, найду куда обратиться и т. п.

    7. Сочетание только и… что

    1. Обороты с союзами словно, точно, будто и др.

    2. Обороты с союзом как.

    3. Отсутствие запятой при оборотах с союзом как

    @Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

    XXX. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

    § 116. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении

    @Знаки препинания при прямой речи

    XXXI. Знаки препинания при прямой речи

    @Знаки препинания при цитатах

    XXXII. Знаки препинания при цитатах

    § 126. Прописные и строчные буквы в цитатах

    § 127. Пунктуация при ссылке на автора и на источник цитаты

    @Употребление кавычек

    XXXIII. Употребление кавычек

    §

    129. Названия литературных произведений, органов печати, предприятий и т.д.

    § 130. Названия орденов и медалей

    §

    131. Названия фабричных марок машин, производственных изделий и т.д.

    @Сочетания знаков препинания

    XXXIV. Сочетания знаков препинания

    § 133. Запятая и тире

    § 134. Вопросительный и восклицательный знаки

    § 135. Кавычки и другие знаки

    § 136. Скобки и другие знаки

    @

    Справочник по правописанию и стилистике. — М.: Комплект. Д. Э. Розенталь. 1997.

    pravopisanie_i_stilistika.academic.ru


    Смотрите также