Что это такое акселерация


акселерация - это... Что такое акселерация?

АКСЕЛЕРА́ЦИЯ -и; ж. [от лат. acceleratio - ускорение]. Ускорение роста и полового созревания детей и подростков по сравнению с предшествующими поколениями (отмечается со второй половины 19 в.).

акцелерация (от лат. acceleratio — ускорение), 1) в биологии развития — ускорение формирования отдельных частей зародыша на определенной стадии развития (например, раннее развитие ротового аппарата у рыб и бесхвостых земноводных, обеспечивающее их питание после исчерпания запасов желтка). 2) В антропологии — ускорение роста и полового созревания детей и подростков по сравнению с предшествующими поколениями. Наблюдается в экономически развитых странах в последние 100—150 лет.

АКСЕЛЕРА́ЦИЯ (акцелерация) (от лат. acceleratio — ускорение),
1) в биологии развития — ускорение формирования отдельных частей зародыша на определенной стадии развития (напр., раннее развитие ротового аппарата у рыб и бесхвостых земноводных, обеспечивающее их питание после исчерпания запасов желтка).
2) В антропологии — ускорение роста и полового созревания детей и подростков по сравнению с предшествующими поколениями. Наблюдается в экономически развитых странах последние 100—150 лет.
* * *
АКСЕЛЕРА́ЦИЯ (акцелерация) (от лат. acceleratio — ускорение), ускорение роста и развития детей и подростков по сравнению с предшествующими поколениями. Отмечена в ряде стран в начале 20 в. (по сравнению с концом 19 в.) и наблюдается на протяжении всего столетия. Поэтому наряду с некоторыми другими типичными для современного этапа развития человека явлениями, такими, как, например, увеличение длины тела у взрослых людей, удлинение репродуктивного периода у женщин, увеличение продолжительности жизни, акселерацию иногда обозначают термином «вековая тенденция», или «секулярный тренд».
Основные проявления акселерации
Акселерация выражается, прежде всего, в ускорении на 1—3 года созревания детей и подростков по важнейшим критериям физической и отчасти физиологической зрелости: окостенению скелета, смене зубов, физическому и половому развитию. По данным для ряда европейских стран, России и США показано, что до 1900 г. ростовые процессы протекали медленнее, чем в последующие десятилетия. За последние 100 лет длина тела выросла в среднем на 10—12 см у дошкольников и на 10—15 см у школьников. Раньше происходит и раньше заканчивается пубертатный (связанный с половым созреванием) скачок роста. Стабилизация роста и пропорций тела наступает в среднем уже к 16—17 годам у женской части населения и к 18—19 годам у мужской, тогда как ранее это отмечалось соответственно в 20—22 и 22—25 лет. Об ускорении развития можно судить и по некоторым физиологическим показателям — состоянию сердечно-сосудистой системы, двигательной активности, формированию речи и, возможно, интеллектуальному развитию. Есть данные, что акселерация более ярко проявляется у мальчиков, чем у девочек, и у городского населения, чем у сельского. Процессы акселерации отмечены в пределах всех больших рас (см. РАСЫ), однако, различные группы современного человечества могут затрагиваться ими в разной степени или не затрагиваться вовсе. Так, на севере и западе Европы акселерация проявилась раньше, чем на юге (например, сначала в Нидерландах и позже в Италии), в западных странах раньше, чем на востоке (сначала в Швеции, потом в Японии или Южной Корее). По-видимому, акселерация не имела места у населения Полинезии, а среди некоторых групп (например, негроидное или индийское население ЮАР), напротив, обнаружены задержки роста и развития.
Эпохальные колебания темпов развития
Колебания темпов развития, вероятно, имели место и в другие исторические эпохи. В древности и раннем средневековье сроки полового созревания европейских женщин приходились обычно на 12—15 лет, то есть как во многих современных европейских странах; к началу 19 в. этот показатель существенно увеличился — до 16—18 лет, а в дальнейшем стал снижаться; к 70—80-м годам 20 в. он стабилизировался во многих европейских странах, однако не исключены его дальнейшие колебания.
Факторы и гипотезы акселерации
Акселерация — достаточно сложное по своему происхождению явление, зависящее от действия многих биологических и социальных факторов. Основное значение, видимо, имеет весь комплекс средовых воздействий, влияющих на индивидуальное развитие человека в процессе реализации его наследственной программы. Особенно велика роль качественных изменений диеты, достижений медицины, иммунизации населения, последствий хозяйственной деятельности человека, урбанизации и связанных с ней стрессов (см. СТРЕСС), ослабления физической нагрузки. Определенное значение могут иметь процессы, протекающие в современных популяциях и связанные с продолжающимся смешением населения планеты. Среди причин ускорения темпов роста и развития многие ученые называют цикличность солнечной активности, ослабление которой якобы сопровождается «всплеском» акселерации. Какое бы значение не имели те или иные природные или социальные явления, ясно, что акселерацию нельзя объяснить влиянием какого-то одного фактора.
Воздействие акселерации на биосоциальный статус и здоровье человека оценивается неоднозначно. Ускорение биологического развития может не сопровождаться одновременным ускорением «социального созревания», что создает определенные сложности в становлении личности. Крайние отклонения в темпах развития вносят некоторую дисгармонию в жизнь организма («синдром напряжения») и в конечном итоге могут снижать его адаптивные возможности (о дисгармонии, связанной с ранним половым созреванием человека, писал еще И. И. Мечников (см. МЕЧНИКОВ Илья Ильич)).
Термин «акселерация» иногда используют для того, чтобы отметить ускоренное развитие отдельных индивидов («акселератов») среди сверстников.

dic.academic.ru

Что такое акселерация и чем она грозит нашим мальчишкам?

Содержание:

Как часто в отношении наших мальчишек можно услышать слово «акселерат». Относиться оно может к чему угодно — рано появились зубки, вес больше, чем у сверстников, высокий рост, спортивные или научные успехи или же напротив, негативное поведение, вызывающая прическа и одежда. Иногда в этом слове сквозит восхищение, но часто оно имеет негативно-пренебрежительную окраску. Что же такое акселерация, откуда она и что несет нам и нашим мальчишкам?

Акселерация — исследования и объяснения

Самому термину «акселерация» чуть больше семидесяти лет — его предложил в 1935 году немецкий врач Е. М. Кох. Этим словом (означающим в переводе с латыни всего лишь «ускорение») было названо проявление увеличение роста, веса и некоторых иных показателей детей и подростков в сравнении с их сверстниками в других поколениях. Явление акселерации наблюдается в США, Европе, Азии, России, в городах обычно проявляется несколько сильнее, чем в сельской местности. Широкое распространение позволяет ученым рассматривать явление акселерации, как тенденцию, свойственную развитию современного человека.

В качестве главных признаков акселерации приводят, к примеру:

  • увеличение длины и веса новорожденных детей (на момент исследования (1979г.), в среднем на 1-2 кг и 4-5 см больше показателей 30х годов того же столетия),
  • более раннее прорезывание зубов и смена их на постоянные (на 1-2 года),
  • более раннее окостенение скелета (на 2-3 года раньше, чем в 20-30 годы 20 в.),
  • увеличение общего роста на 8-10 см. по сравнению с предыдущим поколением,
  • ускорение роста детей школьного возраста, более раннее половое созревание (в 11-12 лет у мальчиков).

Эти признаки приводят в своих работах Ю. Е. Вельтищев и Г.С.Грачева. И. М. Воронцов и А.В.Мазурин кроме того утверждают, что акселерация сопровождается ростом продолжительности жизни в целом и репродуктивного периода взрослых людей обоего пола.

Различные теории возникновения акселерации, среди которых физико-химические (теории солнечной радиации, космической радиации, волновая, магнитного поля, повышения концентрации углекислого газа и другие), и учитывающие факторы и комплексы факторов условий жизни (возрастающие информационные потоки, урбанистическое влияние, социально-биологические факторы), и даже генетические (циклические биологические изменения, смешение популяций), до сих пор не могут полностью подтвердится, что позволяет считать, что здесь имеет место сложный комплекс названных, а возможно, еще и других факторов.

По мнению ученых, на скорость развития способны оказать влияние, к примеру, социально-экономические условия в семье и питание, но совершенно не влияют расовая принадлежность или климат.

Кроме того, Б. Г. Ананьев указывал, что часто становление психических и физических свойств у детей происходит неравномерно. Это так называемая дисгармоническая акселерация. Случается, что психологический возраст отстает от биологического (инфантильность). Чаще инфантильность встречается именно у мальчиков.

Акселерация — зачем о ней знать родителям?

Научные факты, приведенные выше, конечно, занимательны, но несколько отвлеченны и не могут объяснить, зачем знания об акселерации нам, родителям, людям, часто далеким от науки. На самом деле ее значение значительно шире, нежели просто научное. Например, в педиатрии факт акселерации позволяет пересматривать нормы развития детей, которые широко используются нашими врачами при определении норм и отклонений от них в развитии детей, особенно первого года жизни. Также это полезно знать мамочкам, любящим сравнивать свое чадо с разнообразными нормами и таблицами — ведь эти самые таблицы из книг образца начала прошлого века вполне могут заставить ее поволноваться за здоровье малыша. А в период полового созревания мальчика особого внимания требует то, что ускорение процесса роста может провоцировать отставание или даже заболевания о стороны сердечно-сосудистой и других систем и органов. Разумеется, врачи об этом знают, но заметить, заподозрить заболевание и вовремя обратиться к врачу — дело родителей.

Раннее половое созревание

Психологи и педагоги сталкиваются с другим аспектом акселерации — ранним половым созреванием и связанными с ним психологическими проблемами. Это и депрессии, и разного рода конфликты, протесты, и необходимость ведения на фоне всего этого нормального образовательного процесса. Эти же проблемы чаще всего волнуют и родителей. И их участие, внимание, помощь особенно необходимы ребенку в период полового созревания.

Раннее половое созревание мальчиков, обусловленное акселерацией, особенно если физическое развитие опережает психологическое, опасно ранними половыми связями и тесно связанными с ними заболеваниями или беременностями столь же рано сформировавшихся подруг. И здесь необходима совместная работа родителей, психологов и педагогов. В первую очередь, информационная. Сейчас эта работа часто подменяется доведением до мальчиков и девочек информации о способах контрацепции и заболеваниях, передающихся половым путем. Часто эта информация дается в форме увлекательных фильмов или игр, где сам факт раннего начала половой жизни воспринимается благосклонно и с юмором, и уж совсем никак сексуальная жизнь не связывается ни с семьей, ни с основной целью соединения мужского и женского начала — рождением ребенка. Вопросу создания семьи, рождения и воспитания детей наша школа вообще уделяет весьма мало внимания. И даже став взрослыми, наши мальчики часто имеют весьма смутное представление, откуда берутся дети. А ведь это куда важнее, чем секс, даже безопасный. Пока же вопросы секса, именно во взаимосвязи его с созданием семьи, продолжением рода, и воспитанием здоровых детей ложатся в основном на плечи родителей. И если родители — мы с вами — не уделим этому достаточного внимания, возможно, однажды нам придется столкнуться с последствиями получения такой информации из других источников. Родители же, по необходимости вместе с психологом, могут помочь ребенку перевести просыпающуюся сексуальную энергию в более безопасную плоскость — направить ее на творчество, спорт, какие-то увлечения.

Бунтарский дух мальчишек-подростков

Еще одна опасность — психологическая. В период полового созревания, особенно у детей с признаками дисгармонической акселерации, ребенок очень уязвим. При дисгармонической акселерации с опережающим физическим развитием, мальчик может страдать от повышенных требований, предъявляемых к нему, как к «взрослому», когда он, по сути, психологически остается ребенком. Перепады настроения, конфликт со старшим поколением, различные формы протеста, иногда даже суицидальной направленности — все это может быть опасно, и почти всегда неприятно, как родителям, так и самому ребенку. И если у девочек этот период часто проходит более или менее спокойно, то бунтарский дух мальчишек-подростков может стать причиной многих неприятностей — в первую очередь, для самого мальчика.

Часто родители знают о переходном периоде, готовятся к нему, ждут его, но ждут к 15 или 16 летнему возрасту. А он приходит в 12, и они к этому совсем не готовы. Родителям важно знать об этом, чтобы адекватно реагировать на изменения в поведении ребенка-подростка, постараться сохранить с ним доверительные отношения, несмотря на вызывающее поведение, странный (с точки зрения родителей) внешний вид или круг общения. Обычно все подростковые бунтарские течения, будь то эмо, готы, неформалы или другие, далеко не так страшны, как их описывают в прессе, а увлечение ими проходит вместе с этапом гормональных бурь переходного возраста. Зато доверительные отношения помогут узнать и удержать, если ребенок попадет под более серьезное и опасное влияние — сект или наркотиков, и тут вовремя оказанная помощь может быть просто неоценима. Разумеется, все описанное реально и без участия акселерации, просто при ускорении проблемы могут проявляться острее.

Акселерация — продукт социума? А может, миф?

В настоящее время все большую популярность приобретают исследователи так называемых отсталых племен — с точки зрения их уклада, принципов воспитания и взглядов на развитие детей. Например, бестселлер психотерапевта Жан Ледлофф о принципе преемственности в воспитании, написанный на примере быта южноамериканских индейцев. В таких племенах мальчик часто считается равноправным членом племени, мужчиной, уже в 7-9 лет. Вряд ли они слышали об акселерации и связанных с нею проблемах. Это позволяет предположить, что акселерация и связанные с ней проблемы — продукт нашего образа жизни или взглядов на воспитание.

Впрочем, необязательно ходить за примерами так далеко — еще в 1774 году в России церковь устанавливала минимальный возраст вступления в брак — 13 лет для женщин и 15 лет для мужчин. Позже, императорским указом 1830 года, минимальный возраст был повышен до 16 лет для невесты и 18 лет для жениха, однако, с благословения церкви возможны были более ранние браки. А в Иране, например, вследствие реформы законодательства в 2002 году мальчики смогут жениться только в 15 лет, вместо 14, как раньше. Что же — все они акселераты? Сомнительно.

Впрочем, миф акселерация или научно доказанный факт — не так важно. Главное, чтобы в трудные периоды жизни, к которым можно отнести и переходный период, независимо от возраста его наступления, наши мальчишки могли рассчитывать на нашу любовь, помощь, поддержку и понимание. Тогда и проблем и сложностей будет меньше, а решать их — проще.

Мария Дюжакова

www.7ya.ru

АКСЕЛЕРАЦИЯ — Большая Медицинская Энциклопедия

АКСЕЛЕРАЦИЯ или акцелерация (латинский acceleratio - ускорение) - в антропологии и медицине - ускорение роста и развития детей и подростков. Термин предложен в 1935 году Кохом (Е. Koch), который под акселерацией понимал более раннее начало отдельных проявлений развития и ускорение темпов роста и развития детей и подростков. Беннхольдт-Томсен (С. Bennholdt-Thomsen, 1942) добавил к этим признакам третий - абсолютное увеличение размеров тела взрослых. Акселерация - ускорение темпов индивидуального развития по сравнению с предшествующими поколениями - является частью более общей тенденции к некоторому изменению в биологии современного человека, получившей в специальной литературе название «secular trend» (вековая тенденция).

Понятие акселерация не следует распространять на такие проявления «вековой тенденции», как удлинение продолжительности жизни, более позднее наступление менопаузы у женщин, изменение структуры заболеваемости и тому подобное.

Акселерация была отмечена при сопоставлении антропометрических данных, полученных в начале 20 века, с данными 30-х годов 19 века, когда начали проводиться антропометрические исследования детей (см. Физическое развитие).

Акселерация проявляется уже на стадии внутриутробного развития. За последние 30-40 лет длина тела новорожденных увеличилась на 0,5-1 см, вес - на 50-100 г. Значительное ускорение роста наблюдается и у грудных детей. По данным обследований, проведенных в г. Москве в 60-е годы, у 6-месячных детей в среднем длина тела на 1,5 см, вес на 1 кг больше, а у детей в возрасте одного года длина тела и окружность грудной клетки на 2 см, окружность головы на 1 см, вес тела примерно на 1 кг больше, чем у детей такого же возраста в довоенные годы. Удвоение веса, наблюдавшееся раньше к шестому месяцу, теперь наблюдается между четвертым и пятым месяцем, окружность груди превышает окружность головы не на шестом месяце, а между вторым и третьим месяцем. В более раннем возрасте появляются молочные зубы, в среднем на один год раньше прорезываются постоянные зубы, происходят сдвиги в сроках окостенения скелета. С возрастом темп акселерации возрастает, достигая максимума в пубертатном периоде развития. По данным Таннера (J. Tanner), с 1880 по 1950 г. в Европе и США за каждое десятилетие у 5-7-летних детей длина тела в среднем увеличивалась на 1,5 см, а вес - на 0,5 кг, у детей 13-15-летнего возраста - соответственно на 2,5 см и 2 кг.

Многочисленные исследования физического развития детей в СССР, проведенные с 1925 по 1970 годы, свидетельствуют, что акселерация имеет сходные темпы у детей разных национальностей (табл. 1).

Таблица 1. Увеличение длины тела 13-летних мальчиков разных национальностей в СССР (1925-1967 годы)
Национальность Годы обследования Длина тела, см Увеличение длины тела, см
Татары 1928
1968
133,4
146,0
12,6
Коми 1927
1967
137,2
149,4
12,2
Русские 1925
1965
141,2
152,8
11,6
Литовцы 1926
1966
142,8
153,6
10,8
Киргизы 1928
1961
138,4
148,4
10,0
Узбеки 1928
1963
137,8
147,4
9,6

Аналогичные изменения в длине тела детей произошли и у мальчиков в других странах мира (табл. 2).

Таблица 2. Увеличение длины тела 13-летних мальчиков некоторых городов Европы и Азии
Города Годы обследования Увеличение длины тела, см
Гамбург 1877-1957 16
Варшава 1880-1959 14
Стокгольм 1883-1950 13
Прага 1895-1961 13
Лондон 1908-1954 11
Токио 1902-1958 10

Пропорции тела свидетельствуют, что современные дети стали не просто выше и крупнее своих сверстников, живших в начале 20 века, но что они более зрелые соматически. Так, в каждом данном возрасте у них относительно длины тела более длинные ноги, более короткое туловище и меньшие размеры головы. Так называемые первый и второй перекресты кривых роста размеров тела у девочек и мальчиков происходят в более раннем возрасте. Изменился и сам характер кривых скоростей роста. Препубертатное увеличение длины тела проявляется в более раннем возрасте.

Наряду с увеличением размеров тела отмечено увеличение размеров некоторых внутренних органов. Так, поперечник сердца 15-16-летних мальчиков в 1968-1969 годы был на 2,4 см, а девочек - на 1,0 см больше, чем у их сверстников в 1948 году. По данным исследований, проведенных в ряде городов СССР, окостенение костей кисти и дистальных эпифизов лучевой и локтевой костей происходит на 1-2 года раньше, чем в 1935 году.

Одновременно с ускорением роста раньше наступает и период полового созревания. Если в середине 19 века у девушек европейских стран менструации появлялись в возрасте 16-17 лет, то в 60-е годы 20 века они появляются, как правило, в 13-14 лет.

Более раннее половое созревание и окостенение скелета ведет к более раннему окончанию роста тела. Однако, несмотря на то что в настоящее время у абсолютного большинства девушек рост прекращается в 16-17, а у юношей в 18-19 лет, длина тела взрослых людей увеличивается. Это происходит в основном за счет ускоренного роста в допубертатном периоде развития. Так, например в 1926 году у 20-29-летних мужчин г. Москвы средний рост был 168 см, средний вес - 62,3 кг; в 1963 году соответственно - 171,8 см и 71,3 кг.

Акселерация проявляется также и в развитии ряда функциональных показателей. Так, в 1968-1969 годы дети г. Москвы выжимали на ручном динамометре в 8 лет на 1,3 кг, в 11 лет на 3,6 кг и в 13 лет на 5,7 кг больше, чем их сверстники в 1930 году. Развитие моторики на 11/2-3 года опережает нормы 1923 года. Спортивные результаты, достигаемые подростками 20-х годов, стали доступны современным подросткам более раннего возраста. В 1966 году 13-летние мальчики г. Москвы добивались таких спортивных показателей, которые в 1927 году были доступны 15-летним. По данным немецких ученых, школьники 15-17-летнего возраста в 1958 году прыгали в длину дальше на 40-60 см, в высоту на 20-23 см выше и толкали ядро на 1,2-1,5 м дальше, чем их сверстники в 1910 году. Общеизвестны также факты «омоложения» рекордов во многих видах спорта. Это связано не только с более ранним началом и улучшением физической подготовки, но в значительной степени с более ранним физическим развитием современных подростков.

Наблюдается более раннее установление частоты сердечных сокращений и величины артериального давления на уровнях, характерных для взрослых.

Относительно акселерации психического развития мнения противоречивы. Одни исследователи полагают, что психика детей отстает от их физического развития, другие считают, что морфолого-функциональная и психическая акселерация идут параллельно.

Отсутствие объективных показателей уровня развития психики но дает возможности точно установить наличие и степень психической акселерации. Приводимые же данные в качество доказательства психической акселерации указывают не столько на ускорение психического развития, сколько на увеличение осведомленности современных детей.

Существует ряд гипотез о причинах акселерации. Их весьма условно можно разделить на 3 основные группы. В первую группу входят физико-химические гипотезы. Так, Кох считает, что современные дети подвергаются более интенсивному воздействию солнечных лучей, являющихся, по его мнению, стимуляторами роста. По мнению Трайбера (R. Treiber), стимулирующее влияние на рост и развитие детей оказывают электромагнитные волны, возникающие при работе многочисленных телевизионных и радиостанций. Де Руддер (В. de Rudder) и другие связывают акселерацию с возможным изменением уровня радиации вследствие работы рентгеновских установок, атомных испытаний, космической радиации.

Во вторую группу входят гипотезы, объясняющие акселерацию влиянием изменений условий жизни. Ленц (W. Lenz), Таннер и другие основной причиной акселерации считают количественное и качественное улучшение питания детей, увеличение потребления жиров и белков животного происхождения и появление высококалорийных концентратов для вскармливания грудных детей. Некоторые исследователи придают большое значение витаминам, стимулирующим рост, особенно витамину В6. Промышленное производство витаминов и включение их в пищу матери и ребенка могут, по их мнению, быть одной из причин акселерации. Известное значение имеют успехи педиатрии, гигиены и эпидемиологии, в результате которых резко снизилась инфекционная заболеваемость, исчезли тяжелые формы пневмонии и рахита.

Гипотеза урбанизации (см.), поддерживаемая многими исследователями, в качестве основной причины акселерации предполагает раздражающее влияние на нервную систему ребенка всего комплекса условий городской жизни, а также воздействия радио, кино и телевидения.

В третью группу входят гипотезы, согласно которым акселерация является результатом циклических биологических изменений, гетерозиса (см.) и других явлений. На протяжении последнего столетия вследствие развития транспорта, концентрации населения в больших городах, массовой миграции во время мировых войн, ломки расовых, кастовых и религиозных границ происходит процесс активного смешения населения нашей планеты. В связи с этим В. В. Бунак, Хале, Нольд (F. S. Hulse, F. Nold) и другие связывают акселерацию с увеличением гетерозиготности в различных популяциях в результате учащения брачных связей между ранее изолированными группами людей.

Ни один из указанных факторов не может быть принят в качестве единственной и даже основной причины акселерации, поскольку наряду с фактами, подтверждающими эти гипотезы, имеется множество фактов, опровергающих их. Причина акселерации лежит, очевидно, в комплексном влиянии ряда факторов, причем в разных местах и в разное время ведущая роль принадлежит различным факторам. Следует особо подчеркнуть социальную обусловленность акселерации. В странах, где условия жизни населения в связи с победой социалистического строя резко улучшились, темпы акселерации выше. Особенно высоки темпы акселерации в тех социальных группах, в которых ранее в связи с плохими условиями жизни показатели физического развития были ниже (табл. 3).

Таблица 3. Увеличение длины тела 17-летних мальчиков различных социальных групп г. Москвы (80-е годы 19 века, 30-е и 60-е годы 20 века)
Годы обследования Длина тела
учащихся подростков, см рабочих подростков, см
80-е годы 19 в. 162,7 158,3
1928-1930 165,0 162,0
1966-1969 173,7 173,5

Как видно из таблицы 3, в 60-е годы длина тела рабочих и учащихся подростков достигла почти одинакового уровня, причем за исследуемый период у рабочих подростков она увеличилась на 15,2 см, а у учащихся - на 11,0 см. Почти исчезла разница в уровне физического развития детей (русских), живущих на Крайнем Севере и в средней полосе, и так далее. По-видимому, неблагоприятные условия жизни тормозят генетически запрограммированный ход развития, снятие же этого «тормоза» приводит к более полному осуществлению потенциальных возможностей организма, к ускорению роста и развития.

Убедительным доказательством социальной обусловленности акселерации служит то, что поступательное на протяжении последних 100 лет изменение темпов развития было прервано и даже получило обратное направление (ретардация) в годы второй мировой войны. Это нашло выражение как в уменьшении длины и веса тела, так и в более позднем наступлении менструаций. По окончании войны процесс акселерации возобновился, а темпы ее значительно возросли. Так, например, у девушек г. Москвы менструации в 1932 году в среднем наступали в 15 лет и 2 месяца, в 1940 году - в 14 лет и 9 месяцев, в 1946 году - в 15 лет и 4 месяца, в 1951 году - в 14 лет и 9 месяцев, в 1965 году - в 13 лет.

Влияние акселерации на здоровье детских контингентов изучено еще недостаточно. По мнению некоторых педиатров, акселерация повлекла за собой изменение заболеваемости у детей: участились случаи юношеской гипертонии, лейкоза, нарушения осанки и так далее. Наблюдается «омоложение» диабета, ревматизма, малой хореи. Однако эти данные подлежат серьезной проверке с тщательным изучением этиологических факторов.

Прогнозирование дальнейшего процесса акселерации затруднительно. В некоторых странах темпы ее уже замедляются. В СССР, как показывает сравнение физического развития школьников ряда городов в 1960 году и 1970 году, акселерация продолжается.

Наряду с акселерацией по сравнению с предшествующими поколениями (вековой, эпохальной, групповой, «вертикальной») наблюдается и акселерация внутри одного поколения (внутригрупповая, индивидуальная, «горизонтальная» акселерации). Ускорение развития, как и замедление, представляет естественный вариант развития и составляет примерно 20% в каждой возрастно-половой группе. Хотя внутригрупповая акселерация обусловлена генетически, но ее проявления, как правило, социально детерминированы. Сверстники разных социальных групп имеют различный уровень развития. За рубежом была выдвинута теория «селекционного расслоения населения» (Беннхольдт-Томсен, 1942). Согласно этой теории различия в физическом развитии между городским и сельским населением, как и между разными социальными группами, вызываются конституциональными особенностями. Из города в село устремляются и достигают социального благополучия представители особого типа - легко возбудимые, деятельные, беспокойные, с вегетативной и внутрисекреторной лабильностью. Представители этого типа также быстрее созревают. Реакционность и несостоятельность этой теории, пытающейся объяснить социальное расслоение общества биологическими особенностями людей, а не природой капиталистических противоречий, очевидна. На самом деле темп развития в большой степени зависит от социальных и материальных условий.

Внутригрупповая акселерация часто сочетается с повышением физиологических возможностей организма. Поэтому при нормировании нагрузок следует учитывать не только хронологический, но и биологический возраст, то есть достигнутый уровень развития. Вместе с тем индивидуальная акселерация нередко сопровождается дисгармоническим развитием различных систем и функций, что приводит к физиологической дезинтеграции и снижению функциональных возможностей. У детей и подростков с ускоренным развитием чаще встречаются эндокринные расстройства, хронический тонзиллит, нервные расстройства, кариес зубов, повышенное артериальное давление.

Акселерация ставит много социальных, психологических, медицинских, педагогических, юридических и других проблем. Например, помимо проблемы влияния акселерации на здоровье, острой проблемой является некоторое расхождение между достигнутыми уровнями физической и социальной зрелости, что иногда приводит к психологическим и социальным конфликтам. Выдвигаемые иногда предложения снизить, в связи с акселерацией, возраст прекращения трудовых льгот для подростков, снизить возраст вступления в брак и тому подобное не имеют, однако, пока достаточного научного обоснования. Необходимо улучшить физическое и сексуальное воспитание молодежи, чтобы, несмотря на более раннее половое созревание, избежать слишком раннего начала половой жизни. Акселерация делает актуальным пересмотр гигиенического нормирования, стандартов одежды, мебели для детей и подростков. На очереди также уточнение некоторых физиологических норм и констант. Таким образом, акселерация - сложнейшая социально-биологическая проблема, требующая всестороннего изучения ее специалистами различных дисциплин и пересмотра методических приемов и подходов к оценке физического и психического развития подрастающего поколения, что подчеркивает социально-гигиеническое значение данной проблемы.

Явления акселерации свойственны также представителям различных систематических групп животных и выражаются в ускоренном развитии отдельных органов или частей тела (см. Механика развития).

Библиография: Бунак В. В. Об увеличении роста и ускорении полового созревания современной молодежи в свете советских соыатологических исследований, Вопр. антропол., в. 28, с. 36, М., 1968, библиогр.; Карсаевская Т. В. Социальная и биологическая обусловленность изменений в физическом развитии человека, Л., 1970, библиогр.; Северцов А. Н. Собрание сочинений, т. 5, М. - Л., 1949; Ahrbeck-Wothge R. Zum Problem der Akzeleration, Z. ges. Hyg., S. 715, 1969, Bibliogr.; Васkman G. Die beschleunigte Entwicklung der Jugend, Acta anat. (Basel), Bd 4, S. 421, 1948, Bibliogr.; Bennholdt-Thomsen C. Die Entwicklungsbeschleunigung der Jugend, Ergebn. inn. Med. Kinder-heilk., Bd 62, S. 1153, 1942; Tanner J. M. Growth at adolescence, Oxford, 1962, bibliogr.; Wolanski N. Rozwój biologiczny człowieka, Warszawa, 1970, bibliogr.


xn--90aw5c.xn--c1avg

акселерация - это... Что такое акселерация?

   АКСЕЛЕРАЦИЯ (с. 30) - ускорение роста и физического развития детей по сравнению с предшествующими поколениями. Впервые подобные явления отмечены в середине XIX в. При сопоставлении результатов антропометрических обследований, проведенных в начале XX в., сданными 30-х гг. XX в. было установлено, что процесс акселерации охватил население всех экономически развитых стран.

   Признаки акселерации отмечаются уже на стадии внутриутробного развития. Так, за последние 70-80 лет длина тела новорожденного увеличилась в среднем на 1 см, масса - на 100-300 г. Значительные изменения в темпах роста и развития наблюдаются у грудных детей: удвоение массы тела, происходившее ранее между 5-м и 6-м месяцем жизни, - теперь наблюдается в 4 месяца; окружность груди ребенка становится больше окружности головы не в 6 месяцев, а в 2—5 месяцев. Дети раньше начинают держать головку, в более раннем возрасте у них зарастает родничок и прорезываются молочные зубы. С возрастом темпы акселерации растут: длина тела 4-7-летних детей за каждое десятилетие в среднем увеличивается на 1,5 см, масса тела - на 0,5 кг.

   Как показывают наблюдения, существенных различий в темпах акселерации детей разных национальностей не обнаружено. Городские дети подвержены акселерации в несколько большей степени, чем сельские.

   С 80-х гг. XX в. отмечается замедление темпов акселерации, что свидетельствует об относительной стабилизации темпов развития детей, рождающихся в конце XX - начале XXI в.

   Существует ряд гипотез, призванных объяснить причины возникновения акселерации, однако ни одна из них не признана исчерпывающей. Вероятно, ускорение развития происходит под влиянием целого комплекса социально-экономических и природных условий жизни - улучшения питания; генетических изменений в результате активизации процессов миграции и смешения населения; увеличения интенсивности внешних раздражителей, стимулирующих нервную систему, и т.д. (отдельные факторы и условия трудно поддаются точному учету и оценке).

   Имеются данные о так называемой психологической акселерации, т.е. ускорении умственного развития детей. Однако, по мнению большинства специалистов, эти данные скорее свидетельствуют о имевшей ранее место недооценке интеллектуальных возможностей ребенка. Показано, что создание благоприятных стимулирующих условий и использование особых методик развития восприятия, внимания, речи и т.п. способствует более полной реализации возможностей ребенка. Психологи, однако, предостерегают против «искусственной акселерации», когда интеллектуальное развитие чрезмерно интенсифицируют, ставя перед ребенком завышенные требования. Надежным показателем соответствия развивающих воздействий возможностям ребенка служит его эмоциональная стабильность, готовность с энтузиазмом воспринимать новые стимулы и задачи.

   Быстрое увеличение длины и массы тела не является однозначным показателем физиологического и психического развития. Различают паспортный (хронологический) и биологический возраст, характеризующий фактическое развитие ребенка. У части детей эти возраста совпадают, однако большинство детей одного паспортного возраста находятся на разных стадиях биологического развития. Причем дети небольшого роста могут созревать соответственно своему биологическому возрасту, и, наоборот, при высоком росте может сохраняться инфантильность психического развития. Существует также акселерация внутри одного поколения. В рамках одной возрастной группы имеется около 8% детей, отличающихся ускоренным развитием, и примерно столько же детей, для которых характерна некоторая задержка физического развития.

   Вопрос о степени синхронности ускорения физического и психического развития современных детей изучен недостаточно. Однако наблюдается увеличение разрыва между более ранней физической зрелостью детей и уровнем их интеллектуального и социального развития.

   В целом акселерация представляет собой статистическую закономерность. Для каждого отдельного ребенка ее проявления имеют свои индивидуальные особенности, которые не следует расценивать как преимущества или недостатки.


Популярная психологическая энциклопедия. — М.: Эксмо. С.С. Степанов. 2005.

psychology.academic.ru

АКСЕЛЕРАЦИЯ - это... Что такое АКСЕЛЕРАЦИЯ?

  • акселерация — (от лат. acceleratio ускорение) отмечаемое за последние 100–150 лет ускорение соматического развития и физиологического созревания детей и подростков, проявляющееся в увеличении их веса и размеров тела, а также в более ранних сроках полового… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Акселерация — (от лат. aссеleratio ускорение) наблюдающееся за последние 150 лет ускорение физического развитие детей, включающее различные анатомические и физиологические проявления (увеличение веса и роста новорожденных, сокращение сроков полового… …   Психологический словарь

  • АКСЕЛЕРАЦИЯ — [англ. acceleration Словарь иностранных слов русского языка

  • акселерация — ускорение, акцелерация Словарь русских синонимов. акселерация сущ., кол во синонимов: 1 • акцелерация (2) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин …   Словарь синонимов

  • Акселерация — от лат. acceleratio ускорение, англ. acceleration ускорение А. Принцип, применяемый при государственном регулировании рыночной экономики. А. отражает отношения к приросту продукции (дохода, спроса) только тех инвестиций, которые образовались в… …   Словарь бизнес-терминов

  • АКСЕЛЕРАЦИЯ — (акцелерация) (от латинского acceleratio ускорение), в антропологии ускорение роста и полового созревания детей и подростков по сравнению с предшествующими поколениями. Отмечена в экономически развитых странах в последние 100 150 лет. Например,… …   Современная энциклопедия

  • АКСЕЛЕРАЦИЯ — (акцелерация) (от лат. acceleratio ускорение) 1) в биологии развития ускорение формирования отдельных частей зародыша на определенной стадии развития (напр., раннее развитие ротового аппарата у рыб и бесхвостых земноводных, обеспечивающее их… …   Большой Энциклопедический словарь

  • АКСЕЛЕРАЦИЯ — АКСЕЛЕРАЦИЯ, и, жен. (спец.). Ускорение роста и полового созревания у детей и подростков по сравнению с предшествующими поколениями. | прил. акселерационный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • Акселерация — ускоренное физическое развитие и физиологическое созревание детей и подростков, отмечаемое в последние 100 150 лет в экономически развитых странах. Причины А. до конца не установлены, но решающее значение, видимо, имеет улучшение питания. EdwART …   Экологический словарь

  • АКСЕЛЕРАЦИЯ — (от лат. acceleratio ускорение) англ. acceleration; нем. Akzeleration. 1. Ускорение научно технического процесса, проявляющееся в росте количества инноваций на единицу времени. 2. Ускорение роста и полового созревания детей и подростков по… …   Энциклопедия социологии

  • dic.academic.ru

    Акселерация - это... Что такое Акселерация?

    

            (лат. acceleratio - ускорение; синоним - акцелерация), ускорение полового созревания, увеличение массы и длины тела и скорости её нарастания у детей и подростков. Отмечается со второй половины 19 в. За последнее столетие рост детей при рождении стал в среднем больше на 0,5-1 см, масса тела - на 100-300 г; через каждые 10 лет рост детей в возрасте 5-7 лет увеличивался в среднем на 1,5 см, а масса на 0,5 кг; у подростков длина тела возросла на 10-15 см. Существенно изменились сроки полового созревания. Если в 19 в. в Европе менструации у девушек появлялись в возрасте 16-17 лет, то теперь, как правило, это происходит в 13-14 лет и раньше (в 10-12 лет). Те же тенденции роста и развития характерны и для мальчиков. В связи с более ранним половым созреванием современных подростков и юношей их раньше начинают интересовать проблемы любви, отношения между полами, у них раньше пробуждается половое влечение, что нередко влечёт за собой сложные конфликтные переживания. При этом увеличивается разрыв между уровнем физического развития и нравственно-психологической, социальной и гражданской зрелостью. Всё это ставит перед системой полового воспитания и просвещения особые задачи, целью которых должно быть стремление не столько удержать молодёжь от ранней половой жизни, сколько создать гуманистические установки и воспитать способность управлять своей сексуальностью. Предполагаемые причины акселерации: радиация и активизирующее влияние солнечной инсоляции, усиленная витаминизация детей и беременных женщин, возросшее употребление белков, урбанизация, влияние средств массовой информации. Одной из причин называют также возросшее число гетеролокальных браков (браков людей, проживавших на далеко расположенных друг от друга территориях). Но единой причины акселерации не установлено. Предполагают, что она вызвана всем комплексом меняющихся условий жизни. Акселерация вносит определённые изменения в характеристику возрастных границ каждого периода физического и психологического (включая половое) развития детей, но не отменяет их типичных характеристик.

    (Источник: Сексологический словарь)

    Синонимы:
    • Акротомофилия
    • Акцентуации характера

    Смотреть что такое "Акселерация" в других словарях:

    • акселерация — (от лат. acceleratio ускорение) отмечаемое за последние 100–150 лет ускорение соматического развития и физиологического созревания детей и подростков, проявляющееся в увеличении их веса и размеров тела, а также в более ранних сроках полового… …   Большая психологическая энциклопедия

    • Акселерация — (от лат. aссеleratio ускорение) наблюдающееся за последние 150 лет ускорение физического развитие детей, включающее различные анатомические и физиологические проявления (увеличение веса и роста новорожденных, сокращение сроков полового… …   Психологический словарь

    • АКСЕЛЕРАЦИЯ — [англ. acceleration Словарь иностранных слов русского языка

    • акселерация — ускорение, акцелерация Словарь русских синонимов. акселерация сущ., кол во синонимов: 1 • акцелерация (2) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин …   Словарь синонимов

    • Акселерация — от лат. acceleratio ускорение, англ. acceleration ускорение А. Принцип, применяемый при государственном регулировании рыночной экономики. А. отражает отношения к приросту продукции (дохода, спроса) только тех инвестиций, которые образовались в… …   Словарь бизнес-терминов

    • АКСЕЛЕРАЦИЯ — (акцелерация) (от латинского acceleratio ускорение), в антропологии ускорение роста и полового созревания детей и подростков по сравнению с предшествующими поколениями. Отмечена в экономически развитых странах в последние 100 150 лет. Например,… …   Современная энциклопедия

    • АКСЕЛЕРАЦИЯ — (акцелерация) (от лат. acceleratio ускорение) 1) в биологии развития ускорение формирования отдельных частей зародыша на определенной стадии развития (напр., раннее развитие ротового аппарата у рыб и бесхвостых земноводных, обеспечивающее их… …   Большой Энциклопедический словарь

    • АКСЕЛЕРАЦИЯ — АКСЕЛЕРАЦИЯ, и, жен. (спец.). Ускорение роста и полового созревания у детей и подростков по сравнению с предшествующими поколениями. | прил. акселерационный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

    • Акселерация — ускоренное физическое развитие и физиологическое созревание детей и подростков, отмечаемое в последние 100 150 лет в экономически развитых странах. Причины А. до конца не установлены, но решающее значение, видимо, имеет улучшение питания. EdwART …   Экологический словарь

    • АКСЕЛЕРАЦИЯ — (от лат. acceleratio ускорение) англ. acceleration; нем. Akzeleration. 1. Ускорение научно технического процесса, проявляющееся в росте количества инноваций на единицу времени. 2. Ускорение роста и полового созревания детей и подростков по… …   Энциклопедия социологии

    • АКСЕЛЕРАЦИЯ — (от лат. acceleratio ускорение, англ. acceleration) 1) досрочное завершение предпринимательской сделки; 2) оговорка в кредитном договоре о досрочном наступлении срока погашения невыплаченной суммы в случае наступления конкретных обстоятельств,… …   Экономический словарь


    dic.academic.ru

    АКСЕЛЕРАЦИЯ - это... Что такое АКСЕЛЕРАЦИЯ?

    акцелерация (от лат. acceleratio — ускорение), ускорение темпов роста и физич. развития детей и подростков по сравнению с предшествующими поколениями. При сопоставлении результатов антропометрич. обследований, проведённых в нач. 20 в.. сданными 30-х гг. 19 в. было установлено, что в 20 в. процесс А. охватил население всех экономически развитых стран.

    Признаки А. отмечаются уже на стадии внутриутробного развития. Так, за последние 70—80 лет длина тела новорождённого увеличилась в среднем на 1 см, масса — на 100—300 г. Значит, изменения в темпах роста и развития наблюдаются у грудных детей: удвоение массы тела, происходившее ранее между 5-м и 6-м мес жизни, теперь наблюдается в 4 мес, окружность груди ребёнка становится больше окружности головы не в 6 мес, а в 2- 5 мес. Дети раньше начинают держать голову, в более раннем возрасте у них зарастает родничок и прорезываются молочные зубы. С возрастом темпы А. растут: длина тела 4—7-летнех детей за каждое десятилетие в среднем увеличивается на 1,5 см, масса тела — на 0,5 кг, 13—15-летних школьников соотв. на 2,5см и на 2 кг. Как показывают наблюдения, проводимые с 30-х гг., существенных различий в темпах А. детей разных национальностей не обнаружено. Гор. дети подвержены А. в большей степени, чем сельские, но и эти различия уменьшаются. Наблюдаемое у детей и подростков во всех странах более раннее (на 2—3 года) окостенение скелета способствует резкому торможению, а затем и прекращению роста тела в длину. У совр. девушек процесс роста завершается в 16—17 лет, а у юношей — в 18—19 лет. Тем не менее отмечается увеличение длины тела взрослых людей (напр., совр. мужчины 20—25 лет стали выше на 6—8 см), что объясняется более интенсивным ростом тела у детей. Ускоряется половое созревание подростков. По сравнению с девочками 19 в. у совр. девочек половое созревание начинается на 3 года раньше (первые менструации появляются в среднем примерно в 12,5—13 лет). А. проявляется также и др. морфофункциональными изменениями — более сильным развитием мышечной системы, увеличением силы мышц, жизненной ёмкости лёгких и др. У совр. детей отмечается более раннее созревание психомоторных функций, о чём свидетельствуют, напр., более высокие для каждого возраста ср. показатели их физич. подготовленности и значит, «омоложение» спорт, рекордов в большинстве видов спорта. С нач. 20 в. произошло ускорение физич. развития детей не менее чем на 2 года.

    Вопрос о степени синхронности ускорения физич. и психич. развития совр. детей изучен недостаточно. Однако наблюдается увеличение разрыва между более ранней физич. зрелостью детей и уровнем их интеллектуального и социального развития.

    Существует ряд гипотез, объясняющих причины возникновения А. Вероятнее всего, ускорение онтогенетич. развития человека происходит под влиянием целого комплекса резко меняющихся социально-экон. условий жизни, в первую очередь питания, а также нек-рых генотипич. изменений, возникающих в результате активизации в 20 в. процессов миграции и смешения населения.

    Кроме А. во времени (сравнение с предшествующими поколениями) существует А. внутри одного поколения (внутригруп-повая), характеризующаяся теми же морфофункциональными показателями. Внутри одной возрастной группы выявлено ок. 8% детей, отличающихся ускоренным развитием, и примерно столько же детей, для к-рых характерна значит, задержка физич. развития. Различия по биол. возрасту между ними, выявляющиеся уже в дошк. возрасте, к 5—8-му кл. достигают 2—3 лет. Т. о., единая для данного возраста норма уч. нагрузки, особенно физической, оказывается недостаточной для одних учащихся и чрезмерной для других, что должен учитывать педагог.

    Лит.: 3 е л ц е p А., Причины и формы проявления ускоренного роста детей, [пер. с нем., М. — Берлин, 1968]; К а р с а с в-ская Т. В., Социальная и биол. обусловленность изменений в физич. развитии человека, Л., 1970; Властовский В. Г., Акцелерация роста и развития детей. Эпохальная и внутригрупповая, М., 1976.

    В. Г. Властовский.

    Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». Под ред. В. Г. Панова. 1993.

    pedagogicheskaya.academic.ru

    Акселерация - это... Что такое Акселерация?

  • акселерация — (от лат. acceleratio ускорение) отмечаемое за последние 100–150 лет ускорение соматического развития и физиологического созревания детей и подростков, проявляющееся в увеличении их веса и размеров тела, а также в более ранних сроках полового… …   Большая психологическая энциклопедия

  • АКСЕЛЕРАЦИЯ — [англ. acceleration Словарь иностранных слов русского языка

  • акселерация — ускорение, акцелерация Словарь русских синонимов. акселерация сущ., кол во синонимов: 1 • акцелерация (2) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин …   Словарь синонимов

  • Акселерация — от лат. acceleratio ускорение, англ. acceleration ускорение А. Принцип, применяемый при государственном регулировании рыночной экономики. А. отражает отношения к приросту продукции (дохода, спроса) только тех инвестиций, которые образовались в… …   Словарь бизнес-терминов

  • АКСЕЛЕРАЦИЯ — (акцелерация) (от латинского acceleratio ускорение), в антропологии ускорение роста и полового созревания детей и подростков по сравнению с предшествующими поколениями. Отмечена в экономически развитых странах в последние 100 150 лет. Например,… …   Современная энциклопедия

  • АКСЕЛЕРАЦИЯ — (акцелерация) (от лат. acceleratio ускорение) 1) в биологии развития ускорение формирования отдельных частей зародыша на определенной стадии развития (напр., раннее развитие ротового аппарата у рыб и бесхвостых земноводных, обеспечивающее их… …   Большой Энциклопедический словарь

  • АКСЕЛЕРАЦИЯ — АКСЕЛЕРАЦИЯ, и, жен. (спец.). Ускорение роста и полового созревания у детей и подростков по сравнению с предшествующими поколениями. | прил. акселерационный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • Акселерация — ускоренное физическое развитие и физиологическое созревание детей и подростков, отмечаемое в последние 100 150 лет в экономически развитых странах. Причины А. до конца не установлены, но решающее значение, видимо, имеет улучшение питания. EdwART …   Экологический словарь

  • АКСЕЛЕРАЦИЯ — (от лат. acceleratio ускорение) англ. acceleration; нем. Akzeleration. 1. Ускорение научно технического процесса, проявляющееся в росте количества инноваций на единицу времени. 2. Ускорение роста и полового созревания детей и подростков по… …   Энциклопедия социологии

  • АКСЕЛЕРАЦИЯ — (от лат. acceleratio ускорение, англ. acceleration) 1) досрочное завершение предпринимательской сделки; 2) оговорка в кредитном договоре о досрочном наступлении срока погашения невыплаченной суммы в случае наступления конкретных обстоятельств,… …   Экономический словарь

  • dic.academic.ru

    АКСЕЛЕРАЦИЯ - это... Что такое АКСЕЛЕРАЦИЯ?

    АКСЕЛЕРАЦИЯ, акцелерация (от лат. acceleratio - ускорение), отмечающееся в последние десятилетия ускорение физич. развития детей и подростков. А. наблюдается с раннего детства. Так, удвоение массы тела происходит в 4-5 мес (прежде - в 5-6 мес). Смена молочных зубов постоянными начинается не в 6-7, а в 5-6 лет; раньше наступает половое созревание; окончательных показателей роста достигают к 16-17 годам девушки и к 18-19 юноши (прежде соотв. к 20-22 и 22-25 годам).

    Существует ряд гипотез о причинах А. Согласно одной из них, осн. причина - улучшение питания детей (увеличение потребления животных белков и жиров, витаминов, появление высококалорийных концентратов для вскармливания грудных детей). Нем. врач Э. Кох, предложивший (1935) термин 'А.', считал, что это явление - следствие более интенсивной инсоляции, к-рой подвергаются дети в настоящее время. Сторонники гипотезы урбанизации полагают, что ускоренный темп совр. гор. жизни возбуждает центр. нервную систему и активирует её тропные функции. Ряд бурж. учёных развивает генетич. гипотезу, к-рая объясняет явления А. генетич. эффектом, сходным с гетерозисом (феномен превосходства гибридов первого поколения по ряду признаков над родительскими формами). По мнению сов. учёного В. Г. Властовского, в основе А. лежит изменение наследственности под влиянием смешения нас. планеты, а конкретные социальные условия 'реализуют' генетич. потенциал роста и развития детей. Не вызывает сомнений значение взаимодействия биол. и социальных факторов в происхождении А., проявления к-рой изучают не только антропология, медицина, биология, но и педагогика, психология, социология.

    ● Зельцер А., Причины и формы проявления ускоренного роста детей, [пер. с нем.], М.-Берлин, 1968, Карсаевская Т. В., Социальная и биол обусловленность изменений в физич. развитии человека. Л., 1970; Властовский В. Г., Акцелерация роста и развития детей, М. 1976

    В. Н. Кардашенко, Е. П. Стромская.

    Демографический энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Главный редактор Д.И. Валентей. 1985.

    demography.academic.ru

    Акселерация - это... Что такое Акселерация?

    (от лат. acceleratio - ускорение)

       — ускорение роста и физического развития детей по сравнению с предшествующими поколениями. Впервые подобные явления отмечены в середине 19 в. Признаки А. появляются уже на стадии внутриутробного развития. За последнее столетие длина тела новорожденных увеличилась в среднем на 1 см, масса - на 100-300 г. Наблюдаются значительные изменения в темпах роста и развития грудных детей. С возрастом темпы А. растут: рост 4-7-летних детей за каждое десятилетие в среднем увеличивается на 1,5 см, масса тела - на 0,5 кг. Ускоряется половое созревание подростков. Городские дети подвержены А. в несколько большей степени, чем сельские. В конце 20 в. отмечено замедление темпов А.

       Существует ряд гипотез, призванных объяснить причины возникновения А., однако ни одна из них не признана исчерпывающей. Вероятно, ускорение развития происходит под влиянием целого комплекса социально-экономических и природных условий жизни - улучшения питания; генетических изменений в результате активизации процессов миграции и смешения населения; увеличения интенсивности внешних раздражителей, стимулирующих нервную систему, и др.

       Имеются данные о т.н. психологической А., т.е. ускорении умственного развития детей. Однако, по мнению большинства специалистов, эти данные скорее свидетельствуют об имевшейся ранее недооценке интеллектуальных возможностей ребёнка. Психологи, однако, предостерегают против "искусственной А.", когда интеллектуальное развитие чрезмерно интенсифицируют, ставя перед ребёнком завышенные требования. Надёжным показателем соответствия развивающих воздействий возможностям ребёнка служит его эмоциональная стабильность, готовность с энтузиазмом воспринимать новые задачи. Существует также А. внутри одного поколения. В рамках одной возрастной группы имеется около 8% детей, отличающихся ускоренным развитием, и примерно столько же детей, для которых характерна некоторая задержка физического развития. В целом А. представляет собой статистическую закономерность. Для каждого отдельного ребёнка её проявления имеют свои индивидуальные особенности, которые не следует расценивать как преимущества или недостатки.

       (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 14)

       — ускорение роста и полового созревания детей и подростков по сравнению с предыдущими поколениями.

       (Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 7)

    Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека. 2006.

    pedagogical_dictionary.academic.ru

    Акселерация - это... Что такое Акселерация?

    (лат. — ускорение). Так называется в механике изменение скорости тела в одну определенную единицу времени. Различают положительное ускорение (увеличение скорости, или ускорение в собственном смысле этого слова) и отрицательное (уменьшение скорости, или замедление, лат. retardatio). Если скорость увеличивается в одинаковые промежутки времени на одинаковую величину, ускорение называется постоянным; при неравномерно ускоренном или замедленном движении оно называется изменяющимся, или переменным. В первом случае ускорение измеряется увеличением или уменьшением скорости в продолжение одной секунды, во втором случае мерой ускорения служит то увеличение или уменьшение скорости, которое тело должно бы было приобрести, если бы движение стало равномерно изменяющимся в тот момент, для которого требуется определить ускорение. Известнейший пример равномерного ускорения представляет свободное падение тела (в мысленно пустом пространстве, которого скорость увеличивается каждую секунду на 9,81 м; см. Падение). Эта величина называется ускорением тяжести. Так как по основному закону динамики каждое движение стоит в определенном отношении к силе, которою оно вызывается, то ускорение может также служить мерой силы тяжести; достаточно поэтому для того, чтобы узнать величину последней для какой-нибудь точки земной поверхности, дать ускорение, которое в этом месте получает свободно падающее тело. На высоких горах ускорение тяжести меньше, чем на море, у полюсов больше, чем у экватора, но эти разницы мало принимаются во внимание. Постоянным ускорением в отрицательном смысле является равномерно замедленное движение брошенного отвесно вверх, без сопротивления воздуха, тела, которого скорость уменьшается в каждую секунду на величину почти 10 м. Примером изменяющегося ускорения служит движение маятника. С момента, в который он наиболее удален от положения равновесия (отвесного), он приближается с неравномерно ускоренным движением; с момента, в который он переходит положение равновесия, он удаляется от него с неравномерно замедленным движением. Ускорительная сила есть каждая сила, действующая непрерывно, следовательно, действующая давлением, тогда как каждая действующая мгновенно и толчком сила производит равномерное, т. е. не ускоренное и не замедленное движение.

    Ускорение Луны. Как впервые было замечено Галилеем, время вращения Луны вокруг Земли несколько тысячелетий становится все короче, т. е. скорость вращения становится все больше. Это явление долго не могли объяснить. Наконец Лаплас нашел в 1787 году истинную причину ускорения Луны, состоящую в изменении эксцентриситета земного пути, который уменьшается с 12000 года до Рожд. Хр. С того времени Луна приближается все ближе к Земле, и это будет продолжаться почти до 37000 года после Рожд. Хр., когда эксцентриситет Земли будет вновь увеличиваться. Однако это ускорение столь ничтожно, что время оборота Луны в продолжение 2000 лет стало только на 1/2 секунды короче и Луна приблизилась к Земле за это время только на 60 м. Ускорением постоянных звезд называют иногда разность между звездным и средним солнечным днем, которая составляет около 3 мин. 56 1/2 сек. звездного времени; на эту величину солнечный день больше звездного.

    dic.academic.ru


    Смотрите также