Ава терапия для аутистов что это такое


Занятия АВА - терапией | Autizm.net

Моему сыну Сереже 7 лет. Не разговаривает вообще. Если чего-то хочет, достает сам. До посещения АВА-терапистов он посещал специализированный детский сад, где с ним занимались дефектологи и логопеды. По крайней мере, я надеялась, что именно так и было. Но после того как я начала водить его на занятия АВА-терапией, стало понятно, что с ним или не занимались вообще, или занимались в корне неправильно.

Как проходят занятия АВА-терапией?

В первую очередь преимущество АВА состоит в том, что занимаются с ребенком не в группе, а индивидуально. Аутисты не смотрят в глаза, тем более посторонним людям. Поэтому первостепенная задача тераписта – это создать зрительный контакт с ребенком. После этого идут очень легкие задания, выполнение которых происходит в форме игры.

Мой Сережа легко выполняет визуальные задания:

  • Сравни карточки и найди похожую;
  • Повтори мои движения;
  • Выбери такой же предмет, как я показываю.

К чему Сережа имеет склонность, определял специалист по тестированию. Он же определял, насколько развит ребенок. Потом результаты тестирования отправили куратору, который живет в другом городе и контролирует работу терапистов. Куратор составляет для Сережи индивидуальную программу занятий, по которой тераписты в дальнейшем с ним занимаются.

Как АВА-тераписты наживаются на чужом горе

Несколько лет назад мыс Сережей сидели в очереди к врачу, а перед нами была мамочка с таким же ребенком-аутистом, который в отличие от моего сына вполне неплохо разговаривал. Эта женщина рассказала, что она занималась со своим ребенком АВА-терапией, и благодаря этому они добились таких успехов в развитии речи, которой раньше не было вообще, как и у нас. Потом она прислала мне полную программу АВА-терапии на е-мейл, но я в ней ничего не поняла, хотя там довольно подробно все описано.

Когда мы с сыном стали ходить к АВА-терапистам, мне стало гораздо понятнее, как надо было заниматься. Я надеялась, что куратор напишет для нас какую-то индивидуальную программу, по которой нам будет легче заниматься. И представьте мое удивление, когда я оплатила куратору кругленькую сумму за написание и получила типовую программу, которая у меня уже была, но слово «ребенок» в ней было заменено на «Сережа».

Потом начались занятия с терапистом, где отрабатывались до автоматизма простейшие навыки:

  • Подними руки вверх;
  • Постучи молоточком;
  • Помаши флажком…

Конечно эти занятия нужные. Именно от простого к сложному отрабатывается навык имитации, который у детей-аутистов чаще всего отсутствует. Научившись повторять за взрослым движения, ребенок начинает повторять за взрослым звуки, а потом появляется разговорная речь. Но дело в том, что эти занятия нужно обязательно проводить и дома. И мы с Сережей усиленно этим занимались.

Занятия с АВА-терапистом стоят недешево, поэтому я, с учетом того, что я и сама с ребенком занимаюсь, просила сократить количество занятий. На это мне ответили категорическим отказом, так как при более редких занятиях, они не могут гарантировать успех. Хотя успех они в любом случае не гарантируют. Это было прописано в том договоре, который ни дали мне на подпись. То есть они подстраховываются этим договором на тот случай, если родители будут тратить деньги, результата не увидят и потребуют потраченную сумму через суд обратно.

Последней каплей для меня стало то, что я должна оплачивать просмотр куратором через скайп. Для чего это делается? Чтобы проверить работу тераписта и указать ему, что он делает неправильно. Почему я должна оплачивать этот контроль? Я оплачиваю работу тераписта не для того, чтобы он неправильно работал. В общем, я сказала, что у нас сейчас нет денег. Когда положение улучшится, я приду обратно, а пока буду отрабатывать простейшие упражнения со своим ребенком сама. Бесплатно.

Ну, я надеюсь, что мне не придется к ним возвращаться. Программа то у меня есть. Мне теперь все понятно. Та мамочка сама справилась, и я сама справлюсь. Кстати, программу я выложила на Яндекс диск и она доступна для просмотра здесь https://yadi.sk/i/Mg4oA3483LjNZ8

Мы с сыночком даже сняли несколько видео с самыми простыми заданиями https://www.youtube.com/watch?v=AUpymC6flAQ

Занятия с учителями из школы

В этом году Сереже исполнилось 7 лет, и пришла пора поступать в школу. Сначала мы хотели определить ребенка в школу для умственно отсталых, но не успели. Туда нужно было занимать очередь еще в феврале, а мы опомнились только в августе. Зато в последних числах августа нас сразу взяли в обычную школу, и я совсем не пожалела, что так получилось.

Сережа был определен на домашнее обучение, и теперь к нам домой ходят его классная руководитель и школьная психолог. Классная руководитель – молодая девушка, но у нее уже есть опыт работы с такими детьми. Она работала в платном детском саду для детей с особенностями. И теперь она дает Сереже детсадовскую программу, так как школьную ему давать еще рано. Каждый день мы с ней разучиваем, что такое один, что такое два и что такое три. Когда он это поймет, начнем их складывать и вычитать, но пока рано. Писать тоже пока рано. Светлана Григорьевна пока уделяет внимание тому, как поставить Сереже руку, чтобы он правильно и твердо держал в ней ручку. Кроме того показываем сыну буквы, написанные на карточках, чтобы он их запомнил, и составляем из отдельных букв слова.

Занятия с психологом проходят более интересно. Она приносит разные игрушки и картинки, дает легкие задания. Сереже очень нравится собирать пирамидки, искать выход из простейших лабиринтов, собирать и разбирать матрешку и т.д.

В нашей школе нет штатного логопеда, но директор задалась задачей нанять подобного специалиста специально для Сережи, чтобы он приходил и занимался с моим сыночком на дому, а школа будет платить почасовую оплату.

Ну, я надеюсь, теперь у нас дела пойдут на лад. С ребенком занимаются специалисты плюс я занимаюсь с ним АВА-терапией. В течение 4 месяцев мы ходили к терапистам и он начал четко повторять движения, показанные взрослым. За 2 месяца, что мы не ходим к терапистам, а занимаемся со школьными учителями, Сережа начал понимать, что такое один предмет и что такое несколько предметов. Он более твердо держит в руке ручку. Успехи небольшие, но вода камень точит. Может быть, на летних каникулах мы и пойдем опять к АВА-терапистам, но пока я не вижу в этом необходимости. С нами занимаются бесплатно, и ни чуть не хуже, чем они.

 

autizm.net

Учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс): АВА терапия для детей с РАС

АВА-терапия - что это такое? Метод АВА-терапии

На сегодняшний день одним из наиболее эффективных способов коррекции аутизма является метод прикладного анализа, или АВА-терапия. Что это такое? Давайте разберемся в данной статье.

Поведенческая коррекция аутизма детей очень важна. Ее главная задача — помочь ребенку с определенными нарушениями в развитии адаптироваться к окружающей среде и принять в жизни общества наиболее полноценное участие.

Дети-аутисты — кто они? Следует четко понимать, что дети-аутисты не лучше и не хуже других ребят, они просто другие. Отличительной чертой таких малышей является взгляд, «погруженный в себя», они не могут найти связи с внешним миром.

Внимательные родители обнаруживают, что их ребенок - аутист, когда тот еще совсем маленький. В то время, когда обычные малыши начинают постепенно узнавать маму (примерно в 2 месяца), ребенок с аутизмом абсолютно безразличен к внешнему миру. Уже спустя месяц после рождения малыша мама может по плачу определить, что он хочет: играть, кушать, ему холодно, мокро и так далее. С ребенком-аутистом это невозможно, его плач, как правило, невыразительный, монотонный.

В 1-2 года малыши с аутизмом могут произносить первые слова, но использование их лишено какого-либо смысла. Ребенок предпочитает быть один. Оставаясь на какой-то период без мамы или близкого родственника, он не проявляет особого беспокойства.

С течением времени малыш также не демонстрирует сильной привязанности к родителям и не стремится к общению со сверстниками.

Точных причин такого состояния пока не установлено. Ученые предполагают, что появляется такое состояние вследствие нарушений развития мозга, хромосомных аномалий, генных мутаций.

Несмотря на создающееся впечатление, что аутистам никто не нужен, такие малыши очень нуждаются в общении, они хотят, чтобы их поняли, просто не знают, как это сделать. Задача родителей помочь такому ребенку установить контакт с окружающим миром. АВА-терапия для аутистов на сегодняшний день наиболее эффективна.

В чем суть методики? Чем она интересна и уникальна? АВА-терапия — что это такое? Она основана на поведенческих технологиях и методиках, которые дают возможность изучать влияние факторов окружающей среды на поведение аутиста и изменять его, то есть манипулировать этими факторами. Метод АВА-терапии имеет еще одно название — модификация поведения. Идея программы АВА заключается в том, что любое поведение влечет за собой последствия, и когда это ребенку нравится, он будет повторять эти действия, если же не нравится — не будет.

Что дает модификация поведения? АВА-терапия для аутистов — это основа большинства программ, которые направлены на лечение данного отклонения у детей. Ценность поведенческой терапии подтверждена многочисленными исследованиями, проводившимися в течение 30 лет.

 Специалисты и родители, которые использовали на занятиях с детьми такую методику, как АВА-терапия, отзывы оставляют следующие: улучшаются навыки коммуникации; нормализуется адаптационное поведение; улучшается способность к обучению. Кроме этого, благодаря данной программе значительно уменьшаются проявления поведенческих отклонений. Также доказано, что чем раньше начаты курсы АВА-терапии (предпочтительнее в дошкольном возрасте), тем более заметными будут результаты.

Ученые разработали различные методы коррекции отклонений, которые применяют в АВА-терапии. Основаны эти способы на принципах прикладного поведенческого анализа.

Как это работает? При данной методике все сложные навыки для аутистов, такие как контактность, речь, творческая игра, умение смотреть в глаза, слушать и другие разбивают на отдельные небольшие блоки-действия. Каждое из них затем разучивают с ребенком отдельно. В итоге блоки соединяют в единую цепь, которая образует одно сложное действие. Специалист по лечению аутизма во время процесса разучивания действий дает ребенку с нарушениями аутичного спектра задание. Если самостоятельно справиться малыш с ним не может, обучающий дает ему подсказку, а потом за правильные ответы вознаграждает ребенка, при этом неправильные ответы игнорируются. На этом основана АВА-терапия.

Обучение по данной методике состоит из нескольких этапов.

Первый этап: начинаем с простого.

 Одним из упражнений программы является «Язык-понимание». Специалист дает ребенку определенное задание или стимул, к примеру, просит поднять руку, тут же дает подсказку (поднимает вверх руку ребенка), после вознаграждает малыша за правильный ответ. Сделав несколько совместных попыток, малыш пытается совершить действие без подсказки. Специалист снова повторяет ребенку ту же фразу и ждет от него самостоятельного правильного ответа. Если малыш отвечает правильно, без подсказок, то получает вознаграждение (его хвалят, дают что-то вкусное, отпускают играть и тому подобное). Если верного ответа ребенок не дает, задание повторяют снова, используя подсказку. Затем малыш снова пытается все сделать самостоятельно. Упражнение заканчивают, когда ребенок смог без подсказки дать правильный ответ. Когда 90% самостоятельных ответов ребенка на задание специалиста являются правильными, вводится новый стимул, например, просят кивнуть головой. Важно, чтобы задания были максимально различны между собой. Новое задание отрабатывают аналогичным образом.

Второй этап: закрепляем материал

После того как ребенок хорошо освоит второе задание - «кивни головой», упражнение усложняют. Выученные действия чередуют в произвольном порядке: «кивни головой» - «подними руку», «подними руку» - «подними руку» - «кивни головой» и так далее. Задания считаются освоенными, когда в 90% случаев ребенок дает верный ответ при чередовании выученных упражнений. По такой же схеме вводят и отрабатывают третий стимул и так далее.

Третий этап: обобщаем и закрепляем

На этом этапе полученные навыки генерализуют. Когда ребенок накопил достаточное количество освоенных важных стимулов («возьми», «дай», «иди сюда» и др.), уделяют внимание обобщению. Упражнения начинают проводить в непривычных и неожиданных местах (на улице, в магазине, в ванной). После чередуют людей, дающих ребенку задания (специалист, мама, папа, дедушка, бабушка).

Четвертый этап

Это завершающий этап. В какой-то момент ребенок не просто осваивает отрабатываемые с ним стимулы, но и начинает понимать новые задания самостоятельно, дополнительная отработка уже не требуется. Например, ему дают задание «закрой дверь», показывают 1-2 раза и этого уже вполне достаточно. Если это получается, значит, программа освоена, и занятия АВА-терапией больше не нужны. Ребенок начинает дальше осваивать информацию из окружающей среды, как делают это и обычно развивающиеся малыши, не страдающие аутизмом.

От чего зависит эффективность коррекции аутизма у ребенка? Для поэлементного разучивания и оттачивания десятков действий и предметов необходимо достаточно много усилий и времени. Считается, что для детей с диагнозом «аутизм» АВА-терапия будет наиболее эффективна, если занятиям по данной методике уделять не менее 30-40 часов в неделю.

Начинать заниматься по такой программе желательно до того, как ребенку исполнится 6 лет. АВА-тарпия эффективна и для более старших деток. Но чем раньше все начнется, тем лучше будет конечный результат.

Преимущества данной методики

Для детей с аутизмом чрезвычайно действенна АВА-терапия. Обучение заключается не просто в повторении нужного поведения, профессиональный терапевт помогает переносить ребенку правильную модель из одной ситуации в другую. Важнейшей составляющей в достижении успеха является непосредственное участие родителей в программе АВА. Положительные результаты появляются достаточно быстро. Согласно исследованиям основателя данной методики Ивара Ловааса, около половины детей, которые получили коррекцию по программе АВА, могут проходить обучение в обычной школе. Состояние и поведение улучшились у более 90% детей из общего числа тех, кто получил коррекцию по данной методике. АВА-терапия дает возможность последовательно развивать ребенка, социализировать и вводить в общество. У детей с аутизмом практически полностью исчезают стереотипы. Методика АВА позволяет детям, которые поздно обратились к коррекции (5-6 лет), освоить речь. Программа охватывает все сферы познания: от развития понятийного аппарата до становления и совершенствования бытовых навыков самообслуживания.

Недостатки методики

К сожалению, АВА-терапия не может быть применена на начальном этапе, если ребенок с аутизмом испытывает страх перед чужими людьми. Программа достаточно жесткая, использовать ее следует аккуратно. Родители и морально, и физически должны быть готовы к полной отдаче, работа проводится постоянно, система поощрений и наказаний не нарушается. Перерывы или ослабление работы не желательно, так как это может сказаться на результате. Важно понимать, что ребенка не дрессируют, а тренируют — обучают навыкам путем их многократного повторения. Для работы по данной методике необходимо полное послушание ребенка, а добиться его бывает иногда достаточно сложно. Контролировать занятия по такой программе очень важно, однако и дома следует попытаться организовать систему развития, которая соответствовала бы коррекционному плану.

Возможные трудности

Мотивация детей с диагнозом «аутизм» несколько отличается от таковой у обычных малышей. Важно выявить, что ребенка может заинтересовать, будет его мотивировать. Одобрение или порицание для детей-аутистов малоэффективно, на начальном этапе похвала может быть совмещена с реальной наградой. Такие малыши не могут длительное время сосредотачивать внимание на чем-либо и часто отвлекаются, поэтому важно занятия проводить в тишине, задания разделять на маленькие отрезки. Повторение компенсирует замедленность в обучении, абстрактные понятия объясняют максимально простыми фразами. После того как ребенок научится свободно общаться с учителем один на один, можно предложить ему общение с двумя людьми и так постепенно увеличивать количество окружающих. У таких детей малоэффективен навык наблюдения, поэтому применяется имитация. Правильному обучению мешает самостимуляция — раскачивания, хлопанье в ладоши. Дети-аутисты не различают существенный и несущественный стимул, их реакция иногда может быть чересчур выраженной или, наоборот, очень слабой. Чтобы получить информацию, они чаще всего полагаются на зрение, а не на слух. Дети, хорошо воспринимающие информацию на слух, наиболее успешно развиваются по программе АВА.

 АВА-терапия, пожалуй, является единственным методом коррекционной работы с детьми-аутистами, который вызывает такое количество споров и дискуссий. Различные недовольства порождает или устаревшая информация, или неквалифицированные АВА-специалисты, которых сегодня достаточно много, так как данная программа становится все более популярной. Эффективность работы самым непосредственным образом зависит от квалификации специалиста, поэтому выбирать его необходимо очень тщательно. 

nsportal.ru

Что такое АВА ТЕРАПИЯ. | Аутизм

В представлении многих АВА терапия имеет две крайности:
Некоторые представляют АВА как дрессуру — ничего сложного, «наливай и пей» — почитал Ловааса, посадил «аутиста» в угол, прижал столом, помахал перед глазами конфетой, и давай бубнить: «Посмотри на меня!», «Похлопай», «Где красный?».

Другие представляют АВА как «икру заморскую, баклажанную» — где бы найти специалиста АВА, который будет заниматься с ребенком и вылечит его от всех аутистических недугов? Специалист должен быть именно АВА, и именно сертифицированный, желательно «заморский», ну и очень-очень опытный.

Но, как и везде — и в АВА хороша «золотая середина».

Фактически АВА, как метод терапии аутизма , не является дисциплиной. АВА терапия — это интенсивная обучающая программа, которая основывается на поведенческих технологиях и методах обучения.
АВА же, как дисциплина — это наука, которая изучает влияние факторов в окружающей среде на поведение, и манипулирует этими факторами, чтобы изменить поведение.
Можно провести параллель с медициной — есть непосредственное «врачевание», выполняемое врачами и медсестрами, а есть фармакология — разработка и изготовление лекарств, и исследование их эффективности.
Так и в АВА — научная дисциплина изучает поведенческие процессы, а терапевты — используют методы на практике. В частности, при работе с детьми с аутизмом.

Но необходима ли АВА терапевту научно-исследовательская деятельность? Обязан ли АВА терапевт быть только «АВА» по профессии? Обязан ли иметь 20-ти летний опыт работы, чтобы выполнять обучающие программы и заниматься с аутистичным ребенком? Нет. Выполнять поведенческую работу может каждый человек. НО — при условии, что он готов учиться, причем учиться на постоянной основе.

Как и в медицине — может ли обычный человек научиться делать уколы? Необходимо ли для этого учиться 11 лет на доктора? Или 4 года — на медсестру? Или под руководством медсестры — научиться этому, за пару часов/раз/дней? Конечно есть такие люди, которые никогда не научаться делать уколы, сколько им не показывай и не рассказывай, но есть и такие, которые могут этому научиться несмотря на отсутствие полного медицинского образования.

Но, с другой стороны, если не иметь учителя, который покажет как и что нужно сделать, и убедится, что все действия выполняются правильно — пока самоучкой научишься делать уколы — если не убьешь, то серьезно навредишь здоровью своих «пациентов». И в АВА также — недостаточно прочитать на форуме, в блоге, или в книге примеры обучающих программ, и помчаться применять эти программы на всех детях подряд. Неудивительно, что многие дети не продвигаются в «самодельной» АВА программе, и лечение не столько лечит, сколько калечит.

Несомненно, чем опытнее АВА терапевт, тем качественней его работа, тем эффективнее обучение и быстрее продвижение ребенка. Но опытными не рождаются, опытными становятся. И приобрести опыт можно и нужно на практике, под руководством опытного АВА специалиста, который покажет, расскажет и распишет, что и как делать.

Поэтому, и сами родители ребенка могут научиться выполнять АВА программу, и начинающие специалисты/ студенты, и уже опытные специалисты разного профиля. Главное — выполнять самый важный завет Ленина — «Учиться, учиться, и еще раз учиться…»

Источник http://autism-aba.blogspot.com.by/2011/08/chto-takoe-aba-terapija.html


semjadom.ru

Коррекция и лечение детского аутизма: aba-терапия

Волшебной таблетки, излечивающей аутизм, к сожалению, не существует. Для коррекции состояния применяются обычно комплексные методы, позволяющие компенсировать проявления этого диагноза.

Медикаментозные методы

Лекарственные препараты применяются лишь для коррекции конкретных состояний, возникающих по причине аутизма. В частности, для снятия агрессивности, при судорожной активности, для улучшения кровообращения мозга, коррекции нарушения обмена веществ и т. д.

К таким препаратам относятся:

  • Противосудорожные препараты.
  • Антипсихотические.
  • Ноотропы.
  • Витамины.

Лекарства применяются индивидуально, в зависимости от состояния ребенка и назначаются только врачом.

Иппотерапия, музыкальная терапия

Такие занятия положительно воздействуют на аутистов, помогая им адаптироваться к окружающему миру. Равномерные постоянные движения в такт ходьбы лошади отвечают аутистичной склонности к стереотипизму. Ребенок не выходит из рамок своего закрытого мира, общаясь тем не менее с ним через животное. Музыка же посредством постоянных стереотипных звучаний помогает ребенку находить психическую гармонию.

Поведенческая терапия

И все же основной упор делается на работу психологов и педагогов. Целенаправленные занятия проводятся с целью закрепить у ребенка бытовые навыки, способность к самообслуживанию и общению. В этом ключе крайне важны занятия по развитию речи и формированию коммуникативной формы речи. Очень часто у детей при аутизме наблюдаются критерии Синдрома дефицита внимания и гиперактивности.

Коррекционная работа по развитию речи у детей-аутистов

У всех детей с аутизмом страдает функция речи. При работе над коррекцией состояния ребенка большое внимание уделяется этой области. Для работы привлекаются логопеды-дефектологи и психологи.

Коррекционные мероприятия требуют большого терпения и участия членов семьи, особенно матери, с которой, как правило, ребенок имеет крепкую эмоциональную связь. Быстрый результат не может быть достигнут вследствие особенностей состояния, однако длительная целенаправленная работа обязательно имеет эффект.

Работа на развитием речи включает:

  • Упражнения на развитие контроля над общей моторикой.
  • Стимулирование мелкой моторики.
  • Развитие работы мышечной группы лица. Далее — упражнения для улучшения артикуляции, гимнастика «для языка».
  • Формирование правильного дыхания во время произнесения звуков.
  • Работа по расширению активного словарного запаса, восприятия речи, формирования правильного построения грамматических форм.
  • Формирование связной речи — рассказ по картинкам, пересказ и т. д.

Особенности работы дефектологов при аутизме

Ввиду особенностей развития психики сотрудничество с такими детьми имеет массу сложностей. Поэтому работа специалистов разделяется на несколько этапов:

  • Установление контакта. Создание для ребенка спокойной психологической атмосферы.
  • Разработка учебных стереотипов.
  • Приучение к зрительному контакту и восприятию указаний учителя.

Первые этапы могут занимать много времени, однако миновать их не удастся. Ребенок с аутизмом может попросту отказаться от работы с посторонним человеком, если тому не удастся наладить доверительные отношения. Поэтому для занятий необходим опытный специалист.

АВА-терапия

В последнее время наиболее эффективной методикой коррекции аутизма считается АВА-терапия (Applied Behavioral Analysis), иначе говоря Прикладной анализ поведения. Вокруг методики ведется масса споров, однако отрицать ее эффективность нельзя. Занятия с АВА-специалистом однозначно приносят результат.  В основе методики лежит изучение (анализ) поведения ребенка, выявление способов его поощрения (тактильных, звуковых и т. д.) и использование поощрений для обучения. Последовательно закрепляя нужное действие поощрением, специалист добивается стойкого формирования навыка.

Работа АВА-специалистов подразумевает длительную и довольно интенсивную терапию, разрабатывающуюся индивидуально, исходя из особенностей состояния ребенка.
Существуют методики для занятий с детьми разного возраста, но наибольшего эффекта можно добиться, если начать терапию уже в 2-3 года.
Основным принципы АВА-терапии:

  • Все необходимые навыки разбиваются на блоки, каждый из которых изучается последовательно.
  • Ребенок получает задание и выполняет его под строгим контролем специалиста, получая поощрение за правильный ответ или реакцию.
  • В процессе занятий ведущая роль всегда остается за педагогом, который направляет ребенка и руководит всеми его действиями.
  • Для достижения эффекта необходимы регулярные занятия в среднем по 20 часов в неделю. В зависимости от особенностей и внешней ситуации число уроков может быть сокращено до 6 часов в неделю.
  • Крайне важно, чтобы родители стали членами обучающей команды, то есть разделяли идею программы и дома работали над закреплением полученных навыков.

При помощи АВА-терапии возможно обучение по различным направлениям — коммуникативным навыкам, умению самообслуживания, бытового поведения, развития речи и т. д.

Развитие речи у детей с аутизмом при помощи АВА-терапии

Отсутствие речи у аутистов — одна из наиболее важных проблем, с которой работают АВА-педагоги. Работа в данном случае также строится на блочном принципе и ведется последовательно по всем направлениям.

В силу специфики диагноза работа по развитию речи у детей-аутистов ведется с привлечением разных специалистов — логопедов-дефектологов, психологов, нейропсихологов. Основная цель работы — развитие способности к коммуникативной речи. Выработка навыков строится на постепенном, пошаговом освоении различных блоков:

  • Развитие слухового внимания и восприятия.
  • Стимуляция произвольного внимания и формирование целенаправленных действий.
  • Понимание и выполнение простых инструкций педагога.
  • Обучение восприятию и пониманию слов.
  • Улучшение артикуляционных способностей, постановка правильного дыхания — для выработки корректного звучания речи.
  • Впоследствии работа усложняется — осваиваются принципы грамматического построения фраз, формируется элементарная фразовая речь.

Работа по развитию речи у аутистов — сложный процесс, длительность и результативность которого зависит от исходного состояния ребенка. Однако неукоснительное следование методике, вовлеченность родителей в процесс обучения, систематичность и последовательность позволяют добиться значительных результатов.

Нередко аутизм ассоциируется с умственной отсталостью.

karkusha.su

ABA-терапия | Обучалка

Нарушения в развитии, в большинстве случаев, родители замечают у ребенка до достижения им трехлетнего возраста. При этом чрезвычайно важно как можно … Далее →

Часто родители, воспитывающие особенного ребенка, не знают, чему и как учить ребенка аутиста. Безусловно, необходимо искать квалифицированную помощь и поддержку, … Далее →

Особые переводы Имитация как основа процесса обучения при расстройствах аутистического спектра. Переводчик: Татьяна Хомская Редактор: Надежда Белоглазова Наша группа в … Далее →

Метки имитация

Пользуетесь коммуникативной книгой дома? Сделайте мобильную книгу pecs, которая будет с ребенком везде: на прогулке, в гостях, на занятиях.

Метки pecs, коммуникативная книга

Даже если ребенок с РАС использует расписание и знает о смене видов деятельности в течение дня, для него может быть … Далее →

Метки визуальное расписание, расписание, таймер

Ошибки неизбежны в процессе любого обучения. Но в случае обучения ребенка с аутизмом минимизации и исправлению ошибок следует уделить особое … Далее →

Использование жетонов — прекрасная возможность получить нужные реакции ребёнка максимально быстро и просто. Жетоны можно применять в качестве мотивационного стимула … Далее →

Метки жетоны

К общению с ребёнком, страдающим аутизмом нужен особый подход, к тому же, ситуация усугубляется ещё и тем, что такие дети … Далее →

Метки эмоции

obuchalka-dlya-detey.ru

Всегда ли АВА может помочь откорректировать нежелательное поведение? ~ Аутизм | АВА

Предыдущие статьи по данной теме:

Функциональное восприятие проблематичного поведения

Проблематичное поведение - как узнать чего ребенок добивается с его помощью?

Что делать, если с помощью проблематичного поведения ребенок привлекает к себе внимание?

Коррекция нежелательного поведения - всегда ли нужно прибегать к наказанию?

"Упрямый" или "ленивый" ребенок - и как с этим бороться?

Для некоторых ответ на этот вопрос будет сюрпризом, для некоторых - само собой разумеющимся фактом... НЕТ, к сожалению, не всегда. Когда функция нежелательного поведения - получение сенсорной стимуляции, то здесь, к сожалению, многого не сделаешь доступными поведенческими приемами.

То есть, если ребенок бьется головой об стену, и разбивает себе голову до крови, и от этого он получает нейростимуляцию, то, сколько бы мы его не кормили конфетами за то, чтобы он этого не делал - это все равно не поможет. Поэтому, в данном случае, важно воспринимать АВА как дополнительный метод лечения, а не как основной, и дать возможность специалистам в других областях - сенсорной интеграции и психиатрии, делать свою работу. Чем же все-таки может помочь АВА?

1. Процесс прекращения усиления – Sensory Extinction

Предотвращение получения тех ощущений, которые появляются после нежелательного поведения, может существенно понизить частоту поведения в будущем.

Простыми словами - каждый раз, когда ребенок бьется головой, он получает сенсорный сигнал, который постоянно усиливает его поведение. Если мы предотвратим этот сигнал - с помощью каски, шлема, или толстой вязаной шапки - то после удара сигнал не поступит. Следовательно, поведение перестанет усиливаться, и со временем прекратится или уменьшится. Или если ребенок кусает руки - мы можем предотвратить это с помощью нарукавников, или перчаток. В случае, когда ребенка силой удерживают, что бы перестал драться и сопротивляться, и это поведение усиливается вместо того, что бы уменьшаться - следовательно, надо поменять тактику, и перестать удерживать ребенка силой, так как сильное прикосновение обеспечивает ему те самые сенсорные ощущения, которые усиливают его поведение. Грустный анекдот из практики. Мальчик, 11 лет, учится в специальном классе в обычной образовательной школе в одном из городов в Израиле. Во время занятий в школе он настолько сильно ранил себя - разбивал голову и руки до крови, что несколько раз приходилось вызывать скорую. Моя коллега, после тщательного анализа его поведения пришла к выводу, что это поведение усиливается сенсорными ощущениями. Пока родители ждали очереди для получения консультации  у одного из местных психиатров - она посоветовала родителям ребенка посылать его в школу одетого в шапку и перчатки, и не снимать эту одежду на протяжении всего учебного дня. И что вы думаете - учительница, и директор школы, этого не допустили - так как "пребывание в верхней одежде во время занятий выделяет его из группы сверстников, и это выглядит странно". Как будто, ребенок с перебинтованной головой и в кровь разодранными руками - выглядит вполне нормально и приемлемо для данного учебного заведения...

2. Обучение альтернативного поведения Differential Reinforcement

Вполне может быть, что такого вида сенсорные ощущения, которые усиливают нежелательное поведение, можно получить с помощью другого вида поведения. Например, занятия спортом и физкультурой могут обеспечить в некоторой степени те же ощущения. Поэтому, можно научить ребенка прыгать, бегать, плавать, лежать спокойно во время массажа, и так далее. И здесь мы вполне можем применять все те обычные методы, которые помогают нам обучить новое поведение. Кроме этого, если есть определенное лекарство, которое может помочь ребенку понизить, или повысить его чувствительность (медикаменты или природные препараты) - мы можем научить ребенка эти лекарства принимать. Но самый главный и эффективный поведенческий инструмент, который помогает в данном случае - это проведение тщательного анализа функций поведения и отслеживание изменений в поведении вследствие применения тех или иных методик или препаратов. Потому, что если функция поведения определена неправильно, и ребенок дерется для того что бы привлечь внимание, или уклониться от выполнения заданий, то сколько бы мы его не растирали щетками, поощряли призами за выполнение утренней зарядки, или вкалывали Галлопeредол - его поведение будет продолжаться и усиливаться. Дополнительные статьи на данную тему:

Что делать, если ребенок получает доступ к любимым предметам и занятиям с помощью проблематичного поведения?

autism-aba.blogspot.com

АВА-терапия для детей старшего возраста. ~ Аутизм | АВА

Основной контингент людей, получающих интенсивную АВА-терапию в домашних условиях, в школе или на базе клиники, это маленькие дети в возрасте от 2 до 8 лет. Это типичный возрастной диапазон АВА-клиента. Многие индивидуализированные АВА-терапевтические планы фокусируются или на раннем вмешательстве, или на готовности к обучению в школе или на облегчении обучения в школе.


Найти специалистов, которые оказывают АВА-услуги взрослым людям, бывает довольно сложной задачей. Специалисты, ведущие свою практику в сельской местности или в небольших городах, чаще всего работают с маленькими детьми. Даже в школах чаще всего АВА-сопровождение встречается только в младших классах. Означает ли это, что Прикладной Анализ Поведения предназначен только для маленьких детей и детей школьного возраста? Определенно нет.

Большинство исследований в данной области фокусируются в основном на АВА-вмешательствах для маленьких детей в возрасте 4 лет. Лечение детей с аутизмом зачастую продолжается дольше нескольких лет, и по мере взросления ребенка цели программирования и вмешательства постепенно изменяются. Каким образом можно обучить и подготовить ребенка старшего возраста, чтобы он был успешным в школе, дома и в своем сообществе?

Подготовка к школе


Когда дети начинают обучение по домашней АВА-программе, акцент зачастую делается на том, чтобы «обучить их умению учиться», то есть, на таких навыках, как невербальная имитация, вербальная имитация и сопоставление с образцом. Когда ребенок осваивает эти навыки и продвигается по различным этапам своей программы, данные навыки «умения учиться»» могут меняться по своей сложности, но продолжают полагаться на имитацию и навыки сопоставления с образцом. Когда ребенок переходит в школьную среду, на важности этих навыков делается еще более усиленный акцент. Вне зависимости от того, помещается ли ребенок в общеобразовательную среду без сопровождения, в общеобразовательный класс с сопровождением, в специальный класс или в частную школу, базовые навыки готовности к обучению в школе могут облегчить переход ребенка в школьную среду. Например, если ребенок не реагирует на инструкцию построиться в очередь перед переменой, ему можно дать подсказку к имитации поведения своих сверстников, выстроившихся в линию у двери, и т.д.
Групповое обучение

Когда ребенок обучается в начальной и средней школе, основная часть учебной программы преподается в рамках группового обучения, при котором учитель стоит перед классом и предоставляет учебный материал своим ученикам, сидящим за партами или на полу. Аутичным детям зачастую бывает очень трудно оставаться внимательными во время групповых уроков. Эти сложности могут включать в себя трудности понимания слов учителя или материала или же дискомфорт от сидения среди группы сверстников.

Хотя некоторые дети могут быть неспособны полностью осознать материал, предоставляемый в рамках группового обучения, возможно, есть смысл в том, чтобы обучить их приемлемому поведению, например, а) не отвлекать и не отделяться от группы, б) давать возможность своим сверстникам слушать учителя и сосредоточиться на процессе обучения. Внимательное поведение, к примеру, может предполагать должное сидение, соблюдение тишины и зрительный контакт. В дополнение к вниманию, приемлемым для участия в групповом обучении поведением также можно считать поднятие руки, ожидание вызова учителя и ответы на заданные вопросы. Ребенка можно обучить всем вышеперечисленным формам поведения.

Для начала, определите, какое поведение проявляет ребенок, а также длительность времени, на протяжении которого он может сидеть (на стуле или на полу). Примите это за базисный показатель и предоставьте позитивную обратную связь (усиление) за данный интервал. Например, если ребенок способен сидеть 30 секунд, не проявляя нежелательного поведения, предоставляйте вербальное поощрение каждые 25-30 секунд для того, чтобы поддержать его успешность.

Макет урока.

Фаза 1: Практикуйте групповое обучение на желаемую/мотивационную тему.
Использование предпочитаемого стимула (например, серия рассказов «Кот в шляпе») может повысить интерес ребенка, а, следовательно, и его внимание к предоставляемому материалу. На первом этапе прочитайте историю (сокращенная процедура может включать демонстрацию картинок, проигрывание музыки, пение песни) и предоставляйте поощрение за определенный базисный интервал (например, 25-30 секунд). Признавайте желательное поведение, например, «Как ты красиво сидишь», «Мне нравится, как ты смотришь», «Спасибо, что послушал внимательно» и т.п. На первоначальном этапе  сохраняйте относительно небольшую продолжительность подобных «макетов уроков» (1-2 минуты), а по мере того, как ребенок будет демонстрировать успех, постепенно увеличивается их продолжительность и длительность самих интервалов (например, 30 сек > 40 сек > 1 мин).

Фаза 2: Практикуйте групповое обучение на менее желаемую/менее мотивационную тему.
Как только ребенок успешно справляется с обучением при условии использования предпочитаемых им материалов, вводите менее предпочитаемые материалы и следуйте вышеописанной процедуре.

Фаза 3: Практикуйте участие в непосредственном групповом обучении.
Как только ребенок начинает демонстрировать соответствующее сидение и внимание в разрезе различных тем/материалов, введите участие в групповом обучении, если это уместно. Начинайте с простых уроков на тему фактической информации, предоставляемой в рамках лекций. Например, «Любимый цвет Майка – зеленый» или «Киты живут в океане». Затем задайте вопрос, сформулированный таким образом, как будто он относится ко всей группе, например, «Кто может сказать мне, какой у Майка любимый цвет?» или «Кто знает, где живут киты?», и немедленно дать ребенку подсказку к тому, чтобы он поднял руку (шепотом: «Бэн, подними руку»). Предоставьте вербальное поощрение за поднятие руки. Систематически увеличивайте продолжительность урока и объем предоставляемого материала. В дополнение  повышайте требования к реакции, например, обучите ребенка ждать, пока учитель вызовет его отвечать. Важно постепенно устранить направляющие подсказки, чтобы ребенок мог проявлять эти реакции самостоятельно.

Самостоятельная работа.

Еще одним важным навыком обучения в классе для детей старшего возраста является самостоятельная работа. Длительность самостоятельной работы в начальных классах может варьироваться в диапазоне от 5 до 45 минут, а в средней школе от 15 минут до 1 часа. Умение работать самостоятельно представляет собой важный навык, которому можно обучить детей с различными уровнями развития академических навыков.

Начните с выбора 1-3 видов деятельности, которыми ребенок может заниматься самостоятельно. Это может включать сортер, паззл или задания в рабочих тетрадях на сопоставление. Определите продолжительность времени, на протяжении которого ребенок способен выполнять данные задания, не теряя внимания/интереса, и без получения посторонней помощи. Примите это за базовый показатель и предоставляйте позитивную обратную связь (усиление) за данный интервал. Например, если ребенок способен работать в течение 1 минуты, не проявляя нежелательного поведения, предоставляйте вербальное усиление каждые 50 секунд – 1 минуту для того, чтобы поддержать его успех. Дайте первоначальную инструкцию к тому, чтобы ребенок работал тихо и самостоятельно (например, «Заполняй рабочую тетрадь тихо»). Предоставьте немедленное поощрение за начало работы над заданием и обеспечьте периодическое усиление в конце каждого специфического интервала (например, 50-60 секунд). Со временем повышайте длительность рабочих заданий и интервала, через который ребенок получает усиление.

Полезные навыки для обучения


Обучение посредством наблюдения

Более комплексному обобщению базовых навыков имитации обучаются посредством наблюдения. Есть смысл обучить ребенка тому, как наблюдать за своими сверстниками и делать «то же, что делают его друзья» для того, чтобы дать подсказку к продуцированию соответствующего поведения, в то же время без явного указания. Обучение навыку наблюдательного обучения может помочь ребенку адаптироваться в школьной и общественной среде.

Подсказка: Не забывайте предоставлять усиление, когда ребенок проявляет целевое поведение с меньшим уровнем подсказок или самостоятельно!

Выполнение заданий

Вне зависимости от уровня развития навыков у ребенка, его следует обучить выполнению простых задач для того, чтобы повысить его самостоятельность. Определите возрастной уровень развития ребенка и в соответствии с ним определитесь с видами деятельности для обучения.

Подсказка: Не забывайте, что нужно начинать с короткой продолжительности блоков и увеличивать их по мере того, как ребенок достигает успеха.

Работа с отвлекающими стимулами

После того, как ребенок обучается самостоятельно работать в тихой окружающей среде без отвлекающих стимулов, полезно будет обучить его сохранять концентрацию внимания во время работы в среде с отвлекающими стимулами, которая имитирует работу в школьном классе. Отвлекающие стимулы могут включать размещение объектов на столе у учащегося, развешивание плакатов, флагов, часов по комнате, перемещение инструктора по комнате, открывание/закрывание  дверей, фоновый звук телевизора/радио и т.п.

Подсказка: Помните, что нужно начинать с одного отвлекающего стимула и короткой продолжительности блока, и увеличивать эти показатели по мере того, как ребенок добивается успехов.

Функциональные навыки / навыки повседневной жизни

В дополнение к академическим навыкам и готовности к школе, важным компонентом программ для детей старшего возраста являются функциональные навыки или навыки повседневной жизни. По мере взросления ребенка необходимо делать акцент на обучении его навыкам самостоятельности, которые помогут ему быть успешным в домашней среде и в общественных местах. Самостоятельность в рамках домашней окружающей среды может включать навыки самопомощи, такие как навык использования туалета, одевание/раздевание, уход за собой, купание, приготовление пищи и выполнение других рутинных задач. Самостоятельность в общественных местах может включать безопасность на улице, знание правил поведения с незнакомыми людьми, приветствия, совершение покупок и использование общественного транспорта.

Шаги на пути к самостоятельности


После того, как вы определили соответствующие функциональные навыки, которым необходимо обучить ребенка, при их обучении следует учитывать такие соображения:

Анализ Задач

Анализ задачи – это разбивка навыка на конкретные шаги. Существуют причины, по которым важно проводить анализ задач до обучения целевому навыку: (1) Определение того, что ребенок может и не может делать, поможет избежать повторного обучения уже освоенных шагов цепочки поведения, (2) Разбивка задачи на конкретные шаги позволяет определить возникающие трудности и легче справиться с ними.

Образец анализа задачи

Застилание кровати:

1. Подойти к кровати
2. Снять с нее подушки
3. Расправить простынь
4. Расправить одеяло
5. Расправить покрывало
6. Проверить уголки покрывала
7. Положить подушки у изголовья кровати

Приготовление бутерброда:

1. Пойти в кухню
2. Достать хлеб
3. Достать ореховое масло
4. Достать джем
5. Взять тарелку
6. Взять ножик
7. Открыть пакет с хлебом
8. Положить 2 кусочка хлеба на тарелку
9. Открыть банку с ореховым маслом
10. При помощи ножа распределить ореховое масло по одному кусочку хлеба
11. Открыть банку с джемом
12. При помощи ножа распределить джем по второму кусочку хлеба
13. Сложить 2 кусочка хлеба вместе
14. Закрыть банку с ореховым маслом
15. Закрыть банку с джемом
16. Убрать хлеб
17. Убрать ореховое масло
18. Убрать джем
19. Положить нож в раковину
20. Съесть бутерброд

Визуальное расписание

Как только были определены шаги задачи и базовые показатели, необходимо вводить целевой навык систематически. Одной эффективной стратегией является использование визуального расписания шагов в выполнении задания. Визуальное расписание может включать картинки, карточки со словами и/или чеклист шагов в линейной последовательности. Сочетание визуального расписания в паре с вербальными, физическими, моделирующими и другими подсказками позволит со временем постепенно устранить эти подсказки. Целью будет самостоятельное выполнение задачи ребенком с или без использования визуального расписания. Продвинутые процедуры могут включать перечень рутинных процедур для ребенка.

Подсказка: Включите веселые виды деятельности в перечень рутинных процедур для того, чтобы усилить выполнение заданий!

Режимы усиления

Первоначально важно предоставлять усиление за выполнение каждого шага задачи и переход к следующему шагу. По мере того, как ребенок изучает каждый шаг и демонстрирует все большую самостоятельность, интенсивность режима усиления может быть снижена (то есть, усиление предоставляется после более длительного промежутка времени или после выполнения большего количества шагов).

Подсказка: Попробуйте использовать вербальное усиление для формирования переходов между шагами вместо подсказок. Например, скажите «Ух-ты, мне нравится, как ты работаешь!» или «Молодец, как ты хорошо перешел ко второму шагу» вместо того, чтобы говорить «продолжай», «давай дальше!», так как это делает ребенка зависимым от подсказок.

Обобщение

Как только ребенок овладевает навыком в одних условиях окружающей среды и/или с одним человеком, чрезвычайно важно обобщить данные навыки для различных условий окружающей среды, людей и стимулов. В целом, если это уместно, обобщение должно быть встроено в процесс обучения. Однако для детей, у которых наблюдаются сложности с поддержанием и обобщением навыков, обобщение может производиться уже после приобретения навыка.

Общие рекомендации в отношении АВА-терапии для аутичных детей старшего возраста:

• АВА-терапия для детей старшего возраста должна иметь иной акцент, отличный от акцента программ для детей младшего возраста. Учебная программа для детей старшего возраста должна включать адаптивные навыки, навыки самопомощи, выходы в сообщество, социальные навыки, такие как дружба и романтические отношения, а также навыки по уходу за своим телом.

• АВА-тераписты должны обладать непосредственным опытом работы с детьми старшего возраста или с взрослыми (таких специалистов может быть трудно найти).

• Персонал, который будет работать с ребенком, должен пройти тренинг физического управления. Он включает в себя специфические техники, обучающие специалистов тому, какие действия необходимо производить в случае, если клиент становится физически агрессивным или опасным. Если специалисты не уверены в том, что им нужно делать в опасной ситуации, они могут непреднамеренно причинить вред ребенку или получить травму.

• Формат сессий АВА-терапии должен быть менее структурированным и более естественным. Сессии должны включать обучение в натуральной среде.

• Цели программы должны быть реалистичными и практическими. Например, цель добиться реакции манд от 22-летнего аутичного человека, который никогда не говорил, не является реалистичной. Более реалистичной целью будет введение системы PECS  для того, чтобы клиент научился использовать оборудование для альтернативной коммуникации.

• Не все специалисты и организации разрабатывают программы специализированные для детей старшего возраста или взрослых. Такие продвинутые программы часто предполагают работу над академическими, когнитивными, функциональными, социальными, эмоциональными и другими потребностями. Они могут включать в себя такие навыки, как юмор/шутки, язык тела, использование денег, эмпатию и т.п. Высококачественная АВА-программа должна включать подобные когнитивные навыки, поскольку они реально помогают клиентам более осознанно взаимодействовать с сообществом.

Источники:
http://www.lovaas.com/blog/archives/13-ABA-Treatment-for-Older-Children-with-Autism.html
http://www.iloveaba.com/2012/12/older-kids-aba.html

autism-aba.blogspot.com

АВА-терапия (прикладной анализ поведения) | ТОМАТИС-ТАГАНРОГ

На сегодняшний день поведенческая терапия или метод АВА, то есть прикладной анализ поведения (Applied behavior analysis), является одним из наиболее признанных эффективных методов коррекции детского аутизма. В ее основе поведенческие технологии и методики обучения, позволяющие изучать влияние на поведение ребёнка факторов окружающей среды и манипулировать этими факторами, изменяя его. На самом деле АВА применяется не только для обучения и коррекции поведения детей с аутизмом, но и других нарушений развития (ЗПРР, ДЦП, умственная отсталость, синдром Дауна).

Поведенческая терапия для детей с нарушением развития по программе АВА построена на идее, что любое поведение человека влечет за собой определенные последствия, и когда ребенку это нравится, он станет повторять это поведение, а когда не нравится, не станет.

Проводившиеся более 30 лет подряд исследования, подтвердили ценность прикладных методов поведенческой терапии. В частности АВА-терапия позволяет улучшить навыки коммуникации, адаптационного поведения, способности к обучению, и достичь соответствующего поведения, обусловленного социально. Проявления поведенческих отклонений при этом значительно уменьшаются. Кроме того, получены неопровержимые доказательства в пользу утверждения, что чем ранее начинается терапевтический курс (дошкольный возраст, предпочтительнее), тем более значимыми являются его результаты.

Как работает АВА-терапия?

При данном подходе все сложные для аутистов навыки, включая речь, контактность, творческую игру, умение слушать, смотреть в глаза, и прочее, разбиваются на отдельные мелкие блоки – действия. Затем каждое действие разучивается отдельно с ребенком, а впоследствии действия соединяются в единую цепь, образуя одно сложное действие. В процессе разучивания действий ребенку с расстройствами аутичного спектра специалист центра  дает задание, если справиться с ним один он не может, тогда дает подсказку, а потом вознаграждает ребенка за правильные ответы, игнорируя при этом неправильные.

ЭТАП № 1: «ЯЗЫК – ПОНИМАНИЕ». К примеру, одно упражнение из программы АВА «Язык – понимание». Специалист-терапист центра дает ребенку стимул, или задание, например, «подними руку», следом дает подсказку (сам поднимает руку ребенка вверх), затем вознаграждает его за правильный ответ. Совершив некоторое количество попыток совместно (задание – подсказка – вознаграждение) делают попытку без подсказки: специалист дается задание ребенку: «Подними руку», и ожидает, даст ли ребенок самостоятельно правильный ответ. Если он правильно отвечает без подсказки тераписта, то получает вознаграждение (ребенка хвалят, отпускают играть, дают что-то вкусное и т.п.). Если ребенок не дает ответа или дает неправильный, терапист снова проводит несколько попыток, используя подсказку, а затем пробует опять без подсказки. Заканчивается упражнение, когда ребенок дал без подсказки правильный ответ. Когда ребенок с аутизмом начинает без подсказки правильно отвечать в 90% случаев дачи задания, вводят новый стимул, к примеру, «кивни головой». Важно, чтобы первые два задания были максимально непохожими. Задание «кивни головой» отрабатывают таким же образом, как «подними руку».

ЭТАП № 2: УСЛОЖНЕНИЕ. Когда ребенок освоит выполнение задания «кивни головой» (сокращенно «КГ») в 90% случаев, задания начинают чередовать в свободном порядке, «кивни головой» и «подними руку»: сначала «КГ» — «ПР», затем «КГ» – «КГ» – «ПР», и в любом другом порядке. Два данных стимула считаются освоенными ребенком, когда он в произвольном порядке дает 90% правильных ответов из 100% при чередовании двух задний или стимулов. После этого вводят и отрабатывают до усвоения третий стимул, потом все три чередуют, вводят четвертый, и так далее.

ЭТАП № 3: ГЕНЕРАЛИЗАЦИЯ НАВЫКОВ. Когда в запасе у ребенка накапливается много освоенных стимулов (включительно таких необходимых для ежедневной жизни стимулов, как «возьми (название предмета)», «дай (название предмета)», «иди сюда» и прочие), начинают работать с ребенком над обобщением. Генерализация навыков – это не что иное, как проведение упражнений в каких-то неожиданных местах, непривычных для занятий: в ванной, в магазине, на улице. Затем начинают чередовать людей, которые дают задания (тераписты, мама и папа, дедушки и бабушки, другие дети).

ЭТАП № 4: «ВЫХОД В МИР». Ребенок в какой-то момент не просто осваивает те стимулы, отрабатываемые с ним, но и начинает самостоятельно понимать новые стимулы без дополнительной отработки (к примеру, показывают ему один-два раза «закрой дверь», и этого уже достаточно). Когда это случается, программа считается освоенной – аутичный ребенок может осваивать информацию дальше из окружающей среды, также как делают это обычно развивающиеся детки.

В арсенале АВА терапии имеется несколько сотен различных программ, включающих лечение аутизма с ЗПР (задержка психического развития), невербальную и вербальную имитацию, общую и мелкую моторику, понимание языка говорящего, называние предметов и действий, классификацию предметов (раскладывание карточек с собакой и кошкой в одну стопку, а карточек с ложкой и вилкой – в другую). Кроме того, коррекция аутизма детей включает программы типа «покажи, как ты…» (ребенок делает вид, что надевает шапку / причесывается / тушит пожар / крутит руль / мяукает, ловит мышей и прочее), освоение местоимений (научить ребенка правильно употреблять «я стою» – «ты стоишь»), ответы на вопросы «кто», «что», «как», «где», «когда», употребление слов «да» и «нет», и прочее.

Вопрос, какая программа более эффективна в лечении аутизма, по сути, не имеет значения, поскольку у каждого ребенка свои индивидуальные особенности, и подход к нему так же требуется индивидуальный. Составляет такие программы супервизор — сертифицированный специалист АВА, имеющий для этого достаточный уровень квалификации. Осуществляют непосредственные занятия тераписты АВА, также прошедшие специальное обучение. Тераписты фиксируют свои действия в журнале: над какими программами с ребенком работали, сколько было сделано попыток, с какими подсказками, сколько получено правильных ответов, сколько получено неправильных ответов. Примерно раз в 2-3 недели супервизор просматривает журнал, оценивая результаты, совещается с терапистами, принимает решение, какие стимулы уже освоены, какие программы стоит еще оттачивать, и ставит новые цели.

Конечная цель АВА терапии – дать ребенку с нарушением развития средства для освоения окружающего мира самостоятельно.

Необходимые условия для эффективной коррекции по программе АВА

Поэлементное разучивание и оттачивание многих десятков действий и предметов требует массы времени и усилий. Считается, что наибольшего эффекта поведенческая терапия для аутистов дает, если с ребенком заниматься по данной методике в неделю по 30-40 часов. Правильная организация коррекционного процесса предусматривает обязательные ежедневные занятия ребёнка с АВА-терапистом (не менее 2-х часов) и продолжение занятий дома с родителями (ещё 3 часа занятий), давая ему, таким образом, пять-шесть часов обучения в день.

Эта поведенческая терапия для аутистов является чрезвычайно действенной. По результатам основателя методики АВА Ивара Ловааса, примерно половина деток, обучавшихся по ней, после окончания коррекции аутизма детей могут заниматься в обычной общеобразовательной школе. Более 90% детей, из общего числа тех, получал АВА, улучшил свое состояние и поведение.

При составлении материала использовался источник: http://ladyvenus.ru/articles/zdorove-i-dolgoletie/fizicheskoe-zdorove/povedencheskaya-terapiya-dlya-autistov-metody-korr

neurotaganrog.ru

10 мифов о Прикладном анализе поведения. ~ Аутизм | АВА

На протяжении последних пятнадцати лет сфера Прикладного анализа поведения очень активно развивалась в связи с успехом применения АВА-терапии при работе с детьми с аутизмом и иными нарушениями развития. Уникальность Прикладного анализа поведения состоит в том, что его аналитической целью является прогнозирование поведения и влияние на него. Соответственно, поведенческие аналитики, прежде всего, заботятся об одном: об изменении поведения.

Удивительно то, что практическая цель изменения поведения является совершенно уникальной для социальных наук. В рамках большинства других подходов специалисты стремятся достичь «понимания» и рассматривают его как нечто отличное от изменения поведения. Однако, с точки зрения поведенческих аналитиков, вы «понимаете» поведение только лишь в той степени, в которой вы можете предсказать это поведение или же оказать на него влияние. Кроме того, само определение поведения является более широким, чем в большинстве других областей науки – даже так называемые «внутренние» события рассматриваются как поведение. АВА является наукой о действиях: все то, о чем принято думать как об «обстоятельствах» или о «сущности» (например, психическое, душевное состояние, характерные особенности и т.п.), поведенческие аналитики переосмысливают как действия, вложенные в определенный контекст (например, вместо «воспоминаний» поведенческие аналитики говорят о «запоминании», а вместо словосочетания «характерные особенности» употребляют термин «обобщение стимулов» и т.п.).

С течением времени данный подход доказал свою эффективность. АВА-терапия признана одним из наиболее действенных и распространенных методов работы с аутизмом. Тем не менее, эта сфера по-прежнему подвергается некоторой критике, и потому организация National Autism Network составила перечень из десяти наиболее распространенных мифов и заблуждений, связанных с Прикладным анализом поведения, итог которым подводится в данной статье.

Миф №1: АВА-терапия не является научно-обоснованным методом лечения аутизма.

Результаты научных исследований всецело поддерживают АВА-терапию. В действительности, более 550 рецензированных и опубликованных исследований доказали эффективность Прикладного анализа поведения при работе с людьми с аутизмом. АВА-терапия является наиболее авторитетным методом лечения аутизма с точки зрения страховых компаний, а также она была одобрена различными национальными и международными проектами и центрами профессионального развития в области расстройств аутистического спектра.

Миф №2: АВА-терапия – это новый метод лечения аутизма.

Прикладной анализ поведения как отдельная область науки существует с 1950-ых гг., а после появления новаторской работы Ивара Ловааса  в 1970-ых гг. АВА добивается больших успехов в области работы с аутизмом.

Миф №3: Все АВА-программы одинаковые.

АВА - это наука о поведении индивидуума (т.е., об индивидуальном поведении), и это всегда являлось отличительной особенностью данного подхода в целом. Поведенческие аналитики выбрали путь, который отличается от большинства других социальных наук: вместо того, чтобы одновременно заниматься изучением малой доли информации о людях в больших группах, поведенческие аналитики изучают большую долю информации о нескольких индивидуумах. Такой подход соответствует практическим целям изменения поведения. В практике Прикладного анализа поведения каждый случай индивидуален, поскольку все люди отличаются друг от друга – они имеют различную историю, опыт семейной жизни, обучения в школе, предпочтения и т.п. Таким образом, любой поведенческий план адаптируется под уникальную жизненную ситуацию каждого человека.

Миф №4: АВА состоит исключительно из работы «сидя за столом».

Обучение отдельными блоками (Discrete Trial Training (DTT)), безусловно, представляет собой один из подходов, используемых в АВА, однако, он не является его определяющей характеристикой. Например, случайное обучение или обучение в натуральной среде предполагает работу с человеком в ходе его естественной, повседневной жизни. В таких случаях поведенческие аналитики предоставляют подсказки, поощрение, обеспечивают расписание деятельности, моделирование и т.п. в тот момент, когда возникает потребность в использовании целевого навыка. У каждого из подходов есть свое место и назначение.

Миф №5: АВА-терапия предназначена исключительно для детей с аутизмом.

Существуют документальные свидетельства использования Прикладного анализа поведения при работе с широким спектром поведения, включая организационный поведенческий менеджмент, устойчивость к изменениям в окружающей среде и многое другое. С материалами, посвященными этим вопросам, можно ознакомиться в изданиях периодических журналов «Прикладной Анализ Поведения», «Организационное Управление Поведением», а также «Поведение и Социальные Вопросы».

Миф №6: АВА-терапия способствует формированию речи/поведения робота.

Ригидность поведения является одним из характерных признаков аутизма и многих других психических расстройств. Задача АВА-терапии состоит в преодолении такой ригидности посредством обучения множеству образцов поведения и формирования обобщения навыков для реальных жизненных ситуаций, релевантных в случае каждого конкретного индивидуума. В самом начале реализации программы реакции человека могут казаться слишком упрощенными и оттого «механическими», однако, специалистам требуется поведение, над которым нужно работать, и в конечном итоге происходит построение целевых навыков и перенос их в естественную среду наиболее функциональным образом.

Миф №7: Программой АВА-терапии может руководить кто угодно.

Программа АВА-терапии должна контролироваться сертифицированным специалистом уровня ВСВА. Специалисты такого уровня проходят длительную программу подготовки в различных аспектах Прикладного анализа поведения в дополнение к продолжительному опыту полевой работы (1500 часов) под супервизией.

Миф №8: Чтобы добиться положительного эффекта, дети должны заниматься по программе АВА-терапии 40 часов в неделю.

Продолжительность и интенсивность АВА-программы зависит от конкретного индивидуума и от его/ее базового поведенческого состояния. Как уже упоминалось выше, ключевой особенностью АВА-терапии является сосредоточение на конкретном человеке,а не на группе людей. АВА – это не универсальный инструмент для лечения, подходящий всем пациентам в неизменном виде.

Миф №9: Методы обучения в АВА-программах включают в себя наказание.

На рассвете области Прикладного анализа поведения, наказание (или ослабление поведения) использовалось более часто, однако на сегодняшний день в подавляющем большинстве случаев положительное усиление является основным способом изменения поведения. Наказание может применяться лишь в редких случаях, например, для предотвращения нанесения серьезных телесных повреждений, однако, если конкретная ситуация позволяет использование усиления, тогда специалистами используется усиление. Если наказание  является абсолютно необходимым, одновременно должны применяться процедуры усиления, направленные на формирование альтернативного поведения.

Миф №10: АВА использует «подкуп» в виде еды и игрушек, чтобы манипулировать поведением детей.

Существует различие между «подкупом» и поощрением. Поощрение предоставляется после поведения и специально приспособлено для усиления конкретного типа поведения. «Подкуп» же, в свою очередь, предоставляется ДО того, как человек участвует в поведении, и чаще всего он, скорее, направлен на индивидуума, а не на его/ее поведение. Кроме того, подкуп предполагает аморальное или незаконное поведение. Что касается поощрений, еда представляет собой исключительно действенный усилитель в самом начале АВА-программы, особенно в случаях, когда ведется работа с ребенком, который практически не владеет речевыми навыками. Однако, сочетание пищи в паре с другими стимулами, например, с социальной похвалой, позволяет таким стимулам превратиться в самостоятельные поощрения, предоставляя специалистам более широкие возможности для эффективной работы.

Источник: http://www.bsci21.org/10-myths-of-applied-behavior-analysis-html/

autism-aba.blogspot.com

терапия - мифы и реальность

АВА-терапия - один из основных и широко применяемых методов коррекции детей с различными нарушениями развития (в первую очередь аутизмом). Однако, как любой популярный метод, АВА-терапия окружена множеством мифов, зачастую имеющих негативный характер. Как следствие, многие родители опасаются применять эффективную методику, позволяющую обучать детей, практически не способных к сотрудничеству. Итак, попробуем себя в роли «разрушителей легенд».

АВА-терапия - это дрессировка

Сторонники данного утверждения считают, что АВА-терапия способна научить ребенка определённым навыкам и действиям, но любой шаг в сторону повлечёт за собой полное фиаско. Малейшее изменение в формулировке задания, окружающей среде, личности общающегося с ребёнком человека и аутист «завис».  Основной задачей тераписта является обобщение полученных ребёнком навыков. Инструкции используются только на первых этапах работы. В последующем грамотно составленная программа подразумевает отказ от помощи и самостоятельное выполнение задания. Например, если мы отрабатываем вопрос «где?» и в качестве объекта поиска находим поощрение в виде конфеты, то постепенно навык генерализуется и ребёнок понимает, что с помощью вопроса «где?» можно найти любую интересующую его вещь.

АВА-терапия используется только для коррекции поведения

Во многом этот миф сложился благодаря самому названию метода. На самом деле программы могут быть самыми разнообразными: от обучения пользоваться туалетом до изучения математики. Главная цель тераписта - привлечь ребёнка к совместной работе и поэтапно показать ему способы решения задачи. И с этой точки зрения коррекция поведения и изучение математики построены на одних и тех же принципах, позволяющих замотивировать ребёнка сотрудничать и заниматься продуктивной деятельностью. Наполнение программы при этом может быть самым разнообразным.

АВА-это жесткая по отношению к ребёнку система

Точнее было бы сказать, что АВА - это строго структурированная система обучения. Для достижения хорошего результата всё окружение ребёнка должно неукоснительно соблюдать рекомендованные супервизором правила поведения, отслеживать и записывать поведенческие акты. Собранные данные передаются супервизору для последующей коррекции программы. Таким образом, занятия и повседневная жизнь тесно переплетаются, позволяя быстрее получить желаемый эффект. Как ни странно, тяжелее всего приходится родителям, а не самому ребёнку.

Ребёнок что-то делает исключительно за сладости

Естественно, поощрение является основой любого обучения. АВА-терапия не исключение. Любые, даже самые обыденные действия, совершаемые людьми, подкрепляются поощрением. Популярный в России поведенческий аналитик Юлия Эрц приводит такой пример. Если нам нужно войти в дом, то мы толкаем дверь (поведенческий акт) и в результате получаем поощрение в виде открытой двери и возможности зайти внутрь. Более абстрактным поощрением могут быть материальные блага, общественное признание и т.д. Естественно, наиболее простым вариантом поощрения, применяемом на начальных этапах работы, является пищевая стимуляция, та самая пресловутая конфета, которую любят поминать противники АВА-терапии. По мере развития ребёнка постепенно вводятся стимулы более высокого уровня.

Ребёнок после АВА-терапии становится великим манипулятором

Обучение по принципу «стимул-реакция» может вырастить из ребёнка манипулятора и спекулянта. Любой здоровый ребёнок имеет задатки великого манипулятора. Классический пример - это бьющийся в истерике ребёнок, требующий, чтобы ему немедленно купили игрушку или шоколадку. Большинство родителей, если дело происходит в общественном месте, пойдут на поводу у своего маленького манипулятора и подкрепят нежелательное поведение покупкой. Аутичные дети не исключение, невзирая на сниженные способности к коммуникации. Один из основополагающих принципов АВА-терапии это устранение или уменьшение нежелательного поведения и подкрепление положительного. При условии соблюдения этого принципа все возможности для получения желаемого результата с помощью неприемлемого поведения сводятся к нулю.

АВА-терапия делает детей вундеркиндами, неспособными выполнять простейшие действия

Многие специалисты «старой закалки» упорно настаивают на том, что АВА-терапия лишь дает навыки, но не способствует развитию. Им приводят аргументы и факты, но почему-то такие специалисты отказываются слышать доводы и продолжают свой сизифов труд по очернению методики, прекрасно зарекомендовавшей себя во всем мире. «Салонное слабоумие» (меткое выражение Ганнушкина), когда вундеркинд, решающий сложнейшие задачи, не в состоянии открыть щеколду в туалете, аутичным детям после АВА-терапии точно не грозит. Во-первых и к сожалению, вундеркинды в природе встречаются нечасто, хотя такая вероятность при аутизме и выше. Во-вторых, у детей на АВА-терапии уж точно проблем со щеколдой не возникнет, ведь такие базовые бытовые навыки отрабатываются в первую очередь. Сначала мы учим детей простейшим навыкам, а уж потом переходим к сложным, в том числе академическим. Если этого не делать, если с ребенком, который к 7 годам не научился пользоваться горшком, логопеды упорно разучивают буквы-цифры, тогда такая вероятность более чем возможна. Тем более, что у аутичных детей – детей с искажением психического развития – и так формирование навыков идет неравномерно.

АВА-терапия как монотерапия способна вылечить от аутизма

Некоторые родители, обрадованные первыми успехами, полагают, что только АВА-терапии будет достаточно для «выздоровления», а точнее, снятия диагноза. Такие случаи есть, но хотелось бы предупредить родителей о том, что их ребенок может и не попасть в процент «счастливчиков». Не надо забывать, что терапия при аутизме основана на трех китах: АВА-терапии, сенсорной интеграции и биомедицинского лечения. А скорее всего, «китов» и больше. Поэтому не стоит пренебрегать другими методами терапии, не противопоставляя их, а удачно комбинируя. Поэтому желаем вам ясного разума и здоровеньких детей! 

podsolnuhi.org

Применение АВА для подростков и взрослых с аутизмом ~ Аутизм | АВА


From: http://www.britannica.com/EBchecked/topic/44667/autism
     Существует стереотип - "АВА применяется только для маленьких детей с аутизмом". Немногие знают, что методики АВА применяются для развития навыков и коррекции поведения в любом возрасте, и также не зависят от диагноза. Некоторым педагогам и родителям сложно представить себе взрослого человека, который сидит за столом и повторяет действия за педагогом или указывает на разложенные картинки, и поэтому эти педагоги скажут, что АВА взрослому человеку с особенностями не подойдет. Они будут абсолютно правы в том, что такой формат работы не подходит подросткам и взрослым, но не правы в том, что не подходит АВА.
     Такая путаница возникает потому, что многие подразумевают под АВА программы ранего интенсивного вмешательства, которые применяются для детей с аутизмом в очень раннем возрасте - от полутра лет до 6-ти.
Целью этих программ является развитие речевых навыков ребенка, формирование учебного поведения, формирование навыков игры и общения со сверстниками. По мере того как взрослеет ребенок, цели в АВА программе смещаются, и акцент в работе для взрослого ребенка ставится уже не на речевые и игровые навыки, а на навыки коммуникации, навыки самопомощи и самообслуживания и навыки проведения досуга. Другими словами, с маленьким трехлетним ребенком педагог будет разучивать упражнение на имитацию движений, сортировку категорий, наименование карточек и выполнение инструкций в пространстве комнаты, но не будет его учить самостоятельно натягивать носки, т.к. в этом возрасте от ребенка не ожидается полностью самостоятельное действие в этой сфере. С подростком педагог будет разучивать самостоятельное натягивание носков, мытье посуды, складывание полотенец в штаф и поход в магазин, но не имитацию и наименование карточек.
     Применение АВА всегда направлено на изменение социально значимого поведения, и в подростковом возрасте значимым становится то, что человек с особенностями может жить как можно более полноценной и самостоятельной жизнью. Следовательно, целью применения АВА в подростковом фозрасте является формирование таких навыков, которые позволят человеку достичь наиболее качественного жизненного уровня.
      Вследствие изменения целей изменяются и методы. Если в раннем возрасте широко используется метод обучения отдельными блоками, обучение часто происходит за столом, с помощью дидактических материалов, то в подростковом возрасте обучение за столом происходит гораздо реже, чаще используются методы формирования поведения, цепочки поведения и "Случайное обучение".
     Для того, чтобы пределить чему обучать и как в АВА используются инструменты оценки навыков. В дошкольном и начальном школьном возрасте для оценки навыков используются ABLLS-R и VB-MAPP. А в подростковом возрасте и для взрослых людей с особенностями используются другие инструменты, например "Essential for Living" и AFLS. Эти инструменты предназначены для оценки важных навыков в этом возрасте, таких как умение оказать самому себе первую помощь (например, наклеить пластырь на рану), умение разогреть или приготовить еду, умение вытирать попу и стирать вещи, умение спокойно ходить по улице, не вокализируя и размахивая руками, делать покупки в магазине, и занимать себя функциональной деятельностью в свободное время. При использовании этих инструментов специалист может определить, какие навыки у подростка уже сформированы, а какие еще нет, и выбрать цели для обучения.
      Таким навыкам, как разогреть еду или делать покупки в магазине можно обучить с помощью пошагового формирования цепочки поведения - раздробить это сложное действие на отдельные действия, и последовательно обучать этим действиям с помощью подсказок и поощрений.
     Такому навыку, как вытирать попу или спокойно ходит на улице можно обучить с помощью метода "Формирование реакции", и предоставлять поощрения за улучшенные реакции, а более простые или некачественные реакции не поощрять.
     Как в младшем возрасте, так и для взрослых наиболее важной целью является коммуникация, и работа над этой целью не прекращается никогда.  Взрослые неговорящие люди по-прежнему учатся общаться с помощью карточек PECS или жестов, а для тех, кто уже умеет говорить, работа обычно ведется над усложнением речевых реакций или обучением социальным правилам, которых нужно придерживаться при разговоре.Чаще всего для этого применяется такой метод, как "Случайное обучение", но могут применяться и дополнительные, такие как "Социальные истории" или видео-моделинг.
     Коррекция проблемного поведения в этом возрасте также основывается на результатах функциональной оценки, как и в младшем возрасте. Следует помнить, что поведенческие проблемы чаще всего происходят на фоне отсутствия навыков коммуникации (человек не может попросить то, что он хочет или отказаться от того, чего не хочет) или отсутсвия навыков проведения досуга (не знает чем заняться), и обучение его этим адаптивным наыкам чаще всего и является наиболее эффективным методом коррекции.
     Используя инструменты прикладного анализа поведения можно значительно улучшить качество и уровень жизни любого человека, вне зависимости от возраста и диагноза.

autism-aba.blogspot.com


Смотрите также