Бармицва для мальчиков что это такое


Бар-мицва — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Бар-мицва (ивр. ‏בַּר מִצְוָה‏‎, буквально — «сын заповеди»), бат-мицва (ивр. ‏בת מצוה‏‎ — «дочь заповеди», в ашкеназском произношении бас-ми́цва) — термины, применяющиеся в иудаизме для описания достижения еврейским мальчиком или девочкой религиозного совершеннолетия.

Согласно законам иудаизма, когда еврейский ребёнок достигает совершеннолетия (13 лет и 1 день для мальчиков[1] и 12 лет и 1 день для девочек), он становится ответственным за свои поступки и становится, соответственно, бар- или бат-мицва. Во многих консервативных или реформистских синагогах девочки празднуют бат-мицву вместе с мальчиками в 13 лет и 1 день. До этого момента ответственность за соблюдение ребёнком законов и традиций иудаизма несут родители. После достижения этого возраста дети берут всю ответственность за соблюдение этических, ритуальных и других норм иудаизма на себя и получают право участвовать во всех сферах жизни еврейской общины.

В современной практике достижение возраста бар-мицва (в неортодоксальном иудаизме также бат-мицва) обычно связано с вызыванием молодого человека к чтению отрывка Торы и/или Хафтары во время шаббата или другого богослужения, может включать привлечение его к обучению Торе, в том числе обсуждение недельной главы. Что конкретно должен делать бар-мицва во время службы, варьируется в зависимости от направления иудаизма, а также зависит от традиций конкретной общины. Независимо от характера самого празднования, после достижения 13 лет и 1 дня мужчины становятся полностью ответственными за соблюдение законов иудаизма (женщины — после 12 лет и 1 дня).

Большинство представителей ортодоксального иудаизма отвергают идею публичного чтения женщинами Торы и ведение ими богослужения. Однако публичное празднование достижения девочкой возраста бат-мицва другими способами достаточно сильно проникло в среду харедим и в некоторые направления ортодоксального иудаизма. В этих общинах женщины могут, например, прочитать небольшую лекцию на еврейские темы, выучить одну из глав Танаха, прочитать фрагменты других текстов (например, из книги Эстер, Псалмов) или молитвы из сидура.

С момента достижения евреем возраста бар- или бат-мицва он несёт перед еврейским законом ответственность как взрослый. Приобретаемые права и обязанности включают:

  • моральную ответственность за свои действия;
  • право быть вызванным к чтению свитка Торы и участвовать в миньяне;
  • право обладать собственностью;
  • право жениться;
  • обязанность соблюдения всех 613 законов Торы.

Современная практика празднования становления бар-мицва не существовала во времена Танаха, Мишны и Талмуда. В книгах Исход и Числа возраст совершеннолетия для службы в армии устанавливается на 20 лет. 13 лет указывается в Мишне как возраст, после достижения которого человек обязан соблюдать законы Торы: «С пяти лет изучают Тору, с десяти — Мишну, с тринадцати лет — исполняют все заповеди».

Термин «бар-мицва» впервые появляется в Талмуде для обозначения человека, к которому применимы законы Торы. В Талмуде сказано, что после достижения 13 лет и 1 дня клятвы мальчика приобретают юридическую силу, и говорит, что это результат его становления «мужчиной». Термин «бар-мицва» в современном смысле не прослеживается ранее XIV века. Более старыми терминами были «гадоль» («взрослый») и «бар-оншин» (сын наказания), то есть могущий подвергаться наказанию за собственные проступки.

В среде религиозных евреев существует обычай праздновать вторую бар-мицву после достижения человеком 83-х лет. Логика состоит в том, что «обычная» продолжительность жизни составляет 70 лет, поэтому 83-летний человек может рассматриваться как 13-летний в «добавочном времени». Эта практика получает всё большее распространение[источник не указан 88 дней].

Празднующему бар-мицву принято преподносить подарки. Традиционными подарками являются книги, имеющие религиозную или образовательную ценность, предметы религиозного обихода, вечные перья, сберегательные облигации (чтобы использовать их для дальнейшего образования) и подарочные сертификаты. В последнее время всё чаще дарят наличные. Как и в случае благотворительности, становится популярным давать сумму, кратную восемнадцати (гематрия слова «хай» — жизнь). Принято, чтобы из денежных подарков бар-мицва делал свою первую личную мицву (пожертвование) на благотворительные нужды. В сефардской традиции от родителей бар-мицва получает первый талит гадоль.

  1. ↑ Мишна-Тора Нашим-Ишут 2.10

ru.wikipedia.org

Что такое Бар Мицва — совершеннолетие еврея?

Когда еврейскому ребёнку (мальчику) исполняется 13 лет, на него возлагается обязанность, по Торе, соблюдать мицвот — заповеди. Т.е., он становится бар-мицва — обязанным исполнять мицвот. До этого возраста, согласно Торе, ребёнок не обязан соблюдать заповеди, но его отец, как постановили мудрецы, обязан приучать его к соблюдению.

В этот день обычно устраивают трапезу — радуются тому, что ребёнок отныне обязан соблюдать мицвот, ведь заповеди — удивительный подарок, который дал нам Всевышний. Великий каббалист Аризаль пишет (Шар Руха аКодеш): «Итак, следует человеку, когда он исполняет ту или иную мицву, или изучает Тору, или произносит молитву, быть в добром расположении духа и более радостным, чем когда он получает прибыль или находит тысячу золотых динаров… И об этом сказано в стихе (Дварим 28, 47): “За то, что не служил ты Господу, Б-гу твоему с радостью и с сердечным расположением при изобилии всего…”. Это означает, что следует радоваться больше, чем при получении всего богатства мира. Таково значение слов “при изобилии всего” — больше, чем при изобилии всего[1]».

И пишет автор Маген Авраам (225, 4; раби Авраам Гомбинер, 1637—1683): «Обязан человек устраивать трапезу в день, когда его сын становится бар-мицва, как в тот день, когда он вступает под свадебный балдахин». Такую трапезу устроил ещё Авраам в день бар-мицвы Ицхака, как сказано (Бэрейшит 21, 8): «И выросло дитя, и было отнято от груди; и Авраам сделал большой пир в день отнятия Ицхака от груди». Говорит мидраш (Бэрейшит Рабба 53, 10), что имеется в виду день, когда Ицхак был отлучён от дурного стремления (йецер а-ра) [2], т.е. о дне, когда ему были даны: обязанность соблюдать мицвот и доброе стремление (йецер а-тов, как сказано в комментарии Матнот Кэуна, там). И см. Зоар на главу Ва-йешев (179, 2).

Мааршаль (раби Шломо бен Йехиэль Лурия), один из величайших раввинов всех поколений, пишет в своей книге Йам шель Шломо (Б.К., 7): «А трапезы на бар-мицву, которые устраивают ашкеназы, — нет, наверное, заповеданной трапезы, важнее, чем эта; об этом говорит и её название. И устраивают веселье, восхваляют и благодарят Всевышнего за то, что удостоился мальчик стать бар-мицва, ведь “велик тот, кто обязан и выполняет свои обязанности”, и отец удостоился взрастить сына, довести его до этого возраста, и ввести в союз Торы полностью».

Книга Зоар (Бэрейшит 27, 1) толкует стих из Шир а-Ширим (Песни Песней; 3, 11): «Выходите и поглядите, дочери Цийона, на царя Шломо, на венец, которым венчала его мать его в день его свадьбы и в день радости сердца его», говоря, что речь здесь идёт о веселье бар-мицвы — радости праведников. «А когда удостаиваются [соблюдать заповеди]? Сказал раби Ицхак: с тринадцати лет; в этот день обязаны праведники радоваться, как в день, когда вступают под свадебный балдахин. И за выполнение этой заповеди [празднования бар-мицвы] Всевышний наградит их и пошлёт пред ними глашатая в радости».

Другая причина, по которой мы должны праздновать бар-мицву, как свадьбу: в этот день мальчик получает святую душу, «отколотую» от престола Славы Всевышнего.

В другом месте в Зоаре (Бэрейшит 18, 72) приводится ещё одна причина, по которой необходимо праздновать бар-мицву: «Раби Шимон бен Йохай позвал мудрецов принять участие в большой трапезе, которую приготовил для них. Он уставил весь дом драгоценной утварью и посадил мудрецов с одной стороны, а сам сел с другой, и был очень радостен. Спросили его: почему ты так радуешься в этот день — больше, чем в другие дни? Ответил он им: потому что в этот день спускается высшая святая душа… к Элазару, сыну моему, и с этой трапезой радость будет полной. Он посадил раби Элазара, своего сына, рядом с собой, и сказал: садись, сын мой, садись, потому что в этот день ты свят».

Итак, в соответствии с Зоаром, бар-мицву следует праздновать, в том числе, потому, что в этот день ребёнок получает высшую душу.

Раби Яаков Хаим Софер (один из величайших сефардских галахистов) пишет в своей книге Каф а-Хаим (Орах Хаим 225, 11), что по этой причине «принято произносить драшу (толкование Торы с использованием мнений комментаторов и поучительным или утешительным выводом) и устраивать трапезу в день, когда мальчик становится бар-мицва. Чтобы, благодаря изучению Торы и заповедей и трапезе, которую устраивают в честь его новых обязанностей, он удостоился более высокого духовного уровня и святости. Если ребёнок не умеет произнести драшу, то произносят её перед ним. А если отец его умеет произносить драшу, то лучше, чтобы это сделал именно он, а не кто-то другой».

[1] На иврите: מרוב כל, что можно прочитать — «больше чем при изобилии всего».

[2] На иврите: הגמל יצחק, что значит не только отнятие от груди, но и отлучение от какой-то привычки, отвыкание.

toldot.ru

что это и как омечают праздник?

 

В жизни каждого человека наступает переломный момент — переход от детства ко взрослой жизни. Вроде еще вчера ты беззаботно бегал и резвился, а уже сегодня несешь ответственность за свои поступки. И хотя в большинстве стран считается, что ребенок стал полностью взрослым и самостоятельным при достижении 18 лет, а за ряд действий молодые люди несут ответственность уже с 16 лет, а за некоторые — вообще с 14.

А вот у евреев все по-другому. В Израиле совершеннолетним считается человек с 13 лет для мальчиков и с 12 лет для девочки. Хотя это совершеннолетие и религиозное, но при достижении детей данного возраста, за их поступки перестают нести ответственность родители. Такой переход во взрослую жизнь и носит название бар- или бат-мицва в зависимости от пола ребенка. Дословно этот термин переводится как сын и дочь заповедей.

Почему решили выбрать именно этот возраст как переломный? Еврейские дети еще с пяти лет начинают осваивать Письменную Тору, с 10 — Мишну. Но вот с 13 лет им разрешено исполнять все заповеди, так как считается, что только с этого возраста они способны осознать смысл заповедей. Да и если обратится к источнику обряда — Торе, то в ней можно найти рассказ о двух мальчиках, которые жаждая мести за сестру, ворвались в город. Оба они упоминались как «иш», что в переводе обозначает взрослый мужчина. Тут же отмечено, что один из них был в возрасте 13 лет. Исходя из этого, ребенка можно начинать считать взрослым не раньше, чем после достижения тринадцати лет.

Опираясь на Тору, как главный источник религиозной информации, были сформированы иудейские законы. Согласно им бар-мицва/бат-мицва празднуются, когда ребенку исполнилось 13 лет и один деть или12 лет и один день соответственно. В консервативном и реформистском иудаизме юноши и девушки отмечают праздник одновременно, в 13 лет и 1 день. Теперь ребенок самостоятельно отвечает за соблюдение им этнических, ритуальных и других норм иудаизма. Кроме этого, они становятся равноправными членами еврейского общества. До сего момента мальчики обязаны ходить в вечернюю школу, иначе они не смогут отметить праздник в синагоге.

Как проходит обряд бар мацва

Существует два обязательных действия, которые необходимо совершить, дабы церемония прошла по всем правилам. Первое — наложение тфилин. Под этим названием скрывается элемент молитвенного наряда иудейского народа. Представляет собой две крохотные коробочки, изготовленные из кожи кошерных животных и окрашенные в черный цвет. В них вложены написанные на пергаменте отрывки из Торы. Одна из коробочек с помощью кожаных ремешков одевается на лоб, ближе к линии роста волос, а другая — на левую руку, между локтем и плечом, слегка повернув к туловищу. Возможно, именно из-за тфилина выбран возраст совершеннолетия, так как его можно накладывать только с 13 лет. И все дело вот в чем…

Согласно иудейским законам, изложенные на пергаменте отрывки доступны для понимания только созревшему человеку. И только зрелый человек способен полностью сконцентрироваться на прочтении молитв, выкинув из головы всякие дурные мысли и осознано сделать свой выбор. А именно в этом возрасте наступает период «созревания» человека. Прежде чем надеть тфилин, необходимо прочесть благословение. Во время ритуала необходимо стоять и до конца действия сохранять спокойствие и молчать. Обряд не проходит по субботам и праздникам, прописанным в Торе.

Следующий этап празднования — Алия ле Тора или вызов к Торе. Все иудеи постоянно посещают синагоги. В некоторые дни, а именно: в понедельник, четверг, субботу и определенные праздники, к обычным службам добавляется еще и чтение свитка Торы. В этот момент к священному документу могут вызвать одного из присутствующих. Но сам читать свиток он не может. Делает это за него специально обученный человек, как бы от имени вышедшего.

Впервые удостаиваться такой чести ребенок мужского пола именно в момент празднования бар мицвы. Таким образом вся община подчеркивает свое уважения к ее новому члену и показывает, что юноша стал полноправным участником общины. Если же вызванный к Торе не имеет права ее читать, то на такого человека возлагается ответственная миссия. Он подходит к свитку, разворачивает его и руками выделяет отрывок, который собираются прочитать во время службы. Теперь ему необходимо поцеловать кисти своих рук, а затем произнести благословение. После прочтения вызванный повторяет свои действия, сворачивает Тору и вновь произносит благословение.

Во время посвящения во взрослую жизнь отец мальчика стоит возле него. Когда заканчивается прочтение Торы, он произносит благословение. В нем отец выражает благодарность господу, за то, что тот позволил ему вырастить и воспитать ребенка, и теперь тот сам отвечает за себя. Кроме этого, так как до совершеннолетия отец нес всю ответственность за сына, подсказывал ему как действовать в той или иной ситуации. Все неверные поступки ребенка были и неудачами отца, больно ранили его родительское сердце. Теперь он рад, что с этого момента поступки сына перестанут быть его болью и карой за неправильное воспитание отрока.

В конце церемонии новоиспеченного члена общества принято посыпать конфетами и орехами. Ему желают счастья и благополучия в новой взрослой жизни. От этого обычая берет начало традиция осыпать на свадьбе молодых. Ведь они так же начинают новую страничку в жизни. А кроме этого, совершеннолетний юноша уже может стать женихом.

Завершается торжественный день трапезой. На ней новоиспеченный член еврейского общества произносит торжественную речь, в которой выражает благодарность родителям за терпение и труд в его воспитании. Свою зрелось он подтверждает собственно подготовленной речью,  некоторых отрывков из Торы либо отвечает на вопросы по ней, демонстрируя свою образованность.

Здесь пышность оформления и разнообразия блюд вовсе не важны. Главное то, как молодой человек справится с заданием.

 

Как отмечают бат мицву

В отличие от бар мицва, во время бат мицвы церемония празднования менее пышная и, как правило, проходит в семейном кругу. Из гостей могут быть только подруги. Девушка также должна произнести слова благодарности ее родителям и продемонстрировать свои знания и понимания Торы. У ортодоксальных евреев эта церемония не прижилась. Для них неприемлемо появление женщин на службе в синагоге.

Подарки на бар мицву

Молодым людям, отмечающим бар- и бат-мицву, принято дарить подарки. Так как евреи народ очень верующий, что особенно касается ортодоксальных евреев, то главным подарком для виновника торжества считается книга. И это не просто какая-то художественная литература. Она обязательно должна соответствовать религиозной или образовательной тематике. Кроме этого дарят религиозные предметы, необходимые в повседневной жизни, облигации, подарочные сертификаты.

Современный мир заставляет вносить корректировки в привычный ход событий. Поэтому все чаще облигации заменяют на наличные деньги, которые совершеннолетний человек обязан потратить на дальнейшее свое обучение. Сумма должна непременно быть кратной восемнадцати. Кроме этого, из подаренных денег юноша обязан выделить некую суму на благотворительное пожертвование. Так как с этого момента бар-мицва будет молиться наравне с остальными членами общества, то родители дарят ему специальный молитвенный наряд.

Что ждет прошедших обряд

Теперь юноши и девушки становятся полностью ответственным за все свои деяния. Должны регулярно вместе со всеми членами общины посещать все службы, на которых парень может быть призван к прочтению Торы или стать участником миньяне.

Тора содержит 613 законов и все их необходимо соблюдать после празднования бар мицва. Когда юноша становиться совершеннолетним он может оформлять на себя собственность. Если есть желание, то может выбрать себе девушку и узаконить с ней отношения путем вступления в брак. Для нашего человека этот факт кажется абсолютным нонсенсом. Ведь какой из подростка может быть муж? Он сам еще как ребенок и ему хочется вдоволь пожить для себя. Но еврейские дети воспитаны абсолютно по-другому. Их с ранних лет учат быть самостоятельными и готовят к обряду посвящения во взрослую жизнь.

История праздника

Казалось бы, такой серьезный обряд, как празднования совершеннолетия, должен иметь глубокие корни. Увы, если верить священным писаниям, то в современном виде бар мицва отмечается не так давно. Ранее считалась, что только в двадцать лет становятся взрослыми, так как в этом возрасте юноша уже готов нести воинскую службу.

Первые упоминания о бар мицва появились в священных книгах только в пятом веке. И то, они означали, что последствия действий такого человека можно рассматривать через призму законов Торы. То есть, когда юноша достигает тринадцатилетнего возраста, все его клятвенные обещания наделяются юридической силой. Теперь он не может как юнец, бросить свои слова на ветер. За все действия он отвечает как взрослый мужчина. В современном же смысле слово бар мицва стало употребляться только после XIV века. До этого использовались другие слова, обозначавшие не совершеннолетний, а взрослый или способный нести наказания.

Иногда можно обнаружить упоминания о так называемой второй бар мицве. Связанно это с тем, что евреи в среднем живут не более семидесяти лет. Но как у любого народа, среди них случаются долгожители. Поэтому, если в религиозной общине человеку исполнилось 83 года, то есть он на 13 лет пережил своих соотечественников, ему разрешают отметить свое второе совершеннолетие. Этот довольно необычный факт становится все более популярным из-за увеличения числа «долгожителей». А кто-то считает, что не стоит ждать своего «второго совершеннолетия», а нужно его отмечать через каждые 13 лет, тем самым демонстрируя свое уважение к религии и народу.

Стремятся отпраздновать свое совершеннолетие не только евреи, обитающие на израильских землях, но и живущие далеко за ее пределами. Некоторые, утратившие свою религиозность под влиянием иного общества, хотят вернуться к своим корням. Поэтому часто встречаются евреи, отмечающие свое совершеннолетие уже в достаточно зрелом возрасте имея полноценную семью.

israelrus.ru

мицва - это что такое? Еврейские традиции

Бар-мицва – это один из главных еврейских праздников, всегда ожидаемый с волнением и радостным предвкушением. Буквально с иврита переводится как «сын заповеди». Это еврейское совершеннолетие.

Что это такое?

Бар-мицва – это день, в который человек, по еврейским законам, становится взрослым, следовательно, способным отвечать самостоятельно за собственные поступки. Стоит отметить, что у мальчиков такой возраст – 13 лет, у девочек – 12. При этом во многих реформистских или консервативных синагогах девочки празднуют еврейское совершеннолетие с мальчишками вместе.

До данного момента ответственность за полное соблюдение ребёнком традиций и законов иудаизма несут родители. Зато совершеннолетний человек получает уже свои обязанности и права: право учить Тору, исполнять ее заповеди, а также право жениться. Хотя новый год во взрослой жизни человека начинается не только с этого.

Бар-мицва – это очень торжественный, важный и невероятно веселый день. В этот момент приглашаются близкие и друзья. Приобретается нарядная одежда, ребенку устраивается грандиозный праздник, благодаря чему именинник себя чувствует взволнованно и радостно. При этом совершеннолетие отметить на Святой Земле вдвойне удивительно и необыкновенно.

Обычаи и законы

Еврейские традиции предполагают, что, когда ребёнок достигает совершеннолетия, он начинает полностью отвечать за собственные поступки. Но это еще не все. Он становится бар-мицва (мальчики) или бат-мицва (девочки). До этого момента, повторимся, полную ответственность за то, как ребенок соблюдает традиции и законы иудаизма несут его родители. Как только дети достигают этого возраста, они берут на себя ответственность за соблюдение ритуальных, этических и остальных норм иудаизма. Кроме того, они получают право принимать участие во всех сферах деятельности еврейской общины.

Еврейские традиции

Достижение периода бар-мицвы в основном связано с тем, что молодого человека вызывают к чтению небольшого отрывка Хафтары и/или Торы в период Шаббата, кроме того, другого богослужения. Кроме того, его могут привлечь к обучению Торе, к обсуждению недельной главы. При этом что именно во время службы должен делать мальчик, изменяется в зависимости от конкретного направления религии, а еще зависит от традиций определенной общины. Вне зависимости от характера празднования, мужчины после 13 лет становятся ответственными полностью за соблюдение всех законов иудаизма (девушки — после 12).

Основное количество представителей ортодоксального иудаизма полностью отвергают идею ведения женщинами богослужения и публичного чтения ими Торы. Но публичное празднование достижения ребенка возраста бат-мицва прочими способами очень сильно проникло в харедим, а также в часть направлений ортодоксального иудаизма. В данных общинах девушки могут, к примеру, прочитать маленькую лекцию на различные еврейские темы, выучить главу Танаха, прочитать какие-то молитвы из сиддура или фрагменты других текстов.

Обязанности и права

С того момента, как еврей достигает возраста бат-мицва, перед еврейским законом он несёт ответственность как взрослый, о чем уже говорилось выше. Приобретаемые обязанности и права включают:

  • право участвовать в миньяне и быть вызванным к прочтению Торы;
  • моральную ответственность за собственные действия;
  • право обладать какой-либо собственностью;
  • обязанность полного соблюдения всех 613 законов Торы;
  • право жениться.

История

Во времена Талмуда, Мишны и Танаха современная практика празднования еврейского совершеннолетия еще не существовала. В книгах Числа и Исход возраст совершеннолетия, допустимый для армейской службы, составляет 20 лет. В Мишне 13 лет указывается как возраст, при достижении которого мальчик должен соблюдать законы Торы. Так, с 5 лет мальчики изучают Тору, с 10 — Мишну, с 13 лет исполняют полностью все заповеди.

Бар-мицва – это термин, который появился впервые в Талмуде (в пятом веке). Он обозначал мальчика, к которому применимы были все законы Торы. При этом в Талмуде указано, что клятвы человека после исполнения 13 лет приобретают полную юридическую силу, а также, что это итог его становления настоящим «мужчиной», как того требует Чис. В современном смысле термин «бар-мицва» не прослеживается до XIV века. Стоит отметить, что более старыми определениями были «гадоль» и «бар-оншин» (способный подвергаться наказанию за свои проступки).

Вторая бар-мицва

Среди религиозных евреев есть также обычай праздновать вторую бар-мицву, что происходит после достижения 83 лет. Интересно, что логика в этом заключается в том, что «простая» продолжительность жизни человека составляет примерно 70 лет, следовательно, 83-летний старик рассматриваться может как 13-летний, только в «добавочном времени». Данная практика сегодня становится всё более популярной.

Подарки

Ребенку, празднующему бар-мицву, обычно дарят подарки. Классическими дарами являются книги с образовательной или религиозной ценностью, вечные перья, различные предметы религиозного обихода, сберегательные облигации (для того чтобы их применять для дальнейшего образования), а также всевозможные подарочные сертификаты. Сегодня всё чаще на совершеннолетие дарят наличные.

Интересно, что, как и в благотворительности, здесь становится распространенным давать сумму, которая будет кратной восемнадцати. Принято при этом, чтобы бар-мицва из денежных подарков делал личную свою первую мицву (пожертвование), которая была бы направлена на благотворительность. От родителей мальчик получает на праздник первый талит.

Проступки и заповеди

Как только еврейский мальчик стал совершеннолетним, он должен себя вести, как подобает настоящему мужу или богатырю, который покоряет свое дурное начало, при этом постоянно возбуждает доброе. Учитель и отец должны помогать ребенку, начинающему этот путь. Им необходимо помочь понять ему и осмыслить все новое, что появилось в нем сейчас, а также в чем заключаются его обязанности с нынешнего момента.

Новое — это принятие мальчиком на себя навсегда бремени заповедей Всевышнего и абсолютная невозможность свержения его когда-либо с себя. В то время как его обязанность — опасаться пробуждения дурного начала, постоянно его подстерегающего, беречься от возможного совершения проступка. Он должен всем сердцем верить, что Творец ему дал для этого достаточно сил.

Обычаи и законы праздничного дня

Дети заповеди Торы исполнять не обязаны. Мальчик, как уже говорилось выше, начинает это делать с тринадцати лет, еврейская девочка — с 12. Когда они этого возраста достигают, считается, что к ним приходят вместе с этим и остальные признаки зрелости.

В случае если ребенок появился 1-го числа месяца нисан, бар-мицва он становится 1-го числа месяца нисан 14-го года жизни.

В случае если мальчик родился в месяце адар не високосного года, при этом 13-й год его жизни оказался високосным (было два месяца адар), ребенок становится бар-мицва лишь в день рождения во 2-м адаре.

В случае если ребенок появился в високосный год в адаре и 13-й год его жизни оказался также високосным, тогда, если он появился на свет в 1-м адаре, бар-мицва он становится также в 1-м адаре; если же мальчик родился во 2-м адаре, то также во втором адаре он становится бар-мицва. При этом если 13-й год его жизни был обычным, то совершенно безразлично, появился он на свет в 1-м или во 2-м адаре – как только наступает день его рождения в адаре, он автоматически становится бар-мицва.

fb.ru

Бат мицва — совершеннолетие у девушек

Оглавление

Что такое бат-мицва? [↑]

Бат-мицва (בַּת-מִצְוָה, буквально «дочь заповеди») — достижение еврейского совершеннолетия девушками в возрасте 12 лет. Начиная с возраста бат-мицвы девушка обязана соблюдать заповеди (мицвот), исполнение которых предписано еврейской женщине. Подобно этому, достижение еврейского совершеннолетия юношами в их 13 лет называется бар мицва (буквально «сын заповеди»). Возрастная граница бат-мицвы — 12 лет — является законом, полученным Моисеем на горе Синай — алаха ле-Моше ми-Синай(ср. трактат Талмуда Кидушин, 16б).

До этого времени также принято приучать детей к исполнению заповедей, однако и награду, и наказание за их поведение получают родители, а точнее, отец. После бат-мицвы или бар-мицвы молодые люди начинают отвечать за свои поступки и вступают в те отношения с Б-гом, которые называются Заветом. Теперь, выполняя мицвот, они сами получают награду — в этом и в Будущем мире (как известно, в этом мире нам дается возможность «заработать» долю в Будущем и получить награду за исполненные заповеди и добрые дела).

Время для наказания, однако, сразу после бат-(бар-)мицвы еще не пришло. В книге Зоар говорится, что Небесному суду человек подлежит только с 21 года.

Какие заповеди обязаны исполнять женщины? [↑]

Вступая в возраст бат-мицвы, девушка начинает соблюдать заповеди также, как всякая еврейская женщина.

Как известно, женщины не обязаны соблюдать все заповеди. Из 613 мицвот, предписанных Торой, а также заповедей, установленных мудрецами, они выполняют в полном объеме лишь запретительные(«ло таасе») — такие, как не красть, не есть некошерное, не нарушать Субботу. Из предписывающих заповедей («асе») женщины не должны соблюдать те, которые связаны с определенным, конкретным временем («мицвот ше-а-зман грама») — носить цицит, накладывать тфилин (и то, и другое делают только в светлое время суток), жить в шалаше-сукке в праздник Суккот, молиться все обязательные молитвы и т.д.

Но предписывающие заповеди, не связанные со временем, женщины также обязаны исполнять, например: установление мезузы, произнесение благословений, отделение халы от теста, возвращение пропажи и др..

Существуют, правда, и исключения — обязанность зажигать субботние свечи и свечи Хануки, есть мацу (пресный хлеб) в праздник Песах, слушать Мегилат Эстер в праздник Пурим. Женщины также не обязаны учить Тору, хотя это и не связано с определенным временем. Тем не менее они должны изучать законы тех заповедей, которые обязаны исполнять (все эти вопросы подробно разбираются в книгеД.Айзенберга «Так скажи дому Яакова»).

Чем объясняется такое отличие женщин от мужчин?

Мы знаем, что мицвот даны для того, чтобы возвысить и очистить нашу душу, удостоить нас вечной награды. Но женщина от природы более совершенна и не нуждается в такой постоянной работе над собой, как мужчина. Свою награду она получает за другие вещи — скромность, добрые дела, заботу о своей семье, воспитание детей в духе Торы. Женщина освобождена от исполнения заповедей, связанных со временем, также потому, что это может помешать ее прямым обязанностям, нарушить порядок и спокойствие в доме.

Существуют, правда, заповеди, которые возложены именно на женщин. Это зажигание субботних свечей, отделение халы и некоторые аспекты законов семейной чистоты.

Как празднуют бат-мицву? [↑]

Поскольку женщины, в отличии от мужчин, не участвуют в общественных молитвах, никакой официальной церемонии по поводу вступления девушки в возраст бат-мицва не проводится.

Однако в наше время некоторые семьи стараются каким-то образом отметить это важное событие — например, устроить праздничное застолье, пригласив на него подруг дочери.

Можно в этот день съездить на могилы праведников или к Стене Плача, помолиться и почитать Теилим (Псалмы), или сходить к какому-нибудь уважаемому раввину и попросить благословения. Хорошо также замесить тесто в количестве, требующем «отделения халы», чтобы девушка смогла первый раз в жизни выполнить заповедь отделения халы, а потом всей семьей испечь халы, булочки и пироги.

toldot.ru

Бар-мицва и бат-мицва. Религии — Путеводитель по Израилю

Законы и обычаи

Согласно законам иудаизма, когда еврейский ребёнок достигает совершеннолетия (13 лет для мальчиков и 12 для девочек), он (она) становится ответственным за свои поступки и становится, соответственно, бар- или бат-мицва.

Во многих консервативных или реформистских синагогах, девочки празднуют бат-мицву вместе с мальчиками в 13 лет.

Этот возраст совпадает с физическим созреванием. До этого момента ответственность за соблюдение ребёнком законов и традиций иудаизма несут родители.

После достижения этого возраста, дети берут всю ответственность за соблюдение этических, ритуальных и других норм иудаизма на себя и получают право участвовать во всех сферах жизни еврейской общины.

В современной практике, достижение возраста бар-мицва (в неортодоксальном иудаизме также бат-мицва) обычно связано с вызыванием молодого человека к чтению отрывка Торы и/или Хафтары во время Шаббата или другого богослужения, может включать привлечение его к обучению Торе, включая обсуждение недельной главы.

Что конкретно должен делать бар-мицва во время службы, варьируется в зависимости от направления иудаизма, а также зависит от традиций конкретной общины.

Независимо от характера самого празднования, после достижения 13 лет мужчины становятся полностью ответственными за соблюдение законов иудаизма (женщины — после 12 лет).

Большинство представителей ортодоксального иудаизма отвергают идею публичного чтения женщинами Торы и ведение ими богослужения.

Однако публичное празднование достижения девочкой возраста бат-мицва другими способами достаточно сильно проникло в среду харедим и в некоторые направления ортодоксального иудаизма.

В этих общинах женщины могут, например, прочитать небольшую лекцию на еврейские темы, выучить одну из глав Танаха, прочитать фрагменты других текстов (например, из Книги Эстер, Псалмов) или молитвы из сиддура.

Права и обязанности

С момента достижения евреем возраста бар- или бат-мицва, он несёт перед еврейским законом ответственность как взрослый.

Приобретаемые права и обязанности включают:

  • моральную ответственность за свои действия;
  • право быть вызванным к чтению Торы и участвовать в миньяне;
  • право обладать собственностью;
  • право жениться;
  • обязанность соблюдения всех 613 законов Торы.

История

Современная практика празднования становления бар-мицва не существовала во времена Танаха, Мишны и Талмуда.

В книгах Исход и

guide-israel.ru

Бармица — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 23 июля 2017; проверки требуют 2 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 23 июля 2017; проверки требуют 2 правки. Слово «Бармица» имеет и другие значения.


Бармица — элемент шлема в виде кольчужной сетки (иногда вместо кольчуги использовался ламелляр), обрамляющей шлем по нижнему краю. Закрывала шею, плечи, затылок и боковые стороны головы; в некоторых случаях грудь и нижнюю часть лица.

Бармица встречалась в основном на Руси или в восточных странах, европейские воины использовали бувигер или хауберк с койфом.

Бармица может быть открытой или закрывать низ лица (в этом случае часть, закрывавшая лицо, отстегивалась с одной или с двух сторон), часто к ним приплетались наносники (особо популярные в Германии).

  • Индо-перская бармица на шлеме

  • Русская бармица

  • Маньчжурский шлем с закрытой бармицей

  • Монгольская бармица на шлеме

  • Османская бармица на шлеме

  • Польская бармица на мисюрке

  • Японская бармица(шикоро) на шлеме

ru.wikipedia.org

Бар Мицва и Бат Мицва

Бар-мицва (ивр. בַּר מִצְוָה‎, буквально — «сын заповеди»), бат-мицва (ивр. בת מצוה‎ — «дочь заповеди», в ашкеназском произношении бас мицва) — термины, применяющиеся в иудаизме для описания достижения еврейским мальчиком или девочкой совершеннолетия.

Законы и обычаи

Согласно законам иудаизма, когда еврейский ребёнок достигает совершеннолетия (как правило, 13 лет для мальчиков и 12 для девочек), он становится ответственным за свои поступки и «становится бар или бат мицва». Во многих консервативных или реформистских синагогах, девочки празднуют бат-мицву вместе с мальчиками в 13 лет.

Этот возраст совпадает с физическим созреванием. До этого момента ребёнка ответственность за соблюдение ребёнком законов и традиций иудаизма несут родители. После достижения этого возраста, дети берут всю ответственность за соблюдение этических, ритуальных и других норм иудаизма на себя и получают право участвовать во всех сферах жизни еврейской общины.

В современной практике, достижение возраста бар-мицва (в неортодокасальном иудаизме также бат-мицва) обычно связано с вызыванием молодого человека к чтению отрывка Торы и/или Хафтары во время Шаббата или другого богослужения, может включать привлечение его к обучению Торе, включая обсуждение недельной главы. Что конкретно должен делать бар-мицва во время службы, варьируется в зависимости от направления иудаизма, а также зависит от традиций конкретной общины. Независимо от характера самого празднования, после достижения 13 лет мужчины становятся полностью ответственными за соблюдение законов иудаизма (женщины — после 12 лет).

Большинство представителей ортодоксального иудаизма отвергают идею публичного чтения женщинами Торы, и ведение ими богослужения. Однако, публичное празднование достижения девочкой возраста бат-мицва другими способами достаточно сильно проникло в среду харедим и в некоторые направления ортодоксального иудаизма. В этих общинах женщины могут, например, прочитать небольшую лекцию на еврейские темы, выучить одну из глав ТаНаХа, прочитать фрагменты других текстов (например, из Книги Эстер или Псалмов) или молитвы из сиддура.

Права и обязанности

С момента достижения евреем возраста бар- или бат-мицва, он несёт перед еврейским законом ответственность как взрослый. Приобретаемые права и обязанности включают:

  • Моральную ответственность за свои действия
  • Право быть вызванным к чтению Торы и участвовать в миньяне
  • Право обладать собственностью.
  • Право жениться
  • Обязанность соблюдения всех 613 законов Торы

История

Современная практика празднования становления бар-мицва не существовала во времена ТаНаХа, Мишны и Талмуда. В книгах Исход и Числа возраст совершеннолетия для службы в армии устанавливается на 20 лет. 13 лет указывается в Мишне как возраст, после достижения которого человек обязан соблюдать законы Торы: «С пяти лет — изучают Письменную Тору, с десяти — Мишну, с тринадцати лет — исполняют все заповеди».

Термин «бар-мицва» впервые появляется в Талмуде (V в.) для обозначения человека, к которому применимы законы Торы. В Талмуде сказано, что после достижения 13 лет клятвы мальчика приобретают юридическую силу, и говорит, что это результат его становления «мужчиной», как того требует Чис.6:2. Термин «бар-мицва» в современном смысле не прослеживается ранее XIV века. Более старыми терминами были «гадоль» («взрослый») и «бар-оншин» (сын наказания), то есть могущий подвергаться наказанию за собственные проступки.

Вторая бар-мицва

В среде религиозных евреев существует обычай праздновать вторую бар-мицву после достижения человеком 83-х лет. Логика состоит в том, что «обычная» продолжительность жизни составляет 70 лет, поэтому 83-летний человек может рассматриваться как 13-летний в «добавочном времени». Эта практика получает всё большее распространение.

Подарки

Празднующему бар-мицву принято дарить подарки. Традиционными подарками являются книги, имеющие религиозную или образовательную ценность, предметы религиозного обихода, вечные перья, сберегательные облигации (чтобы использовать их для дальнейшего образования) и подарочные сертификаты. В последнее время всё чаще дарят наличные. Как и в случае благотворительности, становится популярным давать сумму, кратную 18-ти (гематрия слова «хай» — жизнь). От родителей бар-мицва получает первый талит.

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Что такое бар-мицва у евреев?

У всех народов Земли существуют свои периоды обретения их представителями совершеннолетия. При этом возрастной ценз подростков может иметь довольно широкие пределы. У некоторых народностей, чьи традиции сохранились с древних времен, совершеннолетие наступает довольно рано. У других народов оно сдвигается на более поздний возраст. В большинстве случаев наступление совершеннолетия активно отмечается либо массовым исполнением неких обрядов, либо празднованием в узком кругу семьи и близких людей.

Подобная практика существует и среди евреев. У этого народа период достижения совершеннолетия именуется «бар-мицва». Это в дословном переводе с иврита звучит как «сын заповеди». Для еврейских девочек такая пора именуется как «бат-мицва», то есть «дочь заповеди». Интересно, что эти термины иудеи применяют для обозначения не фактического, а религиозного совершеннолетия, после чего лица мужского и женского пола отвечать за соблюдение законов, традиций собственного народа. Взамен они получают возможность полноценно участвовать в общественной жизни.

Согласно иудаистским традициям религиозное совершеннолетие мальчиков наступает в 13 лет и 1 день после их появления на свет. У девочек момент бат-мицва вступает в силу ровно на год раньше. Подросток, достигший требуемого возраста, вызывается для чтения отрывка Торы, Хафтары в синагоге в пору Шабата либо религиозного мероприятия иного характера. Это обуславливается традициями, принятыми в конкретной иудейской общине.

Права и обязанности

Достигнув соответствующего возраста, молодые люди теряют в религиозном плане защиту своих родителей, начиная отвечать за свои поступки, как взрослый представитель своего народа. С этого времени он обязан выполнять ряд иудейских положений, попутно обретая несколько довольно существенных прав. В число его обязанностей входит:

  1. нравственная ответственность за выполнение своих действий;
  2. следование 613 законам Торы.

Перечень прав несколько шире. Молодой еврей может:
  1. принимать участие в миньяне;
  2. вызываться к чтению Торы;
  3. иметь собственность;
  4. вступать в брак.

Последний пункт только теоретический, доставшийся нам с древних времен. В современном Израиле никто не женится и не выходит замуж до 18 лет.

Для человека, который достиг возраста бар-мицвы, принято приносить дары. По традиции ими считаются книги духовного либо образовательного характера, религиозные предметы, подарочные сертификаты, облигации. Иногда обходятся просто дарением живых денег, правда, в этом случае предлагается сумма, являющаяся кратной цифре 18. Из этих средств совершеннолетний должен пожертвовать на благотворительность. В сефардской практике родители дарят своему ребенку в период достижения совершеннолетия его первое молитвенное облачение.

Если заглянуть в глубокое прошлое, то само понятие «бар-мицва» уходит в V столетие. В первый раз оно упоминается в Талмуде относительно людей, к которым применимы законы Торы. Именно тогда был указан конкретный возраст 13 лет и 1 день, а также то, что с этого времени все заявления еврея обладают юридической силой.

Многие светские евреи праздную совершеннолетие не в синагоге, а заказывают место в ресторане, приглашают много друзей и родственников. В последнее десятилетие пошла новая традиция - праздновать бар-мицву за границей в очень узком кругу.

Еще у иудеев значительное распространение приобретает новая практика празднования второй бар-мицвы. Этот момент наступает, когда еврей достигает 83 лет. Объяснение данному факту можно отыскать в религиозных традициях, в которых «стандартная» продолжительность жизни еврея равна 70 годам. Исходя из этого факта, 83-летний человек считается 13-летним в добавочном времени.

Приглашаем на наш Телеграм-канал c материалами об Израиле и еврействе, еврейском юморе и актуальными новостями.

isralove.org

У сына-первенца скоро бар-мицва. Какие обычаи связаны с этим днем? — вопросы раввину

Здравствуйте!

Поздравляем Вас с этим замечательным событием. По достижении 13 лет еврейский мальчик считается совершеннолетним и начинает нести ответственность за свои поступки. Кроме того, его можно вызывать к Торе, включать в миньян (десять евреев, собравшихся для молитвы; если количество присутствующих меньше, нельзя провести общественную молитву) и т.п. Существует множество обычаев, связанных с этим днем, поэтому давайте остановимся на самых основных.

Дата бар-мицвы

Мальчик, согласно закону, становится совершеннолетним через 13 лет после рождения, в то же число по еврейскому календарю, когда он родился. Обычно час рождения не имеет значения, поэтому, даже если он родился днем, он считается совершеннолетним с начала того дня, когда родился. Т.е., поскольку еврейский день начинается с вечера, мальчик также считается совершеннолетним с вечера.

Тфилин

С 13 лет мальчик начинает накладывать тфилин. Обычно родители стараются приобрести для мальчика отдельные тфилин.

Изготовление тфилин — это довольно долгий и трудоемкий процесс. Поэтому следует заранее сделать заказ у сойфера на написание отрывков из Торы, которые вкладываются в тфилин, а также заказать кожаные домики для тфилин. Понятно, что приобретать тфилин нужно только у проверенных богобоязненных людей.

Заказ тфилин можно использовать как хороший воспитательный момент. Можно взять ребенка в мастерскую, где изготовляют тфилин, чтобы он смог мог ознакомиться с процессом изготовления, посмотреть, как вкладывают отрывки Торы в домики. Это не только будет интересно ребенку, но и поднимет его отношение к заповеди тфилин на другой уровень.

Обычно ребенок начинает накладывать тфилин за месяц до бар-мицвы, чтобы успеть привыкнуть к этому. Принято, что в тот день, когда ребенок начинает накладывать филин, отец приносит небольшое угощение в синагогу, где они молятся. Желательно заблаговременно изучить с ребенком законы тфилин, чтобы он смог выполнять заповедь должным образом.

Праздничная трапеза

В день бар-мицвы принято устраивать праздничную трапезу в знак благодарности за то, что еще один еврей достиг совершеннолетия и стал обязанным выполнять заповеди Творца. Эта трапеза имеет статус сеудат мицва — «заповеданной трапезы».

В трапезе должны участвовать как минимум 10 взрослых евреев, желательно также пригласить нескольких мудрецов Торы, чтобы ребенок ощутил важность этого события.

Принято, что мальчик произносит на трапезе драшу (сочинение с комментариями Торы). Так уже с первого дня ребенок показывает свою преданность Торе.

Принято, что мальчик-именинник приглашает всех произнести праздничное благословение после трапезы (зимун).

Чтение Торы

В субботу перед бар-мицвой принято вызывать мальчика к Торе. Он читает заключительный отрывок недельной главы — мафтир. А также отрывок из Пророков, связанный с недельной главой. Эти отрывки мальчик может читать, хотя фактически он еще не достиг тринадцати лет.

Ребенок должен заранее подготовиться и знать, что читать, соответствующие отрывки. Читать следует громко и внятно, чтобы с помощью его чтения выполнили заповедь все члены общины.

После чтения обычно ребенка забрасывают конфетами, как жениха в предсвадебную субботу.

Если по каким-то причинам ребенок не может сам читать отрывки из Торы, его следует вызвать к Торе как обычного члена общины.

Суббота после бар-мицвы

Часто в субботу после бар-мицвы мальчика снова вызывают Торе, поскольку теперь он может читать все отрывки — ведь теперь он взрослый человек.

После этого отец мальчика произносит благословение: «Барух ше-пторани ми-оншо ше-ла-зэ», что означает: «Благословен Всевышний, который избавил меня от наказания за этого ребенка». Т.е., поскольку на отце лежит обязанность воспитывать ребенка и наставлять его на верный путь, за те нарушения, который ребенок совершает до 13 лет, отвечает отец — ведь это «результат его воспитания». А после 13 лет ребенок начинает сам отвечать за свои поступки. Поэтому отец благодарит Всевышнего за освобождение от груза ответственности за поступки ребенка.

Принято, что в данном случае благословение произносят без упоминания имени Всевышнего, поскольку это благословение не упоминается в Талмуде, а только в Мидрашах.

Пусть Всевышний пошлет Вам много радости от детей и поможет воспитать их должным образом.

С уважением, Яков Шуб

toldot.ru

Ежевика – еврейская академическая вики-энциклопедия

Материал из ЕЖЕВИКИ - EJWiki.org - Академической Вики-энциклопедии по еврейским и израильским темам

Источник:

Бар-мицва (ивр. בַּר מִצְוָה‎ — «сын заповеди»), бат-мицва́ (ивр. בַּת מִצְוָה‎ — «дочь заповеди», в ашкеназском произношении бас ми́цва) — термины, применяющиеся в иудаизме для описания достижения еврейским мальчиком или девочкой совершеннолетия.

История

Современная практика празднования становления бар-мицва не существовала во времена ТаНаХа, Мишны и Талмуда. В книгах Исход и Числа возраст совершеннолетия для службы в армии устанавливается на 20 лет. 13 лет указывается в Мишне как возраст, после достижения которого человек обязан соблюдать законы Торы: «С пяти лет — изучают Письменную Тору, с десяти — Мишну, с тринадцати лет — исполняют все заповеди»[1].

Термин «бар-мицва» впервые появляется в Талмуде (БМ. 96а, V век) для обозначения человека, к которому применимы законы Торы. В Талмуде сказано, что после достижения 13 лет клятвы мальчика приобретают юридическую силу, и говорит, что это результат его становления «мужчиной», как того требует Чис.6:2. Термин «бар-мицва» в современном смысле не прослеживается ранее XIV века. Более старыми терминами были «гадоль» («взрослый») и «бар-оншин» (сын наказания), то есть могущий подвергаться наказанию за собственные проступки.

Законы и обычаи

Согласно законам иудаизма, когда еврейский ребёнок достигает совершеннолетия (13 лет для мальчиков и 12 для девочек), он становится ответственным за свои поступки и становится, соответственно, бар- или бат-мицва. Во многих консервативных или реформистских синагогах, девочки празднуют бат-мицву вместе с мальчиками в 13 лет.

Этот возраст совпадает с физическим созреванием. До этого момента ответственность за соблюдение ребёнком законов и традиций иудаизма несут родители. После достижения этого возраста, дети берут всю ответственность за соблюдение этических, ритуальных и других норм иудаизма на себя и получают право участвовать во всех сферах жизни еврейской общины.

Ритуал

Чтение Торы при обряде бар-мицва в древней крепости Масада. 1968. Государственное бюро печати Израиля

В современной практике, достижение возраста бар-мицва (в неортодокасальном иудаизме также бат-мицва) обычно связано с вызыванием молодого человека к чтению отрывка Торы и/или hафтары во время Шаббата или другого богослужения, может включать привлечение его к обучению Торе, включая обсуждение недельной главы.

Отец мальчика, также приглашаемый к чтению Торы, произносит формулу: «Благословен Тот, который снял с меня ответственность за этого [то есть за сына]». В Восточной Европе мальчик приглашался к чтению Торы в синагоге в понедельник или четверг после своего тринадцатилетия по еврейскому календарю. В Западной Европе приглашение к чтению Торы имело место обычно в первый Шабат после тринадцатилетия.

Приглашение к чтению Торы в ходе субботней утренней службы является сейчас общепринятым в странах Запада и во многих синагогах Израиля. К чтению Торы приглашаются и члены семьи мальчика, и раввин произносит проповедь, посвященную бар-мицве и моральным и религиозным обязанностям нового полноправного члена общины.

После завершения утренней службы устраивается праздничный киддуш, и в тот же или на следующий день — торжественный банкет. Что конкретно должен делать бар-мицва во время службы, варьируется в зависимости от направления иудаизма, а также зависит от традиций конкретной общины. Часто мальчик произносит в синагоге или во время банкета специально подготовленную речь на талмудическую тему или на тему общего характера, связанную с вопросами религии, еврейской культуры, еврейской национальной проблематики и т. п. В реформистских, консервативных и некоторых ортодоксальных конгрегациях такая речь заменяется молитвой перед открытым Ковчегом завета.

Независимо от характера самого празднования, после достижения 13 лет мужчины становятся полностью ответственными за соблюдение законов иудаизма (женщины — после 12 лет).

Большинство представителей ортодоксального иудаизма отвергают идею публичного чтения женщинами Торы, и ведение ими богослужения. Однако, публичное празднование достижения девочкой возраста бат-мицва другими способами достаточно сильно проникло в среду харедим и в некоторые направления ортодоксального иудаизма. В этих общинах женщины могут, например, прочитать небольшую лекцию на еврейские темы, выучить одну из глав ТаНаХа, прочитать фрагменты других текстов (например, из Книги Эстер или Псалмов) или молитвы из сиддура.

Подарки

Празднующему бар-мицву принято дарить подарки. Традиционными подарками являются книги, имеющие религиозную или образовательную ценность, предметы религиозного обихода, вечные перья, сберегательные облигации (чтобы использовать их для дальнейшего образования) и подарочные сертификаты. В последнее время всё чаще дарят наличные. Как и в случае благотворительности, становится популярным давать сумму, кратную восемнадцати (гематрия слова «хай» — жизнь). От родителей бар-мицва получает первый талит.

Вторая бар-мицва

В среде религиозных евреев существует обычай праздновать вторую бар-мицву после достижения человеком 83-х лет. Логика состоит в том, что «обычная» продолжительность жизни составляет 70 лет, поэтому 83-летний человек может рассматриваться как 13-летний в «добавочном времени». Эта практика получает всё большее распространение.

Права и обязанности

С момента достижения евреем возраста бар- или бат-мицва, он несёт перед еврейским законом ответственность как взрослый. Приобретаемые права и обязанности включают:

  • моральную ответственность за свои действия;
  • право быть вызванным к чтению Торы и участвовать в миньяне;
  • право обладать собственностью;
  • право жениться;
  • обязанность соблюдения всех 613 заповедей Торы.

Главная ритуальная обязанность, которую должен выполнять мальчик со дня бар-мицвы, состоит в ежедневном возложении тфиллина во время утренней молитвы. У сефардов чести помочь юноше при первом возложении тфиллин удостаивается раввин или один из самых уважаемых членов общины. Хасиды течения Хабад считают, что мальчик должен начать возлагать тфиллин за два месяца до предстоящей бар-мицвы; первый месяц без благословения, а второй — с благословением. В ряде конгрегаций стран Запада мальчик допускается к бар-мицве лишь после сдачи им особых экзаменов по ивриту и основам религии.

Бар-мицва в Израиле

С 1967 г. в Израиле многие мальчики проводят ритуальную часть обряда бар-мицва у Западной стены. С этой же целью совершают специальное паломничество в Иерусалим многие евреи стран рассеяния.

Ссылки

  1. ↑ Пиркей Авот, 5:21
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья Бар-мицва в ЭЕЭ

Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

www.ejwiki.org


Смотрите также