Акустический концерт что это такое


Акустик это — Акустический концерт — это какой? — 3 ответа



Акустический концерт что это

Автор Вова задал вопрос в разделе Музыка

Акустический концерт - это какой? и получил лучший ответ

Ответ от If you feel lucky, come and...[гуру]
без электронщины. когда например гитары не пропущены через примочки

Ответ от Christin[гуру]
Это когда без электрической музыки - просто под гитарку.

Ответ от Ѕасянова Галия[мастер]
чисто акустическая гитара и ничего более

Ответ от Пользователь удален[новичек]
играется на акустических инструментах... без добавления фонограмы... ну наскок я знаю

Ответ от Екатерина Бондаренко[гуру]
Это концерт, в котором звучит только музыка, которую можно воспроизвести с помощью акустических инструментов или "живого" голоса. Никаких электрогитар или синтезаторов. При этом усилители звука (микрофоны, колонки и пр. ) могут использоваться. С ними концерт всё рано акустический, т. к. качество звука естественное.

Ответ от Expat[гуру]
я так думаю, что сечас под словом "акустический" (unplugged) подразумевают концерт, когда не используют "синтезированный" звук электронных инструментов и играют в основном на инструментах, звук которых не подвергается видоизменению при помощи различного рода "примочек", и которые могут звучать и без усилителей (аккустические инструменты) , но усилители все же используют.. . куда ж в наши дни без усилителей.. . 🙂

Ответ от Ralleya[новичек]
Expat - верно сказал.
что касается Екатерины Бондаренко, хочу дополнить:
Акустическое звучание - это первоначальное звучание инструмента. Это ничем не искаженное звучание гитары. Его истинное звучание. У ЛЮБОЙ ГИТАРЫ ЕСТЬ СВОЕ АКУСТИЧЕСКОЕ ЗВУЧАНИЕ. Иногда у гитар это звучание достаточно тихое и неясное. Но оно все равно есть и в наше время существуют пьезодатчики, цель которых без искажений донести до усилителя это первоначальное акустическое звучание.
Так что не выкидывайте из этого списка электрогитары!!


Ответ от 3 ответа[гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Акустический концерт - это какой?

Ответ от 3 ответа[гуру]

Привет! Вот еще темы с похожими вопросами:

Акустика на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Акустика

Акустика альбом «Сплина» на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Акустика альбом «Сплина»

Акустическая гитара на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Акустическая гитара

Музыкальная акустика на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Музыкальная акустика

 

Ответить на вопрос:

3otveta.ru

Об акустических вечерах - Yelkz — ЖЖ

Ну что за несчастный инструмент, гитара!
Благороднейший инструмент, подлинный король музыки
опущен до жалкой деревяшки с шестью струнами
для не имеющих ни слуха, ни голоса!©

Я постоянно мониторю официальные паблики питейных заведений Саратова на предмет анонсов так называемых "акустических вечеров". Делаю я это с одной целью: чтоб знать в какие дни в эти бары ходить не надо ни в коем случае! Ну просто чтоб не портить настроение себе и не смущать окружающих: к музыкантам и барам у меня отношение сугубо положительное (я вообще человек предельно добрый, особенно когда выпью), но пение под акустику - извольте. А поскольку явление стремительно набирает популярность в нашем городе, приходится подстраиваться и искать места, где акустических концертов нет и можно посидеть без напрягов.

Сразу уточню, "акустический вечер" - это не когда музыканты вместо электрогитар берут акустики, садятся на стульчики, к ним ещё присоединяются какие-нибудь скрипочки и всякая перкуссия и старые хорошо знакомые хиты начинают звучать по-новому. Такой знаете ли Nirvana MTV Unplugged. Ах если бы! (кстати странно, что никто из организаторов ещё не додумался слово "анплагд" использовать - это я считаю большое упущение - модное слово пропадает)
"Акустический вечер" - это когда один музыкант берёт электроакустику (обязательно не настроенную - это в пачке если играют желательно в унисон строить, а тут что стараться и так проканает), а второй музыкант под это дело поёт (как правило мимо нестроящий гитары и желательно мимо нот). Репертуар? Абсолютно любые кавера - всё более менее-менее узнаваемое, что есть в мировой музыке и что можно положить на аккорды с примитивным боем.

В своё время было очень много копий сломано вокруг кавер-групп (когда группы исполняют не свой авторский материал, а переигрывают чужие хиты), когда хорошие музыканты пошли зарабатывать деньги и тема оказалась очень востребованной (и сейчас популярность не спадает). Я хотя первым начал каверщиков ругать, сейчас как-то с этим явлением примирился, и кого-то даже хвалю. Но тут надо понимать, что кавер-группа (любая) - это всё-таки определенная работа. Несколько человек должны собраться, снять и разучить материал, сыграться наконец и потом его исполнить (даже какой-нибудь типовой набор вроде "Хали-гали", "Ту-лу-ла", "Видели ночь", "Лабутены" и "Итц май лайф" ещё разобрать надо). С акустикой даже утруждаться не надо - за ночь может программу разобрать. Раньше продавались такие брошюрки "50 хитов под водочку" (текст-аккорды - в конце сетка аккордов для тех кто забыл), сейчас из интернета скачать можно - распечатать и поставить на пюпитр (вокалисты даже заучиванием слов зачастую себя не утруждают). Понятное дело, что всё это - книжечки или аккорды в интернете делались чисто для любителей - поиграть-поорать за столом или на лавочке во дворе, сам в таких посиделках участвовал. Но тут важно было что:
- интерес это представляло только для вовлечённых (собравшаяся вокруг гитары пьяная компания)
- люди не вовлечённые (случайные прохожие) за такие песни скорее готовы были убить

В любом случае прото-акустические-вечера представляли собой что-то типа такого:

Но одно дело - собравшаяся компания друзей, где все средства коммуникации хороши, будь то водка или совместное исполнение под гитару "Всё идёт по плану" (исполнял много раз, сознаюсь - грешен, и вообще всё что было на пьянке остается на пьянке) и совершенно другое дело - концерты. Для меня вообще очень чёткое разделение есть на музыкантов (те кто на сцене) и зрителей (те кто в зале). Интересны мне только первые, но и спрос с них выше. Соответственно за плохую музыку хочется нафиг выгнать со сцены и больше никогда не пускать. В общем в этом плане у меня серьезные расхождения с т.н. "бардами", у которых дофига тексты (такие знаете ли "Онучи евлагой не томи, ибо сгину я кубарем аки вересень вешний!") и никакая музыка (блатной бой под гитару - это не музыка). Ну с бардов спрос не велик, в конце концов у них там своя атмосфера, и вообще их игнорировать довольно просто из-за компактных мест обитания. А вот то, что бардовскую манеру исполнения подхватили каверщики - это очень-очень плохо! Ну потом что музыкальная группа это плод коллективного творчества - если кто-то один не тянет или лажает в данный момент, то общий микс это как-то сглаживает; а иногда даже какие-то слабые места делаются фишками. Если же музыкант один, то в музыкальном плане всё должно быть гладко/идеально/интересно - подстраховать некем да и диапазон звучания небольшой, должно быть всё на уровне. То же самое по вокалу - вокалист может быть так себе (таких большинство) в составе группы, но если он один (ну то есть с гитарой-боем), то чтоб заинтересовать - это должно быть прям ух. Хочу заметить, что пару проектов в жанре "акустический вечер" были очень годными. Проблема в том, что остальные насмотревшись на них решили "не, ну а чё - мы тоже так могём - нафиг нам группу собирать если такое закатывает?!". И понеслось...

Зачем акустические вечера различным заведениям - понятно. Сейчас вообще очень крута тема живой музыки. Надо же показать, что мы не просто кабак - у нас тут всё сурьезно, музыка живая играет. Но далеко не у всех есть возможность даже сцену поставить. А с акустикой какие дела - стул, микрофон, две колонки - живой концерт. Ну то есть примерно то же самое, что ди-джей, только ЖИВОЕ - круто, модно, статусно! Надо же как-то завлекать народ: не бухлом же в бар завлекать и не футбольными матчами, ей-богу.

Музыкантов тоже можно понять. Усилий почти никаких. Судя по тому что я вижу, можно за вечер программу подготовить: сегодня вечер каверов на Mars Volta и Dream Theater, завтра поём песни из "Полицейской академии", а потом вечеринка в стиле "Neon Genesis Evangelion". Но главное - музыканты за это получают пусть небольшие, но деньги. Ну плюс нарабатывают себе какую-то практику и опыт выступления на публике получают, в конце концов надо же чем-то заниматься - не только в приставку тупить. Да и в конце концов, тут скорее не музыка, а тусовка (те кто стремятся быть действительно хорошими музыкантами такой ерундой себя утруждать не будет). Но в общем думается какой-то профит для них явно есть.

Возникает вопрос - а зачем вообще народ (те самые слушатели, что в зале) это терпит и на это ходит? А потому что "радость узнавания". Ну то есть хорошо знакомые хиты и любимые песни слушать приятнее, а если накатил - так ещё и подпеть можно. Собственно всё то же самое, за то народ кавера любит зачастую больше, чем авторский материал. Последнее - это же определенная работа над собой (надо вслушиваться, понимать), а тут ты точно знаешь как оно в оригинале было - слышишь песню и воображение дорисовывает мелодию и не хватающие инструменты. Слушатели в барах не особо требовательны (к тому же такие концерты как правило бесплатны), то что там не строит гитара или мимо нот никто не слышит - ну и знание оригинал кагбэ компенсирует. К тому же это статусно, чувствуете разницу не "в пабе бухал", а "ходил на акустический вечер". Ну и сюда же хотелось добавить Захар Борисыча с его "Главной проблемой музыки в России" (к акустическим каверам особенно хорошо подходит):

Мне вот скажут: Олег, забей! Каждому своё, ну не нравятся тебе такие концерты - иди на другие, опять же баров полно. Проблема мне тут видится вот в чём. Саратовское музыкальное сообщество и так довольно закрытое и на концерты авторские (где играется преимущественно свой материал) народ ходит не очень охотно, привлечение новых слушателей идёт слабо. Казалось бы такие акустические вечера должны способствовать росту общего интереса к живой музыке в целом (кавер-бэнды например общий интерес прививают). Но думается мне немного разбирающийся человек видя такие акустические запилы думает, что авторский материал примерно на том же уровне (раз они так фиговенько играют мою любимую группу - то видимо своё у них ещё хуже). С другой стороны начинающие музыканты видят, что можно особо не утруждаться. Чем заморачиваться аранжировками, собирать состав, можно взять гитару и фигачить по барам - аплодисменты и минуты славы обеспечены, немножко денежек кстати тоже (деньги это же вообще показатель "раз я получаю за это деньги - значит я профессионал и всё делаю правильно"). Короче "акустические вечер" - это рак, убивающий саратовскую музыку.
Такие дела!

yelkz.livejournal.com

Площадь Восстания: "Акустический концерт в нашем восприятии – это ретро-вечеринка"

После концерта уставшие, но счастливые лидеры коллектива Площадь Восстания Андрей и Дмитрий Новиковы любезно согласились рассказать о своей точке зрения на необычный концерт и ходе работы над новым альбомом.

Rock Cult: Как бы вы оценили атмосферу сегодняшнего выступления?

Андрей Новиков: Атмосфера на акустическом концерте – всегда большая неожиданность для нас. Никогда заранее не знаешь, как прозвучат и какие эмоции вызовут те или иные песни. В электричестве не то чтобы все предсказуемо, но более-менее понятно, мы знаем, какие песни являются боевиками, какие песни будут звучать более спокойно, на акустике все очень непредсказуемо, и этим, наверное, она и ценна. Акустический концерт мы готовили в очень сжатые сроки, я впервые за последние года три выходил на сцену с ощущением тремора, мандражировал очень серьезно, потому что многое было чистейшей импровизацией. Как оказалось, эта импровизация вносит ноту, которой, может быть, каким-то акустическим концертам порой не хватало. Это интересно.

Rock Cult: В чем разница между электричеством и акустикой?

Андрей Новиков: Очень важно в электрической версии уловить и передать весь этот пульс, драйв, который заложен во время сочинения песен под акустику. Но не все песни получается создать и облачить в эту электрическую форму. Поэтому наши акустические концерты отличаются тем, что 50% песен, которые мы играем на акустике, в электричестве не звучат. На мой взгляд, это интересно и нашему слушателю, и нам.

Акустический концерт в нашем восприятии – это своего рода ретро-вечеринка, потому что мы играем много старых песен, которые для нас в звучании традиционного концерта не актуальны, не отражают нашего музыкантского роста. Акустика – это семейные посиделки, что-то такое, что, скорее, воспримется и поймется людьми, которые давно нас знают. Электрические концерты иные: в них большую роль играет наше настроение, драйв, и даже новые песни могут восприниматься с тем же энтузиазмом, что и старые.

Rock Cult: Какова идея образа и атмосферы, созданных сегодня на сцене? Как вы работали над декорациями?

Дмитрий Новиков: Это придумал мой брат Андрей, основная движущая сила всегда остается за ним. Хотелось теплого акустического концерта 4 января, когда все в кругу семьи встретили Новый год, всем хочется какого-то такого же семейного тепла на концерте.

Андрей Новиков: Для тех, кто встречал Новый год в атмосфере какого-то феерического праздника, где-нибудь на Дворцовой площади, нам хотелось показать другую сторону медали, домашнюю атмосферу. Идея пришла ко мне и была великолепно реализована, в первую очередь, людьми, которые все отрисовали. Я написал художнику, человеку, с которым мы начинали наш творческий путь, Ирэн Портфэль, спросил: «Ира, ты сейчас живешь в Москве, но ты же помнишь, какие мы. Нарисуй нам такую комнату, в которой мы сыграем акустический концерт. Комната, где мы соберемся, и одному человеку будем петь каждую песню». Ира без каких-то дополнительных проб, без какой-то тысячи вариантов нарисовала комнату, которая оказалась максимально соответствующей настроению этого концерта.

Наши друзья, люди, которые всегда поддерживают нашу группу – Наташа Рыбакина, Рита Смирнова и Юля Капустина – перенесли этот рисунок на большой холст, трудились над этим перед Новым годом, когда, казалось бы, время покупать всем подарки и беспокоиться о новогодних закусках. Они трудились и творили для нас эти декорации, все получилось. Анатолий Анфилатов, бас-гитарист группы, создал видеоинсталляции. С визуальной точки зрения сегодня все получилось. К аудиальным эффектам у меня остались вопросы, как всегда, но если у нас случится когда-нибудь концерт, которым мы будем максимально удовлетворены, скорее всего, это будет означать, что нам пора заканчивать с музыкой. Было много нюансов, много вопросов, но все получилось. И с нами новый музыкант, барабанщик Андрей Братанов из группы ДМЦ, который нас поддержал и помог в этот нелегкий период, за несколько репетиций разобрал 20 незнакомых для него песен. Это большой геройский поступок.

Rock Cult: Андрей, вы сейчас учитесь в Университете культуры, на факультете социально-культурных технологий. В чем залог успешной сдачи сессии? Наверняка вы уже раскрыли секрет.

Андрей Новиков: На своем новом месте учебы я еще пока сессии как таковой не сдавал, но я чувствую, что это не будет большой проблемой, не потому, что я очень умный, а потому, что культура, социология, организация событий – это то, что отвечает моим внутренним запросам и стремлениям. Общаясь со сверстниками и с ребятами помладше, сталкиваюсь с тем, что многие избирают для себя путь, профессию, образование, которое не отвечает их внутреннему состоянию. Секрет я точно не раскрыл, но мне кажется, что самое главное – это учиться тому, что тебе действительно интересно. Тогда у тебя всегда будут успехи.

Rock Cult: Как продвигается работа над новым альбом Площади Восстания «Эстрада», нравится ли вам то, что получается?

Дмитрий Новиков: Да, нам нравится то, что получается. Еще не записаны вокалы, но, слушая то, что записали ребята, понимаешь, что хочется спеть на уровне. Под эту музыку хочется петь.

Андрей Новиков: Сейчас самый ответственный момент, нам с Димой предстоит с 6 января по 11-12 января записывать вокальные партии, для нас как для непрофессионалов это довольно болезненный процесс, но мы это обязательно сделаем.

Дмитрий Новиков: Сегодняшний концерт как нельзя лучше подготовил нас к тому, чтобы записать вокал. На таких положительных эмоциях мы справимся с любыми невзгодами и трудностями.

Rock Cult: Процесс записи вокала – болезненный процесс для связок или в плане того, что много дублей, не все сразу выходит?

Андрей Новиков: Да, скорее так. Это всегда много работы, много дублей, много, в первую очередь, работы над собой. Именно на записи вокала открываются какие-то неожиданные для нас самих вещи и решения, даже создаются какие-то мелодические линии, которых изначально не было в этих песнях. Самый творческий процесс.

Дмитрий Новиков: Самое сложное – сделать так, чтобы изначальная эмоция, то, ради чего создавалась эта песня, не потерялось при записи вокала.

Rock Cult: Где и когда вы ждете поклонников, чтобы представить новый альбом «Эстрада»?

Андрей Новиков: Седьмого февраля в клубе Космонавт мы нарисуем совершенно новый для себя и, мы надеемся, для наших слушателей, мир. Мы готовим программу очень отличную от того, что звучало на наших первых больших сольных концертах в Авроре и в А2. Это будет уже другая группа, и нам бы очень хотелось, чтобы люди, которые придут к нам на концерт, осознали, что это уже иной коллектив, испытали новые экспириенсы, подумали о том, что мы заложили в этот альбом, в это представление, и вместе с нами ощутили течение времени. Ощущали свой внутренний рост и развитие, стремились находить в себе новые силы, опыт, знания, восприятие.

Текст: Александра Прозорова
Фото: Наталья Рыбакина

rockcult.ru

Чем отличаются эстрадные аудиосистемы от классических?

Чем отличаются эстрадные аудиосистемы от классических?

А для этого нужно понимать, какую аудиосистему вы хотите получить, и чётко представлять её предназначение – работа внутри автомобиля (классическая аудиосистема) или на открытое пространство (эстрадная аудиосистема).

Как строятся классические автомобильные аудиосистемы?

"Классические" аудиосистемы получили своё название неспроста. Принципы их построения во многом схожи с принципами хороших домашних стереосистем. Они рассчитаны на создание максимально качественного и комфортного звучания для тех, кто находится внутри автомобиля.

Один из критериев качества звука – это звуковая сцена, и именно с ней в автомобиле бывают основные проблемы. Коротко поясним, что это такое, и почему звуковая сцена так важна. Любая стереозапись содержит в себе пространственную информацию. Например, если дома вы сядете перед стереосистемой, то услышите, что звук идёт не просто от динамиков, а заполняет собой пространство между левой и правой акустической системами. И если вы слушаете, к примеру, концертную запись, то можете легко услышать, где находились музыканты при записи или как их "расставил" звукорежиссёр – в центре, левее, правее, дальше, ближе. Воссозданное таким образом "звуковое пространство" – это и есть звуковая сцена. Если аудиосистема способна правильно её передать, вы начинаете слушать музыку полноценно, а не просто как набор звуков, которые складываются в мелодию.

Для того, чтобы аудиосистема правильно формировала звуковую сцену, необходимо расположить динамики перед слушателями и постараться максимально отдалить их вперёд, насколько позволяет конфигурация салона. Это нужно, чтобы относительная разница расстояний до правого и левого была минимальной. Если сделать так не получается (а уж если говорить прямо, то в автомобиле это невозможно принципиально), то можно "выровнять" эту разницу расстояний виртуально – с помощью задержек. Эта функция есть в звуковых процессорах, так что если таковой имеется в вашей аудиосистеме (неважно, отдельный, встроенный в головное устройство или в усилитель), это даёт вам дополнительные преимущества.

Разумеется, мы не забыли и про тыловую акустику, в очень многих случаях она может оказаться полезной. Однако не нужно переоценивать её роль. Задача тыла – лишь дополнять основную (фронтальную) акустику и обеспечивать ей лёгкую "подзвучку" для создания объёмности звучания. Тыловая акустика не должна перетягивать внимание на себя.

Сабвуфер тоже можно располагать в багажнике, поскольку на нижних частотах в автомобиле уже нет распространяющейся звуковой волны, а работает так называемый "компрессионный" принцип – диффузор сжимает и разжимает воздух по всему салону примерно как поршень в цилиндре. Поэтому если сабвуфер сделан грамотно и качественно, а система настроена правильно, бас не локализуется сзади, а звучит цельно, является частью музыки, его звучание не "отслаивается" от звучания акустических систем.

Как строятся эстрадные автомобильные аудиосистемы?

Как и в случае с классическими аудиосистемами, термин "эстрада" появился тоже не просто так. Такие аудиосистемы строятся по тем же принципам, что и разного рода сценические концертные аудиомониторы. В отличие от "классики" они относятся к акустическим системам "дальнего поля". Их задача – работать на большие пространства, и предполагается, что слушатели должны находиться от них на некотором расстоянии.

Поскольку эстрадные системы должны обеспечивать достаточно высокий уровень неискажённой громкости, их логично строить в виде больших массивов динамиков. Такие массивы могут располагаться, например, в дверях, в багажнике автомобиля и даже выполняться в виде "стен". Мода на последние зародилась в Южной Америке, поэтому их часто называют "бразильскими стенами".

Почему слушать эстрадную систему внутри автомобиля – это неправильно?

Делать эстрадную систему, чтобы слушать её внутри автомобиля – не самое лучшее решение. Во-первых, запас громкости провоцирует посильнее выкрутить ручку громкости на любимом треке, а слишком высокая громкость приводит к снижению проводимости слухового нерва, а это, к сожалению, необратимая деградация нашего слуха вплоть до его полной потери.

Во-вторых, с большими массивами динамиков в дверях принципиально невозможно добиться качественного звучания внутри автомобиля. Сидя в автомобиле, вы оказываетесь в окружении динамиков, и при таком раскладе, как минимум, придётся забыть о правильной звуковой сцене. И это далеко не всё.

Идеальный источник звука – точечный, то есть когда звук идёт из одной точки. В классических системах слева и справа ставятся одиночные динамики, каждый из которых воспроизводит свой частотный диапазон. В эстрадных же системах мы имеем дело с массивами одинаковых динамиков. И когда одни из них оказываются ближе, другие – дальше, до слушателей одновременно доходят звуковые волны, прошедшие разное расстояние, а потому смещённые относительно друг друга по фазе. Наш слух очень чувствителен к таким фазовым искажениям, в итоге звучание теряет естественность, и музыка превращается просто в набор громких звуков.

Если вы хотите получить универсальную систему, которую можно слушать и внутри автомобиля, и использовать как эстрадную, самое правильное решение – сделать её двойной. В салоне вы устанавливаете классические динамики и располагаете их по классическим принципам, а, например, в багажнике устанавливаете "эстрадные" компоненты – их вы будете включать только тогда, когда решите устроить open-air.

Чем отличаются динамики для эстрадных систем от обычных?

Первое и самое важное отличие – это чрезвычайно высокая чувствительность эстрадных динамиков. Этот параметр характеризует эффективность динамика. Иными словами, при одинаковой подаваемой мощности эстрадные динамики могут звучать намного громче. Это достигается разными технологическими и конструктивными решениями, но, как всегда, выигрывая в чём-то одном, чем-то приходится и жертвовать. Например, эстрадные динамики в своём большинстве не умеют эффективно работать в мидбасовом диапазоне, ответственном за плотность, ударность звучания (ниже 200-250 Гц).

Дело в том, что чем ниже частота, тем больший объём воздуха нужно "двигать" динамику для получения одной и той же громкости. А сделать это можно только двумя способами – или увеличивать площадь диффузора, или увеличивать его ход, или использовать специальное акустическое оформление (например, фазоинверторное). В размерах автомобильные динамики по понятными причинам ограничены, с оформлением тоже, ведь эстрадные массивы чаще всего устраиваются в дверях. Поэтому ход диффузора остаётся решающим фактором. Но именно это в эстрадных динамиках и является ограничивающим фактором.

Как результат, подавляющее большинство эстрадных динамиков эффективно работают на средних частотах и имеют не очень высокую отдачу на нижних частотах. Но систему, работающую на "дальнее поле", можно настроить так, что частотные диапазоны, ответственные за плотность и "ударность" звучания, будут воспроизводиться сабвуфером. Каким для этого должен быть сабвуфер – отдельный вопрос.

Если же мы поставим эстрадные динамики в классическую систему, то возложить эти частотные диапазоны на сабвуфер уже не сможем. Находясь в машине, мы будем чётко слышать, что сабвуфер находится сзади. Бас перестанет быть неотъемлемой частью музыки и будет звучать сам по себе. Это, к слову, ещё одна причина, почему слушать эстрадную систему внутри автомобиля – моветон.

Как выбрать динамики для аудиосистемы?

На первый взгляд, эти два правила звучат банально и очевидно, но нам приходится видеть множество аудиосистем, которые не оправдали ожиданий своих владельцев по одной простой причине – они им не следовали.

Во-первых, чётко и ясно определитесь с предназначением вашей будущей аудиосистемы – это будет система "дальнего поля" или же вы будете слушать её исключительно внутри автомобиля. Первая будет прекрасно работать на открытое пространство, а вторая обеспечит достаточную громкость и высокое качество звучания во время ежедневных поездок.

Во-вторых, подбирайте динамики согласно выбранной концепции. Эстрадные динамики – для эстрадной системы, классические – для классической. Не используйте эстрадные динамики для классической системы, вы не получите ожидаемого качества звука. И наоборот, классические динамики обычно недостаточно эффективны для применения в "эстраде" – с большой вероятностью вы не получите ожидаемой громкости.

Хотите универсальности – делайте систему двойной, разделяйте классическую и эстрадную акустику. Любые попытки действовать по обратному принципу и соединять "два в одном" приведут к ненужным компромиссам, неэффективному использованию возможностей динамиков и в большинстве случаев – разочарованию и впустую потраченным деньгам. Поэтому делайте всё правильно, и получите великолепный результат.

swat.ru

Что скрывается за магией концерта / Аудиомания corporate blog / Habr

Когда на сцене любимая музыкальная группа, классический оркестр или модный диджей — это всегда невероятные эмоции и впечатления. Мощные трёхчасовые сеты или подборка любимых треков от артиста вживую звучат куда интереснее любой аудиозаписи.

Однако за выступлением, которое длится несколько часов, всегда стоит колоссальная работа. Поэтому сегодня нам бы хотелось приоткрыть завесу тайны и поглядеть, что происходит «за сценой». О том, как готовят рок-концерты — читайте в нашей статье.

Фото Gregory Coyes / CC

Рок-концерт — это не только выступление группы и пляшущая толпа фанатов. Это правильно настроенный звук, световое шоу и другие элементы оформления, которые зависят от фантазии организаторов (голограммы, лазеры, дым-машина и т. д.). Помимо этого, на рок-концерте есть множество других более мелких деталей и элементов, которые в совокупности делают мощное шоу.

Звук и звукорежиссёр


Именно этот человек является настоящей звездой любого рок-концерта. Люди этой профессии получают хорошие деньги, заводят связи со знаменитостями, и, по словам бывшего звукорежиссёра Джона Грейвса (Jon Graves), имеют раздутое эго и часто орут на техников и инженеров на площадке. Сам Грейвс очень долгое время работал звукорежиссёром: гастролировал с группами Metallica, Guns Т’ Roses, следил за звуком на US Festival в восьмидесятые. Он говорит, что если у звукорежиссёра ночь не задалась, она не задалась ни у кого.

Звукорежиссёр — это человек, который сидит в небольшой кабинке напротив сцены в центре зала за большим микшерным пультом. Он контролирует все звуки, которые идут с оборудования на сцене, сводя их воедино и обрабатывая более ста дорожек. На микшерном пульте у звукорежиссёра есть отдельные дорожки для каждого инструмента и микрофона. Например, если возле ударной установки стоит 12 микрофонов, то со своего пульта «звукач» может контролировать 12 дорожек, которые он микширует, подстраивая под конкретное помещение или площадку.

У групп, как правило, также есть студийные записи, которые звукорежиссёр может в любой момент подключить к живому выступлению (например, если у вокалиста была тяжёлая ночь, и он остался без голоса). Но то, что слышит аудитория концерта, — это одна сторона медали. То, что слышат музыканты, — это уже другая история. Для последних них на сцене установлены мониторы. Такое микширование — достаточно объёмная работа, поэтому отдельный инженер, который отвечает за мониторы, всегда находится сбоку от сцены.

Обычно в качестве мониторов используют колонки, которые направлены на музыкантов, но сейчас на крупных концертах у каждого из них есть наушник. Некоторым нравится использовать колонки, некоторым — наушники. Иногда группы просят использовать и то, и другое. Инженеру зачастую приходится создавать до 15 различных миксов за концерт, в соответствии со вкусами музыкантов и тем, как они предпочитают себя слышать.

Видеосопровождение


Видеосопровождение стало неотъемлемой частью концертного шоу. Зачастую фоновые видеовставки «вплетаются» в концерт так органично, что кажутся «живыми». При этом видеосопровождение потребляет гораздо больше электроэнергии, чем, например, световое шоу или звуковые системы. Редакторы собирают самые разные видеоэффекты и материалы, чтобы они соответствовали определённой песне, настроению или моменту выступления группы. Видео на бэкграунде может синхронизироваться с музыкой и светом при помощи MIDI или SMPTE.

Группа U2 полностью изменила представление о видеосопровождении концертов. Вместо того чтобы готовить материалы заранее, во время своего шоу «360» в 2009 они использовали трансляцию с 15 камер, установленных по периметру стадиона. Помимо этого, у группы было 120 гигабайт видео с прошлых концертов, которые также вставлялись в видеотрансляцию. Все эти видеозаписи были связаны либо с текущими событиями, либо с местными новостями города, в который приезжали U2.

Маркетинговый директор U2 Крис Рэтклифф (Chris Ratcliffe) рассказывал, что очень плотно сотрудничал с человеком, известным как Smasher, который создавал крутейшие видео за чашкой кофе и мог презентовать на большом экране в этот же день.

Во время тура «360» U2 выступали под огромным закруглённым экраном от британцев из фирмы Buro Happold. Сам экран весил 54 тонны, а его площадь составляла 400 кв. метров. В развернутом состоянии он занимал площадь в 1300 кв. метров и был высотой с семиэтажный дом.

Современные концерты не обходятся без светового шоу. Сценический свет расположен в разных точках зала – за него отвечает инженер-световик. Он контролирует цвет прожектора, уровень света и его движение с пульта, который находится рядом со звукорежиссёром – напротив сцены.

Старые пульты управления светом были обычной коробкой с кучей регуляторов. Такие пульты могут контролировать проекцию изображений, освещение сцены, видео и даже пиротехническое шоу. Управление происходит при помощи фейдеров, таким образом, инженер работает со светом в режиме реального времени.

Современное оборудование (например Jands Vista) позволяет полностью запрограммировать и автоматизировать работу. Программирование идёт на временной шкале, которая отображается на пульте управления или на мониторе инженера.

Эта временная шкала придерживается тех же стандартов – MIDI Show Control или таймкодов SMPTE – что используют звукорежиссёры. Поэтому синхронизировать их не составляет труда. Как правило, это делается с помощью цифровой рабочей станции (например Pro Tools). Таким образом, можно сделать так, чтобы внезапная яркая вспышка света совпала с внезапным гитарным рифом или кульминацией в песне.

Несмотря на автоматизацию процесса синхронизации света и звука, а также на программирование всех элементов шоу, звукорежиссёр не может просто так встать и выйти из-за пульта (чтобы, например, не случилось скандала, как с группой Milli Vanilli в девяностых, когда из-за сбоя аппаратуры выяснилось, что парни поют под фонограмму).

Оборудование для концерта


Чтобы иметь представление о том, какое количество оборудования используется [кстати, помимо домашнего звука мы начали работать с музыкальными инструментами и аппаратурой] во время проведения одного концерта, давайте взглянем на пример подобного списка:

Свет: пара консолей MA2 Lite и NPU для управления освещением (основной и резервный) с сервером, который управляет шестью столбами LC-панелей и стенкой со светодиодами. Освещение для гастролей состоит из 15 прожекторов Martin Vipers, 30 прожекторов Mac Aura XB и 15 прожекторов Clay Paky Sharp.

Звук: звукорежиссёр сидит за Digico SD10, звук мониторов микшируется на Digico SD5. Также имеется проводной монитор PSM600 для ударных и баса, беспроводной PSM 1000 – для всех остальных. Еще используются радиомикрофоны с Y-разъёмом, заведённые на два предусилителя: Shure UHFR-B58s используется для вокала, а KSM9s – для речитатива.

А еще дополнительный набор микрофонов для кика, гитар и там-тама. Radial J48 для бас-гитары, а также пара ATBP4073s и пара KSM32s.

Таймкоды


Во время проведения рок-концертов часто используются таймкоды. Например, для того чтобы в нужный момент запустить определённый эффект для гитары, установить уровень освещения и звука или пустить видео. Существует два типа форматов, которые обычно используются во время шоу: SMPTE и MIDI.

На пользовательском уровне большой разницы между ними нет, по сути, это уникальный временной штамп, который двигается вместе с аудиодорожкой и позволяет начать любое другое действие в полной синхронизации с музыкой. Крис Эверетт (Chris Everett) говорит, что таймкоды синхронизируют все элементы шоу с точностью до миллисекунды.

Однако стоит помнить, что таймкод не всегда может сработать корректно, и человек, который за него отвечает, должен уметь быстро устранить проблему – следить, чтобы шоу продолжалось. Таймкодинг — это интересно, но следует помнить, что полностью контролировать его нельзя, так как он зависит не только от инженера за пультом, но и от группы на сцене.

Правда здесь дополнительно стоит отметить, что синхронизировать свет, видео и музыку также можно и вручную: например, световик хорошо знает структуру мелодии и может угадать, в какой момент нажать нужную кнопку.

Работа


Планирование обычно начинается примерно за месяц до шоу. Продакшн-менеджер связывается с менеджерами всех групп, участвующих в концерте, чтобы убедиться, что у них будет всё необходимое. Менеджеры присылают свои райдеры и получают ответные предложения. Затем всё это утверждается инженером сцены и идёт в работу.

Монтаж начинается ранним утром. Команды рабочих, которые в основном набираются из местных подрядчиков, отвечают за инсталляцию света, сцены, приводов и другого оборудования, затем лезут на стропила и работают на крыше.

После того как монтажные работы завершаются, приходят группы и начинают проверять свет и звук. Когда свет вывешен, оборудование отстроено, начинается саундчек. Как только он проходит, у групп появляется немного свободного времени.

Открываются кассы, посетители начинают подтягиваться к площадке, ну а после шоу рабочие сразу же начинают демонтаж, который проходит гораздо быстрее, чем установка сцены. В зависимости от размеров, на разбор уходит три – четыре часа.

Можно только представить уровень сложности подготовительных работ для проведения классических концертов. Установка площадки может занимать целую неделю, а за время монтажа сотрудники пройдут десятки тысячи шагов.

Королевский филармонический оркестр состоит из 81 инструмента, светового пульта, стойки микрофона и подиума для дирижёра. Позади оркестра ставят два огромных экрана. В этом году более 10 тысяч человек посетили концерт, и ещё около тысячи расположились на VIP-местах. VIP-гости, кстати, потребляют более сотни бутылок шампанского за концерт.

Перед выступлением гостям показывают авиашоу с участием Spitfire 1940 года выпуска, которые длится восемь минут. А завершает концерт грандиозный фейерверк под увертюру Чайковского «1812 год», в сопровождении пушечных залпов и более тысячи выстрелов салютов. Чтобы окрасить небо в цвета радуги, используется два километра кабеля.


Организация грандиозного концерта – это тяжелая работа, в которой принимает участие огромное количество людей: от звукорежиссера до разнорабочего. Каждый из них вкладывает частичку себя в готовящееся выступление группы, чтобы зритель мог в полней мере насладиться шоу.

Дополнительное чтение:

habr.com

"Киношная акустика" что это такое и чем она отличается от остальной акустики?

Занятный вопрос. Ответ на него можно разделить на две части:

1. Действительно СУЩЕСТВУЮТ акустические системы, специализированные для применения в составе домашник кинотеатров. Речь идет о довольно обособленном модельном ряде АС, с которыми потребители вряд-ли когда-либо сталкиваются в быту. Такими АС оборудованы кинотеатры с сертификатом Dolby и THX, они монтируются в профессиональных домашних инсталляциях и работают с ними в основном соответствующие специалисты. Знакомые мне владельцы ДК стоимостью, сравнимой с самой недвижимостью, где они смонтированы, вообще не представляют что у них там за экраном проектора бабахает и играет (способы размещения таких АС самые разные, часто их размещают именно за акустически прозрачным проекционным экраном). Объединяет их несколько общих принципов таких, как большой динамический диапазон и высокая громкость звука (часто достигается применением рупоров), а так-же широкая диаграмма направленности, обеспечивающая восприятие театральных эффектов в широкой зоне прослушивания;

2. Жаргонное название (и отношение) к недорогим АС, которые привлекают покупателей не собственно качеством звучания, а словом МНОГО. Т.е. много звука (и неважного какого качества), много ДСП, большие размеры... Не отношу себя к ярым аудиофилам, но за десятилетия эксплуатации самых разных систем, пришел к выводу, что если ваш бюджет серьезно ограничен, то ограничьте свои "хотелки" на полочных двухполосных АС и они гарантированно будут звучать ЛУЧШЕ, чем их напольные собратья за ту-же цену, причем безотносительно к объему и размеру помещения. Опять-же из личного опыта, действительно серьезные преимущества напольных моделей начинаются в ценовом диапазоне от $3000 да и то редко (в 90-х эта граница была намного ниже и приличные напольные АС можно вполне было приобрести за $400-$600). Т.е. условно все что большое, имеет кучу динамиков и стоит меньше $3000 как раз и попадает в категорию "киношная акустика". Конечно, из любого правила есть свои исключения, причем в обе стороны, но повторюсь, что для покупателей с ограниченным бюджетом и ориентированных на прослушивание именно музыки, лучше постараться ограничить свой выбор полочными моделями.

stereo.ru

Акустическая музыка — Циклопедия

Классическая гитара

Акустическая музыка — это термин, который охватывает все виды музыки, для создания которой используются исключительно или в наибольшей степени инструменты, звук из которых производится исключительно акустическим способом, в отличие от способа электрического или электронного.[1]Ретроним «акустическая музыка» возник после появления электрических инструментов, таких как электрогитара, электрическая скрипка, электрический оргáн и синтезатор.[2]

Исполнители акустической музыки часто повышают выходной звук с помощью электронных усилителей. Однако такие усилительные устройства отделены от музыкального инструмента, звук которого они должны усиливать, что позволяет четко воспроизводить его естественное звучание. Часто усиления звука происходит другим способом — перед акустическим инструментом размещают микрофон, который соединяется с усилителем через проводное соединение.

Вслед за ростом популярности телевизионного шоу под названием MTV Unplugged, которое транслировалось в 1990-х, акустические (но в большинстве случаев — всё-таки электронно усиленные) выступления музыкальных исполнителей (в основном гранж-групп), которые обычно исполняли свою музыку на электрических инструментах стали неофициально называть «отключенными» (англ. «unplugged») выступлениями. Это направление иногда также определялся как «акустический рок».

В статье для журнала Splendid, музыкальный обозреватель Крег Конли высказал такое предположение:

«Когда музыку называют акустической, «отключенной», или «беспроводной» — похоже, имеется в виду то, что другие виды музыки — захламлены технологиями и музыкальным перепроизводством, а потому — не столь безупречны[3]

Оригинальный текст (англ.)  

«When music is labeled acoustic, unplugged, or unwired, the assumption seems to be that other types of music are cluttered by technology and overproduction and therefore aren't as pure

cyclowiki.org

поговорим о звуке (часть 1) / Stereo.ru

Что такое звук?

В учебнике сказано: «Колебательные движения частиц, которое распространяется в виде волн в газообразной, жидкой или твердой средах». Давайте отбросим лишнее и поговорим только о слышимом звуке (кроме него ведь еще существуют ультразвук, инфразвук и т.д.).

Звук — это, на самом деле, не движение воздуха (газа) в пространстве, а волновые, периодические изменения давления этого самого газа. Звук является волновым излучением, подчиняется соответствующим физическим законам, которые описывают его распространение и взаимодействия. Согласно этим законам мы можем описать звук по нескольким характеристикам. Возьмем основные: частота, амплитуда (форма колебаний) и скорость.

Что такое частота звука?

Частота — это количество колебаний за единицу времени. Конкретней — число колебаний в секунду. Измеряется в герцах. Одно колебание в секунду — один герц (Гц). Если еще вспомнить, что звук распространяется в воздухе со скоростью около 350 метров в секунду или около 1250 км/ч, то достаточно легко понять, что частота и скорость связаны между собой. И эта связь дает нам возможность определить длину звуковой волны: чем больше частота, тем меньше длина волны — и наоборот.

Почти традиционно считается, что человеческий слух позволяет услышать диапазон частот «20–20» — от 20 Гц до 20 кГц, другими словами, от 20 колебаний в секунду до 20 000.

Не все частоты одинаково громкие

При этом матушка-природа наделила нас с вами достаточно избирательным слухом. Психоакустические исследования показывают, что лучше всего человек слышит самое для себя важное — человеческую речь. Эти звуки располагаются в диапазоне частот в районе 3000 Гц. Где-то в этом районе и находится максимальная чувствительность наших с вами ушей.

На других частотах она уменьшается, изменяясь в виде плавных кривых. Эти кривые показывают, с какой громкостью человек воспринимает звуковые колебания равной амплитуды. Эти данные важны не только для расчета акустических систем, но и для правильного понимания природы восприятия звука.

Они были получены статистическим способом, когда в субъективном оценивании громкости звучания на разных частотах принимало участие большое количество людей. В честь авторов этой научной разработки линии равной громкости называются кривыми Флетчера-Мэнсона.

Как мы понимаем, откуда пришел звук

Ответ простой: потому, что у нас есть голова и два уха! Если одно ухо вдруг не работает, это можно частично компенсировать быстрым поворотом головы. Слух при наличии двух ушей называется бинауральным. Он позволяет нам локализовать источник звука.

Это происходит потому, что звук приходит к правому и левому уху с небольшой задержкой или, если выразиться точнее, со сдвигом по фазе. Так как длина звуковой волны достаточно большая, в оба уха обычно поступает одна волна, но разные ее участки — фазы.

Этот сдвиг анализируется нашим мозгом, легкий поворот головы — и мы уже готовы приблизительно указать на какой ветке сидит птица, хотя разглядеть ее все равно не получится.

И чем выше звук, то есть, чем больше его частота, тем легче определить направление на его источник — сильнее проявляется фазовый сдвиг. А вот на низких частотах длина волны становится больше, чем расстояние между ушами, поэтому определить источник звука гораздо сложнее.

Почему одни звуки красивые, а другие нет?

Здесь почему-то тянет взять серый том Фейнмановских лекций и освежить воспоминания о рядах Фурье — но будем проще: любое колебание можно разложить на несколько колебаний с меньшей длиной волн. Эти меньшие волны — и есть гармоники, и сколько их укладывается в длине основной волны — две, три и т.д. — определяет их четность или нечетность. Как оказалось, нечетные гармоники воспринимаются нашим слухом дискомфортно. Причем вроде все играет правильно, но дискомфорт остается.

Более явный неприятный звук — диссонанс, две частоты, работающие одновременно и вызывающие редкие биения. Если хотите еще наглядней, то нажмите близлежащие черную и белую клавиши на пианино.

Есть и противоположность диссонанса — консонанс. Это сама благозвучность, например, — такой интервал, как октава (удвоение частоты), квинта или кварта. Кроме того, комфортности звучания мешают маскирующие его шумы различной природы, искажения и призвуки.

Ясно, что шум — то, что мешает в принципе. Звуковой мусор. Впрочем, есть и белый шум, этакий эталон шума, в котором присутствуют равномерно все частоты (точнее — спектральные составляющие). Если вы хотите уйти от источника белого шума, то по ходу удаления он будет розоветь. Это происходит потому, что воздух сильнее ослабляет верхние частоты слышимого спектра. Когда их меньше, тогда говорят о розовом шуме.

Чем громче шум по отношению к полезному звуку, тем больше этот звук маскируется шумом. Падает комфортность, а затем — и разборчивость звучания. Это же относится и к нечетным гармоникам, и к нелинейным искажениям, о которых мы еще поговорим более подробно. Все эти явления взаимосвязаны и, самое главное, — все они мешают нам слушать.

Нота — высота звука и его частота — зависит от специальности

В понимании звука, судя по всему, есть две крайности — понимание звукоинженера и музыканта. Первый говорит «440 Гц!» второй — «нота Ля!». И оба правы. Первый говорит «частота», второй — «высота звука». Впрочем, известно немало отличных музыкантов, которые вовсе не знали нот. При этом специалистов в области акустики, не знающих физических основ в этой области, еще никому не удавалось встретить.

Важно понимать, что оба этих специалиста по-своему занимаются комфортным звучанием. Автор музыкального произведения, инстинктивно, или опираясь на консерваторские знания, строит звук на принципах гармонии, не допуская диссонансов или искажений. Конструктор, создающий колонки, изначально не допускает посторонних призвуков, минимизирует искажения, заботится о равномерности амплитудно-частотной характеристики, динамике и многом, многом другом.

Громкость, звуковое давление — пределы и ориентиры

С громкостью все не так просто. Она относительна. Подумайте сами, ведь абсолютной тишины не существует. То есть, она в природе есть, но попадание в такое место превращается в пытку — вы начинаете слышать стук своего сердца, звон в ушах — все равно тишина исчезает.

Поэтому звуковое давление измеряется относительно некоего нулевого уровня в децибелах (дБ). Это логарифмические единицы, ведь логарифмическая шкала наиболее точно соответствует природе слуха. Если немного углубиться в теорию, нужно вспомнить эмпирически установленный закон психофизиологии Вебера-Фехнера, который описывает работу органов чувств. Согласно этому закону, интенсивность ощущения чего-либо прямо пропорциональна логарифму интенсивности раздражителя. В случае звука, это — амплитуда (размах) колебаний.

И если за ноль децибел принять порог слышимости (а это, повторимся, не тишина!), то шелест листьев дает 10 дБ, поезд метро — 100 дБ, истребитель на форсаже — 125 дБ, и ненамного меньше, кстати, выдала одна девчушка, призер соревнований по громкости крика в США. В дискотечном зале громкость может достигать 130 дБ. Это при том, что 120 дБ — уже больно, а 180 — могут убить.

Разница приблизительно в шесть децибел воспринимается нами, как удвоение громкости. Добавление трех децибел на низкой частоте требует удвоения амплитуды колебаний источника звука, но на слух это замечает не каждый слушатель! Такие вот парадоксальные, на первый взгляд, данные.

Поведение звука

Оно всегда предсказуемо, если вооружиться определенными знаниями. Звук может отражаться от поверхности, поглощаться ею, проникать сквозь нее. При этом каждый вариант — лишь частичный. Отражение звука приводит к эффекту эхо, звукоинженеры еще называют его реверберацией. Это сложный процесс. В любой комнате есть своя реверберация, многократная, по-своему затухающая, с определенными частотными характеристиками. Затухающая потому, что часть звука все-таки поглощается стенами.

Но если звук сделать громче, то, в зависимости от выбранного звукового давления, через некоторое время (оно линейно зависит от громкости в дБ) в стену начнут стучать соседи. Это значит, мы выяснили, что часть звука проходит сквозь стену. Правильное соотношение всех этих свойств — очень важный параметр для комфортного звучания.

Та же реверберация должна быть оптимальной. Если ее практически нет, говорят, что комната переглушена. Если ее слишком много — вы слышали такое на вокзале, — страдает разборчивость звука. Существуют определенные критерии для правильной акустической обстановки, о них мы писали, например, в этой статье.

Еще один источник аудионегатива — резонирующие объекты. Скажем, хрусталь в стеклянном шкафу. И когда все эти факторы приведены в норму — поздравляю, мы с вами находимся в акустически комфортном помещении!

В таком помещении особенно хорошо звучит качественное аудиовоспроизводящее оборудование и его главная составляющая часть — акустические системы.

Об этом — в продолжении

stereo.ru

акустический концерт - это... Что такое акустический концерт?


акустический концерт

Music: unplugged

Универсальный русско-английский словарь. Академик.ру. 2011.

  • акустический концентратор
  • акустический корпус

Смотреть что такое "акустический концерт" в других словарях:

  • Акустический альбом — Студийный альбо …   Википедия

  • Концерт в рок-клубе — Сборник «Кино» Дата выпуска 1996 Записан записано в 1984 1986 годах в Ленинградском Рок клубе Жанры Пост панк Страна …   Википедия

  • Концерт в Олимпийском — DVD Король и Шут Дата выпуска 2004 Записан 18 декабря 2003 года, СК Олимпийский, Москва Жанры панк рок, рок Д …   Википедия

  • Никольский, Константин Николаевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Никольский. Константин Никольский …   Википедия

  • Гражданская оборона (группа) — У этого термина существуют и другие значения, см. Гражданская оборона (значения). Внимание! Данная страница или раздел содержит ненормативную лексику …   Википедия

  • Гражданская Оборона (группа) — У этого термина существуют и другие значения, см. Гражданская оборона (значения). Гражданская Оборона Джефф и Егор Летов …   Википедия

  • Гражданская оборона (рок-группа) — Гражданская оборона Годы 1984 1986, 1987 1990, 1993 2008 Страны …   Википедия

  • «Гражданская оборона» — Гражданская оборона Годы 1984 1986, 1987 1990, 1993 2008 Страны …   Википедия

  • ГрОб — Гражданская оборона Годы 1984 1986, 1987 1990, 1993 2008 Страны …   Википедия

  • Гр.ОБ — Гражданская оборона Годы 1984 1986, 1987 1990, 1993 2008 Страны …   Википедия

  • Гр.Об. — Гражданская оборона Годы 1984 1986, 1987 1990, 1993 2008 Страны …   Википедия

universal_ru_en.academic.ru

Основные разновидности акустического оформления колонок

Основные разновидности акустического оформления колонок.
Акустика открытого, закрытого и изобарического типов, а также вариантов
оформления: с лабиринтом, фазоинвертором, пассивным излучателем и т. д.


Акустические системы (колонки) – это последнее звено аудиосистемы, воспроизводящее звук путём преобразования электрического сигнала, поступающего с выхода УМЗЧ, в механические колебания излучателей, а следом и в звуковые колебания воздуха, воспринимаемые органами нашего слуха, а при высокой мощности - и остальными частями тела.
Как ни крути, а акустическая система - это ящик, собранный из механически прочного материала с вмонтированными в него динамиками. Ящик может быть выполнен в соответствии с одной из многочисленных конструкций, определяющих тип акустического оформления системы.

Рассмотрим основные разновидности этих конструкций:

1. Акустические системы открытого типа.


Качалось бы, что может быть проще, чем отбросить от ящика заднюю стенку, либо вообще - выкинуть к едреней фене все стенки, а динамики смонтировать на простом деревянном щите?
Именно из этой простой идеи, собственно говоря, и зародились первые акустические системы, называемые системами открытого типа.
Несмотря на кажущуюся архаичность решения, подобные колонки выпускаются как промышленно, так и делаются на коленках адептов качественного аудиофильского звука.
Объясняется такой интерес полным отсутствием какой-либо компрессии с тыловой стороны диффузоров динамиков. Результат - крайне открытое и воздушное звучание акустики и реальное удовольствие при прослушивании практически любых музыкальных жанров, исключая современные танцевальные, где на первый план выходит не натуральность звучания, а необходимость наличия мощных компрессионных басов.

Помимо отсутствия жирных басов существенным недостатком открытой акустики является и крайне высокая цена промышленных изделий, и необходимость наличия большого помещения для правильной ориентации колонок по отношению к слушателю, а также возможности размещения их на изрядном расстоянии от стен.

Частным случаем открытых систем является акустика, построенная на электростатических излучателях, в которых вместо традиционных динамиков применяется натянутая во всю высоту акустической системы тончайшая плёнка из токопроводящего материала. За счёт малого веса излучателя подобные системы обладают рядом достоинств, основными из которых являются: повышенная детальность и звукопередачи, а также филигранная способность отрабатывать даже самые резкие динамические перепады. Недостатком опять-таки является некоторая недостача низких частот.
Падение звукового давления при снижении частоты ниже значения резонансной частоты подвижной системы АС открытого типа составляет 12 дБ/окт.

2. Акустические системы закрытого типа (закрытый ящик).


Рассчитать и "сколотить" полностью закрытый и герметичный ящик - дело также не сильно мудрёное и трудозатратное.
Как не странно, промышленный выпуск систем закрытого типа начался не только позже появления на свет акустики открытого типа, но также и позже распространения акустических систем с фазоинвертором на борту.
Произошло это событие сразу после начала выпуска усилителей достаточной мощности и динамиков с низкой упругостью подвеса.
Замкнутый объём воздуха внутри корпуса обладает некоторой упругостью, которая мешает свободному передвижению диффузора динамика и приводит к повышению резонансной частоты подвижной системы, что в свою очередь резко ухудшает воспроизведения частот ниже данного (резонансного) порога.

Лечится это либо увеличением внутреннего объёма изделия, либо повышением массы диффузора (для уменьшения частоты механического резонанса), что приводит к почти пропорциональному снижению чувствительности.
К неоспоримым достоинствам закрытой акустики можно отнести полное отсутствие каких-либо призвуков и фазовых огрехов, свойственных фазоинверторной акустике и акустическим лабиринтам. К недостаткам - либо довольно недетский размер колонок, либо отсутствие сверхглубоких басов при ограниченном объёме изделия.

Падение звукового давления данного типа АС при снижении частоты ниже значения резонансной частоты подвижной системы составляет 12 дБ/окт.

3. Панель акустического сопротивления.


Давно известная, но изрядно подзабытая панель акустического сопротивления (ПАС) несёт в себе достоинства как открытых, так и закрытых акустических систем, сочетая естественность звучания (без фазовых и переходных искажений) с простотой исполнения.
Панель представляет собой множество отверстий 5...20 мм в диаметре на задней стенке корпуса громкоговорителя.
Суммарная площадь отверстий - около 60...80% от эффективной площади диффузора НЧ динамика.

Поверх отверстий туго натягивается и приклеивается хлопчатобумажная (либо какая-либо ещё) ткань в один или два слоя.
Недостатком ПАС является спад звукового давления в области низких частот. Однако он не так велик, как у акустической системы закрытого типа и легко устраняется незначительным повышением мощностей усилителя и НЧ головки.
К сожалению, не существует чёткой теории по расчёту оптимальных параметров акустической системы с панелью ПАС, а в большинстве литературных источников говорится о необходимости экспериментального подбора всех параметров. Думаю, именно этот фактор обусловил в последнее время малое количество промышленных изделий с акустической панелью, оставив широкое поле для экспериментов пытливому радиолюбительскому сообществу.

Падение звукового давления АС при снижении частоты ниже значения резонансной частоты подвижной системы составляет 12 дБ/окт.

4. Акустические системы с фазоинвертором.


Фазоинвертор - это очередной способ обуздать избыток внутреннего давления внутри корпуса громкоговорителя и пустить его на благо увеличения отдачи на самых низких частотах.
По своей сути фазоинвертор - это труба, выведенная концом наружу и уходящая внутрь корпуса колонки.
Как и положено любой трубе, у неё есть собственная резонансная частота, зависящая от её геометрических размеров. Поэтому, когда динамик воспроизводит частоту на которую настроен фазоинвертор, объём воздуха в трубе резонирует, что приводит к весомому усилению воспроизведения этой частоты.
Естественным образом, для корректной работы подобной системы частоту резонанса трубы следует выбирать ниже резонансной частоты НЧ динамика в ящике.
Насколько ниже? В 1,5...1,6 раза.

Труба фазоинвертора может выходить: на лицевую панель, на заднюю или боковую панели. Однако, в наиболее дорогих и качественных акустических системах она, как правило, расположена именно с тыльной стороны конструкции.

Несмотря на популярность данного типа изделий, фазоинверторная акустика всегда проигрывает как закрытому, так и открытому ящику с точки зрения динамических параметров (скорости отработки быстрых сигналов), а также фазовых характеристик, обуславливающих детальность и чистоту звукопередачи.
Собственно говоря, плюс у фазоинверторных акустических систем всего один - повышенная отдача на низких частотах и возможность воспроизведения самых глубоких басов при относительной простоте и дешевизне конструкции.

Падение звукового давления данного типа АС при снижении частоты ниже значения резонансной частоты настройки фазоинвертора составляет 24 дБ/окт.

5. Акустические системы бандпасс или полосовой громкоговоритель.

Бандпасс или полосовой сабвуфер - это акустически нагруженное оформление, представляющее собой фазоинверторный ящик, разделённый внутри дополнительной стенкой (перегородкой) на две разные по объёму камеры.
Динамик размещается на перегородке между камерами, т.е. закопан внутри корпуса, что с одной стороны хорошо, так как исключает риск его повреждения, с другой - не являясь системой прямого излучения, АС имеет сложную зависимость параметров от взаимного влияния всех конструктивных элементов, что обуславливает повышенные требования к расчёту и тщательности изготовления акустики.
Акустические системы бандпасс не являются системами прямого излучения. В зависимости от конструкции и количества фазоинверторов существует 3 вида бандпассов: 4-го порядка (см. рисунок слева), 6-го порядка тип-а (рисунок посередине), 6-го порядка тип-б (рисунок справа).
КПД и способность эффективно воспроизводить самые низкие частоты у бандпасса значительно выше, чем у классического фазоинвертора. Однако, такие досадные мелочи, как узкополосность и весьма посредственное качество воспроизведения ограничивают область применения данного типа акустического оформления главным образом сабвуферными устройствами, используемыми в автотранспортном хозяйстве.
А разрекламированная фишка о том, что байпас сам по себе является резонансным устройством высокого порядка и не нуждается в традиционных ФНЧ - носит весьма сомнительный характер и не заслуживает какого-либо серьёзного доверия.
С точки зрения КПД на низких частотах, бандпасс 4-го порядка является самым эффективным, однако при этом и самым узкополосным среди остальных видов подобных устройств.
Устройства 6-го порядка за счёт наличия двух фазоинверторов, настроенных на разные частоты, имеют более широкую полосу воспроизводимых частот, но, соответственно, и более низкий КПД.

6. Акустические системы с пассивным излучателем.


Системы с пассивным излучателем являются одной из разновидностей акустики фазоинверторного типа и призваны обеспечить глубокое воспроизведение низких частот без чрезмерного увеличения размеров изделия.
Смысл конструкции заключается в установке в закрытом ящике дополнительного низкочастотного динамика, у которого полностью отсутствует магнитная система. Т.е. он состоит только из диффузора, подвеса и рамы и, при этом - никуда не подключается.
Пассивный излучатель приводится в движение колебаниями воздуха внутри акустической системы, которые порождаются обратной стороной активных НЧ динамиков и, по сути, является аналогом резонансной системы, образованной трубой фазоинвертора.

Обычно пассивный излучатель выбирается из соображений величины собственной резонансной частоты - несколько меньшей, чем у активного динамика. Поэтому он должен иметь либо больший диаметр, либо большую массу своей подвижной системы.
Достоинствами пассивного излучателя являются глубокий бас вплоть до самых низких частот и отсутствие посторонних призвуков свойственных некоторым не слишком удачно выполненным фазоинверторным решениям.

7. Акустические системы с лабиринтом.


Воспроизводящие системы с акустическим лабиринтом можно встретить не так уж часто и только в изделиях довольно серьёзного ценового уровня. Причина проста и лежит на поверхности - сложность конструкции, а также её расчёта и настройки.
Хотя, на первый взгляд, всё кажется значительно проще, чем есть на самом деле. Звуковая волна, исходящая из тыльной части НЧ динамика, проходит через акустический лабиринт (волновод), протяжённостью в половину длины волны, на которой планируется добиться резонанса системы, и выходит из него уже в одной фазе с волной, излучаемой лицевой поверхностью динамика.
Конструкция настраивается исходя из нижней границы частотного диапазона АС.
Для минимизации массогабаритов и стоимости изделия часто протяжённость лабиринта рассчитывается, не исходя из половины длины волны, а исходя из четверти.

Это несколько ухудшает свойства акустики, но всё же оставляет их предпочтительными по сравнению с фазоинверторными изделиями.
От фазоинвертора лабиринт отличается менее «резонансным» звучанием, кроме того, в данном случае динамик свободен от компрессии, повышающей резонансную частоту, т.к. его тыловое излучение встречает минимальное количество препятствий.
Всё это звучит весьма красиво, однако при малейших просчётах в разработке или изготовлении - в длинном и сложном по форме волноводе с большой вероятностью могут возникнуть стоячие волны со сложной структурой резонансов, что сведёт на нет все преимущества акустического лабиринта.

8. Рупорные акустические системы.


Наиболее востребованными рупорные системы стали в среде аудиофилов, находящихся в непрерывных поисках «божественного» звука.
Рупорное акустическое оформление чаще используется в комбинации с другими типами (чаще для оформления высокочастотных излучателей), однако, существуют и широкополосные, полностью рупорные конструкции.
В качестве аналога рупорной акустической системы рассмотрим боцмана, нарушающего тишину посредством жестяного рупорного матюгальника. Что тут можно заметить? При участии матюгальника была достигнута значительная громкость, повысившая КПД орущего, а также сформирована чёткая направленность его излучения.
К тому же, благодаря свойству рупора повышать сопротивление воздушной среды - достигается лучшее согласование этой среды с относительно высоким механическим сопротивлением подвижной системы динамика.

Итак, из плюсов рупорных акустических систем: высокая чувствительность и, соответственно, КПД, приличное музыкальное разрешение, направленные свойства.
Из минусов: конструктивная и технологическая сложность, своеобразное звучание, считающееся некоторыми аудиофилами достоинством, значительные размеры низкочастотных рупоров, ограничивающие целесообразность их использования концертными площадками и стадионами.

9. Акустические системы изобарического типа.


Акустическая система изобарического типа – ещё одна разновидность низкочастотного оформления, призванная обеспечить достойное воспроизведение басов в корпусе ограниченного объёма.
Конструктивно ящик изобарической акустики разделён герметичной перегородкой на две (не всегда равные) части, в каждую из которых установлено по одному НЧ динамику так, что между ними находится постоянный неизменный объём воздуха.
На оба динамика одновременно подаётся один и тот же сигнал. Другими словами - их можно включить параллельно, либо последовательно, либо подключить каждый из них к отдельному усилителю.

При подобном включении излучателей нагрузка на тыльную сторону диффузора внешнего динамика будет компенсироваться аналогичными колебаниями внешней стороны диффузора динамика внутреннего. Результат - удвоение (вернее - почти удвоение) мощности акустического излучения при неизменном объёме корпуса АС.
А если задуматься о том, что каждая одиночная головка в пределах допускаемых отклонений имеет свою, обусловленную технологией производства, неравномерность АЧХ, и частоты пиков и провалов на каждой из них не совпадают, то очевидно, что, благодаря взаимному демпфированию излучателей, суммарная АЧХ окажется значительно более гладкой.

10. Акустические системы со сдвоенными головками.


На самом деле, вся эта изобарика, описанная выше - не более чем красивое рекламное название давным-давно известного типа акустических систем со сдвоенными головками.
Причём изначально сдвоенные головки располагались на одной панели, диффузорами навстречу друг к другу и, помимо всех преимуществ акустики изобарического типа, имели ещё одно существенное достоинство - меньшие по сравнению с одиночным излучателем нелинейные искажения.
Нелинейные искажения уменьшаются из-за того, что при данном (встречном) соединении динамиков сдвоенная головка представляет собой сугубо симметричную электромеханическую систему.
По этой причине - сопротивление воздушной среды с её обеих сторон практически одинаково, различия гибкости подвеса при движении диффузора вперёд и назад отсутствует. Наконец, асимметрия распределения магнитной индукции в зазоре магнитной системы, отрицательно влияющая на уровень второй гармоники, в сдвоенной головке при встречном расположении не проявляется.

Естественным образом, подключать головки к усилителю следует противофазно.

Исходя из сказанного, можно сделать вывод - данный тип акустики, с точки зрения качества звука, является более предпочтительным по отношению к системе изобарического типа.

11. Акустические системы смешанного типа.


Здесь всё просто как ситцевые трусы! Акустические системы смешанного типа - это АС, в которых для различных частотных поддиапазонов используются и разные типы акустического оформления.
Казалось бы, на этом можно поставить точку, однако есть ещё в природе изделия, которые вызывают изумление не только за счёт космических цен, но и в связи с неземным совершенством оных.
К числу таких относится обновлённая версия ВТОРЫХ (!!!) сверху в иерархии акустических систем американской фирмы Nola - Concert Grand Reference Gold 2 (см. фото).
Приведу краткое описание колонок:
Традиционно для акустики фирмы ВЧ-СЧ секция выполнена в открытом оформлении.
Высокие частоты озвучивает ленточный излучатель длиной 12 дюймов, работающий от 1000 Гц, а на участке свыше 10000 Гц ему помогает небольшой ленточный супертвитер.

Набор среднечастотных динамиков в каждой колонке включает четыре драйвера с магнитами Alnico, которые закрывают диапазон от 400 до 1000 Гц.
Затем в работу включаются четыре небольших басовика с диффузорами из сплава магния и медными фазовыравнивающими кернами, они также имеют магнитную систему из сплава алюминия, никеля и кобальта.
Область ниже 40 Гц поручена двум 12-ти дюймовым вуферам, каждый из которых работает на свой собственный объем с фазоинвертором.
Вместе все динамики сводятся фирменным пятиполосным разделительным фильтром UnisonTM, собранным на шести отдельных платах.
Чувствительность систем составляет 91 дБ, номинальное сопротивление – 8 Ом, вес – 125 килограммов каждая.
Розничная цена Nola Concert Grand Reference Gold 2 в США заявлена на уровне 240 000 долларов за пару.

 

vpayaem.ru

Звуковые волны. Источники звука. Характеристики звука (Иванова М.Г.)

Данный урок освещает тему «Звуковые волны». На этом уроке мы продолжим изучать акустику. Вначале повторим определение звуковых волн, затем рассмотрим их частотные диапазоны и познакомимся с понятием ультразвуковых и инфразвуковых волн. Мы также обсудим свойства, присущие звуковым волнам в различных средах, и узнаем, какие им присущи характеристики.

Звуковые волны – это механические колебания, которые, распространяясь и взаимодействуя с органом слуха, воспринимаются человеком (рис. 1).

Рис. 1. Звуковая волна

Раздел, который занимается в физике этими волнами, называется акустика. Профессия людей, которых в простонародье называют «слухачами», – акустики. Звуковая волна – это волна, распространяющаяся в упругой среде, это продольная волна, и, когда она распространяется в упругой среде, чередуются сжатие и разряжение. Передается она с течением времени на расстояние (рис. 2).

Рис. 2. Распространение звуковой волны

К звуковым волнам относятся такие колебания, которые осуществляются с частотой от 20 до 20 000 Гц. Для этих частот соответствуют длины волн 17 м (для 20 Гц) и 17 мм (для 20 000 Гц). Этот диапазон будет называться слышимым звуком. Эти длины волн приведены для воздуха, скорость распространения звука в котором равна .

Существуют еще такие диапазоны, которыми занимаются акустики, – инфразвуковые и ультразвуковые. Инфразвуковые – это те, которые имеют частоту меньше 20 Гц. А ультразвуковые – это те, которые имеют частоту больше 20 000 Гц (рис. 3).

Рис. 3. Диапазоны звуковых волн

Каждый образованный человек должен ориентироваться в диапазоне частот звуковых волн и знать, что если он пойдет на УЗИ, то картинка на экране компьютера будет строиться с частотой больше 20 000 Гц.

Ультразвук – это механические волны, аналогичные звуковым, но имеющие частоту от 20 кГц до миллиарда герц.

Волны, имеющие частоту более миллиарда герц, называют гиперзвуком.

Ультразвук применяется для обнаружения дефектов в литых деталях. На исследуемую деталь направляют поток коротких ультразвуковых сигналов. В тех местах, где дефектов нет, сигналы проходят сквозь деталь, не регистрируясь приемником.

Если же в детали есть трещина, воздушная полость или другая неоднородность, то ультразвуковой сигнал отражается от нее и, возвращаясь, попадает в приемник. Такой метод называют ультразвуковой дефектоскопией.

Другими примерами применения ультразвука являются аппараты ультразвукового исследования, аппараты УЗИ, ультразвуковая терапия.

Инфразвук – механические волны, аналогичные звуковым, но имеющие частоту менее 20 Гц. Они не воспринимаются человеческим ухом.

Естественными источниками инфразвуковых волн являются шторм, цунами, землетрясения, ураганы, извержения вулканов, гроза.

Инфразвук – тоже важные волны, которые используют для колебаний поверхности (например, чтобы разрушить какие-нибудь большие объекты). Мы запускаем инфразвук в почву – и почва дробится. Где такое используется? Например, на алмазных приисках, где берут руду, в которых есть алмазные компоненты, и дробят на мелкие частицы, чтобы найти эти алмазные вкрапления (рис. 4).

Рис. 4. Применение инфразвука

Скорость звука зависит от условий среды и температуры (рис. 5).

Рис. 5. Скорость распространения звуковой волны в различных средах

Обратите внимание: в воздухе скорость звука при  равна , при  скорость увеличивается на . Если вы исследователь, то вам могут пригодиться такие знания. Вы, может быть, даже придумаете какой-нибудь температурный датчик, который будет фиксировать расхождения температуры путем изменения скорости звука в среде. Мы уже знаем, что чем плотнее среда, чем более серьезное взаимодействие между частицами среды, тем быстрее распространяется волна. Мы в прошлом параграфе обсудили это на примере сухого и воздуха влажного воздуха. Для воды скорость распространения звука . Если создать звуковую волну (стучать по камертону), то скорость ее распространения в воде будет в 4 раза больше, чем в воздухе. По воде информация дойдет быстрее в 4 раза, чем по воздуху. А в стали и того быстрее:  (рис. 6).

Рис. 6. Скорость распространения звуковой волны

Вы знаете из былин, что Илья Муромец пользовался (да и все богатыри и обычные русские люди и мальчики из РВС Гайдара), пользовались очень интересным способом обнаружения объекта, который приближается, но располагается еще далеко. Звук, который он издает при движении, еще не слышен. Илья Муромец, припав ухом к земле, может ее услышать. Почему? Потому что по твердой земле передается звук с большей скоростью, значит, быстрее дойдет до уха Ильи Муромца, и он сможет подготовиться к встрече неприятеля.

Самые интересные звуковые волны – музыкальные звуки и шумы. Какие предметы могут создать звуковые волны? Если мы возьмем источник волны и упругую среду, если мы заставим источник звука колебаться гармонически, то у нас возникнет замечательная звуковая волна, которая будет называться музыкальным звуком. Этими источниками звуковых волн могут быть, например, струны гитары или рояля. Это может быть звуковая волна, которая создана в зазоре воздушном трубы (органа или трубы). Из уроков музыки вы знаете ноты: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. В акустике они называются тонами (рис. 7).

Рис. 7. Музыкальные тоны

У всех предметов, которые могут издавать тоны, будут особенности. Чем они различаются? Они различаются длиной волны и частотой. Если эти звуковые волны создаются не гармонически звучащими телами или не связаны в общую какую-то оркестровую пьесу, то такое количество звуков будет называться шумом.

Шум – беспорядочные колебания различной физической природы, отличающиеся сложностью временной и спектральной структуры. Понятие шума есть бытовое и есть физическое, они очень схожи, и поэтому мы его вводим как отдельный важный объект рассмотрения.

Переходим к количественным оценкам звуковых волн. Какие у музыкальных звуковых волн характеристики? Эти характеристики распространяются исключительно на гармонические звуковые колебания. Итак, громкость звука. Чем определяется громкость звука? Рассмотрим распространение звуковой волны во времени или колебания источника звуковой волны (рис. 8).

Рис. 8. Громкость звука

При этом, если мы добавили в систему не очень много звука (стукнули тихонечко по клавише фортепиано, например), то будет тихий звук. Если мы громко, высоко поднимая руку, вызовем этот звук, стукнув по клавише, получим громкий звук. От чего это зависит? У тихого звука амплитуда колебаний меньше, чем у громкого звука .

Следующая важная характеристика музыкального звука и любого другого – высота. От чего зависит высота звука? Высота зависит от частоты. Мы можем заставить источник колебаться часто, а можем заставить его колебаться не очень быстро (то есть совершать за единицу времени меньшее количество колебаний). Рассмотрим развертку по времени высокого и низкого звука одной амплитуды (рис. 9).

Рис. 9. Высота звука

Можно сделать интересный вывод. Если человек поет басом, то у него источник звука (это голосовые связки) колеблется в несколько раз медленнее, чем у человека, который поет сопрано. Во втором случае голосовые связки колеблются чаще, поэтому чаще вызывают очаги сжатия и разряжения в распространении волны.

Есть еще одна интересная характеристика звуковых волн, которую физики не изучают. Это тембр. Вы знаете и легко различаете одну и ту же музыкальную пьесу, которую исполняют на балалайке или на виолончели. Чем отличаются эти звучания или это исполнение? Мы попросили в начале эксперимента людей, которые извлекают звуки, делать их примерно одинаковой амплитуды, чтобы была одинакова громкость звука. Это как в случае оркестра: если не требуется выделения какого-то инструмента, все играют примерно одинаково, в одинаковую силу. Так вот тембр балалайки и виолончели отличается. Если бы мы нарисовали звук, который извлекают из одного инструмента, из другого, с помощью диаграмм, то они были бы одинаковыми. Но вы легко отличаете эти инструменты по звуку.

Еще один пример важности тембра. Представьте себе двух певцов, которые заканчивают один и тот же музыкальный вуз у одинаковых педагогов. Они учились одинаково хорошо на пятерки. Почему-то один становится выдающимся исполнителем, а другой всю жизнь недоволен своей карьерой. На самом деле это определяется исключительно их инструментом, который вызывает как раз голосовые колебания в среде, т. е. у них отличаются голоса по тембру.

 

Список литературы

  1. Соколович Ю.А., Богданова Г.С. Физика: справочник с примерами решения задач. – 2-е издание передел. – X.: Веста: издательство «Ранок», 2005. – 464 с.
  2. Перышкин А.В., Гутник Е.М., Физика. 9 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений/А.В. Перышкин, Е.М. Гутник. – 14-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009. – 300 с.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Интернет-портал «eduspb.com» (Источник)
  2. Интернет-портал «msk.edu.ua» (Источник)
  3. Интернет-портал «class-fizika.narod.ru» (Источник)

 

Домашнее задание

  1. Как распространяется звук? Что может служить источником звука?
  2. Может ли звук распространяться в космосе?
  3. Всякая ли волна, достигшая органа слуха человека, воспринимается им?

interneturok.ru


Смотрите также